Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений




НазваниеСкирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений
страница1/33
Дата публикации21.06.2014
Размер5.45 Mb.
ТипОбзор
literature-edu.ru > Философия > Обзор
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33
ГУННАР СКИРБЕКК, НИЛС ГИЛЬЕ

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

(Учебное пособие для ВУЗов)

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 800 с.

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000086/st006.shtml

(Рекомендовано Министерством образования

Российской Федерации в качестве учебного пособи

для студентов высших учебных заведений)
Часть 2

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ДОСОКРАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ С ОБЗОРОМ ИНДИЙСКИХ И КИТАЙСКИХ УЧЕНИЙ 19

Греческий полис: Человек-в-сообшестве 19

Фалес 22

Анаксимандр и Анаксимен 29

Гераклит и Парменид 30

Примирители: Эмпедокл и Анаксагор 36

Демокрит 38

Пифагорейцы 42

Обзор индийских и китайских учений 44

Предпосылки индийской философии 44

Упанишады 46

Буддистская философия 49

Бхагавадгита 53

Конфуций 54

Даосистская философия 57

ГЛАВА 2. СОФИСТЫ И СОКРАТ 59

Софисты 59

Протагор 67

Сократ 76

ГЛАВА 3. ПЛАТОН - ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО: ОБРАЗОВАНИЕ И ВСЯ ВЛАСТЬ "ЭКСПЕРТАМ". 86

Знание и бытие 88

Государство и идея добра 99

Этическая ответственность искусства 111

ГЛАВА 4. АРИСТОТЕЛЬ - Politeia: ПОЛИТИКА КАК РАЗУМНАЯ ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВЕ 115

Идея или субстанция - Платон и Аристотель 116

Онтология и эпистемология - форма и материя; четыре причины 121

Аристотель и экология 129

"Праксис" - разумные действия 133

Искусство - имитация и катарсис 147

3

ГЛАВА 5. ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ 152

Обеспечение личного счастья 152

Эпикуреизм - обеспечение личного благополучия 155

Стоики - обеспечение личного счастья 157

Неоплатонизм 167

Науки в античности 168

Историография 168

Медицина 168

Юриспруденция 171

Математика 172

Физика и химия 173

Астрономия 174

Филология 175

Женщины-ученые в античности 176

ГЛАВА 6. СРЕДНИЕ ВЕКА 177

Христианство и философия 177

Папа и король - два правителя в одном государстве….. 180

Августин 183

Августин - вера и разум 187

Скептицизм 188

Опровержение скептицизма Августином 195

Августин как христианский неоплатоник 198

Знание и воля 201

Геласий и учение о двух властях 204

Проблема универсалий 209

Фома Аквинский - законы и человек как общественное существо 212

Фома Аквинский - гармония и синтез 217

Онтология 219

Эпистемология 224

Антропология и моральная философия 227

Бог и мир 230

Оккам - от синтеза к скептицизму 236

Лютер - волюнтаризм и номинализм: только вера 239

Университетская традиция 244

Арабская философия и наука 250

ГЛАВА 7. НОВОЕ ВРЕМЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 256

Экспериментальное математическое естествознание..…. 256

Коперник и Кеплер 265

Галилей и Ньютон 270

Биологические науки 273

Механическая картина мира и связь души и тела 275

Человек как субъект 277

ГЛАВА 8. РЕНЕССАНС И РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА… 284

Макиавелли - политика как манипуляция 284

Политика на основе договора и политика на основе естественного права (Альтузий, Гроций) 292

4

ГЛАВА 9. ГОББС - ИНДИВИД И САМОСОХРАНЕНИЕ 295

Общество как часовой механизм 295

Естественный закон как норма разума 305

Учение о движении 306

Либеральность и либерализм 307

ГЛАВА 10. ЧЕЛОВЕК МЕЖДУ СОМНЕНИЕМ И ВЕРОЙ 310

Декарт - методическое сомнение и доверие разуму…… 310

Паскаль - доводы ума и доводы сердца 322

Вико - история как модель 324

ГЛАВА 11. СПИНОЗА - РАЦИОНАЛИЗМ И СИСТЕМА 332

Субстанция и атрибуты 332

Необходимость и свобода 339

ГЛАВА 12. ЛОКК - ПРОСВЕЩЕНИЕ И РАВЕНСТВО.. 344

Эпистемология и критика познания 344

Политическая теория - индивид и его права 355

ГЛАВА 13. ЛЕЙБНИЦ - МОНАДЫ И ПРЕДУСТАНОВЛЕННАЯ ГАРМОНИЯ 365

Цель и причина - новый синтез 365

Лучший из всех возможных миров 366

ГЛАВА 14. БЕРКЛИ - ВНУТРЕННЯЯ КРИТИКА ЭМПИРИЦИЗМА 369

"Esse"="percipi". Идеалистический эмпирицизм 369

Субстанции - нет, Богу - да! 373

ГЛАВА 15. ЮМ - ЭМПИРИЦИЗМ КАК КРИТИКА 377

Эмпирицистская критика. Представление о причинности 377

Моральная философия: различие между "существующим" и "должным" и доверие "здравому смыслу"… 386

ГЛАВА 16. ПРОСВЕЩЕНИЕ - РАЗУМ И ПРОГРЕСС… 392

Наука и модернизация 392

Гражданское благосостояние 396

Монтескье - разделение властей и влияние окружающей среды 399

Гельвеции - индивид и наслаждение 401

Смит - экономический либерализм 405

Руссо - реакция против философии Просвещения 410

Берк - консервативная реакция 417

ГЛАВА 17. ЛИБЕРАЛИЗМ И УТИЛИТАРИЗМ 426

Бентам - гедонистское исчисление и правовая реформа 426

Джон Стюарт Милль - социальный либерализм: либеральность как условие рациональности 431

Грин 437

Кейнс. 439

5

ГЛАВА 18. КАНТ - "КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ" В ФИЛОСОФИИ 441

Кантовская трансцендентальная философия - теория познания 441

Кантовская трансцендентальная философия - учение о морали 454

Кантовская политическая теория 461

Суждение - телеология и эстетика 470

ГЛАВА 19. СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК… 474

Предпосылки 474

Гердер и нсторицизм 476

Шлейермахер и герменевтика 481

Историческая школа - Савиньи и Ранке 482

Дройзен и Дильтей - уникальность гуманитарных наук 485

Распад исторической школы 492

ГЛАВА 20. ГЕГЕЛЬ - ИСТОРИЯ И ДИАЛЕКТИКА494

Рефлексия, диалектика, опыт 494

Господин и раб - борьба за признавание и социальную идентичность 508

Традиция как разум - напряженность между универсальным и частно-индивидуальным 511

Капитализм, бюрократия и государство 514

Критика взглядов Гегеля 519

ГЛАВА 21. МАРКС - ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА 524

Диалектика и отчуждение 525

"Материализм" 532

Исторический материализм 534

Прибавочная стоимость и эксплуатация 539

Производительные силы и производственные отношения 543

Критика взглядов Маркса 545

Энгельс - семья с марксистской точки зрения 551

ГЛАВА 22. КЬЕРКЕГОР - СУЩЕСТВОВАНИЕ И ИРОНИЯ 554

Непосредственная и экзистенциальная коммуникация.. 555

Три стадии жизненного пути 558

Назидательная интерпретация 559

Синтезирующая интерпретация 561

Иронически-рефлексивная интерпретация 562

Субъективность есть истина 565

Демократия, как демагогия 567

ГЛАВА 23. ДАРВИН - СПОР ВОКРУГ КОНЦЕПЦИИ ЧЕЛОВЕКА 569

Естественный отбор и происхождение человека 570

Дарвинизм и социобиология - эпистемологический спор 575

ГЛАВА 24. НИЦШЕ И ПРАГМАТИЗМ 581

"Бог умер" - европейский нигилизм 582

Критика метафизики и христианства 584

6

Моральная философия 587

Сверхчеловек, воля к власти и вечное повторение 590

Эпистемология 593

Американский прагматизм (Пирс) 596

ГЛАВА 25. СОЦИАЛИЗМ И ФАШИЗМ 598

Коммунизм. Ленин: партия и государство 598

Социал-демократия. Социальное благосостояние и парламентаризм 602

Социализм - экономическая и политическая власть…… 604

Анархизм и синдикализм 605

Фашизм - национализм и порядок 610

Фашизм - кризис и действие 613

Фашизм и экономика 614

Фашизм и расизм 617

ГЛАВА 26. ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ 620

Психоанализ и новое понимание человека 620

Сновидения как ворота к подсознанию 623

Фрейдовское учение о сексуальности 626

Ментальный аппарат 627

Вытесненная культура и чувство вины 633

Психоанализ и философия науки 638

ГЛАВА 27. РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 645

Предпосылки 645

Конт - "верховный жрец" социологии 645

Токвиль - американская демократия 648

Теннис - общность и общество 650

Зиммель - социальная ткань 655

Дюркгейм - общество и общественная солидарность… 658

Вебер - рациональность и героический пессимизм 662

Философия науки и идеальные типы 662

Типы действия и формы легитимации 667

Протестантизм и капитализм 671

Веберовский диагноз современности: свобода и "железная клетка" 674

Парсонс - действие и функция 677

Эмоции - эмоциональная нейтральность 678

Универсализм - партикуляризм 679

Ориентация на себя - ориентация на коллектив 679

Предопределенное - достигнутое 680

Специфичность - диффузия 680

ГЛАВА 28. НОВЫЕ УСПЕХИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ…... 683

Эйнштейн и современная физика 683

Разнообразие наук и технологический прогресс - междисциплинарные и практические проблемы сциентизации 689

7

ГЛАВА 29. ОБЗОР СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ… 703

Логический позитивизм 703

Поппер и "критический рационализм" 709

Кун - смена парадигм в науке 717

Витгенштейн - философия как практика 721

Феноменология и экзистенциализм - Гуссерль и Сартр… 729

Идентичность и признание - де Бовуар и феминистская философия 737

Ролз - справедливость и права человека 745

ГЛАВА 30. СОВРЕМЕННОСТЬ И КРИЗИС 752

Критика современности 752

Хайдеггер и поэтическое 754

Аренд и vita activa 758

Гадамер и герменевтическая традиция 764

Деррида, Фуко, Рорти - деконструкция и критика 770

Хабермас и аргументация 775

Указатель имен 783
ГЛАВА 16.

ПРОСВЕЩЕНИЕ - РАЗУМ И ПРОГРЕСС

Наука и модернизация

Во второй половине XVII века Англия оказывала сильное влияние на европейские политические дискуссии. Однако после установления конституционной монархии теоретические споры приутихли, а интеллектуальная энергия переключилась на практическую политическую деятельность по проведению внутренних реформ и созданию империи.

В первой половине XVIII столетия центром политических дебатов стала Франции. Поэтому политическая теория этого времени в значительной степени является детищем французских философов-просветителей.

Во времена Людовика XIV, правившего с 1643 по 1715 гг., абсолютная монархия во Франции достигла наивысшего могущества: было распущено Национальное собрание; дворяне в основном превратились в государственных служащих и королевских придворных, а государственное управление стало централизованным. Но царствование Людовика XIV завершилось политическим кризисом, который повлек за собой возникновение идеологических разногласий.

Политическая мысль Франции выразила всенародное недовольство некомпетентностью королевской власти. В частности, люди критиковали абсолютизм за недостаточную эффективность и иррациональность в деле организации торговли. Но критики не искали иной формы правления, а стремились лишь к более просвещенной и эффективной абсолютной монархии.

392

К этому периоду во Франции уже исчезли жизнеспособные представительские учреждения, существовавшие до установления абсолютной монархии и способные "поддерживать критику". Поэтому практически было невозможно сделать более уме ренным и эффективным французский абсолютизм с помощью частично представительских институтов вроде английского парламента. Перемены приняли форму восстания против королевской власти, получившего название Французской революции 1789 г.

Но во Франции не только отсутствовали политические институты, но и была неразвита теоретическая политическая традиция. Поэтому в начале XVIII столетия французы в основном опирались на английские .идеи. Идеалом выступали Локк и Ньютон как творцы нового либерализма и новой"науки. Образованные французы эпохи Просвещения рассматривали английскую форму правления в качестве образца и были англофилами, друзьями Англии. Вольтер посетил Англию в 1720-х, а Монтескье - в 1730-х гг.

Итак, эпоха Просвещения XVIII столетия была связана с социальными изменениями и научным прогрессом. В частности, первые научные общества подобные Королевскому обществу в Англии, возникли уже в середине XVII столетия. Одновременно с ними появились научные Ж общеобразовательные журналы, а также корпусы сведений по всем аспектам современного знания (ср. с французской энциклопедией).

В XVIII столетии происходила и соответствующая модернизация университетской жизни. К концу этого века на передовые позиции выдвинулись немецкие университеты. Так, Кант был одним из первых великих философов, ставших университетскими профессорами. Помимо прочего, возрождение и развитие университетов привели к более четкому выделению гуманитарных дисциплин [см. Гл. 19].

Концом этого столетия датируется возникновение новой интеллектуальной эпохи. На всем ее протяжении с нарастающей интенсивностью происходила сциентизация общества в сферах не только торговли и управления, но и идей и установок. Несмотря на многие отклонения и противодействия, программа Просвещения более или менее успешно воплощалась в жизнь.

Политические дебаты во Франции XVIII столетия проходили в литературных салонах городской буржуазии (the urban citizenry). В них легко взаимодействовали политика, философия и беллетристика, а также возник присущий французской культуре изящный и популярный стиль1.

393

Возможно, что эти дебаты и не дали много нового и оригинального и свелись в основном к помещению старых идей в новый контекст. Однако при таком перенесении старые идеи часто приобретают отличное от старого содержание. Так случилось и здесь. При перенесении во Францию английская мысль, которая в это время была достаточно консервативна в отношении английских порядков, оказалась критически настроенной в отношении французского общества эпохи абсолютизма.

Так, например, в Англии идея естественного права, которое выше короля и которое дает индивиду определенные неотъемлемые права, была устоявшейся и социально консервативной. Но во Франции она играла критическую роль по отношении к абсолютистскому режиму.

Если в Англии имело смысл говорить о естественных правах человека, поскольку они там существовали, то во Франции идея естественного права носила отвлеченный, спекулятивный и не связанный с реальностью характер. Ведь французы заимствовали учение Локка о человеческих правах, не имея политической практики англичан.

Во Франции представление о человеческих правах было одновременно радикальным, направленным против абсолютной монархия, и спекулятивным, не имеющим конкретного политического содержания. Французская версия этого представления часто была более заостренной и критической и не характеризовалась присущим оригиналу сочетанием приземленного консерватизма и ориентации (в границах "здравого смысла") на реформы.

Заостренность идеи прав человека была обусловлена и большей остротой классовых различий во Франции. Духовенство владело пятой частью земельной собственности и обладало значительными привилегиями. Знать также находилась в особом положении, хотя и обладала значительно меньшей политической властью по сравнению с прошлым. При этом буржуазия во Франции была более искушенной, чем в Англии.

Крупные французские купцы сознавали, что по своему весу они значительнее всех остальных сословий. Ведь знать и духовенство вели паразитический образ жизни, основанный на привилегиях, а королевская власть была неэффективной.

1 Стилистически интеллектуальная атмосфера после второй мировой войны во Франции с ее духовным синтезом политики, философии и литературы (Сартр, Камю и др.) восходит к XVIII веку, а в некоторой степени и к классической латинской риторике.

394

Ведущие критики абсолютизма были выходцами из этой высшей прослойки буржуазии. При этом в качестве идеологического оружия в борьбе против абсолютной монархии и против традиционных привилегий знати они использовали представление о человеческих правах и либерализм (Локк). Кроме того, в борьбе против религии и духовенства они апеллировали и к естествознанию (Ньютон). Именно эти критики стали известны как философы-просветители, противопоставившие разум религии и стремившиеся с его помощью создать в борьбе против привилегий и невежества условия для всеобщего счастья и прогресса.

Эпоха Просвещения характеризовалась оптимистической верой в прогресс, носителем которой являлась растущая буржуазия. В ее среде вновь пробуждается доверие к разуму и человеку, а также зарождается секуляризированная "мессианская" традиция, в которой разум занимает место Евангелия. Согласно этой традиции, человек с помощью …> наиболее глубокую сущность действительности и создает условия для материального прогресса. Люди шаг за шагом становятся самостоятельными. Они постепенно 'начинают заботиться о себе, не опираясь на ложные авторитеты и не прибегая к теологической опеке. Человеческая мысль становится свободной, так как она осознает, что является самоуправляемой и независимой от Библейского откровения и традиции. Становится модным атеизм.

Однако реализовать провозглашенный прогресс, о котором думали французские философы-просветители, оказалось не так-то легко и просто. Верно, что они в значительной мере были правы, утверждая, что разум (наука) может привести к значительному материальному прогрессу. Но их концепция разума была слишком многозначной. Она исходила из логических, эмпирических и философских знаний, имела как описательные, так и нормативные аспекты, и при этом не учитывала политические трудности реализации прогресса.

В первом приближении основные положения философии Просвещения заключаются в следующем1.

По своей природе люди добры. Целью их жизни является благосостояние в этом мире, а не блаженство в загробном мире. Этой

1 Ср. C. Becker. Heavenly City of the Eighteenth Century Philosophy. - New Haven, 1932.-P. 102.

395

цели могут достигнуть сами люди с помощью науки ("знание - сила"). Наибольшими препятствиями выступают невежество, суеверие и нетерпимость. Для их преодоления необходимо просвещение (а не революция). Становясь более просвещенным, человек автоматически становится более моральным. Следовательно, мир с помощью просвещения будет двигаться вперед.

Далее, мы можем выделить такие положения:

Разумом обладают все, а не только избранные, т.е. привилегированные. Естественное право защищает права индивида (от сословных привилегий и тирании).

Предметом моральной теории является просвещенный личный интерес: каждый ищет и должен искать наилучшее для самого себя.

Социологический тезис о гармонии личных интересов заключается в том, что борьба каждого за его личный интерес должна способствовать всеобщему благосостоянию.

Идеальной и наиболее эффективной является форма государственного правления, которая одновременно обеспечивает право собственности и свободу личности. Внутри страны она защищает национальный частный капитал, а вне ее проводит политику протекционизма и колонизации.

Первые два положения составляют часть одной из версий философии естественного права (см. Локк). Последние три входят в либерализм и утилитаризм (см. Гельвеции, Смит и Бентам).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   33

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconБелкин А. С. Б 43 Основы возрастной педагогики: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений
...

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconСтребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш...
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учеб для студ высш учеб, заведений. — М.: Гуманит изд центр владос,...

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconГогунов Е. Н., Мартьянов Б. И. Г 58 Психология физического воспитания...
Учебное пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальности «Физическая культура и спорт»

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconВ. А. Лабунская Васильева О. С., Филатов Ф. Р
Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб пособие для студ высш учеб, заведений. — М.: Издательский центр...

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconВопросы и задания
Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб пособие для студ высш учеб заведений / Под ред. В. И. Сели­верстова. —...

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconСоколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б. С. Братуся. Том 0-28 Соколова Е. Е. Введение в психологию: Учебник для студ высш учеб заведений....

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconВысшее образование
Детская психология: учеб пособие для студ высш учеб заведений / Д. Б. Эльконин; ред сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.:...

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconЯрошевский М. Г. Теоретическая психология: Учеб пособие для студ....
Чем предмет истории психологии отличается от предметных областей других отраслей психологии?

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconСитаров В. А. Дидактика: Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений...
Современные образовательные технологии : учебное пособие / кол авторов; под ред. Н. В. Бордовской. М.: Кнорус, 2010. 432 с

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии : Учеб пособие для студ высш учеб, заведений iconРецензенты: доктор педагогических наук, действительный член рао,...
Учеб пособие для студ высш пед учеб заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издательский...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции