Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к




Скачать 174.4 Kb.
НазваниеПеред современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к
Дата публикации01.10.2014
Размер174.4 Kb.
ТипЗадача
literature-edu.ru > География > Задача

а.





Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к литературному краеведению.

Занятия литературным краеведением является, я думаю, важным источни-ком патриотического воспитания, расширения их жизненного опыта, развития их плодотворного творческого мышления.

Краеведение вводит молодых людей в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в художественном творчестве. В этом случае представляется сам процесс создания литературно-го произведения, зримее выступает так называемый «первоэлемент» литерату-ры – СЛОВО.

Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой краеведы познают во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе через литературное произведение писателей – земля-ков убеждает школьников, и это, очевидно, беречь её богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники невольно становятся её добрыми друзьями и защитниками, и эти чувства, я надеюсь, останутся у них на всю жизнь. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постоянно сливается с чувством Родины, а в будущем переходит в глу-

бокое патриотическое убеждение. Природа нашего края воспета великолепно и трогательно, по крайней мере, десятком поэтов и писателей, начиная с самого С. Т. Аксакова.

Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

Уникален и самобытен наш Оренбургский край. Здесь культура центральной части России соприкасается с веками складывающимися на этой территории самобытными общественными отношениями. Оренбуржье, в силу своего геопо-литического положения, внесло неоценимый вклад в обеспечение органичного пе-

реплетения европейской, русской и азиатской культур, закладывая основу для их взаимного дальнейшего развития и обогащения.

Эти процессы нашли широкое отражение в русской литературе как прошлых веков, так и в современной.

Краеведческие занятия формируют устойчивый интерес к поискам нового и

тем самым способствует развитию творческой мысли, воспитывают активно-

го читателя-книголюба. Они обладают свойством увлекать, захватывать чело-века, вносить в его жизнь радость приобщения к неизвестному.

Понимая важность и значимость изучения истории культуры своего родного края для воспитания глубокого чувства патриотизма, любви к своей малой ро-дине, а через неё и всей России, предлагаю обратиться к факультативному кур-

су – «Литературное краеведение».

В. Бианки писал, что «краевед – прежде всего, исследователь. Он влюблён в свой край, и это помогает ему понять многое, что недопустимо пониманию равнодушных…». Занятия по краеведению не претендуют на автономию. Их следует рассматривать как одно из направлений организуемого учебным заве-дением и школой учебно-воспитательного процесса по формированию активной человеческой личности. Без чувства гармонии, прекрасного не существует духов-ной жизни человека, и всегда, во все времен на любом уровне культуры это чувство было присуще человеку.

Искусство, как и наука, как и само мышление, имеет источником не т олько общество, но и природу и входит в историю всего человечества, отражая и опре-

деляя его культурный уровень.

Справедливо сказал известный художник, учёный, общественный деятель

Н. К. Рерих: «Уберите памятник Красоты, и весь аспект истории нарушится... Прекрасное – это благородный водитель всей нашей жизни». В этих словах со-

держится указание на этическую сторону воздействия природы. Любуясь красо-той жизни, человек становится бережней к ней. Учимся мы этому во время занятий краеведческой работы в целом, литературно-краеведческой – в част-ности.
ЦЕЛЬ ДАННОГО КУРСА – выявить процесс влияния творчества писате- лей-земляков на сознание современного школьника; ознакомление учащихся с творчеством поэтов-земляков, как средство активного, действенного познания родины, её культуры.
ЗАДАЧИ КУРСА:

*изучить литературу по данному вопросу, выявить влияние жизненного пути писателя на его творчество;

* собрать фактический материал по творчеству поэтов-земляков;

* через фольклорные и литературные произведения расширить знания учащихся о родном крае;

* помочь увидеть Оренбургский край и литературу в их взаимосвязанном историческом развитии.

* воспитание культуры личности, отношения к краеведению как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
СУЩНОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ КРАЕВЕДЕНИЮ.
Воспитание у школьников активного отношения к жизнедеятельности людей, к общественной жизни, к познавательной деятельности, развитие ин-

тереса к присвоению разносторонних знаний приобретают особую значимость для общества.

Эта система определяет образ жизни человека и свойства его личности. В этих отношениях каждый человек является активным участником, он включен в них через деятельность и общение.

На этой основе формируется субъективные и психологические отношения личности к различным сторонам жизни общества и другим людям и, наконец, к самому себе.
В ходе проведения занятий по литературному краеведению необходимо ре-шить следующие ПРОБЛЕМЫ:
* соответствие краеведческой работы целям современного воспитания;
* воспитывающее и развивающее влияние творчества поэтов Оренбуржья на современного школьника;
*воспитывающее и развивающее влияние творчества русских писателей на Оренбургский край;
* выявление связи и взаимовлияния истории края, его заселения, жизни и быта оренбуржцев с оренбургским фольклором.

В нашей стране существуют определённые территории, которые в ситлу разных причин занимают особое место в русской литературе. Огромный пласт русской литературы связан с русскими столицами. Многими поэтами воспеты Кавказ, Крым, изображены Сибирь, Поволжье. Не менее важен для русских пи-сателей Урал, оренбургский край. Природа оренбургских мест воспеты

Г. Р. Державиным, М. В. Авдеевым,

С. Т. Аксаковым, В. П. Правдухиным,

А. С. Пушкиным, В. П. Кудряшевым,

В. И Далем, А. П. Крюковым и др.

Литературное краеведение 6 класс




Название раздела и

тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата

проведения

1

Вводное занятие.

1

3.09





2

Оренбургский фольклор.

Пословицы и поговорки. Загадки.

1


10.09




3

Скороговорки. Прибаутки. Исторические песни.

1


17.09




4

Предания. Сказки.

1

24.09





5

Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XX века.

Песни, записанные в Оренбургском уезде.


1

1.10






6

Литературные сказки.

С. Т. Аксаков. Слово о писателе. Своеобразие творчества.



1



8.10





7

С. Т. Аксаков. Аленький цветочек.

(Сказка ключницы Пелагеи)


1


15.10





8

Н. Н. Карамзин. Дедушка-Буран, бабушка-Пурга.


1


22.10





9

В. А. Бахревский. Как солнышко будили.


1


29.10





10

Из русской поэзии XX века.

Иван Алексеевич Бунин. Бродяги.

1


12.11





11

Владимир Иванович Одноралов.

Оренбуржье. Бузулукский бор.

1



19.11





12

Игорь Александрович Бехтерев. Старый Оренбург. Родные.


1


26.11




13

Практическое занятие по теме: «Красота областного города» - «Проба пера».



1



3.12





14

Светлана Борисовна Попова. Оренбург.

1



10.12






15

Владимир Иванович Курушкин.

Бузулук. Евгений Васильевич Курдаков. Воспоминания о Бузулуке.


1




17.12





16

Практическое занятие по теме: «Города, воспетые поэтами».

1


24.12





17

Итоговое занятие за первое полугодие.


1


14.01




18


Природа оренбургского края в русской литературе.

Сергей Тимофеевич Аксаков. Буран. Вступление.

1

21.01






19

Сергей Тимофеевич Аксаков. Воспоминания автора об Оренбургской зиме.



1



28.01




20

Особенности описания времён года

у Василия Федоровича Наседкина («Мороз», «После бурана» и другие)

и Александра Александровича Возняка («Снегири»).




1


4.02





21

Суровое и жаркое времена года в лирике Надежды Алексеевны Емельяновой и Юрия Михайловича Орябинского.



1


11.02





22


Практическое занятие по теме: «Природа оренбургского края в русской литературе».



1



18.02




23

Зачётный урок.

1

25.02






24


Тебя я воспою…

(об Оренбуржье)

Орские и домбаровские авторы стихов и рассказов.


1




4.03




25

Галина Сокурова. Слово о писателе.

1

11.03





26

Галина Сокурова. «О любви, о счастье, о печали…»

1

18.03





27

Александр Шиперов. Слово о писателе.


1


1.04





28

Александр Шиперов. «Живу, не уставая удивляться…»

1


8.04





29

Практическое занятие «Я тоже сейчас сотворю».


1


15.04




30

Валерий Николаевич Левановский. Детский писатель.


1


22.04




31

Валерий Николаевич Левановский. Многообразие произведений.


1


29.04




32

Контрольный урок.

1

6.05




33
34


Практическое занятие по теме «Домбаровские поэты». Практическое занятие по теме «Поэты Оренбуржья об Орске».


1

1


13.05

20.05




35

Заключительное занятие.

1

27.05






Учебных занятий – 24 часа, Вводных занятий – 1 занятие,

Практических занятий – 6 часов, Итоговых и заключительных – по 1 занятию

Зачётных занятий – 1 занятие,

Контрольных занятий – 1 занятие,



Раздел №1. Оренбургский фольклор.

Цель и задачи изучаемого курса, сущность познавательного интереса в процессе работы по литературному краеведению, терминология курса, обзор авторов и их произведений;

Знакомство с произведениями устного народного творчества, записанные в Орен-бургском крае фольклористами А. В. Бардиным и П. Т. Завьяловским;

Актуализация знаний прошлого в современном мире.
Раздел №2. Из этнографических заметок фольклориста А. П. Кузнецова, сделанных в начале XX века.

Знакомство с произведениями «Село Покровское», расширение понятия «этнографичес-кий очерк» - «Попрядушки», сбор и запись песен об Оренбургском крае, их заучивание;

Знакомство с обрядовыми произведениями, выявление их особенностей.
Раздел №3. Литературные сказки.

Биографические сведения об авторах, знакомство с их произведениями;

Значение творчества писателей в современном мире, предназначение сказок.
Раздел №4. Из русской поэзии XX века.

Биографические сведения об авторах; знакомства с произведениями;

Чтение наизусть лирических произведений, сбор и обработка информации о печатных изданиях Оренбургского края.
Раздел №5. Природа Оренбургского края в русской литературе.

Выявление результатов литературных трудов писателей, систематизация мате-риалов, значение нововведений в литературу;

Чтение и анализ произведений, подбор и составление опорного конспекта по биографии писателей, иллюстрирование сказок.
Раздел №6. «Тебя я воспою…»

Биографические сведения об авторах, подборка произведений, сбор материалов в перио-

дических изданиях Оренбургского края,

Организация выставки работ учащихся по творчеству местных авторов, творческий анализ проделанной работы;

Подведение итогов работы.



Данный курс литературного краеведения рассчитан для 6 класса. Продолжительность факультатива составляет всего 35 часа. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю.

Основными формами организации занятий являются:

* лекция

* практическое занятие

* урок-презентация

* творческая мастерская

* урок-зарисовка

* урок-конкурс

* контрольный и зачётный урок

* круглый стол

* дискуссия

Методы и приёмы обучения соотнесены с возрастными и психологическим особен-ностями учащихся, таковыми являются:

* рассказ

* беседа

* индивидуальные задания

* показ и др.

Для облегчения зрительного восприятия необходимо использовать наглядные пособия, иллюстрации, репродукции, таблицы, фильмы, слайды… Для более эмоцио-нального восприятия изучаемого материала необходимо организовывать творческие встре-чи с авторами.

Предполагаемые результаты: расширение круга знаний и умений учащихся по тема-тике данного курса, позволяющего применять полученные знания и умения на практике (например, участие в работе «Проба пера»).

Оценивание результатов может производиться по выполнению учащимися практи-ческих работ. Основными критериями оценивания работ являются :

* самостоятельность

* глубокое понимание темы

* новизна и оригинальность решения

* аккуратность

Указания на возможный характер работы с текстом («Для чтения и изучения» или «Для чтения и обсуждения») помогут учителю творчески подходить к изучению худо-жественных произведений, активно использовать реальную ситуацию подготовленности класса.

Иными слова, содержание данного курса литературного краеведения определяется ми-ром интересов учащихся-подростков. Факультатив направлен на формирование грамот-ного читателя, свободно владеющего словом.

Активное включение ученика в творчество, на всех этапах литературного образования, неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от года к году.




  1. В. А. Сухомлинский. Полное собрание сочинений т. 2 – М.: Просвещение, 1984 г.



  1. В. В. Бианки. Полное собрание сочинений – М .: Просвещение, 1994г.



  1. А. Н. Петренко. Как научиться писать стихи – М.: Просвещение, 1999г.



  1. Русская литература для детей – М.: Академия, 1998г.



  1. Л. Е. Коваленко. Под сенью муз – М.: Просвещение, 1991г.



  1. Литературный альманах «Русское эхо» - Самара, 2002г.



  1. Периодическое издание «Бугурусланская правда».



  1. Хрестоматия для 5-8 классов. Оренбургский край в произведениях русской лите-ратуры и фольклора. А. Г. Прокофьева, В. Ю. Прокофьева. – «Оренбургское литературное агентство» - Оренбург, 2003г.



  1. А. Н. Буханов. Литературное краеведение. М.: Просвещение, 2001г.



  1. Г. К. Петровский. Интересные вопросы литературы. М.: Просвещение, 2005г.



  1. В. В. Дурнов. Наши малые родины. М.: Просвещение, 2006г.




  1. Е.А. Ильницкая, Р. О. Ладикова. Краевед. Краеведческая работа. М.: Издательский дом «Дрофа», 1999г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconТолько есть другая проблема: где это все искать?
Мы не ставим перед собой задачу рассмотреть все имеющиеся ресурсы Интернета, а остановимся на тех, которые могут быть полезны пользователям...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconТехнологии в практике управления школой
В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Перед системой образования стоит задача достижения...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconПрограмма факультатива по химии для учащихся 10 классов «Решение...
Для успешного решения задач, поставленных перед школой, необходимо, с одной стороны, обеспечить прочное овладение школьниками программным...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconКнига дополненная, переработанная
Всю сознательную жизнь Василь Миргалимович влюблен, влюблен в школу, и искренне, с жаром и энтузиазмом в течение 37 лет он старался,...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconСценарий деловой игры п. Воротынец 2006 «Все бледнеет перед книгой»
...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconАнализ работы шмс за 2012 2013 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его профессиональной...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconПубличный отчет о работе моу «Основная общеобразовательная школа...
Цели и задачи, поставленные перед школой в 2006 2007 учебном году и их выполнение

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconСценарий праздника «Прощание с начальной школой»
Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые родители и гости! Сегодня мы все немного волнуемся, ведь сегодня у нас необычный день – мы прощаемся...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconВ настоящее время одной из ключевых проблем, стоящих перед нашей...
Согласно закону “О безопасности” (05. 03. 92г.) под безопасностью понимается “состояние защищённости жизненно важных интересов личности,...

Перед современной школой стоит задача активизации учебного процесса с тем, чтобы приобретаемые знания становились не только прочными, но и переходили в убеждения, смыкались бы с нравственно-эстетическими идеалами. В поисках путей решения стоящих перед школой задач, я решила обратиться к iconВведение 2 2 постановка задач и обзор методов её решения 6
От нее во многом зависит своевременность и полнота финансового обеспечения производственной деятельности и формирование предприятия,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции