Утверждено на заседании ученого совета
Института естественных и социально-экономических наук
(протокол №5 от 27.01.2014 г.)
Программа вступительного испытания в магистратуру
по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование»,
магистерская программа «Географическое образование»
Цель и форма вступительного испытания.
Вступительное испытание проводится с целью выявления готовности абитуриентов к обучению в магистратуре. Форма вступительного испытания - собеседование, включающее подготовку абитуриентами развернутого ответа на два вопроса. Ответ оценивается по пятибалльной шкале.
-
Критерии и показатели оценки ответов поступающих в магистратуру
. Мотивационно-ценностный критерий и его показатели:
|
1. Позитивное отношение к будущей профессиональной деятельности, связанной с направленностью магистерской программы;
|
2. Устойчивое стремление к самообразованию и саморазвитию, профессиональному совершенствованию;
|
3. Устойчивое стремление к достижению какой-либо конкретной цели, например, к разработке или реализации профессионального проекта, к продвижению в карьере.
|
II. Когнитивный критерий и его показатели:
|
1. Владение понятийно-терминологическим аппаратом педагогики и географии;
|
2. Владение базовыми знаниями по географии;
|
3. Владение знаниями о современных проблемах и направлениях развития географии, педагогики и образования;
|
4. Владение педагогическими технологиями обучения географии в школе.
|
III. Операционно-деятельностный критерий и его показатели:
|
1. Умение выявлять проблемы в поставленном вопросе и предлагать пути их решения;
|
2. Умение выстроить доказательный, полный, точный ответ с комплексным характером анализа и вывода;
|
3. Умение интегрировать при ответе психолого-педагогические, академические и предметные знания;
|
4. Независимость мышления, творческий подход к решению задачи или к ответу на вопрос;
|
5. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе ответов на вопросы.
|
6. Умение решать олимпиадные и конкурсные задачи, указать верное решение для всех возрастных категорий учащихся основной и старшей общеобразовательной школы.
|
7. Владение методами решения базовых задач и умение их использовать в типовой ситуации
|
Примерный перечень вопросов
Педагогика как наука. Объект и предмет педагогической науки.
Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогической науки с другими науками.
Процесс обучения: сущность, закономерности, принципы и функции
Методы исследования педагогики, их классификация и характеристика
Личность как объект и субъект воспитания. Теория развития, социализации и воспитания личности.
Понятие, задачи и уровни системы образования в РФ.
Педагогические технологии: основные характеристики, структура
Виды и методы контроля в педагогическом процессе.
Профессиональная деятельность и личность педагога.
Закон «Об образовании в РФ».
Ведущие тенденции развития высшего образования в России и зарубежных странах на современном этапе.
География и важнейшие проблемы современности.
Методы географических исследований. Сравнительный географический метод, комплексные географические исследования. Моделирование в географии.
Географическая культура и географическое мышление.
Строение географической оболочки Земли и ее составляющих.
Географическая зональность.
Азональные географические закономерности.
Учение о природно-территориальном комплексе.
Факторы и процессы климатообразования.
Климаты Земли.
Факторы пространственной дифференциации и физико-географическое районирование.
Основные черты развития и размещения производительных сил экономически развитых и развивающихся стран.
Экономико-географическое положение как историческая категория.
Географическое разделение труда как важнейшая категория экономической и социальной географии.
Экономическое районирование: понятие, виды, принципы.
Международная экономическая интеграция как один из ведущих процессов интернационализации мирового хозяйства.
Территориальная ассиметрия российского пространства.
Региональная политика: цели, задачи, типы проблемных районов.
Особенности демографических процессов в экономически развитых и развивающихся странах. Демографическая ситуация в России.
Урбанизация: понятие, закономерности, экономические показатели, современные черты.
Геополитическое устройство мира с 90-х годов ХХ в. и место России в нем.
Общая характеристика учебного предмета «география» в современной российской школе.
Критический анализ концепций среднего географического образования.
Методика обучения географии как наука: предмет, задачи, проблемы и методы исследования. Современный этап развития методической науки, её перспективы.
Компоненты содержания географического образования.
Технологии обучения географии.
Методика применения средств обучения географии в учебно-воспитательном процессе.
Технология современного урока географии.
Современные средства контроля и оценки результатов обучения географии.
Методические подходы к изучению отдельных курсов географии в общеобразовательных учреждениях.
Социально-значимая направленность внеклассной работы и методика организации этой работы учителем географии.
Методика применения на уроке географии фронтальной, индивидуальной и групповой форм организации.
Методика формирования общих географических понятий.
Методика формирования единичных географических понятий.
Методика изучения фактического материала, в том числе географической номенклатуры.
Географические умения школьников, их структура.
Методика формирования картографических умений.
Методика формирования специальных умений в процессе практических работ.
Приемы работы с учебником географии.
Приемы работы с наглядными средствами обучения географии.
Методы обучения географии, их классификация.
Литература, электронные образовательные и интернет-ресурсы
Основная литература
Андриенко, Е.В. Педагогический профессионализм: монография / Е.В. Андриенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. - НГПУ, 2011. – 188с. ЭБ НГПУ. - Режим достпа:http://lib.nspu.ru/file/libraru/204208/1d599af0797d7fd9.pdf.
Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник для высш. проф. образования / Н.Ф. Голованова. - 2- е изд., стер. - Москва: Академия, 2013. - 240 с.
Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник для высшего профессионального образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2011. 352 с.
Кондратьева, Т.Н. Педагогические технологии: учебно-методический комплекс / Т.Н. Кондратьева; Новосиб. гос. пед. ун-т, Ин-т открытого дистанционного образования. - Новосибирск: НГПУ, 2010. - 81,7 МБ - ЭБ «НГПУ». - Режим доступа: http://lib.nspu.ru/ views/library/1101/.
Кравцова, Е. Е. Педагогика и психология: учебное пособие / Е.Е. Кравцова; ред. О.И. Киселева. - Москва: ФОРУМ, 2009. - 384 с.
Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев; под ред. В.А. Сластенина. - Москва: Владос, 2010. - 647 с. - (Педагогическое наследие). - Библиогр. в конце лекций. - Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56553/.
Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - Москва : Проспект, 2010. - 464 с.
-
Наливайко, Н.В. Глобальные и региональные тенденции развития отечественного образования: монография / Н.В. Наливайко, В.И. Панарин и др. – Новосибирск: Изд. СО РАН, 2010. – 298 с.
Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. – М.: Гардарика, 2000.
Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая и социальная география. Регионы и страны: Учебник. – М.: Гардарика, 2002.
Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии. 6-9 классы: метод. пособие. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Боков В.А., Селиверстов Ю.П., Черванов И.Г. Общее землеведение. – СПб., 1998.
Бусыгина И.М. Политическая география. Формирование политической карты мира: Учебник. – М.: Проспект, 2011.
География на пороге третьего тысячелетия: Сб. науч. тр. – Л., 1995.
Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н., Носонов А.М. Теория и методология географической науки. – М.: ВЛАДОС, 2005.
Голубчик М.М. Политическая география мира: Учеб. пособие. – Смоленск: Изд. СГУ, 1998.
Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2006.
Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Экономическая и социальная география зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2008.
Гладкий Ю.Н. и др. Социально-экономическая география России: Учебник для вузов. – М.: Гардарика, 2000.
Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики: Учебник. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998.
Григорьев А.А.Закономерности строения и развития географической среды. – М., 1966.
Григорьев А.А. Типы географической среды. – М., 1970.
Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – М.: Астрель, 2002.
Душина И.П., Понурова Г.Л. Методика преподавания географии. – М.: Московский лицей, 1996.
Исаченко А.Г. География в современном мире. – М., 1998.
Калесник С.В. Общие географические закономерности Земли. – М., 1970.
Котляков В.М. Мировой кризис конца ХХ века и географическая наука. – СПб., 1995.
Максаковский В.П. Географическая культура. – М., 1998.
Максаковский В.П. Географическая картина мира: в 2 кн. – М.: ДРОФА, 2007.
Максаковский В.П. Историческая география мира. – М., 1997.
Методика обучения географии в школе / Под ред. Л.М. Панчешниковой. – М.: Просвещение, 1997.
Методика обучения географии в школе / Под ред. И.С. Матрусова. – М., 1985.
Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
Летягин А.А. Современный кабинет географии: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2009.
Методика преподавания региональной географии в школе / Под ред. М.А. Никоновой. – М.: Астрель; Изд-во «АСТ», 2003.
Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства: международное разделение труда. – М.: Аспект Пресс, 2006.
Перцик Е.Н. Геоурбанистика: Учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.
Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
Родионова И.А. Мировая экономика: индустриальный сектор: Учеб. пособие. – М.: РУДН, 2010.
Сочава В.Б. Учение о геосистемах. – Новосибирск, 1975.
Сборник нормативных документов. География / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 2009.
Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: Астрель, 2007.
Экономическая и социальная география: Основы науки: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Экономическая, социальная и политическая география мира. Регионы и страны / Под ред. С.Б. Лаврова, Н.В. Каледина. – М.: Гардарика, 2002.
Электронные ресурсы
Абаскалова Н.П., Беляева М.В., Качалова Г.С. и др. Педагогическая практика студентов [Электронный ресурс]: учеб.-метод. комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2012. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. - URL: http://lib.nspu.ru/umk/ce18b7d20c123790.
Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А., Магомедов М.Д. Экономическая географии и регионалистика: Учебник [Электронный ресурс]. – М.: Дашков и К°, 2011. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/83594.
География [Электронный ресурс]. 9-10 кл.. – CD. – М.: Учитель, 2010.
География: метод. газета для учителей географии, экологии и природоведения / Гл. ред. О.Н. Коротова. – М.: Первое сентября. – URL: http://geo.1september.ru.
Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы [Электронный ресурс] . – М.: Книги по Требованию, 2011. – 525 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». – URL: http://www.biblioclub.ru/book/58406/.
Кириченко Ю.В., Щёкина М.В. Наука о Земле [Электронный ресурс]: учебное пособие: в 2 ч. – М.: Изд-во МГГУ, 2009. – Ч. 2. – 225 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=100117
Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учебное пособие. – М.: Логос, 2012. – 264 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». – URL: http://www.biblioclub.ru/book/84741.
Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): Учеб. пособие для бакалавров [Электронный ресурс]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/58055
Логинов В.Ф. Глобальные и региональные изменения климата: причины и следствия. – Минск: ТетраСистемс, 2008. – 496 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». – URL: http://www.biblioclub.ru/book/78229
Максаковский В.П. Общая экономическая и социальная география [Электронный ресурс] : курс лекций: в 2 ч. – М.: ВЛАДОС, 2008. – Ч. 1. – 368 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE. – URL: http://www.biblioclub.ru/56567
Мамедова Н.А. Территориальная организация населения [Электронный ресурс]: учеб.-практ. пособие. – М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 112 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». – URL: http://www.biblioclub.ru/book/90759
Митрофанова Ю.В. Методические аспекты изучения национально-регионального компонента географического образования в школе: учеб.-метод. комплекс. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2007. – 198 с. – Доступна эл. версия в ЭБ НГПУ. – URL: http://lib.nspu.ru/file/library/74466.
Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования [Электронный ресурс]. – М.: Люброком, 2010. – 280 с. – Доступна эл. версия. ЭБС «Университетская библиотека ONLINE». – URL:
Рябцева И.В. География [Электронный ресурс]: предпрофильная подготовка школьников. – CD. – М.: Дрофа, 2012. – URL: http://lib.nspu.ru/file/libraty/217314/952e4541309b6c1b.pdf.
Программа разработана на основе ФГОС по направлению подготовки бакалавриата 050100.62 Педагогическое образование.
Разработчики: зав. кафедрой экономической географии и регионоведения Н.Н. Пономаревой, зам. проректора по учебной работе Ю.В. Северина.
|