Скачать 183.89 Kb.
|
«Паблик рилейшнз Католической церкви в исторической перспективе»Джуренко Роман
С появлением протестантизма Католической церкви пришлось продуманно заниматься своим ПР (самопозиционирование в сознании народа, выгодное по сравнению с протестантизмом). В современном мире Католическая церковь как общественно-религиозный институт, учитывая: большое количество серьезных конкурентов, тот «черный ПР», который исторически создали ей недобросовестные священнослужители, агрессивную церковную политику в средние века (крестовые походы, инквизиция), а также деятельность антицерковных организаций – должна уделять особое внимание связям с общественностью. В России в настоящее время, как никогда прежде, заметно присутствие Католической церкви. Это связано с существовавшими запретами на такого рода деятельность, которые потеряли свою силу в условиях демократии, когда отсутствуют законодательные ограничения в развитии той или иной конфессии. В связи с этим, Католическая церковь свободно применяет на территории Российской Федерации (РФ) свой ПР-опыт, накопленный за историю. В данной работе мы особо рассмотрим проблему взаимоотношений Католической церкви и государства (РФ) с точки зрения паблик рилейшнз (связей с общественностью). 2. Теоретическая часть Задействованные источники:
1. Использованные в работе ресурсы сети Интернет:
2. Информация светских СМИ Информацию о деятельности Католической церкви в Российской Федерации, задействованная при написании этой работы, также была подобрана из числа следующих светских источников:
Нумерация ссылок на светские СМИ и соответствующие ресурсы будет производиться по нарастающей в тексте данной работы, а их описание содержится в перечне информационных источников в конце креативной работы. 3. Данные церковных и процерковных СМИ При подготовке данной работы использованы сведения, полученные в ходе анализа следующих церковных и процерковных изданий:
Это издаваемые большими тиражами и распространяемые бесплатно среди населения выпуски ежемесячного христианского журнала «Голос истины» или даже детский журнал «Овечка», который содержит большую коллекцию сценок, стихов, читальню для маленьких христиан...
4. Сведения от компетентных лиц Cтанислав Опеля ДОСЬЕ Родился в 1938 году, поляк. Филолог, окончил Университет Адама Мицкевича в Познани, лиценциат философии (Франция, Шантильи) и богословия (Франция, Лион-Фурвьер), доктор философии, публицист, секретарь Конференции католических епископов России, декан колледжа св. Фомы Аквинского, начальник независимого Российского региона Общества Иисуса (Ордена иезуитов). «Россия не будет католической» (Беседа с отцом Станиславом Опелей) Текст беседы предложен для ознакомления в Приложении к креативной работе. Данный источник был использован автором для максимально наглядного и неформализованного понимания, представления сложившегося на современном этапе имиджа Католической церкви и тех направлений, в которых осуществляется ПР-деятельность в Российской Федерации. Заметная фигура российской ветви Католической церкви С. Опеля рассказывает о мероприятиях и ПР-акциях, проводимых в сферах:
3. Прикладная часть Из каких элементов складывается современная ПР-деятельность Католической церкви в РФ: 1) Крупные акции:
ПР-последствия: резко обострились отношения с РПЦ (архиепископ Католической церкви Тадеуш Кондрусевич реагирует на критику РПЦ как на "продолжение политики обвинений, которые мы слышим на протяжении 11 лет"), но в мировом масштабе это явилось позитивным ПР, так как продемонстрировало реальную силу: про Католическую церковь говорят, что она утрачивает паству, а открытие новых епархий на огромной территории есть прямое опровержение подобных утверждений.
По сообщению агентства "Интерфакс", ординарий католической епархии святого Иосифа Ежи Мазур был объявлен персоной нон грата и выслан из России. В начале апреля аннулировали визу итальянского священника Стефано Каприо. По данным РИА "Новости", полученным в МИД России, причиной для отказа послужила "деятельность Каприо, несовместимая со статусом священнослужителя"2. ПР-последствия: Генеральный секретарь католических епископов России отец Игорь Ковалевский высказал свою версию происходящего: "Это целенаправленная кампания против католической церкви в России. Ведь здесь получается, что епископ не может приехать в свою епархию. Во многих странах это знак преследования католической церкви". «Два факта свидетельствуют об одной политике российского правительства - сокращать присутствие католиков в России. Несомненно, что это прямо связано с тем недовольством, которое московская патриархия выразила по поводу переименования католических организаций в России. Вместо администратур теперь католические округа стали называться епархиями»3. Таким образом, Католическая церковь эффективно использовала этот конфликтный потенциал. С одной стороны, католики заявили о бесконечных гонениях на них в РФ. Были четко указаны «антигерои», виновные в дискриминации религиозной группы, нарушении права граждан на свободу совести и т.п. С другой стороны, удалось четко связать между собой причины всего событийного ряда и провести сквозную линию, аналогии между разными конфликтами, что усилило общественный резонанс. 2) Непосредственная деятельность католических миссионеров (работа на приходах, издательская деятельность и др.) Чрезвычайно важно отметить, что в основном своим ПР занимается сама Католическая церковь. Он по большей части не стихиен; основное направление связей с общественностью как в России, так и в мире – это преодоление негативного имиджа Католической церкви, сложившегося в сознании обывателей. В РФ католики стараются показать себя глубоко обеспокоенными бездуховностью и социальными проблемами российского народа. Хотя они этого не декларируют, их деятельность во многом имеет задачу позитивно выделиться в сравнении с Русской Православной Церковью (РПЦ):
3) Представленность в информационном пространстве:
Перечень использованных при подготовке данной работы ресурсов сети Интернет представлен выше (в Теоретической части), а на данном этапе целесообразно раскрыть методику их создания и организации с точки зрения паблик рилейшнз. К примеру, сайт «Catholics in Russia» (Католики в России) имеет следующую структуру. Посетителю предлагается перечень функционирующих на территории РФ католических организаций (орденов, обществ и пр.): Орден Проповедников (Доминиканцы), Орден Братьев Меньших (Францисканцы), Миссионеры Слова Божьего (Вербисты), Общество Иисуса (Иезуиты), Ассумпционисты и т.д. Каждый раздел структурирован подобным образом: дается полное наименование организации (к тому же, представлена ссылка на англоязычный ресурс), краткое описание истории и сфер деятельности, указаны территориальные подразделения (с перечнем представителей и адресами, где проводится обучение религии). Присутствуют также разделы католических знакомств, предложений о помощи и др. Предусмотрена возможность обратной связи, контактов: «Пожалуйста, все Ваши предложения направляйте по адресу catholic.dd@usa.net». Такая схема построения web-сайтов наиболее оптимальна для религиозных организаций и способствует привлечению определенного сегмента населения, являющегося целевой аудиторией католиков: это молодежь, а также люди в возрасте до 45 лет, как правило, жители крупных городов России, где и расположены представительства Католической церкви. Пример интерфейса раздела:
о. Здислав Ведер, SDB - инспектор о. Иосиф Заневский, SDB о. Аугустин Дезендзель, SDB о. Казимир Шиделко, SDB о. Владислав Клоц, SDB пос. Октябрьский (новициат) о. Антоний Мурзинский, SDB о. Роман Шепецкий, SDB о. Станислав Жак, SDB Самара: о. Томас Донахи, SDB Саратов: о. Яцек Фальковски, SDB Ростов-на-Дону: о. Эдвард Мацкевич, SDB о. Ежи Кроляк, SDB.
СМИ - сфера деятельности, в которой католики проявляют чрезвычайную активность. Если Московский Патриархат так до сих пор и не смог должным образом наладить регулярное и массовое издание православных газет и журналов, то газета российских католиков и другие их издательские проекты финансируются напрямую из бюджета Ватикана и соответственно этому успешно развиваются. То же касается телевидения и радиовещания. Если православное телевидение делает только робкие попытки освоения телеэфира, то в ряде регионов телевещание католиков осуществляется практически ежедневно. В Москве и Петербурге практически круглосуточно производится вещание католических радиоканалов. Особенно заметна деятельность "Церковно - общественного канала" (в работе которого участвуют несколько модернистски и прокатолически настроенных православных священников). Вся литература Католической церкви ориентирована на невоцерковленного, но интересующегося духовными вопросами человека (это целевая аудитория, на которую осуществляется ПР-воздействие). В этой литературе нет откровенной пропаганды преимуществ католицизма, там говорится «просто о христианстве», однако это «просто христианство» в действительности оказывается католической моделью. 4) «Черный ПР» – представленность в информационном поле сведений, фактов против Католической церкви Негативное отношение к Католической церкви коренится в тех стереотипах, которые были созданы у большей части населения России советской антирелигиозной пропагандой. Однако, в данный период негативным ПР Католической церкви занимается Русская Православная Церковь (РПЦ). Причина такого положения – это прозелитизм католицизма на канонической территории РПЦ. В общих чертах, прозелитизм - это активная миссионерская деятельность представителей одной религиозной организации среди явных/потенциальных сторонников другой, зачастую сопровождаемая неэтичными и непорядочными формами осуществления (материальная заинтересованность, негативный ПР и т.п.). РПЦ не против католицизма как религии, просто Католическая церковь, пользуясь тяжелым положением РПЦ (последствие советского периода), проводит активную миссионерскую работу с невоцерковленным населением, исторически, тем не менее, идентифицирующим себя с православием. В чем выражается «черный ПР»?
Это осуществляется путем:
Сильное воздействие оказывают отзывы о Католической церкви со стороны представителей доминирующей конфессии (православные в лице Русской Православной Церкви (по данным социологических опросов ВЦИОМ, 69% населения РФ исповедуют православие), в некоторых регионах – мусульмане).
Характерный пример с говорящим само за себя названием – «Православный противо-католический катехизис». Уже первые строки данного издания поясняют, что «католики исказили Христову веру рядом еретических учений и приняли обычаи, несогласные с преданием святой Церкви». Доказательства чуждости Католической церкви звучат так: «Церковь призывала католиков отказаться от своих заблуждений, но они упорствовали. Тогда Церковь отторгла их от себя и предала отлучению». В заключении содержится открытый призыв к населению «смотреть на католиков, как на отлученных Православной Церковью еретиков»4. Подобная аргументация направлена на формирование негативного имиджа Католической церкви среди населения РФ.
Как передает РИА "Новости", Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II весьма сдержанно прокомментировал просьбу Папы Римского Иоанна Павла II о прощении у православных. Патриарх отметил, что "необходимо посмотреть, как это прощение будет проявляться на деле". Он напомнил, что недавно во Львове, то есть на Украине, куда планируется поездка Папы, была совершена попытка разрушить православный храм. В Русской Православной Церкви считают, что попытка разрушить храм была связана с предстоящей поездкой Иоанна Павла II5.
Характерный пример дискредитации Католической церкви – это затянувшийся громкий скандал, связанный с обвинениями в педофилии служителей Католической церкви США. В эпицентре скандала в Бостоне, как пишет "Правда.Ру", уже подано более 400 исков к священникам, занимавшимся растлением малолетних. По всей же Америке их несколько тысяч6. Журнал Time в связи с этим признавал, что у "среднего американца" сложилось стойкое убеждение, что любой, кто совершает преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних, обязательно является католическим священником. Вся эта ситуация сильно пошатнула престиж церкви. Педофилия в Америке осуждается обществом сильнее, чем другие виды преступлений сексуального характера. Это верный способ раз и навсегда пошатнуть позиции Католической церкви. Ватикан изо всех сил пытается спасти положение: выступления Папы и заседания по этому вопросу в Ватикане исчисляются десятками. Основное направление, выбранное для преодоления сложившейся ситуации, это информационная открытость. Есть и другой взгляд на проблему. Так, российский католический священник отец Александр Хмельницкий убежден, что скандал вокруг Католической церкви искусственен. В его версии случившегося - все это мощная ПР-кампания, в которой используются случаи, собранные за десятки лет. 4. Рекомендации Cильные стороны современных паблик рилейшнз Католической церкви Связи с общественностью эффективны, тщательно продуманы и разработаны, мероприятия проводятся централизованно и комплексно, но есть сдерживающие силы. Сама ПР-деятельность Католической церкви осуществляется на высоком уровне, однако львиная доля усилий уходит на противостояние негативному ПР, который отчасти стихиен, отчасти осознанно создается противниками Католической церкви в Российской Федерации. Возможные пути улучшения ПР Католической церкви:
Как католики могут это подать? Почему это интересно светским СМИ, как промотивировать их освещать эту тему? – Тема интересна сама по себе (конфликт всегда интересен), так как в правовом светском государстве налицо откровенное преследование определенной религиозной группы на фоне явного альянса власти с другой религиозной организацией (РПЦ). Подобные гонения создают информационный повод для подачи информации, выгодной католикам, о деятельности их церкви в России. Пользуясь информационным поводом, католики смогут излагать свою версию их деятельности в РФ.
Этот инструмент паблик рилейшнз уже используется Католической церковью в других странах. Так, Папа Римский Иоанн Павел II ознаменовал первый день своего пребывания на украинской земле покаянием за все прежние исторические грехи католиков в отношении православных братьев. Обращаясь к тем украинским православным, которые являются противниками его визита, Папа сказал, что он прибыл не обращать их в другую веру, но свидетельствовать о Христе вместе со всеми христианами. В своем покаянном слове, произнесенном от имени Католической церкви, Папа повторил слова, сказанные им месяц назад в Греции. "Позвольте нам, воздающим хвалу единому с вами Богу, признать наши ошибки", - заявил Римский Первосвященник9. Это очень сильный ПР-ход, который способствует нейтрализации стандартной критики католицизма, причем возможно его неоднократное использование для улучшения связей с общественностью в России. 5. Заключение Какую позицию должно занять государство в случае активизации ПР Католической церкви? Чтобы опередить католиков в освещении событий, государство должно сопровождать свои акции, направленные на ограничение активности Католической церкви в Российской Федерации, соответствующими разъяснениями, обоснованиями своих действий. Так государство сможет захватить инициативу, предоставляя одновременно с проведением акции свою версию поведения Католической церкви в России. Большой ошибкой со стороны государства было то, что оно не дало внятных, аргументированных объяснений своих действий в отношении Ежи Мазура и других представителей католического духовенства10. Государство должно подчеркнуть, что оно позитивно относится к Католической церкви (чтобы хотя бы частично снять обвинения в предвзятости по отношению к католикам и альянсе с Русской Православной Церковью); объяснить, что действия направлены против конкретных лиц, а не против религиозной организации. В своих паблик рилейшнз государству крайне важно соблюсти баланс в следующей дилемме: 1.
– с одной стороны; 2. Презентация себя как государства, которое:
- с другой стороны. Таким образом, очевидно вряд ли стоит представителям государственной власти вовлекаться в официальные мероприятия Католической церкви (как это сложилось с РПЦ), однако, несомненно, следует подчеркивать свое доброжелательное отношение к Католической церкви как организации и уважение к народам, традиционно исповедующим католицизм. Почему это необходимо? Так государство: 1) защитит себя от обвинений в гонениях на Католическую церковь – это плюс с точки зрения либералов (в лице СПС и др.) 2) подчеркнет свое уважение к традиционной культуре народов – плюс с точки зрения консерваторов (включающих всех православных и патриотический лагерь) 3) государство заявит свою позицию о поддержке культуры народов вообще, а соответственно, и традиционной культуры своих народов, в основе которой лежат православие, традиционный ислам, традиционные буддизм и иудаизм, что зафиксировано в законе «О свободе совести и религиозных объединениях». Подобная линия поведения государства является максимально выгодной и для Русской Православной Церкви, так как прямая декларация союза власти и РПЦ вызвала бы волну негативных отзывов и резкой критики в адрес последней. С другой стороны, более активное сотрудничество власти с Католической церковью негативно сказалось бы на имидже РПЦ как хранительнице традиций и духовности России. Закончить работу лучше всего увещеванием философа Н.А. Бердяева: ”Католичество не может быть внутренней опасностью России... Католичества может бояться лишь пассивное, мертвое православие, вечно ищущее протекции власти; православие активное, живое не может бояться, может лишь искать активного воссоединения во вселенском христианстве”. Выполнил: Джуренко Роман, ФГУ, группа 404. 1 http://www.rbn.ru/ 11 ноября 2002 года РБН / Архив «Католики отвергли обвинения РПЦ». 2 http://www.polit.ru/ 20 ноября 2002 года Полит.ру «Из России начали выгонять католиков». 3 Кротов Я.Н. Российские власти отказали во въезде католическому епископу // Свет Евангелия, 2002, № 8, с. 2. 4 Православный противо-католический катехизис. Брест, 1994. – С. 46-48. 5 http://www.russ.ru/ 5 декабря 2002 года Русский Журнал «Алексий II сдержанно отнесся к покаянию Папы Римского». 6 http://www.pravda.ru/ 29 ноября 2002 года Правда.Ру Стефанов С.М. «Скандал вокруг священников-педофилов в США: "Надеюсь, они будут гореть в аду..."». 7 http://lenta.ru/ 18 декабря 2002 года Лента.ру Интервью архиепископа Тадеуша Кондрусевича итальянской газете «Аввенире». 8 http://www.ng.ru/ideas/ 15 декабря 2002 года Независимая газета // Религии. 9 http://www.religio.ru/ 23 ноября 2002 года Мир Религий // События // «В Киеве Папа Римский принес покаяние за исторические грехи Католической церкви». 10 Николаев В.Н. Католический епископ Ежи Мазур выслан из России // Православная газета, 2002, №16 (193), с.12-19. |
Оглавление Идите по всему миру, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (ср. Еванг от Матфея, гл. 28, ст. 19; Еванг... |
Новости Библиотека Сервер (Linbox Rescue Server, платформы aix/Solaris/hp-ux) + лицензии на рабочие станции базовая цена 9800р. + 1690р за лиц |
||
Насчитывает почти две тысячи лет. Официально государство Ватикан существует с История Ватикана насчитывает почти две тысячи лет. Официально государство Ватикан существует с 1929 года. Так как Ватикан является... |
Ставропольская Духовная Семинария Фундаментальная Библиотека Журнал... Указатель предназначен для широкого круга церковных деятелей, преподавателей и студентов духовных школ и всех занимающихся вопросами... |
||
Сайт 5 баллов, можно узнать новости образования, скачать реферат Публичная электронная библиотека Евгения Пескина (бывшая eel eugene's Electronic Library) является частным литературным собранием,... |
Черный Ворон, черный Ворон Что ты вьешься надо мной Ты добычи не... Второе Пришествие Христа. Кому это надо и кто это сделает во Имя Отца, Сына и Духа Святого? |
||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки письмо Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические материалы по организации... |
Методические рекомендации по организации празднования Дня Святого... Споры в педагогической среде по поводу празднования Дня Святого Валентина в школе не только не утихают, но и разгораются в последнее... |
||
Ярослав Пеликан Христианская традиция: История развития вероучения.... Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971-1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского... |
Шри харинама чинтамани оглавление Святого Имени достаточно для обретения всех совершенств. В «Шикшаштаке» Господь Чайтанья лично провозглашает это. Шриле Харидасу... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |