Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов




Скачать 435.49 Kb.
Название Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов
страница 1/3
Дата публикации 01.10.2014
Размер 435.49 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3

ProPhoto > Библиотека > Макрофотография

__________________________




Макрофотография – как она есть

Дмитрий Константинов

Журнал Фототехника & Видеокамеры (Потребитель) 2005 г.

Я фотографирую потому, что ещё не умею этого делать.
Если бы умел, то перестал бы.
Йозеф Судек


 

 

1. Определение

В технической литературе макросъемкой принято называть съемку при масштабе 1:2 и более - то есть когда объект съемки на пленке уменьшен не более, чем в два раза. Но что нам за дело до инженеров и теоретиков? Мы определим макрофотографию по-своему.  Пусть это будет направление реалистической фотографии, отличительной особенностью которого является выбор сюжетов, имеющих относительно небольшие размеры. Макрофотография использует некоторые творческие методы таких направлений, как портрет, пейзаж, натюрморт и анималистика.

2. Поиски основ и смысла

Макрофотография в России не в чести. Отношение к ней можно охарактеризовать как снисходительно-презрительное. Беседа на волнующую вас тему, скорее всего, начнется и закончится одной фразой: – «А… Цветочки и жучков снимаешь?.. Ну-ну…»
И это совершенно нормально, поскольку полностью отвечает базовой модели менталитета всего русского народа, вне зависимости от интеллекта, образования и профессиональной деятельности. Тут уж ничего не поделаешь… Житель нашей чудесной страны в большинстве своем черств и нелюбопытен до вещей и явлений, не входящих в жизненно-необходимую сферу. Если оно не опасно, не съедобно и непригодно в хозяйстве – значит, оно не интересно. Так занятие макрофотографией входит в конфликт с глубинной национальной этикой.
Вы не сможете сказать жене, что вместо поездки к теще пойдете снимать букашек и не решитесь сказать друзьям, приглашающим вас на охоту, что в окрестностях Приокско-террасного заповедника зацветает сон-трава, и вы не можете пропустить этого волнующего момента. Они вас, как минимум, не поймут.
Быть может, раньше мы и были другими. Но письменных свидетельств об этом почти не сохранилось. Сначала нас изменило христианство, вера и философия, совершенно безразличные к ландшафту в котором мы живем и животному и растительному миру. Образ природы,  созданный древнееврейской культурой, передан в библейской литературе. Закон  требовал  не  создавать  изображений живых существ  наподобие того,  что  делали язычники  для  идолопоклонства. "Поразительно, как  четко   древнееврейская   ментальность разводит Бога и природу - в других религиях Ближнего  Востока  этого  нет." (Passmore Y.  Man s  Responsibility for mature. Ecological  Problems and  western Traditions. L., 1974. P.9-10.).
Особенности   эстетического    восприятия природы  в  средневековой  Руси  определяет сплав христианских  и языческих  воззрений, по существу  взаимоисключающих друг  друга, но    обретших     в    русском    сознании
синтетическую форму.  "Слово о  полку Игореве",  памятник эпохи раннефеодальной  культуры, является  одновременно  и  памятником мифопоэтического  восприятия природы, которое предполагает  если не тождество, то теснейшую связь и взаимозависимость макрокосма и микрокосма, природы и человека.  Это единство ярко и образно выразилось в  поэтической  одухотворенности сил и явлений   природы. Средневековое сознание в XII  веке еще не  выделяло прекрасного человека или прекрасную природу, но видело прекрасное в их гармонии. Поэтические обращения к природе встречаются и в литературе XIII-XVI веков, но их крайне мало. Они нечасты в повестях и сказаниях, крайне редки в летописях, а такие  жанры, как  церковно-поучительный, житийный, позже - публицистический  вообще не содержат обращений к природе.
Языческая культура, как известно, подвергалась серьезным гонениям со стороны христианской церкви, искоренявшей любые следы дохристианских верований. Однако  гонение  и  сознательное истребление не христианских памятников  искусства не объясняет  полностью их  малочисленность и,  соответственно,  довольно  редкое  для древнерусской литературы художественное отражение природы.    Следует учитывать изменения в самом мировоззрении народа. Вероятность  возникновения  произведения, поэтикой своей  подобных "Слову"  в средние века  уменьшилась, так как постепенно исчезало одно  из непременных его условий - мифологическое  восприятие  природы.
Идеи исихазма привезенного в Россию Григорием Паламойн способствовали распространению отшельничества, сопровождаемого элементом   созерцательности. Объектом созерцания отчасти выступала и природа. Окружающий отшельника лес, как прекрасно видно из  жития Сергия Радонежского, мрачен, полон опасности и искушений. Только упорные труд и молитва позволяют отшельнику выжить. Вполне  естественно, что  в таких  условиях  "житийскыя красоты ни в чтож въменившоу", - автор жития закономерно не упоминает о какой-либо эстетической  значимости для отшельника окружающей его "пустыни". Природа в данном случае интересует автора как один из факторов противостояния  святому, а победа над темными силами природы подтверждает высокую этическую  значимость отшельника, и то,  что "благодать бо божиа съблюдаше его" (Житие Сергия  Радонежского // Памятники. XIV - сер. XV в. С.306).
В средневековой живописной традиции "Окружающую  природу,   реальный  мир наши древние   мастера   понимали   условно, в глубоком  живописном  отвлечении. Они  выражали сокровенность  тогдашнего  человека. Их личные  чувства, ощущения, мир душевных движений поглощались единым чувством вселенности и  пламенной веры" (Грищенко А. Русская икона как искусство живописи // Вопр. живописи. М., 1917. Вып.3. С.37-38).  "Требование религиозно-символического истолкования мира предопределяло условное изображение природы. Точнее, условное изображение природы было единственно возможным в средние века, что в известной  мере даже отдаляло средневековое искусство от эстетического освоения  природы. "В этом метафизическом пространстве нет и не может быть места действительному  изображению природы. Могут быть изображены  лишь отдельные предметы и только  в том случае, если они сюжетно обязательны" (Федоров-Давыдов А. Из истории древнерусского искусства. М., 1940. С.74).
Светское искусство эпохи капитализма несколько реанимировало ситуацию, но, не на глобальном уровне. Появившееся при советской власти общее образование, с его примитивной методологией и совершенно никак не связанными с реальной жизнью учебными программами преподавания естественных наук довершило процесс. 

В результате с восприятием природы у нас большие проблемы. Мы не знаем и не желаем знать не только сути явлений и процессов окружающего нас мира, но и названий объектов, его составляющих. Даже у классиков отечественной живописи и словесности все общепризнанные шедевры описаний природы не выдерживают сравнения с творчеством народов, исповедующих синто или анимизм.

Документальное кино о природе у нас если и снимают, то совершенно позорного качества. Что до фотографии, то вспоминается только два фотографа: работающий в реалистичной стилистике Владимир Лагранж и Игорь Терехов, специализирующийся на макро-натюрмортах.
Зато мы умеем умиляться и жалеть. Что в общем-то неплохо, по своему оригинально и не требует никаких особых усилий.

Надо признать, что корней у отечественной макрофотографии нет. Ни в визуальных искусствах, ни в религии, ни в литературе, ни в философии. С обывательской точки зрения – это блажь, баловство и глупость. "Ходят некоторые с фотоаппаратами и фоткают", вот и все, что можно сказать об этом «направлении реалистической фотографии» в России.
Но есть прекрасные восточные и западные школы макрофотографии. Посредством Интернета и фотоальбомов мы можем их изучать. Нужно это вам или нет, не является предметом данной статьи. Есть планка, которую можно преодолеть. Вы имеете возможность к ней подойти, потрогать руками, а дальше либо прыгать, либо быть зрителем. Фотография, конечно же, не спорт, но в любом мастерстве есть элемент соревнования.

Перейдем к более оптимистическим вещам. Спрос, как известно, рождает предложение. И вот этот самый, очень важный для всех будущих фотографов специализирующихся на макро, спрос наконец-то появился. Его даже можно выразить в цифрах, к сожалению, только для Москвы. Уже в 2005 году на художественных черно-белых баритовых фотографиях, реализуемых через галереи, можно заработать до 3000$ (при наличии интересных фотографий и желания продвигать себя на арт-рынке). Хороший архив средне-полноформатных слайдов может принести до 10000$ на рынке календарей.
Этот серьезный фактор. На виллу не накопить, но на пленку и оборудование хватит. Занятие макрофотографией в нашей стране наконец-то окупается и приносит прибыль. Такие факторы способны влиять на массовое сознание и стереотипы.

Писать избитые фразы о том, как увлекательно общение с природой, о чарующих мгновениях встреч с прекрасным и таинствах проникновения в микро и макромир мне как-то не хочется. Нету в этом занятии ничего прекрасного и таинственного. Тяжелый рюкзак и штатив, мокрая земля, на которую нужно ложиться, комары, холод, подъем затемно и т.д. и т.п. Макрофотография – это физически тяжелая работа даже в студии, а уж в условиях дикой природы еще и вредная. Людьми, которыми ею занимаются, двигают интерес, азарт, жажда накопительства красивых картинок, творческие амбиции и в последнюю очередь деньги. Наверное, это занятие наполняет их жизнь смыслом. В чем смысл? Не знаю. С трудом вспоминаю чем занимался вчера, но прекрасно помню, как фотографировал жизнь осеннего подмосковного леса два месяца назад. Может в этом и смысл.

3. Основные направления

3.1. Научная и техническая макрофотография.

Все фотографии хороши, кроме скучных. Не скучными являются только те, сквозь которые проступает личность автора. Техническая и научная фотография не несут в себе ничего, кроме информации. Некоторые из них на первый взгляд могут быть интересны. Но стоит повесить их на стену, и уже через несколько дней станет понятно, что это несколько не то, что можно рассматривать много раз. Да этого и не требуется. Научная фотография имеет исключительно прикладное значение. Она может быть элементом исследовательского процесса или иллюстрацией.
Техническая фотография - либо сугубо утилитарна (фотографии для каталогов, буклетов и т.п.), либо является побочным продуктом творческого развития фотлюбителя.
Примеры:
The Rasmussen & Libbrecht Collection
Клуб любителей макрофотографии

3.2. Реалистическое отражение действительности.

Честно сказать, не такое уж оно и «реалистическое»… Во первых, отсечение лишнего границами прямоугольного или квадратного кадра. Во вторых, крайне личностный выбор сюжетов, ракурсов, глубины резкости и цветности. В третьих, возможные манипуляции с добавлением или удалением отдельных элементов (веточек, листиков и пр.). Но в целом- да, именно реалистическое. Фотограф нашел созданную Природой и Хаосом картинку и положил на лист бумаги.
«Искусство относится к жизни, как вино к винограду, - ибо берёт материал из неё, но даёт сверх него нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится». (Л.С. Выготский)  
В качестве примера можно ознакомиться с творчеством интересного французского фотографа: Sophie Thouvenin.

3.2.1. Микроландшафт

В большинстве случаев строится на основе некоего главного объекта и достаточно информативного фона. При этом главный объект сам по себе не столь уж и интересен. Фотографии этой группы отличаются тем, что и объект и ландшафт по отдельности не самодостаточны, а вместе создают законченное и гармоничное изображение.

3.2.2. Объекты живой и неживой природы

Не совокупности; некий главный объект или объекты на красивом, но не отвлекающем фоне, «вырванные» из окружения за счет небольшой глубины резко рисуемого пространства. Интересны тем, что расширяют наши представления о частностях.

3.3. Арт-фотография.

Арт-фотография, хотя и использует методы реализма, но совершенно иначе и для другого. Если реалистическое направление честно демонстрирует зрителю то, что создано природой и ведет поиск в сфере эстетики, то арт-фотография к эстетике и реализму безразлична. Чем больше автор своими действиями и манипуляциями влияет на изображение – тем вернее отпечаток становится арт-фотографией. При этом критериев отличия арт-фотографии от брака нет.
История фотографии содержит множество имен людей, работавших с мелкими объектами и фактурами, и я счел нужным вспомнить некоторых интересных авторов.
Промышленные отбросы представляли собой рабочий материал и для французского фотографа Жана Дьезеда (1921). Примечательны его снимки случайно потрескавшегося асфальта на проезжей части, в бочке или сосуде. Эти фотографии вышли даже в отдельной книге под названием «Мои приключения со смолой». У Дьезеда проявлялись стремления открывать скромную поэзию в предметах, которые не замечает или даже считает ненужными отбросами общество. В развитии принципа «обже труве» с конца второй мировой войны проявлялся некоторый фотографический опыт, приобретенный в двадцатые и тридцатые годы. Благодаря «новой предметности» были весьма подробно изучены способности фотографии изображать структуру поверхности объектов с максимальной точностью. Результаты, служившие вначале для характеристики сути вещей, могли быть использованы для активации иллюзорных видений при детальном рассматривании неумышленно поврежденных структур.
Брассе (1899) запечатлевал мелкие знаки, наносимые нищими на штукатурку у дверей для  информации своим друзьям по несчастью. Причудливые формы этих примитивных идеограмм в соответствующем освещении переносили восприятие зрителя в абсолютно другую сферу, что не отвечало социологическим исследованиям при рациональном объяснении данных фигур.
Поиск фантасмагорических форм в структурах поверхностей стал типичной чертой творчества Жан-Пьера Судра (1921). В его понимании фотографической интерпретации реальность часто утрачивала свою первоначальную идентичность до такой степени, что зритель внушал себе представление автора, не пытаясь разгадать сущность исходного образца.
С 50-60-х годов прошлого века некоторые авторы уделяют большое внимание макро-натюрморту. Все мы в детстве играли в игру под названием «секретики». В укромном месте выкапывалась ямка, туда тщательно укладывались нехитрые детские ценности: цветные стекляшки, цветы, красивые камушки. Все это богатство накрывалось стеклом и закапывалось. По всей видимости, эта игра в совокупности со склонностью людей к раскладыванию мелких предметов и лежит в основе творчества фотографов, увлеченных фотосъемкой миниатюрных натюрмортов.

3.3.1 Сюрреализм

«Картина должна быть воспроизведением параноического видения с точностью цветной фотографии». Сальватор Дали
Великий мастер относился у фотографии очень серьезно. Особенно плодотворным было его сотрудничество с Филиппом Хальсманом (1906-1979), создавшим об этом художнике целую иллюстрированную книгу. В ней находится и портрет «дали атомикус», сделанный на основе представлений Бора о составе атома, в котором вокруг положительно заряженного ядра в безвоздушном пространстве движутся отрицательно заряженные электроны. Чтобы показать это постоянное движение, оба друга решили построить снимок следующим образом: Дали прыгал вверх, три ассистента бросали кошек, а один лил из ведра воду. Хальсман снимал все это с помощью сильных павильонных вспышек, чтобы вся искусственно созданная ситуация была изображена абсолютно резко. Фотограф был удовлетворен только двадцать восьмым дублем.
Данный пример не имеет прямого отношения к макрофотографии, зато прекрасно иллюстрирует сложность настоящей работы.
Сюрреализм в фотографии популярен с начала прошлого века и по сей день. Отдельные элементы используются в рекламе, фотографии моды и, естественно, в арт-фотографии. Фотосъемка искривленных отражающих поверхностей, а так же искусственных и естественных фактур с использованием различных техник печати и фотомонтажа уже более ста лет увлекает множество фотографов.   

3.3.2. Фактуры

Запечатленные крупным планом фактуры естественного и искусственного происхождения. Фотоизображения фактур не несут никакой информационной, эмоциональной или смысловой нагрузки. В большинстве своем абстрактны и интересны только тем, что вызывают некие трудно формулируемые ассоциации.

4. Методология

Поскольку я считаю создание фотографий бессознательным актом, мне сложно писать о том, как их делать. Почему «бессознательным»? Ну не знаю, какое другое слово тут можно использовать. Нет в голове никаких мыслей в момент съемки. Мозг занят обработкой визуальной информации, мысли, облаченные в слова, используются только для таких простых вещей, как определение экспозиции и выражения эмоций.
Можно провести аналогию с занятием сексом. Когда делаешь это первый раз, то думаешь: «сейчас я положу ей руку на грудь», «а как она это воспримет?», «а может лучше не класть ей руку на грудь, а положить куда-нибудь еще?..» и т.п. При этом все делаешь по-дурацки. С макрофотографией все точно так же. Пока не научишься пониманию, голова занята всякими тупыми размышлениями. А как научился, все делается интуитивно и правильно.
Макрофотография, как, впрочем, и любое другое направление фотографии, осваивается только опытным путем.
Нужно смотреть картинки интересных авторов, анализировать их и запоминать ракурсы, композицию и особенности освещения. Когда в подсознании накопится много готовых образов, вы постепенно научитесь находить или создавать их на натуре, а может быть, и придумывать свои.
Еще нужно фотографировать. Очень много. Пока не начнет тошнить от плохих снимков, хорошие не получаются. Фотографировать – это значит не сделать 10-20 кадров между купанием и изготовлением шашлыка. Фотографировать – это, стоя на коленях, встретить рассвет в пойме реки, внимательно наблюдая за изменением освещенности на покрытом росою соцветии осоки. После того, как солнце встало, переместиться в лес и на затененных участках до вечера искать интересные сюжеты. Снимать только со штатива. Перед тем, как нажимать на кнопку «спуск», отвечать на четыре вопроса:
1. Это действительно идеальный ракурс для данного сюжета?
2. Может, можно изменить свет на более удачный?
3. Это действительно лучшая композиция?
4. Неужели я никак не могу сделать фон более интересным?
Если про просмотре отснятого материала большая часть снимков неудачна, это означает, что вы не хотите или не умеете думать во время съемки. Говоря по-простому, или патологически ленивы, или интеллектуально ограничены. Ничего страшного в этом нет, в современном мире работоспособность и интеллект чаще являются недостатками, чем достоинствами.

4.1. Имена

"...Скажи мне, что это за растение около тропинки?
- Бессмертник.
- А вон то?
- Не знаю.
- Оно называется четырехлистник.
Огион остановился и показал окованным медью наконечником своего посоха на
невзрачный сорняк. Гед внимательно рассмотрел его, взял засохший стручок, и, видя, что Огион не собирается больше ничего говорить, спросил:
- Какая от него польза, Мастер?
- Никакой, насколько я знаю. - Они пошли дальше, и Гед скоро выбросил стручок. - Когда ты будешь узнавать четырехлистник во все времена года по корешку, по листочку и по цветку, по виду, по запаху и по семени, только тогда ты сможешь
научиться произносить его настоящее Имя. А это больше, чем знать, какую он приносит пользу..."  Урсула Ле Гуин. "Волшебник Земноморья".

В  Ягвистском   повествовании есть момент, когда Бог приводит к человеку "всех животных полевых и всех птиц небесных" (как  партнеров), чтобы "видеть, как он назовет их" ((Книга Бытия.2.19) Barr J. Man and Nature: The Ecological Contraversy       and the Old Testament // Ecology and Religion in History. N.Y., 1974. P.64). Адам давал имена животным, что означает овладение ими, поскольку древние  воспринимали  "имя"  как выражение "сущности" того, что "именуется"; здесь принимается,  что  только  "эдемский" язык,  безвозвратно   утраченный,   обладал такой способностью прямо "контактировать" с "сущностью"  вещей.

Я уже неоднократно писал о необходимости определения объектов фотосъемки. В этот раз приведу лишь один довод. С фотографиями флоры, фауны и минералов, не имеющими правильных научных названий, не работает ни один фотосток. Вам скажут: - да это очень красивые снимки, но мы в них не нуждаемся.

4.2. О чем и как думать

"Ох люблю я эт дело. Только вот никогда не получается..." (из ленты комментариев конкурса Nonstop Photos).

Для того что бы учиться думать о макрофотографии, нужно как минимум хотеть ею заниматься. Любой творческий акт – это прежде всего волевой акт. Нет зрелища жальче, чем взрослый мужчина, обремененный фотооборудованием на 3-5 тысяч долларов, который приехал в лес за 100 километров от города и понял, что ему не хочется фотографировать. Вообще… И заставлять себя нет ни сил, ни желания…
К сожалению, это очень распространенное явление. Человек считал, что хочется фотографировать, а на самом деле хотелось иметь хорошие фотографии. А это очень разные вещи.
Собираясь посетить какой-то город, мы первым делом покупаем путеводитель. Без него трудно грамотно распланировать время и маршрут. Без него непонятно, чем интересно то или иное место или строение. Собираясь посетить лес, мы лишь готовим снаряжение для преодоления тягот дикой жизни. А прибыв на место, грустно сидим у костра, потому что в лесу снимать нечего. Деревья все одинаковые, живности, кроме комаров и слепней нет, цветов только три сорта (голубые, звездочками и красноватые). Тоска… Хорошо хоть водку не забыли…
«Очень стыдно ходить по земле и ничего не знать о ней. Даже нескольких названий цветов...» Э.М.Ремарк «Три товарища».
Вот сейчас вы читаете эту статью, никто не может подслушать ваших мыслей. Подумайте о своей неполноценности. Вы не знаете и никогда не хотели узнать, как прорастает хмель, что чувствует и куда летит крохотный сатир, где живет маразмиус, когда зацветает венерин башмачек. И думайте об этом до тех пор, пока не сможете либо честно сознаться в том, что природная ограниченность не позволяет вам всерьез заниматься макрофотографией, либо пока не решите заняться изучением окружающей жизни. Учиться никогда не поздно. Только давайте не будем заниматься самообманом. Это глупо и бессмысленно.
 99% фотографий в жанре макро, которые приносят или присылают авторы в фотоагентства с целью их дальнейшей продажи, в лучшем случае банальны, а в основной массе просто ужасны.
Почему я об этом пишу? Ну а как же не писать, если, судя по отечественным журналам и последним фотовыставкам, этого никто не понимает. Не то что бы с некомпетентностью и халтурой в фотографии имеет смысл бороться, но информировать о ее наличии совсем не вредно.
За последние 200 лет об окружающем нас мире написано столько, что при желании можно стать неплохим специалистом в любом вопросе. Было бы желание.

Фотография - это отнюдь не эмоция из разряда: «о!», «во как!» или «эвона какая!».
В идеале фотография - это сложное и неоднозначное впечатление или переживание, нашедшее свое воплощение на бумаге. Но что бы не быть банальным, оно должно основываться на знаниях и опыте.

4.3. Сюжеты

Фотографировать можно где угодно и что угодно. В макрофотографии нигде и никогда нет дефицита сюжетов. Даже в камере предварительного заключения масса интереснейших тем: неровности стен, складывающиеся в таинственные символы и знаки, мелкие элементы присутствия предыдущих сидельцев, движение солнечного луча, танец пылинок, усталость крепления нар и многое другое.
Мир удивительно многообразен, на первый взгляд творческие возможности безграничны. Но это только на первый взгляд.
Фотография – своего рода поэзия. Всякий может рифмовать слова, но не у всех получается писать хорошие стихи. Создание одной фотографии, как создание хокку. Создание серии фотографий, как написание поэмы. Помимо знания жанра и методологии нужно иметь, что сказать. Либо о том, о чем еще никто не говорил, либо о известном, но лучше и по другому.
Когда ученик Басе сложил стихотворение:
"Оторви пару крыльев
У стрекозы -
И получится стручок перца!
Басё отверг его, сказав, что это не хайку, потому что ты убил стрекозу, а хайку - это жизнь. Хайку получится, если ты скажешь:
Прибавь пару крыльев
К стручку перца,
И получится стрекоза"
(Бреславец Т. И.  Поэзия Мацдо Басё. М., 1981. С.57)

Максимально интересных результатов можно достичь только посредством концентрации. Многообразие окружающего мира распыляет внимание и делает ваше визуальное восприятие поверхностным. Приходится ограничивать себя либо темой, либо местом.
«Насколько важно место само по себе? «Место - всего лишь место», - скажешь ты. «А вот и нет», - возражу я. Ты либо соответствуешь месту, либо нет. Если да, то оно проникает в твое сердце, в твою плоть, пронизывает тебя до мозга костей, ты знаешь его, не задумываясь об этом, и оно хранит в себе знание о тебе. Вам уютно вместе. Вы партнеры…» Глен Кук «Теневая линия»
Мне нравится фотографировать в одних и тех же местах многие годы подряд. Видеть, как растут деревья, как на месте лужайки образуется маленькое болотце, узнавать в лицо живущих поблизости лосей и знать, где и когда зацветают симпатичные мне растения.  В известных и понятных местах нет проблемы с сюжетами, список того, что хочется или нужно снимать, многократно превышает физические возможности фотографа. Нужно лишь решить, над чем в имеющихся сезонных или погодных условиях рациональнее работать.
Сюжеты выбираются исходя из личных предпочтений или творческих планов. Но они обязательно должны быть интересны. Можно перечислить несколько не устаревающих тем, на которых можно так или иначе специализироваться.

4.3.1. Совершенство и целесообразность

Как можно дать определение красоты? Только через понятие целесообразности. Почему красивы цветок, бабочка,  швейная игла, кристалл, или даже червяк? Они гармоничны, в них есть законченность. Ничего нельзя ни убавить, ни прибавить, не нарушив их гармонию и высшее предназначение. Но даже у максимально совершенного объекта есть разные ракурсы и миллион меняющихся под воздействием света обликов, которые интересно фотографировать. При этом можно использовать самые разные технологии вплоть до рентгенографии (Judith K McMillan).

Приходит на ум аналогия с бесконечным числом имен Бога. Можно произнести или написать все, а можно искать одно, но истинное.

4.3.2. Неоднозначность

Любой объект можно снять так, что многие зрители будут видеть не только сам объект, но и что-то иное, иногда совершенно неожиданное. Главное, чтобы такие фотографии не смотрелись банально или вульгарно, как, к примеру, нежно любимые начинающими фотографами фаллические сюжеты с сучками; веточки, напоминающие зверушек и т.п.
Лучшим вариантом являются ассоциации с чем-то неоднозначным и трудно формулируемым.

4.3.3. Явления

Рождение, спаривание, увядание, смерть, полет, кормление, ухаживание, падение капли,  пламя, рост дендритов и множество других сюжетов могут быть очень интересны для изучения и работы. Явления снимать сложно, часто это требует подготовительных работ и хорошего знания темы.

4.3.4. Взаимодействие объекта и стихии

Посмотрите ставший уже хрестоматийным фильм "Макрокосмос". Целый блок этого фильма посвящен поведению насекомых под дождем. Чем не тема для фотографа?

4.3.5. Противоположности, контрастности

Почему обнаженные девушки достаточно выигрышно смотрятся на фоне старых стен, в интерьере заброшенных помещений? Если для вас это очевидно, то я не понимаю, в силу каких причин вы снимаете цветок на фоне других цветов или зеленого кузнечика на фоне зеленой травы? Это какая-то форма творческого мазохизма?

4.3.6. Объект в контексте естественного ландшафта

Картинки, демонстрирующие зрителю объект в контексте вмещающего ландшафта, максимально правдивы и информативны. Они позволяют глубже понять сущность объекта и его «место» в окружающем мире. Делать такие снимки сложнее, чем кажется на первый взгляд. Из-за малой глубины резкости иногда приходится пользоваться объективами 20-50мм с одним удлинительным кольцом.

4.3.7. Декоративность.
Всем, кто работает под полиграфию (календари, открытки) хорошо известно, что данное направление имеет свои требования и законы, без понимания которых на коммерческий успех надеяться бессмысленно. Требования эти практически не формулируются словами, но легко понимаемы после изучения западных каталогов такого рода продукции.

Перечисленные ниже сюжетные направления могут быть как отдельными темами работы фотографа, так и элементами фотографических серий.
Скажем, если бы мне потребовалось снять фотоисторию про мухомор, какие сюжеты можно бы было использовать?
1. Рождение.
2. Совершенный гриб, как венец творения.
3. Мухомор, как герой сказок и легенд. Антропоморфный экземпляр, нечто похожее на маленького лесного человечка.
И т.п. 

4.4. Лаконизм.

"Дерево справа отвлекает от петли." (из ленты комментариев конкурса Nonstop Photos).

Вы наверняка замечали, что людей, которые много говорят, практически никто не слушает. Если вы многословно и косноязычно что-то объясняете или описываете, это означает только то, что вам нечего сказать. 
Очень многие фотоизображения «держатся» исключительно на лаконизме. На отточенности линий и форм без отвлекающих деталей. Они похожи на крик ночной птицы, до и после которого лишь тишина.

4.5. Композиция.

Чувство композиции, как и музыкальный слух, у многих людей отсутствует, а у счастливых обладателей не развито, поскольку развивать такие вещи нужно в детстве, когда мозг легко обучается. Наша школьная программа этого не включает, родители про композицию не думают, а ребенку она не интересна. Вот и получается, что пора выбирать место на кладбище, а приспичило осваивать композиционные построения, чувство перспективы, визуальный ритм и прочую чепуху.
Посоветовать тут можно только одно. Купите книжку Лапина «Фотография как» и внимательно прочтите ее хотя бы три раза. Она вас ничему не научит, но поможет понять, как работают некоторые «штуки». А если повезет, то запустит поросший мхом и лишайником механизм восприятия гармонии и композиции.
Не чувствуя композицию, правильно построить кадр невозможно. Слишком уж много вариантов неправильного построения. Вероятность угадать правильное исчезающее мала.
Чувствуя композицию, мы вообще перестаем о ней думать и выстраиваем правильный кадр интуитивно.

4.6. Цвет или чб.

Так уж сложилось, что предметом коллекционирования является в основном черно-белая фотография (монохромная пленка, темная комната, баритовая бумага), а для редакционного использования более востребованной оказывается цветная. Так что, если вы понимаете, для чего фотографируете, то данный вопрос отпадает сам собой. А если не понимаете, то можно снимать на то, что больше нравится.
Ограничусь лишь одним замечанием. Одновременно на цвет и ч.б. подавляющее большинство фотографов (и я в том числе) хорошо снимать не могут. Поскольку сюжеты для цветного воспроизведения и сюжеты для монохромного воспроизведения очень разные, а человеческий мозг не совершенен. Требуется достаточно длительное время на переключение, если он вообще умеет это делать.

4.7. Фон.

Посмотрите на свои макрофотографии. Фон занимает площадь от 20 до 80% кадра. Им нужно заниматься столь же усердно и внимательно, как и главным объектом. Иначе фотографии не получится.
Под словом «заниматься» я подразумеваю следующее:
- контролировать bokeh (степень и особенности размытия)
- регулировать его яркость
- изменять форму и размер значимых фрагментов
и т.п. 

5. Оборудование.

Все современные фотографические журналы забиты информацией о том, Чем же, в конце концов, фотографировать. Данное издание не исключение. Видимо, это востребованная информация. Хотя, на мой взгляд, достаточно бесполезная. Поскольку, когда фотограф понимает, Что и Зачем фотографирует, то вопрос Чем перестает быть актуальным.

Ничего принципиально нового за последние двадцать лет в технологии фотографического процесса не появилось. Как фотографировали наши предшественники, точно так же делаем это и мы. Только изготовление фотоотпечатков упростилось в ущерб качеству, да появилась возможность обрабатывать картинку в цифровой форме.
Спектр оборудования для макрофотографии очень разнообразен. Каждая крупная фирма, производящая фотографическую технику, за время своей деятельности выпустила в продажу более сотни моделей механических и оптических изделий, призванных быть полезными при съемке мелких объектов. Все это оборудование действительно может быть вполне удобным, но по качеству получаемого на выходе изображения ничего лучше разработанных еще в начале прошлого века карданных камер человечество не придумало. Они громоздки, работа с ними требует терпения, листовая пленка стоит денег, но если фотограф стремится к идеальному качеству, альтернативы им нет. Совершенно не обязательно приобретать Sinar, достаточно раритетной довоенной «раскладушки» с большим выдвижением меха за 50-100$ и двух-трех старинных объективов. Отпечатки или сканы с пластинок 9х12 или 18х24 см — на сегодняшний день — эталон качества по детализации, а так же по цвето- и тонопередаче.
Но основная масса читателей — простые современные люди, для которых не важно, как лучше, а важно, как проще. Поэтому тему использования карданных камер мы оставим в подвешенном состоянии.

          5.1. Техническое качество

Общим техническим критерием качества является резкость, не та, что достигается фильтром Фотошопа,  а микроконтраст и детализация. Зависят они от особенностей матрицы или размера и технических характеристик пленки, а также от оптики. Как следствие этого возникают размерные ограничения при печати.

ФОРМАТ

РАЗМЕР ОТПЕЧАТКА (СМ)
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Дмитрий Юрьевич Соколов Книга сказочных перемен
Итак, формально это книга гаданий. Гадать по ней можно только на одно – на актуальную жизненную ситуацию. Ибо она описывает архетипические...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Дмитрий и Надежда Зима Тайна имени Диагностика кармы имени Часть...
Почему? Неужели за девять месяцев подготовки к появлению наследника что-то изменилось в законах природы? Или же, как это часто случается,...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Связана с миром слов: по образованию она филолог, владеет несколькими...
Что ей есть что сказать, о чем рассказать, и она знает, как донести свои мысли до читателя. Так появился новый автор, чьи романы,...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Но в чем, мой Сократ, должно заключаться мое стремление к прилежанию?
Есть мир языка и человеческой культуры, частью которого является она сама Поэтому интерес философии к общению двойной: исследуя его,...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Задача духовной науки
Есть прекрасные слова Гегеля: глубочайшая идея связана с образом Христа, исторически явлен­ным. И величие христианской религии в...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Скайп-конференция 12. 09. 10
Нам неоднократно говорили о том, что все ответы есть в нас самих. Точно так же, как и есть выходы изнутри нашего анахатного комплекса...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Есть, молиться, любить (Eat, Pray, Love)
Есть, молиться, любить” книга о том, как можно найти радость там, где не ждешь, и как не нужно искать счастье там, где его не будет...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Дмитрий Соколов "Сказки и сказкотерапия"
Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Дмитрий Соколов "Сказки и сказкотерапия"
Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За...
Макрофотография – как она есть Дмитрий Константинов icon Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) Литературные мечтания (Элегия в прозе) 1834
Есть ли у Вас хорошие книги? Нет, но у нас есть великие писатели. Так, по крайней мере, у вас есть словесность? Напротив, у нас есть...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции