Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография»




Скачать 483.71 Kb.
НазваниеЕ. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография»
страница1/3
Дата публикации30.05.2014
Размер483.71 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3


Е. В. Хоменко
Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова.

Словообразование. Орфография»

Армянск

2011

УДК 81’366 (075)

ББК 74.261.3

С23

Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» : [для учащихся 5-х классов] / сост. Е. В. Хоменко. – Армянск, 2011. – 48 с.

Рецензенты:

Харькова Н. Н. – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук филиала РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» в г. Армянске.

Дидок Т. А. – учитель русского языка и литературы, специалист высшей категории, учитель-методист УВК «Школа-гимназия» № 3 г. Армянска.

Рекомендовано ученым советом РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) (протокол № 10 от 25.05.11)
Сборник упражнений и заданий помогает повторить и систематизировать изученное в начальной школе по теме «Состав слова», а также расширить и углубить знания о функционально-семантических особенностях значимых частей слова, сформировать умения определять способ образования известных слов; образовывать слова по заданным словообразовательным моделям; составлять цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); пользоваться школьным словообразовательным словарем.
© Хоменко Е.В., 2011 г.

1. Прочитайте лингвистическую сказку.

В одном домике-слове жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок, дедушка Окончание.

А слово это было загадка.

Жили они дружно, одной семьёй, жили – не тужили, пока не поссорились.

Заявил как-то дядюшка Корень:

- Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я – корень слова!

Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень, главная часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика «Загадка». Но не пропали!

Дедушка Окончание пошёл к другим словам. Все ему были рады, ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом, стало слово дома, было слово окно, стало слово окна.

Мальчик Суффиксёнок тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: рыба – рыбка, чемпион – чемпионка, малина – малинка.

И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например: ходить – заходить, строить – застроить.

Один дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать – слово гад.

Заплакал тогда дядюшка Корень от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошел к ним и попросил прощения. Его друзья были очень добрыми и умели прощать. Все вместе вернулись в свой уютный домик.

Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей.

С помощью сказки вы вспомнили, что слово может состоять из нескольких частей (приставки, корня, суффикса, окончания). Рассмотрите таблицу, вспомните, что вы знаете о частях слова, и устно дополните ее.

Часть слова

Местоположение в слове

Для чего служит?

1. …

главная часть слова

для выражения

основного значения слова

2. …

стоит перед корнем



3. …



для образования новых слов

4. …



для связи слов в предложении


2. Игра-загадка «Я задумал часть слова». Порядок игры следующий: ведущий задумывает часть слова, а играющие, задавая определенные вопросы, должны отгадать, какая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание) задумана ведущим (при этом ведущий может отвечать только «да» или «нет»).

3. Вспомните, какое окончание называется нулевым. Прочитайте слова и скажите, в какой колонке находятся слова с нулевым окончанием. Обоснуйте свой ответ. Сверьте свои суждения с данным после примеров материалом.


брат

сестра

весело

стол

окно

быстро

пруд

море

тихо

пыль

тряпка

справа


Нулевое («беззвучное») окончание – это окончание, не выраженное звуком и на письме не обозначенное буквой. Для выделения окончания, в том числе и нулевого, надо определить, изменяется ли слово. Если слово не изменяется, то у него нет окончания, потому что окончания имеют только изменяемые слова. Если слово изменяется, его надо изменить (существительное, прилагательное – по падежам и числам; глагол – по числам и лицам) и найти изменяемую часть в слове. Это и будет окончание.

В первой колонке – слова с нулевым окончанием, потому что это изменяемые слова и в других формах этих же слов есть материально выраженное («звучное») окончание. Например, брат, брат а , к брат у , брат ом , о брат е .

Во второй колонке – слова с материально выраженным («звучным») окончанием.

В третьей колонке – слова без окончаний, потому что это наречия – неизменяемые части речи. А мы знаем, что окончания, в том числе и нулевые, выделяются только у изменяемых слов. В таких случаях следует говорить: «Слово оканчивается на …».

4. Прочитайте слова. Распределите их в два столбика. Обоснуйте свой ответ.

Имеют окончание

Оканчиваются на о







Небо, тоскливо, чувство, слово, быстро, кружево, одинаково, рабство, тихо.

5. Прочитайте текст и выпишите выделенные слова в два столбика: в первый – формы одного и того же слова, во второй – родственные слова. Объясните свой выбор. В случае затруднений смотрите информационную карточку № 2 на стр.44.

Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников.

(В.Д. Бонч-Бруевич)

6. Укажите, в каком порядке следует расставить предложения, чтобы получилась инструкция для младших школьников «Как разобрать слово по составу».

1. Найдите часть слова перед корнем (если она есть) – это приставка. Обозначьте ее условным знаком – ¬.

2. Если слово не изменяется, то у него нет окончания, потому что окончания имеют только изменяемые слова. Выделите все слово как основу.

3. Определите, к какой части речи относится слово (на какой вопрос отвечает и что обозначает).

4. Найдите часть слова после корня (если она есть) – это суффикс. Обозначьте его условным знаком – ^.

5. Если слово изменяется, измените его (существительное, прилагательное – по падежам и числам; глагол – по числам и лицам).

6. Найдите и выделите основу. Это часть слова без окончания.

7. Найдите изменяемую часть в слове: это окончание. Обведите его рамочкой .

8. Выясните, слово изменяется или не изменяется.

9. Подберите родственные слова.

10. Сравните родственные слова и найдите общую часть. Выделите ее условным знаком – . Это и будет корень.

Если вы испытываете затруднения в составлении инструкции, обратитесь к подсказке № 1 на стр. 43.

7. Разберите по составу существительное звезда, прилагательное предобрый и глагол рассказывают.

Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 1 на стр.44. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 1 на стр. 43.

8. Прочитайте текст. Найдите в нем формы слова и родственные (однокоренные) слова. Распределите данные слова в два столбика: в первый столбик запишите формы одного и того же слова, во второй – родственные слова. Обоснуйте свой ответ.

Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 2 на стр.44. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 2 на стр. 44.

Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву.

9. Прочитайте текст и найдите в нем слова, которые нарушают смысл предложений. Подумайте, какую часть слова нужно изменить, чтобы между словами установилась смысловая и грамматическая связь? Вспомните: для чего служит окончание.

Черёмуха – очень весёлое деревцó. Она всегда улыбается, а весной даже смеётся. Мы любуемся цветущей черёмуха.

Если на черёмуха раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля.

(По И. С. Соколову-Микитову)

10. Прочитайте текст и найдите в нем слова, которые нарушают смысл предложений. Подумайте, какую часть слова нужно изменить, чтобы между словами установилась смысловая и грамматическая связь? Вспомните: для чего служит окончание.

Человек не может жить без вода. Вода пьют. Вода умываются. Без вода невозможно приготовить кушанья. Города, сёла, посёлки строят около вода. По вода плавают пароходы и теплоходы. Используют люди и силу вода. Они строят на реках гидростанции, и вода приводит в движение машины.

11. Прочитайте слова. Что нужно сделать, чтобы из данных слов получились словосочетания? Составьте и запишите словосочетания.

Дождливая вечер; ясный утро; первый звонку; возвратиться, школа; заглянуть, мастерская; встретиться, товарищи.

Определите, с помощью чего связаны слова в этих словосочетаниях.

12. Прочитайте слова. Что нужно с ними сделать, чтобы составить предложения? Составьте и запишите предложения. Какая часть слова изменялась при составлении предложения? Обозначьте ее в словах первого предложения.

Хорошо, идти, по, осенний, лес, ранний утро! В, воздух, чувствуется, влажность, и, запах, грибы. Земля, устлана, разноцветный, листья. Сквозь, красноватый, берёзовый, ветви, темнеть, вечнозелёный, ели, и, сосны.

13. Прочитайте слова. Подумайте, связаны ли они по смыслу и грамматически. Составьте предложения из данных слов, употребляя их в нужной форме.

К, утро, дождь, пройти. Никита, выглянуть, в, окно, и, ахнуть. От, снег, не, остаться, и, след. Широкий, двор, быть, покрыт, синие, рябившие, под, ветер, лужи. Разбухший, лиловый, ветви, тополя, трепаться, весело, и, бойко. С, юг, между, разорванный, тучи, появиться, и, со, страшный, быстрота, лететь, на, усадьба, ослепительный, лазурный, клочок, неба.

Сверьте полученный текст с текстом на стр. 31 учебника для 5 класса.

14. Замените словосочетания «существительное + существительное» словосочетаниями «существительное + прилагательное». Выделите суффиксы, с помощью которых образуются прилагательные.

Образец. Дом из кирпича – кирпичный дом.

Сок берёзы, состав актёров, платье мамы, диван из кожи, берег моря, игла сосны, посёлок шахтёров, мёд пчелы, узоры из снега.

15. Выберите правильное утверждение.

а) При образовании родственных слов или изменении слова в корне может происходить замена одного звука другим. Такая замена называется чередованием звуков.

б) Чередоваться могут только согласные звуки.

в) Чередоваться могут только гласные звуки.

г) Чередоваться могут как согласные, так и гласные звуки.

16. Дополните первую часть теста, выбрав подходящую по смыслу вторую часть.

а) В корнях слов река – речка чередуются…

б) В словах ухо – уши чередование происходит …

в) В словах князь – княжество чередование происходит…

г) В корнях слов весёлый – веселье чередуются…

д) В корнях слов вратарь – ворота чередуются …
а) сочетания ра – оро.

б) при образовании родственных слов.

в) согласные звуки к // ч.

г) при изменении слов.

д) гласные звуки о // э.

17. Прочитайте предложения. Найдите в них родственные слова с чередующимися звуками. Выпишите эти слова, выделите в них корень и укажите, какие звуки чередуются в нем.

1. В доме было тихо. Коля отвык от такой тишины. 2. Мать проснулась, разбуженная громким стуком в дверь кухни. Стучали непрерывно с терпеливым упорством. 3. Ночь тускло светила в окно. 4. На опушку леса падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой.

Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 3 на стр.45. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 3 на стр. 45.

18. Прочитайте слова. Выберите и запишите по образцу слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Выделите корень и укажите чередующиеся звуки. Определите, в каких случаях произошло чередование звуков: при изменении слова или при образовании родственных слов (устно).

Образец: Спор – оспаривать (о // а).

Берег, вяжу, снежинка, горошина, скворечник, пашу, горожанин, луг, бережок, друг, дорожный, крюк, водить, вожу, пеку, крючок, заря, скворец, воздух, облако, друзья, вязать, снег, зори, горох, дорога, пахать, воздушный, облачный, город, лужок, печёшь.

Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 4 на стр. 45. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 4 на стр. 45.

19. Вы уже знаете, что лексическое значение слова объясняется в толковых словарях. Но не всегда такой словарь имеется под рукой, а значение слова определить необходимо. Выход из этой ситуации нашел известный русский ученый Григорий Осипович Винокур, который предложил объяснять лексическое значение слов через ближайшее однокоренное слово: писательница – женщина-писатель, баранина – мясо барана, сахарница – вместилище для сахара. Попробуйте и вы, пользуясь этим способом, объяснить значение следующих слов:

Танкист – тот, кто водит…

Удочка – то, чем …

Учительница – женщина-…

Морской – то, что относится к …

Доброта – то, что связано с прилагательным…

Бесхвостый – не имеющий…

20. Докажите, что слова каждой пары связаны по смыслу. Являются ли эти слова однокоренными? Попробуйте объяснить значение первого слова через второе.

Голосок – голос, горьковатый – горький, тигрёнок – тигр, наземный – земля, дождинка - дождь, подснежник – снег, велосипедист – велосипед, запеть – петь, комнатка – комната.

21. Прочитайте шуточное стихотворение. Найдите в тексте родственные слова. Попробуйте объяснить их значение, пользуясь правилом Г.О. Винокура.

Под ногами в листопад

Листья желтые лежат.

Листья желтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш, Шуршиха и Шуршонок

Папа, мама и листёнок.

(В. Голяховский)

22. Объясните значение следующих слов, пользуясь правилом Г.О. Винокура.

Скворечник, медвежонок, пришкольный (сад), веснушки, цветник, подберезовик, подводное (плавание), малиновое (варенье), гитарист, словарь.
23. На уроке русского языка Миша Лентяйкин так объяснил слово, встретившееся ему в рассказе: «Былинка – маленькая частичка того, что было». Как вы думаете, правильно ли Миша Лентяйкин понял значение этого слова? Что означает это слово в действительности?

24. Попробуйте догадаться, какие слова нужно писать вместо пропусков. Запишите эти слова, выделите корень в однокоренных словах и ту часть слова, которая обладает этим значением.

… – маленький стул.

… – там, где растут орехи.

… – сделанный из кирпича.

… – тот, кто строит дома.

… – помещение для коров.

25. Назовите одним словом (слово должно быть однокоренным с выделенным словом).

1. Машина, приспособленная для перевозки груза. 2. Предмет, который дарят на память. 3. Человек, который управляет краном. 4. Вокзал, который находится на реке. 5. Рыба, которая живет в море.

26. Перед вами слова, придуманные маленькими детьми: горблюд, пальчатки, гудильник, награничник. Как вы думаете, что они обозначают? Как вы догадались? Запишите правильно эти слова.

27. Из начальной школы вы уже знаете, что основное значение слова заключено в корне, а дополнительные смысловые оттенки придают слову приставки и суффиксы. В этом случае они выполняют назывную функцию, т.е. служат для называния предметов, качеств, действий.

Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова и выделите в них приставки. Укажите, какой дополнительный смысловой оттенок привносит в слово приставка: указывает на а) начало действия; б) направленность действия через что-либо; в) направленность действия изнутри; г) направленность действия внутрь; д) направленность действия вокруг, е) распределение по частям; ж) движение с разных сторон к одной точке.

1. Ехали они долго. С горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной (Л. Толстой).

2. Мать вышла во двор, обошла кругом избушку, зашла в сени, зажгла фонарь (А. Гайдар).

3. Только снежные завалы разобрали самосвалы, снег собрали, подгребли, погрузили, увезли (С. Михалков).

28. Прочитайте пословицы, спишите их. Вместо точек вставьте нужные приставки, укажите, какой дополнительный смысловой оттенок привносит в слово приставка: указывает на а) окончательное выполнение какого-нибудь действия; б) обратное действие; в) начало действия; г)  деление на части.

1. От умного научишься, от глупого …учишься. 2. Крепкую дружбу и топором не …рубишь. 3. Драться насмерть - …воевать бессмертие. 4. Дружно за дело взяться – и пустыня …цветёт.

29. Вставьте вместо пропусков родственные слова к глаголу лить с подходящими по смыслу приставками. Выделите в этих словах приставку. Укажите, какой дополнительный смысловой оттенок привносит в слово приставка: указывает на а) полноту действия; б) направленность действия по всей поверхности; в) направленность действия изнутри; г)  деление на части.

1. На молочном заводе молоко … по бутылкам и отправляют в магазины. 2. Оставшийся после обеда суп можно … в маленькую кастрюлю. 3. Чем вы … весь стол? 4. Нужно … из вазы воду и … свежую.

30. Образуйте глаголы с помощью приставок и составьте с ними словосочетания.

(С-, от-) дать (экзамен, книга); (об-, под-) ходить (дверь, место), (под -, за-, пере-) бежать (улица, товарищ, трамвай).

31. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные слова и попробуйте объяснить значение этих слов, пользуясь правилом Г. О. Винокура. Выделите в словах ту часть, которая привносит в лексическое значение слова дополнительный смысловой оттенок, и укажите этот оттенок (1. Маленькая частица однородной массы. 2. Чуть-чуть, слегка).

1. В Мещере почти у всех озёр вода разного цвета: фиолетовая, желтоватая, синеватая, зеленоватая. 2. Маленькая дождинка упала мне на ладонь. 3. С неба падали красивые снежинки.

32. Вы уже знаете, что слова могут не только называть предметы, явления действительности, но и выражать различное отношение говорящего к этим явлениям: презрение, неодобрение, пренебрежение, шутку, иронию, ласку, нежность, преувеличение и т.д. Такие слова называются эмоционально-экспрессивными, или эмоционально окрашенными. Одним из средств выражения эмоционально-экспрессивной окраски слов являются суффиксы. В слове они выполняют экспрессивную функцию.

Прочитайте отрывок из басни И. А. Крылова «Демьянова уха». Найдите и выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы, укажите, какое отношение говорящего они передают.

«Соседушка, мой свет!

Пожалуйста, покушай». –

«Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай:

Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» -

«Я три тарелки съел». – «И, полно, что за счёты:

Лишь стало бы охоты…

Поешь же, миленький дружочек!

Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»

33. Прочитайте текст. Найдите в нем слова с эмоционально-экспрессивными суффиксами. Какое отношение автора к предмету речи передается с помощью этих суффиксов?

Вот взять ягоду черничку – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелененькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чернички, черные ягодки с синим пушком.

(М. Пришвин)

34. Прочитайте текст. Найдите слова с эмоционально-экспрессивными суффиксами. Какое отношение говорящего к предмету речи передается с помощью суффикса -ечк-, а какое – с помощью -онк-?

«Я приобрел книжонку», – сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. – «Почему вы говорите так пренебрежительно?» – возмутился я. – «Что вы, но ведь она тоненькая, да и формат небольшой», – ответил собеседник.

Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении.

35. Прочитайте стихотворение И. Северянина. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какой оттенок в значение слов вносят эти суффиксы? Есть ли уменьшительно-ласкательный суффикс в слове ласточка?

В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, –

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался потрясенный минутою,

И простил все грядущие и капризы, и шалости

Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

36. Прочитайте текст. Найдите слова с эмоционально-экспрессивными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хороша кума принаряжена. Шерсть пушистая, золотистая. На груди – жилет, а на шее – белый галстук. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. (К. Ушинский)

37. Суффиксы, придающие словам значение увеличительности, чаще всего сопровождаются эмоциональными оттенками неодобрения, презрения, но могут выражать и восхищение, удивление.

Прочитайте предложения. Найдите эмоционально-экспрессивные слова с суффиксами -ищ-, -ин-. Укажите, в каких случаях эти суффиксы служат средством выражения неодобрения и презрения, а в каких – восхищения и удивления.

На улице непролазная грязища! Вот это басище! Ну и голосище! Вот так домина! Убери свою лапищу! У нас не топят, и в доме холодина.

38. Приставки и суффиксы, являясь частью слова, обладают многими его признаками и свойствами. Они, как и слова, могут быть однозначными и многозначными. Многозначность приставок и суффиксов проявляется в их способности выражать не одно, а несколько значений.

Проиллюстрируйте значение приставки пере- примерами из правого столбика.

1. Повторение действия заново а) перепрыгнуть

2. Деление пополам б) перепилить

3. Полная мера, излишек, в) переписать

преобладание в действии г) перешагнуть

4. Направление действия д) переделать

через что-нибудь е) перерубить

ж) пересолить

з) перестараться

39. Соотнесите данные ниже слова с указанными значениями приставки раз-(рас-).

1. Развесёлый а) деление на части 

2. Разлюбить б) направление движения

3. Разбежаться в разные стороны

4. Раскричаться в) прекращение действия

5. Разбинтовать г) обратное действие

6. Раскрошить д) начало длительного и

интенсивного действия

е) высшая степень качества

40. Прочитайте слова. Выпишите глаголы, в которых приставка над- имеет значение неполноты действия. Приведите 2-3 глагола с приставкой над- с тем же значением, что и в выписанных словах. Попробуйте определить значение приставки над- в других словах. В случае затруднений обращайтесь к словарю морфем.

Надкусить, надшить, надстроить, надрезать, надписать, надрубить, надпилить, надломить.

41. Вы уже знаете, что в русском языке есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Эти слова называются омонимами. Корни, приставки и суффиксы, являясь частью слова, тоже могут иметь одинаковое звучание, но выражать различные значения, т.е. быть омонимами.

Прочитайте стихотворение Я. Козловского. Являются ли однокоренными выделенные слова? Докажите.

Молвил слон, подставив бок:

- Прислонись ко мне сынок. –

Прислоняясь к слону, слонёнок

Отдохнул, набрал силёнок.

42. Прочитайте строки из стихотворения М. Исаковского. Найдите в тексте слова с омонимичными корнями. Обоснуйте свой ответ.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать

Летят они в жаркие страны

А я не хочу улетать.

43. Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Чтобы вам стало ясно, какую букву писать в корне слова, подберите к каждому подходящее по смыслу проверочное слово.

Образец. Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство.

Пол…скать бельё – пол…скать котёнка, ум…лять о помощи – ум…лять достоинства, сп…ши на автобус – сп…ши текст, об…жать друга – об…жать вокруг дома, скр…пя колесами ­– скр…пя сердце, отв…рить дверь – отв…рить картофель, вып…лоть грядку – вып…лить из ружья.

44. Прочитайте слова. Выделите в них суффикс -к-. Опираясь на справочный материал, распределите слова по трем группам и докажите, что суффикс -к- омонимичный.

Артистка, варка, берёзка, блондинка, дорожка, вклейка, лошадка, спортсменка, заправка, ночка, казачка, засолка, яблонька, радистка, чистка.

Справочный материал: значения суффикса -к-: а) указывает на лицо женского пола; б) обозначает действие; в) выражает уменьшительно-ласкательный оттенок.

45. Сначала выпишите слова, в которых суффикс -чик обозначает человека по роду занятий, затем слова, в которых суффикс -чик имеет значение «маленький». Можно ли эти суффиксы назвать омонимичными. Обоснуйте свой ответ.

Лётчик, балкончик, грузчик, наладчик, блинчик, стаканчик, ракетчик, карманчик, пенальчик, разведчик, стульчик, портфельчик.

46. Вы уже знаете, что в русском языке есть слова, различные по звучанию, но близкие по лексическому значению. Эти слова называются синонимами. Приставки и суффиксы, являясь частью слова, тоже могут иметь синонимы. Синонимичные приставки и суффиксы – это разные по звучанию части слова, близкие или тождественные (одинаковые) по значению.

Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффиксы, с помощью которых образуются названия лиц по роду их занятий. Назовите эти суффиксы. Можно ли их назвать синонимичными. Обоснуйте свой ответ.

Баянист, скрипач, пианист, бандурист, трубач, гитарист, аккордеонист.

47. Продолжите ряд названий лиц по действию, характерному для их профессии, или занятию. Обозначьте суффиксы. Можно ли их назвать синонимичными. Обоснуйте свой ответ.

Летать – лётчик, печь – …, контролировать – …, водить – …, учить – …, воспитать – …, трактор – …, гардероб – …, шахта – …, ракета – …, лифт – …, касса – …, программа – …, библиотека – ….

48. Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффиксы, с помощью которых образуются слова, называющие жителей городов и стран. Назовите эти суффиксы. Можно ли их назвать синонимичными. Обоснуйте свой ответ.

Волгоградец, пскович, киевлянин, англичанин, ленинградец, болгарин, новгородец, харьковчанин, египтянин, сумчанин, москвич, туляк.

49. Вы уже знаете, что в русском языке есть слова с противоположным лексическим значением. Эти слова называются антонимами. Часто антонимы образуются при помощи приставок.

Прочитайте предложения. Найдите в них антонимы. Какая часть слова делает их противоположными по смыслу?

1. Солнце всходит и заходит в том краю, в иркутской стороне. 2. Спой, чтоб сердце сжалось и разжалось. 3. Я познакомился с ним, когда уже он сам запутался до невозможности выпутаться.

50. От данных слов образуйте антонимы, заменяя приставку при- на другую, противоположную по значению. Укажите значение приставок-антонимов. В случае затруднений обращайтесь к справочному материалу.

Придвинуть – …, прицепить – …, приклеить – … , приплыть – … .

Справочный материал: при- – обозначает приближение, присоединение, прибавление; от-(ото-) – обозначает удаление, устранение чего-нибудь, движение в сторону.

51. Запишите к данным словам однокоренные с противоположным значением. Какая часть слова придает им это значение? Сделайте вывод о том, с помощью каких приставок могут образовываться антонимы.

Принести – …, завязать – …, завернуть – …, прибежать – … .

52. Вы уже знаете, что предложения в тексте могут связываться с помощью однокоренных слов. Прочитайте текст. В каждом предложении потерялось однокоренное слово. Подберите подходящее по смыслу однокоренное слово и впишите его, чтобы предложение стало законченным. Запишите восстановленный текст.

Тут было … и тихо. … птиц не пугала. Лишь изредка напряженный слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине … чащи. Быстро … .

(В. Бианки)

Слова для справок. Темнота, темный, темно, темнеть.

53. Прочитайте текст, вставляя подходящие по смыслу однокоренные слова. Укажите средства связи предложений в тексте.

пух – это большое событие весны. В это время поют соловьи, поют кукушки и иволги. В то время, когда со старых … летит пух, молодые … переодеваются из своей коричневой младенческой одежды в зелёную. Между маленькими … скоро начнётся борьба корнями за землю и ветвями за свет. … начинает прореживаться.

(М. Пришвин)

Слова для справок. Осина, осинка, осиновый, осинник.

54. Прочитайте текст, выбирая слова, наиболее точно и выразительно передающие смысл. Обоснуйте свой выбор.

Все они были желтенькие, пушистые и отчаянно пищали. Они моргали своими (глазами, глазенками, глазищами), жмурились от яркого света. Одни уже крепко держались на своих маленьких (ногах, ножках, ножищах), другие падали, третьи пытались бежать, но тут же спотыкались. Иногда они тыкали (клювами, клювиками) в разные (пятна, пятнышки) на полу и даже в блестящие (шляпы, шляпки) гвоздей.

(Н. Носов)

Перескажите отредактированный текст.

55. Прочитайте предложения, сравните их. С помощью каких слов передается более ласковое отношение говорящего к адресату речи? Какая часть слова делает их ласковыми?

1. Даша, сходи в магазин за хлебом и помой посуду. Дашка, сходи в магазин за хлебом и помой посуду. Дашенька, сходи в магазин за хлебом и помой посуду. 2. Мамочка, помоги мне решить задачу по математике.  Мамулечка, помоги мне решить задачу по математике.  Мамка, помоги мне решить задачу по математике. Мамаша, помоги мне решить задачу по математике.

Составьте и запишите 2-3 предложения с такими словами.

56.1. Прочитайте текст. Постарайтесь представить олененка.

Это был прехорошенький олененок, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка откинута назад. Он вытягивал тонкую шейку, когда старался захватить верхнюю веточку. Олененок ходил около высокого куста, общипывал зеленые листочки и прислушивался к малейшему шороху.

По Д. Мамину-Сибиряку

2. Выделите слова, которые помогли вам образно, точно представить олененка. Какие значимые части этих слов подчеркивают, что речь идет о маленьком животном?

3. Замените в тексте выделенные слова словами без суффиксов. Скажите, в каком варианте текста ярче выражено отношение автора к олененку. Как автор относится к животному? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Перескажите текст, используя авторские слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Опишите домашнее животное. Постарайтесь с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами передать свое отношение к нему.

57. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Исаковского. Найдите в нем формы слова и родственные слова. Обоснуйте свой выбор.

На реке, реке Кубани

За волной волна бежит

Золотистыми хлебами

Степь Кубанская шумит.

58. Прочитайте текст. Найдите и выпишите формы слова. Обоснуйте свой выбор.

На опушке леса растёт высокая сосна. Возле сосны замер трусливый зайка. Под сосной зарылся в старую хвою колючий ёжик. Юркая белка притаилась на сосне.

59. Прочитайте текст. Найдите в нем слова, в корне которых происходит чередование согласных звуков. Обоснуйте свой выбор.

На березе возле скворечника сидел скворец. Он запрокинул голову, растопырил крылышки и что есть мочи скрипел, щебетал и свистел на разные голоса. Скворец был не один. С ним вместе прилетела скворчиха.

60. Ниже приведена запись из тетради ученика. Какую часть слова он записал? Что можно узнать по этой части слова о словах каждой группы?

Р.п. -ы (-и) И.п. -ая (-яя) 2-е л. -ешь, -ишь

П.п. В.п. -ую (-юю) 3-е л. -ет, -ит

61. Прочитайте текст. Найдите и выпишите из текста слова без окончаний и слова с материально выраженным окончанием (2-3 примера). Обоснуйте свой выбор.

Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастья.

(Л. Толстой)

62. Прочитайте предложения. Найдите в них существительное, у которого окончание выражает грамматическое значение ед.ч., вин.п.; прилагательное, у которого окончание выражает грамматическое значение м.р., ед.ч., п.п.; глагол, у которого окончание выражает грамматическое значение 2-го л., ед.ч.

Из деревьев на севере чаще всего увидишь сосну. Она любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло.

63. Прочитайте слова. Какие из них обозначают предметы и какие – лиц (людей) по роду их занятий, по профессии? От какой части слова зависит разница в значениях слов каждой пары?

Барабан Камень Стекло

Барабанщик Каменщик Стекольщик

64. Прочитайте слова. Какие из них обозначают предмет, а какие – признак предмета со значением «сделанный из данного предмета»? От какой части слова зависит разница в лексических значениях слов каждой пары?

Мех Шерсть Серебро

Меховой Шерстяной Серебряный

65. Прочитайте детскую потешку. Найдите в ней слова с ласкательными суффиксами. Какое настроение создается благодаря их употреблению в тексте?

Вдоль по реченьке лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет.

Белым крылышком помахивает.

На цветы водичку стряхивает.

66. Найдите в словообразовательном гнезде «Прыгать» шесть словообразовательных цепочек, подобных этой:

прыгать → прыгнуть → перепрыгнуть → перепрыгивать

67. Рассмотрите словообразовательное гнездо слова город. Найдите и выпишите существительные с уменьшительными и увеличительными суффиксами. Выделите эти суффиксы. Какие их этих суффиксов придают словам оттенок ласкательности и пренебрежения (презрения, незначительности).

город-óкгородóч-ек (к // ч)

город-úшк

город-úщ

город-ск-óй

гóрод → горож-áнин (д // ж) → горожáн-к

город-ов-óй
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку в 5 «б» классе «Путешествие...
Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология,...

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconСборник Текстов и упражнений

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconСодержание программы по русскому языку: Лексика и фразеология
Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к егэ ( Лексика. Фонетика. Словообразование )

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconПрограмма проведения Недели русского языка прилагается. План проведения...
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconУрок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения»
Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconКритерии разработки заданий к олимпиадам по переводу
Направленность заданий на реализацию навыков работы со словарем (умение выбирать нужный вариант многозначного слова, умение выбирать...

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconСборник упражнений по практическому курсу русского языка
Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconКроссворд «Слова на шипящий согласный звук»
Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconУрок по русскому языку в 9-м классе по теме "Лексика и фразеология" (урок-обобщение)
Повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы)

Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» iconПрактическая работа №1 «Создание таблицы с помощью конструктора»
Сборник практических работ предлагает изучение Microsoft Access 2007 методом кратких заданий, позволяющих изучить и использовать...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции