Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе.




Скачать 0.87 Mb.
Название Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе.
страница 1/8
Дата публикации 19.10.2014
Размер 0.87 Mb.
Тип Исследование
literature-edu.ru > География > Исследование
  1   2   3   4   5   6   7   8
Развитие туристического сектора

Нижегородской области как отраслевого рынка

в рамках региональной инновационной системы

Автор:

Куфтырёв И.Г., к.э.н., доцент, начальник отдела международных связей Управления международной деятельности, доцент кафедры экономики народного хозяйства экономического факультета.

СОДЕРЖАНИЕ


1.2. Туристский потенциал как составляющая экономического потенциала региона с учетом инновационной компоненты 7

Нормативные правовые акты (и ссылки на них): 68



ВВЕДЕНИЕ


Данная работа представляет результаты авторского исследования, проводимого в рамках деятельности Центра туристического образования, исследований и взаимодействия с туриндустрией по проекту «Наращивание потенциала партнерства для улучшения туристического образования, исследований и программ поддержки промышленности», реализуемому ННГУ совместно с Университетом Флориды (США).

Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. Разработка рекомендаций по их совершенствованию и развитию».

Данное исследование ставит своей специфической целью определить основные тенденции и направления развития туристического сектора Нижегородской области как отраслевого рынка в рамках региональной инновационной системы. Исходя из этого, объектом исследования является туристский сектор региона, а в качестве предмета определены отношения между субъектами туристской деятельности как элементами формирующейся региональной инновационной системы.

Различные теоретические и практические вопросы, рассматриваемые в данном исследовании, способны сформировать у читателей необходимые знания в области экономики туризма. Данный аспект становится особо актуальным, учитывая интегрированный характер туристской отрасли и широкий спектр воздействия туризма на другие сферы экономической деятельности.

Материалы данного исследования могут использоваться в дальнейшем для создания учебно-методических комплексов или для разработки методологических рекомендаций и учебных планов по направлению «Туризм» для студентов экономических специальностей ВУЗов. Результаты исследования могут быть интересны аспирантам, преподавателям по направлениям «Менеджмент», «Маркетинг», «Экономика фирмы и отраслевых рынков», «Государственное и муниципальное управление», а также слушателям программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров в сфере туризма.

1. Основные тенденции и перспективы развития туризма как отраслевого рынка региона
1.1. Факторы, определяющие тенденции развития туристского рынка
Современная туристская индустрия является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. По данным Всемирной туристской организации и Международного валютного фонда, туризм с конца 90-х годов прошлого века вышел на первое место и занимает лидирующее положение в мировом экспорте товаров и услуг, обогнав автомобильную промышленность, производство химических продуктов, продуктов питания и другие отрасли.

Средние темпы роста туризма составляют 7 - 9% в год1, что намного выше среднегодовых темпов роста мировой экономики в целом. Туристскую отрасль выгодно отличают следующие факторы: небольшие первоначальные инвестиции; быстрый срок окупаемости и достаточно высокий уровень рентабельности проектов; быстрорастущий спрос на туристские услуги.

Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития внутреннего и въездного туризма (далее - ВВТ):

- ВВТ создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях (каждый въезжающий в страну турист создает 8 - 10 рабочих мест);

- стимулирует развитие внутренних подотраслей: гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;

- способствует притоку в страну (область) иностранной валюты;

- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;

- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;

- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия страны (области);

- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;

- способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;

- формирует престиж области и страны в целом.Факторы, определяющие тенденции и динамику развития туризма в России, могут быть определены на основе PEST-анализа2 (таб. 1):

Таблица 1

Факторный PEST-анализ тенденций развития туризма в России


Как видно, Россия в целом следует общемировой тенденции по стиранию границ и облегчению визовых режимов, предоставляя своим гражданам возможность активного выездного туризма.
Так например, по данным Федерального агентства по туризму в 2010 г. за границу выехало более 12,6 млн. россиян, что на 32% большее по сравнению с 2009 г. (9,5 млн.чел.). Россию в 2010 г. посетили 2,38 млн. иностранных туристов, что на 10% больше по сравнению с 2009 г. (2,16 млн. чел.). Таким образом, на 1 въезжающего туриста – иностранца приходится 5 выезжающих туристов – россиян. Такое соотношение свидетельствует и о том, что Россия пока еще остается «нераскрученной» в туристическом отношении страной, особенно в региональном разрезе. Большинство иностранных туристов ограничиваются в своем знакомстве с Россией Москвой и Санкт - Петербургом.

Этот факт, однако, имеет и позитивное значение, т.к. «экзотичность» российских регионов может выступать хорошим стимулом для туристов, стремящихся открыть для себя новые направления путешествий. Вместе с тем, обращает на себя внимание негативная тенденция восприятия России как дорогой страны с несоответствующим уровнем обслуживания. С нашей точки зрения, данный факт может быть объяснен общей неразвитостью туристической инфраструктуры и ее элементов, низким уровнем конкуренции среди туристических компаний; некомпетентностью компаний, оказывающих какие-либо услуги, в вопросах взаимодействия с туристами, а также неподготовленностью (непрофессионализмом) персонала виду отсутствия образования и специальной подготовки в сфере туризма. Напротив, наличие данных факторов позволяет сформировать так называемый «туристический менталитет» среди населения региона и страны в целом, т.е. восприятие туризма как неотъемлемого социального явления, проявляющееся в личном активном участии в туристско ориентированной деятельности, например, в открытии малого, зачастую семейного бизнеса: мини-отелей, ресторанов, магазинов; работе гидом и т.д.

Статистика выездного и въездного туризма для России за 2010 г. представлена, соответственно, на рис.1 и 2:



Рис.1. Выездной туризм из России в 2010 г. (чел.)3



Рис.2. Въездной туризм в Россию в 2010 г. (чел.)4.

  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Наталья Юрьевна Борякова Педагогические системы обучения и воспитания...
Н. Ю. Боряковой на основе анализа и обобщения многих научных исследований, учебно методической литературы, нормативно правововых...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Современное диссертационное исследование по педагогике оценка качества Книга для эксперта
Книга предназначена для экспертов диссертационных исследований, членов Диссертационных Советов, научных руководителей и научных консультантов,...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon План лекции: Задачи, решаемые вычислительными центрами Структура...
Создание вычислительных центров является способом повышения эффективности работы ЭВМ. Вычислительный центр объединяет технику различных...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Теоретическое обоснование проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами
Изучение проблемы организации методической работы в доу с молодыми педагогами в психолого-педагогической литературе (здесь раскрываются...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Методология и методика научных исследований
Рекомендовано к изданию в открытой печати Учебно-методическим советом Казахского агротехнического университета им С. Сейфуллина (протокол...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Доклад Общая система образовательной, научно-методической, экспериментальной...
Целью методической работы является оказание помощи учителям в улучшении организации обучения гимназистов, обобщении и внедрении передового...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Анализ методической работы за 1 полугод
Поэтому, роль методической работы школы, заинтересованность руководства образовательного учреждения значительно возрастают в современных...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Учебно-методическое пособие для проведения практических занятий для...
Методы научных исследований: учебно-методическое пособие для проведения практических
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon 5. Базисные психотехники: активная жизнедеятельность, самонаблюдение и беатум 33
В книге рассматриваются некоторые основные положения беатотерапии — направления, разработанного автором и русле отечественной клинической...
Исследование проводилось в русле приоритетного направления научных исследований и учебно-методической работы Центра: «Изучение уровня привлекательности туристических маршрутов/центров в Нижегородском регионе. icon Приказ №562 02. 09. 2013 Об организации и направлениях деятельности...
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», федеральных, региональных, муниципальных программ, приоритетного национального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции