Билеты по зарубежной литературе




Скачать 2.07 Mb.
Название Билеты по зарубежной литературе
страница 1/18
Дата публикации 26.09.2014
Размер 2.07 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Билеты по зарубежной литературе.


  1. Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов.

Античная литература выросла на основе мифологии, которая теснейшим образом связана с периодом доклассового общества.

Миф в переводе с греческого - «слово». Это наиболее ранняя форма понимания окружающего мира и самого себя. Миф - это описание событий, которые нельзя понять с помощью обычной логики.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил , его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Миф - это коллективное бессознательное творчество по законам воображения.

Мифы в большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль в общественной жизни. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения.

Человеку в первобытнообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, и поэтому самым убедительным для него разъяснением природы было объяснение с помощью родственных отношений - вот почему вся природа оказалась огромной родовой общиной, представители которой являлись живыми существами и находились в тех или иных родственных отношениях (объяснял незнакомое с помощью знакомого).

Периоды мифологии:

1) доолимпийские - основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движимым непонятными силами, земля - основа мифологии, источник и кормилец всего мира - хтонизм, фетишизм, анимизм). В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфизму.

2) олимпийские - связанный с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму (ранняя классика и поздний героизм). Один главный бог - Зевс. Появляются боги нового типа, женские божества получили новые функции в связи с эпохой патриархата. Остаются, правда, фетишистские элементы - волоокая Гера и т.д. Возрастает роль людей в мифах: Ахилл ругает Аполлона за укрывательство Гектора.

В период поздней классики миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества. Мифология становится достоянием искусства.

Возникновение мифологических представлений относится к очень ранней ступени развития человеческого общества. Зависимость человека этого времени от непонятных для него природных и общественных сил , его бессилие перед ними находили свое выражение в фантастических, мифологических представлениях о природе и о способах воздействия на нее. Мифы имеются у самых отсталых народов: они в огромном большинстве случаев представляют собой рассказы о происхождении тех или иных предметов, явлений природы, обычаев, установлений, наличие которых играет значительную роль а общественной жизни. первобытный охотник особенно заинтересован в животных, и каждое племя имеет много рассказов о том, как и откуда пришли разные виды животных и как они получили свойственные им черты внешности. Предметом мифа являются и небесные светила - солнце, луна, созвездия; миф повествует об их приходе на небо и о том, как создавалась их форма, направление движения и.т.д. Значительную роль во всех этих рассказах играют животные и мотивы превращения. Мифотворчество не является просто игрой фантазии ; это - ступень в процессе освоения мира, через которую прошли все народы. Низкий уровень производительных сил, недостаточное господство над природой открывают в первобытном обществе широкий простор для фантастических представлений о действительности, а впоследствии, с развитием социального неравенства и образованием классов, фантастические религиозные представления закрепляются в интересах господствующих слоев.Одной из важнейших предпосылок мифообразования является приписывание человеческих свойств предметам окружающей среды.

Мифология является той почвой, на которой впоследствии вырастают науки и искусства. С успехами познавательной деят-ти миф теряет свое "священное" значение, высвобождаются заключенные в нем элементы научной мысли и художественного творчества.Мифология становится достоянием искусства, входит в фонд языковых метафор( геркулесовы столбы, яблоко раздора, муки Тантала, прокрустово ложе).

Мифотворчество прошло много этапов, прежде чем отлилось в формы, известные нам из греческой мифологии. В ней обнаружились напластания различных эпох. Греческие мифы содержат многочисленные отзвуки группового брака, матриархата, но вместе с тем отражены и исторические судьбы греческих племен в более поздние времена; они повествуют о происхождении явлений природы и предметов материальной культуры, о происхождении мира( космогония) и богов(теогония). В мифологических сказаниях греков находят отражение и представления о природе.Микенская эпоха является исторической базой основного ядра греческих героических сказаний, и сказания эти содержат в себе много элементов мифологизированной истории.

Античная мифология является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений.Мифология и есть известного рода перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.Периоды мифологии : древнейшая, дофессалийская, или доолимпийская основа античной мифологии, порожденная еще периодом матриархата (все окружающее человек мыслит движымым непонятными силами, земля - основа мифологии, хтонизм), олимпийская основа,связанная с централизацией мифологии вокруг горы Олимп и переходом к строгому героизму.(ранняя классика и поздний героизм) , затем наивная и нетронутая мифология гибнет(поздняя классика и декаданс).



  1. Периодизация античной литературы.

Античная (лат. antiquus - древний) литература - литература греческого и римского рабовладельческого общества. Греческая культура развивалась самостоятельно (греки создали философию, понятия эпоса, лирики, драмы), а римская - была перенята у греков (дополнили греческую культуру правом и государством).

Античная цивилизация родилась в Средиземноморье. Древние греки занимали юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Существовали различные наречия греческого языка - дорийские, эолийские и эонийские. Существовали греческие колонии в Африке, Херсонесе (Севастополь) и т.д. Греки жили на берегу моря, не заходя вглубь материка. Основная форма организации жизни греков - полис.

Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, потом овладели всей Италией, странами Средиземноморья, в т.ч. и Грецией, многими странами Европы и Азии.

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII веку до н.э., римской - к III веку до.н.э. Завершение античности - V в. н.э. - падение Римской Империи. Таким образом, античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет. Периодизация:

1. Архаический период - до 6 вв. до н.э. Длинный рая веков устной словесности. Памятников, кроме «Илиады» и «Одиссеи» не сохранилось. Корни - в крито-микенской культуре. Предания, которые лежали в основе, греки знали с детства. У произведений не было автора, т.к. не было такого понятия. Автор - коллективный. Вся система ценностей была другая, ценилась традиционность, похожесть (Poetus novos - оскорбление - Цицерон - Катуллу). Произведения укладывались в гекзаметр.

2. Классический или Аттический период. 5-4 вв. до н.э. Становление и расцвет греческого классического рабовладения. В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

3. Эллинистический период. - до завоевания Греции Римом., обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовладения, а именно крупного рабовладения. Вместо полисов возникают огромные военно-монархические организации. Появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода. Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К нему относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически-римским периодом.

Возникшая в 3 в.до н.э. (устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.

Конец античности - 410 или 476 г. - год падения Римской империи.
1) период Архаический(2в. до н. э.-5 в. н.э.):

а) период становления классического рабовладенческого общества и государства 5-7 в. до н.э. (Лирика Архилоха)

б) Гомеровский период 8 в. до н.э. (эпическая поэзия) 1. Гомеровский эпос (Гомер) 2. Дидактический эпос (Гесиод)

в)до литературный, до гомеровский период. (со 2 в до н. э. – 8 в . до н.э.)
2)Аттический или классический период (5 в. до н.э.)

Центр Афины. Это период расцвета и становления полиса. Драма возникает в аттике в двух формах. 1)Трагедии (Эсхил, Софокл) 2) Комедии (Аристофан). В это же время происходит развития театра и драматургии
3)Эллинистический период (3 в. до н.э.)

Период Греко-Македонских войн. Эпическая поэма («Аполлоний Родосский»)

Александрийская поэзия (Каллимах, Феокрит)

Менандр –создатель эпической поэмы
4) Греческая литература эпохи римского владычества (от 1 в до н.э. – по 5 в. н.э.)

Это период, когда Греция стала провинцией Римской империи. Но, тем не менее, туда всё равно приезжали учиться.

Жанр литературной биографии (Плутарх)

Классическая сатира (Лукиан)

Роман (2-ая форма софистсва, хотя греки и считали роман низкой формой литературы).

(Лот и Гелиодор. Они пытались вывести роман на более высокий уровень).
Древние греки занимали юг балканского полуострова, острова Эгейского моря и побережье Малой Азии. Древние римляне населяли сначала небольшую территорию вокруг Рима, в средней Италии(Лациум), потом овладели всей Италией, странами средиземноморья,в том числе и Грецией, и, наконец, всеми известными тогда странами в Европе и государствами Передней Азии.Первые письменные памятники греческой литературы относятся к 8 веку до н.э. , римской лит-ры - 3 веку до.н.э.Падение Западной Римской империи и вместе с тем конец римской литературы относятся к 5 веку н.э.К тому же времени относится конец и античной греческой литературы, переходящей в дальнейшем на путь византийской культуры.Таким образом, от своего зарождения и до средневековой литературы ант. лит-ра занимает огромный период времени - около 1200 лет.

Первый период, который можно назвать доклассическим или архаическим , охватывает собой длинный ряд веков устного народного творчества и заканчивается в течение первой трети 1 тысячелетия до н.э.Это творчество до нас не дошло, и о нем мы имеем некоторое представление на основании позднейшей античной литературы. Целиком до нас дошли только два памятника греческой литературы, записанные в 6 в. до н.э., но, несомненно, развивавшиеся в течение многих столетий, - это героические поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера.

Второй период античной литературы - это становление и расцвет греческого классического рабовладения, занимающего собой 7-4 века до н.э. Этот период обычно называется классическим(аттическим). В связи с развитием личности появляются многочисленные формы лирики и драмы, а также богатая прозаическая литература, состоящая из произведений греческих философов и ораторов.

Третий период античной литературы , обычно именуемый эллинистическим, возникает на новой ступени античного рабовледения, а именно крупного рабовладения. вместо небольших городов - государств классического периода, так назыв. полисов, возникают огромные военно-монархические организации, а вместе с тем появляется и большая дифференциация субъективной жизни человека, резко отличная от простоты, непосредственности и строгости классического периода.Вследствие этого эллинистический период часто трактуется как период деградации классической лит-ры , хотя необходимо помнить, что этот процесс длился весьма долго, вплоть до конца античного мира.Следовательно, этот послеклассический период занимает огромный промежуток времени - с 3 века до н.э. до 5 в.н.э. К этому третьему периоду относится и римская лит-ра, почему его часто и называют эллинистически - римским периодом.Возникшая в 3 в.до н.э.(устное нар. тв-во, как и в Греции, сущ-ло задолго до этого), римская лит-ра переживает свой архаический период в первые два века своего сущ-ния. 1 век до н.э. обычно считается расцветом римской литературы, т.е. периодом классическим. Последние же века римской лит-ры, а именно 1-5 вв. н.э. называют послеклассическим периодом. 6 век н.э. можно считать гранью между античной и средневековой лит-рой.

  1. Гомеровский героический эпос.


Произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея», являются первыми по времени известными нам произв. древнегреческой литературы. Содержа в себе огромное количество разного рода сказаний и будучи весьма значительными по размеру, эти поэмы не могли появиться внезапно, в виде произведения одного только писателя. Если они даже и составлены одним поэтом, то составлены на основе многовекового народного творчества. Самое важное - художественное единство поэм Гомера. Лосев: «С полным правом можно сказать, что греческий народ, взятый в своём единстве и цельности, и есть тот единственный творческий индивидуум, который создал гомеровские поэмы».

Произведения записаны только во второй половине VI века, но в «устном» виде появились раньше: завершены около 9-8 вв. «Илиада» и «Одиссея» созданы на ионийском диалекте с примесью более раннего эолийского. В произведениях отражается история греческого народа. Сюжетом гомеровских поэм становятся разные эпизоды Троянской войны (Троя - это город в Малой Азии, который был заселен племенем фригийцев). Отразились разные периоды истории: само действие приходится на 13-12 вв. Но развитие греческого народа, отразившееся в поэмах гомера, охватывает не только весь общинно-родовой строй, но и выходит за его пределы.

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса - восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали.

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное) 2. Обстоятельная деловитость эпоса( "Каталог кораблей" занимает 300 строк, щит Ахилла - 132 строки) 3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика - даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4. Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа)

Но личность, в которой еще не проснулось ее "я" подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся 5. Традиционность(то, что изображается в эпосе для всех важно . Все уверены, что так оно и было всегда и будет.Все рассказывается медленно и степенно,как будто бы речь идет о вечной истине.Повторения или постоянные эпитеты)

6. Монументальность(эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства,воспитывает героическую волю,не терпит ничего низменного) 7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего,дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий) 8. Уравновешенно - созерцательное спокойствие свободно - героического духа.

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма. Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно - родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

  1. Свободный эпический стиль у Гомера - это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически - юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно - серьезном и часто даже трагическом плане.Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы.Противоречивость в гомеровском сттле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Билеты по зарубежной литературе icon Билеты по литературе для 6 класса
Письменная литература Древней Руси. «Повесть временных лет». Анализ произведения
Билеты по зарубежной литературе icon Экзаменационные билеты по литературе в 11 классе. Билет №1
Тема поэта и поэзии в лирике а с пушкина ( на примере одного-двух стихотворений)
Билеты по зарубежной литературе icon Экзаменационные билеты по литературе в 5 классах Билет №1
Прочитайте наизусть стихотворение М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру»
Билеты по зарубежной литературе icon Экзаменационные билеты по литературе
С какой целью автор поэмы «Василий Теркин» постоянно подчеркивает «обыкновенность» своего героя?
Билеты по зарубежной литературе icon Литературный турнир для старшеклассников по русской классической...

Билеты по зарубежной литературе icon Программа дисциплины История зарубежной литературы Направление подготовки
Дисциплина «История зарубежной литературы» относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
Билеты по зарубежной литературе icon Тематическое планирование по зарубежной литературе 5 класс
Произведения унт как источник возникновения художественной литературы. Скандинавские предания об эльфах, гномах и норнах
Билеты по зарубежной литературе icon Вопросы к зачету по зарубежной литературе: Ожидания нового века. Социо-культурная атмосфера
Изменения коллективного и индивидуального самосознания. Субъект-объектный конфликт
Билеты по зарубежной литературе icon Планы практических занятий по зарубежной литературе 17-18 вв
Категория героического – основа классицистической трагедии П. Корнеля. Проблематика и поэтика трагедии
Билеты по зарубежной литературе icon Тематическое планирование по зарубежной литературе 6 класс
Басни Эзопа «Кабан и лисица», «Собака с куском мяса», «Ворон и лисица». Эзоп и И. А. Крылов
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции