Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография




Скачать 2.09 Mb.
Название Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография
страница 1/14
Дата публикации 27.05.2014
Размер 2.09 Mb.
Тип Монография
literature-edu.ru > Философия > Монография
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


Об авторе
Андрей Витальевич Миронов, кандидат философских наук, доцент кафедры философии естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова.

Сфера интересов: социальная философия науки, техники и технологий; этические проблемы техники и технологий (техноэтика); эволюция технократизма; философия архитектуры, философия почвоведения.

Результаты исследований отражены в ряде журнальных публикаций и монографиях.

Монографии:
А.В. Миронов «Концепции современного естествознания: математика, физика, астрономия, химия, науки о Земле, биология, человек, синергетика». – М.: Академический правовой университет, 2003. – 204 с.
А.В. Миронов «Технократизм – вектор развития глобализации». – М.: МАКС Пресс, 2009. – 132 с. (есть свободно распространяемая электронная версия)

Электронные версии публикаций автора расположены на сайте www.t-e.nm.ru
А.В. Миронов «Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье». – МАКС Пресс, 2012, –292 с.: илл.
Отзывы и замечания отправляйте по e-mail: avmmsu@gmail.com


А.В. МИРОНОВ

Философия

социо(техно)–природной

системы

Москва

МАКС Пресс

2013
Andrey Mironov
PHILOSOPHY

OF SOCIO(TEHNO)-NATURE

SYSTEM
Monography
МАКС Пресс

MOSCOW-2013
Андрей Миронов

ФИЛОСОФИЯ

СОЦИО(ТЕХНО)-ПРИРОДНОЙ

СИСТЕМЫ
Монография
МАКС ПРЕСС

МОСКВА – 2013
УДК 001.2

ББК 87

М64
Рецензенты:
Доктор философских наук, доктор биологических наук,

лауреат Государственной премии РФ Е.Д. Никитин
Доктор философских наук В.М. Розин
Миронов А.В.

М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография. – М.: МАКС Пресс, 2013. – 192 с.

ISBN 978-5-317-04350-6
В монографии представлена система отношений, связывающая общество и окружающий его природный мир. На основе представлений о социо(техно)-био-гео-системе осуществляется анализ предшествующих философских концепций отечественных и зарубежных философов, критикуются два распространенных мифа об «универсальности техники» и ее «демонизации».

В книге обосновано представление о Великой триаде: науке, технике и технологиях, благодаря которой осуществляется воздействие общества на природу.

Предлагаемая система представлений позволяет моделировать частные системы для решения социальных, экологических и экономических задач.

Книга адресована читателям, интересующимся социальной философией техники, экологическими проблемами, перспективами развития России и устойчивым развитием человечества.

Ключевые слова: устойчивое развитие, философия науки, философия техники, философия технологий, философия почвоведения, система социо-геосферных взаимодействий, социо(техно)-био-гео-система, СТБГС, наука и техника, наука и технологии, техника и технологии, социальная экология.

УДК 001.2

ББК 87

Current monograph describes an interaction system, which interlink the society and surrounding natural world. The analysis of previous philosophical conceptions of Russian and foreign thinkers have been carried out on the basis of socio(techno)-bio-geo-system idea. Widespread myths of «technique universality» and its’ «demonization» have been both criticized.

The book substantiates a conception of The Great Triad, uniting science, technique and technology, by which society is providing influence on nature.

Presented statements system allows to model particular systems for social, ecological and economical problems solution.

The book is addressed to a reader, who takes interest in social philosophy of technique, in ecological problems, in development perspectives of Russia and in sustainable development of Humanity.

Keywords: environmentalism, sustainable development, philosophy of science, philosophy of technique, philosophy of technology, philosophy of soil science, society-geosphere interaction system, socio(techno)-bio-geo-system, STBGS, science and technique, science and technology, technique and technology, social ecology.
ISBN 978-5-317-04350-6 © А.В. Миронров, 2013.

Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………8
Глава I. Общие проблемы философии науки, техники и технологий…………….12
1.1 Формирование представлений о техническом………………………………..12

1.2 Мифология техники ……………………………………………………………..16

1.2.1 Демонизация и «универсальность» техники……………………………16

1.2.2 Биологические аналогии в технике………………………………………36

1.3 Интуиции в области технического……………………………………………..45

1.3.1 Смешение науки, техники и технологий…………………………………45

1.3.2 Единая технология – интуитивная иллюзия

современной философии техники……………………………………………....52

1.3.3 Естественная среда обитания человечества……...………………………62

1.3.4 Ноосферные представления (классический период)……………………78
Глава II. Система социо-геосферных взаимодействий………………………………84
2.1 Предварительные представления о технической реальности как системе..84

2.2 Техническая реальность…………………………………………………………..95

2.3 Необходимость введения новых представлений

о социо(техно)-геосферных взаимодействиях…………………………………… 101

2.4 Определение и состав социо(техно)-био-гео-системы (СТБГС)……………104

2.5 Особенности СТБГС и их отличие от предшествующих представлений…116

2.6 Социо(техно)-блок – со-двигатель общепланетарной эволюции…………..120

2.7 Со-двигатели среды обитания человека……………………………………….130

2.8 Неразрывная связь социо- и техногенеза………………………………………135

2.9 Три основания для экономического регулирования

взаимодействия человека и природы……………………………………………….146

2.10 Представление о социо(техно)-био-гео-комплексе…………………………...155

2.11 Структура социо(техно)-био-гео-комплекса…………………………………..170
Заключительные слова о роли СТБГС в понимании

социо-природного взаимодействия………………………………………………….176
Литература……………………………………………………………………………..179
Об авторе………………………………………………………………………………..191

Георгию Павловичу Сивоконю
Благодарности
Данная работа опирается на предшествующие философские исследования. Всем упомянутым в книге авторам я благодарен за увлекательную возможность путешествовать по волнам их интеллектуальных океанов, морей и рек. Некоторые, плохо различимые на карте ручьи показались мне увлекательнее широкой, но однообразной глади отдельных философских водоемов. Форсирование болот, иногда выводило на твердый берег уверенности в правильности собственных представлений.

С Евгением Владимировичем Цветновым я консультировался по многим вопросам этой книги, и он, делясь своими профессиональными знаниями в области почвоведения и экономики, значительно облегчил мне понимание философских проблем почвоведения. В соавторстве с ним, было сформировано определение социо(техно)-био-гео-системы (СТБГС). Также он выполнил макет этой книги, как и ряд ей предшествующих.

Заслуженному профессору МГУ, доктору философских наук Валентину Сергеевичу Лямину, я благодарен за доброе отношение и профессиональную помощь, советы и поддержку в процессе написания этой книги.

Наталья Павловна Ледовских аккуратно «причесала» текст вежливой ректорской расческой.

В работе над книгой мне активно помогали Елена Александровна Малинина и Александр Николаевич Комахин, Мария Сергеевна Дуброва и Лев Анатольевич Поздняков.

Всем студентам и аспирантам МГУ им. М.В. Ломоносова, вовлеченным в сферу обсуждения отдельных фрагментов этой книги, я благодарен за вопросы, замечания, дополнения и разнообразную поддержку, бескорыстно оказываемую автору в его работе.

Моим детям Наташе и Сереже, а также всем друзьям благодарен за тепло любви и все, что они дарили мне от избытка души.
7
«Кто ответит мне, что за дом такой?»

В.С. Высоцкий
«…безусловно необходимо иметь в виду, по возможности,

всю единую, цельную и нераздельную природу,

а не отрывочные ее части…»

В.В. Докучаев
Введение
Мы все живем в технической реальности, плохо представляя себе ее устройство. Она окружает нас, защищает и обескураживает: техническая реальность открывает перед нами невиданные возможности, но и она же ограничивает нас невидимыми путами. Все вокруг пронизано искусственным. К счастью техническая реальность не единственное, что нас окружает. Мы также живем в природе. Многообразие ее стихий влияет на нас. Забывая о природе, мы вспоминаем, о ней, когда хотим отдохнуть от урбанистического комфорта, и озадачиваемся поиском дикого места, наполненного благами цивилизации: мобильной связью, беспроводным Интернетом, химической защитой от кровососущих и т.д. Техническая реальность не дает нам вырваться из своих цепких объятий, но мы и сами этого не хотим, да, по сути, и не можем. Глобальная проблема современного человечества заключается в том, какая форма или какое направление развития технической реальности обеспечит нам максимальный комфорт.

Во взаимодействии с ландшафтом осуществляется этногенез [44]. Внешним его проявлением будут многообразные ответы о том, что такое «комфорт», какими способами его можно и нельзя добиться от природы. Единой культуры пока не предвидится, хотя предпосылки для ее возникновения существуют. Пока же человечество, поголовно «выбравшее «Кока-
8

колу», не более чем убогое представление о технократическом рае, не применимое даже для США. Страх культурной глобализации поселился в умах тех из нас, кто надеется запретами сохранить собственное представление о национальной культуре заморозить культурное, государственной, социальное и этногенетическое развитие. Живое развитие языка и этноса приводит как к заимствованиям, так и к противопоставлениям. Если собственных, выработанных этносом ценностей нет, то гибель культуры, а вслед за ней и ее носителя становится неизбежной. Это общее утверждение. В частности, народ, не способный противопоставить Coca-Cola собственный квас или кумыс, обречен пить иноземное пойло. Если у этноса есть свои ценности – ему не страшна глобализация. Если страна производит пользующиеся в национальном масштабе продукты от космических кораблей до предметов питания, у нее есть шанс сохранить свою самобытность. Но вот страшна ли для культуры техническая реальность? И если она таит опасность, то в чем она заключается и как ее избежать? Ответить на эти вопросы я постараюсь в этой книге.

Техническая реальность неуклонно и безвозвратно трансформирует окружающую природу. В городах не осталось чистого воздуха, производимого на его территории. Недостаток живительной смеси газов приносит ветер. Этот пример экологического паразитизма городов широко известен. А вот встречный вопрос о том, что производился ли воздух в необходимом для людей количестве в традиционной деревне (для чистоты сравнения необходимо брать именно территорию населенного пункта, а не объединять ее с прилегающими лесами) для полноты картины не поднимается. «Экологическое противопоставление» города и деревни стало одним из популярных мифов. Наиболее ярко он про-3D-емонстрирован в бессмертном фильме Дж. Камерона о планете Пандора.

Уже давно осознана угроза исчерпания природных ресурсов. И далеко не вчера опасность разрушения окружающей среды начала вызывать страх. Еще Агрикола в XVI в.
9

указывал на существующее в его время недовольство последствиями горных разработок, т.е. технической реальностью [55. С. 259]. Мир техники получал оценки от «добра» (у Ф. Бэкона) [22], до «зла» (у Г.Ф. Юнгера) [164], в XIX в. его романтизировали, а во втор. пол. XX – нач. XXI в. ему предрекают неминуемую гибель.

Предпринимаемые ООН усилия по ограничению климатических последствий научно-технического прогресса широко известны.

Концепция «Устойчивого развития», равно как и любая другая последующая, принятая международным сообществом окажется действенным инструментом только в том случае, если она будет основана на фундаменте общего понимания системы взаимоотношений человечества и различных геосфер. Именно в этом месте техническая реальность располагается и расширяет свои границы, служа передаточным и связующим звеном между человечеством и природой. Если такого понимания не будет, то любые прогнозы и советы повиснут в мареве философских миражей, а самые благие намерения окажутся на службе политических и экономических интересов транснациональных корпораций, а то и просто будут удовлетворять амбиции писателей.

Для того чтобы не служить чужим интересам, а отстаивать насущные потребности, необходимо сознательно искать и создавать условия достижения такого состояния баланса между человеком (обществом) и окружающей его природой, которое, не будет в прогнозируемом будущем угрожать самому существованию нашего биологического вида. И обеспечит улучшения условий жизни для наибольшего числа жителей Земли. Как и все остальные страны, Россия не должна брать на себя роль благодетеля всего человечества. Мир настолько разнообразен, что рецепт всеобщего счастья невозможен, но учитывать последствия от улучшения жизни других необходимо. Весьма желательно, что бы эти последствия были благоприятны.
10

На пути реализации этих благих пожеланий стоит множество препятствий. Одно из них – малая разработанность философского обоснования совместной эволюции социума и геосфер. Работы, боящиеся одновременно затронуть и социальную, и геосферную проблематику, будут отвечать исключительно узкопрофессиональным целям по обслуживанию технической реальности. Это будет всегда описательная или аналитическая работа, несомненно полезная, но не дающая решения насущных задач современности.

Будучи частью биосферы люди развивают систему собственной организации. Выйдя в глубокой древности из природного состояния, эта организация продолжает эволюционировать. Она позволяет осуществлять целенаправленную деятельность по осознанию потребности и последующую за этим работу по извлечению и переработке природных ресурсов. Трансформация природы идет одновременно с изменением системы социальных отношений. Все это в сумме формирует среду обитания нашего биологического вида и определяет техническую реальность. В рамках такого подхода общество описывается не как противостоящий природе феномен, а как часть системы, связывающей воедино эволюцию геосфер и социума. В этой системе наиболее заметной и привлекающей внимание является ее сердцевина – Великая Триада, состоящая из науки, техники и технологий. Но прежде чем начать изучать эту Триаду, предстоит долгий предварительный путь. Необходимо объяснить место Великой Триады в системе взаимодействия социума и геосферных оболочек. Ряд шагов в этом направлении предпринял Л.Н. Гумилев, но они требуют как критического отношения, так и ответов на поставленные этим ученым проблемы взаимодействия социума (этносферы в его терминологии), техники и природы (ландшафта). Предложенное в данной работе решение позволит развивать теорию социальной экологии на естественно-научном основании.
11

Глава I

Общие проблемы философии науки, техники и технологий
1.1 Формирование представлений о техническом
Внимание людей привлекают наиболее заметные события. Вслед за их изучением, пытливый взгляд исследователя начинает проникать в сокровенные уголки, пытаясь разглядеть взаимосвязь вещей и процессов. Достижения механики были самыми наглядными и массовыми подтверждениями могущества человеческого разума. Неслучайно первые книги о технической реальности были посвящены сложным механизмам. Таковы работы Леонардо да Винчи, Франческо ди Джорджио Мартини (вторая половина XV в.) или Агостино Ромелли (1531 – 1608). Важным шагом стала «Энциклопедия искусств, наук и ремесел», издаваемая во Франции в 1751 – 1772 гг. Поворотным моментом стала книга немецкого ученого И. Бекмана, издавшего работу «Введение в технологию или к познанию ремесел, фабрик и мануфактур, преимущественно тех, которые находятся в ближайшей связи с сельским хозяйством, полицией, камералистикой (с включением очерков по истории искусств)» (1777 г.). И, наконец, немец Э. Капп книгой «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» (1877 г.) в явной форме обозначил новый раздел философского исследования. Дальнейшее развитие показало, что для немецких философов повышенное внимание к технике стало национальной традицией; достаточно
12

упомянуть Т. Адорно, Ф. Дессауэра, Х. Йонаса, Х. Ленка, К. Маркса, Э. Фромма, М. Хайдеггера, Г.Ф. Юнгера, К. Ясперса и др.

Российская философия не отставала от западной. Петр Климентич Энгельмейер не только заложил основу для последующих исследователей, он создал произведения [157 –163], не утратившие своей актуальности и в XXI веке. В дальнейшем вопросы философии техники поднимал Н.А. Бердяев, а в ранний советский период – А.А. Богданов, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский.

Среди иностранных работ, посвященных данной теме, необходимо упомянуть Э. Агацци, М. Вебера, Э. Дюркгейма, Э. Кастельса, Т.С. Куна, И. Лакатоса, Ст. Лема, М. Маклюэна, М. Малкея, Л. Мамфорда, М. Полани, К.Р. Поппера, П.К. Фейерабенда, Ж. Эллюля и др.

В последние десятилетия в современной России интерес к философскому осмыслению феномена техники возрастает. Среди работ, посвященных этой проблеме, необходимо выделить основополагающие работы А.А. Воронина, В.Г. Горохова, Б.И. Кудрина, В.А. Кутырева, Н.Н. Моисеева, Е.Д. Никитина, А.П. Назаретяна, В.С. Степина, А.И. Ракитова, В.П. Рачкова, В.М. Розина, М.А. Розова и А.Д. Урсула.

Несмотря на столь высокий интерес к вопросам технической реальности, многочисленные авторы рассматривали ее обычно только в одном важном для них аспекте. Для них техническая реальность поворачивалась либо своей научной стороной, либо технической.

Приходится признать, что сложные проблемы, связанные с технологиями, крайне редко выделяются для отдельного и внимательного рассмотрения, как у нас, так и за рубежом. При этом понятие «технология» применяется часто и смешено с понятями «наука» и «техника». Важнейшее и определяющее сегодня направление экономики – явление «технологий» – не исследуется, или, что особенно опасно, используется в качестве интуитивно понятного. Лишь
13

немногие авторы затрагивали проблемы системных отношений общества, с одной стороны, и науке, технике и технологиях, с другой; среди них: Б.И. Кудрин, А.И. Ракитов, В.П. Рачков и В.М. Розин, французский философ и священник Ж. Эллюль.
Техническая реальность – явление чрезвычайно сложное и многогранное. Широко распространено мнение, что техническая реальность – это техника, но не сам человек. Возникает ошибочное противопоставление, которое, я считаю, необходимо преодолеть и продемонстрировать теснейшее единство человека и трех составляющих, трех «китов», без которых воздействие человека на окружающий мир было бы невозможно – науки, техники и технологий.

В своей работе я постараюсь показать, каким образом техническая реальность проявляет себя при помощи неразрывной связи науки, техники и технологий, всегда реализующихся в историческом контексте и социо-культурном окружении, вне которого ни наука, ни техника [119. С. 25–26], ни тем более технологии не существуют.

Изучение науки, техники и технологий в социальном аспекте наиболее актуально. На этой основе возможно обоснованное прогнозирование последствий научно-технического прогресса и отдельных технических проектов. Такого рода данные могут быть востребованы политическими структурами, определяющими финансирование государственных программ.

Кроме общегосударственных проблем управления экономическим развитием, можно решать и частные проблемы управления отдельными отраслями хозяйства. Становится понятным, что при использовании этого подхода наиболее остро встает проблема сочетания в образовании и профессиональной деятельно-
14

сти инженеров и ученых гуманитарной культуры и научно-технических знаний. Образование, данное только с позиции узкопрофессиональной деятельности, не может адекватно отвечать проблемам техно-гуманитарного баланса. Устраняться от этих проблем можно, но за это придется расплачиваться возрастающим числом техногенных катастроф, в возникновении которых доминирующую роль будет играть пресловутый «человеческий фактор». В наши дни возрастает опасность бесконтрольного вмешательства и управления технической реальностью со стороны технических специалистов. Этому противостоит возрастающий интерес граждан к окружающим их техническим объектам и грядущим к реализации проектам. В открытом к инновациям обществе ответственность за окружающий мир, его состояние и происходящие в нем трансформации переходит от специалистов к непрофессионалам. Возникает новая ситуация – бинарное отношение к технической реальности. Общество стремится взять на себя ответственность за развитие технической реальности, адаптировать ее к своим нуждам. Этот процесс встречает сопротивление специалистов-технократов, надеющихся сохранить безраздельное господство и управление в данной сфере. Благодаря возникшему конфликту ответственностей, изменилось представление о безопасности технических объектов. С одной стороны безответственности и узкокорпоративным интересам противопоставлена гражданская активность, что делает мир технической реальности более антропо-ориентированным, более человечным. Это уже не мир техники и для техники, наоборот, мир, где, интересы человека учитываются.

В современном мире изменилась также мера ответственности инженера и ученого за свои действия. Многие из них, осознавая эту новую ответственность, ставят общественные интересы выше научно-познавательных, корпоративных или политических. Во всем мире обсуждаются и принимаются этические кодексы инженеров, ученых, представителей других специальностей, позволяющих специалистам соотносить свои корпоративные интересы и безопасность общества, защищать свои права как граждан страны. Этот процесс сле–
15

дует рассматривать как нарастающее изменение отношений к проблемам выбора целей и способа их воплощения. Помимо этого возникла совершенно новая ситуация. Теперь настала необходимость определить ответственность потребителей достижений технической реальности за ее использование (техноэтика). Стихийно складывающиеся отношения нуждаются в анализе происходящего и в попытках регламентации. Представления о технике, сформировавшиеся еще в XIX веке, не соответствуют современной ситуации. Во всем мире процесс осмысления происходящих в технической реальности процессов набирает обороты и у российской философии нет оснований для отставания в этом вопросе.

Прежде чем приступить к изложению этой проблемы. необходимо рассмотреть популярные мифы о технике. Этот экскурс в современную мифологию необходим особенно в России, в очередной раз стремящейся приобщиться к благам и недостаткам европейской технической культуры. В мифах, распространенных повсеместно не только в нашем отечестве, представления недифференцированны, и поэтому следует пояснить, что все говорящееся о технике имеет аналогичные варианты, относящиеся и к науке, а также и к технологиям.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon А. В. Миронов Философия архитектуры: творчество Ле Корбюзье
Философия архитектуры: Творчество Ле Корбюзье / Андрей Витальевич Миронов. – М.: Макс пресс, 2012. – 292 с. + 38 илл
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Основные направления использования нефтегазовой ренты
В статье рассматривается определение природной ренты – как дополнительного дохода (сверхприбыли). На основе исследования современных...
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Борис Миронов Иго жидовское Под общей редакцией Миронова В. Л
Борис Миронов — сибиряк, из семьи фронтовиков, служил на границе, начинал работать монтёром связи, стал журналистом и прошёл профессиональный...
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Монография социалистический капитализм
Охватывает особенности механизма жизнедеятельности изменившейся системы в изучаемом объекте
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Александр Гельевич Дугин Философия Политики
Онтология решения: функции чрезвычайных ситуаций для становления правовой системы 24
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Монография «С родиной в сердце. Боль и страдания черкесского народа...
Монография Д. А. Чурей – первый опыт комплексного историко-этнографического и этномузыковедческого исследования музыкального фольклора...
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,...
Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,...
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Вопросы к зачету по зарубежной литературе: Ожидания нового века. Социо-культурная атмосфера
Изменения коллективного и индивидуального самосознания. Субъект-объектный конфликт
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon Н. А. Вершинина структура педагогики: методология исследования монография
Структура педагогики: Методология исследования. Монография. – Спб.: Ооо изд-во «Лема», 2008. – 313с
Миронов А. В. М64 Философия социо(техно)-природной системы: Монография icon 5. Литература
Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской),...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции