Скачать 1.1 Mb.
|
Министерство сельского хозяйства РФ ГОУ ВПО Пермская государственная сельскохозяйственная академия имени академика Д.Н. Прянишникова кафедра философии К.В. Патырбаева ПРАКТИКУМ ПО ФИЛОСОФИИ: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКОЕ ВВЕДЕНИЕ (ДЛЯ НЕФИЛОСОФСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ) Методическое пособие Пермь, 2011 УДК 1:372.8 + 1(09) ББК 74.268.7 + 87.3 П 20 Патырбаева К.В. П 20 Практикум по философии: историко-философское введение (для нефилософских специальностей): методическое пособие / К.В. Патырбаева; Пермская ГСХА. – Пермь, 2011. – 68 с. Практикум включает учебно-методические разработки по темам «Философия, ее предмет и роль с жизни общества», «Историко-философское введение», которые можно использовать для подготовки и проведения семинарских занятий по философии со студентами нефилософских специальностей. В практикуме представлена рекомендуемая литература по каждой теме и ее разделам; примерные темы докладов и рефератов; тестовые задания; упражнения, направленные на анализ философских текстов, включая отрывки из первоисточников. Пособие может быть полезно как преподавателям, так и студентам. УДК 1:372.8 + 1(09) ББК 74.268.7 + 87.3 Печатается по решению методического совета кафедры философии. Для оформления обложки использован рисунок М. Эшера ТЕМА 1: ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Терминологический список: предмет философии; софийное понимание философии; эпистемическое понимание философии; софистическое (технематическое) понимание философии; основной вопрос философии; монизм; дуализм; материализм; идеализм; плюрализм; субъективный идеализм; объективный идеализм; солипсизм; стихийный (наивный) материализм; механистический материализм; диалектический материализм; агностицизм; диалектика; метафизика; онтология; гносеология; аксиология; праксиология; этика. Список литературы: Основной
Дополнительный
Вопросы для самоконтроля:
Примерные темы докладов/рефератов:
Упражнение 1. Анализ философского текста. Прочитайте отрывок из работы М.А. Антоновича о предназначении философии и ответьте на следующие вопросы: 1. Каковы особенности обыденного мышления в понимании философии и науки? 2. В чем заключаются особенности языка философского мышления и трудности в понимании философского текста? 3. в чем состоит значение философии в жизни общества? 4. Каковы способы изучения и понимания философских текстов? 5. Что я считаю истинным и спорным в тексте М. А. Антоновича, на какие собственные мысли о предназначении философии и ее языке подтолкнуло меня чтение его трудов? Странное чувство овладевает простым смертным, когда он в первый раз входит, так сказать, в самое святилище философии, без всякой подготовки и предварительного знакомства с элементарными философскими сведениями приступает к чтению ученых сочинений или к слушанию специальных лекций по части философии. Философский туман охватывает его со всех сторон и придает окружающим предметам какой-то странный колорит, так что они представляются ему совершенно в неестественном виде и положении. Очутившись среди философов, он видит, что это люди, которые мыслят, чувствуют и говорят чрезвычайно оригинально, вовсе не так, как обыкновенные смертные, а с какою-то особенностью, очень, впрочем, ненатуральною и фантастическою даже; на все они смотрят по-своему, и все у них выходит как-то навыворот. <...> Профан в математике воспринимает одни только звуки математических терминов, а смысл их для него закрыт и недоступен; он слышит слова и фразы, но не понимает, что именно и какое реальное содержание в них заключается, а потому ему остается только пожалеть о своем неведении и проникнуться благоговением к математическому языку, который, как он уверен, должен выражать собою очень здравый и даже глубокий смысл. <...> <...> новичок в философии часто находит, что смысл философских речей чрезвычайно странен, что в них высказываются мысли хоть и понятные, но часто в высшей степени дикие и ни с чем не сообразные, особенно если он нападет на какого-нибудь оригинального философа, да еще идеалиста; тут он вычитывает столько неожиданных диковинок, что ему даже покажется вероятным, будто гг. философы — это какие-то полупомешанные люди, по крайней мере с расстроенным воображением; а иначе как же объяснить то, что они говорят нелепости, ни с чем не сообразные, порют дичь, в которой нет и капли здравого смысла, убиваются и ломают голову над пустяками, о которых и толковать не стоит, которые всякому известны; ларчик просто открывается, а они вот какую возню и кутерьму поднимают! И за что их называют философами, за что уважают и превозносят их? <...> Кто <...>, несмотря на первое неблагоприятное впечатление, произведенное на него философией, станет все-таки продолжать заниматься ею, тот мало-помалу втягивается, вчитывается в философские сочинения, войдет во вкус философии и философских рассуждений и через несколько времени, к изумлению своему, заметит, что мысли разных философов, казавшиеся ему с самого начала нелепостью, несообразною с здравым смыслом, напротив, имеют очень серьезный смысл и важное значение, что философ, высказавший их, должен быть человек с большою энергиею и силою в мыслительной способности и что, действительно, если посмотреть на дело так, как он говорит, то естественно и даже необходимо прийти к его мыслям, к его образу воззрений на вещи. Все вопросы, казавшиеся новичку до знакомства его с философией неинтересными и не требующими решения, теперь представляются ему во всей своей заманчивой прелести и во всей многосложной запутанности, представляющей лишь слабую надежду на их решение, и чем больше он занимается философией, тем яснее понимает трудность философствования, тем больше уважения он чувствует к философам, созидавшим самостоятельные оригинальные системы, и, наконец, окончательно убеждается, что не всякая голова, не всякий ум способны на это дело. Философское мышление чрезвычайно общо и отвлеченно; оно употребляет и слова обыкновенного житейского языка, но соединяет с ними свое собственное значение; оно берет для себя часто простые и общеупотребительные формы выражения, но придает им более общий и отвлеченный смысл, тогда как в обыкновенном словоупотреблении эти формы принимаются в смысле конкретном, единственно в приложении к частным и отдельным предметам, как названия только этих одних предметов, а не как выражения для общего понятия, под которое эти предметы входят только как части. Человеку, видевшему кондукторов только на паровозах да в дилижансах очень странно бывает слышать, если назовут кондуктором металлический цилиндр в электрической машине, потому что он и не воображал, чтоб это слово было общее, имело значение отвлеченное, ему казалось, что кондуктор — это непременно должен быть человек с известным назначением. Так же точно философ говорит, например: абсолютное есть дух; при слове «дух» в обыкновенном понимании тотчас возникает представление конкретное о человеке, о его духе или же о каком-нибудь другом существе, о личности со свойствами человеческого духа; тогда как философ под словом «дух» разумеет не личность, не существо какое-нибудь, а общее качество или свойство, которое в известном смысле принадлежит и человеческому духу Это-то различное понимание одинаковых слов и выражений и бывает причиною забавных недоразумений <...>. Философ, положим, рассуждает о «Я» и «не-Я»; читающий или слушающий его не-философ понимает эти два слова непременно в значении конкретном, в приложении к одному индивидууму, к личности. «Я» – это значит я, Иван Иванович, такого-то звания и чина; а «не-Я» — это вот Петр Иванович или вот стул, на котором я сижу; и представьте же себе, что выдумал философ, говорит как-то там, что «Я» – источник, начало и конец всего, от «Я» произошло все и должно опять возвратиться в «Я», то есть это значит, будто я, Иван Иванович, произвел на свет Петра Ивановича и этот стул и всех вот этих несносных мух и комаров, и что это все опять должно возвратиться в меня, — вот уж чепуха, просто следовало бы в сумасшедший дом этого философа. Другой философ говорит, будто ничего нет на свете, мы ничего не знаем, ничего не можем доказать, может все, что ни делается вокруг нас, есть одно наваждение, мечта, так, наше воображение только и больше ничего. «Отодрать бы тебя хорошенько, ты бы узнал, какое воображение», — рассуждает Иван Иванович и с крайним презрением отворачивается и от философии и от философов. <...> Подобные недоразумения, только более тонкие и не в столь грубой форме, встречаются очень часто и вводят многих в обман насчет философии; этим же, кажется, между прочим можно объяснять нерасположение к философии, которое питают к ней люди умные, но привыкшие к конкретному и наглядному способу мышления, неспособные подняться вдруг на высоту отвлечения, чтобы понять значение философских вопросов, и потому считающие философию праздною игрою и фантастическою группировкою мыслей, совершенно произвольными и не подлежащими никакому контролю выдумками. Все это показывает, как важен первый шаг в философии и как трудно знакомить с философскими вопросами и в особенности с философскими системами людей, нисколько к этому не приготовленных. Если излагать систему какого-нибудь философа собственными его словами, — а философы не считают нужным применяться к обыкновенному ограниченному разумению, — то тут можно опасаться, что читающие или вовсе не поймут системы, или поймут ее по-своему, то есть совершенно превратно; если же передавать систему своими словами, не придерживаясь буквально выражений философа, то для самого передающего есть опасность допустить много неточностей, скрыть от читателя характеристические оттенки и индивидуальный колорит системы. Но последний способ все-таки лучше для популярных сочинений; усвоив себе дух и характер системы, автор в изложении ее может быть совершенно самостоятельным, придумывать свои формулы и выражения; но при этом он может искусно провести своих читателей через несколько ступеней отвлечения; сначала он может говорить, просто применяясь к обыкновенному конкретному пониманию, чтобы хоть как-нибудь связать мысль читателя с идеями системы, потом мало-помалу возвышать это понимание, отрицая конкретное значение формул и выражений и разъясняя их отвлеченный, философский смысл, и, наконец, сблизить свое изложение с собственными словами и выражениями излагаемого философа; после этого читателю будет не так трудно читать и понимать самого философа. Поэтому человек, не знакомый с философией, гораздо скорее и лучше узнает всякого философа при пособии опытного руководителя и посредника, удобнее и яснее поймет его в изложении, в чужой передаче, чем в его собственных произведениях. Упражнение 2. Анализ философского текста. Прочитайте отрывок из работ К. Ясперса о специфике философского знания и ответьте на следующие вопросы: 1. Что такое философия и чем она ценна? 2. В чем заключается смысл философствования и как проявляется сущность самой философии по Ясперсу? Почему ни одна формулировка философии не исчерпывает ее смысла, не оказывается единственно возможной? 3. В каком смысле можно говорить о философии сегодня, в начале XXI в.? [Проявления философии] Хотя философия и связана с науками, однако свой смысл получает из другого источника. До всякой науки она появляется там, где пробуждается человек. <...> Первое: почти каждый считает себя способным обсуждать философские вопросы, в то время как в сфере наук признают, что условием их понимания являются обучение, подготовка, метод, по отношению к философии претендуют на то, чтобы приобщаться к ней безо всяких условий полагая, что каждый в состоянии принять участие в обсуждении философских проблем. Собственное бытие человека, судьба и собственный опыт считаются для этого достаточным основанием. Следует признать, что философия должна быть доступна для каждого человека. Самые обстоятельные пути философии обретают свой смысл только тогда, когда они выходят к человеческому бытию, которое находит свое определение в процессе обретения уверенности относительно бытия и своего места в нем. Второе, философское мышление каждый раз должно начинаться с самого начала. Каждый человек должен осуществлять его самостоятельно. Удивительным знаком того, что человек как таковой изначально философствует, являются вопросы детей. Часто из детских уст можно услышать то, что по своему смыслу уходит непосредственно в глубь философствования. <...> С годами, теряя детскую непосредственность, мы как бы входим в тюрьму соглашений и мнений, скрываемся под различного рода прикрытиями, оказываемся в плену у того, о чем не решаемся спросить. Состояние ребенка — это состояние порождающей себя жизни: он еще открыт, он чувствует и видит и спрашивает о том, что вскоре исчезнет перед ним. Он не удерживает то, что открывается ему в то или иное мгновение, и удивляется, когда позднее все замечающие взрослые докладывают ему о том, что он сказал или спросил. Третье, изначальное философствование обнаруживается как у детей, так и у душевнобольных. Иногда путы общей зашоренности как бы развязываются и начинает говорить захватывающая истина. В начальный период некоторых душевных болезней имеют место совершенно потрясающие метафизические откровения, которые, правда, по форме и речевому выражению являются всегда настолько шокирующими, что их оглашение не может иметь какого-либо объективного значения, за исключением таких редких случаев, как поэт Гельдерлин или художник Ван Гог. Однако тот, кто присутствует при этом, не может избежать впечатления, что здесь разрывается покров, под которым обыкновенно проходит наша жизнь. Некоторым здоровым людям также знаком опыт переживания глубоко тревожащих значений, которые свойственны переходному состоянию от сна к пробуждению и при полном пробуждении снова утрачиваются, оставляя лишь ощущение того, что нам к ним более не пробиться. Есть глубокий смысл в утверждении, что устами детей и блаженных глаголет истина. Однако творческая изначальность, которой мы обязаны великим философским мыслям, лежит все-таки не здесь. Она восходит к тем немногим, которые в своей непринужденности и независимости предстают перед нами в качестве выдающихся мыслителей последних тысячелетий. Четвертое: поскольку философия для человека необходима, она каждый раз присутствует в общественном мнении, в пословицах, в обще употребительных философских оборотах речи, в господствующих убеждениях, а также в языке просвещения, политических кредо, но прежде всего и с самого начала истории – в мифе. От философии невозможно уйти. Вопрос в том, осознается она или нет, будет ли она хорошей или плохой, запутанной или ясной. Тот, кто отвергает философию, сам практикует ее, не отдавая себе в этом отчета. [ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?] <... > Греческое слово философ по своему значению противоположно слову sophos. Это слово, philosophos, значит: любящий познание (знание) — в отличие от того, кто, овладев познанием, называет себя знающим. Такой смысл слова сохраняется до сих пор: поиск истины, а не владение истиной есть сущность философии, – пусть даже она зачастую изменяет этому своему смыслу догматизмом, подразумевающим выраженное в положениях окончательное, завершенное и имеющее дидактический характер знание. Философия означает – быть в пути. Ее вопросы существеннее, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос. Однако это «бытие-в-пути» – как судьба человека, существующего во времени, – несет в себе возможность глубокого удовлетворения, обретаемого в мгновения особых свершений. Его не найти в высказанном знании, в научных положениях и принципах, – оно лежит в историческом осуществлении человеческого бытия, которому раскрывается само бытие. Добиться этого в ситуации, в которой находится человек, является смыслом философствования. Быть в поиске, в пути, или обрести покой и совершенство мгновения — это не определения философии. Философия не имеет ничего вышестоящего, ничего нижестоящего. Она не может быть выведена из чего-то другого. Всякая философия определяется посредством своего осуществления. Чтобы узнать, что такое философия, надо пытаться философствовать. В таком случае философия – это одновременно исполнение живого мышления и осознание соответствующих мыслей (рефлексия) или действие и разговор о нем. Только исходя из собственного опыта и возможно понять, что же встречается нам в мире в качестве философии. Можно было бы и дальше обсуждать формулировки смысла философии. Однако ни одна формулировка не исчерпывает этого смысла, ни одна не оказывается единственно возможной. Мы слышим с древних времен: философия (согласно ее предмету) – это познание божественных и человеческих вещей, познание сущего как сущего, и далее, философия (согласно ее цели) – это упражнение в смерти, это стремление мысли к блаженству, к тому, чтобы уподобиться божественному, это наконец (согласно ее всеобъемлющему смыслу) — знание всех знаний, искусство всех искусств, наука вообще, которая не направлена на какую-то отдельную область. Сегодня, пожалуй, можно говорить о философии в следующих формулировках – ее смысл в том, чтобы:
Хотя философия в форме простых и действенных мыслей может затронуть каждого человека и даже ребенка, ее сознательная разработка является никогда не завершимой и всякий раз возобновляющейся задачей, которая осуществляется всегда в настоящем как единое целое. Она возникает в работах великих философов и, как эхо, повторяется у менее значительных. Осознание этой задачи не угаснет до тех пор, пока люди останутся людьми. Не только сегодня философия подвергается радикальным нападкам и отрицается в целом как излишняя и вредная. Для чего же она существует? <...> Образ мышления, основывавшийся на авторитете церкви, отвергал философию потому, что она, с его точки зрения, отдаляет от Бога, соблазняет мирским, вредит душе, обращая ее к ничтожным вещам. Политический тоталитарный способ мышления предъявлял философии следующий упрек: философы только по-разному объясняли мир, тогда как надо его изменять. Оба образа мышления считали философию опасной, так как она нарушает порядок, взывает к духу независимости, а с ним — к возражению и протесту, она обманывает человека и отвлекает его от реальных задач. <...> Итак, философия может только обращаться к силам, которые в каждом человеке действительно настоятельно требуют философствования. Она знает, что занимается делом человека как такового, делом, которое не связано с какой-то определенной целью и избавлено от любого вопроса о пользе и вреде в этом мире, и что она будет осуществляться до тех пор, пока живут люди. Силы, которые являются враждебными по отношению к философии, тоже не могут не думать о своем собственном смысле, не могут не порождать имеющий определенную цель образ мыслей, — эти силы являются заменой философии, однако предполагают в качестве необходимого условия активное вмешательство в действительность, как, например, марксизм и фашизм. Подобный образ мыслей еще раз показывает необходимость философии для человека. Философия в той или иной форме всегда присутствует в жизни человека. <...> Философия в широко развитых формах и систематической связности уже два с половиной тысячелетия существует в Европе, Китае и Индии. Великая традиция обращается к нам. Многообразие типов философствования, противоречия и взаимоисключающие претензии на истину не могут воспрепятствовать тому, что, по существу, в основании всего действует что-то одно, чем никто не владеет и вокруг чего во все времена вращаются все серьезные усилия: вечная философия, philosophia perennis. Ясперс К. Введение в философию// Путь в философию. Антология. М., 2001. С. 224—229. Упражнение 3. Ответьте на вопросы теста:
2. Родоначальниками объективного идеализма принято считать:
3. Какая из функций философии относится к группе мировоззренческих функций?
4. Какая из функций философии относится к группе методологических?
5. Софистическое (технематическое) понимание философии связано с:
6. Софистическое (технематическое) понимание философии означает:
7. Эпистемическое понимание философии характерно для философии:
8. Согласно легенде, первым, кто отказался называть себя мудрецом, но лишь любомудром (то есть философом) был:
9. В структуру философии не входит:
10. С анализом практической деятельности человека по освоению реальной действительности связана:
11. На аксиологическом уровне решаются:
12. Гносеология – это учение о:
13. Онтология – это учение о:
14. Философия – это:
15. Основной вопрос философии – это вопрос об отношении:
16. Если духовное начало (например, Вселенский разум, Абсолютная Идея, Слово Божие и т.п.) полагается первичным, то есть началом всего существующего, из чего все произошло, то это:
17. Если первичным для всего существующего полагается материальное начало, такое философское учение называется:
18. Философское учение, отрицающее развитие в мира:
19. Философское учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира, называется:
20. Диалектика исследует:
21. Философия как теоретическая форма мировоззрения зародилась:
22. Проблемы, решаемые философией:
23. Мифопоэтическая картина мира есть продукт:
24. Какая из нижеприведенных фраз не характерна для искусства:
Упражнение 4. Определите истинность / ложность высказываний: 1. Философия представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядов на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром. 2. Философский материализм – это принцип жизни, заключающийся в признании примата материальных благ для жизни человека. 3. Философский материализм – это философское направление, утверждающее первичность природы, бытия и вторичность сознания. 4. Философский материализм – это практически здравый взгляд на вещи, отказ от иллюзорных, далеких от жизни рассуждений и т.д. 5. Идеализм – это стремление обосновать значение идеалов в жизни, стремление человека к совершенству. 6. Идеализм – это признание идей, сознания за первичное, определяющее материальное. 7. Идеализм – это утверждение, что идеи, мысли существуют реально. 8. Идеализм – это туманные, далекие от жизни рассуждения, попытка забыть о «прозе жизни» и т.п. 9. Материализм отрицает существование духовного, существование сознания. 10. Философия и частные науки никак не связаны друг с другом, потому что имеют разный предмет исследования. 11. Искусство является специфической формой познания, отражающей мир с помощью художественных образов. 12. Миф всегда есть обобщение тех или иных явлений природы и общества. Деметра, например, есть обобщение всего земледелия, взятого в целом, а Посейдон – обобщение моря, всех морей и всех морских явлений. Однако все обобщения в мифе не выходят за пределы чувственных представлений. Упражнение 5. Соотнесите раздел философии с изучаемым феноменом:
Упражнение 6. Соотнесите наименования функций философии с примерами их проявления:
Упражнение 7. Соотнесите пример философствования с его названием:
|
Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,... Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,... |
Трофимова Елена Александровна (СПб) Остров в океане времён Чуркина, Вячеслава Рожкова, и др. Куратор выставки к филос н., доц. Е. А. Трофимова. Организаторы: Санкт-Петербургское Философское... |
||
Особенности русской философии содержание введение 3 Главная задача философии заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как едином целом, которая бы опиралась на все многообразие... |
Практикум по спортивной психологии Санкт-Петербург ... |
||
Издательство «наука» введение сократ великий античный мудрец, «олицетворение... Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние,... |
Диплом: Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа... Семейные отношения как предмет историко-культурного анализа в работе Ф. Арьеса «Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке» 7 |
||
Программа по философии к вступительным экзаменам в аспирантуру в 2008 г Предмет философии. Понятие метафизических проблем. Соотношение философии, мифологии религии и науки |
Лекция Введение в историю экономики > Предмет истории экономики и... Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление... |
||
Практикум по когнитивной терапии М15 Практикум по когнитивной терапии: Пер с англ. — Спб.: Речь, 2001. — 560 с. Isbn 5-9268-0036-6 |
Практикум л. И. Губарева о. М. Мизирева т. М. Чурилова экология человека... Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, оно может быть использовано также преподавателями вузов, учителями... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |