Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве»




Скачать 104.41 Kb.
Название Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 104.41 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Физика > Урок
Учитель физики МОУ лицея №24 г Липецка
Тянутова Ирина Сергеевна
Урок-конференция

«А.С.Пушкин и наука в его творчестве»
11 класс
Участники конференции — ученики выпускного класса. В зависимости от индивидуальных возможностей и подготовленности желающих учитель выбирает из них 10—12 учащихся: «физиков» и «лириков» (далее они условно помечены символами «Ф» и «Л») — специалистов по творчеству поэта. Для подведения итогов конференции назначаются два эксперта: по физике и литературе.

На конференции используются наглядные пособия: портреты (А.С.Пушкина, М.В.Ломоносова, П.Л.Шиллинга, П.С.Лапласа, Ф.Араго, Ж.Л.Да-ламбера и Н.И.Лобачевского), приборы пушкинских времен (электрофорная машина и модель Солнечной системы), отдельные тома сочинений Пушкина и Ломоносова, плакат с пушкинским шаржем на Шиллинга и с изображением его телеграфного аппарата.

Начинается конференция следующим вступительным словом учителя. Грустно сознавать, но в современном обшестве просматриваются две основные, рядом сосушествуюшие, культуры: гуманитарная и технократическая. Расколу когда-то единой культуры содействовало возникновение точных наук в «лице» механики Ньютона. И, тем не менее, выдающиеся представители человечества (а к ним, несомненно, принадлежал и А.С.Пушкин) в своих представлениях о мире и его познании всегда стремились к гармонии, к органическому единству научных и художественных ценностей.

Далее следует главная часть. Выступают «лирики» и «физики».

Л. Я начну с напоминания о том, что в Царскосельском лицее среди других предметов юный Пушкин изучал физику с математикой. Однако, несмотря на все старания ведущего уроки физики профессора Я.П.Карцева, этот предмет мало увлекал лицеистов к потому усвоение физики было слабым.

Ф. Заметим, что курс физики тогда был много проще, чем теперь. К тому же на уроках физики изучали элементы и других наук, в частности географии и сейсмографии. Простыми были и физические приборы, как вот эта электрофорная машина и модель Солнечной системы.

Л. В общем у Пушкина и его друзей отношение к точным наукам было скорее пренебрежительное, чем почтительное, а первое место отдавалось прекрасной поэзии. Отметок по физике не ставили, но составлялся список фамилий учеников, где первые строчки вводились наиболее успевавшим по этому предмету, а последние — тем, чьи успехи были весьма скромные. Фамилия поэта занимала место, близкое к концу списка.

Ф. Это удивительно слышать, ведь лицей был самым престижным учебным заведением в России. Кроме того, в годы учебы Пушкина наука заявила о себе целым рядом выдающихся свершений. Уже господствовала всесильная механика, были открыты газовые законы, изобретены пароход и паровоз, применялись источники электрического тока Вольта, и при желании каждый мог наблюдать на опытах тепловое и химическое действие тока. Сведения об этих открытиях публиковались в отечественных газетах и журналах и. таким образом, доходили до русского общества.

Л. Действительно, окружающая жизнь с ее новыми открытиями и изобретениями вторгалась в творчество русских писателей и поэтов. И, как самая передовая часть отечественной интеллигенции, они не могли пройти равнодушно мимо этих событий. Уже Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев и особенно М.В.Ломоносов высказывали свое восхищение перед достижениями науки. Приведу несколько строк из Карамзина:

Рассматривал я призму,

Желал то увидеть,

Что Ньютонову душу

Толико занимало —

Что Ньютоново око

В восторге созерцаю

Л. И, тем не менее, в 20—30-е гг. XIX в. в среде интеллигенции разгорелась острая дискуссия о месте науки и поэзии в обществе и их взаимоотношениях. Она стала отражением возникшего в Европе разделения поэтов и писателей на признававших науку и высоко превозносивших ее и тех. кто развитие науки и научных знаний считал явлением вредным для общества. Пушкин и его друзья безоговорочно отдавали предпочтение поэзии. Но впоследствии у многих из них непримиримо-пренебрежительное отношение к науке сменилось более осторожными суждениями.

Ф. Более того, некоторые из друзей Пушкина служение Музе дополнили и занятиями по естественным наукам. М.Н.Муравьев интересуется механикой и физикой, посещает лекции великого Л.Эйлера. В.Ф.Раевский приобретает глубокие познания в астрономии. В.Ф.Одоевский серьезно занимается средневековой наукой и пишет повесть о науке и технике будущего: «4338 год». А.И.Дельвиг становится инженером, математиком, талантливым строителем. А воображение самого Пушкина больше всего занимает М.В.Ломоносов, который был неплохим поэтом и гениальным ученым. Свое восхищение им Александр Сергеевич неоднократно выражал в стихах и прозе.

Л. В свое время Пушкин познакомился с «Послужным списком» М.В. Ломоносова, а также другими его материалами и по существу открыл для себя Ломоносова как выдающегося ученого. Впоследствии Пушкин напишет про Ломоносова, что «науки точные были всегда главным и любимым его занятием...» и что «он все испытал и все проник...». В свое «Путешествие из Москвы в Петербург» Пушкин полно­стью включает «Послужной список» Ломоносова.

Л. В 1824 г. Пушкин на два года был сослан в Михайловское, где не только создал основные главы «Евгения Онегина», написал «Графа Нулина» и «Бориса Годунова», но и основательно занимался самообразованием в области литературы, истории, философии и естественных наук. В итоге мировоззрение поэта существенно обогатилось и стало более глубоким и гармоничным. Это впоследствии отмечали его друзья и знакомые.

Ф. Обращение Пушкина к естественным наукам и математике мне не кажется удивительным. Вся его сознательная жизнь пришлась на годы крупнейших свершений в физике и технике. В 1820 г. датчанин Х.К.Эрстед обнаруживает магнитное действие электрического тока. В 1824 г. француз С.Карно формулирует свой знаменитый цикл и теорему о КПД тепловой машины. В 1831 г. англичанин М.Фарадей получает электромагнитную индукцию, а в следую­щем году француз И. Пиксии создает генератор переменного тока. И совсем рядом с Пушкиным российский ученый Б.С.Якоби конструирует двигатель постоянного тока (1834 г.).

Ф. Сведения об этих научных и технических свершениях, так или иначе, до Пушкина доходили. К тому же в Петербурге, где-то на соседних улицах в эти годы работали такие известные ученые, как физики В.В.Петров, Э.Х.Ленц и Б.С.Якоби, астроном В.Я.Струве, математик М.В.Остроградский и другие.

Л. Приобщению Пушкина к миру естествознания и техники в немалой степени содействовал П.Л.Шиллинг, известный физик и востоковед, создатель первого в мире практического телеграфа, широко образованный человек, знаток европейских и восточных языков, хорошо знакомый А.И.Дельвигу, П.А.Вяземскому, В.Ф.Одоевскому и другим друзьям Пушкина.

Л. Беседы с ним были для Пушкина весьма полезными и оказали на него существенное влияние в осознании объективной роли науки и научных знаний в развитии общества и личности, в создании равновесия между разумом и воображением. Со временем, не без определенного воздействия Шиллинга, в библиотеке поэта появятся работы Лапласа по теории вероятностей, Гершеля по астрономии, Араго и Даламбера по физике и механике, Бюффона и Кювье по естествознанию и других известных ученых и философов.

Ф. Почерпнутые из этих работ и осмысленные Пушкиным научно-популярные и мировоззренческие представления о природе, философские размышления о процессе постижения мира нашли свое отражение в его поэзии и прозе. Например, в 1824 г. в «Подражании Корану» к своим строкам: «Земля недвижна; неба своды, Творец, поддержаны тобой ...» поэт добавляет примечание: «Плохая физика, зато какая смелая поэзия!».

Ф. Физика здесь действительно неважная, поскольку на самом деле Земля движется вокруг Солнца и одновременно обращается вокруг своей оси, а своды неба - это земная атмосфера, существующая благодаря полю тяготения Земли и хаотическому движению молекул газа. Пушкин понимал это, судя по его интересу к астрономии.

Ф. О понимании Пушкиным действительного положения дел в этом вопросе свидетельствует его стихотворение «Движение» от 1826 г. В нем он рассуждает о том кажущемся и истинном движении небесных тел, из анализа которых и возникло в свое время учение Коперника.

Движенья нет, сказал мудрец брадатый.

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый.

Но, господа, забавный случай сей

Другой пример на память мне приводит:

Ведь каждый день пред нами солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.

Как заметил известный российский физик Е.Л.Фейнберг, «не будучи физиком, Пушкин показал здесь понимание и принципа относительности, и зловредности "здравого смысла».

Л. Следует заметить, что у Пушкина немало стихов, из которых можно получить представление об его астрономических познаниях. В 1825 г. он написал следующие строчки:

Под каким созвездием,

Под какой планетою

Ты родился, юноша ?

Ближнего Меркурия,

Аль Сатурна дальнего.

Марсовой, Кипридиной?

Ф. Кстати, и пушкинский Онегин наряду с широко популярной в то время художественной, философской и экономической литературой читает «творения Фонтенеля», французского популяризатора коперниканского учения. А в 1836 г. в написанном к 25-й годовщине лицейской жизни стихотворении «Была пора: наш праздник молодой...» Пушкин в последний раз вспоминает об утверждении «упрямого Галилея».

Вращается весь мир вкруг человека, —

Ужель один недвижим будет он?

Можно предположить, что учение Коперника у Пушкина окончательно становится его мировоззрением, оказывается для поэта не случайным знанием, как не случайны и его высказывания физического содержания.

Л. Это, наверное, так в «Сценах из рыцарских времен» от 1835 г. один из героев (Бертольд) мечтает об изобретении вечного двигателя: «Если я найду вечное движение, то я не вижу границ творчеству человеческому...». О принципиальной невозможности создания вечного двигателя стало известно лишь с открытием первого начала термодинамики, т.е. уже после смерти Пушкина. Вероятно, поэт знал из печати о неудачах изобретателей, а возможно, и читал о существующем с 1775 г. отказе Французской академии наук рассматривать проекты вечных двигателей. По крайней мере, в приведенном отрывке нет особой уверенности в успехе дела.

Ф. Дыхание науки и техники пушкинской эпохи ощущается и в содержании «Пиковой дамы». Здесь прочтем, что графиня качалась «по действию скрытого гальванизма», а в ее спальне была масса вещей, «изобретенных в конце минувшего столетия вместе с Монгольфьеровым шаром и Месмеровым магнетизмом». Кстати, когда создавалась «Пиковая дама», слова «гальванизм» и «гальванический» применялись в России, как правило, в их истинном смысле. Все понимали, что речь идет об источниках постоянного тока Вольта.

Ф. Заметим также, что Герман - это инженер, скорее всего, выпускник знаменитого Корпуса путей сообщений и рассуждает он в соответствии со своими физическими познаниями и представлениями. Вот хотя бы один из примеров его аналитического суждения о наблюдаемом им событии: «...Так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место». Пушкин дает целый ряд деталей, позволяющих судить о профессии Германа.

Л. По воспоминаниям друзей, поэт нередко читал публиковавшиеся тогда в российских журналах статьи «о науках естественных» и это позволяло ему достаточно объективно изображать своих героев, имевших хотя бы косвенное отношение к науке и технике.

Ф. Возможно, Пушкин слышал о создании профессором Казанского университета Н.И.Лобачевским неэвклидовой геометрии. 24 февраля 1926 г. ученый выступил в университете с докладом «Воображаемая геометрия», и об этом открытии Пушкин мог получить элементарные представления от того же П.Л.Шиллинга. По всей вероятности, это событие побудило его вскоре записать следующую мысль: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии».

Л. Не в такие ли моменты Пушкин начинал осознавать, что в творчестве поэта и ученого немало общего? Как в создании стихов, скульптур или музыкальных произведений (вспомним признание Сальери: «Ремесло поставил я подножием искусству» или «Поверил я алгеброй гармонию») необходим свой научный подход, своя логика, так и в науке не обойтись без воображения.

Ф. Да, это так. Очевидно также, что интерес к науке пробудил у Пушкина желание в какой-то мере осмыслить применение научных достижений в повседневной практике, в технике и ее использовании: в общественной жизни. Возможно, догадываясь о неотвратимом наступлении научно-технического прогресса, поэт рисует в «Евгении Онегине» картину будущих изменений в самой России.

Лет чрез пятьсот) дороги, верно,

У нас изменятся безмерно:

Шоссе Россию здесь и тут,

Соединив, пересекут.

Мосты чугунные чрез воды

Шагнут широкою дугой,

Раздвинем горы, под водой

Пророем дерзостные своды,

И заведет крещенный мир

На каждой станции трактир.

Л. О той, определенно положительной атмосфере, какая существовала в российском обществе вокруг научных и технических свершений, косвенно свидетельствует и одно из пушкинских писем к П.А.Вяземскому: «...Когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, ...мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство». Кстати, Пушкин катался на пароходе в Петербурге.

Л. Следует вспомнить и тот момент в жизни Пушкина, когда, будучи редактором «Современника», он на его страницах стремился помешать материал, рассказывающий о научных и технических достижениях того времени. Например, даже накануне дуэли поэт беспокоился о том, чтобы князь П.Б.Козловский не забыл подготовить для журнала свою статью о паровых машинах.

Ф. Благодаря поддержке Пушкина в «Современнике» появились статьи Козловского «Разбор Парижского математического ежегодника», «О надежде», в которой рассказывалось о теории вероятностей, и «Краткое начертание теории паровых машин». Высоко отзывался поэт о статье некоего Волкова о железных дорогах: «...В самом деле (она) очень замечательна, дельно и умно написана и занимательна для всякого», но не мог напечатать, опасаясь противников железных дорог.

Ф. Пушкин высказал и общие мысли о процессе познания: важности опыта, роли случая в достижении научного результата, а также сходстве и различии в творческой деятельности в науке и искусстве. Достаточно вспомнить хотя бы откровения Сальери о его попытках проникнуть в тайну гения Моцарта или строчки, ставшие в наше время эпиграфом к телепрограмме «Очевидное — невероятное».

О, сколько нам открытий чудных

Готовят просеещенья дух

И опыт, сын ошибок трудных,

И гений, парадоксов друг,

И случай, бог изобретатель.

По существу, здесь подчеркнуты основные моменты в изучении природы, творчества самих ученых.

Учитель. Согласимся с тем, что приведенный здесь «физиками» и «лириками» материал по теме «Пушкин и наука» вполне достаточен, чтобы оце­нить его и сделать определенные выводы.

Эксперт от физики. На основании всего сказанного можно утверждать, что А.С.Пушкин был не только гениальным поэтом, но и мыслителем, которому не чужды были естественнонаучные представления, в том числе по астрономии и физике. Мыслителем, который по достоинству оценивал роль и значение науки в прогрессе общества.

Эксперт от литературы. Я убедился в том, что А.С.Пушкин действительно интересовался естественными науками и математикой и его интересы сказались на содержании его поэзии и прозы. Особенно важны его мысли о единстве науки и литературы.

В конце конференции учитель делает заключение.

Итак, мы получили представление о том, что А.С.Пушкин, гениальный русский поэт, выдающийся представитель гуманитарных областей человеческой культуры, стремился разобраться и в том, что несет человеку наука. По выводам одного из исследователей его творчества — М.П.Алексеева, Пушкин «ве­рил в науку, считая ее одним из величайших двигателей культуры, но он был также далек от односторонних увлечений в науке, как и от односторонних упреков по ее адресу: ...».

Перефразируя известного физика XVIII в., автора популярных тогда «Афоризмов» Г.К.Лихтенберга, скажем: кто знает только литературу, только историю, только физику и т.д., тот не знает и самой литературы, самой истории, самой физики. Так будем же стремиться к разнообразным знаниям, не забывая при этом физики Ньютона и Эйнштейна и поэзии Пушкина и Есенина, осознавая, что глубина проникновения в тайны своей профессии во многом определяется знанием фактов, представлений, подходов и методов и, наконец, стилей мышления, почерпнутых из других областей человеческих знаний, из других наук.
Литература

1. П у ш к и н А.С. Сочинения: В 3 т. М.: Художественная литература, 1985—1986.

2. Алексеев М.П. Пушкин: Сравнительно-исторические исследования. Л.: Наука, 1984.

3. В о л к о в Г.Н. Мир Пушкина: личность, мировоззрение, окружение. М.: Молодая гвардия, 1989.

4. Соловьев Ю.И. М.В.Ломоносов в оценке А.С. Пушкина // Вопросы истории естествознания и техники. 1983. № 4. С. 65-69.

5. Яроцкий А.В. Павел Львович Шиллинг. 1786-1837. М.: Изд-во АН СССР, 1963.

6. Чистякова Т.А. Физика в Пушкинском лицее // Физика в школе. 1987. №6. С. 25-28

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Урок по теме «А. С. Пушкин»
Цели и задачи: развитие способности воспринимать и понимать глубинный смысл поэзии, стимулирование творческой деятельности учащихся;...
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Конференция проводится с целью публикации научных результатов исследований...
Международной заочной научно-практической конференции «Образование и наука: современное состояние, проблемы и перспективные направления...
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Дружбы в творчестве Пушкина
Пушкин – один из самых известных русских авторов. Он был поэтом, прозаиком, драматургом. В россии очень любят творчество Пушкина....
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Межрегиональная конференция «Юность. Наука. Культура»
Диссертационные исследования и распространение научного и педагогического опыта
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Языкознание это наука о языке, его общественной природе и функциях,...
В последние десятилетия в результате взаимодействия языковедения с другими науками возникли новые научные дисциплины на стыке традиционных...
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Программа начального
Любовь Ивановна учитель начальных классов, Погорелова Валентина Михайловна учитель начальных классов, Бобров Константин Олегович...
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon «осенний бал литературных героев» Разработали и подготовили мероприятие
Кл руководители – Гузовец Татьяна Анатольевна, Лопатко Лидия Сергеевна, Масляева Галина Алексеевна, Василенко Наталья Сергеевна
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Урок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Ответы к экзамену по литературоведению Литературоведение как наука
Литературоведение — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, — языкознание,...
Липецка Тянутова Ирина Сергеевна Урок-конференция «А. С. Пушкин и наука в его творчестве» icon Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С....
Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции