Скачать 174.4 Kb.
|
а. Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к литературному краеведению. Занятия литературным краеведением является, я думаю, важным источни-ком патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления. Краеведение вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературно-го произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литерату-ры – СЛОВО. Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей – земля-ков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глу- бокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова. Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному. Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геопо-литического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного пе- реплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения. Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной. Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно- го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному. Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой ро-дине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному кур- су – «Литературное краеведение». В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…». Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заве-дением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духов-ной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще человеку. Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не т олько общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и опре- деляя его культурный уровень. Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах со- держится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красо-той жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в част-ности. ЦЕЛЬ ДАННОГО КУРСА – выявить процесс влияния творчества писате- лей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры. ЗАДАЧИ КУРСА: *изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество; * собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков; * через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае; * помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии. * воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ. Воспитание у школьников активного отношения к жизнедеятельности людей, к общественной жизни, к познавательной деятельности, развитие ин- тереса к присвоению разносторонних знаний приобретают особую значимость для общества. Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение. На этой основе формируется субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества и другим людям и, наконец, к самому себе. В ходе проведения занятий по литературному краеведению необходимо ре-шить следующие ПРОБЛЕМЫ: * соответствие краеведческой работы целям современного воспитания; * воспитывающее и развивающее влияние творчества поэтов Оренбуржья на современного школьника; *воспитывающее и развивающее влияние творчества русских писателей на Оренбургский край; * выявление связи и взаимовлияния истории края, его заселения, жизни и быта оренбуржцев с оренбургским фольклором. В нашей стране существуют определённые территории, которые в ситлу разных причин занимают особое место в русской литературе. Огромный пласт русской литературы связан с русскими столицами. Многими поэтами воспеты Кавказ, Крым, изображены Сибирь, Поволжье. Не менее важен для русских пи-сателей Урал, оренбургский край. Природа оренбургских мест воспеты Г. Р. Державиным, М. В. Авдеевым, С. Т. Аксаковым, В. П. Правдухиным, А. С. Пушкиным, В. П. Кудряшевым, В. И Далем, А. П. Крюковым и др. Литературное краеведение 6 класс
Учебных занятий – 24 часа, Вводных занятий – 1 занятие, Практических занятий – 6 часов, Итоговых и заключительных – по 1 занятию Зачётных занятий – 1 занятие, Контрольных занятий – 1 занятие, Раздел №1. Оренбургский фольклор. Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений; Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Орен-бургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским; Актуализация знаний прошлого в современном мире. Раздел №2. Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XX века. Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографичес-кий очерк» - «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание; Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей. Раздел №3. Литературные сказки. Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями; Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок. Раздел №4. Из русской поэзии XX века. Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями; Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края. Раздел №5. Природа Оренбургского края в русской литературе. Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация мате-риалов, значение нововведений в литературу; Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок. Раздел №6. «Тебя я воспою…» Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в перио- дических изданиях Оренбургского края, Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы; Подведение итогов работы. Данный курс литературного краеведения рассчитан для 6 класса. Продолжительность факультатива составляет всего 35 часа. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю. Основными формами организации занятий являются: * лекция * практическое занятие * урок-презентация * творческая мастерская * урок-зарисовка * урок-конкурс * контрольный и зачётный урок * круглый стол * дискуссия Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особен-ностями учащихся, таковыми являются: * рассказ * беседа * индивидуальные задания * показ и др. Для облегчения зрительного восприятия необходимо использовать наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, таблицы, фильмы, слайды… Для более эмоцио-нального восприятия изучаемого материала необходимо организовывать творческие встре-чи с авторами. Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тема-тике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»). Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практи-ческих работ. Основными критериями оценивания работ являются : * самостоятельность * глубокое понимание темы * новизна и оригинальность решения * аккуратность Указания на возможный характер работы с текстом («Для чтения и изучения» или «Для чтения и обсуждения») помогут учителю творчески подходить к изучению худо-жественных произведений, активно использовать реальную ситуацию подготовленности класса. Иными слова, содержание данного курса литературного краеведения определяется ми-ром интересов учащихся-подростков. Факультатив направлен на формирование грамот-ного читателя, свободно владеющего словом. Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.
|
Только есть другая проблема: где это все искать? Мы не ставим перед собой задачу рассмотреть все имеющиеся ресурсы Интернета, а остановимся на тех, которые могут быть полезны пользователям... |
Технологии в практике управления школой В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Перед системой образования стоит задача достижения... |
||
Программа факультатива по химии для учащихся 10 классов «Решение... Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным... |
Книга дополненная, переработанная Всю сознательную жизнь Василь Миргалимович влюблен, влюблен в школу, и искренне, с жаром и энтузиазмом в течение 37 лет он старался,... |
||
Сценарий деловой игры п. Воротынец 2006 «Все бледнеет перед книгой» ... |
Анализ работы шмс за 2012 2013 учебный год Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной... |
||
Публичный отчет о работе моу «Основная общеобразовательная школа... Цели и задачи, поставленные перед школой в 2006 2007 учебном году и их выполнение |
Сценарий праздника «Прощание с начальной школой» Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня мы все немного волнуемся, ведь сегодня у нас необычный день – мы прощаемся... |
||
В настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед нашей... Согласно закону “О безопасности” (05. 03. 92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности,... |
Введение 2 2 постановка задач и обзор методов её решения 6 От нее во многом зависит своевременность и полнота финансового обеспечения производственной деятельности и формирование предприятия,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |