Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»




Скачать 0.6 Mb.
Название Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство»
страница 1/5
Дата публикации 01.10.2014
Размер 0.6 Mb.
Тип Рабочая программа
literature-edu.ru > География > Рабочая программа
  1   2   3   4   5


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЧЕНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

«Согласовано»

Руководитель РМО

___________ Денисенко Е.Б.

Протокол № ___ от

«____»____________2013 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по моу сош №16

_____________ Куренкова Т.А.
«____»____________2013 г.


«Согласовано»

Директор МОУ СОШ №13

_____________Шакирова М.Р.
Приказ № ___ от «__»_____2013 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя географии

Денисенко Елены Бахтияровны

по учебному курсу

«География России. Население и хозяйство»

9 класс

Базовый уровень

2012 - 2013 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

  1. Федерального закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»;

  2. приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  3. приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (ФБУП);

  4. приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 18.06.2012 № 1389 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2012-2013 учебный год» (РБУП);

  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);

  6. федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год (утверждены приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2011 г. № 2885);

  7. учебного плана МКОУ Коченевской СОШ № 13;

  8. примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Сиротин В.И. География. Программы для общеобразоват. учреждений. 6-11 кл. – М.: Дрофа, 2004.

  9. Используемый УМК:

  • География России. В 2кн.Кн2: Хозяйство и географические районы.9 кл.: учеб.для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений/В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе ;под ред. В.П.Дронова.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2006.-287,[1]с.:ил., карт.

  • География России. Хозяйство и географические районы.9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику под ред. В.П.Дронова «География России. 8-9 класс»/ И.И.Баринова, В.П. Дронов.- 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.-172,[4]с.: ил., карт

  • География.9 класс: поурочные планы по учебнику В.П. Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром, А.А.Лобжанидзе /т.-сост. О.В.Антушева.- Волгоград: Учитель,2011.-333с.

  • Атлас «География России: население и хозяйство», ОКФ,2006г


Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Место курса в системе школьного географического образования, его цели и задачи.

Курс географии Родины существует в различных вариантах в отечественной школе на протяжении уже нескольких десятилетий. Общая структура курса, его место в системе школьной географии с течением времени существенно видоизменялись. С середины 60-х гг. это был единственный комплексный страноведческий курс. Потом он распался на две составные части: физическую и экономическую географию. Эти логически взаимосвязанные, но фактически обособленные блоки существуют в школьной практике и поныне в виде курсов под названиями «Природа России» (8 класс) и «Население и хозяйство России» (9 класс). Гигантские политические и социально-экономические изменения, произошедшие в мире и в России за последнее десятилетие, в значительной мере затронули и курс «География России». Был подготовлен ряд новых концепций, программ и учебников. Однако произошедшие сдвиги явно недостаточны, поскольку они не отражают ни стремительных изменений, которые произошли в мире и стране, ни новых целей и задач, которые стоят перед Россией в третьем тысячелетии.

В настоящее время в школе существует два подхода к изучению курса «География России». Первый - традиционный, предусматривающий изучение в 8 классе курса «География России. Природа», а в 9 классе курса «География России. Население и хозяйство». Данный подход был единственным в отечественной школе на протяжении последних десятилетий. Второй подход — комплексно-страноведческий. В его рамках, в свою очередь, можно выделить две разновидности.

Первая разновидность предполагает изучение в 8 классе географического положения, особенностей природы и населения России. В 9 классе учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и комплексно-страноведческой характеристикой крупных регионов России.

Вторая разновидность только начинает формироваться. Структуризация материала здесь несколько иная: в 8 классе, помимо упомянутых разделов, изучается география природоэксплуатирующих отраслей. Таким образом, достигается большая регионализация курса, что особенно важно для такой огромной страны, как Россия.

Для реализации и первого, и второго подходов созданы необходимые условия: существуют необходимые комплексы учебников и учебных пособий для учителя и ученика. Следует отметить, что более полный и апробированный учебно-методический комплекс существует для реализации первого подхода. Это вполне понятно, поскольку реальное становление курса «География России» как страноведческого произошло сравнительно недавно — в конце 90-х гг. XX в.

Следует особо подчеркнуть, что Министерство образования Российской Федерации рекомендует при изучении географии своей страны отказаться от любого администрирования в решении данного вопроса, оставляя решение об использовании тех или иных подходов, программ и учебников за учителем (см. «О преподавании курса «География России» по новым правилам». Методическое письмо в сб.: Программно-методические материалы. География. 6 — 9 кл. / Сост. В. И. Сиротин. — 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000).

Поэтому построение современной системы обучения по курсу «География России» невозможно на основе ранее использовавшихся принципов и подходов. Оно требует кардинального переосмысления всех его составляющих: целей и задач, методологии, структуры, содержания, методики, полос последовательного и широкого использования таких основополагающих принципов, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация и др., таких научно-методических подходов, как территориальный, комплексный, типологический, исторический и т. д.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.



Основные задачи курса:

  • сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

  • сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

  • показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

  • вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

  • развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

  • создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.



Данный курс опирается на систему географических знаний, полученных учащимися в 6-7 классах. С другой стороны, он развивает общие географические понятия, определения, закономерности на новом, более высоком уровне, используя как базу для этого географию родной страны. Особенностью курса является гуманизация его содержания, в центре находится человек. Региональная часть курса сконструирована с позиций комплексного географического страноведения.

Особое значение этого курса определяется тем, что он завершает курс географического образования в основной школе. Курс «География России» завершает базовое образование и формирует знания и умения для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира».

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». На прохождение программы «География России. Природа, население, хозяйство» Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит138 часов (по 70 часов в 8кл. и 68 часов в 9 классе), 2 часа в неделю.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

  2. Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр.

  3. Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.



Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

В структурном отношении курс состоит из введения и 6 разделов: I - «Россия на карте мира», II - «Природа России», III- «Население России», IV и V- «Хозяйство России», VI – « География крупных регионов России».

Учебно-тематический план 9 класса:



раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы




5.

Хозяйство России. (продолжение)

20

6

6.

География крупных регионов России.

47

12




ИТОГО

67+ 1 (резерв)

18


* Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета.

Практические работы в курсе изучения «Географии России» способствуют дальнейшему развитию и совершенствованию более сложных умений – постановки и формулировки проблем, самостоятельного выбора наиболее эффективных способов решения поставленной задачи, структурирования  знаний, представление полученных знаний в разных формах и видах и т.д. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ.


9класс

(68 часов, 2 часа в неделю)
Часть VХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 часов — продолжение)
Тема 1. Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырье

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), его состав, место и значение в хозяйстве, связь с другими комплексами. Топливно-энергетические ресурсы и топливно-энергетический баланс. Современные проблемы ТЭК. Развитие ТЭК и охрана окружающей среды.

Нефтяная промышленность. Роль нефти в современном хозяйстве. Место России в мире по запасам и добыче нефти. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. География основных нефтепроводов и переработки нефти. Современные проблемы нефтяной промышленности.

Газовая промышленность. Возрастающая роль газа в топливно-энергетическом балансе страны. Место России в мире по запасам и добыче газа. Основные современные и перспективные районы добычи, крупнейшие месторождения, проблемы их освоения. Единая газопроводная система страны. Современные проблемы газовой промышленности

Угольная промышленность. Виды угля и способы их добычи. Главные угольные бассейны, их хозяйственная оценка, Социальные и экологические проблемы угледобывающих регионов.

Электроэнергетика. Типы электростанций, их достоинства и недостатки, факторы размещения. Доля различных типов станций в производстве электроэнергии. Крупнейшие электростанции. Формирование энергосистем. Негативное влияние различных типов электростанций на окружающую среду.

Практическая работа №1Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам (Кузнецкий, Канско-Ачинский и Печёрский)
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа по географии для 9 класса к учебнику В. П. Дронова,...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от...
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа Поповой Елены Ивановны высшая квалификационная...

Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа Мись Елены Владимировны учителя русского языка...
Конкретного оу, с опорой на авторскую рабочую программу к учебнику «Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Рыбченкова...
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа дисциплины (модуля)
Целями освоения дисциплины «Социально-экономическая география» являются формирование систематизированных знаний в области социально-экономической...
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа по географии составлена на основе федерального...
Авторская программа среднего (полного) общего образования по географии 10-11 класс под ред.– В. П. Максаковский «Экономическая и...
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа учителя Аксеновой Ирины Вячеславовны, первая квалификационная...
Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,...
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа по географии для 6 класса включает разделы: 1
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа по географии Класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, утвержденного приказом Министерства...
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа по учебному курсу "Литература". 9 класс
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа поселка Горин
Рабочая программа учителя географии Денисенко Елены Бахтияровны по учебному курсу «География России. Население и хозяйство» icon Рабочая программа курса «Физическая география»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для параллели 6-ых классов составлена на основе следующих документов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции