Скачать 64.53 Kb.
|
Управление образования администрации Тындинского района Амурской области МОБУ «Восточненская средняя общеобразовательная школа» Урок литературы в 11 классе Характеры Аксиньи и Натальи в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон» Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Долгова Елена Павловна Тема урока: Характеры Натальи и Аксиньи в романе М. Шолохова «Тихий Дон» . Цели урока: показать, как утверждаются М. Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь; помочь учащимся увидеть, почувствовать, понять и оценить мастерство Шолохова-психолога в раскрытии характеров Аксиньи и Натальи, способствовать общему и литературному развитию выпускников и обогащению их личностного опыта. Ход урока Для раскрытия характеров Натальи и Аксиньи М.Шолохов воспользовался психологическим принципом. 1. В переломные моменты в судьбах героинь Шолохов сопоставляет их внутреннюю жизнь с природными процессами. Обратимся к тексту. - Что мы узнали об Аксинье в самом начале встречи с ней? Как складывается жизнь Аксиньи до появления Григория? -С чем сравнивает писатель состояние Аксиньи после разрыва с Григорием? (Григория женят) (кн.1, ч.1, гл.20, с.83). Просмотр фрагмента фильма «Тихий Дон». - Расскажите о жизни Натальи до замужества. - «Грозу» в душе Натальи Шолохов сравнивает с грозой в природе (кн.4, ч. 7, гл. 16, с.419). Просмотр фрагмента фильма и «Тихий Дон» ( на прополке бахчи). - Как вы понимаете «гроза» в душе Натальи ? (У Натальи нервный срыв: муж живёт с соперницей, от людей нет помощи, и она обращается к силам природы, к Богу). - Покажите те слова, которые помогают нам понять грозу природную и «грозу» в душе Натальи? (с.419). Сцена представляет собой психологический пролог к ещё более трагической сцене романа: решив не родить от Григория ребёнка, Наталья идёт на аборт и умирает, простив мужа за всё. - Что же лежит в основе этих сопоставлений и чем они вызваны? В основе сопоставлений – соответствие между природными процессами и сложными мыслями и чувствами героинь. Природа живёт по своим законам, люди – по своим. В какой-то момент эти миры, сближаясь, пересекаются, и тогда возникает символ. Автор использует сравнения из мира природы. Давайте разберёмся, в чём особенность этих сравнений у Шолохова? - Есть ли разница в восприятии природы Натальей и Аксиньей и как это характеризует героинь? Сравните восприятие природы Натальей и Аксиньей после их болезни. Ощущения вначале почти одинаковые. (Аксинья, в отличие от Натальи, воспринимает мир природы глубже, он воздействует на её душу т.2, ч.8, гл.1, с.521). (Наталье мила тишина, вдыхает напитанный горечью ветер…т.2, кн.4,ч.7, гл.4,с.332). - С помощью каких словесно-образных средств повествует автор об ощущениях Аксиньи в эпизоде её возвращения из хутора Татарского в Вешки? (т.2.ч.7,чл.1, с.316-317). - Жизнь Аксиньи и жизнь ландыша – в чём сходство? (Описание ландыша – элегия в прозе: «Улыбаясь и шевеля губами, она осторожно перебирала стебельки безмятежных, голубеньких цветков, потом перегнулась полнеющим станом, чтобы понюхать, и вдруг уловила томительный и сладкий аромат ландыша. Аксинье вспомнилась молодость и вся её долгая и бедная радостями жизнь. Звучит вывод-обобщение: «Что же, стара, видно, стала Аксинья…станет ли женщина смолоду плакать от того, что за сердце схватит случайное воспоминание»).
-Рассмотрим портрет Натальи в юности и перед смертью. Можно ли по внешнему портрету судить о внутреннем мире героини? (Портрет Натальи-девушки дан глазами Мелехова. Здесь не только внешний, но и психологический портрет юной Натальи. Звучит и авторская, и Григория оценка, и отражено эмоциональное состояние Натальи т.1,ч.1,7гл.15, с.66). _-Портрет Натальи на свадьбе дан опять Григорием т.1, ч.1, гл.21, с.87. По другому выглядит Наталья перед смертью: т.2, ч.7, гл.16,с.426. Эти портреты даны в субъективном восприятии Григория и Ильиничны и являются средством раскрытия духовного мира героя. Рассмотрим, при помощи каких словесно-образных средств изображает автор душевное состояние героинь в почти схожих ситуациях – в момент ожидания Аксиньей вести о смерти Григория и в момент получения Натальей письма с фронта о смерти мужа? - Есть ли разница в проявлении ими чувств и как это характеризует персонажей? (Привезли из госпиталя заболевшего тифом Григория. Аксинья решила, что он мёртв. «Ни кровинки не было на белом Аксиньином лице…т.2, ч.7, гл.24, с.477. Уравновешенная и спокойная в обычной жизни Наталья, узнав из письма о гибели мужа, не в состоянии сдержать эмоции…т.1,ч.3, гл.16, с.274).
- Как в диалогах-сценах встреч в Ягодном раскрываются характеры соперниц? Что изменилось в их психологии? Т.1, ч.3,гл.19, с.282 (В первый раз Наталья пришла к Аксинье с просьбой-мольбой: отступиться от мужа. Встречаются не соперницы – враги. Вторая встреча свидетельствует о духовном росте, о появлении в характере героинь новых качеств. Духовно выросла Аксинья, иной стала Наталья, пришедшая на этот раз не с мольбой, а с желанием убедиться в неверности мужа, чтобы принять решение, как быть с ожидаемым ребёнком от мужа-изменщика. Т.2, ч.7, гл.16, с.415-417 (чтение в лицах диалога). Увидев, что Аксинья встревожена вопросом о Григории, Наталья всё поняла.
Поступки Натальи и Аксиньи психологически мотивированы. Тому или иному поступку автор предпосылает подробное описание психологического процесса, показывая внутреннюю борьбу чувств в их душе и поисках выхода. - Проследим за состоянием Аксиньи во время болезни ребёнка и после его смерти (т.1,ч.3, гл.22, с.294). (В её сознании смешалось всё: сон и явь. И в это трагическое для убитой горем женщины время рядом оказался Евгений. Объясняя причины своей связи с Евгением, Аксинья говорит ему: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна». Нужда и одиночество заставляют Аксинью вернуться к Степану. Связи Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат Аксинью, а скорей они подчёркивают её красоту, глубину, силу её женской любви к Григорию. В последней, четвёртой части романа видим цельную и мудрую Аксинью, к ней тянется Дуняшка, Ильинична признаёт её право на сына, Гришины дети зовут её мамой, даже вернувшийся из плена Степан уважительно стал относиться к её чувству к Мелехову, молчат хуторские бабы, ранее охочие до сплетен.
- Понимает ли Аксинья Григория? А Наталья? - Почему к Аксинье тянется Мелехов и вспоминает о ней в самые трагические моменты жизни, а о Наталье – редко? Как это показывает автор?
Завершая сегодняшний урок, приходим к выводу о том, что одной из особенностей раскрытия характеров является воссоздание автором психологических ситуаций, эмоций, чувств, возникающих от общения героинь с окружающими людьми, от восприятия внешнего мира и происходящих в нём событий. Домашнее задание
(книга 4, часть 7, глава 24).
|
Доклад на августовскую педагогическую конференцию начальника отдела... Добрый день, дорогие коллеги и уважаемые гости нашего традиционного августовского совещания |
I городская научно-практическая конференция «К вершинам науки» Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 города Белогорска Амурской области |
||
Мкоу зотинская средняя общеобразовательная школа Петуховского района... Мкоу зотинская средняя общеобразовательная школа Петуховского района Курганской области |
Управлениеобразовани я муниципальное общеобразовательное бюджетное... «Медвенская средняя общеобразовательная школа» Медвенского района Курской области |
||
Приказ №205 от 31 августа 2011г. Учредитель: Управление образования... Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Сост. Э. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2007. Рабочие программы... |
Конкурс «Смех дело серьезное» Рассказ Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением предметов естественно-математического... |
||
Публичный отчет за 2011-2012 учебный год муниципального бюджетного... ... |
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Восточненская средняя общеобразовательная школа» |
||
«Организация методической работы по образовательной области «Чтение художественной литературы»» Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан |
Согласована Основная образовательная программа начального общего образования казённого образовательного учреждения «Заливинская средняя общеобразовательная... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |