20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу




Скачать 56.76 Kb.
Название20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу
Дата публикации20.05.2014
Размер56.76 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > География > Документы
20.Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации ЭВ в ДОУ
Цель ЭВ

ЭВ - целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать худ. ценности (Лихачев БТ). Это определение относится к зрелой личности.

Дети д/в способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать… ЭВ - важнейшая сторона воспитания детей. ЭВ способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, повышает познавательную активность, влияет на ФР. Результат ЭВ - ЭР. Составляющей этого процесса явл-ся худ. образование - процесс усвоения искусствоведческих ЗУН, развитие способности к худ. творчеству.

Задачи ЭВ:

1 гр. задач направлена на формирование эст. отношения детей к окружающему: нужно развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать худ. вкус, потребность в познании прекрасного. 1 гр. задач изучена в меньшей степени и чаще рассматривается как прикладная ко 2 гр.

2 гр. задач направлена на формирование худ. умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества. 2 гр. задач представлена более основательно.

Положительный результат будет лишь при условии тесной взаимосвязи этих двух групп задач в процессе реализации!

Условия и средства ЭВ

Для реализации задач необходимы определенные условия:

  • среда, в которой живет и развивается ребенок, оказывает воздействие, которое по силе и значимости вряд ли может сравниться с др. Эстетика быта включает в себя множество деталей: - эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется (игрушки, одежда, дизайн помещения), (эстетика обстановки д/б постоянно, а не от случая к случаю); - красоту каждодневных отношений между лл, окружающих ребенка (речь, интонация взрослых); - внешний вид человека.

Средством ЭВ эстетика быта становится:

1. тогда, когда взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта: Как стало красиво!;

2. когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты: Что надо сделать, чтобы было красивее?. Нужно соблюдать 3 правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя - делают эстетику быта средством ЭВ ребенка.

  • природа становится средством тогда, когда взрослые целенаправленно используют ее «воспитательные возможности» и делают ее наглядной для ребенка. Сама по себе природа - условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

  • искусство: изо, музыка, литература, архитектура, театр - условие и средство ЭВ. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в дет. душе поистине эст. восприятия действительности. Влияние музыки на эмоциональную сферу личности бесспорно, хотя механизм этого влияния пока не раскрыт до конца. Надо знакомить детей с лучшими образцами народной и классической музыки. Каждый вид искусства ценен для развития личности. Один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному.

  • Условие и средство ЭВ: худ. деятельность как самостоятельная, так и организованная воспитателем. Воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания.

Худ. деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно - худ. творчество, музицирование, изо и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В худ. деятельности присутствуют:

1. воспроизводящий (репродуктивный) и

2. творческий факторы, которые необходимы и взаимосвязаны (нельзя творить, не научившись репродуцировать).

= Все средства эффективны сами по себе и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства; на его потенциальные пед. возможности; учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство; принимает во внимание возрастные и инд. особенности развития детей.

Методы ЭВ

Каждой группе задач ЭВ соответствуют свои методы.

Ведущими методами для решения задач 1 гр. являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Показ - используется при первичном знакомстве с предметом эст. действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

Ведущими методами для решения задач 2 гр. являются: практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Общий принцип отбора методов - находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства», собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в худ. деятельности разных видов.

Полезны творческие задания (сочиним стихи…), которые должны сочетаться с обучением навыкам худ. выразительности: показ, упражнение, обследование предмета, описание - методы прямого обучения.

Формы организации ЭВ

ЭВ детей в д/у осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения детей, вида деятельности. воспитатель управляет процессом развития детей. Но и дети любят худ. деятельность и часто занимаются ею по собственной инициативе. Характер руководства ею опосредованный, косвенный. СХД потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их инд. потребностей: сделать подарок, смастерить игрушку... Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога - помочь ребенку, не нарушая замысла ребенка. Главное - создать условия для самостоятельной деятельности: (материалы, место…). СХД может носить инд. характер, а иногда дети объединяются по 2-3 чел-ка. Признаки СХД:

1. внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и

2. Умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

СХД тесно связана с работой, которую проводит воспитатель.

Это м/б: 1. занятия по РР, изо деятельности, музыке; 2. воспитатель организует экскурсии в природу, в музеи, к памятникам (продумать содержание экскурсии, определить и изучить место, способ размещения детей…). Театрализованные игры, игры-драматизации (форма дет. деятельности) проходят под руководством воспитателя. Праздники, развлечения как форма работы 1 раз в 2 недели (содержание развлечений: тематические литературные и муз. вечера, викторины по сказкам…). Полезны развлечения, сочетающие разные виды искусств: литературу, музыку, изо. Праздники в д/у соответствуют принятым в нашей стране:

1. связанные с общ. жизнью (День Победы, День защитника отечества…);

2. связанные с народной и религиозной традицией (пасха, Рождество…).

3. праздники местного значения (День города) + детсадовские (День рождения группы…).

= ЭВ детей д/в м/б организовано в разных формах, которые имеют свою классификацию.


По принципу управления деятельностью детей

Под прямым

руководством взрослого

Под косвенным

руководством взрослого


По способу объединения детей

Совместная деятельность детей и взрослого:

  • фронтальная

  • подгрупповая

  • с 1 ребенком

  • индивидуальная

  • подгруппами


По видам деятельности

  • занятия

  • экскурсии

  • праздники

  • развлечения

  • игра

  • труд

  • театрализованные игры

  • повторение занятий, праздников

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconЦеленаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества
Нравственное воспитание. Значение, механизм, задачи, средства, методы и условия их эффективности. Содержание и методика нв детей...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconСт/в. Дети могут ставить цель, когда достигают материального результата...
Трудовое воспитание. Значение, компоненты труда, задачи, содержание, формы организации труда в доу

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconРоль семьи в формировании личности ребенка
Преемственность в работе доу и семьи: понятие, готовность ребенка к школе, содержание, формы и методы работы доу и школы, формы сотрудничества...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconРассказ о профессии
Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconУрок развития речи, изо, музыки на тему: «Зимний музыкальный пейзаж»
Цель урока: совершенствовать речевые умения; уметь выразить музыкальные впечатления в форме высказывания; продолжить эстетическое...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconЛитературно-музыкальный утренник для учащихся 5-7 классов
Цель: художественно-эстетическое воспитание учащихся, развитие творческих способностей, речевой культуры учащихся

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconРабочая учебная программа По музыкально-ритмическим движениям для...
Музыкальное воспитание в средней группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной программы...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconРабочая учебная программа по музыкально-ритмическим движениям для...
Музыкально-ритмическое воспитание во 2 младшей группе доу осуществляется на основе программы «Гармония» и основной общеобразовательной...

20. Эстетическое воспитание. Цель, задачи, условия, средства, методы, формы организации эв в доу iconМетодология исследования структуры педагогики
Охватывает цели, содержание, методы, средства и формы обучения способам изобразительной деятельности с одной стороны и образному...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции