Исследование и обобщение современного пед опыта




Скачать 422.86 Kb.
НазваниеИсследование и обобщение современного пед опыта
страница1/5
Дата публикации05.10.2014
Размер422.86 Kb.
ТипИсследование
literature-edu.ru > Философия > Исследование
  1   2   3   4   5
1

Педагогика - наука о воспитании (от греч. «детовождение»). Она включает:

  1. Воспитание – 1) (в широком смысле) передача опыта общечеловеческой культуры след поколению 2) (в узком смысле) целенаправленный процесс формирования у человека определенных качеств личности (нравственных, эстетических, физических, правовых)

  2. Обучение – двусторонний процесс, складывающийся из преподавания и учения.

  3. Образование – процессии результат обучения, то, что создает интеллект.

Борьба 2 систем: европейской и американской.

1999г. г. Болонь (Италия), Болонская декларация (29 стран)

2003г. г. Берлин. Россия вступает в Болонский процесс с надеждой стать членами клуба в 2010 (ЕГЭ)

- 2-уровневая система (бакалавриат, магистратура)

- переход на модульно-кредитную систему обучения

- мобильность студентов и преподавателей

- единый европейский диплом

Задачи воспитания:

Авторитарное – подавление, муштра (не учитывает интересы личности)

Гуманистическое – главное – увидеть в человеке человека (Достоевский), учет индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития личности, открыть Я, возвысить и защитить.

Как наука возникла в 17в.

Система педагогических наук

  • Общая педагогика

  • История педагогики

  • Сравнительная (системы воспитания в разных странах)

  • Возрастная (дошкольная, школьная, взрослых (вузовская, инженерная, военная, производственная, исправительно-трудовая, социальная)

  • Специальная (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика)

  • Частные методики - конкретные дисциплины - как вести рус яз, методика преподавания.

Связь с другими науками:

  • Философия

  • Социология

  • Этика

  • Эстетика

  • Психология

  • Физиология

Методы педагогических исследований

  1. Исторические

  2. Исследование и обобщение современного пед. опыта

  3. Наблюдение

  4. Эксперимент

  • Лабораторный

  • Естественный

  • Контролирующий

  • Констатирующий

  • Преобразующий

  • Завуалированный

  1. Беседа

  2. Изучение продуктов деятельности (сочинения, рисунки)

  3. Метод компетентных судей (рейтинг)

  4. Социометрическая методика (анкетирование)


2

Человек – как объект педагогических исследований

В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвя­занные линии:

  • биологическая - процесс функционального созрева­ния и формирования человека (скелет, мускулатура, а также внутренние органы и системы)

  • социальная – речь, навыки, знания, моральные нормы сознание, различные привычки. Не явля­ются врожденными, а формируются у человека прижизненно.

Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характери­зуют его общественную сущность. Биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо ис­торической деятельности и познания.

Личность - только социальные свойства и качества.

Индивидуальность - непохожесть и отличие одно­го человека от другого, одной личности от другой, выделяется особыми чертами характера и тем­перамента, своеобразием творческой деятельности и способнос­тей.

Развитие - количественные измене­ния в свойствах и качествах человека, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и пси­хики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обо­гащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений.

Формирование - результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств.

Факторы формирования личности:

  1. наследственность, биологические задатки

  2. среда

  3. воспитание играет определяющую роль в раз­витии и формировании личности. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития чело­века и формируются его личностные качества.

Периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), первый юношеский возраст (16-17 лет), второй юношеский возраст (18-25 лет).

От рождения до школы:

За 2 первых года обретает походку и речь, характер на 80% формируется до 5 лет. Ведущий вид деятельности (ВВД) – игра.

Младший школьный возраст:

Психические процессы созрели для обучения: развитие мозга, память, задатки логического мышления, словарный запас. Физическая подготовка дает физиологические предпосылки. Развитие носит равномерный характер. Еще не завершилось окостенение скелета, хрящевая ткань в фалангах пальцев. Развито непроизвольное внимание. Изменение социальной ситуации развития. Новый социальный статус, режим дня, ученический коллектив. ВВД – учение. Динамика мотивов учения (сохранение интереса к учебе). Поэтапное формирование: интереса к процессу деятельности и к его результату. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Подростковый возраст (11-15 лет):

Анатомо-физиологические особенности: неравномерное развитие (рост сосудов не успевает за ростом сердца, перепады давления, увеличиваются конечности, а грудная клетка нет, интенсивное развитие желез внутренней секреции: щитовидной железы, нервная система, акселерация – ускорение полового созревания). Развитие личности: противоречие – обостренное чувство справедливости, жестокость. Критическое отношение к себе и ко взрослым. Главное – общение, стремление найти единомышленников, учеба становится неинтересной.

Старший школьный возраст:

Организм возвращаетсяк равномерному развитию, усложняется структура мозга, становятся более управляемыми. Нацеленность на определенную профессию. Развитие самосознания. Ценится интеллект, а не сила. Потребность достижений, развитие эмоциональности, проблема самоопределения.
3

Краткий экскурс в историю педагогики

Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Особые системы воспитания: спартанская и афинская. Рабы рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах.

Спарта. Воспитание осуществляло государство, готовило из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Агеллы, педоном. Детей закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Военно-гимнастические упражнения. музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.

Главная задача - воспитание презрения, безжалостности к рабам. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).

Афины. Развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура.

Идеальный человек тот, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Первоначально дети (с 7 до 13—14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были частными и платными, учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом. В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Буквослагательный метод: заучивали наизусть буквы по их названиям, потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»). В 13—14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. Беседы по политическим и нравственным вопросам. Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. С 18 до 20 лет переходили в эфебию, военное и политическое воспитание.

Зарождение педагогической теории в Древней Греции.

Сократ (469—399 гг. до н. э.). Цель воспитания - не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности, путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов.

Платон (427—347 гг. до н. э.). Воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп — философов и воинов. Стремился объединить идеям черты спартанского и афинского воспитания.

3- 6 лет - игры.

7 -12 лет - государственная школа, обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению

12 - 16 лет — школа физического воспитания—палестру с обычными гимнастическими упражнениями.

юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов).

18 - 20 лет — эфебия, военно-гимнастическая подготовка.

С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства.

Аристотель (884—322 гг. до н. э.). Государство имеет одну конечную цель — для всех граждан нужно тождественное воспитание. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны.

Пероды: 1) до 7 лет, 2) 7 - 14 лет (наступление половой зрелости) и 3) от наступления половой зрелости до 21 года.

До 7 лет воспитание в семье. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы.

Физическое воспитание предшествует умственному. Физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку.

Природные задатки, развитие навыков и разум — 3 источника нравственного воспитания.

Демокрит (460—370 гг. до н. э). Вопрос о природосообразности воспитания. Огромная роль труда в воспитании, предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках.
Средние века и в эпоха возрождения

Проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание: овладение «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца», в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. На первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия.

В эпоху Возрождения (XIV—XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Развитие буржуазного общества.

Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы. Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и др. — критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма.

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследование и обобщение современного пед опыта iconФорма
Обобщение и распространение опыта работы школы по гендерному обучению и воспитанию

Исследование и обобщение современного пед опыта iconПлан работы гимназии №35 на февраль 2011 2012 учебного года
Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков)

Исследование и обобщение современного пед опыта iconПлан работы гимназии №35 на февраль 2012 2013 учебного года
Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков)

Исследование и обобщение современного пед опыта iconWeb сайт соуб, как интегратор литературно-творческих ресурсов Смоленской области
Современный научно-технический прогресс создал уникальную ситуацию, когда происходит обобщение мирового опыта, а культурные ценности...

Исследование и обобщение современного пед опыта iconМуниципальное казенное учреждение Информационно методический центр...
Целью мку «имц» является формирование методического пространства на территории района по вопросам методического сопровождения модернизации...

Исследование и обобщение современного пед опыта iconМинистерство Образования Российской Федерации Вятский Государственный...
Настоящее исследование посвящено изучению индивидуального авторского стиля современного английского писателя Т. Пратчетта и проблеме...

Исследование и обобщение современного пед опыта iconИскусство быть собой
Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,...

Исследование и обобщение современного пед опыта iconМонография написана на основе обширного исторического и богословского...
В монографии на основании последних исследований в области истории и археологии проведено исследование библейской книги пророка Захарии...

Исследование и обобщение современного пед опыта iconПоложение о смотре-конкурсе учебных кабинетов, классов
Целью смотра-конкурса является: укрепление и развитие учебно-материальной базы (пополнение кабинетов, классов новыми наглядными пособиями,...

Исследование и обобщение современного пед опыта iconТема урока Тип урока
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции