Скачать 48.11 Kb.
|
ВК-11-8 К вопросу о специфике работы внутренних механизмов формирования массового сознания ВАСИЛЬЕВ С.С. Кубанская многопрофильная академия подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов. Краснодар. РФ Современные традиции в научных исследованиях структуры массового сознания особо отмечают его сложность, противоречивость и такие характерные черты как аморфность, фрагментарность, синкретизм, что объясняется спецификой его социальных функций, связью с различными формами общественного сознания и проявлением на всех его уровнях. Опираясь в своих исследованиях на подобный подход, автор считает возможным внести некоторые уточнения в попытки решения данной научной проблемы. Что касается объекта изучения, то в самой сжатой формулировке массовое сознание представляется как неоднородное, внутренне противоречивое, многоуровневое образование. Это сознание разных групп людей конкретного общества, конкретного исторического периода. Субъектом-носителем массового сознания является масса - совокупность индивидов, включенных в социальную общность, характеризующаяся определенными свойствами: неоднородностью состава, энергией активного действия, общей направленностью, манипулируемостью извне. [1] По мнению Д.В. Ольшанского «масса - это особое объединение людей не по формально-общественному, социально-классовому, а по функциональному, политико-психологическому признаку, формирующееся на основе общих действий и общих факторов, побуждающих к таким действиям»[2]. Если же предпринять попытку рассмотрения внутреннего механизма формирования массового сознания, то в его структуре можно выделить несколько уровней или сфер:
Сфера «коллективного бессознательного» является хранилищем совокупного опыта предшествующих поколений, традиций, обычаев. Представляет собой наиболее устойчивый компонент в структуре массового сознания, позволяя обрести человеку более или мене надежную опору в условиях неопределенности, нестабильности, постоянно изменяющихся процессов действительности, обилия разнородной информации. Эмоционально-чувственная сфера является более подвижной, и отражает состояние массового сознания в виде эмоций, переживаний, состояний, настроений. Смыслообразующая сфера включает идеалы, установки, взгляды, ценностные ориентации массового сознания в виде убеждений, социальных позиций и т.д. Сфера «коллективного бессознательного», несомненная заслуга в открытии которой принадлежит К.Г. Юнгу[3], содержит в себе скрытые пружины человеческого поведения и такие его проявления, с которыми в общественной жизни мы встречаемся на каждом шагу. Такой социальный феномен как мода, обнаруживаемый в самых различных сферах, - от одежды до философии, является проявлением иррационального начала человеческой психики в общественной жизни. Фактором, определяющим формирование глубинных пластов человеческой психики, а именно, коллективного бессознательного, являются условия социальной жизни, способствующие актуализации накопленного опыта в периоды кризисов, нестабильности, неуверенности в будущем, отсутствия привычных ориентиров, когда человек интуитивно обращается к традиции, опыту предшествующих поколений. Реальной основой массового сознания является экономическая, политическая, культурная действительность повседневной жизни людей. Массы осуществляют и свою собственную познавательную деятельность через собственную повседневную практику. Так, наряду с официально исповедуемыми религиями в течение длительного времени сохраняются народные верования, наряду с профессиональным искусством и литературой народное творчество, фольклор, наряду с философскими системами так называемая «народная философия». Поэтому возникает вопрос о соотношении массового сознания с общественным, с сознанием отдельных групп и социальных слоев, с обыденным сознанием и социальной психологией, с общественным мнением и идеологией. [4] Массовое сознание играет важную роль в консолидации общества на основе объективно существующей общности интересов, которая реализуется через его основные функции. Большинство исследователей признает следующие функции массового сознания: интегративную, регулятивную, ценностно-ориентирующую, коммуникативную. Обладая такими качествами как пассивность, инертность, рассудочная ограниченность, массовое сознание в периоды кризисов и нестабильности в обществе проявляет значительную активность, охватывая большинство населения, а перед лицом всеобщей опасности и представителей всего рода человеческого. В этом проявляется одна из основных функций массового сознания - интегративная. Эта функция может проявляться как на уровне общества в целом, так и его отдельных групп и организаций. Социальные функции массового сознания во многом обусловлены его положением в системе общественного сознания в целом. Это положение исторически менялось и отражало уровень развития конкретной эпохи. Противоречивость массового сознания в процессе перестроечных процессов в России проявилась в «столкновении двух социальных массивов» - традиционного и современного, в росте социальной напряженности. [5] Обнаружились два типа реакции на преобразования - консерватизм (сопротивление, разочарование) и ультрареволюционность масс, выражающаяся в бунте. Коммуникативная функция массового сознания выражается в совместной деятельности индивидов, поскольку они выступают в разнообразные отношения (эмоциональные контакты, податливость или сопротивление групповому воздействию, психофизиологическая совместимость). В процессе общения на человека оказывают влияние слова, поступки, внешний облик партнера. Таким образом, основа специфики восприятия человека человеком в том, что он воспринимается как личность, подобная себе (идентификация), обладающая сходной «субъективной реальностью», мышлением, пониманием. Однако растворение индивидуального сознания в массовом сознании может привести к фетишизации отчужденных, нередко иллюзорных, мифологических форм сознания, к обезличенности, всеобщей безответственности. Индивид действует сознательно, включаясь в массу - руководствуется бессознательными импульсами. При такой постановке проблемы соотнесения массового и индивидуального, само словосочетание «массовое сознание» может показаться лишенным смысла, поскольку если массовое, то уже неосознанное, а бессознательное. Но фактором, объединяющим людей в определенную социальную общность (массу), является именно наличие сознания у каждого отдельно взятого индивида, которое и является основанием их консолидации. Дальнейший же процесс функционирования массового сознания опирается на сферу бессознательного: страсти, аффекты, влечения, не поддающиеся контролю со стороны сознания. Литература: 1. Васильев С.С. Этапы развития массового сознания и особенности формирования новых моделей поведения человека в социальных общностях. Materials of final international scientifically-practical conference “The Science: theory and practice”. Vol.21. – Praha: 2005. 2. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб., - 2001. – С. 368. 3. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов: Пер. с англ. - М., 1997. – C.384. 4. Шестаков В.П. Мифология ХХ века. - М., 1988. - С. 3, 15. 5. Современные социально-политические процессы и динамика массового сознания. – М., 1992. – С. 139. |
Форм массовой работы Традиционные и инновационные, серьезные и игровые формы массового формирования информационной культуры пользователей |
Социальная метаэволюция человечества как последовательность шагов... |
||
«Причинность, наряду с объектом, пространством и временем, представляет... На основе причинного воздействия и механизмов переноса структуры явлений по цепям псс осуществляются все виды создания, передачи,... |
План работы доу по обучению детей правилам дорожного движения методические... Семинар-совещание по вопросу организации и проведения работы с детьми и родителями по предупреждению ддтт |
||
М. П. Жигалова, д п. н. (РФ) Художественное произведение как фактор формирования христианского сознания в воскресных школах беларуси (на примере воскресных школ... |
Нарушения мочеиспускания Нарушение функции внутренних органов может... Нарушение функции внутренних органов может быть проявлением патологических изменений в нервной системе, однако значение нервной регуляции... |
||
Ахмедов тариэл Ильясович жидко максим Евгеньевич психотерапия в особых... Приемы и способы определения степени внушаемости и восприимчивости к особым состояниям сознания |
Комплексные работы в 4 классе Комплексные олимпиадные работы дают возможность проследить динамику формирования ряда предметных навыков, имеющих большое значение... |
||
П. Коллина. Мои правила игры. Пер с итал Пьерлуиджи Колина — известный итальянский футбольный арбитр — рассказывает о своей жизни, о тонкостях судейской работы, о специфике... |
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы (для студентов всех форм обучения) Студентами техникума очного и заочного отделений всех специальностей выполняются курсовые работы по нескольким дисциплинам. Это вызывает... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |