Философская лирика А. С. Пушкина




Скачать 36.9 Kb.
Название Философская лирика А. С. Пушкина
Дата публикации 10.10.2014
Размер 36.9 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Философия > Урок
Тема урока: Философская лирика А.С. Пушкина.

Цель:

  • дать толкование понятию «философская лирика»;

  • проследить, какие философские вопросы затрагиваются в лирике А.С.Пушкина.

  1. Дайте толкования понятиям: «философия», «философская лирика».

Проблемы цели и смысла жизни, соотнесения бытия и личности, самопознания, места человека в мире, отношений с Богом и природой – центральные вопросы всей русской литературы – не могли не волновать А.С. Пушкина.

Эти вопросы называют "вечными ", потому что нельзя найти на них однозначного ответа, они всегда волновали и будут волновать людей. И это залог бессмертия человечества, потому что вечная жизнь духа –в этой неуспокоенности, в этой бесконечной жажде самопознания.

А.С. Пушкин удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и замечательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сил взрослого человека. По сути, пушкинское творчество - отражение духовного пути Человека со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их преодолением, с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.

Тема смерти появляется уже в ранней лирике поэта. Но в юношеских стихотворениях смерть поэта не страшит. В стихах 1830-х годов он уже не хочет умирать, ведь смерть лишает человека многих радостей бытия и, прежде всего, радости творчества. Но тема жизни звучит в зрелой лирике Пушкина гораздо трагичнее и обреченнее.

Предвосхищая свою безвременную кончину, Пушкин в стихотворении "Андре Шенье" (1830) восклицает:

Я скоро весь умру. Но тень мою любя,

Храните рукопись, о други, для себя!

Когда гроза пройдет, толпою суеверной

Сбирайтесь иногда читать мой свиток верный,

И, долго слушая, скажите: это он;

Вот речь его. А я, забыв могильный сон,

Взойду невидимо и сяду между вами,

И сам заслушаюсь...

Анализ стихотворения «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»

1. О чем размышляет поэт в стихотворении?

2. Почему он занят своими думами о скоротечности жизни, и бродя "вдоль улиц шумных", и в компании "юношей безумных", и "в многолюдном храме"?

3. На какие композиционные части можно разделить стихотворение? С каким настроением следует читать каждую часть?

4. Найдите эмоциональную кульминацию текста. Обоснуйте свое мнение.

5. Как реализуется в стихотворении тема вечной жизни природы? Какой смысл приобретают здесь образы-символы?

  1. Каково отношение поэта к молодому поколению?

  1. Почему он мечтал быть похороненным "ближе к милому пределу"?

  2. В чем философский смысл преемственности поколений?

  3. Как решается тема вечности природы и скоротечности человеческой жизни в финале стихотворения?

Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» 1835г.

Летом 1835 года А.С. Пушкин смог уехать в Михайловское, где он отбывал свою ссылку почти 10 лет назад. Эта встреча с прошлым породила стихотворение «...Вновь я посетил...» – одно из самых ярких философских стихотворений поэта.

Пребывание в Михайловском вызвало у Александра Сергеевича волну воспоминаний о прошлом и раздумий о будущем.

Отрывок из письма А.С. Пушкина жене, Н.Н. Гончаровой:

«…нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею…»

  1. Сравните ход поэтической мысли во фрагменте письма Пушкина и в стихотворении.

  1. Какие картины природы рисует поэт? В чем их очарование? Почему их в стихотворении так много? Какова взаимосвязь природы и человека?

  1. Проанализируйте ключевые образы стихотворения: домик, холм, озеро, мельница, дорога, три сосны; младая роща, мой внук, я. Какая связь есть между ними?

  2. Как поэт решает проблему преемственности поколений?

  3. Какой смысл придает тексту нерифмованный, белый стих?

В стихотворении поэта есть то, что отсутствует в письме. Ставится важный постулат: непрерывное обновление – закон природы.

Лирические размышления Пушкина о смысле жизни и предназначении человека отражают его понимание вечных, непреложных ценностей бытия. По мысли поэта, смерть является для человека естественным итогом физической жизни. Но результат его пребывания на земле измеряется тем, что он успел сделать, какой нерукотворный памятник от него останется.

Философская лирика Пушкина наполнена размышлениями о жизни: скоротечности человеческого существования, преемственности поколений, вечности природы и неумолимом беге времени. Поэт считает абсолютными ценностями семью, дом, продолжение рода, природу, творчество, а главными наслажденьями - любовь и искусство.

Он принимает жизнь со всеми треволнениями, и абсолютизирует ее гармонию и божественный порядок, призывая мужественно относиться к жизненным страданиям, что облегчает трагизм человеческого бытия.

Он уверен, что для творчества необходимы душевный покой и уединение, хотя бы временный переход от конкретного, бытового к общему, бытийному. Поэтому неосуществленной мечтой остается его стремление убежать "в обитель дальнюю трудов и чистых нег".

Размышления о времени и о себе, раздумья о нравственном самосовершенствовании, о воспитании души и стойкости сердца становятся главным содержанием лирики поэта в последний период его жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Философская лирика А. С. Пушкина icon Урок литературы в 9-м классе по теме: Философская лирика А. С. Пушкина
Цель: Знакомство с философской лирикой Пушкина на примере стихотворения “…Вновь я посетил…”
Философская лирика А. С. Пушкина icon Любви в лирике А. С. Пушкина Пейзажная лирика А. С. Пушкина Тема...
«Чумакевич Э. В. Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы.»: Питер; Санкт-Петербург; 2011
Философская лирика А. С. Пушкина icon Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А....
Философская лирика А. С. Пушкина icon Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина. Образно-стилистическое богатство лирики»
А. С. Пушкина и их адресатами; помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина, которое заключается в необычайном...
Философская лирика А. С. Пушкина icon «Любви все возрасты покорны». Любовная лирика А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» проследить, с помощью каких средств создается женский образ
Философская лирика А. С. Пушкина icon Тема: «Любви все возрасты покорны» Любовная лирика А. С. Пушкина. Урок- открытие Цели
Применение инновационных технологий. Исследовательская работа "Утаенная любовь А. С. Пушкина"
Философская лирика А. С. Пушкина icon Философская лирика 20 века
Поэт предлагает именно философское осмысление этой проблемы. Он осознает опасность, которая таится в разобщенности человека и природы....
Философская лирика А. С. Пушкина icon Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс)
Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,...
Философская лирика А. С. Пушкина icon Урок литературы и русского языка в 9 классе. Тема урока: А. С. Пушкин. Лицей. Лирика дружбы
Оборудование: портрет А. С. Пушкина Е. Гейтмана (гравюра 1822 г.). Книги: М. Басина «В садах лицея», «А. С. Пушкина. Жизнь и творчество....
Философская лирика А. С. Пушкина icon Урок по литературе в 9 кл Тема «Любовная лирика А. С. Пушкина»
А. С. Пушкина, сборник «Выставка в школе. А. С. Пушкин», кн. М. Сергеева «вся жизнь – один чудесный миг», «Молодая гвардия»,1969г.,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции