Скачать 53.68 Kb.
|
Открытый урок в 5 классе по музыке «Романса трепетные звуки» Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса. Задачи: Образовательная: - познакомить с романсом- одним из жанров вокального искусства. Воспитательная: - воспитывать эстетическое, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни. Развивающая: - развивать музыкальный слух, речь детей. Тип урока: Урок новых знаний. Ход урока:
Здравствуйте, мы вас ждем!(игровой момент) Учитель: (Эпиграф на доске). « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей! (А.Фет)
Ребята, скажите, пожалуйста, с каким музыкальным жанром вокального искусства мы уже с вами знакомы, что мы разучивали и пели? Песни. Хорошо. А какие песенки мы уже с вами разучили? А давайте вспомним, какими особенностями обладает жанр «песня»? Вспомните слова Мачадо « Ты сделай так, чтобы в людях хранилась песня твоя»
Ребята, а сколько добрых, тихих и светлых, о первых дорогах, о родном доме, о Родине мы уже с вами разучили.
(Исполнение песни всем классом хором)
А сейчас обратите внимание, у вас на партах лежат листочки, на которых написаны характерные черты песни .Давайте вспомним эти черты. Читает ученик: -веселая -грустная -колыбельная -трогательная - любимая - русская - народная -лирическая -хоровая -плясовая и т.д. Как вы думаете, к какому виду искусства относятся вот эти черты? -романтическая -поэтичная - вдохновенная -мечтательная -спокойная -уравновешенная -лирическая -камерная -великая -любовная Записываем тему нашего урока « Романс».Сегодня мы познакомимся с вами с новым жанром вокального искусства «Романсом». Мы будем учиться его слушать и понимать. Итак, ребята, что же такое романс? Один из самых тонких, поэтических жанров – романс воплотил в себе огромный мир музыкальных образов. Как и песня, романс относится к жанрам вокальной миниатюры, однако его отличает более изысканный поэтический и музыкальный образ. Кроме того, романс- это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением. Песня же может исполняться и хором, и без аккомпонемента. Романс – музыкально-поэтическое сочинение, лирическая песня. Романс не может быть веселым. Романс никогда не поют хором, потому что в этом произведении выражаются глубоко личные чувства. Записываем в тетрадь: Романс – это вокальное произведение, написанное для одного голоса с инструментальным сопровождением, небольшое по размеру. В нем выражается отношение человека к природе, к жизни, либо его эмоции, переживания и чувства. Сейчас мы с вами прослушаем необыкновенно поэтичный и задушевный романс М.И.Глинки «Жаворонок» на слова Нестора Кукольника. Слушание романса. Чтение романса стр.74. -Ребята, как вы думаете, что хотели передать авторы своим произведением, какие чувства, настроения? - Ранняя весна, ласковое дыхание земли, поток переливчатых звуков…все как будто создает радостное и приподнятое настроение, неповторимое ощущение наступающей весны. И в тоже время чувствуется некоторая грусть, печаль. А сейчас я предлагаю прослушать еще один романс. Но уже в моем исполнении. Вы послушайте, и скажите, какое настроение выражает этот романс, о чем он? «Отговорила роща золотая» Романс рассказывает о грустных чувствах человека к уходящему лету. Но человек не жалеет своих лет, которые он прожил, потому что сделал это не напрасно. Вот и вы должны делать только добрые дела и поступки, чтобы в дальнейшем вам не было стыдно. А у меня к вам такой вопрос. Любое ли стихотворение может стать романсом? Мы уже говорили, что романс это небольшое по размеру музыкальное произведение, как правило, о природе, переживаниях и чувствах человека. Вот послушайте стихотворение «Благословляю вас, леса!» из поэмы «Иоанн Дамаскин» А.Толстого). Подходит оно или нет к романcу? Благословляю, вас леса, Долины, нивы, горы, воды Благословляю я свободу и голубые небеса! И посох мой благословляю И эту бедную суму И степь от краю и до краю И солнца свет и ночи тьму И одинокую тропинку По коей нищий я иду. И в поле каждую былинку И в небе каждую звезду О, если б мог всю жизнь смешать я Всю душу вместе с вами слить О, если б мог в мои объятья я вас Враги, друзья и братья И всю природу заключить! Итак, отвечает ли стихотворение критериям романса? Что вы почувствовали в этом стихотворении? ( восхищение, прославление, любовь ко всему живому, торжественный гимн природе). Посмотрите, и выбирете 1-2 синонима слова ТОРЖЕСТВЕННО ВЕЛИЧАВО ШУМНО ВЕЛИЧЕСТВЕННО ПРАЗДНИЧНО А вот это стихотворение? Что сегодня на обед У зайчонка винегрет У лисички на столе – Земляничное желе На столе у мышки – Пироги да пышки, А у мишки сладкий мед Он у пчел его берет. Белке нравятся орешки. Их грызет она без спешки. Не торопится и слон. Апельсины любит он. Как зверята поедят, Спать зверята захотят Нет. А почему? Итак, какими критериям отвечает стихотворение, чтобы стать романсом?
А сейчас я предлагаю вам еще раз послушать романс «Жаворонок». У вас на столах лежат листы бумаги, карандаши, краски, кому , что нравится. Вы попробуйте изобразить на этих листах то, что вы испытываете во время прослушивания этого романса. (Дети работают, листы вывешиваю на доску) У каждого получился свой рисунок, так как внутренний мир и чувства у каждого из нас свои. Итак, скажите , с каким жанром вокального музыкального искусства мы познакомились на уроке? Романсом. Что послужило основой для возникновения жанра романса? ( без литературы не появилось бы романса) Давайте вспомним, что же такое романс? Д.з. Выучить романс «Отговорила роща золотая», ( раздатки) как стихи.
А сейчас я предлагаю вновь вернуться к песне, потому что именно песня стала родоначальницей всего вокального наследия, к которому относится и романс. «Шире круг» Оценки за работу на уроке |
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
Урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» Открытый урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» с приглашением военнослужащих |
||
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» |
Организатор Обсуждаемые вопросы Состав и количество участников По теме «Соблюдение правил безопасности около водоемах во время таяния льда. Открытый урок по литературе в 6 «Б» классе |
||
Урок по музыке в 5 классе по теме «Музыка- главный герой сказки» Способствовать развитию музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости на произведения искусства |
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента... Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» |
||
Открытый урок литературы в 11 классе Цель и задачи урока: на основе анализа лирических произведений и жизненного опыта «учащихся» ответить на вопрос, какие лики любви... |
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» |
||
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Моу «Октябрьская сош» Открытый урок по русскому языку в 4 классе.... Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |