Скачать 483.71 Kb.
|
Е. В. Хоменко Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» ![]() Армянск 2011 УДК 81’366 (075) ББК 74.261.3 С23 Сборник упражнений и заданий по разделу школьной программы «Состав слова. Словообразование. Орфография» : [для учащихся 5-х классов] / сост. Е. В. Хоменко. – Армянск, 2011. – 48 с. Рецензенты: Харькова Н. Н. – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных наук филиала РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» в г. Армянске. Дидок Т. А. – учитель русского языка и литературы, специалист высшей категории, учитель-методист УВК «Школа-гимназия» № 3 г. Армянска. Рекомендовано ученым советом РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта) (протокол № 10 от 25.05.11) Сборник упражнений и заданий помогает повторить и систематизировать изученное в начальной школе по теме «Состав слова», а также расширить и углубить знания о функционально-семантических особенностях значимых частей слова, сформировать умения определять способ образования известных слов; образовывать слова по заданным словообразовательным моделям; составлять цепочку однокоренных слов (в порядке их образования); пользоваться школьным словообразовательным словарем. © Хоменко Е.В., 2011 г. ![]() В одном домике-слове жили четыре человечка: девочка Приставочка, дядюшка Корень, мальчик Суффиксёнок, дедушка Окончание. А слово это было загадка. Жили они дружно, одной семьёй, жили – не тужили, пока не поссорились. Заявил как-то дядюшка Корень: - Я среди вас самый главный. Вы без меня ничего не значите. На мне весь дом держится. Я – корень слова! Обиделись все, но перечить не стали. Корень, он и есть корень, главная часть в слове. Только зачем же задираться? Спорить не стали, а просто взяли и ушли из родного домика «Загадка». Но не пропали! Дедушка Окончание пошёл к другим словам. Все ему были рады, ведь он так интересно менял окончания слов. Было слово дом, стало слово дома, было слово окно, стало слово окна. Мальчик Суффиксёнок тоже ходил в гости к другим словам, менял их самым необычным образом. Например: рыба – рыбка, чемпион – чемпионка, малина – малинка. И девочка Приставочка не скучала, с другими словами дружила. Например: ходить – заходить, строить – застроить. Один дядюшка Корень остался. Сидит злой, нелюдимый, все его домика сторонятся, уж очень неприятное слово он стал обозначать – слово гад. Заплакал тогда дядюшка Корень от обиды и одиночества. Понял, что без друзей он ничего не значит. Пошел к ним и попросил прощения. Его друзья были очень добрыми и умели прощать. Все вместе вернулись в свой уютный домик. Но после этой истории в стране слов все окончания, суффиксы и приставки часто стали ходить друг к другу в гости. Жизнь стала интересней и веселей. ![]()
![]() ![]()
Нулевое («беззвучное») окончание – это окончание, не выраженное звуком и на письме не обозначенное буквой. Для выделения окончания, в том числе и нулевого, надо определить, изменяется ли слово. Если слово не изменяется, то у него нет окончания, потому что окончания имеют только изменяемые слова. Если слово изменяется, его надо изменить (существительное, прилагательное – по падежам и числам; глагол – по числам и лицам) и найти изменяемую часть в слове. Это и будет окончание. В первой колонке – слова с нулевым окончанием, потому что это изменяемые слова и в других формах этих же слов есть материально выраженное («звучное») окончание. Например, брат, брат а , к брат у , брат ом , о брат е . Во второй колонке – слова с материально выраженным («звучным») окончанием. В третьей колонке – слова без окончаний, потому что это наречия – неизменяемые части речи. А мы знаем, что окончания, в том числе и нулевые, выделяются только у изменяемых слов. В таких случаях следует говорить: «Слово оканчивается на …». ![]()
Небо, тоскливо, чувство, слово, быстро, кружево, одинаково, рабство, тихо. ![]() Грибов в нашем лукошке всё прибавлялось. Вскоре мы напали на удивительно грибное место. На поляне, точно толстые, вбитые в землю гвозди с краснеющими шляпками, стояли крепкие грибы. Пришлось звать на помощь всех грибников. (В.Д. Бонч-Бруевич) ![]() 1. Найдите часть слова перед корнем (если она есть) – это приставка. Обозначьте ее условным знаком – ¬. 2. Если слово не изменяется, то у него нет окончания, потому что окончания имеют только изменяемые слова. Выделите все слово как основу. 3. Определите, к какой части речи относится слово (на какой вопрос отвечает и что обозначает). 4. Найдите часть слова после корня (если она есть) – это суффикс. Обозначьте его условным знаком – ^. 5. Если слово изменяется, измените его (существительное, прилагательное – по падежам и числам; глагол – по числам и лицам). 6. Найдите и выделите основу. Это часть слова без окончания. 7. Найдите изменяемую часть в слове: это окончание. Обведите его рамочкой . 8. Выясните, слово изменяется или не изменяется. 9. Подберите родственные слова. 10. Сравните родственные слова и найдите общую часть. Выделите ее условным знаком – ∩. Это и будет корень. Если вы испытываете затруднения в составлении инструкции, обратитесь к подсказке № 1 на стр. 43. ![]() Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 1 на стр.44. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 1 на стр. 43. ![]() Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 2 на стр.44. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 2 на стр. 44. Первые жёлтые листья на деревьях являются признаком наступающей осени. Если бы лиственные деревья не сбрасывали на зиму листву, они непременно должны были бы погибнуть от недостатка влаги. Большая листовая поверхность испаряла бы на морозе большое количество влаги, а корни не могли бы восполнить эту убыль. Листопад избавляет растение от излишних веществ, накапливающихся в листьях. Большое количество падающих на землю листьев ежегодно удобряет почву. ![]() Черёмуха – очень весёлое деревцó. Она всегда улыбается, а весной даже смеётся. Мы любуемся цветущей черёмуха. Если на черёмуха раскрылись зеленые почки, – значит, окончательно проснулась и потеплела земля. (По И. С. Соколову-Микитову) ![]() Человек не может жить без вода. Вода пьют. Вода умываются. Без вода невозможно приготовить кушанья. Города, сёла, посёлки строят около вода. По вода плавают пароходы и теплоходы. Используют люди и силу вода. Они строят на реках гидростанции, и вода приводит в движение машины. ![]() Дождливая вечер; ясный утро; первый звонку; возвратиться, школа; заглянуть, мастерская; встретиться, товарищи. Определите, с помощью чего связаны слова в этих словосочетаниях. ![]() Хорошо, идти, по, осенний, лес, ранний утро! В, воздух, чувствуется, влажность, и, запах, грибы. Земля, устлана, разноцветный, листья. Сквозь, красноватый, берёзовый, ветви, темнеть, вечнозелёный, ели, и, сосны. ![]() К, утро, дождь, пройти. Никита, выглянуть, в, окно, и, ахнуть. От, снег, не, остаться, и, след. Широкий, двор, быть, покрыт, синие, рябившие, под, ветер, лужи. Разбухший, лиловый, ветви, тополя, трепаться, весело, и, бойко. С, юг, между, разорванный, тучи, появиться, и, со, страшный, быстрота, лететь, на, усадьба, ослепительный, лазурный, клочок, неба. Сверьте полученный текст с текстом на стр. 31 учебника для 5 класса. ![]() Образец. Дом из кирпича – кирпичный дом. Сок берёзы, состав актёров, платье мамы, диван из кожи, берег моря, игла сосны, посёлок шахтёров, мёд пчелы, узоры из снега. ![]() а) При образовании родственных слов или изменении слова в корне может происходить замена одного звука другим. Такая замена называется чередованием звуков. б) Чередоваться могут только согласные звуки. в) Чередоваться могут только гласные звуки. г) Чередоваться могут как согласные, так и гласные звуки. ![]() а) В корнях слов река – речка чередуются… б) В словах ухо – уши чередование происходит … в) В словах князь – княжество чередование происходит… г) В корнях слов весёлый – веселье чередуются… д) В корнях слов вратарь – ворота чередуются … а) сочетания ра – оро. б) при образовании родственных слов. в) согласные звуки к // ч. г) при изменении слов. д) гласные звуки о // э. ![]() 1. В доме было тихо. Коля отвык от такой тишины. 2. Мать проснулась, разбуженная громким стуком в дверь кухни. Стучали непрерывно с терпеливым упорством. 3. Ночь тускло светила в окно. 4. На опушку леса падали косые лучи, и ближайшие стволы сосен были того мягкого золотистого оттенка, какой бывает у тонкой сосновой дощечки, освещенной сзади свечой. Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 3 на стр.45. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 3 на стр. 45. ![]() Образец: Спор – оспаривать (о // а). Берег, вяжу, снежинка, горошина, скворечник, пашу, горожанин, луг, бережок, друг, дорожный, крюк, водить, вожу, пеку, крючок, заря, скворец, воздух, облако, друзья, вязать, снег, зори, горох, дорога, пахать, воздушный, облачный, город, лужок, печёшь. Проверьте свой ответ по карточке-ответу № 4 на стр. 45. В случае ошибочного выполнения задания обращайтесь к информационной карточке № 4 на стр. 45. ![]() Танкист – тот, кто водит… Удочка – то, чем … Учительница – женщина-… Морской – то, что относится к … Доброта – то, что связано с прилагательным… Бесхвостый – не имеющий… ![]() Голосок – голос, горьковатый – горький, тигрёнок – тигр, наземный – земля, дождинка - дождь, подснежник – снег, велосипедист – велосипед, запеть – петь, комнатка – комната. ![]() Под ногами в листопад Листья желтые лежат. Листья желтые лежат, А под листьями шуршат Шурш, Шуршиха и Шуршонок – Папа, мама и листёнок. (В. Голяховский) ![]() Скворечник, медвежонок, пришкольный (сад), веснушки, цветник, подберезовик, подводное (плавание), малиновое (варенье), гитарист, словарь. ![]() ![]() … – маленький стул. … – там, где растут орехи. … – сделанный из кирпича. … – тот, кто строит дома. … – помещение для коров. ![]() 1. Машина, приспособленная для перевозки груза. 2. Предмет, который дарят на память. 3. Человек, который управляет краном. 4. Вокзал, который находится на реке. 5. Рыба, которая живет в море. ![]() ![]() Прочитайте предложения. Найдите однокоренные слова и выделите в них приставки. Укажите, какой дополнительный смысловой оттенок привносит в слово приставка: указывает на а) начало действия; б) направленность действия через что-либо; в) направленность действия изнутри; г) направленность действия внутрь; д) направленность действия вокруг, е) распределение по частям; ж) движение с разных сторон к одной точке. 1. Ехали они долго. С горы на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной (Л. Толстой). 2. Мать вышла во двор, обошла кругом избушку, зашла в сени, зажгла фонарь (А. Гайдар). 3. Только снежные завалы разобрали самосвалы, снег собрали, подгребли, погрузили, увезли (С. Михалков). ![]() 1. От умного научишься, от глупого …учишься. 2. Крепкую дружбу и топором не …рубишь. 3. Драться насмерть - …воевать бессмертие. 4. Дружно за дело взяться – и пустыня …цветёт. ![]() 1. На молочном заводе молоко … по бутылкам и отправляют в магазины. 2. Оставшийся после обеда суп можно … в маленькую кастрюлю. 3. Чем вы … весь стол? 4. Нужно … из вазы воду и … свежую. ![]() (С-, от-) дать (экзамен, книга); (об-, под-) ходить (дверь, место), (под -, за-, пере-) бежать (улица, товарищ, трамвай). ![]() 1. В Мещере почти у всех озёр вода разного цвета: фиолетовая, желтоватая, синеватая, зеленоватая. 2. Маленькая дождинка упала мне на ладонь. 3. С неба падали красивые снежинки. ![]() Прочитайте отрывок из басни И. А. Крылова «Демьянова уха». Найдите и выпишите слова, имеющие суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, выделите эти суффиксы, укажите, какое отношение говорящего они передают. «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». – «Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» - «Я три тарелки съел». – «И, полно, что за счёты: Лишь стало бы охоты… Поешь же, миленький дружочек! Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек! Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!» ![]() Вот взять ягоду черничку – та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зелененькие маленькие листочки, а у листиков сидят горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. (М. Пришвин) ![]() «Я приобрел книжонку», – сказал мой собеседник и назвал фамилию поэта-классика. – «Почему вы говорите так пренебрежительно?» – возмутился я. – «Что вы, но ведь она тоненькая, да и формат небольшой», – ответил собеседник. Так я выяснил, что мой собеседник путает слова «книжечка» и «книжонка», не замечает разницы в их значении. ![]() В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка, У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, – Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…» И отец призадумался потрясенный минутою, И простил все грядущие и капризы, и шалости Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости. ![]() У кумушки-лисы зубушки острые, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлете, шубка тепленькая. Хороша кума принаряжена. Шерсть пушистая, золотистая. На груди – жилет, а на шее – белый галстук. Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется; свой пушистый хвост носит бережно; смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. (К. Ушинский) ![]() Прочитайте предложения. Найдите эмоционально-экспрессивные слова с суффиксами -ищ-, -ин-. Укажите, в каких случаях эти суффиксы служат средством выражения неодобрения и презрения, а в каких – восхищения и удивления. На улице непролазная грязища! Вот это басище! Ну и голосище! Вот так домина! Убери свою лапищу! У нас не топят, и в доме холодина. ![]() Проиллюстрируйте значение приставки пере- примерами из правого столбика. 1. Повторение действия заново а) перепрыгнуть 2. Деление пополам б) перепилить 3. Полная мера, излишек, в) переписать преобладание в действии г) перешагнуть 4. Направление действия д) переделать через что-нибудь е) перерубить ж) пересолить з) перестараться ![]() 1. Развесёлый а) деление на части 2. Разлюбить б) направление движения 3. Разбежаться в разные стороны 4. Раскричаться в) прекращение действия 5. Разбинтовать г) обратное действие 6. Раскрошить д) начало длительного и интенсивного действия е) высшая степень качества ![]() Надкусить, надшить, надстроить, надрезать, надписать, надрубить, надпилить, надломить. ![]() Прочитайте стихотворение Я. Козловского. Являются ли однокоренными выделенные слова? Докажите. Молвил слон, подставив бок: - Прислонись ко мне сынок. – Прислоняясь к слону, слонёнок Отдохнул, набрал силёнок. ![]() Летят перелетные птицы Ушедшее лето искать Летят они в жаркие страны А я не хочу улетать. ![]() Образец. Запевать (петь) песню – запивать (пить) лекарство. Пол…скать бельё – пол…скать котёнка, ум…лять о помощи – ум…лять достоинства, сп…ши на автобус – сп…ши текст, об…жать друга – об…жать вокруг дома, скр…пя колесами – скр…пя сердце, отв…рить дверь – отв…рить картофель, вып…лоть грядку – вып…лить из ружья. ![]() Артистка, варка, берёзка, блондинка, дорожка, вклейка, лошадка, спортсменка, заправка, ночка, казачка, засолка, яблонька, радистка, чистка. Справочный материал: значения суффикса -к-: а) указывает на лицо женского пола; б) обозначает действие; в) выражает уменьшительно-ласкательный оттенок. ![]() Лётчик, балкончик, грузчик, наладчик, блинчик, стаканчик, ракетчик, карманчик, пенальчик, разведчик, стульчик, портфельчик. ![]() Прочитайте слова. Найдите и выделите в них суффиксы, с помощью которых образуются названия лиц по роду их занятий. Назовите эти суффиксы. Можно ли их назвать синонимичными. Обоснуйте свой ответ. Баянист, скрипач, пианист, бандурист, трубач, гитарист, аккордеонист. ![]() Летать – лётчик, печь – …, контролировать – …, водить – …, учить – …, воспитать – …, трактор – …, гардероб – …, шахта – …, ракета – …, лифт – …, касса – …, программа – …, библиотека – …. ![]() Волгоградец, пскович, киевлянин, англичанин, ленинградец, болгарин, новгородец, харьковчанин, египтянин, сумчанин, москвич, туляк. ![]() Прочитайте предложения. Найдите в них антонимы. Какая часть слова делает их противоположными по смыслу? 1. Солнце всходит и заходит в том краю, в иркутской стороне. 2. Спой, чтоб сердце сжалось и разжалось. 3. Я познакомился с ним, когда уже он сам запутался до невозможности выпутаться. ![]() Придвинуть – …, прицепить – …, приклеить – … , приплыть – … . Справочный материал: при- – обозначает приближение, присоединение, прибавление; от-(ото-) – обозначает удаление, устранение чего-нибудь, движение в сторону. ![]() Принести – …, завязать – …, завернуть – …, прибежать – … . ![]() Тут было … и тихо. … птиц не пугала. Лишь изредка напряженный слух птиц улавливал мягкий шорох где-то в глубине … чащи. Быстро … . (В. Бианки) Слова для справок. Темнота, темный, темно, темнеть. ![]() … пух – это большое событие весны. В это время поют соловьи, поют кукушки и иволги. В то время, когда со старых … летит пух, молодые … переодеваются из своей коричневой младенческой одежды в зелёную. Между маленькими … скоро начнётся борьба корнями за землю и ветвями за свет. … начинает прореживаться. (М. Пришвин) Слова для справок. Осина, осинка, осиновый, осинник. ![]() Все они были желтенькие, пушистые и отчаянно пищали. Они моргали своими (глазами, глазенками, глазищами), жмурились от яркого света. Одни уже крепко держались на своих маленьких (ногах, ножках, ножищах), другие падали, третьи пытались бежать, но тут же спотыкались. Иногда они тыкали (клювами, клювиками) в разные (пятна, пятнышки) на полу и даже в блестящие (шляпы, шляпки) гвоздей. (Н. Носов) Перескажите отредактированный текст. ![]() 1. Даша, сходи в магазин за хлебом и помой посуду. Дашка, сходи в магазин за хлебом и помой посуду. Дашенька, сходи в магазин за хлебом и помой посуду. 2. Мамочка, помоги мне решить задачу по математике. Мамулечка, помоги мне решить задачу по математике. Мамка, помоги мне решить задачу по математике. Мамаша, помоги мне решить задачу по математике. Составьте и запишите 2-3 предложения с такими словами. ![]() Это был прехорошенький олененок, с желтым пушком и тоненькими ножками. Красивая головка откинута назад. Он вытягивал тонкую шейку, когда старался захватить верхнюю веточку. Олененок ходил около высокого куста, общипывал зеленые листочки и прислушивался к малейшему шороху. По Д. Мамину-Сибиряку 2. Выделите слова, которые помогли вам образно, точно представить олененка. Какие значимые части этих слов подчеркивают, что речь идет о маленьком животном? 3. Замените в тексте выделенные слова словами без суффиксов. Скажите, в каком варианте текста ярче выражено отношение автора к олененку. Как автор относится к животному? Обоснуйте свою точку зрения. 4. Перескажите текст, используя авторские слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 5. Опишите домашнее животное. Постарайтесь с помощью слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами передать свое отношение к нему. ![]() На реке, реке Кубани За волной волна бежит Золотистыми хлебами Степь Кубанская шумит. ![]() На опушке леса растёт высокая сосна. Возле сосны замер трусливый зайка. Под сосной зарылся в старую хвою колючий ёжик. Юркая белка притаилась на сосне. ![]() На березе возле скворечника сидел скворец. Он запрокинул голову, растопырил крылышки и что есть мочи скрипел, щебетал и свистел на разные голоса. Скворец был не один. С ним вместе прилетела скворчиха. ![]() Р.п. -ы (-и) И.п. -ая (-яя) 2-е л. -ешь, -ишь П.п. -е В.п. -ую (-юю) 3-е л. -ет, -ит ![]() Наташа танцевала превосходно. Ножки её в бальных атласных башмачках быстро, легко и независимо от неё делали своё дело, а лицо её сияло восторгом счастья. (Л. Толстой) ![]() Из деревьев на севере чаще всего увидишь сосну. Она любит сухие песчаные пригорки. Деревья стоят небольшими группами, и в сосновом бору всегда торжественно и светло. ![]() Барабан Камень Стекло Барабанщик Каменщик Стекольщик ![]() Мех Шерсть Серебро Меховой Шерстяной Серебряный ![]() Вдоль по реченьке лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет. Белым крылышком помахивает. На цветы водичку стряхивает. ![]() прыгать → прыгнуть → перепрыгнуть → перепрыгивать ![]() ![]() город-úшк-о город-úщ-е город-ск-óй гóрод → горож-áнин (д // ж) → горожáн-к-а город-ов-óй |
![]() | Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, орфография, морфология,... | ![]() | |
![]() | Сборник материалов по русскому языку для самостоятельной подготовки к егэ ( Лексика. Фонетика. Словообразование ) | ![]() | Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика |
![]() | Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить | ![]() | Направленность заданий на реализацию навыков работы со словарем (умение выбирать нужный вариант многозначного слова, умение выбирать... |
![]() | Печатается по решению Учебно-методического совета Дагестанского государственного педагогического университета | ![]() | Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках русского языка |
![]() | Повторить основные сведения по разделу (лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы) | ![]() | Сборник практических работ предлагает изучение Microsoft Access 2007 методом кратких заданий, позволяющих изучить и использовать... |
Поиск на сайте Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции   |