Скачать 335.79 Kb.
|
Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности 2004 г. А.А. Волочков*, Е.Г. Ермоленко** ©*Доктор психол. наук, профессор кафедры практической психологии Пермского государственного педагогического университета, Пермь **Старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета, Кыштым Рассматривается проблема выбора ценностей как основы становления и развития направленности личности. Вводится понятие ценностной направленности личности и типа ценностной направленности, обосновываются пути их выделения в эмпирических исследованиях. Изучается взаимосвязь смыслообразующей активности и ценностной направленности личности. Приводятся данные исследования типов ценностной направленности личности в юношеском возрасте. Ключевые слова: ценность, направленность личности, смыслообразующая активность, развитие личности в юношеском возрасте Направленность личности и ценностные ориентации. В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность [2, 11, 21, 29, 30, 32 и др.]. С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое “напряжение”, связанное с источником направленности) [29]. В отличие от К. Левина, С.Л. Рубинштейн не отрывает динамический компонент (напряжение поля по К. Левину) от смыслового [38]. Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру [2]. Эта система детерминирует поведение и деятельность человека, ориентирует его активность. От направленности личности зависит ее облик в социальном плане и то, какими именно нравственными нормами и критериями она руководствуется [24, с. 103]. С этими функциями направленности личности трудно не согласиться, они делают ее одной из ведущих личностных характеристик. Роль направленности личности очевидна и значима. Но чем она сама определяется? В отечественной психологии среди детерминант направленности обычно называют объективное соотношение индивидуальных особенностей и деятельности. Например, К.М. Гуревич и А.М. Раевский подчеркивают, что “ни требования самой деятельности, ни психические особенности индивида не могут трактоваться как субъективные феномены, зависящие от субъективного сознания” [11, с. 32]. Возникает парадокс - в направленности личности от самой личности, от ее “субъективного сознания” ничего не зависит! В таком понимании источников направленности личности сама “личность” почти не прослеживается. Получается, что она – не автор, не субъект своей направленности. Впрочем, это логично для господствующего (со времен В. Штерна) в традиционной психологии эпигенетического подхода, объясняющего развитие личности в координатах лишь двух факторов – генетического и средового [9; 27, с. 451; 41, с. 424]. Человек в такой схеме – не более чем пешка в “руках” среды и наследственности. От него самого в его развитии и поведении почти ничего не зависит. Но направленность личности, иерархия ее мотивов в конечном счете оказываются результатом внутреннего выбора, в котором, с нашей точки зрения, ее субъектность прежде всего и проявляется. Протест против ограниченности эпигенетического подхода в развитии психики выразился в появлении экзистенциальной философии, логотерапии, гуманистической психологии и других направлений, в которых утверждается роль активности субъекта, способного сделать выбор и направить свою жизнь самостоятельно, быть ее автором. “Человек не что иное, как то, чем он делает себя сам” [40]. На наш взгляд, назрела необходимость расширить двухфакторную теорию психического развития, дополнив ее фактором активности самого субъекта. Концепция трех факторов психического развития нами уже рассматривалась [5–7]. При таком подходе источники направленности могут более глубоко объяснять ее происхождение. С одной стороны, различные виды деятельности, возникшие еще до рождения конкретного человека, предъявляют свои жесткие требования к ее исполнению. С другой стороны, существуют и наследственные ограничения. Однако уже на самых ранних этапах онтогенеза человек оказывается способным выделять себя из физического мира и строить его первичную картину через глобальные недифференцированные обобщения и базовые категории [31, с. 131], соотносить требования среды с индивидуальными особенностями. Уже в этих первичных проявлениях протосубъектности четко проявляется индивидуальный, уникальный выбор субъектом своего отношения к миру, определяющий направленность его активности, его жизни. “Никто не может повторить его жизни. То есть у каждого человека его задача уникальна, как и его специфические возможности выполнения” [34, с. 254]. Эти слова В. Франкла в значительной мере перекликаются с позицией С.Л. Рубинштейна и А.В. Брушлинского: “… строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблемы саморазвития, самодвижения, движущие силы развития; источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренние причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства” [3, с. 9; 30, с. 29]. Итак, в осознании или переживании столкновения своих природных возможностей с внешними требованиями человек сам осуществляет свой выбор. Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций [19; 28, с. 637]. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности. По В. Франклу, “ценности ведут и притягивают человека … у человека всегда имеется свобода: свобода делать выбор между принятием и отверганием предлагаемого, т.е. между тем, осуществить потенциальный смысл или оставить его нереализованным” [34, с. 246]. Ценность – единственная мера сопоставления мотивов [4, с. 122]. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъектной образующей активности и самого субъекта в ней [35, с. 196]. Смыслообразующая активность и ценностная направленность личности. Из обширного набора предлагаемых обществом ценностей человек выбирает – предпочитает, отказывается, борется “за” или “против”, взвешивает – свои ценности. “Ценности – это не то, за что платим, а то, ради чего живем” [30, с. 366]. Только в ходе авторского, субъектного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим порой нелегким выбором - эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой “чувство ценности чего–либо для “Я” [27, с. 516]. По К.А. Абульхановой, “смысл жизни – это своеобразное чувство своей субъектности, возможности творчества жизни, это – не только когнитивное образование, а переживание личностью своей включенности в жизненные структуры, причастности к общественным ценностям, полноты своего самовыражения, интенсивности взаимодействия с жизнью” [1, с. 16]. Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это – поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [36]. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека. Вслед за Ницше он повторяет: “ Тот, у кого есть для чего жить, может выдержать почти любое как” [34, с. 242, 250]. Именно В. Франкл впервые выделяет особую форму активности, характерную для становления и развития человека – смыслообразующую активность. Смысл жизни всегда индивидуален. “В конечном счете, человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее он должен осознавать, что это он сам – тот, кого спрашивают. Живущему в мире человеку вопросы задает жизнь, и он может ответить жизни, только отвечая за свою собственную жизнь. Он может дать ответ жизни, только принимая ответственность на себя” [там же, с. 254]. В отечественной психологии идею смыслообразующей активности развивает К.А. Абульханова. Она представляет этот вид активности как личностную интерпретацию человеком способа жизни, включающую представление о месте в обществе, о своей состоятельности, как жизненную “приземленность” или, наоборот, идеалистичность. Такая личностная интерпретация, по ее мнению, и есть основа сознания, а сущность ее выражается “семантическим интегралом” – уникальной системой притязаний, саморегуляции и удовлетворенности [1, с. 28, 101]. Смыслообразование, с точки зрения автора, есть “личностная тенденция к индивидуализации, ее способность к интерпретации жизни, которая, однако, представляет не столько деятельностную и даже не столько теоретически сознательную, сколько ее экзистенциальную способность. Способность переживать жизнь … оценивать … выдвигать на первый план или отодвигать на последний план” [там же, с. 102]. Смыслообразующая активность, связанная с индивидуальным выбором, образованием и систематизацией ценностей, всегда индивидуальна, ситуативна. Понятно, что диагностировать ее проявления непосредственно невозможно. Остаются либо идиографические описания, либо “архивный” метод, либо косвенная диагностика – через другие проявления или последствия смыслообразующей активности. Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющаяся, по В.С. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [22–24]. При этом как в зарубежной, так и в отечественной психологии альтруистическая направленность противопоставляется эгоистической, индивидуалистской [2, 8, 18, 20 и др.]. В условиях современных перемен в российском обществе, когда социально-типичное соотношение “личность и общество” явно не в пользу последнего, Л.М. Митина справедливо подчеркивает, что направленность человека на себя не так однозначна, как это трактовалось ранее. Она имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей [25, с. 35]. Во всех перечисленных нами подходах в выделении типов направленности личности доминирует движение от авторского предположения, теоретического конструкта – к эмпирическим исследованиям на его основе. Однако эти конструкты легко меняются вместе с изменением социально-экономической ситуации, особенно в “эпоху перемен”. Путь от конструкта к поведенческим и диагностическим индикаторам в психологии хорошо известен. Но возможен и другой путь. Если “диагностика направленности – не формальная, а содержательная диагностика” [11, с. 36], если это содержание определяется ценностями, которые выбирает индивидуальный субъект, то почему бы в определении типов направленности не идти по пути выделения преобладающих векторов ценностей? Если мы в репрезентативной выборке дадим каждому испытуемому возможность выбрать ценности из достаточно обширного их набора, а затем факторизуем соответствующие показатели, мы получим ценностные векторы, наиболее типичные для возрастных, профессиональных и других групп. Такой тип направленности мы называем ценностной направленностью личности. Тип ценностной направленности личности – преобладающие для данного возраста, времени, места жизни и т.п. ценностные векторы. Он диалектичен, противоречив: с одной стороны, в нем выражена социальная типичность, с другой – “усредняются” результаты индивидуальных выборов ценностных предпочтений. Эти сливающиеся в единый “векторальный” поток индивидуальные сопоставления связаны с индивидуальной смыслопорождающей, смыслообразующей активностью. Таким образом, возможность выявления преобладающих ценностных векторов, на наш взгляд, позволяет косвенно судить о наиболее типичных (для данной возрастной, профессиональной и других групп) векторах смыслообразующей активности. Именно они стали предметом нашего исследования. Цель исследования: выделение и изучение типов ценностной направленности личности как выражения смыслообразующей активности. Задачи: 1) выделение типов ценностной направленности личности в репрезентативной выборке испытуемых студенческого возраста; 2) выявление возрастной динамики представительства данных типов у студентов. Гипотеза: возможно эмпирическое выявление и описание преобладающих типов и возрастной динамики ценностной направленности личности от раннего юношества к взрослому возрасту. Методика Эмпирическое исследование типов ценностной направленности личности проводилось на выборке студентов. Юношеский возраст является своеобразной точкой бифуркации в “строительстве” индивидуальной системы ценностей, в решении проблем идентичности, в поисках смысла жизни [12, 15, 17, 33]. В исследовании приняли участие 618 студентов Южно-Уральского государственного университета (г. Кыштым); из них 337 юношей и 281 девушка, возраст от 15.5 до 23.5 года. Общая выборка по возрастным группам представлена в табл. 1. Таблица 1. Возрастной состав общей выборки испытуемых
Таким образом, мы имеем близкие по количественному составу четыре возрастные группы, охватывающие весь юношеский возраст. Ценностный перечень с предложением индивидуального выбора предпочтений был представлен студентам в виде опросника терминальных ценностей И.Г. Сенина (13 шкал) и 14 шкал самоактуализационного теста – САТ (в адаптации Л.Я. Гозмана, М.В. Кроз и М.В. Латинской). Последний является российской адаптацией опросника личностных ориентаций Э. Шострома (Personal Orientation Inventory - POI). Вопросы POI были отобраны из большого набора критических, в первую очередь поведенческих и ценностных индикаторов, отличающих здорового самоактуализирующегося человека [10]. Таким образом, общий список перечня насчитывал 27 ценностей и связанных с ними поведенческих индикаторов. Для выделения типов ценностной направленности личности нами был использован многоэтапный факторный анализ по методу главных компонент, с последующим Varimax–вращением, который проводился на всей выборке испытуемых (n = 618). Несколько этапов факторизации позволили выделить минимальное число наиболее общих типов ценностной направленности личности, преобладающих в студенческой выборке. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ На первом этапе отдельно факторизовались шкалы вопросника терминальных ценностей Г.И.Сенина и самоактуализационного теста (табл. 2 – 3). Два фактора в совокупности объясняют 76% дисперсии всех входящих в опросник шкал (табл. 2). Первый фактор (ОТеЦ–1) мы характеризуем как фактор ориентации на достижения в сфере профессиональной жизни, тесно связанной у студентов с образованием, на удовлетворенность в сфере семьи, увлечений и общественной жизни. В составе второго фактора (ОТеЦ–2) преобладают ценности, связанные с удовлетворением, получаемым от творчества, саморазвития и общения на фоне стремления к престижу и материальному благополучию. Такая картина, на наш взгляд, подтверждает предположение П.М. Якобсона о различных видах направленности у одного и того же человека, иногда перекрывающих друг друга или даже находящихся в разных плоскостях [37]. Точнее было бы даже сказать о различных ценностных плоскостях в рамках одного вектора ценностной направленности. |
Технология интегрированного обучения истории и литературы как одно... В статье рассмотрены такие вопросы: интегрированный урок как средство повышения активности обучающихся, структура, формы и типы таких... |
Игровые технологии на уроках физики и внеклассных мероприятиях как... Сегодня большое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы,... |
||
Русская философия уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью... «путями русского богословия» (выражение известного богослова и историка русской мысли Г. В. Флоровского). Как и в средневековой Европе,... |
Активности П 30 Психология неадаптивной активности. / Российский открытый университет. — М.: Тоо “Горбунок“, 1992. — 224 с |
||
15 сила мотива и эффективность деятельности Как уже говорилось, одной из характеристик мотива является его сила. Она влияет не только на уровень активности человека, но и на... |
Как внутренний побудитель активности человека Сходство у большинства психологов наблюдается только в том, что почти все признают за потребностью функцию побуждения активности... |
||
Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань... Существующее выражение «искусственный интеллект» появилась как дань артефактам. Человек, преуспел в создании искусственного. Однако... |
Любви в лирике А. С. Пушкина Свобода, творчество, любовь – три стихии духа, прекрасные в человеке, три сферы активности. Разбивающие замкнутый мирок эгоизма личности,... |
||
В. А. Кувакин Религиозная философия в России Религиозно-философские собрания как выражение модернистских тенденций в православной идеологии |
Х. Гендерные особенности целостной активности субъекта жизнедеятельности Параллельно множится ряд теоретических подходов, зачастую несопоставимых друг с другом. В итоге картина активности субъекта жизнедеятельности... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |