Скачать 42.73 Kb.
|
Физические свойства «кожи» Земли, или из чего состоит почва. Ковалев Михаил, Лебедев Тимофей, Суханов Валентин, Борисова Александра, Селин Данил, Семенкова Алена, Майоров Федор, Васильев Игорь, Головина Вера, Демьянов Филипп, Токмакова Анна, Тихомирова Лиза, Долгалев Иван, Золотухин Кирилл, Калинская Арина, Кривицкая Ольга, Фатхуллина Эльмира, Люлько Алексей, Мазур Маргарита, Майоров Егор, Багрова Анна, Шершнева Мария, Новиков Никита, Рябова Варвара, Шершнева Анна, Шонин Семен, Нахшунова Арина. 3 «А» класс, ГБОУ СОШ №1971 г. Москвы Руководитель работы: Румянцева Элеонора Сергеевна, педагог начальных классов. Научное консультирование проекта: Институт экологического почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Введение. Почва - это верхний плодородный слой земли, который покрывает сплошной оболочкой всю сушу земного шара. И если на каждого человека приходится около 3 га поверхности суши планеты, включая ледники и скалы, то на почвенный покров остается лишь пол-гектара на человека (Розанов, 1989). Почва, или педосфера, - это своеобразная кожа Земли, через которую осуществляется «обмен веществ» между воздушной сферой планеты (атмосферой), водной средой (гидросферой), живыми организмами (биосферой) и горными породами (литосферой). Как же почва выполняет свою регулирующую функцию? Чтобы ответить на этот вопрос, в лабораторных условиях были изучены физические свойства почвы. Основная цель работы – определить, что входит в состав почвы. Объекты и методы исследования. Объектами исследования послужили два ненарушенных образца серой лесной почвы из верхнего гумусового горизонта, отобранные предварительно в Приокско-Террасном заповеднике Московской области. Один образец находился в высушенном (воздушно-сухом) состоянии, другой был предварительно смочен водой до свежего состояния (Почвы, 1998). Методика эксперимента включала 4 лабораторных опыта по смачиванию, нагреванию, прокаливанию и выпариванию образцов почвы (Плешаков, 2012). Результаты исследований и их обсуждение. Опыт 1. Образец сухой почвы был опущен в воду. Наблюдалось обильное выделение мелких пузырьков воздуха из почвы в воду. Следовательно, почва содержит воздух и обменивается им с окружающими средами, то есть дышит. Если приглядеться, то можно заметить, что образец почвы весь пронизан мелкими порами. Благодаря этому почва поглощает кислород и выделяет в атмосферу углекислый газ. Поэтому в приземном слое атмосферы концентрация углекислого газа в 10 раз выше, чем на уровне 1 метра от поверхности. Поэтому растения, любители «парникового эффекта», так хорошо себя чувствуют на пористых дышащих почвах. Но обменивается почва с атмосферным воздухом не только кислородом, но и метаном (на болотах), сероводородом (на рисовых чеках), аммиаком и водородом. Опыт 2. Образец увлажненной почвы был нагрет на огне. Холодно стекло, помещенное над почвой, стало влажным. Следовательно, в почве содержится вода. А почва обладает способностью поглощать и удерживать в своих порах воду, обеспечивая ею корни растений и выполняя функцию плодородия. Потому что засуха означает для человека голод. Испаряя в атмосферу или транспортируя избыточную влагу в реки и водоемы, почва обеспечивает круговорот воды в природе. При этом, как настоящая кожа, задерживает в своих порах вредные вещества и примеси. Издавна известен способ фильтрования морской воды пиратами через почву островов для получения питьевой воды. Опыт 3. Образец почвы продолжаем прокаливать. Появился неприятный запах. Следовательно, в почве содержится органическое вещество и связанная с ним химическая энергия. Именно перегной (остатки жизнедеятельности живых организмов) сохраняется в почве на сотни и тысячи лет, превращаясь в гумус. Гумус придает почвам серый или черный цвет и, по словам, Гомера, почва «удивительным образом чернеет, хотя сделана из золота» (Карпачевский и др., 2008). Содержание гумуса в почвах также отвечает за их плодородие. Чем больше гумуса, тем больше в почвах витаминов, естественных антибиотиков и стимуляторов роста растений, полезных микроорганизмов и доступных растениям элементов питания, тем больше пищи для почвенных животных. Опыт 4. Прокаленная почва размешивается в стакане воды. На дно стакана оседает песок, в воде появляется глинистая взвесь. Следовательно, почва состоит из различных по размеру частиц – из тонких глинистых элементов и пыли и крупных песчаных зерен. Их соотношение определяет структуру и архитектуру почв, то есть формирует конфигурацию пор, отвечает за рыхлость, липкость, плотность почв и возможность ее обработки, способность земной оболочки удерживать или проводить воду и воздух, обеспечивает запас элементов для минерального питания растений и устойчивость сооружений (Карпачевский и др., 2008). Опыт 5. Мутная вода с растворенной почвой фильтруется. Капля фильтрата выпаривается на предметном стекле. После испарения воды на нем остается белый налет. Следовательно, в почве присутствуют растворимые в воде минеральные соли. Именно они необходимы для питания растений. Источником таких солей в почвах, как правило, служат горные породы, из которых почва сформирована. Но соли могут появиться и благодаря удерживанию почвой различных элементов, в том числе и загрязнений. Вывод Изучение физических свойств почв обнаружило, что почва состоит из глинистых и песчаных минеральных компонентов, порового пространства, заполненного водой и воздухом, живого и отмершего органического вещества и растворенных солей. То есть в ней можно выделить 4 фазы: твердую, жидкую, газообразную и живую. Благодаря своему составу почва способна дышать, задерживать или поглощать минеральные соединения и воду, отражать неблагоприятные воздействия и регулировать обмен веществ и энергии в окружающей среде. То есть почвенный покров Земли, не только обеспечивает человечество необходимыми продуктами питания, но, и, как кожа, выполняет защитную функцию для планеты в целом. Поэтому необходимо беречь и сохранять его. Литература
|
Николай Курдюмов Умный огород в деталях Краткая успехология для дачи, или из чего состоит свобода 4 Знакомьтесь: успех, или общие основы успешности 6 |
Свойства предметов (цвет, форма, размер, материал) Учащиеся должны усвоить общие понятия. Основные свойства предметов: цвет, форма, размер материал. Сравнение предметов по цвету, форме,... |
||
Николай Рерих Врата в Будущее Окрылились люди! Бороздят синеву самолеты. Несут ли добрые вести? Или панацеи? Или знания? Или помощь? А вдруг бомбы? А вдруг губительные... |
Структурно-семантические и лингвокультурные характеристики англоязычной... Охватывают самые разные стороны жизни англоязычного этноса. Значительное число исследуемых фе имеет антропоцентрический характер,... |
||
Физические факторы производственной среды физические факторы окружающей природной среды Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования Российской Федерации |
Преемственность фгт и фгос: общее и отличия В большинстве словарей преемственность трактуется как «связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит... |
||
Как выглядит из чего состоит проект, настройки, взаимодействие, структура... Определяют маршрутизацию внутри веб-приложения. Каждая страница сайта электронной библиотеки соответствует php файлу |
Природная энергия Расширен спектр рассматриваемых явлений. Уточняются физические механизмы энергетических процессов, энергоинформационные влияния в... |
||
Курсовая работа имеет определенную структуру и состоит из следующих разделов После изучения и систематизации материала некоторые пункты плана могут объединиться или получить другое название, или вообще быть... |
Шкала самооценки (тест Спилбергера-Ханина) теоретическое обоснование... Тревожность как свойство темперамента состоит в склонности, предрасположнности к состоянию тревожности в различных угрожающих ситуациях.... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |