Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»




Скачать 43.41 Kb.
Название Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Дата публикации 22.09.2014
Размер 43.41 Kb.
Тип Статья
literature-edu.ru > География > Статья
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/klybnayka
Воспитание у старших дошкольников любви к природе через репродукции картин русских художников

Секция «Актуальные вопросы нравственно-эстетического воспитания»
Чулкова Елена Викторовна

воспитатель

МДОУ ЦРР-детский сад № 20 «Аленький цветочек» г.Саратов
Союз искусства и дошкольной педагогики признан правомерным и актуальным всеми без исключения: и искусствоведами, и педагогами детских садов. Вместе с тем, воспитатели глубоко понимают и используют в своей работе русскую классическую живопись для воспитания у дошколят любви к родной природе, для формирования умения видеть красоту окружающего мира, эмоционально откликаться и чувствовать состояния природы в разное время года.

Практическое взаимодействие с культурно-выставочным центром «Радуга» расширило наши возможности в экологическом воспитании старших дошкольников. Работа в режиме сетевой проектной площадки в рамках регионального эксперимента по программе «Внесем в свой мир Красоту» позволила в более полном объеме реализовывать художественно-эстетическое направление развития дошкольников, как одно из приоритетных направлений деятельности детского сада, интегрировать программу в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Одной из задач развития ДОУ является приобщение дошкольников к мировой художественной культуре, развитие личности дошкольников на ее лучших образцах. Что же изменилось в нашей работе?

Для организации качественной работы с дошкольниками мы приобрели репродукции русских художников высокого качества и значительного размера для рассматривания и использования их с ребятами в дальнейшей игровой и познавательной деятельности.

Так, репродукции пейзажей И.Шишкина, И.Остроухова, Л.Бродской, Ю.Клевер и других стали основой для дидактической игры «Собери картинку» (т.е. разрезные картинки). В ходе этой игры дети учатся замечать на картине мелкие детали, созданные художником. Это необычное кружево листвы, или птицы, расположившиеся на дорожке в поисках пищи. Это необычное освещение луной ночного зимнего неба, грачи на тонких ветках весеннего дерева, потаённые уголки осеннего леса с чудо-боровиками, необъятные просторы серо-голубого неба над холмами родной земли. Это не просто слова доклада. Именно такими словами сопровождает воспитатель игры детей, обращая внимание на самое простое, и в то же время необычное для глаза ребенка. Такому же глубинному пониманию картин способствует и игра «Найди недостающую часть». Из иллюстрации, выполненной на картоне, вырезаны фрагменты геометрической формы. Задача дошкольника – найти место каждому фрагменту. В ходе такой игры перед ребенком встает необходимость очень внимательно рассмотреть репродукцию, увидеть ее составные части, мельчайшие детали и нюансы. Наши ребята научились удивляться и радоваться красоте пейзажей России, точно выделяют самые красивые с их точки зрения места.

Развитию художественного вкуса и эмоциональному отклику у дошкольников способствует и игра «Подбери оттенок». Детям приходится очень подробно рассматривать репродукции и находить в них предложенные цвета и оттенки. Потом эти же цветные карточки мы выносим на прогулку, где сравниваем картины окружающей природы с изображениями на репродукциях. Благодаря этому, ребята научились не только успешно находить цветовое решение, но и придумывать названия к цветам и оттенкам, например, грязно-зеленый, сизый, переливающийся желтый, огненный, мрачно-голубой и другие.

Одной из распространенных дидактических игр является игра «Найди по описанию». Только в качестве объекта игры в данном случае выступают репродукции картин русских художников. Дети подготовительной группы умеют и с удовольствием играют в нее самостоятельно, каждый раз находя все новые детали для составления своего описания.

Передаче художественного образа, развитию интереса и любви к природе способствуют игры пластического рисования, когда дети пантомимой передают изображение на картине. Каждый из ребят выбирает для себя волнующий его объект природы, и пытаются передать в движениях качающиеся на ветру ветки деревьев, медведей на поваленном дереве, бегущие по небу облака или притаившиеся под кустом грибы. Причем, каждый раз дети находят все новые варианты для своих пластических упражнений. Эмоциональное состояние картин дошколятам помогают выразить пиктограммы. В процессе реализации программы дети научились распознавать и называть чувства, вызывающие у них теми или иными репродукциями.

Воспитание – процесс многогранный. Его основу составляют действенные формы работы с дошкольниками. Одной из них стала продуктивная деятельность. Для передачи понравившегося образа дети выбирают краски для живописи, пластилин для пластилинографии, скотч для рисования скотчем, и другие изобразительные средства. Желание рисовать очень часто возникает у ребят после рассматривания репродукций, организации наблюдений в природе, экскурсий, организованных сотрудниками культурно-выставочного центра «Радуга».

Огромное значение в деле воспитания любви к природе на основе репродукций картин русских художников мы придаем лучшим образцам классической детской литературы. К репродукциям воспитателями подобрана библиотека стихов и рассказов о природе русских писателей и поэтов: И.Сурикова, А.Плещеева. К.Паустовского, С.Аксакова, И.Тургенева, И.Бунина и других. Причем если в начале учебного года дети учились определять характер изображения на картине, находить подходящие по ее содержанию литературные произведения, то в конце учебного года практически все ребята не испытывали в этом затруднений.

В ходе экологических наблюдений на прогулке за сезонными изменениями в природе или за состоянием погоды и природными явлениями мы предлагаем детям вспомнить, как русские художники запечатлели красоту природы в разных ее состояниях на своих полотнах. Самые наблюдательные ребята отмечают мелкие, незначительные детали. Многие – рассказывают свои впечатления от увиденных красот природы после выходных дней, проведенных с родителями за городом. Очень часто русские художники изображают на картинах березы и ели. На территории детского сада растут эти два дерева, и это обстоятельство помогает воспитателям в организации наблюдений. Кроме того, детский сад находится в территориальной близости от сада «Липки», посещение которого стало доброй традицией наших воспитанников.

Подводя итог работы по программе «Внесем в свой мир Красоту», можно отметить, что высококачественные репродукции картин русских художников оказали огромное влияние на развитие личности старших дошкольников, воспитания у них любви и интереса к природе родного края.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
Поэтому при решении современных экологических и социально- экономических проблем остро встал вопрос о повышении уровня природоохранительного,...
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука
Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание,...
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Межрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура»
Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Сегодняшней конференции «Наука. Творчество. Исследование», проведём...
...
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Памяти в романе В. Набокова «Подвиг», статья
Воспитательные аспекты преподавания курса «Славянские литературы» в системе магистерской подготовки по программе «Литературное образование»,...
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Информационный поток Сайт Регистрация
Желательно сделать единую регистрацию. То есть человек регистрируется на сайте форума «Селигер-2010» как участник «Информационного...
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Михаил Геннадьевич Делягин Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать
«Как самому победить кризис. Наука экономить, наука рисковать: простые советы / Михаил Делягин.»: Act: Астрель; Москва; 2009
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon П. Б. Ганнушкин Статья “La volupté, la cruauté et la religion”, опубликованная...
Франции, т к цензура запретила ее к публикации в царской России. На русском языке (в переводе с французского, перевод выполнен О....
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon 4 Сельское и лесное хозяйство
Геодезия (наука об определении формы и размеров Земли и об измерениях на местности). Картография (наука о составлении и использовании...
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество» icon Э лектронный научный журнал «Наука и Безопасность»
Требования к содержанию рецензии на статьи, предоставленные на публикацию в редакцию журнала «Наука и Безопасность»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции