Скачать 122.81 Kb.
|
Министерставо образования и науки РФ Нижегородский государственный педагогический университет Утверждаю _______________________ «___» ____________ 201_ г. Рабочая программа дисциплины Образы природы в философском осмыслении Направление подготовки: 030100 – философия Квалификация выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Нижний Новгород 2011 1.Цели освоения дисциплины Программа курса подготовлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, квалификация (степень) «бакалавр»; соответствует требованиям Закона РФ «Об образовании», Закона РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Программа направлена на подготовку бакалавра, обладающего соответствующими квалификации знаниям, способного к самостоятельной учебной, педагогической, научно-исследовательской деятельности. Цели дисциплины: - освоение основных проблем и знание наиболее значимых направлений их решения в истории философии и науки; - умение анализировать философские тексты, идентифицировать их как принадлежащие к определенному философскому направлению (школе), излагать учебный материал дисциплины, самостоятельно работать с классической и комментаторской литературой; - владение навыками публичной речи, аргументации, ведения полемики, способностью использовать теоретические знания в педагогической деятельности. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата В.3 Профессиональный цикл. Вариативная часть. Логически и седержательно-методически дисциплина связана с такими дисциплинами, как: - онтология (природа рассматривается как тип бытия, в котором специфическим образом реализуются атрибуты, действуют законы и принцы диалектики); - логика как базовый элемент культуры мышления; - гносеология (поскольку образы природа и исторические особенности их формирования зависят от степени развития гносеологических идей); - естественнонаучные знания (поскольку философия взаимодействует с частными науками в формировании базовых элементов картины мира); - история философии (поскольку образы природы являются частью онтологической проблематики в большом количестве философских школ, направлений); - философская антропология (поскольку дисциплина предлагает рассмотрение проблематики «человек в природе» и «природа в человеке»). Дисциплина изучается на первом курсе, поэтому «входными» знаниями и навыками являются те, что получены в довузовской подготовке: общая культура, способность к логическому мышлению, навыки публичной речи, аргументации, общемировоззренческий запас знаний. 3.Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины Знать: место проблематики в системе философского знания; основные подходы к решению проблем; связь и различия философии и частных наук в осмыслении природы. Уметь: самостоятельно искать, анализировать учебную и классическую литературу; аргументированно излагать учебный материал. Владеть: культурой мышления, способностью грамотно излагать свою мысль в устной и письменной речи, соответствующей дисциплине терминологией. 4.Структура и содержание дисциплины, ее объем и виды учебной работы 4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы
4.2. Содержание разделов дисциплины
4.3. Связь разделов дисциплины с последующими дисциплинами
4.4. Разделы дисциплины и виды занятий
5. Образовательные технологии Преподавание дисциплины «Образы науки в философском осмыслении» предполагает использование следующих образовательных технологий. Лекции, имеющие целью сориентировать студентов в сфере проблем, основных направлений их решения. Семинарские занятия, направленные на выявление уровня усвоения учебного материала, на контроль текущей успеваемости и самостоятельной работы студента, на формирование навыков публичной речи (умение логично формулировать мысли, аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию). Коллоквиумы, имеющие целью промежуточный контроль знаний. Индивидуальные творческие задания в виде докладов на семинарах, эссе. Творческие конспекты, имеющие целью формирования навыков самостоятельного прочтения и анализа философских текстов. 6.1. Контрольные вопросы 1. Исторические изменения понятия природы. 2. Понятие космоса в античной философии. Космос и микрокосмос. 3. Натурфилософия античности. 4. Проблема пространственно-временной структуры мира в античной философии. 5. Проблемы движения в античной философии. 6. Этический смысл понятия природы в античной философии. 7. Понятие природы в средневековой схоластике. 8. Средневековая картина мира. 9. Средневековая философия о путях познания природы. 10. Образы природы в философии эпохи Возрождения. 11. Мировоззренческое значение Коперниканской революции. 12. Природа как объект опыта в философии Г.Галилея, Ф. Бэкона, И. Ньютона. 13. Механицизм в трактовке природы. 14. Космогонические гипотезы Нового времени. 15. Деизм, пантеизм, натурализм в философии Нового времени. 16.Диалектика природы в философии Нового времени. 17. Понятие жизни в философии Нового времени. Проблема целесообразности живой природы. 18. Социобиология как исследовательское направление. 19. Представления о природных факторах в жизни общества и человека. Естественное и искусственное. 20. Природа и вопросы этики в философии Нового времени. 21. Природа в прагматическом аспекте. 22. Становление экологической проблематики в Новое время. 23. Философия глобальной экологии. Пути гармонизации взаимодействия общества и природы. 24. Системные и синергетические идеи в осмыслении природы. 6.2. Список тем для самостоятельной работы студентов (творческий конспект, эссе, реферат) 1. Космос и человек в античной философии. 2. Природа и этика в античной философии. 3. Метафора. Книги природы в средневековье и в Новое время. 4. Космогоническая гипотеза Р. Декарта (И. Канта). 5. Гелиоцентрические и геоцентрические гипотезы (от Античности до Нового времени). 6. Человек и природа в философии и искусстве эпохи Возрождения. 7. Работа Ф.Энгельса «Диалектика природы». 8. «Философия жизни» как идейное направление. 9. Русский космизм. 10. Натуралистическая традиция в трактовке человека. 11. Понятие ноосферы. 12. Системный подход в изучении природы. 13. Идейные и логические основания пантеизма. 14. Что такое биоэтика? 15. Природа как объект эстетических отношений. 16. Природа в прагматическом аспекте. 17.Природа и этика в философии эпохи Просвещения. 18. Философский смысл античного атомизма. 19. Понятия конечного и бесконечного в философии. 20. Загадки антропосоциогенеза. 21. Эволюционистские идеи в философии и естествознании. 22. Пути гармонизации взаимодействия общества и природы. 23. Роль философии в формировании экологической культуры. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Литература основная 1. Онтология и теория познания: Учебно-методическое пособие. Н. Новгород: НГПУ, 2007. 2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XXвека. М., 1997. 3. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Ч.1. 4. Миронов В.В., Иванов А.В. Онтология и теория познания. М., 2005. 5. Плотников В.И. Онтология. Хрестоматия. М.-Екатеринбург, 2004. 6. Мелюхин С.Т. Избранные труды: наследие и современность. В 3т. М., 2010. Т.З. Литература дополнительная 1. Ажимов Ф.Е. Онтолого-метафизические проекты современной западноевропейской философии// Вопросы философии. 2007.№9. 2. Зима В.Н. Две концепции времени в христианской патристике// Философские науки.2009. №4. 3. Щеглов А.П. Древнерусские представления о зле как причине появления времени// Философские науки.2010. №1. 4. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.2. Философия природы. М., 1975. 5. Коперник Н. О вращениях небесных сфер. М., 1981. 6. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. М., 1989. 7. Лаплас П.С. Изложение системы мира. Л., 1982. 8. Планк М. Двадцать лет работы над физической картиной мира// Избранные труды. М., 1975. 9. Эйнштейн А. Физика и реальность// Собрание научных трудов. М., 1967. Т.4. 10. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. М., 1984. 11. Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М., 1988. 12. Фролов И.Т. Жизнь и познание. М., 1981. 13. Глобальные проблемы биосферы. М., 2001. 14. Августин Аврелий. Исповедь.М., 1992. 15. Аристотель. Метафизика//Соч.: В 4т. М.. 1975. Т.1. 16. Аристотель. Физика/ Там же. Т.3. 17. Аронов Р.А., Терентьев В.В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени?// Вопросы философии. 1986. №1. 18. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982. 19. Бунге М. Причинность. Место принципа причинности в современной науке. М., 1962. 20. Гивишвили Г.В. О «сверхсильном» антропном принципе// Вопросы философии. 2000.№2. 21. Гольбах П. Система природы// Избр. произв.: В 2т. М., 1963. Т.1. 22.Декарт Р. Первоначала философии// Соч.: В 2 т. М., 1989. Т.1. 23. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. 24. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986. 25. Дубровский В.Н. Концепции пространства – времени: физический и философский аспекты. М., 1991. 26. Князева Е.Н. Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе// Вопросы философии. 1997. №3. 27. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. 28. Кондильяк Э.Б. де. Трактат об ощущениях// Соч.: В 3т. М., 1982. Т.2. 29. Пригожин И. От существующего к возникающему. М., 1985. 30. Пригожин И. Преоткрытие времени// Вопросы философии. 1989. №9. 31. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985. 32. Современная западная философия: Словарь. М., 1991. 33. Фрагменты ранних греческих Философов. М., 1989. 34. Хакен Г. Синергетика. М., 1980. 35. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. 36. Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М., 1947. 37. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Диалектика природы// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.20. 38. Юм Д. Трактат о человеческой природе// Соч.: В 2т. М., 1965. Т.1. 39. Миронов В.В. Онтология сущность этики// Вестник Московского ун-та. сер. 7. Философия. 2001.№1. 40. Дубровский Д.И. Основные Категориальные планы проблемы сознания// Вопросы философии. 2008. №12. интернет-ресурсы http://www.wdl.ord/ - мировая цифровая библиотека (World Digital Library) http://www.philosophy.ru/library/ - электронная библиотека Института философии РАН http://www.auditorium.ru/aud/index.php - Библиотека гуманитарных текстов «AUDITORIUM» http://philos.msu.ru/library - Библиотека философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова http://www.earlham.edu/~peters/gpi/ - путеводитель по философии в Интернет (англ.) http://ihtik.lib.ru/ - электронная полнотекстовая библиотека Ихтика http://lebenswelt.narod.ru/library.htm - библиотека электронных версий классических текстов в области феноменологии и смежных с ней дисциплин. http://anthropology.ru http://anthropology.rinet.ru/ http://elenakosilova.narod/ru/studia/ http://www.krotov/info/libr_min/ http://www.ruthenia.ru/logos/ 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Оборудованная аудитория; каталоги, фонды, читательные залы университетской библиотеки. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО. Автор – доцент кафедры философии и теологии НГПУ С.В. Куревина. Программа одобрена _______________________________________________ |
![]() | Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... | ![]() | Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... |
![]() | Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос... | ![]() | Дисциплина «Иностранный язык» относится к федеральному компоненту и курсам по выбору общего гуманитарного и социально-экономического... |
![]() | Целями освоения дисциплины «Статистическая обработка зоологического материала» являются | ![]() | Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300. 62 Филологическоеобразование,... |
![]() | Целями освоения дисциплины «Антропология» являются общее знакомство с основными положениями и разделами антропологии | ![]() | Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... |
![]() | Целями освоения дисциплины «Практикум по орфографии и пунктуации» являются систематизирование знаний студентов об орфографических... | ![]() | Цель дисциплины: формирование у студентов систематизированных знаний в области содержания и назначения основных категорий теории... |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |