«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы




Скачать 383.52 Kb.
Название«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы
страница1/2
Дата публикации13.10.2014
Размер383.52 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Тейковского муниципального района

« Новолеушинская средняя общеобразовательная школа»
Фестиваль

Русского языка 2012

Номинация

Социальный проект

Виртуальный журнал путешествия

« Семь чудес языка».

Выполнили: учащиеся 10 класса,

Новолеушинской средней

общеобразовательной школы

Руководитель: Аминова А.В.,

учитель русского языка и литературы

С. Новое Леушино-2012г

Виртуальный журнал путешествия

« Семь чудес языка».
Дорогие ребята!

Сегодня мы с Вами отправляемся в увлекательное путешествие. Мы познакомимся с семью чудесами языка. Каждый из Вас откроет для себя что – то новое, необычное, неповторимое. Итак, дорогие, в путь!

1. В древнем мире люди лишь семь сооружений считали достойными называться чудом света. Это гробница царя Мавзола в Галикарнасе, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, храм Артемиды в городе Эфесе, гигантские пирамиды, статуя Колосса Родосского, изваяние Зевса в Олимпии, маяк на острове Фарос в Александрии. Слайд

Почему же в этом списке нет слова «язык»? Да, его нельзя увидеть, потрогать руками, но язык – самое мудрое, самое поразительное чудо, сотворенное человечеством. Итак, первое чудо – это рождения языка! Слайд

Я помню, как в школе учительница истории нам рассказала притчу о языке. В Древней Греции у одного философа был раб, звали его Эзоп. Эзоп прославился своими баснями, в которых он высмеивал пороки людей. Однажды философ пригласил гостей и приказал Эзопу, чтобы на пир он принес самое лучшее в мире. Эзоп принес блюдо из языков. Он объяснил хозяину, что самым лучшим на свете является язык. С помощью языка развивается культура народов, люди получают знания, общаются, решают разные вопросы, вдохновляют на подвиги, объясняются в любви, строят города. Хозяин и гости были удивлены мудрым рассуждением Эзопа и согласились с ним. Слайд

В другой раз философ распорядился, чтобы раб принес к обеду самое худшее, что есть на свете. Эзоп опять принес языки. На удивленные вопросы гостей Эзоп ответил, что на свете нет ничего хуже языка. Это им люди огорчают друг друга, лицемерят, обманывают, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, по его приказу разрушаются города, государства. Он может принести людям горе и зло. И опять хозяин, и гости согласились с Эзопом. Слайд

Слово — дар, равный дару света, земли, воды. Русский язык ученые и писатели называют богатейшим языком мира. Ты родился, и уже владелец сокровища — сладкой речи своей природной. Природный язык не выдумывают, его наживают. От поколения к поколению. Слайд

Русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место после китайского, английского, хинди и испанского. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН. Число говорящих на русском языке около 180 млн. чел. Относится к восточной группе славянских языков. Среди славянских языков русский - самый распространенный. Все славянские языки обнаруживают между собой большое сходство, но ближе всего к русскому языку - белорусский и украинский. Втроем эти языки образуют восточнославянскую подгруппу, которая входит в славянскую группу индоевропейской семьи. Слайд

Опираясь на исторические факты в развитии русского языка, обычно выделяют три периода:

1) VIII-XIV вв. – древнерусский язык;

2) XIV-XVII вв. – язык великорусской народности;

3) XVII в. – язык русской нации. Слайд

В истории древнерусского языка выделяются два периода: дописьменный – до X–XI вв. Слайд

И письменный (памятники восточнославянской письменности сохранились лишь с X–XI вв.). Слайд

До принятия крещения на Руси использовалась условно так называемая «велесовица». Название это дано условно, уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Слайд

Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая «Велесова книга». В конце 9-го века новгородские волхвы переписали ее с более древних источников, раскрывающих нам историю славянских народов, которая уходит на три с половиной тысячи лет в прошлое: начиная с того времени, как произошло разделение индоевропейских народов. Слайд

Абэцэ, абевега, азбука, алфавит… Все эти слова означают одно и то же – буквы какой-нибудь письменности, расположенные в некотором порядке. Древнейшее из перечисленных – алфавит. Оно родилось в древней Греции и составлено из наименований хорошо уже нам известных двух греческих букв – «альфы» и «беты».Само слово алфавит произошло от названия 2 первых греческих букв — альфа и бета (они образовались от слов, наиболее часто встречающихся в семитских языках: алеф — бык и бет — дом). После появления алфавита все звуки языка можно было легко записать при помощи небольшого количества букв. Стали появляться и первые книги. Они были рукописными: их писали на листах папируса монахи-писцы. Такие книги дошли до нас, они называются манускрипты. Слайд

Позднее появилась славянской азбука. Она существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица . Слайд

Азбука – это слово построено по тому самому принципу, или, как теперь говорят, «алгоритму». «Аз-бука» Слайд

На Руси эта азбука получила широкое распространение с конца X в. после официального введения христианства (988 г.). Кириллица была составлена в конце IX в. для перевода греческих богослужебных книг на славянский язык. На основе кириллицы развилось болгарское, древнерусское и сербское письмо. Слайд

Создание или усовершенствование одного из них (спорно – какого) приписывают христианскому проповеднику Константину (Кириллу) и Мефодию . Слайд

Черноризец Храбр писал, что Кирилл опирался на опыт создания мировых алфавитов и даже начал свою азбуку с той же буквы, что и более ранние еврейский и греческий алфавиты, но упорядочил славянское письмо и тем самым совершил научный подвиг. Вот что написано: «…Святой Кирилл сотворил первую букву «Аз». Та первая буква «Аз», Богом данная роду славянскому для открытия к разуму уст, учащихся буквам, великим раздвижением уст возглашается. А другие буквы малым раздвижением уст возглашаются и произносятся. Вот буквы славянские, как их подобает писать и произносить: « аз, буки, веди, глаголь, добро... до юса». Слайд

Но История утверждает однозначно: христианские проповедники Константин Философ (Кирилл) и Мефодий не изобретали никакой "первой" русской письменности, они лишь приспособили более древнюю азбуку "велесовицу" под близкий греческому стандарт, для этого они добавляют еще несколько искусственных букв, а несколько имевшихся ранее в "велесовице" букв модернизируют под похожие греческие. Таким образом, был создан новояз, получивший название "кириллица", на котором писались позже библейские тексты русской православной церкви и другие книги. Слайд

Все дошедшие до нас древнерусские тексты написаны кириллицей. Об употреблении глаголицы мы знаем очень мало (глаголицей сделаны, например, надписи на внутренних стенах новгородского Софийского собора). Слайд

Кириллица состоит из 43 букв, 24 из которых заимствованы из греческого унциала. Кириллица состоит только из заглавных букв единого шрифта (впервые две разновидности букв – прописные и строчные – ввел Петр I в образце азбуки 1710 г.). Слайд

Начиная с середины 20 в. всё больше расширяется изучение русского языка во всём мире. Сведения на середину 70-х гг.: русский язык преподаётся в 87 государствах: в 1648 университетах; число учащихся превышает 18 млн. чел. В 1967 создана Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ); в 1974 - институт русского языка им. А. С. Пушкина.

Слайд

Русский язык является единственным государственным языком России

Указом президента РФ № 1488 от 29 декабря 2006-2007 год был объявлен Годом русского языка. Слайд

Значит, язык – это вся жизнь людей, без языка жизнь в обществе невозможна. Слайд

2. Второе чудо языка – это язык как средство общения. Слайд.

Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, проходящие в другом полушарии? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных — на наш родной язык. Да, человеческий язык — удивительное, неповторимое чудо. Слайд

А что такое язык? Заглянем в современный четырехтомный «Словарь русского языка». В нем дано 8 значений слова язык, среди них:

1. Орган в полости рта.

2. Этот орган человека, участвующий в образовании звуков речи и тем самым в словесном воспроизведении мыслей; орган речи.

3. Система словесного выражения мыслей, обладающая определенным звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей.

4. Разновидность речи, обладающая теми или иными характерными признаками; стиль, слог.

5. Средство бессловесного общения. Пятое значение и относится к языку музыки, языку цветов и т. д.

6. Устар. Народ. Слайд

А шестое, устаревшее, означает народ. Как видим, для определения народа взят важнейший этнографический признак — его язык. Помните, у Пушкина:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык . Слайд

Язык, в первую очередь, это средство общения. Ну что бы мы, люди, стоили без языка? Просто невозможно представить нас безъязыкими. Ведь именно язык помог нам выделиться из животных. Ученые поняли это давно. «Собраться рассеянным народам в общежития, созидать грады, строить храмы и корабли, ополчаться против неприятеля и другие нужные, союзных сил требующие дела производить, как бы возможно было, если бы они способа не имели сообщать свои мысли друг другу». Это написано М. В. Ломоносовым в середине XVII века в его «Кратком руководстве к красноречию». Слайд

Язык определяется как средство человеческого общения. Это одно из возможных определений языка представляет собой главное, ибо характеризует язык не с точки зрения его организации, структуры и т. д., а с точки зрения того, для чего он предназначен. Но почему главное? Существуют ли и другие средства общения? Да, существуют. Инженер может общаться с коллегой, не зная его родного языка, но они поймут друг друга, если используют чертежи. Чертеж обычно определяется как международный язык техники. Музыкант передает свои чувства с помощью мелодии, и его понимают слушатели. Художник мыслит образами и выражает это с помощью линий и цвета. И все это «языки», так часто и говорят «языком плаката», «языком музыки». Но это уже другое значение слова язык. Слайд

Но все эти «языки» не заменяют главного — словесного языка человека. И об этом писал в свое время Ломоносов: «Правда, кроме слова нашего, можно бы мысли изображать через разные движения очей, лица, рук и прочих частей тела, как-то пантомимы на театрах представляют, однако таким образом без света говорить было бы невозможно, и другие упражнения человеческие, особливо дела рук наших, великим были помешательством такому разговору». Слайд

Общаясь друг с другом, люди передают свои мысли, волеизъявления, чувства и душевные переживания, воздействуют друг на друга в определённом направлении, добиваются общего взаимопонимания. Эта функция языка называется коммуникативной. Слайд

Слово может оказать огромное воздействие на человека": слово может убить, слово может спасти». Слово выводит человека из себя, меняет судьбы, разбивает отношения и даже убивает.

Словом можно душу покалечить,

Словом можно рану исцелить,

Бремя безысходности облегчить,

Веру и Надежду воскресить. Слайд

Вспомним, например, святого Серафима Саровского. Он творил чудеса, исцелял людей, которые постоянно тянулись к нему. И значимую роль в этом играло именно слово. "Христос Воскресе, радость моя-" именно этими словами старец встречал всех, пришедших к нему. Всех, от генерала до пьяницы; от богача до нищего... Всем Серафим Саровский дарил радость, тепло, счастье. А речь идёт, как о спасении на духовном, так и на материальном уровне. Эти добрые слова вселяли надежду, исцеляли душу, позволяли по- новому взглянуть на жизнь. Они были, как плечо, заботливо подставленное споткнувшемуся на жизненном пути человеку, позволяя ему идти дальше без синяков и ссадин.

Я смотрю на луг в цветы одетый,

Как прекрасен сонных трав покров.

Научи нас, Бог, дарить букеты,

Состоящие из добрых, мудрых слов. Слайд

Общение с помощью речи обеспечивает успех совместной деятельности. Когда мы хотим выразить свое отношение к царящей вокруг неразберихе, мы говорим: "Вавилонское столпотворение!" Истоки этих крылатых слов - в библейской легенде о сооружении в древнем Вавилоне башни до неба ("столпа творение"), окончившемся неудачей, так как бог разгневался, смешал языки людей, и они перестали понимать друг друга. "Говорим с тобой на разных языках, не можем найти общего", - с горечью заключаем мы, когда нет взаимопонимания, и отношения не складываются. Общение посредством слова (речевое общение) закрепляет и сохраняет опыт человечества, передавая его от поколения к поколению, потому что язык - это орудие культуры. Язык даёт людям возможность понять друг друга и наладить совместную работу во всех сферах человеческой деятельности. Слайд

Сколько слов произносится людьми... А слова - они важные. Это информация. Если принять за неоспоримость то, что слово материально. Если верить, что слово - это энергия. А энергия бывает разной: положительной (позитивной) и отрицательной (негативной). Значит, и всё, что мы произносим, можно разделить на эти две большие группы. К сожалению, сегодня, в век техники и инноваций, слова потеряли своё истинное предназначение. Сколько пустых, никому не нужных слов осталось висеть в воздухе. Ведь сказанное нами не исчезает. Оно продолжает витать над нами, всё, также отдавая свою энергию. А сколько слов, заряженных негативной энергетикой, продолжают разрушать общество? Сколько мата и ругательств мы повседневно слышим на улицах, видим в интернете и СМИ.

Есть слова, исполненные яда,

Есть простые, словно васильки.

А порой с собою нету сладу,

Если в речи входят сорняки. Слайд

Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Язык - бесценный дар, которым наделен человек. "Языком не расскажешь, пальцами не растычешь" - говорят в народе. Слайд

С помощью слов можно рассказать обо всем. "Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной легкости, с которой все выражается в нем: отвлеченные мысли, внутренние лирические чувствования, крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающаяся страсть", - писал А.П. Герцен. Слайд

Язык был и остаётся одной из сил, которые обеспечивают существование и развитие человеческого общества. Слайд

3. Третье чудо языка – это язык как орудие мышления. Слайд

Человек говорящий – это человек думающий. Говорить – значит выражать свои мысли. Поэтому второе чудо языка – это язык как орудие мышления. Язык есть изображение всего, что существовало, существует и будет существовать - всего, что только может обнять и постигнуть мысленное око человека. А. Ф. Мерзляков Слайд

Мышление неразрывно связано с языком и речью, и данная связь очень сложна. Мысль человека всегда оформлена языком. Язык и мышление образуют определенное единство, которое включает в себя два основных аспекта: – генетический – который выражается в том, что происхождение языка было тесно связано с возникновением мышления и наоборот; – функциональный – язык и мышление в их современном состоянии представляет собой такое единство, стороны которого взаимно предполагают, друг друга и способствуют взаиморазвитию. Слайд

Мышление осуществляется в определенных формах. Их три: Слайд ПОНЯТИЕ. В понятиях отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними. Понятия «книга», «брошюра», «журнал», «газета», «еженедельник» принадлежат к одной тематической группе, но различаются такими признаками, как «формат», «объем», «периодичность», «скрепленность страниц», «способ скрепления» и т.д. Слайд В семасиологии различают формальное и содержательное понятие. «Формальное понятие» отражено в толковом словаре: например, вода — это прозрачная бесцветная жидкость без вкуса и запаха. «Содержательное понятие» может быть только виртуальным: в него входит весь объем знаний о воде (Н2О), накопленный во всех физиках, химиях, биологиях и т.д., вместе взятых.

Говоря очень схематично, понятие в мышлении соответствует слову (реже — словосочетанию) в языке. Слайд

СУЖДЕНИЕ. Логическое мышление и начинается, собственно говоря, там, где появляется суждение. В суждении обязательно что-либо утверждается или отрицается. (Логическое мышление, напомним, вообще «работает» только с утверждением и отрицанием.) Второй отличительной чертой суждения является то, оно может быть либо истинным, либо ложным. В языке суждению как форме мышления соответствует предложение — причем, заметьте, повествовательное по цели высказывания. Слайд

Суждение имеет свою структуру. Совершенно обязательно, чтобы в нем были субъект и предикат. Субъект — это сам предмет мысли, в предложении ему обычно соответствует подлежащее. Предикат — это то, что утверждается или отрицается о предмете. В предложении ему соответствует сказуемое. Слайд

Г.Я. Солганик объясняет это так: «Мысль движется от известного к новому. Это закон движения любой мысли. Слайд. «Лес непроходим», «Море смеялось». Предмет мысли (субъект суждения) — это известное, то, от чего я отталкиваюсь. Затем к этому субъекту («лес», «море») я добавляю новую характеристику («непроходим», «смеялось»). В этом заключается развитие мысли. Как образно писал один английский ученый почти сто лет назад, «предложения в процессе мышления — это то же, что шаги в процессе ходьбы. Нога, на которой вес тела, соответствует подлежащему. Нога, которая передвигается вперед, чтобы занять новое место, соответствует сказуемому». Слайд

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ есть сам процесс мысли, получение нового суждения из содержания исходных суждений. Как получилось суждение «Кошка бессмертна»? Из двух: «Все люди смертны» — правильно? «Кошка не человек» — правильно? Значит, из двух правильных правильно и третье. На самом деле это совершенно не так! (Но почему — в двух словах, увы, не объяснишь) . Слайд Больше всего связаны язык и мышление там, где совершается дедукция.

Слово «дедукция» («дедуктивный метод») прославил Шерлок Холмс. Этот сыщик по шляпе или по наручным часам рассказывал, чуть ли не всю жизнь их владельца. Он восхищал своим умением учитывать самые незначительные на первый взгляд детали, нюансы, извлекать из них нужную информацию и правильно ее истолковывать, а потом делать выводы.

Две первые буквы возьмёшь у отца

Захочешь с начала, захочешь с конца.

А следующей буквой гудит паровоз,

Когда машинист нервно тянет за трос.

Начало конца завершает шараду,

Но букве последней мы вовсе не рады.

Решеньем, как липкою сетью обвиты,

И страшен его поцелуй ядовитый. ПАУК! Слайд

Одна и та же мысль может быть оформлена совершенно по-разному: можно сказать «Приходи», а можно «Я тебя жду». Или: «Я обрадовался твоему сообщению» / «Твое сообщение меня обрадовало» / «Ты обрадовал меня своим сообщением» (поразмыслите сами, в чем разница). Одно и то же понятие или представление может быть выражено различными словами или словосочетаниями. Большинство слов в языке — многозначны, это создает дополнительные возможности, а заодно и лишние трудности. Слайд Наверное, было бы очень хорошо, если бы каждому понятию соответствовало ровно одно слово! Но что толку мечтать о несбыточном…

Значение языка в жизни людей огромно, но люди должны учиться целесообразно использовать все многочисленные и бесспорно жизненно необходимые функции языка. Слайд

«Язык — это орудие мышления... Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно» А.Н. Толстой Слайд

4. Четвертое чудо. Язык – это душа народа. Слайд

У каждого человека есть душа. Многие об этом знают, кое-кто догадывается. Но не все подозревают, наличие души у языка. Да, да, у самого обыкновенного разговорного языка. Того, что помогает нам понимать друг друга, наслаждаться творениями великих писателей, делает нас гражданами великой страны с великой историей. Язык - это душа всего народа, наше общее достояние. Не случайно ведь есть выражение: каков язык - такова и душа. Владимир Даль писал, что язык - это звено между душой и телом человека. "Язык есть исповедь народа, в нем слышится его природа, его душа...", - так писал П.А. Вяземский. Слайд

Константина Бальмонта писал, что в языке есть все и

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей в провидящее сердце. Слайд
А где и как выражается душа народа? Конечно же, душа народа нашла свое отражение в фольклоре. Мы, порой сами не ведаем, какой бесценный дар оставило нам наше далекое прошлое. Этот дар - наше нематериальное духовное наследие - фольклор. Фолькло́р (англ. folklore — «народная мудрость») — народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия. Слайд

В произведениях устного народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, с негритянскими спиричуэле или с блюзами, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Слайд

К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, пестушки загадки, считалки, заклички, колыбельные песни,, скороговорки. Слайд

Как только родиться ребенок, мама говорит ему пестушки. Пестушки- это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождали движения ребенка в первые месяцы жизни.

А лады, лады, лады, не посажены сады.

А мой Васенька пойдёт, он посадит и польёт.

Топ, топ, топ. Слайд

Убаюкивая своего ребенка, мама пела ему колыбельные песни. Колыбельные песни – очень древний жанр фольклора, недаром в нем сохранились элементы заговора – оберега. Слайд

Ай, баю, баю, баю,

Ходит кошка по краю.

Кошка лыко дерёт.

Коту лапти плетёт.

А кот лапти износил

И другие попросил Слайд

Когда ребенок подрастал, мама рассказывала ему сказки. Сказки создавались в глубокой древности, когда люди не знали письменности. Они передавались от поколения к поколению. Сказки были волшебные, бытовые и сказки о животных. Слайд

Знаете ли вы, что в глубокой древности возникла и другая “мелкая” разновидность русского фольклора – загадка. Само название жанра “загадка” происходит от слова “гадати”- думать, рассуждать. Давным-давно, ещё тогда, когда люди боялись природы, им казалось, что всюду есть добрые и злые существа. Думали тогда люди, что и дерево, и рыба, и птицы – все понимают человеческий язык. Чтобы зверя обмануть и друг друга понимать, придумали охотники, рыболовы да пастухи особый “тайный” язык, особую “загадочную” речь. Например, коня называли “Долгохвостый”. Вот загадка когда-то из этой тайной речи и родилась. Постепенно, с веками, не нужны стали “обманные” названия, забылись они постепенно. А загадка не забылась. Её широко использовали как испытание мудрости и в жизни, и в сказке. Позже загадка перешла в мир детства. Разгадывание загадок доставляет удовольствие, отгадка радует и удивляет.

Стоит копна посреди двора, спереди вилы, а сзади метла. Корова.

Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.

Красные лапки, щиплет за пятки – беги без оглядки. Гусь.

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник. Лошадь.

Мохнатенька, усатенька, лапки мягонькие, а коготочки востры. Кошка. Слайды

Загадки – это очень тяжелая работа для ума, а после тяжелой работы не мешало бы отдохнуть. Дадим такую возможность уму, а вот язык заставим поработать. А как вы считаете, какой жанр фольклора может заставить потрудиться наш язык? Но, конечно, это скороговорки. Исследователи русского фольклора называют скороговорки «Молекулами поэзии». Скороговорки – фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. Ткет ткач ткани на платки Тане Слайд

Наши предки очень верили силам природы , так возникли заклички. Заклички – разновидность заклинательных песен. Они отражали представление крестьян о хозяйстве и семье.

Жаворонки, перепелушки,

Птички ласточки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам. Слайд

В народе часто рассказывались короткие истории шуточного содержания, но в каждой шутке заключается глубокий смысл. В народе их называли побасёнками.

Тит, а Тит, пойдём молотить!

- Спина болит.

- Тит, пойдём мёд пить.

- Дай поскорее шапку схватить!

Слайд

Побасенки были в форме диалога и высмеивали плохие черты характера: лень, глупость, хитрость. Посмотрите, какой наблюдательный народ. Как тонко он мог подметить главное, не зло посмеяться над недостатками.

Как богат народный язык и велико мастерство народа в создании произведений. Всем известна покоряющая сила русских народных песен. Они обладают свойством не только проникать глубоко в душу, но и вызывать сопереживание. Этот чудесный жанр фольклора стал неотъемлемой частью нашей жизни. Недаром говорят : « Песня – это душа народа!» Слайды

Кроме песен, живут в народе тысячи и тысячи весёлых, лукавых, мудрых изречений. Их называют крылатыми выражениями. Как на крыльях, перелетают они из века в век, от одного поколения к другому. Это пословицы и поговорки. Без пословицы и речь не молвится. Знание пословиц и поговорок обогащает речь человека, помогает ему находить точные и остроумные ответы на вопросы. “Поговорка – цветочек, пословица – ягодка”, - так говорили наши предки. Слайд

«Необходимо знать наш богатый фольклор. Вникайте в творчество народное, оно здорово, как свежая вода ключей горных, подземных сладких струй. Держитесь ближе к народному языку, ищите простоты, краткости, здоровой силы, которая создаёт образ двумя-тремя словами». А.М. Горький Слайд

5. Пятое чудо. Язык – это история народа. Слайд

Когда историк стремится восстановить и описать события далекого прошлого, он обращается к различным доступным ему источникам, которыми служат предметы того времени, рассказы очевидцев (если они записаны), устное народное творчество. Но среди этих источников есть один самый надежный — язык. Известный историк прошлого века профессор. К. Котляревский заметил: «Язык — вернейший, а иногда и единственный свидетель былой жизни народа». Слайд

Только в русском языке само Слово и есть Бог; ЯЗЫК - это и есть НАРОД. Поэтому слово - великий Божий дар! Ибо по слову Божиему Слово становится плотью. И наше высказанное вслух слово воплощается в наших делах, мыслях, поступках. Наша речь, устная ли, письменная ли, отражает наше сознание, оказывает самое непосредственное влияние даже на собственную генетику человека - это доказано научно. Русский язык - это генетический код русского народа. Слайд

Истоки языка - в народных корнях, в традициях, в семейно-родовых отношениях наших предков. Русский язык формировался вместе со своим народом. Он формировался на широкой равнине, соединявшей Восток и Запад, Север и Юг. У него, как у большого дерева, большая корневая система и большая лиственная крона, соприкасающаяся с кронами других деревьев, писал Д.С. Лихачев. Его истоки ,прежде всего в многонациональном государстве Древней Руси. Слайд.

В словах и их значениях отразились и дошли до наших дней отзвуки очень далеких времен, факты жизни наших далеких предков, условия их труда и отношений, борьба за свободу и независимость и т. д. Язык хранит нашу историю. Он - память народа. Благодаря языку мы знаем ,откуда пошла и есть Земля русская. Это наши летописи. Слайд

Русь, Куликовская, Полтавская битвы, сражение при Бородино, Октябрьская революция, Советский Союз, , Великая Отечественная, Гагарин, спутник, Горбачев, Ельцин, Беловежская пуща - в этих словах отражены наша история, наши победы, наши поражения. Слайды

В языке отразились и занятия наших предков. Вот ,например, Перед нами ряд слов, как будто ничем не примечательных, но связанных общностью значений: доля, участь, удел, счастье, удача. Их анализирует в своей работе «Язычество древних славян» академик Б. А. Рыбаков: «Эта группа слов может восходить даже к охотничьей эпохе, к разделу добычи между охотниками, которые делили добычу, оделяли каждого соответствующей долей, частью, уделяя что-то женщинам и детям,— «счастьем» было право участвовать в этом дележе и получать свою долю (часть). Здесь все вполне конкретно, «весомо, грубо, зримо». Слайд

Точно такой же смысл могли сохранить эти слова и в земледельческом обществе с первобытным коллективным хозяйством: доля и часть означали ту долю общего урожая, которая приходилась на данную семью. Но в условиях земледелия старые слова могли приобрести новый двойственно-противоположный смысл: когда большак первобытной задруги распределял работы между пахарями и делил пашню на участки, то одному мог достаться хороший «удел», а другому — плохой. В этих условиях слова требовали качественного определения: «хороший удел» (участок), «плохой удел». Вот здесь-то и происходило зарождение отвлеченных понятий...» Слайд

В одной из своих работ Н. Г. Чернышевский заметил: «Состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует... о его житейских занятиях и образе жизни и отчасти о его сношениях с другими народами». Слайд Действительно, язык каждой эпохи содержит в себе знания народа в эту эпоху. Проследите значение слова атом в разных словарях разных времен, и вы увидите процесс постижения структуры атома: сначала – «далее неделимый», затем – «расщепленный». Вместе с тем словари прошлых лет служат для нас справочниками о жизни тех времен, об отношении людей к миру, окружающей среде. Недаром «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля считают «энциклопедией русской жизни». В этом удивительном словаре мы находим сведения о верованиях и суевериях, о быте людей. Слайд

И это не случайность. Если попытаться раскрыть содержание слова, то неизбежно придется коснуться явлений жизни, которые обозначают слова. Таким образом, мы подошли ко второму признаку, названному Н. Г. Чернышевским «житейские занятия и образ жизни». Житейские занятия русских людей отражены в многочисленных словах, прямо называющих эти занятия, например: бортничество — добывание меда диких пчел, дегтярничество — выгонка дегтя из дерева, извоз — зимняя перевозка товаров крестьянами, когда не было работы по сельскому хозяйству, и т. д. Слайд

В словах квас, щи(шти), блины, каша и многих других отразилась русская народная кухня. Слайд

Денежные единицы существовавших давно денежных систем отражаются в словах грош, алтын, гривенник. Следует заметить, что метрические, денежные и некоторые другие системы, как правило, у разных народов выражались своими словами и это-то как раз и составляет национальные особенности лексики народного языка. Слайд

Отразились в устойчивых сочетаниях русского языка отношения между людьми, моральные заповеди, а также обычаи, обряды. М. А. Шолохов в предисловии к сборнику В. И. Даля «Пословицы русского народа» писал: «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времен дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слезы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков». Слайд

Пословицы и поговорки "ходячий ум народа, соль языка, народной речи, которая не сочиняется, а рождается сама"". Вот некоторые из них: «ждем-пождем, что-то наждем»; «век ждать - век прождать»; «худо тому, кто добра не делает никому»; «лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой»; «что мучит - то учит»; «что посеешь, то и пожнешь»; «доносчику первый кнут»; «наступил на зубья - грабли в лоб»; «закон – что дышло, куда повернешь, то и вышло»; «два медведя в одной берлоге не уживутся». Слайд

Важно и третье положение, отмеченное Н. Г. Чернышевским,— «сношения с другими народами». Эти сношения далеко не всегда были добрыми. Здесь и нашествия вражеских полчищ, и мирные торговые отношения. Как правило, русский язык заимствовал от других языков лишь то, что было в них хорошего. Любопытно по этому поводу высказывание А. С. Пушкина: «...Чуждый язык распространялся не саблею и пожарами, но собственным обилием и превосходством. Какие же новые понятия, требовавшие новых слов, могло принести нам кочующее племя варваров, не имевших ни словесности, ни торговли, ни законодательства? Их нашествие не оставило никаких следов в языке образованных китайцев, и предки наши, в течение двух веков стоная под татарским игом, на языке родном молились русскому богу, проклинали грозных властителей и передавали друг другу свои сетования. Как бы то ни было, едва ли полсотни татарских слов перешло в русский язык». Слайд

В словах скрыта глубочайшая память о прошлом. Вот еще один подобный пример. Русское слово "удаль" также очень специфично. «Это не просто мужество, смелость, храбрость. Это храбрость в широком поле, это беззаветность в бою, это полное игнорирование какого-либо расчета, счета, сколько же перед тобой врагов. Да сколько угодно! Слайд

Бескрайние русские просторы, своеобразие климата и почвы сформировали такое специфическое русское слово, как «авось», такую специфическую русскую черту характера, как «надежда на авось». Поскольку суровый климат обманывает ожидания русских, постольку они капризам природы зачастую противопоставляют собственный каприз. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусское авось, писал выдающийся русский историк В.О. Ключевский. Слайд

Писатель В.А. Гиляровский в часто слышимых русских словах «авось», «небось», «ничего» также видел отражение черт русского характера. Плохих или хороших? Гиляровский в этих удивительных русских словах находил воплощение непоколебимой силы русского духа. У него есть рассказ "Ничего". Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. отступающие русские солдаты идут, едва передвигая ногами, томясь от жажды, под жгучими лучами солнца. На вопрос: "Устали?", - отвечают: "Ничего!". Раненый на вопрос: "Больно? Ни позвать ли доктора?", - отвечает: "Ничего". Писатель В.И. Немирович-Данченко на вершине сопки делает заметки в свою книжечку, а кругом рвутся гранаты. "Василий Иванович, опасно, уходите!", и он: «Ничего...» Да, это великое слово, в нем непоколебимость России, в нем могучая сила русского народа ... только могучему организму все нипочем! «Ничего! Вытерпим!» – говорят и терпят. Слабый будет плакать, жаловаться и гибнуть там, где сильный спокойно скажет: "Ничего!" - так завершает свой рассказ В.А. Гиляровский. Историю, быт и нравы народа отображали в своих произведениях писатели и поэты .

М.В. Ломоносов основательно пополнил словарь русских слов. Он, в частности, автор таких слов, как опыт, насос, частица, явление, равновесие, упругость, сопротивление, жидкие тела, земная ось.

Д.И. Фонвизин дал жизнь таким словам и выражениям, как осанка, ухватка, пропасть (в смысле - много), пешочком, «не стоит ни гроша».

А.Н. Радищев обогатил русский язык словами, имевшими важное политическое значение: гражданское право, положение, звание,, народное правление, общее благо, дух свободы, общественная польза, неравенство, мрак невежества, образ правления, свобода мысли, путы суеверия, сын отечества, разрушение оков, член общества, гражданин. Слайд

Великим творцом русского языка был А.С. Пушкин. Он никогда не упрощал и не усложнял язык. У него все слова - и старые, и новые - соразмерны, имеют нужные краски и нужный тон. «Брада и борода», «уста и губы», «лоб и чело». Он постоянно использует народные выражения: красна девица, добрый молодец, очи соколиные, призадуматься, играючи да пируючи, людская молвь, конский топ, «есть разгуляться где на воле».Слайд

Пушкин с поразительной силой и красотой выразил русский народный дух. "Прикосновения" к родной земле, деревенский образ жизни всегда придавали Пушкину новые силы, рождали творческое вдохновение. С какой точностью и чуткостью изображал Пушкин народный быт дворянской усадьбы. Прасковья Ларина, только что выйдя замуж и приехав в деревню, вскоре уж

... езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

Все это мужа не спросясь. Слайд

И совсем другой стиль, другой слог в "Медном всаднике", где царь Петр выступает как самодержец, властитель страны, как "горделивый истукан". В необходимых случаях Пушкин прибегал к торжественной риторике, используя для этого даже древние славянизмы:

Прошло сто лет, и юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...Слайд

Н.В. Гоголь также внес огромный вклад в развитие русского языка. Он с огромным уважением, с великой любовью отзывался и писал о русском языке: "... Всякий народ своеобразно отличается каждый своим собственным словом, в котором отражается его характер. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы и пело и животрепетало, как метко сказанное русское слово» Как сильно выражается русский народ! "И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собою на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света! Слайд

Наш русский язык - самое большое наше сокровище. В нем - вся Россия. Здесь стоит вспомнить слова академика В. В. Виноградова: «Мощь и величие русского языка являются неоспоримым свидетельством великих жизненных сил русского народа, его оригинальной и высокой национальной культуры и его великой и славной исторической судьбы». Слайд

В жизни все взаимосвязано. Одно поколение народа сменяется другими, но язык сохраняет все, что нажило прошлое поколение, и передает наследникам. Значит, язык бережно сохраняет духовную жизнь целых поколений. Каждый должен знать, что доставшееся нам наследство надо беречь. Писатель А. Куприн говорил: «Язык – это история народа». Народ, не знающий свою историю, не имеет будущего. Он умирает как нация. Значит, надо беречь русский язык, чтобы сохранить нацию. Слайд

6. Шестое чудо – это красота слова. Это язык поэтов и писателей. Слайд

Одно из чудес языка – это его красота. Это язык поэтов и писателей. Не будь русского языка, разве смогли бы мы научиться красоте Слова? Нет, не подумайте, что я противник иностранных языков! Я слышал о четкости немецкого, музыкальности итальянского, галантности французского, но горжусь красотой моего родного языка. Слайд

Константин Георгиевич Паустовский писал: “Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет”. Слайд

Русский язык – один из замечательных языков мира по разнообразию грамматических форм и по богатству словаря. Он всегда был предметом гордости русских писателей, любивших свой народ и свою родину. «Народ, у которого такой язык,– народ великий»,– говорил один из прекрасных знатоков русского слова И. С. Тургенев. Слайд

Писатели всегда в поиске. Они ищут новые, свежие слова: им кажется, что обычные слова уже не могут вызвать у читателя нужных чувств. Но где искать? Конечно, прежде всего, в речи простого народа. На это нацеливали еще классики. Н. В. Гоголь: «...Необыкновенный язык наш есть еще тайна... он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названия из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям». Слайд

Обращение писателей к разговорной народной речи, к диалектам — вот надежный путь развития словарного состава. Как радует писателя найденное меткое, образное слово, как бы вновь открытое для себя! А. Н. Толстой заметил однажды: «Язык народа необычайно богат, гораздо богаче нашего. Правда, там нет целого ряда слов, фраз, зато манера выражаться, богатство оттенков больше, чем у нас». Слайд

Н. В. Гоголь даже начал работу над «Материалами для словаря русского языка», причем именно над словарем «народного языка», потому что словари литературного языка уже создавались Академией Российской. Гоголь писал: «В продолжение многих лет, занимаясь русским языком, поражаясь более и более меткостью и разумом слов его, я убеждался более и более в существенной необходимости такого объяснительного словаря, который бы выставил, так сказать, лицом русское слово в его прямом значении, осветил бы его, выказал бы ощутительней его достоинство, так часто незамечаемое, и обнаружил бы отчасти само происхождение». Слайд

Прекрасные мастера русского языка М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький, К. Паустовский, А. И. Куприн и другие высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Слайд

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был, по выражению Виссариона Григорьевича Белинского, “первым русским университетом”. Он писал стихи, создал теорию “трех штилей”. Русский язык М. В. Ломоносов оценивал так: “Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…” Слайд

М. В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского» и, кроме того, «богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка». Доказывая своим современникам полную пригодность русского языка для науки, философии и художественной литературы, М. В. Ломоносов обращал их внимание на его исключительное богатство: «Тончайшие философские воображения и рассуждения,– писал он,– многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и в человеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи... Кто отчасу далее в нём (русском языке) углубляется, употребляя предводителем общее философское понятие о человеческом слове, тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море». Слайд

Н. Г. Чернышевский в своей статье «О словопроизводстве в русском языке» (1854) пришёл к выводу «о решительном превосходстве русского языка над другими европейскими языками по богатству и разнообразию словопроизводства», т. е. приёмов и способов образования слов. Слайд

И это так. На уроке литературы нам говорили, что Западная Европа не понимает языковой разницы между «вьюгой» и «позёмкой», «пургой» и «бураном». «Снежки» австрийцы называют «снежные шары», а «прорубь» – это «дырка во льду». А для нас в этих словах звучит музыка природы, они завораживают сухим шорохом позёмки, убаюкивают мягким посвистом вьюги, очаровывают таинственным свечением снегопада в вечернем угасающем окне. И можно ли представить, что щука разговаривает с Емелей через «дырку во льду»? Сразу колдовские чары моей детской сказки вдребезги разлетаются…Снежки, прорубь, Емеля с щукой Слайды

Достоинствами русского языка восхищался А. С. Пушкин. “…Как материал словесности,- писал он,- язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими”. А еще он сказал, что русский язык “гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, “переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам”, звучный и выразительный”. Слайд

В своем прекрасном стихотворении в прозе “Русский язык” Иван Сергеевич Тургенев называет русский язык “великим, могучим, правдивым и свободным”. Слайд

Великий писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: “Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,- мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку”. Слайд
Да, есть слова, что жгут, как пламя,

Что светят вдаль и вглубь до дна

А. Т. Твардовский

Одна из великих загадок поэзии – слово. Попадая в художественный контекст, слово преображается, оно часто приобретает переносный смысл, не одно, а несколько значений.

Великое чудо русской поэзии открывает для нас красоту и богатство мира. Но для того, чтобы сотворить чудо, нужна волшебная палочка. Такой волшебной палочкой в руках поэта является слово, яркое, эмоциональное, необычное.
Об этом хорошо сказал С. Я. Маршак: “Как Золушка, одетая в платье, которое ей подарила фея, простое обыкновенное слово преображается в руках поэта”. Слайд

И правда, где и у кого мы можем услышать столь завораживающий шум дождя

В тумане облачных развалин

Встречая утренний рассвет,

Он был почти нематериален

И в формы жизни не одет.

Зародыш, выкормленный тучей,

Он волновался, он кипел,

И вдруг, весёлый и могучий,

Ударил в струны и запел.

Н. Заболоцкий Слайд

Или шелест листьев

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Багряных листьев томных, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь.

Тютчев Слайд

А как здорово говорит Никитин о морозе, как о живом существе

По задворью злится

И трещит мороз,

Иней серебрится

На ветвях берёз.

И.С. Никитин Слайд

Или какое интересное сравнение нашел Суриков.

Золотая клетка

На сучке висит;

В этой клетке птица

Точно жар горит.

И.З. Суриков. Слайд

А какие прекрасные эпитеты нашел Дрожжин в стихотворении « Привет»

Привет тебе, мой край родной,

С твоими тёмными лесами,

С твоей великою рекой

И с неоглядными полями!

С.Д. Дрожжин. Слайд

Вчера готовился к зачету, читала стихи Есенина. До сих пор зачарованно повторяю:

«Кого-то нет, и тонкогубый ветер

О ком-то плачет, сгинувшем в ночи…» Слайд

Колдовская музыка слов… Какой еще язык мира способен на такое?!

Поэты – счастливые люди. Они воспринимают мир по-особому, обостренно, всеми чувствами.

В. В. Маяковский не зря сравнивал поэзию с солнцем, с оружием. Видел в ней силу, преобразующую мир. И пусть поэзия будет с каждым из нас всегда. Через слово поэта мы открываем мир, окружающий нас. Открываем себя, свою душу. Слайд

Много слов на земле, есть дневные слова –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд. –

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь

В. ШЕФНЕР Слайд

Родина, родная природа, родной язык, народ, человек – всё осмысляет русская поэзия, русское слово. Слайд

7. Седьмое чудо – это « чувство» языка. Слайд

"К сожалению, в нашей стране хорошее владение русским языком, умение хорошо говорить и писать не стало государственной ценностью". Иосиф Абрамович Стернин Слайд

А что значит хорошее владение русским языком? Что мы понимаем под словом грамотный человек, человек, который обладает « Чувством языка»? Слайд

Грамотность — степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Слайд

Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания.

Грамотность — фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека. Слайд

Книга даёт возможность пользоваться сокровищницей мысли и знания, созданной человечеством. Но возможность не есть ещё факт. Грамотность, как показывает её история, есть только орудие, которым нередко пользуется та или другая временно господствующая партия для пропаганды в народе своих идей. Чему и как служит грамотность — это зависит от дальнейших условий, в которые доставлено народное образование данной страны.

С принятием христианства на Руси возникла потребность в грамотности, так как для богослужения по уставным книгам требовались люди, умеющие читать. Князь Владимир, крестивший Русь, грамоты не знал, как и его дружинники, поэтому в летописях его звали «невеждой». Слайд

Грамотность была жизненно необходима людям X-XI вв. для общения в быту, написания жалоб, сообщения различных сведений друг другу. Слайд

В средние века на Руси грамоте учили частным образом и только богатых люди, так как обучение грамоте - занятие дорогостоящее. Слайд

А сколько сил и средств потратило молодое Советское государство на ликвидацию безграмотности, однако оно работало на перспективу, т.к. требовались люди для работы в промышленности и на производстве. Слайд

Грамотность – это тот код, тот пароль, с помощью которого культурный человек узнает другого культурного человека. Скороходова Е. Н.Слайд

А что же сейчас происходит в нашей стране с языком ?

Происходит коверканье русского языка. Слайд

Русский язык бесконечно богат, но тем нетерпимее словесная небрежность, допускаемая многими в разговорной речи. И не только в разговорной... Каковы же причины этого явления?

Их много: здесь и неумение найти точное, нужное слово для выражения мысли, и — что гораздо хуже — нежелание искать такое слово.

и просто небрежность («как сказал, так и ладно!»)

и привычка говорить неправильно только оттого, что «так говорят»

и влияние мертвящего канцелярского языка и желание не к месту щегольнуть иностранным словечком

и «мода» на бессмысленные словечки, и грубый жаргон улицы, и всякое «словесное разгильдяйство», переходящее норой в «словесный нигилизм», и многое другое. Слайд

К сожалению, многие не знают родного языка – они им только пользуются, изменяя, искажая его. Он, как воздух, вода, всюду, всегда с нами, поэтому так мало внимания мы обращаем на него, мало ценим. За что не платят рублем, то кажется дешевым!

Нашу речь портит неуместное употребление модных иностранных слов, слов-пришельцев: гарант, рефьюдж (приют), офис, превалировать и другие. В последнее время стало модно на вопрос «Как дела?» отвечать избитым примитивом «Ok!». Вместо того, чтобы ответить «Хорошо», «Нормально», «Замечательно», отвечаете «Ok!». Это лишь сокращает ваш словарный запас. Слайд

Злоупотребление иноязычной лексикой не единственная болезнь современной речи. Я имею в виду молодежный жаргон, вернее, жаргонную лексику. Ведь появление молодежных словечек связано со стремлением в чем-нибудь противопоставить себя взрослым, с желанием подчеркнуть свою взрослость, мнимую независимость. Это проявляется в одежде, общении друг с другом и, конечно, в языке. Совсем недавно я стала свидетелем одного разговора и была крайне удивлена.

– О, хай, телки!
– Здорово, овца, – захихикали девицы.
– Ну, чё, мы сёдня мутим или нет?
– Да … шнурки запонтились!
– Шлите их!
– Не канает, предки не врубаются, что там за тема …
Затем они встали и ушли. Слайд
Хронической болезнью языка являются маты, матерные слова. Язык – миллионный город, в который человек, как в свалку, складирует мусор. Конечно, это проблема не только молодежи, но и взрослых. Маты нас разрушают, это признак бедности речи, маленького словарного запаса. В некоторых случаях маты служат для связки слов, человек не может подобрать нужные слова, а все оттого, что у него мат – «словарный запас». Слайд

К сожалению, вина в распространении этой заразы лежит на взрослых. У кого ребенок учится? У взрослых. Сколько же появилось жаргонных слов, если составляются словари, например, «Толковый словарь молодежного сленга» Т.Г. Никитиной.

Грамотно писать, значит, уважать законы, нормы и традиции языка, тем самым сохранить культуру нашего народа. Несоблюдение норм орфографии и пунктуации может привести в конечном итоге к вырождению языка, мы перестанем понимать классическую литературу, потеряем исторические корни. При искажении языка возникнут такие негативные изменения, при которых язык утратит свои лучшие качества, что приведет к отсутствию единого языка народа, к непониманию, разобщению.

Оглянитесь! Нельзя быть безразличным к тому, как вы пользуетесь языком, как выражаете свои мысли. Об этом хорошо сказал К.Г. Паустовский: «Человек, равнодушный к родному языку, – дикарь … Потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». Слайд

Разрушение России, ее падение перед другими державами начинается с малого: сначала ты искоренишь родную русскую речь, затем позабудешь традиции, сотрется история, исчезнет русский народ, русский человек.

Вот почему мы должны нести ответственность за сохранение родного языка. Нужно сохранить, не дать исчезнуть русскому языку. Ведь больно уже за несохраненные виды животных, занесенных в Красную книгу, за историческое наследие, разрушенное и утерянное. Не надо делать так, чтобы русский язык был занесен в Красную книгу, как исчезнувший вид. Некоторые народы потеряли, забыли свой язык и теперь тратят время, восстанавливая его по крупицам. Так стоит ли тратить время на воскрешение? Проще беречь и охранять то, что дано нам природой от рождения с материнским молоком.

Давайте начнем любить, ценить и беречь родной язык! Слайд

Об этом писал и поэт Н. Доризо:

Любой язык – по-своему велик –

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык! Слайд

В заключение нашего путешествия мы хотим сказать словами Тургенева

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, тот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса. Берегите чистоту языка , как святыню. Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и глубок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас». Слайд

Литература:
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconУрок литературы «Тропа к Пушкину»
Учитель русского языка и литературы моу – средней общеобразовательной школы №6 г. Шарыпово Красноборова Елена Михайловна. Красноярский...

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconВ. П. Крапивина «Дети Синего Фламинго»
...

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconПлан работы шмо учителей русского языка и литературы моу верхнетимерсянской...
Методическая тема шмо: «Использование технологий системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы как необходимое...

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconЗадача формирования орфографической грамотности учащихся была и остается...
Яловец Нелли Даниловна – учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №5 г. Охи

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconМетодическое пособие «Царственное слово»
Составитель: Матявина Валентина Геннадьевна – учитель русского языка и литература средней общеобразовательной школы №7

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconРазработка урока литературы в 10 классе. Учитель русского языка и...
Цели. Углубление знаний учащихся о творчестве Лермонтова. Совершенствование навыков анализа лирического произведения. Развитие умения...

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconПубличная презентация о результатах педагогической деятельности Борсуковой...
Мое призвание быть учителем. Я учитель с верой в силы гуманной педагогики. Любовь к детям является источником, из которого я постоянно...

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы icon«Карельские поэты о А. С. Пушкине»
Учитель: Пашинская Г. Ф. – учитель русского языка и литературы Рускеальской основной школы

«Семь чудес языка». Выполнили: учащиеся 10 класса, Новолеушинской средней общеобразовательной школы Аминова А. В., учитель русского языка и литературы iconВикторина «Знатоки русского языка»(6 класс) Шахбанова Д. П. учитель...
Цель: повторение изученных тем, развитие словесно-логического мышления учащихся, умение действовать в условиях соревнования, работать...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции