Скачать 41.19 Kb.
|
СКАЗКОТЕРАПИЯ ОСТРОГО ГОРЯ. А.И. Грушко Г. Омск. al-grushko@yandex.ru. Смерть близкого является одним из наиболее тяжелых и травмирующих событий в человеческой жизни, она переживается особенно остро и причиняет сильную душевную боль. Суть переживания утраты состоит в неспособности человека усвоить травматический опыт, обладающий невыразимо тяжелой массой аффективных переживаний. Страдающий человек старается поскорее дистанцироваться, избавиться от болезненных эмоций, не меняя ничего в себе. В результате чего «сложносочиненные» эмоциональные состояния словно консервируются (не проживаются, не трансформируются), оставаясь фиксированными на травме. Уплотненный и сжатый до невозможно малых размеров, травматический опыт конденсирует в себе неупорядоченную взвесь шока, страха, ярости, стыда, вины и печали. Фиксация на травме проявляется в постоянном неподконтрольном воспроизведении пережитого, в избегании стимулов, связанных с ней, в постоянной настороженности. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей – ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, беспомощности. Все эти проявления травматического переживания свидетельствуют о необходимости психологической помощи людям, находящимся в состоянии острого горя. Особую актуальность в процессе психологической помощи клиентам, испытывающим переживания подобного рода приобретает «направление» клиента на путь осмысления травмирующего события. На наш взгляд, эффективным подходом в данном контексте является использование сказок и метафор. Активное использование метафор для достижения психологических целей напрямую связано с теми механизмами, которые лежат в ее основе. Перечислим некоторые из них: во-первых, это экстраполяция скрытых смыслов: обладая свойством «преломления», метафорический образ позволяет разглядеть новое содержание в обычных вещах и перенести эти смыслы за пределы области, их породившей. Во-вторых, это семантическое опосредование: метафоры становятся связующим звеном между семантическими пространствами психолога и клиента. В-третьих, это актуализация архетипов: метафоры задействуют глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов. В-четвертых, это фасилитация. Метафоры снижают воздействие негативных эмоций при получении болезненной для субъекта информации. Можно сказать, что метафоры действуют мягче и деликатней, чем другие средства психологического воздействия. Одним из современных направлений практической психологии, использующим в своей основе метафорические образы, является сказкотерапия. В процессе сказкотерапии изменяется отношение человека к собственному прошлому опыту, переживаниям. Использование сказок позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории; сформировать новый взгляд на травматическое событие и перейти на новый уровень его осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение. Горе уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины взаимных планов и надежд, обид и радостей, дел и воспоминаний. Применение метафорических техник в работе с горюющим человеком позволяет в наибольшей мере учесть индивидуальность его травматического опыта, посредством создания единого семантического пространства «психолог-клиент» с помощью сказочных, мифических образов. Существует множество сказок, способных помочь в кризисные периоды жизни человека, в то время, когда он ощущает потребность переосмыслить события своей жизни, изменить взгляд на мир и самого себя, «перестроить» систему ценностей. Однако необходимо отметить, что «сказкотерапия потерь» имеет свою специфику. Когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом, но с другой стороны ему очень важно разделить свое горе, поговорить о нем с тем, кто понимает его состояние без слов, кто не дает полезных советов и рекомендаций, кто готов сопереживать, открывая новые стороны явления потери. Психотерапевтические сказки в этом случае незаменимы – в них нет «уроков», «полезной» информации, но есть описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни. Ключевой идеей в таких сказках является идея бесконечности жизни. Эти сказки просто читают или рассказывают и редко обсуждают. Задача психолога в этом случае – помочь клиенту пережить горе, постепенно изменяя отношение к себе и жизни. Для этого клиенту предлагается одна из психотерапевтических сказок, после прочтения (или прослушивания) которой ему предлагаются следующие вопросы для рассуждения и размышления:
Примерами таких сказок являются авторские сказки Гнездилова А.В. («Терапия потерь»), сказка Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», Леонардо да Винчи «Мотылек и пламя» и др., а также притчи разных времен и народов, в которых прослеживаются темы утраты, смерти и возрождения к жизни. Список литературы:
|
Клинические наблюдения Редкий случай из практики: лапароскопическое устранение острого заворота желудка |
Проблема взаимоотношения человека и природы В. Астафьев (нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть? В рассказе «Белогрудка» ребятишки сгубили выводок белогрудой... |
||
Шорохова О. А. Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию... Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению... |
Дмитрий Соколов "Сказки и сказкотерапия" Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За... |
||
Дмитрий Соколов "Сказки и сказкотерапия" Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За... |
Аннотированный каталог российских Интернет ресурсов для учителей русского языка и литературы Коллеги. Электронный журнал для школьных учителей и психологов (Казахстан). На страницах сайта материалы для учителя, сказкотерапия,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |