Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история




Скачать 95.13 Kb.
Название Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история
Дата публикации 18.09.2014
Размер 95.13 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > География > Документы

Заметки к материалу Б.Злотина и А.Зусман Ресурсы в ТРИЗ – история



http://www.metodolog.ru/node/567
...

3. В 1984 году Г.Алльтшуллер ввел в ТРИЗ очень важное понятие «вещественно-полевых ресурсов», фактически вытекающее из понятия избыточности систем.

4. Дальнейшее развитие идеи использования ресурсов было проведено в работе С.Вишнепольской, Б.Злотина и А.Зусман, доложенной на ТРИЗ съезде в Петрозаводске в 1985 году. Было высказаны два важные предположения:

  • Изобретательские ресурсы не ограничиваются только веществами и полями. Были предложены для целенаправленного новые виды ресурсов – энергетические (это разве не полевой ресурс?), информационные, пространственные. временнЫе, функциональные и т.п.


В 1985 году Мурашковские впервые описали «внутренние информационные ресурсы» человека, которые сегодня мы рассматриваем как важную часть эволюционных ресурсов.

Т.н. бэкграунд...
... разными специалистами по ТРИЗ были введены в использования дополнительные типы и виды ресурсов, в частности:

  • Дифференциальные ресурсы - И.Викентьев

  • Ресурсы изменения - З.Ройзен

  • «Диверсионные» ресурсы - С.Вишнепольская

  • Эволюционные ресурсы - Г.Зайниев

Дифференциальные ресурсы (И.Викентьев) – это не дисимметрия «по Митрофанову»?

Ресурсы изменения (З.Ройзен) и Эволюционные ресурсы (Г.Зайниев) – это не одно и то же?
Было бы полезно дать определение – что такое ресурс в самом общем виде.
Определения из литературы:

  • Ресурс — условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат (Википедия).

  • Ресурс (общее прототипическое значение) - то, что можно использовать, тратить; запас или источник чего-либо; средство, возможность для осуществления чего-либо.


Мое исходное определение:

  • Ресурс1 – изменяемая часть (свойство, характеристика, параметр) системы (над- или подсистемы), являющаяся, в конечном итоге, средством продления существования системы.

Нет, про продление существования – это слишком далеко по цепочке... L
Или так:

Ресурс – изменяемая расходуемая2 часть системы (над- или подсистемы): материальная (вещество, энергия) и/или нематериальная (свойство, характеристика, параметр), необходимая для выполнения системой её функции.
Учесть определения для ТС и для функции! Взял определения из курса по ФСА (Университет ТРИЗ, Санкт-Петербург, 1995).

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - система, предназначенная для выполнения некоторой функции.

ФУНКЦИЯ - действие одного материального объекта по изменению параметров другого материального объекта.
Объединение определений для ТС и для Ф:

ТЕХНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА - система, предназначенная для изменения параметров материального объекта.
Для изменения параметров материального объекта ТС должна иметь ресурс (т.е. средство для осуществления изменения параметров материального объекта) – расходуемую часть себя (либо над-, либо подсистемы) в материальной (вещество, энергия) и/или нематериальной (свойство, характеристика, параметр) форме.
Отсюда, ресурс – расходуемая часть системы (либо над-, либо подсистемы) в материальной (вещество, энергия) и/или нематериальной (свойство, характеристика, параметр) форме, необходимая системе для выполнения функции.
... в большинстве случаев реального перехода на микроуровень не происходит, а просто система начинает, в дополнение к своим основным ресурсам, использовать ресурсы своих подсистем, вплоть до микроуровня, в том числе разных физических и других эффектов, например, намагниченности, фазовых переходов, химических реакций и т.п.

Странная трактовка термина «микроуровень». «Микроуровень» - это не что-то маленькое в системе, а принятый к рассмотрению более глубокий уровень структурной иерархии системы.

Так, при изучении системы «океанский лайнер» переход от рассмотрения уровня «океанский лайнер» на уровень «двигатель» - это именно переход на микроуровень. Хотя, понятно, что двигатель океанского лайнера – это размеры в десятки метров и вес в тысячи тонн.
... сформулирован «Закон перехода на мультиуровень» (многоуровневость), суть которого во все более полном использовании ресурсов, связанных с самыми разными уровнями строения материи.

Т.к. в мультиуровни системы при рассмотрении / использовании ресурсов обязательно входит и текущий уровень (а куда он ещё может входить кроме перечня уровней?), то в названии «Закон перехода на мультиуровень» содержится логическая ошибка. Мы не можем перейти на мультиуровень использования ресурсов, т.к. мы всегда находимся хотя бы на одном из уровней мультиуровня.

Закон лучше назвать «Закон мультиуровнего использования ресурсов» или «Закон полноты использования ресурсов», что подразумевает использование ресурсов системы не только на текущем уровне, но и использование ресурсов других уровней – подсистемных и надсистемных. Рекомендация, следующая из закона: используя ресурсы одного уровня, не забудь про возможность использования ресурсов других уровней.
... может быть сформулирован «Закон развития использования ресурсов» и этот закон является одним из фундаментальных законов эволюции любых систем.

Похоже на умножение сущностей... «Закон развития использования ресурсов» или, что одно и то же, эволюция использования ресурсов, может быть описана с помощью УСЭ3:


Теперь все направления эволюции использования ресурсов, описанные в данной статье, могут быть представлены с помощью Схемы.
Согласно «Схеме эволюции Ресурса» поиск ресурса начинается с Бл.1:

  • с фактического исчерпания ресурса (недальновидная деятельность: пока гром не грянет.., пока жареный петух не клюнет и т.п.) или

  • с предполагаемого исчерпания ресурса (дальновидная деятельность).

Бл. 2. Оценка ресурса на идеальность... Ну, это очевидно: хочется иметь ресурс с повышенной идеальностью, т.е. с повышенной полезностью.

После оценки ресурса на идеальность пути к требуемому ресурсу:

- Бл.4 - улучшить существующий ресурс;

- Бл. 3 - создать новый ресурс (новый принцип действия);

- Бл. 5 - создать новый ресурс (объединением 2-х и более существующих).

...

... научные разработки по применению ресурсов, включающие:

  • Ресурсы и развитие цивилизации

  • Использование ресурсов в истории

  • Ресурсы и ограничения

  • Ресурсы и развитие по S-кривой

  • Теория эволюционных ресурсов

  • Техника работы с ресурсами

  • Применение ресурсов при работе по выявлению причин явлений

  • Применение ресурсов при работе по предсказанию нежелательных явлений

  • Свойства веществ и систем, включая физические, химические эффекты, биологические, геометрические и т.п. эффекты, как ресурсы

  • Ресурсы для решения не технических задач – биологические, психологические и социальные эффекты. Ресурсы и потребности людей.

  • Применение ресурсов в софтвэре для решения изобретательских задач


Эти темы можно развернуть с помощью «Схемы эволюции Ресурса». Например, тему «Ресурсы и развитие цивилизации»:
Карт. 0371: Способы развития при исчерпании ресурсов развития:

- ограничить потребление ресурсов

- отнять ресурсы

- открыть новый источник ресурсов

000.22000.322330

Закономерное развитие способов поиска ресурсов
Карт. 0374: Вместо производства с определенным числом рабочих часов пришла экономика с непрерывным круглосуточным графиком. Исчерпав возможности освоения новых земель, мы теперь осваиваем ночное время, ведем дела круглосуточно. Используя компьютер, многие работают дома, для них вообще не существует понятие графика работы.

000.22000.322120

ЗРТС - согласование (трудового ритма с условиями информационного общества)
Ресурсы в картотеке4













4596: В настоящее время медузы берут верх над многими другими обитателями моря.







Алексей Захаров

29 мая 2010 г.

Брайтон, Массачусеттс, США

Заметки к материалу Б.Злотина и А.Зусман Общий закон эволюции ресурсов


http://www.metodolog.ru/node/573

Опубликовал(а) content manager в вт, 08/06/2010 - 22:19.

* ZZLab

* Злотин Б.

* Зусман А.



Закон эволюции ресурсов

Ресурсы - вещества, поля, потоки, процессы, пространство и т.п., имеющиеся в системе и ее окружении, которые могут быть использованы для улучшения или развития системы.

Чисто по форме: Чем отличается улучшение системы от развития?

А это уже по сути: Почему вообще (или зачем) системы улучшаются или развиваются (или их развивают)?

Если на этот вопрос ответа нет, то, пожалуйста, дайте ответ на такой: Что случится с системой, если она не будет улучшаться или развиваться (если её не будут улучшать или развивать)?

Развитие любых систем в направлении повышения идеальности происходит путем все более эффективного использования системой все более разнообразных и сложных ресурсов, как «собственных», так и получаемых из окружения, от других систем и т.п.

Почему (или зачем) системы развиваются (или их развивают) в направлении повышения идеальности? Или так: Что произойдет с системой, если она не будет повышать свою идеальность (не будут повышать её идеальность)?

Уважаемые Борис и Алла, это не игра в слова. Я упорно пытаюсь донести до ТРИЗовской общественности, что есть более фундаментальный закон природы – закон сохранения существования, из которого все остальные выводятся как следствия. В том числе, и закон эволюции ресурсов.



На начальных этапах развития обычно используются наиболее очевидные, простые и легкодоступные ресурсы. По мере развития системы начинают использоваться менее очевидные, сложные (комбинации нескольких исходных) и производные (то есть полученные из исходных каким-то преобразованием) ресурсы.

Это пояснение впрямую укладывается в приведенную схему эволюции Ресурса.

На начальных этапах развития обычно используются наиболее очевидные, простые и легкодоступные ресурсы.

Т.е. на первых этапах проблемы с ресурсами нет – они очевидны, просты, легкодоступны. Поэтому и эволюции Ресурса нет.

1. По мере развития системы...

Примечание

Здесь необходимо указать, что «... очевидные, простые и легкодоступные ресурсы...» уже исчерпались или вот-вот исчерпаются. Это обязательно когда-нибудь наступает.

Ситуацию полного или почти полного исчерпания ресурса описывают блоки на схеме:

  • № 1 - ресурс с низкой (или для полноты – с нулевой) жизнеспособностью;

  • № 2 - ресурс с низкой (или опять для полноты – с нулевой) идеальностью.

Нулевая идеальность ресурса – полезной функции ресурса нет вообще = ресурс умер, не существует.

Низкая идеальность ресурса – отношение «польза, приносимая ресурсом» << «затраты на использование ресурса».

... начинают использоваться менее (1) очевидные, (2) сложные (комбинации нескольких исходных) и (3) производные (то есть полученные из исходных каким-то преобразованием) ресурсы.

Я чуть поменял порядок использования ресурсов:

... начинают использоваться:

  • (3) производные ресурсы (то есть полученные из исходных каким-то преобразованием);

Именно это происходит в 1-ю очередь, т.к. проще преобразовать уже существующие используемые ресурсы, чем искать ресурсы «... менее очевидные (т.е., по сути, другие) или сложные (комбинации...)».

Направление на использование преобразованных исходных (т.е. существующих) ресурсов отражено на схеме бл. № 4.

  • менее (1) очевидные ресурсы;

Направление на использование менее очевидных (т.е. других) ресурсов отражено на схеме бл. № 3.

Выбор между направлениями: новый ресурс или преобразованный исходный ресурс производится с учетом этапа жизненного цикла ресурса на S-образной кривой:

- есть возможность дальнейшего преобразования исходного ресурса  бл. 4 дальнейшее «Преобразование (и использование) исходного ресурса»;

- нет возможности дальнейшего преобразования исходного ресурса  бл. 3 «Создание нового ресурса».

  • (2) сложные ресурсы (комбинации нескольких исходных);

Направление на использование производных (комбинации нескольких исходных) ресурсов отражено на схеме бл. № 5.

Это направление возникает, когда нет возможности дальнейшего преобразования исходного ресурса по бл. 4, а «Создание нового ресурса» пока рискованно. Это можно выразить известной (и чуть дополненной) шуткой:

Если нельзя, но очень хочется, то можно ... с помощью объединения ресурсов. ё


1 Проверить тему «Ресурс» по картотеке, найти или соответствие с определением, или подкорректировать. Или дать новое, если будут приницпиальные нестыковки. Всё по УСЭ J

2 Так точнее, т.к. если бы ресурс был бесконечным, то и речи бы о нем не шло.

3 Универсальная Схема Эволюции (УСЭ) – более фундаментальный закон эволюции систем. Точнее так, фундаментальный Закон сохранения говорит, что материя не исчезает, а УСЭ показывает – как это материи удается.

4 Анализ показывает, что примеры ресурсов подпадают под предложенное определение: ресурс – расходуемая часть системы (либо над-, либо подсистемы) в материальной (вещество, энергия) и/или нематериальной (свойство, характеристика, параметр) форме, необходимая системе для выполнения функции.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon «зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина
Учитель организует работу по ранее изученному материалу и раздаточному материалу о ссылке поэта в Михайловском, который был дан для...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Десятилетний юбилей. Перспективы 203 Приложение Заметки об абортах...
Г. И. Брехман. Новый взгляд на неродившегося и новорожденного ребенка. Предисловие научного редактора
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Специализированный портал «Здоровье и образование»
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Российская государственная детская библиотека
На сайте представлена коллекция интересных ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы», «Ресурсы для...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы по...
Артемов В. В., Лубченков Ю. Н. История: учебник. М., 2012., Алексашкина Л. Н., Головина В. А. Всеобщая история. 10 класс. М., 2008,...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Биография писателя Статьи и заметки «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина; второй — статьи и исследования, третий — заметки, рецензии и выступления, посвященные творчеству поэта, четвертый...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Тема: «Использование развивающих игр Никитиных, элементов триз в...
Тема: «Использование развивающих игр Никитиных, элементов триз в интеллектуальном развитии дошкольников»
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Тема Цифровые образовательные ресурсы предмета
Данные цифровые образовательные ресурсы позволяют сформировать познавательные навыки, развить навык поиска информации и умения управлять...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon 2 Решение актуальных задач развития в нетрадиционных для триз областях
...
Заметки к материалу Б. Злотина и А. Зусман Ресурсы в триз – история icon Алгоритм выполнения контрольной работы
Осмысление содержания, выполнение записей по прочитанному материалу (контент-анализ, цитаты, выписки из цитат, конспекты в свободной...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции