Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы




Скачать 298.3 Kb.
НазваниеДушина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы
страница1/3
Дата публикации24.09.2014
Размер298.3 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Терновская общеобразовательная школа.



Рассмотрена

на заседании ШМО

Протокол № ____

от «26» августа 2013 г. Руководитель ШМО

__________________

/Новокрещенов М.И./


Согласовано

Заместитель директора

по УВР

_______/Родивилова Е.В./


Утверждаю

Директор школы

____/Новокрещенов М.И./

Приказ № ____

от «30» августа 2013г.



Рабочая программа
по географии

Класс - 7
Всего часов на учебный год - 70

Количество часов в неделю - 2


Учитель:

Полежаева Елена Олеговна

Терновка - 2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего

образования по географии, утвержденного приказом Министерства образования России от 5.03.2004 года №1089;

  1. Примерная программа основного общего образования по географии

(базовый уровень) «География Земли» (VI-VII классы), рекомендованная письмом МОиНРФ от 07.07.2005г. приказ №03-1263.

  1. Авторской программы для общеобразовательных школ:

Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е.В. Овсянникова: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г. - стр. 17-30.
Изменения, внесенные в авторскую программу и их обоснования

В рабочей программе уменьшено количество часов, отведенных на введение, с 4-х (в авторской программе) до 3-х, всвязи с доступностью материала.

Количество часов, отведенных на тему «Главные особенности природы Земли» в рабочей программе увеличено до 10 часов (авторская программа - 9), а на тему «Океаны и материки» до 53 часов (авторская программа - 50).
Используемый УМК:

  1. География материков и океанов. 7 кл.: учеб.для общеобразов.

учреждений / В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А. Щенев. - 15 - е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 319 с. ил., карт.

  1. Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е.В.

Овсянникова: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г. - стр. 17-30.

  1. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.


Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70часов в год. Предмет география является компонентом образовательной области обществознания, на него отводится 2 часа в неделю, т.е. 70 часов в год.
Общая характеристика курса

Курс «География материков и океанов» является страноведческим курсом, наряду с углублением и расширением знаний об оболочках земли обучающиеся знакомятся с населением и их хозяйственной деятельностью на разных континентах. Курс поделён на три раздела.

В первом разделе обучающиеся знакомятся с особенностями природы земли, углубляют знания полученные в шестом классе при изучения «Начального куса географии».

Во втором разделе они знакомятся с природой отдельных материков и океанов, изучая их по определённому плану.

В третьем разделе обобщают знания о географической оболочке и закономерностях её развития.

Курс позволяет широко использовать наглядные пособия, дополнительную литературу, тематические карты, видеофильмы, компьютерные презентации, материалы средств массовой информации ит.д. Всё это формирует познавательный интерес к предмету и расширяет ряд источников географической информации.

Материалы курса позволяют широко использовать межпредметные связи с такими науками как биология, история, экология, другими ветвями географической науки, рассматривать экологические проблемы глобального и регионального масштаба.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии.

Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Цели и задачи курса

Основная цель курса: формирование у учащихся целостного представления о земле как планете людей, изучения разнообразия природы и населения, знакомство с народами и странами.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

  • познания и изучения окружающей среды; выявления
    причинно–следственных связей;

  • сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

  • ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

  • соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.


Исходя из указанной цели, можно выделить основные задачи курса:

  • рассмотреть природные особенности материков и океанов;

  • научить работать с тематическими картами, широко использовать источники географических знаний;

  • развивать познавательный интерес к географической науке;

  • показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;

  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;

  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;

  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;

  • выявить связь «Земля – Человек», воспитывать у детей чувства ответственности за состояние окружающего мира.


Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать

• основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

• географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

• определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

• учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

• наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

По окончанию курса обучающийся должен знать (называть):

  • основные географические объекты, изучаемые в курсе;

  • состав географической оболочки, её свойства, закономерности её развития;

  • крупные литосферные плиты и сейсмические зоны;

  • климатообразующие факторы, климатические пояса;

  • воды мирового океана и виды их использования;

  • пути расселения человека по материкам и океанам, крупнейшие народы, страны и виды хозяйственной деятельности;

  • имена путешественников, ученых, исследовавших материки;

  • географическое положение, объекты береговой линии, особенности рельефа и его крупные формы, полезные ископаемые, климат и внутренние воды, растительность и животный миросновных природных зон каждого материка;

  • районы повышенной плотности населения, основные виды деятельности страны и столицы крупных государств.


Определять:

  • географическое положение материка (океана);

  • географическое положение страны;

  • по климатическим картам температуру и осадки.


Описывать:

  • по схемам круговороты веществ;

  • особенности географического положения материка, океана, страны;

  • по типовому плану материк (океан);

  • по типовому плану страну.


Объяснять:

  • значение понятий «платформа», «рельеф», «пассаты», «природная зона», «природный комплекс», «географическое положение материка», «режим реки», «высотная поясность», «широтная зональность»;

  • причины географической зональности;

  • роль океана для жизни Земли, свойства вод, образование течений;

  • влияние географического положения на особенности природы материка (океана);

  • образование и размещение крупных форм рельефа Земли;

  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

  • размещение крупных форм рельефа и полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;

  • причины формирования типов климата на материке, особенности питания и режима рек,особенности растительности и животного мира природных зон;

  • причины размещения отдельных природных зон, различия в почвах, растительности иживотном мире природных зон, причины антропогенных изменений в природных зонах;

  • особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение природы материкапод влиянием деятельности человека;

  • причины опасных природных явлений.


Содержание курса
Введение (3 часа)

Что изучает география материков и океанов? Как люди открывали и изучали Землю.Карты материков и океанов
Главные особенности природы Земли (10 часов)

Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

Происхождение материков и океанов. Рельеф Земли.
Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле. Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. Климатические пояса Земли.
Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы(2 часа)

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
Географическая оболочка (3 часа)

Строение и свойства географической оболочки. Природные комплексы суши и океана. Освоение Земли человеком. Страны мира.
Океаны и материки (53 часа)
Океаны (4 часа)

Тихий океан. Индийский океан. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан.
Африка и южные материки (13 часов)

Общие особенности ГП, рельефа, климата, внутренних вод Южных материков.

Общие особенности расположения природных зон Южных материков. Почвенная карта.Географическое положение и исследование Африки. Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. Особенности климата Африки. Внутренние воды Африки.

Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Население стран Африки. Страны Северной Африки. Алжир. Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР.
Австралия и Океания (4 часа)

Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые Австралии. Особенности природы Австралии. Население Австралии. Австралийский Союз. Океания. Природа, население и страны.
Южная Америка (7 часов)

Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. Климат и внутренние воды Южной Америки. Природные зоны Южной Америки. Население Южной Америки. Страны Южной Америки: Бразилия, Перу, Аргентина.

Антарктида (2 часа)

Антарктида – южный полюс планеты. Природа Антарктиды.

Северная Америка и Общие особенности природы северных материков (9 часов)

Общие особенности природы северных материков. Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Климат Северной Америки. Внутренние воды Северной Америки. Природные зоны Северной Америки. Население и страны Северной Америки. Путешествие по странам Северной Америки.
Евразия (14 часов)

Географическое положение Евразии. История исследования Центральной Азии. Рельеф и полезные ископаемые Евразии. Климат Евразии. Сравнение климата Евразии и Сев. Америки. Определение типов климата по климатограммам. Внутренние воды. Природные зоны Евразии. Сравнительная характеристика природных зон Евразии и Северной Америки. Высотная поясность. Народы Евразии. Страны Северной Европы. Страны Западной Европы. Страны Восточной и Южной Европы. Страны Юго-Западной и Центральной Азии. Страны Восточной Азии. Страны Южной и Юго-Восточной Азии
Географическая оболочка – наш дом (3 часа)

Закономерности развития географической оболочки. Взаимодействие природы и общества. Весенняя экскурсия.
Итоговое повторение (1 час)

Итоговое тестирование по курсу «География материков и океанов».

Календарно - тематическое планирование. 7 класс (70 часов)



урока №

п/п урока

в разделе

Тема урока


Планируемые результаты

Дата

проведения

Примечание

план

Факт

Введение (3 часа)

1

1

Что изучает география материков и океанов?

Знать предмет изучения географии; части света; карты материков. Уметь читать и анализировать географические карты. Определять по карте расстояния с помощью масштаба и градусной сетки. Находить и показывать на карте материки и части света.

4.09







2

2

Как люди открывали и изучали Землю.

Знать основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых. Уметь показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий

5.09







3

3

Карты материков и океанов

Знать историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах. Уметь называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом

11.09







Раздел 1. Главные особенности природы Земли (10 часов)

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconМуниципальное общеобразовательное учреждение Маливская средняя общеобразовательная...
Авторская программа: И. В. Душина «География материков и океанов». 7 класс. Из сборника «География. Программы для общеобразовательных...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconАлексеева А. И. и др программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы
Программа предназначена для изучения предмета «География России» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconАлексеева А. И. и др программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы
Программа предназначена для изучения предмета «География России» в 8 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconПетрова Е. В. Тесты по русскому языку: 6 клас: кучебнику М. М. Разумовской и др
Планирование составлено на основе Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 классы., 10-11 кл./ сост. Е. И....

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconРабочая программа по искусству 8 9 класс
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconПояснительная записка рабочая программа по «Литературе» для 9 класса...
«Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В. Я. Коровиной, утверждённой...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconПояснительная записка рабочая программа разработана на основе Программы...
Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г. И. Беленького...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconУчебники Русский язык
Бабайцева В. В., Купалова А. Ю., Никитина Е. И. и др. Программа по русскому языку. 5-9 классы. Программы для общеобразовательных...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconРабочая программа по истории. 7 класса
История, обществознание. 5-11 классы. М., Просвещение. 2010» и программы общеобразовательных учреждений «История России 6-9 классы»...

Душина И. В. Программы для общеобразовательных учреждений, сост. Е. В. Овсянникова: География. 6-11 классы iconПрограмма разработана на основе авторской программы Т. В. Курдюмовой...
Программа разработана на основе авторской программы Т. В. Курдюмовой «Литература, 5-11 классы. Программа для общеобразовательных...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции