Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро»




Скачать 46.07 Kb.
Название Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
Дата публикации 09.10.2014
Размер 46.07 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > География > Урок
Сапрыгина Ирина Анатольевна.

Муниципальное Образовательное Учреждение

Средняя Общеобразовательная Школа №64 г. Томска,

Томской области.

Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии).

6 класс, 12 лет.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

14 слайдов.

Слайдовая презентация создана в среде Microsoft Power Point.

Звуковое сопровождение файл Windows Media Video.

Рекомендации:



название слайда

Содержание слайда

1.

Титульный лист

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Интегрированный урок литературы и психологии.

2.

Цель

1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы единства красоты человека и красоты природы; 2. Работа над выразительным чтением стихотворения, 3. Изображение красками эмоций после знакомства с текстом стихотворения

3.

текст

Обсуждение чтения: — Что вам кажется печальным и что радостным в зимней природе?
— Однообразен ли зимний пейзаж? Какие краски для него характерны? Чем красива зима?
— Как поэт относился к природе, что он в ней любит, чем чаще всего любуется? Прослушивание и просмотр видео.


4.

подумайте

— Какое чувство передано в этом стихотворении?
— На основании чего вы сделали такой вывод?
— Что значит — хорошее настроение? Как оно проявляется? Как о нём узнают другие?

Настроение — внутреннее психологическое состояние человека, которое не является постоянным, проявляется в отношении человека к другим: как обращается с ними, каким тоном говорит, как поступает, как воспринимает окружающий мир.) (слайд).

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?


5.

Настроение хорошее

Обсуждение картинок слайда. Рефлексия.

6.

Настроение плохое

Обсуждение картинок слайда. Рефлексия.

7.

Настроение в стихотворении 1 часть

— Докажем, что стихотворение «Зимнее утро» проникнуто радостным настроением. Можно ли в стихотворении выделить части? О чём они?

Первая часть. Начало стихотворения — радостное восклицание.

— К кому обращается поэт?
— Как называет любимую? (Звучные и яркие определения показывают силу чувства поэта, счастье, которое его переполняет.) (рефлексия)


8.

2 часть

— Что описывает поэт?
— С какой целью использует контрастное состояние природы? (Великолепие зимнего утра ощущается ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей, которая описана так же точно.) Случайно ли противопоставление вечера утру?
— Можно ли назвать подавленным душевное состояние поэта? Докажите, назвав характеризующие эпитеты, сравнение, олицетворения.(рефлексия)(слайд)

3-я и 4-я строфы. (слайд)

— Можно ли их объединить?
— Какое настроение стремится передать в них автор?


9.

пейзаж

— Можно ли их объединить?
— Какое настроение стремится передать в них автор?

3-я строфа. Описание зимнего пейзажа.

— Что описывает автор? (Небо, снег, лес…)
— С чем сравнивается снег? Почему?
— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой. (Запись определения в тетрадь.) С какой целью она используется поэтом?
— Найдите в 3-й, 4-й строфах однокоренные слова. (Блестя, блестит, блеском.) С какой целью автор их потребляет?(рефлексия).

— Найдите в строфе повтор. (И ель… И речка…) Такой изобразительный приём, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких стихотворных строк, называется анафорой.


10.

интерьер

4-я строфа.

— описание интерьера (внутреннего пространства здания, помещения), к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
— Что передают звуки второй и третьей строчек строфы? Какие согласные звуки, повторяясь, помогают передать треск дров в печи? Такой приём звукописи называют аллитерацией.

Аллитерация — приём звукописи, заключающийся в повторении одинаковых или близких по звучанию согласных звуков, например: “…Весёлым треском трещит затопленная печь” (А.С. Пушкин).


11.

стили

. Лексические, синтаксические особенности стихотворения.

— Назовите высокие, книжные слова. (Аврора, прелестный, озарена…)
— Разговорные, диалектные.

Вывод. Автор умело соединяет слова разных стилей в одном стихотворении.

— От чьего лица ведётся повествование? (От первого, обращение к собеседнику.)
— С какой целью поэт выбирает форму диалога? (Передача интонаций непринуждённого разговора.)
— Каким предстаёт перед нами автор стихотворения? (Добрый, простой, близкий народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.) (рефлексия)


12.

Стихотворный размер

— Каким стихотворным размером написано стихотворение? (Ямбом.)
— Почему именно этот размер использует поэт? Быстрый, мажорный, выразительный, живописный, совсем не таинственный размер.(слайд)


13.

Таблица Журавлёва

Соотнесите результаты с таблицей звукоцветовых соответствий;

определите, какие цвета доминируют.


14.

вывод

Итак, сегодня мы с вами проанализировали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», познакомились с такими средствами выразительности, как аллитерация и анафора, и установили, что не только слова, но и звуки обладают значимостью, также увидели, каким образом это свойство звуков используется в художественной речи, как звуки можно изобразить, узнали, как тесно связаны науки литература и психология.

Список литературы и Интернет – ресурсов:

О.А.Еремина. Уроки литературы в 6 классе. М.: Просвещение 2008.

А.П. Журавлёв. «Звук и смысл». М.: Просвещение, 1991.

Краткий литературоведческий словарь.

Литература 6 класс под редакцией В.Я.Коровиной.

В.Г. Маранцман. Литература 7 класс. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2007.

Интернет – ресурсы:

Festival.1september.ru

Festival – otkrytyj – urok.ru


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Урок 1 Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Цель: знакомство со стихотворением, работа над содержанием и литературными приёмами, используемыми автором, работа над выразительностью...
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Учебно образовательный центр «гармония» г. Милан Список учебной литературы...
А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Вот Север, тучи нагоняя», «Опрятней модного паркета…», «Цветок», «Сказка о царе Салтане»
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon О конкурсе на лучший интегрированный урок литературы
А. С. Пушкина, приуроченное к Пушкинским дням. Конкурс проводится с целью привития любви и общественного интереса к произведениям...
Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6 класс, 12 лет. А. С. Пушкин. «Зимнее утро» icon Урок Вводный из древнерусской литературы урок «Слово о полку Игореве»
Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной, И. С. Збарского, В. И. Коровина / авт сост. С. Б. Шадрина,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции