Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа»




Скачать 64.53 Kb.
НазваниеУправление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа»
Дата публикации11.05.2014
Размер64.53 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок
Управление образования администрации Тындинского района Амурской области

МОБУ «Восточненская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературы в 11 классе

Характеры Аксиньи и Натальи в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон»

Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

Долгова Елена Павловна

Тема урока: Характеры Натальи и Аксиньи в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

.

Цели урока: показать, как утверждаются М. Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характеров Аксиньи и Натальи, способствовать общему и литературному развитию выпускников и обогащению их личностного опыта.

Ход урока

Для раскрытия характеров Натальи и Аксиньи М.Шолохов воспользовался психологическим принципом.

1. В переломные моменты в судьбах героинь Шолохов сопоставляет их внутреннюю жизнь с природными процессами. Обратимся к тексту.

- Что мы узнали об Аксинье в самом начале встречи с ней? Как складывается жизнь Аксиньи до появления Григория?

-С чем сравнивает писатель состояние Аксиньи после разрыва с Григорием? (Григория женят) (кн.1, ч.1, гл.20, с.83). Просмотр фрагмента фильма «Тихий Дон».
- Расскажите о жизни Натальи до замужества.

- «Грозу» в душе Натальи Шолохов сравнивает с грозой в природе

(кн.4, ч. 7, гл. 16, с.419). Просмотр фрагмента фильма и «Тихий Дон» ( на прополке бахчи).

- Как вы понимаете «гроза» в душе Натальи ?

(У Натальи нервный срыв: муж живёт с соперницей, от людей нет помощи, и она обращается к силам природы, к Богу).

- Покажите те слова, которые помогают нам понять грозу природную и «грозу» в душе Натальи? (с.419).

Сцена представляет собой психологический пролог к ещё более трагической сцене романа: решив не родить от Григория ребёнка, Наталья идёт на аборт и умирает, простив мужа за всё.

- Что же лежит в основе этих сопоставлений и чем они вызваны?

В основе сопоставлений – соответствие между природными процессами и сложными мыслями и чувствами героинь. Природа живёт по своим законам, люди – по своим. В какой-то момент эти миры, сближаясь, пересекаются, и тогда возникает символ. Автор использует сравнения из мира природы.

Давайте разберёмся, в чём особенность этих сравнений у Шолохова?

- Есть ли разница в восприятии природы Натальей и Аксиньей и как это характеризует героинь? Сравните восприятие природы Натальей и Аксиньей после их болезни. Ощущения вначале почти одинаковые.

(Аксинья, в отличие от Натальи, воспринимает мир природы глубже, он воздействует на её душу т.2, ч.8, гл.1, с.521).

(Наталье мила тишина, вдыхает напитанный горечью ветер…т.2, кн.4,ч.7, гл.4,с.332).

- С помощью каких словесно-образных средств повествует автор об ощущениях Аксиньи в эпизоде её возвращения из хутора Татарского в Вешки? (т.2.ч.7,чл.1, с.316-317).

- Жизнь Аксиньи и жизнь ландыша – в чём сходство?

(Описание ландыша – элегия в прозе: «Улыбаясь и шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безмятежных, голубеньких цветков, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладкий аромат ландыша. Аксинье вспомнилась молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь. Звучит вывод-обобщение: «Что же, стара, видно, стала Аксинья…станет ли женщина смолоду плакать от того, что за сердце схватит случайное воспоминание»).


  1. Одним из важных компонентов раскрытия характеров в романе является портрет, который даётся автором на протяжении всего повествования: писатель рассредоточивает портретные детали, закрепляя некоторые черты внешнего облика, дополняя и оттеняя их, чтобы показать те изменения во внешности, в духовном мире, которые произошли под воздействием времени и событий жизни


-Рассмотрим портрет Натальи в юности и перед смертью. Можно ли по внешнему портрету судить о внутреннем мире героини?

(Портрет Натальи-девушки дан глазами Мелехова. Здесь не только внешний, но и психологический портрет юной Натальи. Звучит и авторская, и Григория оценка, и отражено эмоциональное состояние Натальи т.1,ч.1,7гл.15, с.66).

_-Портрет Натальи на свадьбе дан опять Григорием т.1, ч.1, гл.21, с.87.

По другому выглядит Наталья перед смертью: т.2, ч.7, гл.16,с.426.

Эти портреты даны в субъективном восприятии Григория и Ильиничны и являются средством раскрытия духовного мира героя.
Рассмотрим, при помощи каких словесно-образных средств изображает автор душевное состояние героинь в почти схожих ситуациях – в момент ожидания Аксиньей вести о смерти Григория и в момент получения Натальей письма с фронта о смерти мужа?

- Есть ли разница в проявлении ими чувств и как это характеризует персонажей?

(Привезли из госпиталя заболевшего тифом Григория. Аксинья решила, что он мёртв. «Ни кровинки не было на белом Аксиньином лице…т.2, ч.7, гл.24, с.477.

Уравновешенная и спокойная в обычной жизни Наталья, узнав из письма о гибели мужа, не в состоянии сдержать эмоции…т.1,ч.3, гл.16, с.274).


  1. Разница характеров Аксиньи и Натальи, то новое в их психологии, что появилось под воздействием обыденной жизни и исторических событий, ещё глубже раскрывается в общении героинь с окружающими людьми, в диалогах друг с другом.


- Как в диалогах-сценах встреч в Ягодном раскрываются характеры соперниц? Что изменилось в их психологии? Т.1, ч.3,гл.19, с.282
(В первый раз Наталья пришла к Аксинье с просьбой-мольбой: отступиться от мужа. Встречаются не соперницы – враги. Вторая встреча свидетельствует о духовном росте, о появлении в характере героинь новых качеств. Духовно выросла Аксинья, иной стала Наталья, пришедшая на этот раз не с мольбой, а с желанием убедиться в неверности мужа, чтобы принять решение, как быть с ожидаемым ребёнком от мужа-изменщика. Т.2, ч.7, гл.16, с.415-417 (чтение в лицах диалога). Увидев, что Аксинья встревожена вопросом о Григории, Наталья всё поняла.


  1. Связывает ли Шолохов духовный мир героинь и их поступки?

Поступки Натальи и Аксиньи психологически мотивированы. Тому или иному поступку автор предпосылает подробное описание психологического процесса, показывая внутреннюю борьбу чувств в их душе и поисках выхода.
- Проследим за состоянием Аксиньи во время болезни ребёнка и после его смерти (т.1,ч.3, гл.22, с.294). (В её сознании смешалось всё: сон и явь. И в это трагическое для убитой горем женщины время рядом оказался Евгений. Объясняя причины своей связи с Евгением, Аксинья говорит ему: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна». Нужда и одиночество заставляют Аксинью вернуться к Степану. Связи Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат Аксинью, а скорей они подчёркивают её красоту, глубину, силу её женской любви к Григорию. В последней, четвёртой части романа видим цельную и мудрую Аксинью, к ней тянется Дуняшка, Ильинична признаёт её право на сына, Гришины дети зовут её мамой, даже вернувшийся из плена Степан уважительно стал относиться к её чувству к Мелехову, молчат хуторские бабы, ранее охочие до сплетен.


  1. В чём же разница характеров Аксиньи и Натальи?

- Понимает ли Аксинья Григория? А Наталья?

- Почему к Аксинье тянется Мелехов и вспоминает о ней в самые трагические моменты жизни, а о Наталье – редко? Как это показывает автор?


Аксинья

Наталья

Наделена даром сопереживания, соучастия, такта. Она видит и понимает душевные взлёты и падения Григория: увидела и поняла его психологическую раздвоенность, когда он метался между белыми и красными в поисках «третьей» правды. Она знала, о чём он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чём не спрашивала. Пусть он решит сам. Аксинья живёт жизнью возлюбленного, и он для неё – ощущение жизни и сама жизнь. Думая об Аксинье, Григорий думает о жизни. Аксинья для него поддержка, и опора, и путеводный маяк.

Наталья – антипод Аксиньи. Она по-своему любит мужа, но её духовный мир замкнут на хозяйстве, детях и муже. Выросшая и воспитанная в патриархальной семье, труженица и невестка, пришедшаяся по нраву старикам Мелеховым, она медленно растёт духовно, интересы мужа, его метания ей непонятны и чужды. А порой даже враждебны. Наталья обвиняет мужа в пьянстве, в распутстве. Она не способна заглянуть в душу близкого ей человека. Вот почему не к ней, а к Аксинье тянется Григорий. О Наталье Григорий вспоминает редко. Он отдыхает рядом с ней, но внутренней поддержки не ощущает. О Наталье Григорий стал вспоминать после смерти её: «Он изнурял себя работой…и всё же вспоминал Наталью… Он вспоминал её фигуру, походку, манеру поправлять волосы, её улыбку, интонацию голоса».





Завершая сегодняшний урок, приходим к выводу о том, что одной из особенностей раскрытия характеров является воссоздание автором психологических ситуаций, эмоций, чувств, возникающих от общения героинь с окружающими людьми, от восприятия внешнего мира и происходящих в нём событий.
Домашнее задание

  1. Проанализируйте структуру повествования о психологическом состоянии Аксиньи в момент ожидания ею Григория из комендатуры.

(книга 4, часть 7, глава 24).

  1. Образ Дона в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад на августовскую педагогическую конференцию начальника отдела...
Добрый день, дорогие коллеги и уважаемые гости нашего традиционного августовского совещания

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconI городская научно-практическая конференция «К вершинам науки»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 города Белогорска Амурской области

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconМкоу зотинская средняя общеобразовательная школа Петуховского района...
Мкоу зотинская средняя общеобразовательная школа Петуховского района Курганской области

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconУправлениеобразовани я муниципальное общеобразовательное бюджетное...
«Медвенская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconПриказ №205 от 31 августа 2011г. Учредитель: Управление образования...
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Сост. Э. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. Рабочие программы...

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconКонкурс «Смех дело серьезное» Рассказ
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением предметов естественно-математического...

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconПубличный отчет за 2011-2012 учебный год муниципального бюджетного...
...

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconРабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа»

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» icon«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»»
Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Управление образования администрации Тындинского района Амурской области мобу «Восточненская средняя общеобразовательная школа» iconСогласована
Основная образовательная программа начального общего образования казённого образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции