Волкова А. Я., учитель сош №19




Скачать 65.13 Kb.
Название Волкова А. Я., учитель сош №19
Дата публикации 14.10.2014
Размер 65.13 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы


Волкова А. Я., учитель СОШ №19

г. Новочебоксарска
Имманентный анализ

стихотворения А.С. Пушкина «Узник»

Сижу за решёткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,.

Кровавую пищу клюёт под окном. Клюет, и бросает, и смотрит в окно,

Как будто со мною задумал одно.

Зовёт меня взглядом и криком своим

И вымолвить хочет: «Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора

Туда, где за тучей белеет гора,

Туда, где синеют морские края,

Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..».

1822
«И поэта послали не в Сибирь, а в Кишинев», - говорит нам строка учебника. Так начинается Южная ссылка Поэта. Именно в Кишинёве им написано ставшее народной песней стихотворение «Узник».Накопился опыт работы над его поэтической техникой, идейным содержанием, в частности, Вс. Рождественского, 3. Я. Реза. Их взгляды на авторскую мысль несомненно интересны.

И все же приведем еще один опыт анализа, основанного на рассмотрении идейно-образной структуры стихотворения без выхода за рамки текста. «Узник» - своеобразная сжатая поэтическая формула, где нет ни одного лишнего слова. Какова же основная мысль стихотворения? Ответить на этот вопрос - то же самое, что разгадать «поэтическую формулу» - пушкинскую тайнопись.

Попытаемся сделать это, проникнем в художественный мир творения, не выходя за рамки текста. Стихотворение «Узник» опирается на следующую цепочку образов-символов:

Узник - решётка - темница - неволя - орёл - товарищ ~ крыло – птица - окна - взгляд - крик-птица - брат- туча – гора – края - ветер.

Выделяем среди них главные тематические группы слов, их три. Первая группа слов рисует картину мира реального (того, что можно ощутить, потрогать, увидеть):

Узник - решётка - темница - неволя - окно - орёл - товарищ.

Нет сомнений, что все слова употреблены метафорически, то есть темница - это не реальная темница, а те тяжелые жизненные обстоятельства, в которые попал лирический герой. Вторая группа слов рисует картину мира воображаемого:

Птица - брат - туча - гора - края - ветер.

Третья группа, рисующая внутренний мир героев, представлена лишь двумя словами: взгляд — крик.

Какие же выводы мы можем сделать? Во-первых, мы понимаем, что лирический герой стихотворения «Узник» переживает трудности бытия, находится в безвыходной ситуации. Все понятия реального мира конкретны, предметны, рисуют узника и темную, сырую камеру, с решетками на окнах. Взгляд видит лишь окно и орла за окном. Взгляд лирического героя крайне сужен. Но это не мешает воображению узника. Он видит орла. А поскольку все образы стихотворения символичны, предельно метафоричны, то метафоричен и образ орла, он видит не просто птицу. Для узника орел - символ свободы, это гордая, сильная птица, царь птиц.

Во-вторых, в одном в том же контексте изображаются два героя. Это узник и орёл. Два этих образа противоречивы. С одной стороны - это своеобразные контекстуальные антитезы: узник находится в неволе - орёл свободен; но чуть ниже автор объединяет их контекстуальными синонимами: «брат», «товарищ», «мы - вольные птицы». Орел, он же и «брат» узника, значит, тоже находится в своеобразной неволе, так как «вскормленный в неволе»; привычка брать пищу из рук довлеет над ним и как будто цепями держит, не позволяет улететь (еще неизвестно, кому из них тяжелее, чьи цепи тяжелее). Но они - и узник, и птица - братья по несчастью.
товарищ - грустный;

птицы - вольные.
Что мы видим из этого? Противоречие, конфликт. Орел вскормлен в неволе, он почти привык к ней, но он дитя природы, птица «вольная»; он еще достаточно «молодой орёл», может еще вырваться из цепей привычек на волю... А узник? Он «брат» орла, вырос на свободе, еще помнит вкус свободы и никогда не смирится с неволей, потому и в состоянии разорвать преграды и вырваться из темницы. И в этом смысле узник с орлом близки пo духу. И узник свои невысказанные мысли читает в движениях, в воображаемом зове, взгляде и крике собрата-орла.

В-четвертых, поэт рисует в одном стихотворении две контрастные картины - мир реальный и воображаемый. Для чего? Мир одного героя - узника - раскрыт в противопоставлении миру его свободного товарища, могущего при желании улететь. Вот антитезы контекста:

узник - орёл; решётка - гора; темница - края; окно - ветер.

Эти картины - антитезы позволяют понять, что мир узника лишь на первый взгляд статичен, спокоен, на самом деле герой полон тоски по вольной жизни, страстно желает вырваться из темницы «туда, где гуляем лишь ветер... да я!»

В стихотворении не описываются прямо переживания узника, мы ни слова не находим о его чувствах и мыслях, но косвенным образом, через преломлённое, зеркальное отражение в «заоконном» мире орла автор всё-таки находит возможность раскрыть внутреннее состояние лирического героя-узника. Об этом троекратно, что подтверждает силу страсти его, жажду воли, говорится в тексте посредством различных синтаксических возможностей:

...как будто со мною задумал одно... (посредством сравнительного оборота);

...зовёт меня взглядом и криком своим… (посредством однородных обстоятельств), ...вымолвить хочет: «Давай улетим!»... (посредством использования составного глагольного сказуемого со значением побуждения).

Что же мы видим из этого не намёка, а уже «крика» поэта? Высвечивается направление основной идеи стихотворения - идеи вольнолюбия. Поэт для своего героя (и для себя тоже) не мыслит возможности жить в заточении. Здесь же мы ясно видим основной конфликт стихотворения: желание достичь свободы и невозможность реально преодолеть субъективные (привычки) и объективные (решётки) условия внешнего мира; но последуем дальше за мыслью поэта, вслед за поэтическими строками.

Чтобы художественный мир поэтического произведения приобрёл окончательные очертания, важно расшифровать авторский замысел на стилистическом, фоническом уровнях текста, пронаблюдать, как очерчены в нем пространство, время, как высказана авторская точка зрения, как меняются цвет и краски, предметный мир и мир природы.

В начале стихотворения пространство сужено до размеров темницы, очерчено до «решетки»; «окна». К концу оно вширь, вверх, затем в бесконечность расширяется силой воображения лирического героя, охватывая просторы гор, морей, доходя до высоты небесной «...туда, где гуляем лишь ветер, да я».

Если в начале стихотворения совсем нет света, красок, что передаётся отсутствие цветовых прилагательных, то к концу за счёт глаголов-мотивов «белеет», «синеют» рисуется яркая картина свободного мира, открывающегося с высоты полета:

... мы, вольные птицы...

Благодаря глаголу «Сижу» (в форме сказуемого определенно-личного предложения) образ автора сливается для читателя с лирическим героем, метафорическим узником. Этому способствуют и известные всем факты из жизни поэта, свидетельствующие о том, что поэт жил в те годы в состоянии постоянного душевного стресса.

Неудивительно, что так ярки глаголы-мотивы, психологически точно рисующие внутреннее состояние героя.

Первую группу составляют глаголы состояния: задумал - зовёт - вымолвить хочет - давай улетим - пора (улететь) - гуляем...

Благодаря глаголам-мотивам стихотворение, в самом начале грустное, к концу приобретает динамичность, как бы подпитывается энергией действия (заложенного в самой глагольной части речи).

Время в начале стихотворение однозначно изображает настоящее. Но повтор
существительных с оттенками желаемости (модальности) «пора, брат, пора» вносит нетерпение, напряжение в ранее статичное повествование. Это напряжение начинается в третьем предложении с повтора однородных сказуемых-глаголов действия:
махает(ая) - клюет - (и) бросает - (и) смотрит
И время из единицы измерения становится единицей психологической, неуловимо меняются параметры его, подготавливая читателя к некоему логическому завершению. Именно в этом логическом ряду стоит выражение «Пора, брат, пора».

С синтаксической точки зрения оно является неполным предложением, подразумевает естественное смысловое присутствие (наличие) глагола-мотива «улететь». Расшифруем: «Пора (на свободу), брат, пора (улететь); ясна невысказанная доселе словом основная мысль стихотворения, пора на волю). Среди глаголов состояния нам уже встретился глагол-мотив «зовет», в своем роде единственный среди ряда однородных глаголов-сказуемых.

Благодаря ему выражение с обстоятельствами образа действия «зовет (как?) взглядом и криком» становится психологически точнее: тишина темницы наполняется немым, но одухотворенным возгласом, призывом к действию: «Давая улетим!». Вот это и есть то самое логическое завершение, та высокая идея, постепенно, как формула, выводимая поэтом

На фоническом уровне характерна грустная, заунывная методика в начале, опирающаяся
на сочетание трехстопного амфибрахия с ямбами, дающее тягучесть слогу. К концу мелодика обнадеживающая, мечтательно-призывная:

пора… брат… пора… туда… гора… туда… края… туда… гуляем - я

Отчетливо слышится ассонанс, выраженный повтором гласного звука (а), рождающего ощущение нескончаемых просторов внешнего мира, данного не в реальности, а в воображении, мира, где свободно разносится эхо: «А - а - а». От стихотворения остается отчётливое ощущение свободного полета. Хотя в нем прямо не сказано о достижении героями желанной свободы, мы верим: она достижима. Таким образом, ведущая идея, к которой приводит нас Пушкин, - это идея внутренней свободы. Каждый должен и может стать свободным! Можно быть стиснутым в тисках каких угодно жизненных обстоятельств, но ты свободен, если помыслы твои, воображение свободны и могут пройти сквозь любые преграды.

Внутренняя свобода в Человеке - это способность преодолеть условия, кладущие его в «прокрустово ложе» обстоятельств (что та же тюрьма), ибо только при условии свободы возможен полет - птичий или творческий.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Волкова А. Я., учитель сош №19 icon Автор(ы): Учащиеся 3 класса (групповой проект) ноу сош «Образовательный...
Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и икт, Тюгаева Ирина Борисовна, учитель начальных классов, Набокова Надежна Михайловна,...
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon Путешествие-викторина по литературе (для учащихся 9-10 классов)....
...
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon «Исторические животные нашей местности»
Чернышова Л. М., учитель химии, биологии моу «Малозоркальцевская сош»
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon 6. Литература и источники
Мобу амзибашевская сош, консультант Иванов Виктор Алексеевич-бывший учитель истории
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon 2013-2014 учебный год
Авторы программы: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, Степанова С. В
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon «незабытые дни незабытой войны»
Родина Жанна Геннадиевна, учитель русского языка и литературы моу «сош №73» г. Саратова
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon Аджиева Бэла Хаджакаевна Место работы и должность Аксайская сош №1...

Волкова А. Я., учитель сош №19 icon Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Автор: Смирнова С. А, учитель русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon Урок по мхк в 9 классе по теме «Синтез искусств в театре»
Учитель : Урсаева М. Г. Моу сош с. Варламово, Чебаркульский район, Челябинская область
Волкова А. Я., учитель сош №19 icon Сведения о педагогических работниках мкоу старокриушанская сош
Воронежский государственный педагогический университет, специальность «Филология», учитель русского языка и литературы, 1999г
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции