Скачать 0.87 Mb.
|
Развитие туристического сектора Нижегородской области как отраслевого рынка в рамках региональной инновационной системы Автор: Куфтырёв И.Г., к.э.н., доцент, начальник отдела международных связей Управления международной деятельности, доцент кафедры экономики народного хозяйства экономического факультета. СОДЕРЖАНИЕ 1.2. Туристский потенциал как составляющая экономического потенциала региона с учетом инновационной компоненты 7 Нормативные правовые акты (и ссылки на них): 68 ВВЕДЕНИЕ Данная работа представляет результаты авторского исследования, проводимого в рамках деятельности Центра туристического образования, исследований и взаимодействия с туриндустрией по проекту «Наращивание потенциала партнерства для улучшения туристического образования, исследований и программ поддержки промышленности», реализуемому ННГУ совместно с Университетом Флориды (США). Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. Разработка рекомендаций по их совершенствованию и развитию». Данное исследование ставит своей специфической целью определить основные тенденции и направления развития туристического сектора Нижегородской области как отраслевого рынка в рамках региональной инновационной системы. Исходя из этого, объектом исследования является туристский сектор региона, а в качестве предмета определены отношения между субъектами туристской деятельности как элементами формирующейся региональной инновационной системы. Различные теоретические и практические вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, способны сформировать у читателей необходимые знания в области экономики туризма. Данный аспект становится особо актуальным, учитывая интегрированный характер туристской отрасли и широкий спектр воздействия туризма на другие сферы экономической деятельности. Материалы данного исследования могут использоваться в дальнейшем для создания учебно-методических комплексов или для разработки методологических рекомендаций и учебных планов по направлению «Туризм» для студентов экономических специальностей ВУЗов. Результаты исследования могут быть интересны аспирантам, преподавателям по направлениям «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Государственное и муниципальное управление», а также слушателям программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма. 1. Основные тенденции и перспективы развития туризма как отраслевого рынка региона 1.1. Факторы, определяющие тенденции развития туристского рынка Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов прошлого века вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли. Средние темпы роста туризма составляют 7 - 9% в год1, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги. Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ): - ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 - 10 рабочих мест); - стимулирует развитие внутренних подотраслей: гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров; - способствует притоку в страну (область) иностранной валюты; - стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов; - стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем; - способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области); - стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции; - способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества; - формирует престиж области и страны в целом.Факторы, определяющие тенденции и динамику развития туризма в России, могут быть определены на основе PEST-анализа2 (таб. 1): Таблица 1 Факторный PEST-анализ тенденций развития туризма в России Как видно, Россия в целом следует общемировой тенденции по стиранию границ и облегчению визовых режимов, предоставляя своим гражданам возможность активного выездного туризма. Так например, по данным Федерального агентства по туризму в 2010 г. за границу выехало более 12,6 млн. россиян, что на 32% большее по сравнению с 2009 г. (9,5 млн.чел.). Россию в 2010 г. посетили 2,38 млн. иностранных туристов, что на 10% больше по сравнению с 2009 г. (2,16 млн. чел.). Таким образом, на 1 въезжающего туриста – иностранца приходится 5 выезжающих туристов – россиян. Такое соотношение свидетельствует и о том, что Россия пока еще остается «нераскрученной» в туристическом отношении страной, особенно в региональном разрезе. Большинство иностранных туристов ограничиваются в своем знакомстве с Россией Москвой и Санкт - Петербургом. Этот факт, однако, имеет и позитивное значение, т.к. «экзотичность» российских регионов может выступать хорошим стимулом для туристов, стремящихся открыть для себя новые направления путешествий. Вместе с тем, обращает на себя внимание негативная тенденция восприятия России как дорогой страны с несоответствующим уровнем обслуживания. С нашей точки зрения, данный факт может быть объяснен общей неразвитостью туристической инфраструктуры и ее элементов, низким уровнем конкуренции среди туристических компаний; некомпетентностью компаний, оказывающих какие-либо услуги, в вопросах взаимодействия с туристами, а также неподготовленностью (непрофессионализмом) персонала виду отсутствия образования и специальной подготовки в сфере туризма. Напротив, наличие данных факторов позволяет сформировать так называемый «туристический менталитет» среди населения региона и страны в целом, т.е. восприятие туризма как неотъемлемого социального явления, проявляющееся в личном активном участии в туристско ориентированной деятельности, например, в открытии малого, зачастую семейного бизнеса: мини-отелей, ресторанов, магазинов; работе гидом и т.д. Статистика выездного и въездного туризма для России за 2010 г. представлена, соответственно, на рис.1 и 2: Рис.1. Выездной туризм из России в 2010 г. (чел.)3 Рис.2. Въездной туризм в Россию в 2010 г. (чел.)4. |
Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания... Н. Ю. Боряковой на основе анализа и обобщения многих научных исследований, учебно методической литературы, нормативно правововых... |
Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта Книга предназначена для экспертов диссертационных исследований, членов Диссертационных Советов, научных руководителей и научных консультантов,... |
||
План лекции: Задачи, решаемые вычислительными центрами Структура... Создание вычислительных центров является способом повышения эффективности работы ЭВМ. Вычислительный центр объединяет технику различных... |
Теоретическое обоснование проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами Изучение проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами в психолого-педагогической литературе (здесь раскрываются... |
||
Методология и методика научных исследований Рекомендовано к изданию в открытой печати Учебно-методическим советом Казахского агротехнического университета им С. Сейфуллина (протокол... |
Доклад Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной... Целью методической работы является оказание помощи учителям в улучшении организации обучения гимназистов, обобщении и внедрении передового... |
||
Анализ методической работы за 1 полугод Поэтому, роль методической работы школы, заинтересованность руководства образовательного учреждения значительно возрастают в современных... |
Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для... Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических |
||
5. Базисные психотехники: активная жизнедеятельность, самонаблюдение и беатум 33 В книге рассматриваются некоторые основные положения беатотерапии — направления, разработанного автором и русле отечественной клинической... |
Приказ №562 02. 09. 2013 Об организации и направлениях деятельности... Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федеральных, региональных, муниципальных программ, приоритетного национального... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |