Конспекты работ по теории литературы




Скачать 458.42 Kb.
Название Конспекты работ по теории литературы
страница 1/5
Дата публикации 05.10.2014
Размер 458.42 Kb.
Тип Конспект
literature-edu.ru > География > Конспект
  1   2   3   4   5


Санкт-Петербургский

государственный университет

факультет журналистики

Конспекты работ по теории литературы

(для экзамена по курсу)

Примечание: конспекты в данном виде уже сдавались преподавателю, так что вам придется их слегка изменить :)

1. Аристотель "Поэтика"

1) Эпос и трагедия, а также комедия, дифирамбическая поэзия и большая часть

авлетики и кифаристики - все они являются подражанием. А отличаются они

друг от друга тремя чертами: тем, что воспроизводят различными средствами

или различные предметы, или различным, не одним и тем же, способом.

Отличать произведения стоит не по форме, а по содержанию.

2) Поэты изображают лиц действующих непременно или хорошими. Они представляют

людей или лучшими, или худшими, или такими же, как мы.

3) Различие трагедии и комедии состоит в том, что одна предпочитает изображать

худших, другая лучших, чем наши современники.

4) Есть еще третье различие в этой области - способ воспроизведения каждого

явления (от своего лица, от постороннего, изображая всех героев

действующими и проявляющими свою энергию).

5) Тремя чертами - средствами подражания, предметом его и способом

подражания - различаются виды творчества.

6) Как кажется, поэзию создали вообще две причины, притом естественные.

Во-первых, подражать присуще людям с детства; они отличаются от других

живых существ тем, что в высшей степени склонны к подражанию, и первые

познания человек приобретает посредством подражания. Во-вторых, подражание

всем доставляет удовольствие.

7) Комедия - это воспроизведение худших людей, по не по всей их

порочности, а в смешном виде. Смешное - частица безобразного, но без страданий

8) Эпическая поэзия сходна с трагедией (кроме величественного метра) по

изображению серьезных характеров, а отличается от нее тем, что имеет

простой метр и представляет собою рассказ. Кроме того, они различаются

длительностью.

9) Трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего

определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в

различных частях, - воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее

посредством сострадания и страха очищение подобных чувств.

В каждой трагедии непременно должно быть шесть составных частей: фабула,

характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция.

принято положение, что трагедия есть воспроизведение действия законченного

и целого, имеющего определенный объем. Целое - то, что имеет начало,

середину и конец. Части должны идти в строгом и стройном порядке. Важна

также и длина произведения.

10) Предел величины драмы достаточен, в границах которого при последовательном

развитии событий могут происходить по вероятности или по необходимости

переходы от несчастья к счастью или от счастья к несчастью.

11) Должно соблюдаться единство действия, но единство действия не есть единство

героя. Каждая часть должна быть такова, чтобы ее нельзя было выкинуть, не

нарушив тем самым целостности произведения.

12) Задача поэта - говорить не о происшедшем, а о том, что могло бы случиться,

о возможном по вероятности или необходимости (в этом и состоит отличие

поэта от историка).

13) Поэт - творец фабул. Из фабул одни бывают простые, другие - запутанные, так как именно такими

бывают и действия, воспроизведением которых являются фабулы (запутанные те,

в которых есть узнавания и/или перипетии, страдания).

По объему и месту части трагедии таковы: пролог, эпизодий, эксод, песнь

хора, а в ней парод и стасим.

14) Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и

важнейшее - чтобы они были благородны. Второе условие - соответствие

(характеров действующим лицам). Третье условие - правдоподобие. Четвертое

условие - последовательность.

15) Видов трагедии четыре. Лучше всего стараться соединять все эти виды.

16) Во всяком словесном изложении есть следующие части: основной звук, слог,

союз, имя, глагол, член, флексия и предложение.

17) Достоинство слога - быть ясным и не низким. Глоссы, метафоры, украшения и другие виды слов сделают слог благородным и возвышенным, а общеупотребительные выражения придадут ему ясность.

Мера - общее условие для всех видов слова.

Сложные слова более всего подходят к дифирамбам, глоссы - к героическим

стихам, метафоры - к ямбам. В героических стихах пригодны все вышеуказанные

виды слова, а в ямбах, так как они ближе всего воспроизводят разговорную

речь, пригодны те слова, которыми можно пользоваться в разговоре. Таковы

общеупотребительные слова, метафоры и украшения.

18) Упреки поэтическим произведениям бывают пяти видов: в том, что изображено

невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое,

или несогласное с правилами поэтики. А опровержения - их двенадцать -

должны рассматриваться с определенных точек зрения.

19) Трагедия отличается от эпоса многими преимуществами и еще действием своего

искусства, - ведь она должна вызывать не случайное удовольствие, а

указанное нами, - то ясно, что трагедия выше эпопеи, так как более

достигает своей цели.
Аристотель "Риторика"

1) Риторика - учение, способствующее находить возможные способы убеждения

относительно каждого данного предмета. Всеобщий характер риторики, как искусства убеждения, по своей природе сходен с диалектикой, которая также имеет дело со всеми науками, а не с

каким–либо одним определенным родом.

2) Риторика отличается от аналитики и диалектики прежде всего своим прикладным характером, так как она предназначена для того, чтобы убеждать людей в ходе полемики, в публичной речи или судебном

споре. Но поскольку наилучшей силой убеждения обладает доказательство,

которое изучается в аналитике, последняя - теоретическая основа риторики.

Но в устной речи было трудно пользоваться развернутыми силлогизмами,

поэтому вместо них там обращаются к сокращенным силлогизмам или энтимемам.

3) Что касается самого процесса убеждения, то различаются, с одной стороны,

способы или приемы убеждения, которые не нами изобретены и называются

“нетехническими”, а с другой — технические” методы, которые могут быть

созданы нами с помощью метода и наших собственных средств. К первому роду

относятся всевозможные факты, данные, свидетельства и т.п. посылки, на

которые опираются в доказательных и правдоподобных рассуждениях

(свидетельства очевидцев, письменные договоры, клятвы и даже показания,

данные под пыткой). К техническим средствам убеждения относятся как раз эти

способы вывода, посредством которых аргументы, т.е. нетехнические способы

убеждения связываются с выводимыми из них заключениями (силлогистические

умозаключения или силлогизмы).

4) Рекомендуется использовать более гибкие и ослабленные варианты, а именно

вместо силлогизмов — энтимемы (сокращенный силлогизм с пропущенной посылкой), а индукции — примеры.

5) Энтимемы должны играть решающую роль в риторике, поскольку они убеждают

сильнее, чем примеры. Примерами следует пользоваться в том случае, когда не

имеешь доказательства, ибо для того, чтобы убедить, требуется какое–нибудь

доказательство; когда же энтимемы есть, то примерами следует пользоваться

как свидетельствами, помещая их вслед за энтимемами в виде эпилога

6) Особое внимание обращается на различие между энтимемами двух видов:

диалектическими и риторическими, в которых посылки имеют общий,

универсальный характер, с одной стороны, и с другой, энтимемами частного

характера.

7) Софистическая риторика почти исключительно ограничивается эмоциональной и

стилистической сторонами риторики, игнорирует логические основания

убеждения, а в ряде случаев сознательно прибегает к софизмам для победы в

публичном споре. Но есть три причины, возбуждающие доверие к говорящему,

потому что есть именно столько вещей, в силу которых мы верим без

доказательства, — это разум, добродетель и благорасположение.

8) Убедительность речей в огромной степени зависит от людских страстей. Под

влиянием страстей возникает или исчезает доверие людей, с ними же связано

изменение их решений по различным вопросам, чувство удовольствия и

неудовольствия, выражающееся в гневе, сострадании, страхе и т.п. Страсти

часто оказывают решающее влияние на поведение людей, и оратор должен

воспользоваться ими для достижения своей цели.

9) С эмоциональной стороной речей тесно связан их стиль. Чтобы речь произвела

должное впечатление, стиль должен быть полон чувства, отражать характер и

соответствовать истинному положению вещей. Истинное

положение вещей диктует соответствующий стиль речи.


2. Никола Буало «Поэтическое искусство»

1. "Желанье рифмовать" не является талантом.

2. Смысл должен находиться в согласии с рифмой.

3. Главное в стихотворении - яркая острая мысль.

4. Избегайте излишнего, пустого многословия.

5. Количество не равняется качеству.

6. Низкое всегда уродливо, даже в низком стиле "должно быть благородство".

7. Изящный стиль, его строгость, чистота и ясность - образец для поэта.

8. Мысль в стихотворении должна быть четкой и ясной.

9. Поэт должен хорошо владеть языком, стилистические ошибки недопустимы.

10. Писать следует медленно и вдумчиво, а затем тщательно "шлифовать" свое

произведение.

11. Идиллия проста и наивна, она не терпит тяжеловесных выражений.

12. Элегия уныла и печальна, тон - высокий.

13. Ода бурна и "смята".

14. Сонет строг по форме (два катрена в начале, в которых восемь раз - две

рифмы, в конце - шесть строк, разделенные по смыслу на терцеты). Сонет не

терпит промахов (повторения слов, слабости стилистики).

15. Эпиграмма остра и проста по форме, хотя и шутлива. Для эпиграммы

необходим блеск мысли.

16. Баллада причудлива в рифмах.

17. Рондо имеет простой, но блестящий старинный склад.

18. Мадригал прост в рифмах, но изящен в слоге.

19. Сатира нескромна, но мила.

20. Пустые слова без чувств и мысли скучны для читателя.

21. Произведение должно иметь увлекательный, захватывающий сюжет.

22. Необходимо соблюдать единство места и времени.

23. Интрига должна нарастать постепенно и разрешаться в конце.

24. Не стоит делать из всех героев "слащавых пастушков", герой не должен

быть мелким и ничтожным, но некоторые слабости у него должны

присутствовать.

25. Для каждого героя - свои нравы и чувства.

26. Следует соблюдать точность в описаниях (мест, людей, эпох и т.п.).

27. Образ должен быть логичен.

28. Поэт в своих произведениях должен быть щедр на добрые чувства, умен,

солиден, глубок, приятен и умен. Слогу следует быть легким, сюжету -

затейливым.

29. Эпос - простор для фантазии поэта, но и фантазия должна быть заключена

в определенные границы.

30. Хороший ерой смел и доблестен, даже в слабостях выглядит владыкой.

31. Нельзя перегружать сюжет событиями. Следует также избегать лишних

мелочей.

32. Хороший рассказ "подвижен, ясен, сжат, а в описаниях и пышен,

и богат".

33. Для комедии важны простые, но живые образы, соответствующий персонажам

язык, простой, украшенный изящными, уместными шутками стиль, правдивость

повествования.

34. Посредственность в поэзии - синоним бездарности.

35. Следует прислушиваться к советам окружающих, но при этом отличать 36.

разумную критику от пустой и глупой.

37. Сочетайте в стихах полезное с приятным, учите читателя мудрости. Стихи

должны быть пищей для ума.

38. Поэт не должен быть завистливым.

39. Деньги не должны быть всем для поэта.

40. Как много подвигов, достойных восхвалений!

41. Поэты, чтоб воспеть как подобает их,

42. С особым тщанием выковывайте стих!

3. Гете И.В. "Простое подражание природе. Манера. Стиль"

1) Гёте в статье "Простое подражание природе. Манера. Стиль" предлагает

трихотомия - троякое разделение методов искусства. "Простое подражание" -

это рабское копирование природы. "Манера" - субъективный художественный

язык, "в котором дух говорящего запечатлевает и выражает себя

непосредственно". "Стиль" же "покоится на глубочайших твердынях познания,

на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и

осязаемых образах" (наиболее высший, по мнению Гете).

2) Художественно одаренный видит гармонию многих предметов,

которые можно поместить в одной картине, лишь пожертвовав частностями, и

ему досадно рабски копировать все буквы из великого букваря при-роды; он

изобретает свой собственный лад, создает свой собственный язык. И вот возникает язык, в котором дух говорящего себя запечатлевает и выражает непосредственно. И подобно тому, как мнения о вещах нравственного порядка в душе каждого, кто мыслит самостоятельно, обрисовываются и

складываются по-своему.

3) Когда искусство благодаря подражанию природе, благодаря усилиям создать для

себя единый язык, благодаря точному и углубленному изучению самого объекта

приобретает наконец все более и более точные знания свойств вещей и того,

как они возникают, когда искусство может свободно окидывать взглядом ряды

образов, сопоставлять различные характерные формы и передавать их, тогда-то

высшей ступенью, которой оно может достигнуть, становится стиль, ступенью —

вровень с величайшими устремлениями человека.

4) Если простое подражание зиждется на спокойном утверждении сущего, на

любовном его созерцании, манера — на восприятии явлений подвижной и

одаренной душой, то стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на

самом существе вещей, поскольку нам дано его распознавать в зримых и

осязаемых образах.

5) Чистое понятие надлежит изучать лишь на примерах самой природы и произведений искусства. Нетрудно заметить, что эти три здесь приведенные раздельно методы созидания художественных произведений находятся в близком сродстве и один почти незаметно перерастает в другой.

6) Простое подражание работает как бы в преддверии стиля. Если простое

подражание зиждется на спокойном утверждении сущего, на любовном его

созерцании, манера – на восприятии явлений подвижной и одаренной душой, то

стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей,

поскольку нам дано его распознавать в зримых и осязаемых образах»

7) Чем добросовестнее, тщательнее, чище будет подражатель подходить к делу, чем

спокойнее воспринимать то, что видит, чем сдержаннее его воспроизводить,

чем больше при этом привыкнет думать, а это значит, чем больше сравнивать

похожее и обособлять несходное, подчиняя отдельные предметы общим

понятиям, тем достойнее будет он переступать порог святая святых.

8) Манера - середина между простым подражанием и стилем. Чем ближе будет она своим облегченным

методом подходить к тщательному подражанию, и, с другой стороны, чем

ревностней схватывать характерное в предметах и стараться яснее выразить

его, чем больше она будет связывать эти свойства с чистой, живой и

деятельной индивидуальностью, тем выше, больше и значительнее она станет.

9) Мы употребляем слово «манера» в высоком и

исполненном уважения смысле, так что художнику, работы которого, по нашему

мнению, попадают в круг манеры, не следует на нас обижаться. Мы только

стремимся сохранить наиболее почетное место за словом «стиль», дабы у нас

имелось выражение для обозначения высшей степени, которой когда-либо

достигало и когда-либо сможет достигнуть искусство. Великое счастье хотя бы

только познать ту степень совершенства, благородное наслаждение беседовать

о ней с ценителями, и это наслаждение мы хотим не раз испытать в

дальнейшем.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспекты работ по теории литературы icon Перевод с английского
Беркли, вице-президент Международной социологической ассоциации, один из патриархов современной американской социологии и автор выдающихся...
Конспекты работ по теории литературы icon Тематика курсовых работ Предмет и методология макроэкономического...
Курс экономической теории / Под ред. М. Н. Чепурина, Е. А. Киселевой. Киров, 1997, гл. 11, п. 1,2
Конспекты работ по теории литературы icon Методические указания по выполнению контрольных работ по «Математике»...
Математика: Методические указания по выполнению контрольных работ Бузулук: бгти, 2013
Конспекты работ по теории литературы icon Перспективное планирование нод: Чтение художественной литературы....
Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Повторение стихотворений об осени. Чтение рассказа Г. Скребитского «Осень»
Конспекты работ по теории литературы icon Темы курсовых и контрольных работ для студентов дневного и заочного...
Фк по дисциплине «Деньги. Кредит. Банки» Эволюция номинализма как древнейшей денежной теории
Конспекты работ по теории литературы icon Контрольных работ
Контрольная работа – одна из основных форм проверки знаний, выполненная в соответствии с учебным планом, способствующая закреплению...
Конспекты работ по теории литературы icon Приложению Межпредметная научно-практическая конференция исследовательских...
Участниками дистанционного этапа являются авторы исследовательских работ, успешно прошедшие школьный этап
Конспекты работ по теории литературы icon 1. Конспекты занятий
Негосударственном образовательном учреждении частной средней общеобразовательной школе «Ромашка»
Конспекты работ по теории литературы icon Программа по литературе
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами
Конспекты работ по теории литературы icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции