С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга




Скачать 3.19 Mb.
Название С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга
страница 1/30
Дата публикации 23.05.2014
Размер 3.19 Mb.
Тип Книга
literature-edu.ru > Финансы > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




С.Г.Суворов

Азбука валютного дилинга

ИЗДАТЕЛЬСТВО С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Суворов С.Г.

С89 Азбука валютного дилинга.— СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1998.— 296 с.

ISBN 5-288-01794-8

В книге доступным языком описывается механизм маржинальной, или рычаговой, торговли; обсуждаются основные методы анализа и прогнозирования финансовых рынков: фундаментальный, технический, компьютерный и психологический; приводятся правила по управлению капиталом и рисками при реальной торговле; рассматриваются различные торговые тактики. Большинство рассуждений подкреплено иллюстрациями, графиками таблицами и примерами.

Автор рассчитывает, что настоящее издание поможет начинающим разобраться в основах работы на спекулятивных финансовых рынках. Надеемся, что и для профессионалов в книге найдется немало полезной информации.

Для всех, кто, так или иначе, интересуется инвестициями или спекуляциями на финансовых рынках, в первую очередь на международном валютном рынке FOREX.

Без объявл. ББК65.5

© С. Г. Суворов. 1998 О Издательство

С. -Петербургского университета.

ISBN 5-288-01794-8 1998
1. Введение

Если до недавнего времени для советского человека существовал практически единственный вариант использования капитала — хранить деньги в сберкассе, то сегодня в России становятся все более доступными для широких слоев населения новые способы финансовых инвестиций. Причем это не только разные условия хранения денег в коммерческих банках, но и возможность применять многочисленные финансовые инструменты: ГКО, акции предприятий, облигации, фьючерсы и т.п. Более того, нам теперь доступны и западные финансовые рынки. Может быть, незаслуженно, но автор скептически относится к уровню развития российских рынков, поскольку для цивилизованного финансового рынка необходимы:

• наличие крепкой и сильной экономики и стабильного государства;

• независимость от возможных волюнтаристских и непредсказуемых решений правительства;

• наличие большого количества участников и больших объемов сделок, чтобы отдельные участники не могли влиять на рынок в своих интересах.

Поэтому нас будут интересовать западные финансовые рынки, в первую очередь FOREX (Foreign Exchange market, или FX) — международный валютный рынок. На его примере мы хотим показать возможность реального и прибыльного бизнеса на финансовых рынках.

Автор должен признаться, что, будучи математиком по образованию, он скептически относился к спекуляциям на финансовых рынках. Как и многие непосвященные, он считал такую деятельность похожей на игру в рулетку. После полугодового изучения FOREX ему пришлось изменить свою точку зрения, что и повлияло на его желание написать данную книгу. Тем более что литературы по этой тематике на русском языке очень мало.

Книга предназначается и для тех, кто уже пробует работать на финансовых рынках, и для тех, кто знает о таком бизнесе лишь по фильмам и романам. Актуальность изучения спекуляций на финансовых рынках обусловлена и тем, что многими финансовыми инструментами можно пользоваться, имея капитал всего в $5 000 — $20 000. Подобные суммы уже не воспринимаются головокружительно большими не только коммерческими или производственными фирмами, но и частными лицами.

Потенциальная возможность получить на FOREX прибыль 100% за год, за месяц или даже за день, на наш взгляд, выступает достаточным основанием, чтобы потратить время на исследование этого рынка. Правда, как мы попытаемся доказать, попытка угнаться за подобными сверхприбылями не является серьезным бизнесом, а действительно напоминает игру в рулетку и порой приводит к таким же плачевным результатам. Однако период получения сверхприбылей во время государственных потрясений уже подходит к концу, и многих серьезных российских бизнесменов вполне устроит «скромная» валютная прибыль в 50-60% годовых, а это уж вполне реальные цифры для FOREX, если подходить к работе на этом рынке, как к серьезному бизнесу, а не как к игре.

Для того чтобы легче было ориентироваться в данной книге, мы дадим краткое описание содержания ее разделов.

Второй раздел посвящен философским вопросам совершенного рынка и предпринимательства, а также здесь предпринимается попытка показать, что финансовые спекуляции — серьезный вид бизнеса. Идеи, которые излагаются в этом разделе, затем часто используются в остальных разделах.

Третий раздел достаточно подробно описывает механизм маржинальной торговли на FOREX, когда с помощью небольшой суммы можно получить доступ к капиталу, превышающему исходную сумму в сотню раз.

Четвертый раздел является кратким экскурсом в макроэкономику. Эти базовые знания необходимы нам при обсуждении методов фундаментального анализа.

В пятом разделе рассматривается фундаментальный анализ валютного рынка, и приводятся наиболее типичные реакции последнего на различные события и на макроэкономические показатели.

Шестой раздел посвящен техническому анализу финансового рынка. Такой анализ можно применять к любым финансовым рынкам. Он является обязательным при торговле с малым капиталом.

В седьмом разделе уделено внимание специальной области технического анализа — анализу вторичных компьютерных показателей. Эти методы анализа тоже применимы к любым финансовым рынкам.

Восьмой раздел освещает психологию участников рынка, что помогает лучше понимать процессы, происходящие на нем.

Девятый раздел содержит советы и правила для реальной торговли и в некотором смысле обобщает всё, что было описано в предыдущих разделах.

Автор использовал в данной книге информацию, полученную им из разных книг и из бесед с профессионалами. Поэтому это издание не является оригинальным трудом, а представляет собой изложение известных фактов в интерпретации автора. В качестве иллюстраций представлены ценовые графики, полученные из информационной системы Dow Jones Telerate.

Попытка описать механизм спекуляций на FOREX и основные методы анализа указанного финансового рынка, не имея многолетнего опыта работы на нем, обусловлена не столько самонадеянностью автора, сколько желанием открыть этот увлекательный мир для непосвященных и представить на суд профессионалов свой взгляд на этот рынок. Поэтому автор приносит извинения за возможные ошибки и неточности изложения, а также будет признателен за любые критические замечания по содержанию настоящей книги.
Автор благодарит своих друзей и коллег, без поддержки и помощи которых данная книга не могла бы состояться. Особую признательность автор выражает фирме «Global Index Consultant Services Pte. Ltd», благодаря которой он смог узнать многие тайны торговли на международном валютном рынке, а также фирме «Lanck», предоставившей великолепный компьютер «Acer», на котором была набрана и сверстана эта книга.

2. Рынок, предпринимательство, успех

Международный рынок валют, как и любой другой рынок, обладает общими закономерностями и характеристиками, присущими рынку. Поэтому хотелось бы сначала обсудить общее понятие рынка, тем более что к философско-экономическим проблемам его мы будем постоянно возвращаться для объяснения многих специфических явлений на FOREX.

Идеи, которые мы постараемся сформулировать в данном разделе, не являются бесспорными, но будут использоваться нами как основополагающие для всех дальнейших рассуждений. В остальных разделах мы не раз будем возвращаться к этим идеям.

2.1. Закон естественного отбора

Природа с ее жестоким законом выживания и приспособления — самая хорошая модель никем не регулируемого рынка со свободной конкуренцией. Если мы рассмотрим экономические отношения в человеческом обществе, а именно свободный рынок с честной конкуренцией, на котором властвуют только спрос и предложение, то увидим большое сходство с теорией естественного отбора. Действительно, конкуренция на таком рынке позволяет «выживать» наиболее сильному и перспективному бизнесу, разоряя и уничтожая слабый. Главное отличие рынка от дикой природы состоит в том, что конкуренция регулируется цивилизованными законами и переводит соревнование в грубой физической силе в соревнование по умению вести бизнес.

Мы будем рассматривать рынок как экономическую модель природы с законом выживания наиболее способных предпринимателей. При этом мы избегаем обсуждения таких важных проблем, как нравственность бизнеса, социальная справедливость и т. п., поскольку это не является целью данной книги.
2.2. Спрос и предложение

Спрос и предложение являются тем механизмом, который определяет точку равновесия рынка: оптимальную цену и оптимальный объем производства. Анализ взаимовлияния спроса и предложения не дает однозначного ответа на вопрос: что является первичным — спрос или предложение? Действительно, наличие спроса стимулирует возникновение адекватного предложения, однако возможна ситуация, когда и предложение стимулирует спрос. Например, повышенный спрос на телевизоры позволяет производителям выпускать их больше, так как растет цена товара, что усиливает привлекательность его производства. И наоборот, изобретение кубика Рубика и его предложение в качестве товара стимулировало возникновение и увеличение спроса.



Рис. 2-1. Графическая интерпретация определения спросом и предложением равновесного состояния

Графическое изображение линий спроса и предложения (см. рис. 2-1) показывает, как при любом уровне последних находятся точки равновесия, которые определяют цены и объемы производства. Сдвиг любой из линий их приводит к новой точке равновесия, которая характеризуется другим значением оптимальной цены и объема производства. Такой сдвиг, как мы видели, может стимулироваться как спросом, так и предложением. Подробный анализ их взаимодействия, а также графическую интерпретацию этого процесса можно найти в любой книге по макроэкономике.

За спросом стоит стремление потребителей удовлетворить свои желания и потребности. За предложением стоит стремление производителя получить прибыль, выпуская товары или предоставляя услуги, которые удовлетворяют желания потребителей. И потребители, и производители действуют в условиях ограниченных ресурсов: первые имеют ограниченный доход, а вторые ограничены уровнем допустимых издержек. Поэтому потребитель стремится удовлетворить свои потребности по минимально возможной цене, а производитель не может опустить цену ниже издержек производства. Следовательно, всегда происходит борьба за цены между потребителем и производителем. Кроме того, в эту борьбу вмешивается конкуренция между разными производителями, когда каждый производитель может победить другого, только снизив цены, а это возможно лишь при сокращении издержек производства. Существует и иной путь завоевания потребителей: при той же цене предложить более качественный товар. Но повышение качества товара обычно связано с увеличением издержек и косвенным образом все-таки является понижением цены. Искусство находить новые решения, позволяющие снизить производственные издержки и эффективно использовать доступные ресурсы, определяет успех бизнеса. Заметьте также, что основную часть этих издержек составляет заработная плата, Каждый работник старается увеличить свой заработок, что позволит ему как потребителю наиболее полно удовлетворить свои желания, а производитель старается сократить издержки.

Как видим, равновесие спроса и предложения достигается в результате борьбы разнонаправленных стремлений потребителя и производителя. Такое равновесие нельзя рассматривать как статическое состояние, поэтому в макроэкономике его называют «состоянием равновесия-неравновесия», поскольку на рынке все время происходят колебания около некоторой идеальной равновесной точки.

2.3. Совершенная конкуренция

Спрос и предложение правильно функционируют только при наличии цивилизованного рынка, на котором действует свободная и честная конкуренция. Она является совершенной, когда ни покупатель (спрос), ни продавец (предложение) не могут непосредственно и волюнтаристски влиять на цену. Совершенная конкуренция возникает совершенно естественно при наличии большого количества участников рынка, что не позволяет отдельным участникам диктовать своп условия. Таким образом, для идеальной конкуренции, которая дает возможность правильно функционировать механизму «спрос-предложение», необходим никем не регулируемый рынок с большим количеством равноправных участников.

Совершенной конкуренции в реальной жизни не бывает, так как существуют монополизм и государственное регулирование экономики.

Монополизм приводит к тому, что цены диктуются единственным мощным производителем, а это ведет обычно к значительному искажению цены, что отражает диспропорцию соотношения спроса и предложения. В этой ситуации потребитель лишается своего права участвовать в борьбе спроса и предложения. Монопольным воздействием обладают и профсоюзы, которые фиксируют уровень заработной платы. Тогда уже производитель оказывается в невыгодном положении.

Негативное воздействие на спрос и предложение оказывает и государственное регулирование, причем не только регулирование цен, но и система налогообложения, ограничения на экспортно-импортные операции, социальная и военная политики, предоставление государственных заказов и т. п. Но нужно отдать должное государственному регулированию, которое способствует «очеловечиванию» природного закона выживания в условиях рынка.

Итак, монополии и государственное регулирование вносят существенные искажения в свободу конкуренции. Таким образом, для правильного анализа спроса и предложения необходимо учитывать многочисленные факторы, которые влияют на процесс поиска оптимального состояния равновесия на рынке: законы, политическую ситуацию в стране, налогообложение и т. п.

2.4. Цена

Оптимальная цена, как мы видели, определяется спросом и предложением. Если продавец согласен продать по той цене, по которой найдется покупатель, то это и есть цена. Цена — не объективная реальность, существующая сама по себе и которую можно рассчитать, а результат борьбы спроса и предложения.

Эта борьба приводит к состоянию «равновесия-неравновесия», когда экспериментальный поиск равновесного состояния происходит на основе колебаний вокруг некоторой равновесной точки (см. 2.6). Поэтому оптимальность цены и равновесное состояние спроса и предложения более точно можно определить как допустимый диапазон возможных значений, а не единственно правильное значение.

Интересно отметить, что если на товарных рынках цена — это денежное выражение стоимости товара, то на валютном рынке пытаются определить цену самим деньгам, т. е. стараются найти «цену цене». Эта особенность вносит свою специфику в валютный рынок и механизм ценообразования на нем. Своеобразие данного рынка заключается также и в том, что цена национальной валюты зависит от состояния экономики страны и. наоборот, изменение цены на такую валюту оказывает чрезвычайно сильное влияние на экономику.

В дальнейшем при анализе FOREX мы будем часто использовать следующие простые правила:

• при увеличении спроса на валюту ее цена растет;

• при уменьшении спроса — падает;

• при увеличении предложения валюты ее цена падает;

• при уменьшении предложения — растет.

Эти правила вытекают из анализа процесса взаимодействия спроса и предложения при ценообразовании (см. рис.2-1.). Действительно, когда растет спрос на тот или иной товар, продавец может поднимать цены до тех пор, пока предложение и спрос не уравновесят друг друга. При увеличении предложения товара продавец вынужден понижать цены до тех пор, пока снова не возникнет состояние равновесия между спросом и предложением.

2.5. Рефлексивность рынка

Сложность анализа таких явлений, как человек, общество, экономика и т. п., приводит к тому, что существует множество различных теории, которые пытаются их объяснить. Часто эти теории значительно расходятся как в исходных постулатах, так и в полученных выводах. Разнообразие теорий обусловлено тем, что при исследовании данных явлений применяют методы и логику, заимствованные у естественных наук. Последние изучают объективно существующие явления, которые не содержат в себе возможности рефлексивной деятельности и принятия произвольных решений. Такая детерминированность природных процессов позволяет в полной мере использовать аксиоматический метод и классическую логику. В этой логике самым главным ограничительным моментом выступает постулат о том, что любое утверждение либо истинно, либо ложно. Сущность таких явлений, как человек, общество и экономика - совершенно отлична от «черно-белого» подхода классической логики. Поэтому любая теория, исследующая эти явления в рамках классического подхода, заранее обречена на неполноту, противоречивость и ошибочность. Подчеркнем, что мы не отрицаем такие исследования, ибо они дают множество полезных частных правил, выводов и рекомендаций, которые помогают нам в практической деятельности. Необходимо только осознавать внутренний изъян подобных теорий, не воспринимать их как нечто совершенное, целостное и законченное и относиться к ним с известной долей скептицизма.

Специфичность исследования социальных явлений состоит в том, что тот объект, который мы изучаем (человек), в процессе изучения может изменяться как под воздействием внешних условий, так и в результате принятия собственных решений, основанных на собственных умозаключениях. Размышления и решения человека, в свою очередь, непосредственно влияют и изменяют окружающую среду. В такой рефлексивной и активной среде отдельных субъективностей классическая логика не работает, поскольку не существует однозначных оценок суждений или поступков как истинных или ложных. Скорее можно говорить о допустимых пределах, в которых лежит истина или ложь.

В применении к процессу ценообразования на основе спроса и предложения отход от классической логики приводит к тому, что не существует оптимального равновесного состояния и оптимальной цены. Есть только достаточно широкий диапазон оптимальных цен (см. 2.6.). Кроме того, участники рынка воздействуют усиливающим или ослабляющим образом на изменение цен, особенно на спекулятивных финансовых рынках. Например, увеличение спроса на ту или иную валюту вызывает ее подорожание, а заметное и быстрое подорожание этой валюты привлекает к себе внимание других участников рынка, которые тоже присоединяются к данному движению, увеличивая спрос и цену. Такое лавинообразное усиление процесса, естественно, приведет к переоцененности валюты, так как быстрое и сильное движение цены по инерции «пролетит» область оптимальной цены и выйдет за ее пределы.

Рефлексивность финансовых рынков позволяет нам сделать еще один важный вывод: на функционирование рынка существенное влияние оказывает господствующая в данный момент теория. В самом деле, если большинство участников анализируют рынок на основе одной и той же теории, то они часто получают одни и те же выводы. Одинаковые решения этих участников будут воздействовать на рынок в одном и том же направлении, что приведет к значительному изменению цен именно в этом направлении. Поэтому очень трудно определить, что явилось причиной такого изменения цен. Может быть, теория верна и участники просто пошли вслед за ценой, а может быть, как раз следование этой теории и действия участников обусловили такое изменение цен. Чтобы не являлось причиной последнею, из приведенных рассуждений следует, что необходимо изучать все теории, которые способны оказывать воздействие на рынок.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука добра»
Мо и н РФ №373 от 06. 10. 2009 г., Основной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской программы...
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Закон рсфср о санитарно-эпидемиологическом
Разработаны Научно-исследовательским институтом медицины труда Российской академии медицинских наук (Суворов Г. А., Шкаринов Л. Н.,...
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению
Умк «Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Академкнига/Учебник. 2009»
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Курсовой проект по дисциплине
Разработка прототипа динамической экспертной системы поддержки принятия решений для трейдеров (на примере изменения динамики курсов...
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Учебники и пособия, используемые для обучения в моу «сош»
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. 1 кл в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011+CD
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Перечень образовательных учебных программ Образовательная программа...
Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. Азбука. Просвещение,2011-2012
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Горецкий В. Г. и др. Азбука. 1 кл ч. 1,2
Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 кл ч. 1 – М.: Просвещение, 2012. +Cd (фгос)
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Разработка прототипа динамической экспертной системы поддержки принятия...
Предлагается разработать экспертную систему для поддержки принятия решений трейдеров
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Арье Вудка Июнь 2005 Азбука ислама
Джихад священная война против любого немусульманского суверенитета, за захват исламом мирового государства
С. Г. Суворов Азбука валютного дилинга icon Книга на все времена 3
Р49 Русская библия: История переводов библии в России. Изд. 2-е. — Спб.: Авалон, Азбука-классика, 2007, —256 с
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции