Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря




НазваниеОбзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря
страница1/8
Дата публикации09.06.2014
Размер1.14 Mb.
ТипОбзор
literature-edu.ru > География > Обзор
  1   2   3   4   5   6   7   8



Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря


Введение
Каспийское море – самый большой в мире бессточный внутренний водоём, водосборный бассейн которого расположен в пределах различных ландшафтных зон и покрывает площадь примерно в пять раз превышающую площадь самого Каспия. «Море» обладает ценным эндемичным биологическим разнообразием, определяющим наличие уникальных биоресурсов, служит местом зимовки, размножения и транзита для миллионов птиц.

Каспий давно и активно используется как для эксплуатации биоресурсов, так и для разработки значительных месторождений углеводородов. Каспийское море является узлом развивающихся транспортных систем «Север-Юг» и «Восток-Запад». Многие участки каспийского побережья имеют выдающееся рекреационное и бальнеологическое значение.

Освоение ценных природных ресурсов Каспия осуществляется на фоне нарастания антропогенного загрязнения морских вод и обострения экологических проблем побережья, вызванного продолжавшимся в период 1978-1995 годов подъемом уровня. Состояние морской среды Каспия подвержено неблагоприятному воздействию впадающих рек, приносящих значительные и разнообразные загрязнения.

Загрязнение каспийских вод стойкими опасными веществами, включая тяжёлые металлы и углеводороды; деградация и опустынивание прибрежных территорий; потеря нерестилищ и целостности многих ценных местообитаний каспийской биоты; нерациональная эксплуатация биологических ресурсов и криминальный промысел; проникновение и распространение инвазивных чужеродных видов; затопление и разрушение прибрежных объектов вследствие высокого стояния уровня моря, а также риски нефтяных загрязнений в результате возможных чрезвычайных ситуаций при её добыче и транспортировке составляют серьёзную угрозу для морской среды Каспия.
В Российской Федерации накоплен огромный объем исходной информации по биологическому разнообразию Каспийского моря, который хранится в фондах научно-исследовательских институтов, организациях Росгидромета, сельскохозяйственной и санитарно-эпидимической службы, в архивах различных экспедиций. Однако, при всем обилии данных корректный анализ состояния биологического разнообразия, опирающийся на верифицируемые источники оказался весьма затруднителен. Как показал опыт подготовки в 2000 г. в рамках КЭП Национального доклада "Состояние и сохранение биологического и ландшафтного разнообразия Прикаспийского региона", основной проблемой достижения этой цели является отсутствие организованной информации на различных уровнях управления состоянием окружающей среды, интеграция которой могла привести к сравнимым результатам. Сложность оценок текущего состояния биоразнообразия определяется так же слабостью критериальной системы выделения таких объектов как сообщества, ландшафты, местообитания, отсутствие достаточно четких критериев в оценке их значимости, вклада в сохранение разнообразия. Но основная трудность все-таки связана с отсутствием необходимой основы: карт распространения видов с соответствующей базой данных, карт местообитаний и сообществ и т.п. Поэтому указанный Национальный доклад, подготовленный по данным КаспНИИРХа, Института водных проблем РАН, Института прикладной экологии Республики Дагестан, Зоологического института РАН, МГУ, других организаций, а также по информации, полученной компиляций литературных источников и собственных материалов экспертов, содержал лишь качественные оценки, а содержащиеся в нем выводы, имели в основном качественный характер.

Тем не менее, сводка указанного Национального доклада, опубликованная в 2002 г. в качестве основных разделов монографии «Современное состояние и факторы, определяющие биологическое и ландшафтное разнообразие Волжско-Каспийского региона России», остается важной отправной точкой для оценки динамики биологического и ландшафтного разнообразия региона.
В XIX веке исследования по биологическому разнообразию Прикаспийского региона России осуществлялись различными организациями в рамках национальных и международных программ.

В аспекте проблем сохранения биоразнообразия как основы рыбохозяйственного значения Каспия комплекс исследований продолжает КаспНИРХ, который публикует сводные результаты исследований и прогноза промысловой базы на регулярной основе. Кроме ведомственных рыбохозяйственных исследований, с вопросами биологического разнообразия Каспия связаны работы академических институтов и центров Москвы (Институт океанологии РАН), Санкт-Петербурга (Зоологический институт РАН), Махачкалы и Ростова-на-Дону, а также университетов региона, входящих в международную Ассоциацию прикаспийских университетов.

Важная информация по биоразнообразию собирается нетегазовыми компаниями в ходе инженерно-экологических изысканий при подготовке к эксплуатации нефтяных месторождений на Каспии и в ходе производственного экологического мониторинга.

В рамках КЭП в Зоологическом институте РАН в 2006 году была создана сводная база данных по биологическому разнообразию Каспия1, которая не обновлялась с октября 2006 года, но сохраняет свое базовое значение для исследований всего Каспия. Важные исследования по состоянию биоразнообразия прибрежных районов Каспия были выполнены в рамках КЭП и запланированы в деятельности Ассоциации прикаспийских университетов.
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии (КБР) 17 февраля 1995 г. Первый Национальный доклад по сохранению биоразнообразия был подготовлен в 1997 г. В настоящее время подготовлен уже 4-й Национальный доклад. Ратификация Конвенции и последующая законотворческая деятельность в этой области (принятие Законов об охраняемых территориях, о животном мире и др.) стало вехой в развитии национальной политики в области сохранения биоразнообразия. В России реализуется «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия Российской Федерации» 2001 г., предусматривающая деятельность в сфере сохранения биоразнообразия на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. В 2002 г. Правительство одобрило «Экологическую доктрину Российской Федерации», содержащую комплексные основы для поддержания здоровой окружающей среды и достижения устойчивого развития в стране.

Проблемы сохранения биологического разнообразия зачастую имеют важный глобальный аспект и требуют адекватного научного обеспечения. Институты РАН, университеты, а также некоторые ведомственные научно-исследовательские институты обеспечивают научную поддержку деятельности по сохранению биоразнообразия. Природоохранные НПО являются активными заинтересованными сторонами в процессе выработки и выполнения долговременной национальной стратегии по сохранению биоразнообразия.

В 2003-2008 гг. получены обширные результаты исследований по крупнейшим в истории академических исследований программам «Биоразнообразие – Научные основы сохранения биоразнообразия России» и «Фундаментальные основы управления биологическими ресурсами» (научный руководитель академик Д.С. Павлов»), в которой приняли участие практически все академические институты биологического и часть институтов географического профиля, а также правоведы, экономисты и социологи; важные результаты были получены по инвентаризации разнообразия растительного и животного мира России; изучению современной динамики биоразнообразия, определяющих ее факторов и механизмов воздействия; по эволюции и средообразующим функциям биоразнообразия, методологическим основам мониторинга биоразнообразия; генетическим основам сохранения биоразнообразия; принципам и технологиям сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; социально-экономическим механизмам сохранения биоразнообразия и др.

Проблемы глобального изменения климата и проблемы опустынивания и деградации земель не могут не сказываться на состоянии биоразнообразия. В частности, проблема деградации земель в Астраханской области стоит достаточно остро. До 20% земель области подвержены деградации. В том числе, отсутствие регулирования посещения отдыхающими Волго-Ахтубинской поймы, приводит к вытаптыванию травяного покрова и уничтожению древесной растительности. Уплотнение почвы сопровождается ухудшением ее структуры и уменьшением скважности на 18-20 % с резким ухудшением полезной жизнедеятельности почвенных организмов. В то же время, в виду отсутствия финансирования почвенные обследования не ведутся в течение 15 лет и не планируются, достаточной информации о состоянии земель нет.

Отсутствует адекватная региональная нормативно-правовая база в области сохранения биоразнообразия. За редким исключением, связанным с работами по разведению сайгака в неволе в Астраханской области, отсутствуют и региональные программы по сохранению биоразнообразия. Самым значимым для Астраханской области можно считать тематический проект ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги».

Пути решения проблем наращивания национального потенциала выполнения КБР в Прикаспийском регионе Российской Федерации рассматриваются, кроме прочего, в проекте ЮНЕП по оценке российского потенциала выполнения обязательств по глобальным конвенциям Рио.

Стратегические вопросы совершенствования деятельности морских заповедников в Российской Федерации, включая расположенные в рассматриваемом регионе, рассматриваются в рамках тематического проекта ПРООН/ГЭФ.

Завершается подготовка проекта протокола по сохранению биологического разнообразия Каспийского моря к Тегеранской Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, призванного стать международно-правовой основой активизации регионального сотрудничества в рассматриваемой области.
По данным 4-го российского Национального доклада по биоразнообразию (см. таблицу), биологическое разнообразие Каспия значительно уступает расположенным в той же широтной зоне морям – Японскому и даже распресненному внутреннему Черному, превосходя при этом внутренние Азовское и, особенно, Балтийское моря:


Море

Число видов донных беспозвоночных животных

Число видов рыб и круглоротых

Число видов
водорослей

Черное

791

166

236

Азовское

186

79

33

Каспийское

400

78

116

Японское

2000

603

379

Охотское

2100

276

299

Балтийское

20 (морских)

50

50


При этом, в российском обществе в целом по-прежнему биоразнообразие оценивается во многом с потребительской точки зрения – как источник продукции, которую можно продать (лес, рыба, морепродукты, пушнина и т.п.), а основная часть ценности природных экосистем – их биосферная функция и экосистемные услуги – до сих пор в экономической практике не учитывается. Кроме того, темпы создания федеральной системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ) не успевают за темпами хозяйственного освоения новых земель. При этом, специфика формирования адекватной системы прибрежных и морских ООПТ Прикаспийского региона России, кроме прочего, связана с трансграничным характером экологических проблем этого региона и необходимостью эффективных форм и специальнх инструментов практического природоохранного сотрудничества заинтересованных прикаспийских стран.

В целом для российской национальной законодательной базы сохранения биоразнообразия свойственны:

1. снижение эффективности природоохранного законодательства и правоприменения в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия, что повлекло за собой рост числа экологических преступлений в сфере нелегального использования биоразнообразия и биоресурсов в условиях экономического кризиса, роста безработицы и бедности местного населения; и

2. замедление темпов формирования регионального законодательства в области сохранения, восстановления и устойчивого использования природно-ресурсного комплекса, в том числе ресурсов биоразнообразия.

В области внедрения новых экономических механизмов охраны живой природы отмечаются:

1 недостаточный учет экономической ценности природных экосистем, их биосферных функций и экосистемных услуг; и

2. медленное внедрение новых экономических механизмов регулирования природопользования и охраны природы.

Для государственного природоохранного управления характерно:

1. снижение числа работников органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия и биоресурсов; и

2. снижение вклада предприятий и областных бюджетов в финансирование природоохранных мероприятий в ряде регионов.

В области развития территориальной охраны природы Докладом отмечено:

1. замедление темпов развития сети особо охраняемых природных территорий, в т.ч. морских заповедников, национальных парков и заказников, охраняющих водные экосистемы;

2. сокращение объемов научных и мониторинговых исследований на базе федеральных особо охраняемых природных территорий;

3. рост числа специалистов (на 2008 г. - более 500) по экологическому просвещению, специальных отделов эколого-просветительской деятельности (более 100), музеев природы (около 90) и визит-центров (120) в заповедниках и национальных парках Российской Федерации, что обеспечивает высокие темпы развития рекреационной и эколого-просветительской деятельности; и

4. рост объемов государственного финансирования и самофинансирования деятельности заповедников и национальных парков за счет привлечения дополнительных средств из разных источников, в том числе за счет коммерческой деятельности.

В области практических действий по сохранению биоразнообразия, в том числе охраны редких видов растений и животных отмечен:

1. рост числа субъектов Федерации, осуществляющих государственный мониторинг и контроль состояния популяций редких видов животных и растений на своей территории за счет законодательного утверждения перечня видов, нуждающихся в охране и издания региональной Красной книги;

2. позитивные сдвиги (стабилизация и\или рост численности) в сохранении отдельных видов редких видов животных (уссурийского тигра, сурка-байбака, некоторых видов водоплавающих и хищных птиц); и

3. рост интенсивности инвазий чужеродных видов растений и животных в сухопутные и морские экосистемы, особенно в Южном, Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах.

В области сохранения и устойчивого использования биологических ресурсов выявлен:

1. заметный рост численности большинства видов наземной промысловой фауны за счет некоторого снижения промысловых нагрузок, забрасывания сельскохозяйственных угодий и депопуляции в отдельных регионах;

2. снижение промысловых запасов некоторых объектов промыслового рыболовства и морских биоресурсов, в т.ч. осетровых, сиговых и лососевых рыб, промысловых видов крабов и моллюсков;

3. увеличение доли ресурсов растительного и животного мира в бюджетах семей сельского и поселкового населения; и

4. рост доходов и занятости местного населения в промысловой рекреации (охота, спортивное рыболовство, сельский, научный и экологический туризм и пр.), особенно в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги, на Байкальской природной территории, Приморском крае, Камчатской области и др.

В рамках национальной экологической политики начала XXI-го века в области сохранения биологического разнообразия:

1. успешно действовали программы по развитию территориальной охраны (расширялась сеть федеральных и создавалась сеть региональных охраняемых природных территорий, резервировались земли для их создания);

2. действовали нормативные положения новой версии Красной книги Российской Федерации, реализовывались стратегические федеральные и региональные программы по спасению редких видов; создавались региональные Красные книги;

3. создана хорошая научная база для практических действий в области охраны живой природы за счет расширения тематики академической и вузовской науки в области сохранения биоразнообразия;

4. был распространен позитивный опыт внедрения экономических механизмов сохранения биоразнообразия, развития экологически ориентированного малого бизнеса, альтернативных форм хозяйствования на региональных ООПТ;

5. была создана информационная сеть для поддержки действий по охране живой природы в России (новые Интернет-ресурсы, периодические издания).

По оценке Национального доклада все это позволило существенно снизить негативные последствия наметившихся отрицательных трендов и тенденций и поддержать позитивные тенденции в сохранении биоразнообразия, а именно:

  • увеличить площадь федеральных и региональных ООПТ, создать основы для их объединения в экологические сети и интеграции последних в Пан-европейскую экосеть;

  • приостановить сокращение численности популяций ряда редких видов животных;

  • создать институциональные условия для сохранения редких видов и их местообитаний в стране в целом и в отдельных регионах;

  • разработать новые научные и прикладные программы для мониторинга и решения проблем предотвращения инвазий чужеродных видов на территорию России;

  • продолжить активные работы по сохранению генетического разнообразия культурных растений и домашних животных, поддержать и распространить позитивный опыт устойчивого использования биоразнообразия;

  • усилить контроль за международной торговлей редкими видами (в рамках СИТЕС) и снизить угрозу для ряда редких видов, представляющих интерес для международной торговли;

  • снизить темпы загрязнения атмосферы, пресных водоемов и морей;

  • начать разработку превентиных мер по снижению негативного эффекта для природы, хозяйства и населения от климатических изменений (национальная программа действий, схемы адаптации, разработка конкретных мер для отдельных экорегионов);

  • расширить спектр собственных финансовых возможностей для поддержки мероприятий по сохранению биоразнообразия в стране; найти средства по развитию фундаментальных исследований в области сохранения биоразнообразия;

  • увеличить объемы подготовки специалистов-экологов для реализации практических мероприятий по сохранению биоразнообразия в стране.


Отмеченные особенности и результаты выполнения национальной экологической политики самым непосредственным образом отражаются в разнообразной деятельности по сохранению биоразнообразия Каспийского моря и его бассейна, определяющих рыбохозяйственное значение Каспия, а также прибрежных районов прикаспийских субъектов Российской Федерации.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря icon; 551. 46 Результаты экогеохимических исследований донных осадков...
Институт океанологии им. П. П. Ширшова ран, 119891, Москва, Нахимовский пр-кт,36

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря icon; 551. 46 Результаты экогеохимических исследований донных осадков...
Институт океанологии им. П. П. Ширшова ран, 119891, Москва, Нахимовский пр-кт,36

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconУрок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века»
Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных...

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря icon«Обзор современной литературы»
Новолакской гимназии в рамках Года Культуры состоялась читательская конференция учащихся 10-11 классов на тему: «Обзор современной...

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconТема: обзор литературы
Краткий обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство начинающего исследователя со специальной литературой, умение...

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconОбзор особенностей работы в условиях указанной технологии Описание...
Выбор оборудования, обзор возможностей и технических характеристик выбранного оборудования

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconА. К. Платонов Порядок разработки программной продукции. Обзор норма
Порядок разработки программной продукции. Обзор нормативной документации: учебно-методическое пособие / сост.: А. А. Решетников;...

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconМалый город: вопросы экологии и промышленного развития
Камбарка, Удмуртская республика) и др. Очевидно, что побочные продукты того или иного промышленного производства загрязняют окружающую...

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconОбзор исследований в области искусственного интеллекта
Обзор исследований в области искусственного интеллекта глава представление знаний

Обзор экосистемы и биоразнообразия Каспийского моря iconТензин Гьяцо Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики
«Мир тибетского буддизма. Обзор его философии и практики»: Нартанг; С. Петербург; 2002

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции