Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1




Скачать 204.98 Kb.
Название Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1
Дата публикации 26.05.2014
Размер 204.98 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы

Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века1


Своим падением Адам был осужден на погибель и вечную смерть. В его лице все человечество лишилось возможности личного общения с Творцом и вечной блаженной жизни. Однако Бог Своею милостью, человеколюбием и благостью не оставил человека с самим собой, а послал Сына Своего Единородного, чтобы спасти человека. Это решение Божие было принято ещё до сотворения мира, в вечности, потому что у превечного Бога всё бытие является абсолютно настоящим. Бог предвидел падение Адама, и Сын Божий был "Агнцем, закланным от создания мира" в предвечном изволении Святой Троицы.

Святой Максим Исповедник говорит: "Тайна воплощения Бога Слова заключает в себе значение всех символов и тайн Писания, сокрытый смысл всякого творения чувственного и сверхчувственного. Но тот, кто познает тайну креста и гроба, познает также существенный смысл всех вещей. Наконец, тот, кто проникает ещё глубже и будет посвящен в тайну Воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала"2.

Но божественный план спасения человечества был сокрыт от начала времени во все века и от всех людей. Осуществление спасительного плана Божия, как пишет апостол Павел, состоялось тогда, когда пришла полнота времени (Гал. 4,4). Именно тогда послал Бог Сына Своего. Премудрость Божия установила определенное время для Рождества Христова, чтобы приготовить путь спасения и среди язычников, и среди иудеев, которые считались избранным народом Господним.

Воплощение и Рождество Христово стали центром человеческой истории. Спасение согрешившего человека было единственной причиной воплощения Сына Божия. Священное Писание сообщает нам, что божественное воплощение произошло ради примирения падшего человечества с Богом, потому что Бог так возлюбил мир, что Сына Своего единородного отдал, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16).

Православная Церковь учит, что Иисус Христос является Богочеловеком, то есть, будучи истинным и совершенным Богом, Он в Своем рождестве стал истинным и совершенным Человеком. Таким образом Он примирил грешного человека со всеблагим Богом. В рождестве Бога Сына божественная и человеческая природы соединились "неслитно", то есть одна природа не смешалась с другой.

Христос имеет божественную природу, как родившийся от Отца предвечно, и человеческую природу, которую принял от Девы Марии. Человеческая природа, воспринятая на Себя и присвоенная Себе Сыном Божием, получает свое бытие в Его Божественной Ипостаси: никакая другая природа до воплощения Христа не входила в соединение с Богом. Человеческая природа Сына Божия обладала бессмертием и нетлением природы Адама до грехопадения, но Христос добровольно подчинил её условиям нашей падшей природы. Он воспринял всю человеческую реальность, какой она стала после падения, кроме греха: воспринял природу, подлежащую страданиям и смерти. Так, Христос снизошел до последних приделов искаженного грехом бытия, до смерти и до ада. Будучи совершенным Богом, Он не только стал истинным человеком, но и взял на Себя все несовершенства, все ограничения, происходящие от греха. Христос был не причастен прародительскому греху, потому что этот грех передается с естественным зачатием и рождением. Святая же Церковь учит, что зачатие и рождество Господа Иисуса Христа произошли сверхъестественным путём: зачатие совершилось по наитию Духа Святого, а рождество не нарушило девства Богородицы.

Родившись от Девы, Христос Своим рождеством соединил Рай с земной реальностью, в которой пребывало падшее потомство первого Адама. Своим Рождеством Он соединил землю с небесными сферами. Как новый космический Адам, соединяющий тварное с нетварным, Христос принес в дар Отцу всю полноту соединенной в Нем Вселенной.

Святитель Димитрий Ростовский говорит: "Можно задать вопрос, почему Слово Божие медлило сойти на землю и воплотиться, чтобы спасти падшее человечество?" И сам же отвечает на поставленный вопрос: "До половины VI тысячелетия после греха Адамова не находилось на земле Девы, чистой не только телом, но и духом. Была только Одна такая, единственная по Своей чистоте духовной и телесной, достойная стать Церковью и храмом Духа Святого"3.

Все развитие Ветхого Завета с его последовательными избраниями: Ноя, потомства Авраама, народа Израильского, колена Иудова, дома Давидова, — с его законом, охранявшим чистоту народа Божия, с благословением избранного потомства, вся эта священная история есть провиденциальный и мессианский процесс. Это есть предуготовление Тела Христова, предуготовление Церкви, то есть той среды, в которой происходит соединение с Богом, и прежде всего предуготовление Пречистой Девы, Которая дала Свою природу, дабы осуществилась тайна Рождества Христова.

Святитель Николай Кавасила в одной из проповедей говорил, что Рождество Господа Иисуса Христа "было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы не осуществленным так же, как и без действия Самих Трех Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле"4.

В лице Пресвятой Девы человечество дало свое согласие на то, чтобы Слово стало плотью и обитало среди людей, так как, по святоотеческому выражению, "если единая воля Божественная создала человека, то спасти его она не может без содействия воли человеческой".

Все, что мы знаем о Пресвятой Троице, мы знаем благодаря Рождеству Христову. Несомненно, дохристианская религиозно-философская мысль предугадывала таинственное значение числа "3", но эти предчувствия были окутаны сумраком двусмысленных символов. Для полного откровения о Троице было необходимо Рождество Господа. С Ветхого Завета как бы снялось покрывало, и он открыл свою тринитарную сущность.

Личность Бога Сына в Рождестве преодолела границы между трансцендентным и имманентным и вступила в человеческую историю. Казалось бы Рождество не должно вмещаться в категории Божественной природы, неизменной и вечной. Но надо отметить, что природа Бога не отождествляется с Его Ипостасями. Именно благодаря этому Бог Сын стал Человеком, и именно поэтому следует говорить о Его собственном домостроительстве. Несомненно, что спасение мира есть проявление единой воли Пресвятой Троицы. Но эта общая воля осуществляется каждым Лицом различно: Отец посылает, Сын проявляет послушание, а Дух сопровождает Его и содействует Его вхождению в мир.

Воля Сына есть воля Пресвятой Троицы, но эта Его воля есть воля послушания. Спасает нас Троица, но для исполнения в мире дела спасения рождается Сын. Сын Божий воплотился для того, чтобы восстановить возможность соединения человека с Богом, соединения расторгнутого злом и без участия самого человека невосстановимого.

В сочинениях святителя Иринея Лионского трижды встречается мысль: "Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом". Это же изречение можно найти в трудах святителя Афанасия Великого, а позднее у многих известных богословов.

***


К моменту Рождества Христова человечество достигло такого уровня развития, которое позволило Господу максимально проявить Свое домостроительство, что было невозможно ни до того времени, ни после него. Чем же характеризуется исторический фон Рождества Христова?

Прежде всего необходимо отметить существование в это время Римской империи. Римляне, как никакой другой народ, сумели выработать в себе чувство единства в подчинении всеобщим законам. Солидарность людей внутри империи благоприятствовало принятию Евангелия, провозглашавшего единство человеческих наций. Римская империя объединила прежде разрозненные и враждующие между собой государства Средиземноморья. Это облегчило христианам проповедь Евангелия среди разных народов.

Если римляне создали политическую атмосферу распространения учения Христа, то греки развили теоретическую деятельность, которая помогла распространению Евангелия. Римляне завоевали греков политически, а греки, по словам Горация, завоевали Рим своей культурой. Евангелию, предназначенному для всех людей, требовался универсальный язык для того, чтобы наилучшим образом воздействовать на человеческие души. К моменту Рождества Христова большинство образованных людей знали классический греческий язык, а простые люди Средиземноморья общались между собой на его разговорном диалекте. На греческом языке христиане проповедовали учение Христа, на этом языке были написаны книги Нового Завета.

Греческая философия подготовила приход христианства путем разрушения старых верований. Кто бы ни начинал познавать достоинства этой философии — греки или римляне, — они вскоре приходили к убеждению, что она не оставляет камня на камне от политеистических воззрений. Однако философии не удалось удовлетворить духовные потребности людей, поскольку благодаря ей они либо становились скептиками, либо искали решения своих религиозных проблем в восточной мистике. К моменту Рождества Христова философия уже пришла в упадок после расцвета при Платоне. В ней появились такие эгоцентричные течения, как стоицизм и эпикурейство. Более того, философия была в состоянии заниматься лишь поисками Бога или определять Его как научную абстракцию, но ей никогда не удавалось открыть Бога как Бога любви. Поражение философии в этом вопросе во времена пришествия Христа располагало людей принять более духовный подход, но только христианство было в состоянии заполнить вакуум духовной жизни того времени.

Греческая культура, не являясь самодостаточной, возбудила духовный голод во многих людских сердцах. К моменту Рождества Христа люди поняли глубже, чем когда бы то ни было, всю недостаточность человеческого рассудка и политеизма. Индивидуалистические философии Эпикура и Зенона, а также упадок языческих религий — всё свидетельствовало о желании человека установить более тесные отношения с Богом. Именно христианство предложило человечеству возможность личного общения с Творцом.

Наряду с римлянами и греками благоприятный исторический фон для Рождества Христова формировали и иудеи. Они, в отличие от греков, не пытались найти Бога путем рассуждений. Иудеи признавали Его существование, с готовностью поклонялись Ему и принимали Его как должное. Они предложили миру надежду на приход Миссии, Который принесет с Собой спасение. Ожидание прихода Миссии было распространено в античном мире благодаря миссионерской работе именно иудеев.

***


Церковь была основана Духом Святым после вознесения Господа в день иудейской Пятидесятницы. В этот праздник иудеи, собравшись в Иерусалим со всех концов Средиземноморья, увидели чудесное проявление Божественной благодати, когда во время сошествия Духа Святого апостолы заговорили на различных языках. Тогда апостол Петр произнес свою первую проповедь, провозгласив Иисуса из Назарета Мессией. Около трех тысяч человек восприняли его слово, поверили ему и в тот же день были крещены. Церковь очень быстро пополнялась новыми членами. Общее число крещеных вскоре достигло пяти тысяч человек. Последователями Христа становились и жители Иерусалима, и эллинисты, и даже иудейские священники.

Таким образом в Иерусалиме была основана первая христианская община. Идеал жизни этой общины состоял в единстве и взаимной любви. Апостолы постоянно собирали верующих и наставляли их в учении Христа. Эти собрания происходили в частных домах Иерусалима. Все уверовавшие во Христа пребывали в необыкновенно приподнятом состоянии духа. Благодать Божия переполняла их сердца, и они были охвачены чувством духовного восторга. Выслушав наставления апостолов, верующие обычно устраивали братские трапезы — так называемые вечери любви. Подкрепляя пищей тело, христиане укрепляли души друг друга взаимным общением. Любовь объединяла всех учеников Христа в единую, крепкую духовную семью. Каждый был неразрывно связан с её жизнью, каждый был окружен братской любовью и сам испытывал необходимость проявлять её по отношению к другим.

Духовным стержнем ежедневных христианских собраний была Евхаристия. Причащаясь в этом Таинстве Тела и Крови Господа, верующие теснейшим образом соединялись во Христе во единое целое, образуя Церковь, которая сама является Телом Сына Божия. Благодать Святого Духа настолько освящала, очищала и просвещала христиан, что они не могли равнодушно смотреть на беды своих собратьев. Из их сердец исходило сострадание ко всякой человеческой скорби. Благодатная любовь, переполнявшая их существо, требовала практических дел. Поэтому первые христиане Иерусалима объединили все свое имущество, чтобы среди них вообще не было нуждающихся. Разве можно было чем-то владеть и жить в достатке, когда рядом находились голодные, раздетые, бездомные и больные? Члены первой христианской общины приносили все свои деньги к ногам апостолов, чтобы те раздавали их каждому по мере его нужды. Никто не называл ничего из имущества своим, но предлагал для общего употребления все, что имел. Многие для этой цели продавали свои дома и земли, которыми владели. Вскоре среди христиан уже не было нуждающихся. Обобществление имущества делалось только по согласию, без всякого принуждения, и никто не осуждал тех, кто ещё не был духовно готов к таким решительным действиям. Но такой образ жизни первых христиан не был проявлением так называемого "первохристианского коммунизма" или результатом воплощения особой социальной теории. Их жизнь была проявлением любви и свидетельством о новой жизни во Христе. Пример жизни Иерусалимской общины навсегда останется для христиан идеалом полного преображения любовью всех человеческих отношений.

Существует церковное Предание о том, что Господь перед Своим вознесением заповедал апостолам в течение двенадцати лет не покидать Иерусалим и только по окончании этого срока идти проповедовать Евангелие народам мира. Присутствие апостолов в Святом Граде было необходимо для того, чтобы укрепить Церковь и помочь христианам претерпеть первые гонения. К 44-45 гг. эти задачи были выполнены, и ближайшие ученики Христовы приступили к осуществлению своей миссии в других странах. К тому же в это время вожди синедриона, заручившись поддержкой иудейского царя Ирода Агриппы I, намеревались уничтожить всех видных учителей Церкви. Бросив жребий, апостолы во исполнение заповеди своего Учителя разошлись во все концы земли.

Свое миссионерское служение апостолы распределили по народам. Поэтому святой апостол Петр проповедовал преимущественно евреям, апостол Павел — грекам, апостол Фома — персам и индийцам и т.д. Благовествуя слово Божие в разных странах, святые апостолы основывали Поместные Церкви, входившие в единый организм Церкви Вселенской. В тех местах, где находился народ одной национальности, апостолы основывали национальную Церковь, а там, где проживало разноплеменное население, основывали многонациональную Церковь. Во всех Поместных Церквах апостолы рукополагали пастырей, которым предоставляли право управлять этими Церквами, самостоятельно устраивать их внутреннюю жизнь с учетом местных особенностей и условий. Таким образом, самими апостолами утверждались многочисленные Церкви с самостоятельным управлением. Обычно духовные центры этих Церквей располагались в главных городах округов или провинций, где и основывались епископские кафедры. Сами апостолы в вопросах, касавшихся жизни всей Церкви, действовали сообща — соборно. В местных же Церквах каждый апостол исполнял свое служение самостоятельно, но сохраняя единство духа с другими апостолами.

Во главе христианских общин апостолы ставили епископов. Для местной Церкви епископ являлся образом Самого Христа. Без него в общине ничего не делалось. Он совершал таинства Церкви, учил истинам веры и хранил апостольское предание. Епископу помогали поставленные и рукоположенные им пресвитеры.

Сначала христианство распространялось почти исключительно по городам, поэтому общины являлись собраниями христиан-горожан вокруг своего епископа. Когда число христиан увеличилось, такие единые собрания стали невозможны. Городские общины стали делиться на сеть подчиненных им пригородных общин, или приходов. Епископа в них стали заменять пресвитеры, являясь его полномочными представителями и как бы связующим звеном между ним и приходами. В управлении Церковью и в совершении таинств епископу помогали также диаконы. Кроме того на них также лежала забота о социальном служении Церкви.

***


В течение первых трех веков после Рождества Христова Церковь подвергалась тяжелейшим гонениям со стороны государства. К моменту появления христианства в Римской империи существовали разнообразные религии и даже весьма экзотические культы, которые свободно исповедовались населением. Почему же христианство оказалось вне закона?

Надо отметить, что Рим как всякое античное государство имел своих богов, свою национально-политическую религию. Но эта религия не была ни системой верований, ни системой морали. Религия римлян была до мелочей разработанным ритуалом жертвоприношений и молитв, культом, имевшим прежде всего государственно-политическое значение. От всех своих подданных Рим требовал только одного: внешнего участия в этом государственном культе, что выражало лояльность к общественным ценностям и включение в римскую традицию. От гражданина требовалось исполнение определенного обряда, после чего он мог исповедовать любую понравившуюся ему религию. Для античного человека такое отношение к государственному культу было естественным. Христиане же отказались от этого простейшего в глазах римского гражданина выполнения своего общественного долга, что и оказалось причиной гонений. Этот отказ не был ни бунтом, ни осуждением государства как такового. Христиане проявляли лояльность к Риму своими молитвами за императора и за отечество, но они не могли исполнить двух требований: признать императора Господом и совершить даже внешне поклонение идолам, хотя бы и без веры в них.

Гонения на христиан со стороны римской власти начались 16 июля 64 года, когда сгорела большая часть Рима. Народная молва обвинила в поджоге самого императора Нерона, который будто бы мечтал о перестройке столицы. Чтобы отвести от себя это подозрение, Нерон возложил вину за поджог города на христиан. Гонение было жестоким: христиан топили в Тибре, бросали на растерзание диким зверям, обливая смолой, использовали в качестве живых факелов в садах Нерона. Именно тогда были замучены святые апостолы Петр и Павел. Однако гонение было непродолжительным и ограничилось только Римом.

Конец I века ознаменовался ещё одним кратковременным гонением при императоре Домициане. С начала II века наступили золотые годы римской истории — "век Антонинов". Это было время последнего расцвета Рима под властью лучших когда-либо правивших в нем императоров. Однако в эту эпоху, когда как будто достигли торжества все нравственные ценности греко-римского мира, конфликт государства с христианством приобрел трагические формы. Положение христиан стало ужасным: они были объявлены вне закона, и было достаточно одного доноса, чтобы неумолимая логика обвинения завешалась смертью. Отныне — в течение двух столетий — мученичество становится неотъемлемой чертой жизни Церкви. В разные годы той эпохи в зависимости от политических и иных условий гонения то усиливались, то ослабевали, иногда прекращались на время, но фактически их цепь не прерывалась. Иногда это были вспышки массового гонения, например, в Смирне в 155 году или в Лионе в 167 году. Иногда это были индивидуальные судебные процессы: мученичество Игнатия Антиохийского при императоре Траяне, Телесфора Римского при императоре Адриане, Поликарпа Смирнского при императоре Антонине Пие, Иустина Философа при императоре Марке Аврелие и т.д. Мученичество воспринималось всей Церковью как свидетельство христиан о Спасителе перед судом мира, как норма христианской жизни, а также как самое сильное доказательство истинности христианской веры.

***


Конфликт между христианством и миром, однако, не исчерпывался только государственным преследованием верующих. Опаснее открытого гонения для Церкви было соприкосновение с идеями и верованиями её эллинистического окружения. Здесь она наталкивалась на опасность уже внутреннего искажения веры Христовой, извращения своего изначального духовного опыта. Второй век отмечен напряженной борьбой христианства за чистоту и целостность учения Христа. Пока христианство распространялось среди евреев, оно, хотя и часто отвергаемое, оставалось им понятным. Оно говорило на одном с евреями языке — на языке Библии, оно было основано на том же, ветхозаветном, понимании Бога, мира, человека, греха. Неизмеримо труднее понять и принять христианство было человеку, выросшему и воспитавшемуся в атмосфере эллинизма. В строе античного мировоззрения слова о воплощении Бога, о Его смерти на кресте и воскресении казались безумием и не могли быть восприняты без глубокого перерождения всего сознания человека. Поэтому история раннего христианства есть история борьбы учения Церкви с античной философией. Через эту борьбу и совершилось медленное воцерковление эллинизма.

Во II веке основную идеологическую опасность для Церкви представлял гностицизм. Языческий гнозис был странным сплавом греческой философии с восточным мистицизмом и сам по себе не мог нанести вред внутренней жизни Церкви, будучи совершенно ей чуждым. Однако мы видим, что с первых шагов христианства зарождается христианский гнозис, то есть попытка примирить учение Евангелия с греческой философией. Гностики, отводя Христу первое и центральное место в своем учении, признавая Его Логосом, Спасителем, Искупителем, одновременно разлагали саму сущность христианства как веры в воплощение Бога, в пришествие Его в мир. В их толковании христианство превращалось в своеобразную мифологическую философию.

Победа христианских богословов над гностицизмом сыграла в истории Церкви несомненно огромную роль. Борьба с ним ускорила и во многом определила осознание Церковью собственной веры и опыта, заставила её точнее определить во внешних формах и формулах сущность своей внутренней жизни. Борьба с гнозисом привела и к закреплению в окончательный канон книг Нового Завета, к установлению принципа церковного Предания и апостольского преемства иерархии, иными словами, к утверждению тех основных начал, на которых и доныне зиждется церковная жизнь.

***


Во II веке среди христианских писателей появились апологеты, то есть защитники христианского вероучения. Все они знали языческую мифологию, изучали современные им науки, имели широкий взгляд на государственную и гражданскую жизнь. Их труды, "апологии", составляют первую главу в истории церковного богословия, первую попытку систематизировать Священное Писание и Предание. Сохранились "апологии" — защитительные речи, с которыми образованные христиане обращались к императорам и к общественности, доказывая ошибочность обвинений христианства, представляя свою веру как высшую истину, доступную всякой честной философской проверке, как истинный ответ на все запросы человеческого сознания. Самая древняя апология, адресованная императору Антонину Пию, принадлежит Аристиду. В середине II века знаменитый руководитель философской школы в Риме Иустин в своих произведениях сделал попытку объяснить эллинистической интеллигенции истины христианства. Его ученик Татиан в своей апологии подверг острой критике эллинизм. Афинагор Афинский боролся против обвинений христиан в атеизме, теистовских обедах и эдиповских кровосмешениях. В конце II века Минуций Феликс в своем "Октавие" ниспровергал политеизм, утверждал христианский монотеизм и показывал язычникам преимущество христианской нравственности. По своим литературным достоинствам, выдержанности плана и логичности доказательств "Октавий" признается лучшей апологией II века.

Вслед за апологетами христианское богословие на Западе развивали святитель Ириней Лионский, Тертуллиан, святитель Киприан Карфагенский. На Востоке особое значение приобрела деятельность Александрийской богословской школы. Если до III века христианская письменность носила защитительный характер, была направлена против ересей и язычества или состояла в простом изложении основных моментов церковного вероучения, то богословы Александрийской школы впервые осмыслили христианское вероучение как целостную мировоззренческую систему.

***


К концу II века так называемый "первохристианский" период церковной истории закончился. Ученики Христовы в Римской империи все ещё составляли гонимое меньшинство, но именно к этому времени относятся слова Тертуллиана о христианах, наполнивших весь мир. К началу III века Церковь освободилась от соблазнов иудео-христианства, с одной стороны, и гностицизма — с другой, и в этой победе окончательно отвергла попытки растворить её в окружающем мире. С III века Церковь становится монолитной и вселенской организацией с четким вероучением, авторитетом и дисциплиной. Церковь имеет свои кладбища, богадельни, ведет широкую благотворительную деятельность. В Риме насчитывается около ста пресвитеров, в Африке на Соборы съезжается до трехсот епископов, вся Малая Азия покрыта христианскими общинами. Однако Церкви предстояла ещё долгая борьба за свое существование в Римской империи.

После смерти императора Марка Аврелия в 185 году и до середины III века Церковь жила в относительной безопасности. Относительной, потому что официально запрещение христианства не только не было отменено, но, напротив, подчеркнуто и усилено: в 202 году специальным эдиктом император Септимий Север снова запретил всякий христианский прозелитизм. И цепь мучеников не прерывается в эти годы. Но в целом положение все-таки значительно улучшилось. К христианам привыкли, о них знали. А усилившийся при восточной династии Северов интерес к Востоку создал даже некую "моду" на христиан, если не на само христианство. Так, племянница Септимия Севера, Юлия Маммея, пригласила к себе во дворец знаменитого христианского учителя Оригена, чтобы в созданном ею при дворе религиозно-философском кружке поспорить с ним. Позднее император Александр Север поместил статую Христа в своей частной молельне. И наконец, императора Филиппа Аравийца, правившего в 243 249 годах, блаженный Иероним назвал первым христианским императором: имелись сведения будто бы он тайно принял крещение.

В 249 году на римский престол взошел император Декий. Он принял власть в критический для Рима момент: империи угрожала гибель от возрождавшейся Персидской державы, а также от глубоких внутренних потрясений и неурядиц. Декий видел спасение государства только в возрождении старого римского духа, в возвращении попранных традиций. На первое место в своих реформах он поставил возрождение римского государственного культа. С воцарением Декия открылась новая эпоха гонений. В его лице римская власть впервые сама взяла на себя инициативу преследований. Специальным эдиктом император приказал всем подданным доказать свою лояльность отеческим богам принесением жертвы. Церковь ответила на гонения мученической кровью: среди мучеников были епископы Антиохийский Вавила, Римский Фавиан, Иерусалимский Александр и множество других пастырей и мирян.

Гонение императора Декия хотя было кратковременным, но очень жестоким. Потребовались годы для восстановления полноценной жизни христианских общин. Однако конец III века ознаменовался новым гонением. В это время империя испытывала натиск германских племен с севера, готов и персов с востока. В эти смутные годы, когда было нужно найти виновников государственных потрясений, ненависть к христианам зажигалась легко. Эдикты против христиан следовали один за другим. Пик гонений пришелся на время правления императора Диоклетиана. Начавшись в 303 году, гонение Диоклетиана было самым кровопролитным для Церкви. В то время пострадало наибольшее число мучеников. Церковь перед своей победой над миром явила всю свою благодатную силу, духовную красоту и вдохновение мученичества — всё то, чем она жила в эти первые века своей истории.
Прот. В. Тулупов.

Праздник


В Сергиево-Посадском благочинии идут мероприятия, посвященные 2000-летию Рождества Христова. На сцене величественного дворца культуры, архитектурного памятника сталинской эпохи, выступают церковные хоры. Празднично, но строго одетые мужчины и женщины наполняют огромный зал мелодиями церковных песнопений.

Большие хоры Успенского и Ильинского храмов, усиленные по случаю торжества ещё и приглашенными певчими, звучат стройно и мощно. Многочисленные слушатели провожают певчих благодарными аплодисментами.

Пауза. И вдруг на залитую светом сцену из-за кулис гуськом выплывают дети. Восемь девочек, а посредине мальчик — карапуз лет пяти. Девочки одеты в длинные, под старину, платья бирюзового цвета с жёлто—красной отделкой. Мальчик в чёрном костюмчике и белой рубашечке. Это хор из села Титовское.

Дети становятся в рядок лицом к зрительному залу. Регент, молодая женщина в наряде своих подопечных, сама выглядит девочкой. Она задает тон, и ее хор начинает петь "Хвалите Бога во святых Его" на музыку С. Ламакина. Голоса юных певчих звучат слабо, но уверенно. Они очень стараются. Одна из девочек, светловолосая и круглолицая, так усердствует, что ее лебединая шейка тянется и качается вслед за всеми изгибами мелодии.

Зал слушает и наблюдает с интересом. После мощных и слаженных хоров, группа детей умиляет и приводит сердца слушателей в тихий восторг. На лицах присутствующих — улыбки, люди шёпотом делятся друг с другом впечатлениями.

Справа от меня сидит пожилой священник, в прошлом известный в районе музыкант. Все время, пока дети поют, он, не отрываясь, серьёзно смотрит на сцену. Глаза его блестят, а черная с проседью борода немного приподнята вверх. Священник сидит в первом ряду и ему приходится, чтобы лучше видеть хор, держать голову чуть откинутой назад.

Четвертое песнопение, которое поет детский хор, — это "К Богородице прилежно..." П. Чеснокова. Мальчуган уже устал и почти не поет, но девочки тоненькими голосочками прилежно и с чувством выводят повторяющиеся в этом произведении слова: "Погибаем от множества прегрешений...". Мой сосед справа словно застыл, взгляд все также прикован к детям, а в уголке его глаз появляются блестящие слёзы.

Статья в газету "Благовест Радонежья"

Воплощение Сына Божия


Целью воплощения Сына Божия было спасение рода человеческого. "Господь наш Иисус Христос, — пишет святитель Ириней Лионский, — стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим". Для спасительной миссии Господу было необходимо воспринять всю полноту человеческой природы, так как, по выражению святителя Григория Богослова, "невоспринятое не может быть и уврачевано".

Во время Своего вочеловечения Сын Божий, предвечно рожденный от Бога Отца, образовал Себе из пречистой плоти Девы Марии плоть, оживленную разумной душой. Бог Слово соединился не с существовавшим до воплощения человеком, но с одушевленной плотью, образованной в утробе Девы именно в сам момент Его вочеловечения. Воспринятие Сыном Божиим человеческой природы было не актом обожествления человека, а воплощением, вочеловечением Бога.

В догматических определениях Халкидонского Собора говорится, что Господь Иисус Христос, совершенный в Божестве, совершенен и в человечестве. Он истинно Бог и истинно человек, имеющий душу и тело. Христос единосущен Богу Отцу по Божеству и единосущен людям по человеческой природе. Он во всем подобен людям, кроме греха.

Православная Церковь исповедует во Христе две природы (Божественную и человеческую), но одну Божественную Ипостась — Ипостась Бога Слова. Человеческая природа не имеет в Господе Иисусе Христе особой, отдельной личности. Она воспринята в единство Его Божественной Ипостаси. Господь Иисус Христос является Богочеловеком, Который есть и Сын Божий, и Сын Человеческий.

Святая Церковь всегда строго хранила учение о двух природах Господа Иисуса Христа, видя в этом основание православной веры, без которой невозможно спастись. Однако в первые века истории христианства возникло немало заблуждений относительно богочеловечества Иисуса Христа. Все эти разнообразные лжеучения можно разделить на две основные группы: ереси, которые принижали или отрицали Божество Христа, и ереси, которые умаляли или отрицали Его человечество. Православной Церкви понадобилось созвать несколько Вселенских Соборов, чтобы победить все эти лжеучения и в четких богословских определениях наиболее точно изложить догмат о Боговоплощении во всех его аспектах.

Протоиерей Вячеслав Тулупов

1 Настоящий доклад составлен на основе реферативного изложения трудов известных православных богословов и историков (В. Лосский "Очерк мистического богословия Восточной Церкви" и "Догматическое богословие", А. Деликостопулос. "Вера православная", Х. Яннарис "Вера Церкви", М. Поснов "История Христианской Церкви" и прот. А. Шмеман "Исторический путь Православия").

2 Сотницы гностические. I, 66: PG, t. 90, coll 1108 AB.

3 Христианское чтение. 1842. IV. С. 395.

4 Patrologia orientalis. XIX. Paris, 1925. P. 463.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon История христианской церкви
Iv. Раскрытие христианского учения в период деятельности Вселенских соборов (iv-viii-го века)
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon Рассказывает
На календаре 863 год от Рождества Христова. Византия. Дворец, молодой византийский царь Михаил в окружении придворного, патриарха...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon Филип Шафф История христианской Церкви Магометанство и христианство
...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon История русской церкви
История происхождения так зазываемой "древлепра- вослазной старообрядческой церкви"
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon Именем Господа нашего Иисуса Христа
Сегодня, в неделю восьмую по Пятидесятнице, мы празднуем Воскресение Христово и память семи мучеников Маккавеев, которые пострадали...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon И учение св. Григория Богослова", "Мир Исаака Сирина", The Spiritual...
Христос — Победитель ада", а также многочисленных статей в периодической печати. Составитель и редактор антологий "Отцы и учители...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon Рабочая программа дисциплины История древней христианской церкви...
Закона Российской Федерации «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Фгос...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon Программа по предмету «история русской церкви»
Попытаться выявить и показать основные тенденции в зарождении и дальнейшем развитии Русской Церкви в период от Крещения Руси до монгольского...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon Вселенские Соборы «Вселенские соборы»
Настоящее издание — первая публикация этой книги в нашей стране. В ней отражен важнейший период истории христианской церкви(325 —...
Событие Рождества Христова и история Христианской Церкви до IV века 1 icon История русской литературы в системе координат Работу
Данное обстоятельство не должно кого-то удивить, потому что история и литература «сплетены» между собой невероятно прочными нитями...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции