Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука




Скачать 204.3 Kb.
Название Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука
Дата публикации 22.05.2014
Размер 204.3 Kb.
Тип Методическая разработка
literature-edu.ru > Философия > Методическая разработка
В.Н. Кошелев

ИСКУССТВО СТРЕЛЬБЫ ИЗ ЛУКА


Методическая разработка на тему:


  1. Искусство стрельбы из лука




  1. Искусство поражения цели




  1. Психическая уверенность


г. Сочи 2012 год.

В ПОИСКАХ ДРЕВНЕГО ЯПОНСКОГО ИСКУССТВА

СТРЕЛЬБЫ ИЗЛУКА
Первым из европейцев, овладевшим древним японским искусством стрельбы из лука и написавший книгу на эту тему, был Е.Херригель, немец из Германии профессор философии. Для того чтобы был более понятен ход моих рассуждений, рекомендуется прочитать отрывки, 9 страниц из книги: Е.Херригеля «Дзен и искусство стрельбы из лука» на сайте в Интернете.

Коротко мои комментарии:

В книге использована философская терминология и абстрактное мышление, поэтому до сих пор она остается непонятой. Эта книга попалась мне в руки в 2008 году. После первого быстрого прочтения у меня так же появилось разочарование, что секрет искусства остался тайной. Но это лишь после первого прочтения. Размышляя над философскими фразами, такими как:

- соприкоснуться с «Первичной реальностью»

- стремиться согласовать ум с «Бессознательным»

- оставить технику стрельбы позади и добиться, чтобы увлечение, стало «Безыскусным искусством», которое вырастает из «Бессознательного»

- стоит нам только начать рассуждать и обдумывать, как «Первичная несознательность» оказывается потерянной

- оскорбить дух «Великого учения»

- достигнув мастерства человек, может «мыслить и в то же время не мыслить»

- мы не должны практиковать ничего, кроме само – отверженного созерцания и погружения в «Само – забытие »

- стреляет не спортсмен и не лук, а нечто таинственное «Оно».

Но стоило мне переложить эту терминологию в русло физиологии, биомеханики и психологии, а абстрактное мышление заменить аналитическим и логическим, как все оказалось простым и доступным. А одна простая фраза, связанная с естественным свободным дыханием, когда после вдоха должен идти выдох естественно и непринужденно, поставила точку в древнем Японском искусстве стрельбы из лука.

Чтобы понять красоту философской речи предлагаю вам несколько примеров переведенных мною на доступный язык:


1. Оскорбить дух «Великого учения»
2. «Мыслить и в то же время не мыслить»
3. «Первичная реальность»

4. «Бессознательное»

- делать не то, что нужно тренеру

- мысленно – словесный контроль на уровне подсознания, или еще проще «не думать, но знать, что делаешь»

- естественность

- это: безусловный (врожденный) рефлекс, то есть способности, которые у каждого уже есть с рождения и условный (приобретенный) рефлекс – навыки появившиеся у нас в течение жизни и доведенные до высокого уровня автоматизма и которыми мы пользуемся не задумываясь


Остальные фразы из Е. Херригеля вы легко сможете расшифровать, ознакомившись с моей работой.

ИСКУССТВО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ «КАЗАЧИЙ СПАС».
Древнее японское искусство стрельбы из лука, это искусство, которое не ставит перед собой, превыше всего, задачу поразить цель (Е.Херригель). В таком случае где-то должно было быть и «искусство поражение цели» и оно нашлось. Если древние самураи владели искусством стрельбы из лука, то древнейшие славянские казаки, жившие в низовьях рек Дона и Кубани на юге России более чем 2 тыс. лет назад уже владели искусством поражения цели, которое являлось одной из составных частей казачьего боевого искусства «Казачий спас» состоящее из: остановки времени в пространстве; включение 6-го канала чувств; эффекта приближения мишени; управление энергетическим торсионным биополем и энергией утвержденной мысли.

Остановка времени в пространстве – высшая степень медитации (состояние души). Остановив время, район колебания мушки вокруг 10-ки превращается в устойчивую точку прицеливания. Для этого необходимо включить 6-й канал чувств, т.е. 3-й глаз. Зрительный нерв есть в затылочной части головы, но глаза нет. 6-й канал чувств включается автоматически после выключения 5-ти основных каналов: зрение, слух, осязание, обаяние, вкус. Он видит невидимое, видит прошлое и будущее. Каждый человек с этим соприкасается постоянно и многие даже не догадываются, что наши сны это работа 6-го канала чувств, а вещие сны – это реальность.

Как включить 6-й канал в бодрствующем состоянии? Если четыре канала: слух, осязание, обоняние и вкус выключить не сложно, то зрение мы можем выключить лишь частично, и чем больше мы его выключаем, тем больше включается 6-й канал и тем точнее будут наши выстрелы. Чтобы максимально выключить зрение мы не должны концентрировать взгляд на мишени, как это рекомендуют корейцы. Взгляд должен быть периферическим. Направив взгляд на рукоятку, в периферическом (боковом) зрении, с левой стороны окажутся тетива и мушка. На мишень не смотрим, так как она будет сама смотреть на нас. Не мушка находящаяся на мишени, которая находится на дистанции, а мишень, смотрящая на нас через мушку, дает эффект приближения мишени. Управляя энергетическим торсионным биополем мы сможем влиять на результат выстрела. Это биополе выходит из пупка в виде овала и обладает способностью, мгновенно сужаясь, перемещаться в сторону концентрации взгляда или мысли. Взгляд и мысли тесно взаимосвязаны: где сконцентрированный взгляд там и наши мысли, а где мысли там и мысленный взгляд. Если мы сконцентрируем взгляд на мишени, то мысли наши окажутся там же, и мы уже не сможем видеть себя изнутри мысленным взглядом, что очень важно на всех этапах обработки выстрела, включая завершающую фазу. Уйдя в себя, видя себя изнутри, наше биополе, втягиваясь, уплотняется, что способствует концентрации внутренней энергии. Одновременно с выпуском тетивы концентрируем наш взгляд с утвержденной мыслью в центре мишени. Скорость взгляда 300 тыс. км в секунду, а мысли 1/15-ти миллионная доля секунды, так что можно не спешить. Прежде чем вернуться к искусству стрельбы из лука, мы должны рассмотреть раздел психической подготовки, иначе оно без этого будет не полным.

Мы должны включить голову во все, что делаем и что собираемся делать. Большинство совершаемых нами ошибок происходит от неполного включения сознания в процессе движения. Как что-то может делать наше тело, если в этом не участвует мозг? По нагрузкам раскладка разбивается следующим образом: 75%-мозг и 25%-тело. Нагрузка на мозг в 3 раза превышает мышечную. Многократное повторение четко отработанных движений с применением мысленно словесного контроля приводит к психической усталости, и наша голова в целях самосохранения выключается, перестает думать и привыкает «не думать» даже со свежими силами. Поэтому количество выстрелов не должно превышать более 100 за одну тренировку, чтобы каждый выстрел был как последний решающий, а недостаток специальной выносливости восполняем работой с луком без стрелы, выполняя упражнения на выносливость, при этом работают только мышцы, а голова отдыхает.

Из многих изданий по психологии, наиболее ценным мне представляется книга российского спортивного психолога А.В.Алексеева. Я предлагаю читателям внимательно ознакомиться с выдержками из этой книги, приведенные мною ниже:

ВЫДЕРЖКИ ИЗ КНИГИ А.В. АЛЕКСЕЕВА «СИСТЕМА АГИМ ПУТЬ К ТОЧНОСТИ».
«Считаю что совет «включить голову во все, что делаешь и что собираешься делать»- должен стать обязательным составным компонентом любого тренировочного процесса и, конечно же, определять тактику поведения на соревнованиях».

«Но ведь «включать голову» можно по-разному. Когда тренер кричит на учеников, совершивших ту или иную ошибку, он тоже включает голову – свою и спортсменов. Но от такого «включения» один вред, ибо вслед за этим возникают отрицательные эмоции, в том числе и столь гнусная, какой является страх. Вот почему положение – «тренер не раздражается, а анализирует» - должно стать аксиомой во взаимоотношениях между спортивными наставниками и их подопечными».

«Система АГИМ всем своим содержанием помогает именно анализировать процесс совершенствования технического мастерства спортсменов и требует, чтобы тренер, видя ошибки, не раздражался, а почаще «заглядывал в мозг» своих учеников, если хочет от них добиться нужного всем результата. Ведь именно там, в глубинах психического аппарата, таятся, как истоки совершаемых ошибок, так и средства их преодоления. А современные тренеры просто обязаны грамотно оперировать психическими возможностями своих учеников. Но, не крича на них, а спокойно и трезво анализируя причины их неудач и успехов. К тому же привычка к спокойному анализу поможет укрепить психофизическое здоровье, как у спортсменов, так и у самих тренеров, чей организм почти ежедневно находится под весьма значительным психическим и физическим напряжением».

«Очень многие считают, что спортивная техника определяется физическими возможностями человека, в частности, силой, эластичностью, растянутостью его мышц, подвижностью суставных сочленений, выносливостью сердечно-дыхательной системы и т.д. Поэтому, добиваясь высокого качества движений, основное внимание уделяют развитию физических возможностей спортсмена».

«Однако физические качества включаются лишь в завершающий этап выполнения того или иного движения. А начинается оно в сознании, в головном мозгу в виде мысленного образа, представляющего движения – в виде его первоначальной психической программы. Без создания такой программы, мышцы и суставы просто не будут «знать», что им делать».

«При занятиях спортивной техникой организм спортсмена следует рассматривать, как сложно устроенную машину, в которой в тесной взаимосвязи функционируют две основные части. Первая часть – программирующая – головной мозг, где формируется психическая программа предстоящего движения. Вторая часть – исполняющая – все остальное тело, которое физически выполняет заданную психическую программу».

«Практика свидетельствует – когда спортсмен обладает качественной и стабильной спортивной техникой, у него резко повышается чувство уверенности в своих силах, в своих соревновательных возможностях. А чувство уверенности – одно из самых основных, определяющих успех в любом деле, в том числе и в таком трудном, как современный спорт высших достижений. Следовательно, спортивная техника является важнейшей составной частью в очень сложном процессе, который правильно называть не психологической, а психической подготовкой к соревнованиям. Без хорошей спортивной техники и без чувства высокой уверенности, порождаемого ею, просто не приходится рассчитывать на успех в соревновательной борьбе».

«Перед началом разминки полагается сформировать предельно точное мысленное представление о каждом из желаемых качеств. То есть надо иметь предельно конкретный мысленный образ каждого качества, его мысленную «картинку». Чем точнее будет такая «картинка», тем лучше ее конкретные качества перейдут из головного мозга – программирующей части организма, в его исполняющую часть – в опорно-двигательный аппарат, в частности, в соответствующие мышцы».

«Движение начинается в головном мозгу в виде мысленного образа предстоящего движения, в виде его идеи. Этот мысленный образ (его «картинка») переходит затем в исполняющую часть организма (мышцы, суставы и т. д.), которая уже физически реализует идею движения, предварительно запрограммированную в головном мозгу».

«Точность разучиваемого движения и быстрота его освоения зависят от точного мысленного образа будущего движения, тем оно будет точнее при его реальном физическом исполнении. Поэтому начальная задача тренера – любыми доступными ему средствами и способами заложить в сознании ученика предельно точный мысленный образ нужного движения».

«Крайне важно – изначально заложить в сознании спортсмена предельно точный мысленный образ того движения, которое необходимо освоить. И заложить настолько прочно, чтобы этот предельно точный мысленный образ конкретного движения спортсмен мог представить в любой момент и столько раз, сколько потребуется, не ошибаясь».

«Неправильные движения делать легче, чем точные, особенно на первых этапах освоения того или иного элемента спортивной техники».

«Причем, как показывает практика, в экстремальных условиях соревнований следы неверно заученных движений начинают, как бы всплывать в сознании, и промах следует за промахом, так как, повторяю, – плохо делать что-либо гораздо легче, чем хорошо».

«С самых первых шагов в спорте, а затем постоянно необходимо приучить и приучаться к тому, чтобы очень точные мысленные образы движения так же очень точно связывались с мышцами, выполняющими данное движение».

«Качественное выполнение любого движения становится стабильно прочным лишь тогда, когда в сознании был изначально заложен правильный мысленный образ нужного движения».

«В неудачах учеников виноваты, в первую очередь, их учителя, не сумевшие организовать эффективный процесс обучения с привлечением возможностей идеомоторики, которая сводит возможность ошибок к минимуму».

«Даю тренерам добрый совет – если у вашего ученика не получается то или иное движение, не раздражайтесь, а «загляните ему в мозг» и посмотрите, есть ли там точный мысленный образ изучаемого элемента спортивной техники. Как правило, его там не окажется, а обнаружится тот неверный мысленный образ, который, родившись в результате использования метода «проб и ошибок», не позволяет произвести нужное движение качественно».

«Точность движений, определяется качеством связи между программирующей частью организма – головным мозгом и исполняющей частью – остальным телом. Эта связь должна быть обязательно идеомоторной».

Итак, три основных положения, от которых зависит точность движений: чем точнее мысленный образ предстоящего движения, тем оно будет качественнее; чем подготовленнее исполняющая часть организма, тем движение будет лучше реализовано; чем «идеомоторнее» связь между мозгом и мышцами, тем движение будет совершеннее».

«Каждый спортсмен обозначает элементы нужных действий в той словесной манере, которая ему свойственна и удобна».

«Подчас приходится возвращаться от мысленных образов к специальному проговариванию изначальных слов – такая необходимость возникает в тех случаях, когда мысленные образы начинают терять свою четкость и точность. Слова же, особенно произносимые вслух, возвращают потускневшим мысленным образам необходимые качества».

«В резолюции 2-го Международного коллоквиума по психической подготовке спортсменов, прошедшего в мае уже далекого 1967 года в Париже, был записан такой мало радостный вывод: «Спортивная среда недостаточно знакома с диалектикой и искусством слова». Очень хотелось бы, чтобы данный небольшой раздел, посвященный возможностям речи, хотя бы в какой-то мере восполнил этот зияющий пробел в психологическом образовании спортсменов и тренеров».

«Тренер должен любыми имеющимися в его распоряжении средствами и методами заложить в программирующей части организма спортсмена (в его головном мозгу) предельно точный мысленный образ разучиваемого или совершенствуемого движения».

«Опорному элементу необходимо дать точное название. Правильно подобранные слова, мгновенно промысливаемые в момент выполнения опорного элемента (или непосредственно перед ним), помогают исполнить все действие предельно точно».

«На первом месте всегда должно стоять психическое начало – точный мысленный образ движения, который лишь потом, лишь вторично исполняется физически. В этом – принципиальное отличие идеомоторики от метода «проб и ошибок», при котором на первом месте физическое действие, и лишь на втором психический процесс, контролирующий и вносящий коррекцию в качество исполняемого физического действия».
На этом я заканчиваю цитировать А.В. Алексеева, и мы продолжаем дальше наши размышления.
Эти выдержки из книги стали ключевыми в моем поиске психической уверенности и незаменимыми при освоении техники стрельбы из лука, и я от всей души благодарен А.В. Алексееву, написавшего эту книгу. Система «АГИМ» эффективна при отработке и совершенствовании техники стрельбы, но в плане психической подготовки не достаточна. Поэтому я не стал, ни цитировать, ни комментировать А.В. Алексеева, на эту тему, в своей работе. Связано это с тем, что раздел «Самогипноз и аутогенная тренировка» в стрельбе из лука не дает должного эффекта, потому, что в стрельбе из лука слишком много стартов, где каждый выстрел – старт, даже если мы попытаемся стартовать один раз в серию.

Аутогенная тренировка и самогипноз требуют ежедневных тренировок. А нам нужно, чтобы психическая уверенность, однажды придя, больше нас никогда не покидала.

Психической уверенностью можно легко и быстро овладеть, без всякой аутогенной тренировки и самогипноза. Все великое и таинственное оказывается очень простым и не требует больших затрат времени и труда.

Стрельба из лука – вид спорта, в первую очередь, для развития ума. Работа должна осуществляться с головы на мышцы и суставы и обязательно должен быть обратный контроль на голову. Образ выстрела состоит из более чем 20-ти элементов, каждый из которых влияет на результат. Без обратной связи на центральную нервную систему голова не будет знать, что делают наши мышцы и суставы. Уверенность в правильном и четком выполнении элементов стрельбы из лука дает уверенность в результатах.

Но когда голова не знает, что сделали мышцы и суставы, то обязательно в экстремальных ситуациях появляется неуверенность, которая очень быстро перерастает в психическое напряжение.

Древнее японское искусство стрельбы из лука и современное корейское, в том числе и наше Российское делают упор не на умственные способности, а на изнурительный труд, огромное количество выстрелов за тренировку. Эта методика годится для не думающих спортсменов и стоит ли брать с них пример решать вам. Психическую уверенность они нарабатывают, доводя условный рефлекс (элементы техники стрельбы) до уровня безусловного (врожденного). Это бесполезная трата времени, способствующая выключению центральной нервной системы, что в свою очередь приводит к неуверенности, напряжению и психической усталости. Для подтверждения моих слов рассмотрим простые примеры из жизненных ситуаций, когда условные рефлексы, доведенные до высочайшего уровня автоматизма, в экстремальных ситуациях перерастая из неуверенности в психическое напряжение, начинают давать сбой.

1-ый пример: Самый устойчивый условный рефлекс – это ходьба на ногах. В возрасте одного года родители научили нас ходить и дальше всю жизнь мы тренируемся, т.е. ходим и не задумываемся, как мы это делаем. Даже по – гимнастическому брусу, который лежит на полу, мы будем ходить с той же уверенностью. Но, подняв брус на два метра, у нас тут же появляется неуверенность в движениях, а, подняв его еще выше мы не можем сделать и двух шагов. В экстремальных ситуациях неуверенность перерастает в психическое напряжение, и это притом, что всю жизнь, каждый день мы, не задумываясь, тренируемся в ходьбе. А что тогда говорить об элементах стрельбы из лука, которых так много и занимаемся мы не так давно, и не с такой интенсивностью, как ходьба.

С чем связана неуверенность и напряжение в этом примере, и как это устранить, мы рассмотрим ниже.

2-ой пример – вождение машины в большом не знакомом городе с интенсивным движением. Рано утром по пустым улицам ощущая неуверенность, мы все же добираемся до места. Днем же при большой интенсивности движения, когда нужно придерживаться общей скорости, читать названия улиц, видеть знаки и разметки на дороге, чтобы успеть перестроится, а машины и слева, и справа, и сзади и спереди. Вот тут наша неуверенность быстро перерастает в напряжение, и родная машина кажется уже чужой, как будто бы мы давно не ездили за рулем. Как избавится в этом примере от неуверенности и напряжения, ответ мы найдем ниже.

3-ий пример – погладив второпях нужную вещь утюгом, перед выходом из дома и спешно уйдя, через некоторое время начинаем ощущать беспокойство, неуверенность в выполненных действиях связанных с выключением утюга. Но, представив себе, что наш утюг уже дымится, как наша неуверенность перерастает в психическое напряжение и мы уже мчимся домой, чтобы проверить свой утюг. Эта неуверенность и напряжение в быту легко устраняется.

4-ый пример – поставив машину в гараж, закрыв его на два замка и отойдя в сторону дома, часто возвращаемся, чтобы еще раз проверить замки.

5-ый пример – закрыв машину пультом и отойдя на несколько шагов, так же часто появляется сомнение. Голова, почему то, не запомнила работу рук и мы снова беремся за пульт.
В 1-ом примере мы заметили, что в экстремальной ситуации переставлять ноги на гимнастическом брусе нам мешает наше дыхание, которое стало скованным и прерывистым. А дыхание это безусловный (врожденный) рефлекс, который легко восстанавливается и контролируется и вы, слушая свое ровное, спокойное дыхание легко, без напряжения идете по брусу или по бревну через овраг. Не зря в восточных единоборствах дыхание является составной частью искусства. Дыхание – ведущее, а ноги – ведомое. Вдох – левой, выдох – правой ногой и т.д., легко и уверенно, без напряжения вы преодолеваете эти препятствия.

Во 2-ом примере просите такси сопроводить вас по городу до нужного места. В случае разъединения машин светофором, таксист обещает подождать за перекрестком, и вот вы уже спокойно и уверенно едете по чужому городу. Таксист ведущий, а вы ведомый.

Эти два примера показывают, что для уверенности и психической устойчивости в стрельбе из лука так же необходим ведущий. Вполне обосновано мы возьмем ведущим врожденный рефлекс – дыхание и к каждому дыхательному такту мы прикрепляем элементы техники стрельбы из лука или блоки элементов в строгой последовательности их выполнения и доводим до условного рефлекса.

Но это еще не все. Для поиска полной психической уверенности мы вернемся к остальным трем примерам. Выдергивая вилку из розетки, закрывая замки в гараже, нажимая кнопку пульта от машины, что мы делаем ежедневно, не задумываясь, то есть голова наша не контролирует эти условные рефлексы, а значит, не помнит, что сделали и сделали ли вообще нужную работу наши руки. Вот здесь и приходит к нам на помощь утвержденный мысленно словесный контроль на уровне подсознания.

Выдернул утюг – «есть», закрыл замок – «есть», пискнул пульт после нажатия – «есть» и у нас даже через несколько дней не возникнет сомнений. В армии не зря применяют это утвержденное слово «есть».

Для начинающих спортсменов мысленно словесный контроль, а для спортсменов высокого класса –мысленно-словесный контроль на уровне подсознания, а там где присутствуют блоки элементов необходим утвержденный мысленно-словесный контроль. Утверждающее мысленное слово у каждого спортсмена может быть любым, а мною выше приведенное – всего лишь пример его использования.

В искусстве стрельбы из лука стреляет не спортсмен и не лук, а его ровное естественное дыхание, которое обеспечивает четкий ритм и строгую последовательность выполняемых элементов, а мысленно-словесный контроль и утвержденный мысленно словесный контроль на уровне подсозная при обработке выстрела дают нам уверенность в правильном и четком выполнении этих элементов. Уверенность в правильном и четком выполнении элементов техники стрельбы дает нам уверенность в результатах.

Разобравшись с искусством поражения цели и решив психические проблемы, связанные с неуверенностью, напряжением и психической усталостью мы снова возвращаемся к искусству стрельбы из лука.

Древнее японское искусство по Херригелю категорически запрещает думать, размышлять и изобретать новые элементы, иначе это приведет к потере искусства, как говорил «Учитель». Овладевающий искусством должен стрелять, как ему с первого дня показалось удобным и дальше эту технику стрельбы доводить до уровня «Бессознательного» то есть до уровня безусловного рефлекса. Натягивать лук новичку кажется удобным на вдохе, но попробуйте на вдохе подтянуться на перекладине и вы тут же почувствуете, что сделать это очень сложно и что только выдох способствует выполнению работы, а значит и тетиву натягивать правильно будет не на вдохе, а на выдохе. Наблюдая за начинающими спортсменами, мы видим, что стрелять с техническими ошибками им гораздо легче, но высоких результатов не видно, как бы они не старались довести эти ошибки до уровня врожденного рефлекса. Поэтому древнее японское искусство стрельбы из лука и не ставило перед собой, превыше всего, задачу поразить цель.

Ки Сик Лее и Роберт Бондт, обобщив корейский опыт техники стрельбы из лука с опытом других стран, в том числе Украины и России и обосновав его точными науками такими как геометрия, физика, анатомия и биомеханика издали книгу: «Все о стрельбе из лука», где подробно рассматриваются все элементы стрельбы из лука. Эта книга заслуживает особого внимания и должна стать настольной книгой у каждого тренера, в плане технической подготовки.

Техническая подготовка это хоть и важная, но только одна из частей искусства стрельбы из лука.

Вторая его часть, определяющая искусство поражения цели, у них заключается в концентрации взгляда на мишени и проекции тетивы на мушке. Сравнивая это с «Казачьим Спасом» мы делаем вывод без комментариев.

Третья часть искусства, у корейцев, связанная с дыханием, приводит нас к недоумению. Натягивание тетивы на вдохе, дальше полу выдох, пауза, выпуск и снова остаточный выдох, который становится затруднительным, потому, что это не естественно, а значит, что это не настоящее искусство.

Искусство считается подлинным тогда, когда после вдоха идет выдох, естественно и непринужденно без всяких полу выдохов.

Поставленная мной задача, найти естественно – не принужденную, стабильно – результативную и психически уверенную стрельбу с минимальными затратами тренировочного времени, решается очень просто. Соединив условный рефлекс –элементы техники стрельбы из лука с безусловным рефлексом – нашим естественным, непринужденным дыханием, при этом дыхание – ведущее, а элементы – ведомое.

Вдох – это накопление энергии и работа с минимальными нагрузками, а выдох – расход энергии при выполнении работы требующей определенных усилий, дыхательная пауза это концентрация мышечного напряжения и внутренней энергии.

Рассмотрим пример простейшей работы, связанной с дыханием и не требующей затрат умственного труда, такой как косить траву и рубить дрова топором. Мы заметим, что выполнение работы в завершающей фазе связанно с выдохом, которому предшествует дыхательная пауза, а на вдохе – подъем косы и топора. Здесь есть над чем задуматься. Похоже, что древние люди, поднимали лук и натягивали тетиву на одном вдохе, в паузе прицеливались и с выдохом выстреливали. Других вариантов я не вижу.

В современной спортивной стрельбе из лука при большом количестве элементов, двух тактов не достаточно. Убедившись в том, что в завершающей фазе выстрела должен быть выдох с предшествующей паузой мы начнем прослеживать дыхание и выполнение элементов стрельбы из лука в обратной последовательности, зная, что лук нужно поднять на вдохе.

Выдох – выпуск; пауза – концентрация мышечного напряжения, внутренней энергии и прицеливание; вдох – перегруппировка мышц и накопление энергии; выдох – натягивание тетивы, прикладка и стадия удерживания; и так далее.

Количество дыхательных тактов при обработке выстрела можно подобрать индивидуально, но прежде, чем взять их себе, необходимо четко обосновать их теоретически и практически.
Предлагаю, на мой взгляд, оптимальный вариант обработки выстрела дыханием. Это 6-ти тактное дыхание.


1-ый такт.
2-ой такт.
3-ий такт.

4-ый такт.

5-ый такт.

Пауза

6-ой такт.

Вдыхая
Выдыхая
Вдыхая

Выдыхая

Вдыхая

Выдыхая

захватываем тетиву;
уточняем точку упора на рукоятке;
поднимаем локти, на уровень, при котором мушка окажется в районе мишени, при этом лук поднимается сам, как неотъемлемая часть руки и одновременно слегка разворачиваем туловище, чтобы ось плечевых суставов оказалась в районе мишени (8-ка на 3 часа).
натягиваем тетиву, выполняя прикладку и стадию удерживания.
до уровня устойчивого состояния, чтобы не делать полу выдох, осуществляем перегруппировку, включая в работу нижние пучки мышц спины.
Прицеливание, дотяг с концентрацией мышечного напряжения и внутренней энергии. Пауза 2-3 секунды сохраняет устойчивое состояние организма.
выстреливаем в точке ожидания максимального мышечного напряжения. Энергичность разрыва определяется и контролируется выдохом. Выдох будет естественным, в меру энергичным и стабильным.



Первые два такта имеют большое психологическое значение, так как снимают стартовое напряжение, после чего дышится естественно и непринужденно.
В заключение моей работы, в помощь начинающим спортсменам, предлагаю рассмотреть один из элементов техники стрельбы из лука – это левый локтевой сустав, который на первый взгляд кажется очень сложным и требует много времени на его освоение и который приносит не мало неприятностей начинающим спортсменам, связанных с ударом тетивы по локтевому суставу. У Ки Сик Лее, в переводе Д.В.Уткина, об этом элементе сказано коротко, лишь то, что левый локтевой сустав должен находится в вертикальном положении.

Итак, внимательно рассматривая левую руку в свободном провисании, мы заметим, что она полностью расслабленна и не очень прямая, а подняв такую руку на уровень плечевого сустава, локтевой сустав без всякого усилия оказывается в вертикальном положении. Уперевшись такой рукой в стену мы почувствуем устойчивый упор не только в локтевом, но и в плечевом суставах при полном расслаблении мышц левой руки. Вот и вся проблема.
P.S.: Чтобы проникнутся доверием к данной методической разработке, о себе как об авторе коротко скажу, что являюсь мастером спорта СССР по стрельбе из лука, с 20-ти летним опытом тренерской работы, в совершенстве владеющим техникой стрельбы из лука и методикой обучения спортсменов. Образование высшее инженерно – экономическое.

Считаю, что тема моей методической разработки: «искусство стрельбы из лука, искусство поражения цели и психическая уверенность» раскрыта полностью, в простой в виде собеседования, научно-практической и доступной читателю форме.
Буду рад Вашим отзывам.

Моб. тел.: 8-918-612-96-45 Кошелев Василий Николаевич г. Сочи

Список используемой литературы:



  1. Е. Херригель «Дзен и искусство стрельбы из лука», Лондон 1953 г. Перевод А. Мищенко.

  2. А.В. Алексеев «Система АГИМ путь к точности». (52стр.)

  3. Ки Сик Лее и Роберт де Бондт (Корея) «Все о стрельбе из лука». Переведено на русский язык Д.В. Уткиным, С.В. Шелмаковым, М.С. Ларькиной. (100 стр.)

  4. Боевое искусство «Казачий спас» (из древних преданий)

  5. Борис Сахаров «Открытие 3-го глаза», София 2006 г.


Типография «Оптима»

354000, г. Сочи, ул. Советская, 40

Заказ № 0199. Тираж 100 экз.

- -

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка «Голос и выразительные средства в джазе»...

Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Издания 2010-2011 учебного года
...
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка
Методическая разработка предназначена для студентов, магистрантов и аспирантов, имеющих навыки чтения научной литературы. Она поможет:...
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Исследовательская работа на тему: «Лук чудо овощ»
Лук стал пищей человека более 6 тысяч лет назад. Известно около 500 видов лука. 10 видов лука находятся под охраной и занесены в...
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка на тему
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда в группах предшкольной подготовки с детьми с зпр (6-7 лет)
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка классного часа на тему патриотического воспитания:...
Данная разработка выполнена для проведения классного часа «Моя профессия – моя гордость»
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка
«Технология создания тестированных заданий для самостоятельной продуктивной деятельности обучаемых»
Методическая разработка на тему: Искусство стрельбы из лука icon Методическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции