Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»




Скачать 132.87 Kb.
НазваниеУрок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»
Дата публикации10.10.2014
Размер132.87 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > География > Урок

  1. Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» учителя Васильевой Н.И. МОУ СОШ №34 г. Воронежа

Пояснительная записка к уроку

Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» в тематическом планировании уроков русского языка в 7 классе проводится в I четверти в разделе «Повторение изученного в 6 классе» (в 6 классе дети учились писать сочинения-описания природы), поэтому такой урок можно провести в условиях естественной природной среды.

Найти естественную природную среду не вызовет затруднений в сельской школе. В городе есть тоже много зон с естественной природной средой (парки, аллеи, скверы и т.п.). В микрорайоне нашей школы есть замечательные уголки природы: берег водохранилища, Шиловский лес. Поэтому найти подходящее место для проведения уроков за стенами классной комнаты возможно.

Домашним заданием к уроку было: 1) повторить изобразительно-выразительные языковые средства (сравнение, метафора, олицетворение, эпитет); 2) подобрать цитаты об осени.

Русский язык. 7 класс.

Урок развития речи по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям»
Я уверен, что для полного овладения русским языком ...

нужно общение с пажитями и лесами, водами,

старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым

цветком, что кивает головкой из-под куста лещины.

К.Паустовский

Цели:

- выработка умения писать сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям;

- совершенствовать умение собирать материал к сочинению и систематизировать его;

- совершенствовать навыки монологической речи (в художественном стиле);

- совершенствовать речемыслительную деятельность;

- совершенствовать умения работать с текстом в программе Microsoft Word (ввод и форматирование текста, вставка картинок в документ);

- развивать воображение, внимание, навыки устной и письменной речи;

- способствовать воспитанию чувства прекрасного, бережного отношения к природе, любви к своей малой родине.
Оборудование:

- памятки-алгоритмы действий при работе в программе Microsoft Word;

- ПК (нетбук)- 20 шт.;

- фотоаппараты - 10 шт.;

- материал к уроку в электронном виде (вопросы и задания, тексты русских поэтов и писателей об осени, подбор цитат об осени, материал для словарной работы и др.).


Микро-цель

Ход занятия

Организация творческой образовательной среды

Место и роль ПК и его составляющих

Результат

Вспомнить правила поведения и безопасности.

Сообщить цель занятия.

Мотивация (внешняя).

  1. Организационный момент.

Учитель напоминает правила поведения и безопасности. Сообщает цель занятия, что мы должны сделать к концу занятия (создать собственный текст-описание общего вида местности в художественном стиле со вставкой в документ фотографии), как будем использовать на занятии ПК и фотоаппарат. (Лучшая работа будет опубликована в школьной газете, также работу можно использовать в качестве подарка близким и друзьям)







Готовность детей к работе, понимание конечной цели урока (что должны сделать).

Мотивация (внешняя).



Активизация наглядно-образного мышления.

Развитие внимания, воображения, чувства прекрасного.

Совершенствование навыков монологической речи (в художественном стиле).

Мотивация (внутренняя).

Учить «улавливать» настроение пейзажа и передавать его с помощью изобразительно-выразительных языковых средств, учить чувствовать красоту.

Закрепить умение составлять простой план к сочинению-описанию.

Развивать внимание и наблюдательность.

Развитие умения анализировать, обобщать и систематизировать.

Развитие умения учащихся соотносить воспринимаемую информацию и действительность.

Развитие умения преобразовывать и творчески представлять воспринятое.

Формирование умения выбирать необходимые языковые средства для выражения своей главной мысли и своего отношения в художественном стиле.

Развитие умения представлять сделанную работу.


  1. Работа по теме.




  1. Погружение в тему. Подготовка материалов к блиц-сочинению.


Объяснение учителя:

«Природа, мир, тайник Вселенной», - сказал великий поэт России Б.Л.Пастернак. Действительно, в природе есть всё: красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие. Стремление проникнуть в её тайны и наполниться её красотой необходимо каждому из нас, т.к. человек слит с окружающим миром природы и является частью этого мира.

Подготовьте к работе ПК, откройте на рабочем столе папку «Материалы к уроку», документ «Вопросы».
Беседа по вопросам:

  • Какие слова возникают у вас в воображении при слове осень? Запишите их после вопроса, выделив красным цветом.

  • Какая она, осень, для вас – золотая, серая, грустная, разноцветная или… Выделите красным цветом эпитеты, отвечающие вашему восприятию осени и (или) добавьте свои.


Чтение отрывков из художественных произведений. Работа над словом в художественном тексте:

В папке «Материалы к уроку» откройте документ «Художественные тексты» с художественными текстами А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, К.Г.Паустовского, И.А.Бунина (приложение №1). Прочитайте описание осени у разных художников слова и ответьте на вопросы.
Беседа по вопросам. Работа над словом в художественном тексте:

  • Какими чувствами проникнуто каждое произведение? Чьё восприятие осени вам ближе и почему?

  • Какими красками вы бы нарисовали каждый осенний пейзаж?

  • В каждом тексте красным цветом выделите ключевые слова и сочетания слов, характеризующие осень.

  • Почему Пушкин называет это время унылой и чарующей порой? Чем в осени очарован поэт?

Осмотритесь вокруг, вглядитесь внимательно в пейзаж, который вас сейчас окружает, и заполните таблицу, записав ряд эпитетов к каждому слову по собственным впечатлениям от картины осени, которую мы с вами сейчас наблюдаем:





Какой (-ая,-ое,ие)?

Что делает (-ют)?

Осень







Листья







Деревья







Небо







Земля







Воздух







Если необходимо, добавьте другие слова









  1. Составление плана к сочинению.

Основа описания – перечисление предметов, характерных для данного места. Перечисление может сопровождаться указанием на местоположение предметов. И наконец, предметы могут быть не только названы, но и описаны.

В описании места обычно выделяют:

  1. часть, где говорится о позиции наблюдателя;

  2. часть, в которой в определённой последовательности перечисляются или описываются характерные для данного места предметы.

Исходя из вышесказанного, составьте план к своему сочинению. (Самостоятельная работа)


  1. Написание сочинения.

  • Создайте папку под своим именем. В папке создайте документ в программе Microsoft Word. Запишите вид работы «Сочинение».

  • Придумайте заголовок, отразив в нём тему или основную мысль сочинения.

  • После заголовка подберите и запишите эпиграф к сочинению. Эпиграф к сочинению можно подобрать из цитат в папке «Материалы к уроку», документ «Цитаты» (приложение №2) или взять какую-либо из цитат об осени, заготовленных вами в качестве домашнего задания.

  • ВНИМАНИЕ!!! Прежде чем писать сочинение, определите его общее настроение, четко сформулируйте тему и основную мысль, отберите необходимые языковые средства: эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения.

  • Произведите фотосъёмку наиболее понравившегося вам вида местности.

  • ВНИМАНИЕ!!! Отберите самые удачные снимки, отвечающие замыслу вашего сочинения.

  • Сохраните сделанный(ые) снимок(и) в вашей папке.

  • Используя предыдущий материал, опираясь на собственные наблюдения, напишите после эпиграфа текст вашего сочинения-описания вида местности.

  • В описании места все глаголы обычно употребляются в форме одного времени (настоящего или будущего).

  • Слова, сочетания слов, выделенные красным цветом в документах «Вопросы» и «Художественные тексты», а также эпитеты и глаголы в заполненной таблице используйте в своем сочинении.

  • После написания сочинения вставьте свою фотографию в начале или в конце сочинения. Или примените обтекание картинки текстом.



  1. Подведение итогов.

Выборочное представление работ с обсуждением.



Работа над зрительными и словесными ассоциациями.

Чтение отрывков из художественных произведений.

Работа над словом в художественном тексте.

Восприятие осенней природы.

Восприятие осенней природы.

Фотосъёмка пейзажа.

Словесное рисование картин природы.

Анализ сделанных работ по определенным критериям.



Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).

Создание папки.

Отбор и распределение информации (материала) к сочинению.

Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).

Работа с текстовым редактором Microsoft Word (набор текста, форматирование текста).





Мотивация (внутренняя).

Восприятие осенней природы.

Развитие построения мыслительного образа.

Подготовка материала к сочинению.

Развитие умений видеть, фиксировать.

Подготовка плана сочинения.

Развитие умений видеть, фиксировать, иллюстрировать, обобщать и представлять, используя возможности ПК.


Приложение

Художественные тексты

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы…

А.С.Пушкин

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все – простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льется чистая и теплая лазурь

На отдыхающее поле…

Ф.И.Тютчев
Много было примет осени, но я не старался запомнить их. Однако я знал твердо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединенной с легкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые обтрепанные подолы, чем холоднее дожди, тем свежее становилось на сердце…

Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызвала.

К.Г.Паустовский
Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

И.Бунин

Цитаты к эпиграфу

Уж румянит осень клёны…

А.Майков
В саду горит костёр

Рябины красной…

С.Есенин
Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

К.Бальмонт
Роняет лес багряный свой убор…

А.Пушкин
Как птицы, скачут и бегут, как мыши,

Сухие листья клёнов и берёз.

С.Маршак
Цветная вьюга листопада –

Предзимья пышный карнавал.

Л.Татьяничева
Уж небо осенью дышало…

А.Пушкин
Отговорила роща золотая

Берёзовым , весёлым языком.

С.Есенин
Неизъяснимую печаль

Таят в себе красоты осени.

А.Дементьев

В помощь учителю. Материал для справок.

Унылая – скучная, тоскливая, невесёлая.

Чарующая – обаятельная, пленительная, привлекательная.

Багровый – красный, густого, тёмного оттенка. Багряный (книжн.)

Дивная – чудная, чудесная, волшебная, сказочная, феерическая, фантастическая; поражающая, удивляющая своей красотой, прелестью, своим великолепием, роскошью.

Праздный – ничем не занятый, без дела, без полезных занятий; перен. – бесцельный, пустой.
Грустить – печалиться, унывать, тосковать, кручиниться (нар.-поэт.)

Радоваться – ликовать

Гулять – прогуливаться, разгуливать (разг.), прохаживаться

Чувствовать – ощущать, чуять

Заколдовывать – зачаровывать, очаровывать, заворожить, околдовать

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconТематическое планирование по русской литературе 6 класс
Урок развития речи. Сочинение на тему «В чем красота и мудрость русского фольклора?»

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconУрок по русскому языку в 9-м классе по теме "Лексика и фразеология" (урок-обобщение)
Повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconРабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов...
Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и др. (Допущено Министерством образования РФ (письмо №13-58-1005/17 от 07. 07. 2003)) в соответствии...

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconРабочая программа II вида по русскому языку
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений: основной курс...

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (для поступающих...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе соответствующей образовательным программам основного общего среднего...

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconРабочая программа по русскому языку для 8-б класса Учитель: Ведышева Вера Викторовна
Настоящая рабочая программа разработана на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего...

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconУрок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconКалендарно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
Государственного стандартаосновного общего основногообразования по русскому языку

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку (на базе среднего...
Вступительные испытания по русскому языку проводятся по программе, соответствующей образовательным программам основного общего и...

Урок развития речи по русскому языку по теме «Сочинение-описание общего вида местности по собственным впечатлениям» iconУчебно-тематическое планирование по русскому языку Классы 10 Количество...
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку. М. «Просвещение»

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции