Скачать 153.09 Kb.
|
Свободолюбивая лирика Пушкина Анализ стихотворений - « Вольность» (1817), «Деревня» (1819) , «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник»(1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), обучение анализу стихотворения. Следует учитывать, что тема вольности и свободы действительно претерпела эволюцию в творчестве Пушкина, .ода «Вольность» провозглашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами», основа «неправедной власти» - «сгущенная мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушкина либеральных идей Запада); «К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политический учений («Вольность»), здесь речь идет о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя переоценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нем призыва к действию. «Деревня» - это уже пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы. Стихотворение «Кинжал» сопоставимо с одой «Вольность», но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гуманистической идеей «дарования свободы», как бы предвосхищающей последующие призывы Пушкина освободить «декабристов». А в стихотворении «Анчар» Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследования источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни. Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Свобода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о, несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась "святым провиденьем", когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения. Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "вольность", «воля» "вольный" —: ключевые слова пушкинского "словаря". Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки присутствия" самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования. Уже в стихотворениях 1817—1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихаем жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого себя,.. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории. В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств. Ода "Вольность" (1817). В ней поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "неправедная Власть". Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Но ода "Вольность", как и другие "вольные" стихи, не сухой социальный манифест, пропагандирующий.идею конституционной монархии.} Идеал общественной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В "Вольности к миру обращается поэт — глашатай вечных истин, "друг человечества".
Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, — по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и "стыд природы", нарушение божественной гармонии.
Падут бесславные удары... Погиб увенчанный злодей. - Какую роль играют в "Вольности" два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I? - Чем заканчивается ода? Тираноборческий пафос сливается в "Вольности" с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду "поучением"-призывом, обращенным к царям: Склонитесь первые главой Под сень надежную Закона, И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой. «Деревня» (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во "всемирном" масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве, не о свободе как абстрактной идее всеобщего блага, а о свободе, русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный "пустынный уголок" России, где Среди цветущих нив и гор Друг человечества печально замечает Везде Невежества убийственный позор "Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части стихотворения поэт расширяет "географические" границы своих размышлений если в первой части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень Аллегорические образы "Барства дикого" и «Рабства тощего» подчеркивают, что речь идет не о "плохом" барине, его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный", а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя. В чем отличие «Деревни» от «Вольности» в понимании свободы? В "Деревне" заметны новые оттенки свободы"^ Это связано с усилением авторского "присутствия". В "Вольности к миру обращается поэт — глашатай вечных истин, "друг человечества". В "Деревне" образ автора-поэта конкретнее: он подчеркивает, что приезд в деревню — акт его воли. - Почему автор предпочитает деревню городу? Он предпочел спокойную деревенскую жизнь с ее "мирным шумом дубров" и "тишиной полей" суетной городской жизни с порочным двором Цирцей", "роскошными пирами", забавами и заблуждениями. Город - это "суетные оковы", мешающие постигать блаженство истины, слушать голос просвещенной мудрости "оракулов веков". Именно в деревне, где суету сменяет праздность вольная, подруга размышленья", поэт учится "свободною душой Закон боготворить".
Картина деревенского "лона счастья и забвенья" в первой части "Деревни" напоминает обычный идиллический пейзаж. Но идиллия, оказавшись всего лишь иллюзией свободней и счастливой жизни, отменяется второй частью стихотворения. — Проанализируйте пейзаж в "Деревне" Докажите, что он увиден глазами человека со "свободной душой ". — Почему вторая часть, о «барстве диком», имеет выраженное публицистическое звучание? — Можно ли считать революционным вопрос - призыв, заключенный в последней части? — Как в стихотворении «работает» прием контраста? «К Чаадаеву» (справка о личности П.Я. Чаадаева и история их отношений с Пушкиным готовится заранее). Послание "К Чаадаеву" - яркий лирический "символ веры" молодых "друзей вольности". Стихотворение носит личной, даже интимный характер. Это связано с тем, что меняется адресат пушкинских слов о свободе. Если в "Вольности" и "Деревне он взывает к необозримому миру, пораженному тиранией, и к.России, к монарху, то теперь у его порыва к свободе "частный" адрес: Чаадаев, друг, единомышленник, к которому Пушкин обращается как бы перед лицом тех, кто связан и узами дружбы, и общей целью.
- На какие 3 части, соответственно преобладающим в них формам глагольного времени, можно разделить стихотворение? О чем эти части? - Как понимается свобода в этом стихотворении? Свобода и здесь предстает как цель высоких стремлений поэта и его друзей, как ответ на "Отчизны... призыванье". Но на первый план выходит внутренняя свобода, -без которой Пушкин не мыслит достижения свободы общественной. Свобода — это "желанье", страсть, горящая в душе, вера, стремление к счастью. Ожидание свободы — такое же "томленье упованья", каким охвачен "любовник молодой", ждущий "минуты верного свиданья". Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге, с "прекрасными порывами" "нетерпеливой" души. - В каких строчках содержится основная мысль этого стихотворения? - Как изменяется тема сна и пробуждения от сна в начале и в конце стихотворения? - Какие языковые средства помогают поэту выразить свой призыв к подвигу? - Что возникает в финале стихотворения? В финале стихотворения возникает образ будущего, в котором небо подаст весть об обновлении России, о наступающей поре свободы ("звезда пленительного счастья"), Россия, словно богатырь, "вспрянет ото сна", а свободные люди увековечат память о тех, кто страстно верил в свободу, "на обломках самовластья. Пушкин не имеет в виду падение монархии, "самовластье" — это тирания, деспотизм. «Птичка», «Узник»: - Как в этих стихотворениях выражен мотив личной свободы? Какую роль в этом играют образы-символы птиц? «Анчар» (1828). Оно может быть прочитано и как философская притча, отразившая мысли поэта о добре и зле, о власти и человеке, и как политическая аллегория (сам Пушкин протестовал против аллегорического истолкования стихотворения). В контексте современных экологических проблем символика "Анчара" приобретает новый смысл: вмешательство человека в жизнь природы, познание им разрушительной силы "смертной смолы" ведут к обострению конфликтов между людьми, к гибели человечества. - Рабство как противопоставление свободе личности. Как это стихотворение углубляет размышления поэта о свободе? - Каково отношение автора к героям стихотворения? Чем оно определяется? - Какое звучание придает стихотворению обращение к легенде и легендарному образу дерева? В ходе урока учащиеся делают записи в тетради, характеризующие развитие темы свободы в лирике Пушкина, записывают названия стихотворений. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд...» I. Послание декабристам в Сибирь на каторгу написано в 1827 году.
Струн вещих пламенные звуки До слуха нашего дошли, К мечам рванулись наши руки, — Мария Николаевна Раевская в начале 1825 года стала женой Сергея Волконского и после декабрьского восстания последовала за ним в Сибирь. С семейством Раевских Пушкин путешествовал по Кавказу и Крыму в 1820 году, когда Машеньке Раевской было всего 15 лет. И — лишь оковы обрели. Но будь покоен, бард! — цепями, Своей судьбой гордимся мы И за затворами тюрьмы В душе смеемся над царями. _ Наш скорбный труд не пропадет, Из искры возгорится пламя, И просвещенный наш народ Сберегся под святое знамя. Мечи скуем мы из цепей И пламя вновь зажжем свободы! Она нагрянет на царей, И радостно вздохнут народы! Пушкин в своем стихотворении выражал надежду на амнистию декабристов, которая произошла в действительности лишь в 1855 году. II. Тема гражданская, тема верности идеалам юности.
Надежда... разбудит бодрость и веселье Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы... Свобода вас примет радостно у входа... — эпитеты: Гордое терпенье, Скорбный труд, затворы мрачные, Свободный глас — сравнение: Любовь и дружество до вас Дойдут сквозь мрачные затворы, Как в ваши каторжные норы Доходит мой свободный глас» V. Особенности стиха: — Аллитерация на «Р», придающая звучанию стихотворения строгость и мужественность: Во глубине сибирских руд Храните гордое терпенье Не пропадет ваш скорбный труд И дум высокое стремленье. Анализ стихотворения «Анчар» Для понимания идейной направленности стихотворения следует иметь в виду соответствие между «Анчаром» и стихотворением П. Катенина «Старая быль». В этом стихотворении Катенин в несколько завуалированной форме осуждал известные «Стансы» Пушкина («В надежде славы и добра...»), усматривая в них похвалу «царю-самодержителю». Поэтическим ответом на упреки Катенина и был пушкинский «Анчар», свидетельствовавший о верности Пушкина свободолюбивым идеям декабризма. Пушкин находит, отбрасывает, отыскивает все более резкие и напряженные детали, рисуя страшную картину смерти и гибели, которые окружают ядовитое дерево: «На почве мертвой, раскаленной», «могучий яд», «прах отравленный клубится», «пустыня смерти», «тигр ярый бьется» . Но картина эта важна ему не сама по себе. Значение ее в том, что к страшному дереву идет человек. Возникает первый набросок: Но человек ко древу яда и далее: Но человек к Анчару страшному подходит и сейчас же возникает следующая запись, та, в которой содержится весь идейный смысл стихотворения: Но человека человек В пустыню посылает. Но почему мог человека человек послать к анчару? Начинаются поиски следующей строки: «Послал к анчару властным словом», «Послал к анчару самовластно», «Послал к анчару равнодушно». И уже под конец находятся самые точные слова: «Послал в пустыню властным взглядом», и строка приобретает окончательную форму: «Послал к анчару властным взглядом». Идейный смысл стихотворения выражен с предельной точностью. В характеристике раба у Пушкина были различные оттенки. Путь к анчару — это подвиг. В черновиках находим эпитет «смелый», строку «И тот безумно в путь потек». Появляется определение «верный раб». Но все это отбрасывается — дело ведь не в смелости и не в верности раба, а в его послушности, т.е. в предельном подчинении его чужой воле, «властному взгляду» (даже не «властному слову»). Стихотворение построено на контрастах, прежде всего в композиционном отношении. Дерево смерти—и идущий к нему человек; раб — и владыка. В восьмой строфе контраст выражен с наибольшей силой: И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки. Казалось бы, стихотворение завершено, противоречие раскрыто. Но Пушкин находит новый и еще более трагический поворот темы: ради чего погиб бедный раб, ради чего совершен его, хотя бы и подневольный, подвиг? И последняя строфа еще более расширяет идейный смысл стихотворения. Владыке нужны послушные, как раб, стрелы, чтобы он с ними ...гибель разослал К соседям в чуждые пределы. Если анчар губителен для тех, кто идет к нему, то владыка рассылает эту гибель. Гуманистический пафос стихотворения здесь достигает особенной силы. Таким образом, композиция стихотворения основана на резких, непримиримых контрастах и противоречиях. Они передают, с одной стороны, накал общественной борьбы, который только что нашел свое выражение в восстании декабристов 1825 г., и в то же время в этих контрастах и выражается характер лирического героя, смело и непримиримо обнажающего всю остроту противоречий деспотического строя. Эта контрастность, поиски предельно острых и драматически выразительных средств определяют и лексику стихотворения. <...> Анчар «стоит — один во всей вселенной». Эпитеты и определения подчинены той же цели передачи драматичности и напряженности как самой ситуации, так и речи говорящего о ней лирического героя: «грозный часовой», «жаждущие степи», «день гнева», «вихорь черный», «лист дремучий». Контрастна сама организация повествования. Контраст этот выражается в том, что повествователь, с одной стороны, говорит о предельно трагической ситуации: владыка посылает на смерть раба, чтобы ценой его гибели нести смерть другим людям, и в то же время сам повествователь не дает этому оценки, он только рассказывает о той трагедии, которая произошла около анчара. Его отношение к ней прорывается только в упоминании о бедном рабе, в негодующем сопоставлении: «человека человек», да еще, пожалуй, в подчеркнуто простом и в то же время скорбном рассказе о том, как умирал бедный раб. <...> Таким образом, и композиция стихотворения, и его лексика, и входящие в него повествовательные элементы (анчар, владыка, раб) — все это единая и целостная формы раскрытия состояния характера лирического героя, его конкретизирующая, превращающая его в индивидуальное переживание, в конкретную картину духовной человеческой жизни, созданную средствами речи. Большую роль в этой конкретизации играет ритмическая и звуковая организация стиха. <...> Стихотворение написано четырехстопным ямбом, его ритмическое своеобразие связано прежде всего с тем, как расположены ударения в строке. Рассмотрим их распределение в «Анчаре». Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части. Первые пять строф дают описание анчара. Первая половина второй строфы, т.е. первая и вторая строки, вводит новое в течение стихотворения — приказ владыки, далее вторая половина шестой строфы и седьмая и восьмая строфы дают описание судьбы раба, последняя — девятая — строфа говорит о царе. Первая часть почти полностью выдержана на однородных ритмических строках: идет как бы перечисление свойств анчара, строфы однородны в интонационном отношении и не требуют поэтому каких-либо существенных отступлений в движении ритма: В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной. Природа жаждущих степей Его в день гнева породила И зелень мертвую ветвей, И корни ядом напоила. Как видим, здесь все строки (за одним исключением) дают сходное расположение ударений: в каждой строке три ударения; ударение на 6-м слоге опущено. Это создает однородность ритмического движения, отвечающего интонационной однородности текста: перечислению, так сказать, качеств анчара. Так же строятся следующие три строфы. Всего на 20 строк здесь приходится лишь три четырехударные строки и одна двухударная. Одна четырехударная строка заканчивает первую строфу («Стоит — один во всей вселенной», поддерживая завершающую интонацию), другая — в четвертой строфе (она связана с переносом: «И тигр нейдет — лишь вихорь черный») и третья заканчивает все описание анчара («Стекает дождь в песок горючий»). Все они, таким образом, интонационно мотивированы, придают строкам, с которыми связаны, индивидуальное своеобразие, но в то же время, поскольку все окружающие строки несут по три ударения, они не выступают с особенной подчеркнутостью, что и не требуется ходом повествования, поскольку все оно строится в одном плане — описание анчара. Что касается одной двухударной строки внутри третьей строфы («И застывает ввечеру»), то она не связана с существенными смысловыми и интонационными оттенками фразы и поэтому не попадает, так сказать, в ритмическое поле зрения. Звучание стиха резко меняется при переходе ко второй композиционной части. Здесь от описания анчара Пушкин переходит к основному противоречию, к основному конфликту. Здесь резкий интонационный подъем. Дважды повторяется слово «человек», но с совершенно различным вкладываемым в него смыслом. Здесь — центр трагедии, потрясшей лирического героя. Как же звучит его голос? Пушкиным собраны здесь все средства звуковой выразительности. Повторение слов, естественно, является и повторением звуков, оно поддержано в следующей строке повторением во всех словах звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»), такого подчеркнутого звукового повтора нет ни в одной другой строке стихотворения. Наконец, эта смысловая, интонационная, звуковая выпуклость первых двух строк шестой строфы поддержана и ритмически. Пятая строфа, как мы помним, оканчивается завершающей четырехударной строкой. А шестая строфа начинается двухударной строкой, после которой снова следует четырехударная, причем все ударения приходятся на звук «а». Все это придает им особенно своеобразный, индивидуальный характер, благодаря чему эти самые важные в смысловом и эмоциональном отношении строки звучат исключительно выразительно, опираются и на ритм, и на звук. Все это придает интонации этих строк максимально драматический характер, отвечающий сущности самого переживания, в них облеченного, точнее — в них только и существующего.<...> Третья часть — это история раба, и она имеет свою интонационную и ритмическую концовку. Рассказ о нем снова идет на трехударных строчках (седьмая и восьмая строфы и первое полустишие восьмой строфы), затем идет интонационный подъем, и ему отвечает четырехударная строка («И умер бедный раб у ног»), за которой следует двухударная («непобедимого владыки»), завершающая строфу. Единство всех элементов и определяет художественную силу и убедительность речи лирического героя — носителя переживания, составляющего непосредственное содержание стихотворения «Анчар». Все они составляют меру определенности этого непосредственного содержания вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придающих своеобразие его ритму. |
Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного 200-летию... Оформлена книжная выставка «Свободы витязь молодой», представлены иллюстрации, портрет поэта |
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
||
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
||
Свободы Расположите все программные стихотворения Пушкина в хронологическом порядке с указанием дат написания. Распределите их по периодам... |
Уголовно-исполнительное право Пенитенциарное право, пенитенциарные учреждения – здесь имеются в виду места лишения свободы (далее лс) |
||
Утопия прогрессизма и ее альтернативы 42 Глава 3 Глобальный мир:... Первый парадокс всемирной истории: «от безграничной свободы к безграничному деспотизму» 68 |
Глава Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы, поставленным еще в «Цыганах» (1824). Им были впервые определены многие... |
||
Свободы в философии Бердяева Понятие мировоззрения. Типы мировоззрения и их характерные особенности. Мифология как первичная форма мировоззрения |
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Разработчик Российской Федерации, правовые документы в своей деятельности; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |