Сказкотерапия острого горя




Скачать 41.19 Kb.
Название Сказкотерапия острого горя
Дата публикации 14.06.2014
Размер 41.19 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
СКАЗКОТЕРАПИЯ ОСТРОГО ГОРЯ.

А.И. Грушко

Г. Омск.

al-grushko@yandex.ru.

Смерть близкого является одним из наиболее тяжелых и травмирующих событий в человеческой жизни, она переживается особенно остро и причиняет сильную душевную боль. Суть переживания утраты состоит в неспособности человека усвоить травматический опыт, обладающий невыразимо тяжелой массой аффективных переживаний. Страдающий человек старается поскорее дистанцироваться, избавиться от болезненных эмоций, не меняя ничего в себе. В результате чего «сложносочиненные» эмоциональные состояния словно консервируются (не проживаются, не трансформируются), оставаясь фиксированными на травме. Уплотненный и сжатый до невозможно малых размеров, травматический опыт конденсирует в себе неупорядоченную взвесь шока, страха, ярости, стыда, вины и печали.

Фиксация на травме проявляется в постоянном неподконтрольном воспроизведении пережитого, в избегании стимулов, связанных с ней, в постоянной настороженности. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей – ощущение пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, беспомощности.

Все эти проявления травматического переживания свидетельствуют о необходимости психологической помощи людям, находящимся в состоянии острого горя. Особую актуальность в процессе психологической помощи клиентам, испытывающим переживания подобного рода приобретает «направление» клиента на путь осмысления травмирующего события. На наш взгляд, эффективным подходом в данном контексте является использование сказок и метафор.

Активное использование метафор для достижения психологических целей напрямую связано с теми механизмами, которые лежат в ее основе. Перечислим некоторые из них: во-первых, это экстраполяция скрытых смыслов: обладая свойством «преломления», метафорический образ позволяет разглядеть новое содержание в обычных вещах и перенести эти смыслы за пределы области, их породившей. Во-вторых, это семантическое опосредование: метафоры становятся связующим звеном между семантическими пространствами психолога и клиента. В-третьих, это актуализация архетипов: метафоры задействуют глубинные механизмы бессознательного за счет непривычных для разума архетипических элементов. В-четвертых, это фасилитация. Метафоры снижают воздействие негативных эмоций при получении болезненной для субъекта информации. Можно сказать, что метафоры действуют мягче и деликатней, чем другие средства психологического воздействия.

Одним из современных направлений практической психологии, использующим в своей основе метафорические образы, является сказкотерапия. В процессе сказкотерапии изменяется отношение человека к собственному прошлому опыту, переживаниям. Использование сказок позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории; сформировать новый взгляд на травматическое событие и перейти на новый уровень его осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение.

Горе уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины взаимных планов и надежд, обид и радостей, дел и воспоминаний. Применение метафорических техник в работе с горюющим человеком позволяет в наибольшей мере учесть индивидуальность его травматического опыта, посредством создания единого семантического пространства «психолог-клиент» с помощью сказочных, мифических образов.

Существует множество сказок, способных помочь в кризисные периоды жизни человека, в то время, когда он ощущает потребность переосмыслить события своей жизни, изменить взгляд на мир и самого себя, «перестроить» систему ценностей. Однако необходимо отметить, что «сказкотерапия потерь» имеет свою специфику. Когда человек теряет близкого, для него теряют смысл и сказки со счастливым концом, но с другой стороны ему очень важно разделить свое горе, поговорить о нем с тем, кто понимает его состояние без слов, кто не дает полезных советов и рекомендаций, кто готов сопереживать, открывая новые стороны явления потери. Психотерапевтические сказки в этом случае незаменимы – в них нет «уроков», «полезной» информации, но есть описание опыта потери, горевания, возвращения к жизни. Ключевой идеей в таких сказках является идея бесконечности жизни. Эти сказки просто читают или рассказывают и редко обсуждают. Задача психолога в этом случае – помочь клиенту пережить горе, постепенно изменяя отношение к себе и жизни.

Для этого клиенту предлагается одна из психотерапевтических сказок, после прочтения (или прослушивания) которой ему предлагаются следующие вопросы для рассуждения и размышления:

  • Какой отклик вызвала у Вас эта история?

  • О чем, по Вашему мнению, эта сказка?

  • Что больше всего запомнилось в этой сказке?

  • О чем, может быть, вам захотелось поразмышлять или поговорить после этой сказки?

  • К чему стремились герои этой сказки? Добились ли они того, чего хотели? Что помогало и что мешало им на пути?

  • Согласны ли Вы с тем, как закончилась эта история? Если да, то какая закономерность привела героев к такому финалу? Если нет, то как, по-вашему, должна была закончиться эта сказка и почему?

  • Взяли бы Вы что-то важное из этой истории для себя? Если да – то что?

Примерами таких сказок являются авторские сказки Гнездилова А.В. («Терапия потерь»), сказка Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками», Леонардо да Винчи «Мотылек и пламя» и др., а также притчи разных времен и народов, в которых прослеживаются темы утраты, смерти и возрождения к жизни.
Список литературы:

  1. Бермант-Полякова О.В. Посттравма: диагностика и терапия. – СПб.: Речь, 2006. – 248 с.

  2. Василюк Ф.Е. Пережить горе. http://www.psychology.ru/Library/00062.shtml

  3. Вачков И.В. Метафорический тренинг. – М.: «Ось-89», 2005. – 144 с.

  4. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). – СПб.: Речь, 2003. – 293 с.

  5. Гордон Д. Терапевтические метафоры (оказание помощи другим посредством зеркала). – 1994 – 144 с.

  6. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

  7. Свет освобождения.: сказкотерапия посттравматических стрессовых расстройств. – М.: Литтерра, 2007. – 40 с.: ил. – (Сказка на здоровье).

  8. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005. – 224 с.

  9. Тайна улыбки: сказкотерапия депрессии. – М.: Литтерра, 2007. – 40 с.: ил. – (Сказка на здоровье).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сказкотерапия острого горя icon Клинические наблюдения
Редкий случай из практики: лапароскопическое устранение острого заворота желудка
Сказкотерапия острого горя icon Проблема взаимоотношения человека и природы
В. Астафьев (нравственность в ответе на вопрос: зачем насильственная смерть? В рассказе «Белогрудка» ребятишки сгубили выводок белогрудой...
Сказкотерапия острого горя icon Шорохова О. А. Ш78 Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию...
Данный цикл занятий поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников, начиная с обучения составлению...
Сказкотерапия острого горя icon Дмитрий Соколов "Сказки и сказкотерапия"
Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За...
Сказкотерапия острого горя icon Дмитрий Соколов "Сказки и сказкотерапия"
Всем людям в городе он запретил носить голубую одежду и есть из голубой посуды. Он отобрал у них все голубые флажки и игрушки. За...
Сказкотерапия острого горя icon Аннотированный каталог российских Интернет ресурсов для учителей русского языка и литературы
Коллеги. Электронный журнал для школьных учителей и психологов (Казахстан). На страницах сайта материалы для учителя, сказкотерапия,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции