Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн




Скачать 1.76 Mb.
Название Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн
страница 1/12
Дата публикации 20.06.2014
Размер 1.76 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Финансы > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Инновационный менеджмент



Учебное пособие

Г.Я. Гольдштейн, ТРТУ

Оглавление

1. Предмет и задачи курса

 1.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплин по теории и практике управления

 1.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента

2. Маркетинговый подход к разработке и выведению на рынок нового товара

 2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка

 2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок

 2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей

 2.4. Фильтрация идей

 2.5. Проверка концепции и экономический анализ

 2.6. Разработка и испытание нового продукта

 2.7. Пробный маркетинг

 2.8. Обобщающие выводы по главе 2

3. Стратегия НИОКР

 3.1. НИОКР как бизнеc

 3.2. Стратегия НИОКР и стратегический менеджмент фирмы как субъекта рынка

 3.3. Стратегический менеджмент инноваций

 3.4. Обобщающие выводы по главе 3

4. Отбор и оценка проектов НИОКР

 4.1. Содержание и процедура оценки и отбора

 4.2. Критерии, связанные со стратегией и политикой корпорации

 4.3. Маркетинговые критерии

 4.4. Научно-технические критерии

 4.5. Производственные критерии

 4.6. Организация оценки проекта

 4.7. Обобщающие выводы по главе 4

5. Финансовая оценка научно-технических проектов

 5.1. Финансовые критерии оценки проектов

 5.2. Финансовый анализ в процессе НИОКР

 5.3. Оценка эффективности инвестиций в НИОКР

 5.4. Учет фактора риска в финансовом анализе

 5.5. Итоговые выводы по главе 5

6. Жизненный цикл изделия и роль научно-технической подготовки производства

 6.1. Структура жизненного цикла изделия

 6.2. Роль научно-технической подготовки производства

 6.3. Комплексная система обеспечения качества изделия

 6.4. Технико-экономическое управление надежностью изделия

7. Организация и порядок выполнения НИР

 7.1. Виды НИР и их основные этапы

 7.2. Информационное обеспечение прикладной НИР

 7.3. Методы оценки научно-технической результативности НИР

8. Порядок выполнения и эффективность ОКР

 8.1. Основные задачи и этапы ОКР

 8.2. Философия и логика проектирования

 8.3. Интегральный технический показатель качества изделия

 8.4. Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность

 8.5. Управление эффективностью разработки

 8.6. Итоговые выводы по главе 8

9. Подготовка производства на заводе-изготовителе продукции

 9.1. Характер управленческих решений, предшествующих подготовке производства

 9.2. Конструкторская подготовка производства на заводе-изготовителе серийной продукции

 9.3. Технологическая подготовка производства (ТПП)

 9.4. Организационная подготовка производства (ОПП)

 9.5. Характер изменения технико-экономических показателей новых изделий на стадии освоения

 9.6. Ускорение организации производства

 9.7. Итоговые выводы по главе 9

10. Планирование и управление программами НИОКР

 10.1. Специфика менеджмента НИОКР

 10.2. Планирование портфеля НИОКР

 10.3. Управление проектом НИОКР

 10.4. Организационные структуры в инновационной деятельности

 10.5. Венчурная компания

 10.6. Практические организационные структуры НИИ и КБ в России

 10.7. Итоговые выводы по главе 10

11. Экономическая разведка - неотъемлемая часть инновационного менеджмента

 11.1 Место информации в НИОКР

 11.2. Характер решений в НИОКР и соответствующие информационные базы

 11.3. Основные источники и каналы информации

 11.4. Организация службы информации фирмы

 11.5. Итоговые выводы по главе 11

Литература и приложения

Приложение 1.Упрощенный агрегированный сетевой граф подготовки производства на действующем предприятии

Приложение 2. Упрощенный агрегированный сетевой граф выполнения ОКР "Комплексная навигационная система для морских судов"

Учебное пособие соответствует учебной программе дисциплины "Иновационный менеджмент", читаемой студентам специальностей 060800 и 061100. Содержит описание теоретических и практических подходов к организации и управлению инновационной деятельностью фирмы в рыночных условиях. Основное внимание уделено методам оценки НИОКР на различных этапах их жизненного цикла и принятию соответствующих управленческих решений. Учебное пособие может быть использовано при подготовке инженеров по всем специальностям в рамках дисциплин "Технико-экономическое проектирование" и "Дипломное проектирование".

Печатается по решению ред.-изд. совета Таганрогского государственного радиотехнического университета.
1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА

1.1. Место инновационного менеджмента в комплексе дисциплин по теории и практике управления

В [4] показано, что инновационная деятельность (НИОКР и внедрение их результатов в производство) является одной из основных сфер деятельности любой фирмы. Сфера НИОКР непосредственно связана с маркетингом фирмы, причем эта связь двухсторонняя. Подразделения НИОКР должны опираться в своей деятельности на маркетинговые исследования запросов и состояния рынка, и, следовательно, можно сказать, что они должны работать по заданию служб маркетинга. С другой стороны, отслеживание тенденций научно-технического процесса, прогнозирование и собственно разработка новых изделий требуют со стороны подразделений сферы НИОКР постановки задач маркетинговым службам по проведению соответствующей оценки рыночного потенциала новых изделий.

Задачей НИОКР является создание новых изделий (или услуг), которые будут являться основой производственной деятельности фирмы в будущем. При проведении НИОКР, естественно, должны учитываться производственные культура, традиции, организация, инфраструктура, технологический уровень, кадровый потенциал и т. д. Но, пожалуй, самым важным обстоятельством является то, что НИОКР, как деятельность, обращенная в будущее, тесно связаны и взаимно определяют стратегический менеджмент фирмы. Стратегия превращается в реальность только в результате разработки конкретного продукта или процесса. Затраты на НИОКР - это вложения в будущее фирмы, но в то же время они связаны с высокими неопределенностью и риском.

Все изложенное дает основание заключить, что в большинстве случаев управление НИОКР (прогнозирование, планирование, оценка проектов, организация и комплексное управление, контроль за ходом НИОКР) - стратегически более важная задача, чем собственно исполнение НИОКР (важнее определить правильное направление движения, чем сосредоточиться на конкретных шагах в этом направлении).

Таким образом, можно заключить, что НИОКР и управление ими (инновационный менеджмент) тесно связаны с теорией и практикой общего менеджмента фирмы, маркетингом, производственным менеджментом, логистикой, стратегическим менеджментом, финансовым менеджментом предприятия (рис. 1).



1.2. Основные задачи изучения инновационного менеджмента

Решение управленческих проблем требует сосредоточения внимания на мелочах, деталях, характеризующих эти проблемы, и инструментах их решения. Поскольку внимание отдельных руководителей концентрируется на ограниченном круге узких проблем, то трудно объединить их работу всеобъемлющим планом. Это привело к формированию концепции стратегического менеджмента [5]. Однако сфера НИОКР при всех многих и разносторонних связях с другими сферами деятельности фирмы, как правило, относительно обособлена в организации. Это связано с неопределенностью процесса НИОКР, спецификой деятельности в сфере НИОКР, потребностью в новых идеях. НИОКР определяют будущее развитие корпорации, предполагают изменения, подчас значительные, в производстве, маркетинге, управлении фирмы, и это, естественно, вызывает определенную консервативную оппозицию внутри фирмы.

Существует определенный "управленческий разрыв" в понимании позиции, мотивации руководителей НИОКР и других руководителей фирмы [4 разд. 15.2]. Поэтому для менеджеров всех уровней важно понимание роли и методов НИОКР, особенностей управления этой сферой деятельности.

В частности, это проблемы:

  • маркетингового подхода к НИОКР;

  • стратегии НИОКР как части общей стратегии фирмы;

  • отбора и оценки проектов;

  • финансового управления НИОКР;

  • планирования и управления программами НИОКР;

  • организации и выполнения НИОКР;

  • научно-технической подготовки производства новых изделий;

  • роли НИОКР в обеспечении качества и надежности изделий.

Примерная структуризация проблем НИОКР и освоения производства новых изделий представлена на рис. 2 [9].



Рис.2. Примерная структуризация проблемы создания и освоения новых товаров

НИОКР могут рассматриваться не только как одна из сфер деятельности фирмы, но и как самостоятельный вид бизнеса. С этой целью создаются инновационные фирмы, осуществляющие по заказам различных экономических субъектов (в том числе и государства) НИР и ОКР, а также продающие на рынке свои разработки соответствующим потребителям. В России к ним относятся многочисленные НИИ, ОКБ, научные подразделения вузов и т. д.

На рис.3 приведен "финансовый профиль" проекта создания, освоения и производства нового изделия (жизненные циклы изделия и товара) в рамках многопродуктовой корпорации. Для инновационной фирмы товаром будет являться документация на изделие, лицензия на ее производство и сбыт, "ноу-хау". Финансирование НИОКР может осуществляться за счет кредитов, собственной прибыли, а также по договорам с заказчиками.

Дисциплина "Инновационный менеджмент" должна дать необходимые сведения для управления процессами НИОКР, реализуемыми в рамках многопродуктовой корпорации, а также инновационными фирмами. При этом менеджмент сферы НИОКР должен строиться на том, что единственным оправданием существования этой сферы является наличие положительного финансового результата функционирования компании. В этой связи следует в инновационном менеджменте опираться на следующие положения:

  • научно-технические инновации есть решающее условие выживания и роста большинства фирм и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;

  • ресурсы, выделенные на НИОКР, оправданны лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей корпорации;

  • требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;

  • сознательное применение концепций стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.

Прежде всего следует получить четкие ответы на вопросы:

  • обеспечат ли инвестиции в собственные НИОКР лучший результат, чем приобретение лицензий на стороне?

  • обеспечат ли затраты на НИОКР более высокую отдачу по сравнению с теми же затратами на производство и маркетинг?



Рис.3. Жизненный цикл изделия

2. МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ И ВЫВЕДЕНИЮ НА РЫНОК НОВОГО ТОВАРА

2.1. Роль НИОКР в менеджменте фирмы как субъекта рынка

В [4, гл.15] приведена схема включения технологии в формирование позиции конкурентного успеха фирмы. На рис. 4 приведена та же схема, но модернизированная применительно к инновациям (НИОКР).



Рис. 4. НИОКР как фактор конкурентного успеха фирмы

Начало процесса формирования конкурентного успеха фирмы при выведении на рынок нового продукта лежит в пересечении множеств маркетинговых и научно-технических решений. Наличие совместимых потребностей определенных рыночных сегментов и технологических возможностей их обеспечить создает фундамент технологически обоснованной стратегии. Однако это лишь начало. Технологически обоснованная стратегия может не привести к экономическому успеху если у фирмы нет возможностей организовать производство с издержками, позволяющими использовать на рынке цены, совместимые с покупательной способностью населения. Далее позиция конкурентного успеха зависит от конкурентного статуса фирмы, ее ресурсов, стратегии и интенсивности конкурентных действий других фирм. Составляющие конкурентного статуса фирмы в НИОКР приведены в [4, разд.15.3].

Таким образом при проведение НИОКР следует учесть:

  • маркетинговые характеристики рынка;

  • конкурентный статус фирмы в НИОКР, производстве, управлении;

  • конкурентную позицию фирмы и предполагаемые действия основных конкурентов;

  • социально-экономическую и политическую обстановку в государстве.

2.2. Схема процесса разработки и вывода товара на рынок

Этот процесс включает этапы от генерации идей до начала коммерческой реализации товара. В это время фирма создает потенциальные варианты, получает представление потребителей о них, оценивает их, устраняет наименее привлекательные, разрабатывает опытные образцы продукции, испытывает их и внедряет на рынке. Экономия на первых этапах может вызвать большие издержки и даже потери на последующих. Поэтому разумная политика состоит в тщательной проверке концепции товара на ранних этапах. Основные этапы этого процесса отражены на рис. 5.

2.3. Обзор рыночной ситуации и генерация идей

Необходимость во введении совершенно новых продуктов или, что более реалистично, в дополнении существующих продуктовых линий может возникнуть при анализе портфеля стратегических зон хозяйствования (СЗХ) с помощью матричной техники [4]. Бреши в проектируемых денежных потоках будут демонстрировать необходимость подобного решения. Более вероятно, что такие решения будут следовать и из анализа тенденций развития требований потребителя.

С целью определения брешей (gар) на рынке используется gар-анализ. Например, в результате исследования потоков прибылей при производстве и реализации различных продуктов компании (рис. 6) может обнаружиться брешь, которую следует заполнить.





Рис. 6. Gap-анализ будущих потоков прибылей фирмы

Gap-анализ проводится по следующим главным элементам:

  • бреши в использовании;

  • бреши в распределении;

  • бреши в продукте;

  • бреши в конкуренции.

Соотношения между конкретными видами брешей иллюстрируются рис. 7.



Рис. 7. Схема gap-анализа

При проведении gар-анализа естественно использование следующих соотношений:

MP=EU+UG+PG;

EU=DG+CG+ES.

Доля реального рыночного использования ES/EU.

Доля в отраслевых продажах ES/(ES+CG).

Если gар-анализ показал наличие брешей, то естественным становится следующий этап - генерация идей, заполнение этих брешей. Генерация идей - постоянный поиск возможностей создания новых товаров (услуг). Он включает определение источников новых идей и методов их генерации.

Источниками могут быть сотрудники различных служб, каналы сбыта, конкуренты, правительственные службы и т.д. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на желаниях и нуждах потребителей. Источники, ориентированные на НИОКР, выявляют возможности создания новых товаров на основе фундаментальных исследований.

Методы генерации идей включают мозговую атаку, gар-метод, опросы и т.д. Целесообразен возможно более широкий сбор любых идей без их немедленной критики.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие
Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета
Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие. Ставрополь: скси, 2005. 272 с
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие является составной частью общего курса «Психодиагностики»
Прыгин Г. С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. М.: Умк «Психология»,...
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г....
Учебное пособие предназначено для психологов, представителей других наук, а также для всех интересующихся тем, как возникает новое...
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие
М74 модели и методы управления персоналом: Российско-британское учебное пособие /Под ред. Е. Б. Моргунова (Серия «Библиотека журнала...
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие челябинск 2 004 Министерство образования Российской...
Лихолетов В. В. Системный анализ и проектирование систем управления: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во юурГУ, 2004. – 160 с
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие по курсу Автор составитель Перова И. Н. Учебное пособие...
Учебное пособие рассчитано на учащихся 9 – 11 классов общеобразовательных учебных заведений
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие Нижний Новгород 2007 Печатается по решению редакционно-издательского...
История России: основные термины и понятия: Учебное пособие / Составитель к и н. Н. Н. Грехова. Н. Новгород, 2007. 33 с
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1
Учебное пособие Г. Я. Гольдштейн icon Учебное пособие для иностранных учащихся Санкт-Петербург
Учимся читать русскую классическую литературу: учебное пособие для иностранных учащихся / Плюснина Т. Д., Успенская И. С. – Спб.:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции