Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа




Скачать 129.79 Kb.
НазваниеУтверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Дата публикации10.06.2014
Размер129.79 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > География > Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Маливская средняя общеобразовательная школа

Коломенского муниципального района

Московской области
УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ Маливская средняя общеобразовательная школа

____________________ /И.В. Макарова/

«____» _____________ 2013года
М.П.

Рабочая программа по географии

(базовое изучение)

10 класс

Составитель: Нестерова Анастасия Александровна,

учитель географии

высшей категории

2013 г.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по географии 2004г

  • Программа среднего (полного) образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии 6-10 кл. / Под редакцией В.И. Сиротина. – М.: Просвещение, 2007.

  • Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Количество часов: всего – 34 часа, в неделю 1 час

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Цель программы:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

При изучении географии в 10 классе решаются задачи:

Образовательные:

- необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах интернет, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей

Воспитательные:

- воспитание гражданственности, сознательного отношения к географии, как средству познания родного края и получения знаний о разных сферах человеческой деятельности;

- воспитание толерантности и ориентации на духовные ценности народов родной страны;

- коммуникабельность, умение работать самостоятельно и в группе, публично выступать.

Развивающие:

- развитие интеллектуальных особенностей личности;

- различие способности личности справляться с различными задачами;

- развитие коммуникативной компетенции учащихся.

Валеологические:

- использование кабинета географии, подготовленного к учебному процессу в соответствии с требованиями САНПиН;

- отсутствие монотонных, неприятных звуков, раздражителей и т.д.;

- наблюдение за посадкой учащихся, чередование поз в соответствии с видом работы;

- благоприятный психологический климат на уроке, учет возрастных особенностей учащихся при работе на уроке.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ;

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частичнопоискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал).

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Характеристика предмета:

Структура примерной программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

Ведущие принципы:

В основу курса географии легли следующие педагогические дидактические принципы: принцип доступности, принцип системности, принцип научности.

В связи с тем, что учащиеся 10 класса различаются по уровню учебных возможностей и познавательной активности на уроках, организованы, быстро усваивают новый материал, активны на уроке и способны добиваться более высоких показателей качества знаний, считаю уместным увеличить объем самостоятельной, исследовательской работы.

Учебно-тематический план



Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Современная политическая карта мира

6

3

География мировых природных ресурсов. Охрана окружающей среды и экологические проблемы

6

4

География населения мира

4

5

Научно-техническая революция и мировое хозяйство

5

6

География отраслей мирового хозяйства

10

7

Резервное время

2


Основное содержание программы

Введение (2 часа). Социально-экономическая (общественная) география в системе географических наук. Предмет социально-экономической географии мира, ее роль в формировании географической культуры. Представление о географической картине мира.

Тема 1. Современная политическая карта мира (6 часов). Политическая карта мира. Государственный строй стран мира. Международные отношения. Политическая география и геополитика.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 часов). Взаимодействие общества и природы. Загрязнение и охрана окружающей среды. Мировые природные ресурсы, минеральные ресурсы. Водные, биологические и рекреационные ресурсы Мирового океана.

Тема 3. География населения мира (4 часа). Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика. Размещение и миграция населения. Состав населения Земли. Половой, возрастной, национальный состав. Религиозный состав населения России. Расселение. Урбанизация.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (5 часов). Научно-техническая революция. Мировое хозяйство. Мировое хозяйство в эпоху НТР.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (10 часов). Топливно-энергетический комплекс мира. Электроэнергетика мира. Черная металлургия. Цветная металлургия. Машиностроение мира. Химическая и легкая промышленность мира. Сельское хозяйство мира. География транспорта мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть):

  • изменение политической карты мира под влиянием международных отношений;

  • ресурсообеспеченность стран и регионов мира различными видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и прочего; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды;

  • темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения;

  • темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и отдельных стран.

2. Объяснить:

  • причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития территорий;

  • закономерности размещения основных видов природных ресурсов;

  • различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отдельных территорий, образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов);

  • различия в степени заселенности отдельных территорий, обусловленные экономическими, историческими и природными причинами;

  • миграционные процессы на примере отдельных стран и регионов;

  • направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди;

  • причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле;

  • особенности размещения основных отраслей хозяйства;

  • особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства.

3. Описывать:

  • одну из отраслей мирового хозяйства;

  • один из районов старого или нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства.

4. Определять (измерять):

  • принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов;

  • ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов;

  • особенности экономико-географического положения объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; изменение отдельных показателей во времени, средние показатели по различным источникам географической информации;

  • крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; функции крупнейших городов мира;

  • условия возникновения и развития наиболее крупных зон туризма и рекреаций.

5. Называть и (или) показывать:

  • крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; основные виды природных ресурсов;

  • мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные;

  • основные средства и методы получения географической информации;

  • основные регионы повышенной плотности населения на Земле;

  • крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры;

  • примеры крупнейших старопромышленных районов мира;

  • меры по охране вод Океана и суши;

  • тенденции изменения структуры мирового хозяйства;

  • основные формы международных экономических отношений;

  • крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Программа среднего (полного) образования по географии. Базовый уровень: авторская программа по географии 6-10 кл. / Под редакцией В.И. Сиротина. – М.: Просвещение, 2007.

Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2009. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).

Учебник В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. 10 класс М. :Просвещение, 2011г


Номера уроков

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректирован-

ные сроки

прохождения

Перечень учебно-методической литературы

Учебник: Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. /В.П. Максаковский. – М.: Просвещение, 2011.

УМК:

1. Атлас. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. – М.: Дрофа, 2011.

2. Сиротин В.И. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт /В.И. Сиротин. – М.: Дрофа. Дик, 2009.

3. Максаковский В.П. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2009.

Дополнительная литература:

1. Кузнецов А.П. Население и хозяйство мира. – М.: Дрофа, 2003.

2. Максаковский В.П.Географическая картина мира. В 2-х т. – М.: Дрофа, 2004.

3. Холина В.Н. Общественная география современного мира. - М.: Дрофа, 2009

4. Ануфриева О.И.Поурочные планы. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. К учебнику Максаковского В.П. – Волгоград: Учитель, 2010.

5. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Экономическая социальная география мира: 10 класс. К учебному комплекту В.П. Максаковского. – М.: ВАКО, 2008.

6. Методическое пособие для учителя к учебнику Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». Автор Максаковский В.П. – М.: Просвещение, 2004 г.

7. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г.

8. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.

9. Гладкий Ю.Н., Соколов О.В., Файбусович Э.Л. «Экономическая и социальная география». Пособие для поступающих в вузы. - М.: Просвещение, 1999

10. Кузнецов А.П. «Экономическая и социальная география мира» Книга для учащихся 10 классов.- М.: Просвещение, 2000

11. Карасев С.А. «Политическая карта мира». Методические рекомендации к проведению уроков. - Саратов, Лицей, 2002

12. Максаковский В.П. «Историческая география мира» Учебное пособие. - М.: Экопрос, 1997

13. Страны мира. Энциклопедический справочник. - Смоленск, Русич,.2000

14. Шатных А.В. «Современный урок географии». Методические разработки уроков географии в 10 классе. - М.: Школьная пресса, 2002

15. Курашева Е.М. Экономическая и социальная география: 10 класс: в схемах и таблицах. – М.: Экзамен, 2011

Материально - техническое обеспечение

  • Компьютер

  • в/ф «Прогулка под водой»

  • в/ф «След пумы»

  • в/ф «Жизнь в морозильнике» - 1,2 части

  • «Золотое кольцо России» - DVD-фильм

  • «Зеленый пакет» - DVD-фильм

  • Наборы коллекций горных пород и минералов

  • Географические карты



СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения учителей географии

от _______________ № ____.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УР ____________ / О.Н. Михеева/
«____» ___________________ 2013 года



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconУтверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03....

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconУтверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических...

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconУтверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Шевченко Л. Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 6 и 7 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических...

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconУтверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». /Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Антоновой Л. Н. Методическое пособие...

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconУтверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа
Л. Л. Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья». /Духовное краеведение Подмосковья. Под ред. Антоновой Л. Н. Методическое пособие...

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconДоклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Задунаева М. Р., директор моу «Средняя школа №29» г. Петрозаводска, Республики Карелия, администрация школы

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского...
Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа iconМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение петрозаводского...
Библиотека является структурным подразделением школы, участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников...

Утверждаю: Директор моу маливская средняя общеобразовательная школа icon«Согласованно» «Утверждено» Заместитель директора по вр директор...
...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции