Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе




Скачать 110.49 Kb.
Название Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе
Дата публикации 20.09.2014
Размер 110.49 Kb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Финансы > Программа
Корепанов Валерий Кронидович

Альметьевский государственный институт муниципальной службы
ИННОВАЦИОННАЯ ЛИНГВО-КОММУНИКАТИВНАЯ И КРЕАТИВНАЯ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ВУЗЕ

Готовящаяся к изданию основная часть «Финансовый менеджмент. Курс лекций» предлагаемого студентам учебно-методического комплекса по дисциплине «Финансовый менеджмент» изначально задумывалась автором как некое инновационно-креативное пособие постигающим базовые основы финансового менеджмента студентам и, так сказать, всем «энтузиастам».

Курс лекций предназначен для студентов АГИМС, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами финансового менеджмента. Подготовлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, с учетом новейших достижений современной теории и практики финансового менеджмента и отражает содержание и основной категориальный аппарат данного курса.

Программа данного курса лекций включает в себя описание теоретико-методологических основ курса, его целей и задач, места в системе подготовки специалиста, а также необходимого учебно-методического обеспечения. Содержит блок организационно-методических наработок, формирующих индивидуальное образовательное пространство студента (тренинг-тесты, вопросы для самопроверки, задания домашней работы, словарь терминов, глоссарий и др.), и блок материалов для изучения.

Финансовый менеджмент – «наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей»1 (Е.С. Стоянова, с.8). «В нем рассматривается основной круг вопросов управления финансовой деятельностью предприятия в современных условиях»2 (В.В. Быковский, с.4), чему и посвящен данный курс лекций «Финансовый менеджмент». Поэтому буквальный перевод с англ. как «управление финансами» слишком широк (включает управление финансами и предприятий, и государства – в российской литературе, а также и домохозяйств – в зарубежных источниках) – мы сужаем его до сферы финансов хозяйствующих субъектов (предприятия, организации, фирмы).

Финансовый менеджмент (англ. Financial management – «управление финансами») автор данной работы определяет как управление финансами с точки зрения хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, фирмы), нацеленное на максимизацию его эффективности (либо результативности его деятельности: так, у Л.Е. Басовского, например, это – «достижение максимальных темпов роста цены (см. Р.Маррис) предприятия или максимизация величины (см. О.Вильямсон) его цены) и благосостояния собственников (у Л.Е. Басовского, например говорится о первостепенных интересах «владельцев и высшего управленческого персонала; отметим, что 1)правовые категории владения и собственности неравнозначны, т.к. право собственности предполагает владение, пользование и распоряжение имуществом; 2) вводится понятие об интересах менеджеров, что таким образом обращено к концепции (теории) агентских отношений (там же, с.18), в данном случае обозначая потенциальный конфликт интересов между акционерами и менеджерами фирмы). Мы признаем дискуссионный характер рассматриваемой экономической категории (ее дефиниции, сущности, функций, принципов и концепций и т.д.), как и любой философской категории вообще, и, следовательно, с признательностью и толерантностью воспринимаем многообразие курса мнений по данному вопросу. Трактовка различных аспектов рассматриваемых в данном курсе лекций дефиниций (определений) тех или иных понятий, своеобразие подходов и точек зрения обусловливают уникальный взгляд каждого автора-специалиста (как отечественного, так и зарубежного ученого и/или практика) в сфере финансового менеджмента.

Дисциплина «Финансовый менеджмент» входит в число специальных дисциплин для студентов, обучающихся по специальностям «Менеджмент», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Экономика и управление на предприятии» и др.

Система целей дисциплины (цель, у Н.М. Гук; мы рассматриваем приведенные «подцели» как неотъемлемые элементы целостной системы конечной целевой функции преподавания данной дисциплины, предполагающей упорядоченность (устойчивую структуру) знаний и достижений студентов) – «вооружить будущих специалистов системой современных методов финансового управления; способствовать восприятию ими новой финансовой идеологии хозяйствования, адекватной рыночной экономике; помочь выработать логику принятия управленческих решений, обеспечивающих их высокий динамизм и вариативность»3 (Н.М. Гук, с.4).

Целью настоящего курса лекций являются достижение максимально возможной информированности студентов как о теоретическом, так и о практическом содержании учебной дисциплины «Финансовый менеджмент»; формирование необходимых будущему высококвалифицированному специалисту (менеджеру и экономисту) знаний, умений, навыков по дисциплине «Финансовый менеджмент», способностей к философскому синтезу и анализу, индукции и дедукции специальных экономических категорий, к объективно-критическому (анализ терминов и дефиниций) и одновременно конструктивному (синтез новых направлений мысли, понятий и представлений, собственного взгляда на проблему) мышлению.

Особенность преподавания настоящего курса лекций – стремление к оптимальному сочетанию лекционных и семинарских (практических) элементов в содержании учебного процесса в рамках одного (лекционно-практического) занятия, что способствует лучшему усвоению материала; применение активных методик обучения, предполагающих интенсивный коммуникативный подход и конструктивный диалог студента и преподавателя, самих студентов друг с другом в рамках той или иной обсуждаемой проблемы, насыщенную творческую деятельность студента (выполнение оригинальных работ по специфически узкой теме, объемом 3-5 стр., излагающей взгляд студента и обзор мнений) наряду с обязательным решением типичных задач финансового менеджмента, релевантных тематике занятия. Поэтому фактически предлагаемый курс лекций представляет собой учебно-методическое пособие, охватывающее теоретические и практические аспекты изучения курса финансового менеджмента, но с акцентом именно на специфику чтения лекций. Акцент на развитие творческой составляющей в процессе обучения студентов мотивирован тем, что «в исследованиях отечественных и зарубежных авторов содержание финансового менеджмента трактуется как искусство управления и руководства финансовыми отношениями с целью эффективного использования основного и оборотного капитала, трудовых и материальных ресурсов»4 (А.М. Ковалева, с.3) более, нежели как наука.

Инновационная специфика настоящего курса лекций характеризуется:

  • дискуссионным рассмотрением актуальных материалов не только отечественных, но и оригинальных зарубежных изданий на соответствующих языках (здесь: английский и ветвь романских языков – испанский, итальянский, а также французский и португальский языки)

  • обозрением ретроспективы (исторического развития) мнений, понятий и концепций (в контексте эволюционной экономической теории), а также - в виде факультатива – анализом релевантной ситуации в зарубежных странах; в дальнейшем предполагается развитие трендов.

Пособие нацелено на объективно-критический обзор литературы, отмечая как положительные, так и отрицательные моменты частных авторских дефиниций; направлено на творческий синтез руководящих точек зрения (концепций) в областях финансов и менеджмента; призвано помочь студенту в формировании его собственного финансово-экономического и специального философского мировоззрения.

В связи с этим напомним: «Финансовый менеджмент – синтетическая дисциплина, вобравшая в себя достижения ряда дисциплин. Научные и практические разработки в области финансов, кредита, статистики, финансового анализа и других наук служат базой создания инструментария для решения задач, стоящих перед финансовым менеджером»5 (Г.Б. Поляк, с.3).

Содержание дисциплины и ее задачи должны быть взаимоувязаны.

«Содержание финансового менеджмента трактуется как искусство управления» (А.М. Ковалева, с.3 и др.), с одной стороны, и как наука (Басовский Л.Е. и др.), «относительно новая наука, которая завоевала особую популярность в стратегическом и тактическом управления финансами организации»6 (О.В. Хлестова, с.13), - с другой, что отражает дискуссионное диалектическое (единство и борьба противоположностей) развитие представлений о рассматриваемой экономической категории. И все же, одних знаний и методологии (и т.п.) мало, - «финансовый менеджер должен быть высокообразованным, творческим, мыслящим специалистом с широким кругозором, знающим и умеющим применять в своей работе результаты развития таких наук, как финансы, статистика, бухгалтерский учет, финансовый и экономический анализ, ценообразование, налогообложение, маркетинг и др.» [прим. лектора - в этом во многом связь дисциплины с другими науками, а также с практикой рыночных отношений: «Переход к рыночной экономике потребовал новых подходов к управлению финансами, способствовал рождению новой специальности в сфере управления – финансового менеджера», - пишет Г.Б. Поляк] (Г.Б. Поляк, с.3). Поэтому в современной постиндустриальной экономике акцент несколько смещается с чистой науки на творчество и искусство (таков общий тренд) как смысл и способ научных изысканий, их инструмент, ибо мыслить избитыми схемами и инструкциями недостаточно, - нужен междисциплинарный подход.

Вместе с тем, О.В. Хлестова, например, цель преподавания дисциплины определяет все-таки слишком узко: как «получение знаний о теоретических и практических основах управления финансами организаций в условиях рыночных отношений, способствующих повышению эффективности финансовой деятельности хозяйствующих субъектов. Изучение международной теории и практики финансового менеджмента и проблем его становления и развития в России [прим. – выделение шрифта автором лекций]».

Содержание финансового менеджмента как «управления финансами фирмы» (Е.С. Стоянова), как «науки, посвященной методологии и технике управления финансами предприятия»7 определяется «целевыми установками владельцев и высшего управленческого персонала предприятий и организаций. Основные цели – это обеспечение максимальных темпов роста цены предприятия, или максимизация его цены, достижение которых обеспечивается путем наращивания капитализированной стоимости предприятия» (Басовский Л.Е., с.7). Басовский Л.Е. при «изложении сути, принципов, подходов и методов финансового менеджмента» рассматривает его как «приложение современной теории финансов, дополненной приложениями аналитических разделов бухгалтерского учета, к управлению финансовой деятельностью предприятий и организаций» (там же, с.8) [здесь: вновь связь с другими науками].

Финансовый менеджмент действует на основе ряда принципов, в которых управляющая подсистема (субъект) определенным образом соотносится с объектом управления.

1. Управление финансами взаимосвязано со всей системой управления предприятием. Производственный менеджмент, инновационный менеджмент, менеджмент управления персоналом прямо или косвенно оказывают влияние на финансовый результат деятельности предприятия, на движение денежных потоков, следовательно, на формирование и использование финансовых ресурсов. Именно поэтому финансовый менеджмент ограничен общей системой управления и не должен противоречить управленческим решениям, принимаемым в комплексе по всему хозяйствующему субъекту.

2. При управлении финансами все управленческие решения взаимосвязаны между собой. Все виды деятельности предприятия – операционная, инвестиционная, финансовая – взаимосвязаны и взаимозависимы. Принятие управленческого решения в одной сфере деятельности не должно быть ущербным для другой.

3. Управленческие решения в сфере финансового менеджмента динамичны. Изменения во внешней и внутренней среде деятельности предприятия происходят очень быстро. Это связано с колебаниями спроса и предложения на рынке, меняющейся ресурсной базой хозяйствующего субъекта и многими другими факторами. Финансовый менеджмент должен быстро реагировать на происходящие изменения, чтобы получить максимальные финансовые результаты.

4. Наличие разнообразных вариантов управленческих решений. При принятии конкретного решения в сфере финансов должно быть несколько альтернативных вариантов действия. Это необходимо, чтобы у предприятия был выбор, как лучше поступить, и чтобы при необходимости можно было от одного варианта перейти к другому.

5. Управление финансами ориентировано на стратегические цели развития предприятия. Если управленческие решения по организации финансовых отношений противоречат миссии предприятия, то они должны быть отклонены.

Финансовый менеджмент, организованный с учетом вышеизложенных принципов, позволяет сформировать необходимое количество финансовых ресурсов для того, чтобы начать эффективную производственно-хозяйственную деятельность, обеспечить постоянный рост собственных средств, повысить конкурентные позиции предприятия на рынке и обеспечить его стабильное экономическое развитие в будущем.

Задачи теоретического и практического изучения дисциплины определены по О.В. Хлыстовой (с.4) в первую очередь как познание «сущности и функций финансового менеджмента, их роли и значения в условиях рынка» и выработка умения «использовать полученные знания по вопросам управления финансами, в своей практической деятельности», овладев «необходимыми навыками практической работы в финансово-бюджетной и кредитной сферах деятельности в условиях рыночной экономики».

Связь финансового менеджмента с практикой рыночных отношений проявляется в динамике их развития, в данном случае - применительно к России. Сам термин финансового менеджмента «получил широкое распространение в России в годы перехода экономики на рыночные основы ведения хозяйства» (Ковалева А.М.). Басовский Л.Е. (с.7-8) пишет о «начальной стадии становления» финансовых рынков в России в первой половине 90-х гг. с той ее спецификой, что «в их [финансовых рынков – прим. лектора] функционировании было трудно усмотреть проявление известных закономерностей теории финансов», им присуще слабое влияние на «поведение предприятий» до 1995-1996 гг. Курсы преподавания дисциплины были оторваны от реальной практики финансовых взаимоотношений. В последующие годы «информационная эффективность» возобладала над хаотичной практикой «шоковой терапии» и позволила обратиться к мировым «моделям теории финансов». А модели теории финансов развитых стран всегда предполагают особо тщательный учет передовых инновационных методик исследовательской деятельности и преподавания с учетом эволюции не только концепций и практик финансового менеджмента, но и новых веяний в сфере профессиональной языковой компетенции студентов и инновационно-креативных способов обучения. Именно поэтому вниманию Читателя предложена синтезированная в философском и экономическом плане лнгво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе.
Список литературы


  1. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2005. – 656 с. ISBN 5-88045-036-8

  2. Технологии финансового менеджмента: учеб. пособие/ В.В. Быковский, Н.В. Мартынова, Л.В. Минько, В.Л. Пархоменко, Е.В. Быковская. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – Ч. 1. –80 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0715-5.

  3. Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА_М, 2009. – 240 с. – (Высшее образование) ISBN 978-5-16-002806-4

  4. Н.М. Гук. Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии», всех форм обучения/ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2009. – 66 с.

  5. Г.Б. Поляк. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2004. – 527 с.

  6. А.М. Ковалева. Финансовый менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с. – (Высшее образование).

  7. О.В. Хлестова. Финансовый менеджмент (рабочая программа по учебной дисциплине)/Дальневосточный государственный университет. Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. Владивосток, 2005. – с.295.

1 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С. Стояновой. – 5-е изд., перераб и доп. – М.: Изд-во «Перспектива», 2005. – 656 с. ISBN 5-88045-036-8

2 Технологии финансового менеджмента: учеб. пособие/ В.В. Быковский, Н.В. Мартынова, Л.В. Минько, В.Л. Пархоменко, Е.В. Быковская. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. – Ч. 1. –80 с. – 100 экз. – ISBN 978-5-8265-0715-5.

3 Н.М. Гук. Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины и выполнению контрольной работы для студентов специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии», всех форм обучения/ Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2009. – 66 с.

4 А.М. Ковалева. Финансовый менеджмент: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под ред. Д.э.н., проф. А.М. Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 336 с. – (Высшее образование)

5 Г.Б. Поляк. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2004. – 527 с.

6 О.В. Хлестова. Финансовый менеджмент (рабочая программа по учебной дисциплине)/Дальневосточный государственный университет. Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий. Владивосток, 2005. – с.295.

7 Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник – М.: ИНФРА_М, 2009. – 240 с. – (Высшее образование)

ISBN 978-5-16-002806-4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Ольга Николаевна Азарова Маленькие хитрости большого бизнеса
Обучение в любой бизнес школе включает изучение стратегического менеджмента, маркетинга, финансового менеджмента. Кроме того, там...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Учебной дисциплины прикладные аспекты преподавания русского языка...
Приобретение представления о методических и лингвистических основах преподавания рки, о целях и задачах преподавания русского языка...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Методика преподавания иностранных языков в школе(доц. Алексеева Л....
Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой (Щерба. Работы Ахматовой,...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Рабочая программа учебной дисциплины послевузовского профессионального...
Цель учебной дисциплины: сформировать готовность к реализации процесса обучения физике в школе на базовом и профильном уровне, а...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon В процессе его банкротства
Монография предназначена для арбитражных управляющих и руководителей фирм, а также для студентов, изучающих курс «Антикризисное управление»...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Литература Основная
Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Литература по заочке
Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб пособие для студентов/ М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О....
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной...
«Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Рабочая программа по русскому языку для 8 класса общеобразовательной...
«Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего...
Инновационная лингво-коммуникативная и креативная методика преподавания финансового менеджмента в вузе icon Рабочая программа по русскому языку для 10 класса общеобразовательной...
«Практическая методика преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на Федеральный государственный стандарт общего...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции