Скачать 422.86 Kb.
|
1 Педагогика - наука о воспитании (от греч. «детовождение»). Она включает:
Борьба 2 систем: европейской и американской. 1999г. г. Болонь (Италия), Болонская декларация (29 стран) 2003г. г. Берлин. Россия вступает в Болонский процесс с надеждой стать членами клуба в 2010 (ЕГЭ) - 2-уровневая система (бакалавриат, магистратура) - переход на модульно-кредитную систему обучения - мобильность студентов и преподавателей - единый европейский диплом Задачи воспитания: Авторитарное – подавление, муштра (не учитывает интересы личности) Гуманистическое – главное – увидеть в человеке человека (Достоевский), учет индивидуальных особенностей, создание условий для саморазвития личности, открыть Я, возвысить и защитить. Как наука возникла в 17в. Система педагогических наук
Связь с другими науками:
Методы педагогических исследований
2 Человек – как объект педагогических исследований В общем развитии человека обычно наблюдаются две взаимосвязанные линии:
Будучи биологическим существом, человек в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Биосоциальное существо, как субъект, т.е. действующее лицо исторической деятельности и познания. Личность - только социальные свойства и качества. Индивидуальность - непохожесть и отличие одного человека от другого, одной личности от другой, выделяется особыми чертами характера и темперамента, своеобразием творческой деятельности и способностей. Развитие - количественные изменения в свойствах и качествах человека, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании человека, в совершенствовании его нервной системы и психики, а также его познавательной и творческой деятельности, в обогащении его мировоззрения, нравственности, общественно-политических взглядов и убеждений. Формирование - результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых свойств и качеств. Факторы формирования личности:
Периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2-3 года), преддошкольный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11-15 лет), первый юношеский возраст (16-17 лет), второй юношеский возраст (18-25 лет). От рождения до школы: За 2 первых года обретает походку и речь, характер на 80% формируется до 5 лет. Ведущий вид деятельности (ВВД) – игра. Младший школьный возраст: Психические процессы созрели для обучения: развитие мозга, память, задатки логического мышления, словарный запас. Физическая подготовка дает физиологические предпосылки. Развитие носит равномерный характер. Еще не завершилось окостенение скелета, хрящевая ткань в фалангах пальцев. Развито непроизвольное внимание. Изменение социальной ситуации развития. Новый социальный статус, режим дня, ученический коллектив. ВВД – учение. Динамика мотивов учения (сохранение интереса к учебе). Поэтапное формирование: интереса к процессу деятельности и к его результату. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Подростковый возраст (11-15 лет): Анатомо-физиологические особенности: неравномерное развитие (рост сосудов не успевает за ростом сердца, перепады давления, увеличиваются конечности, а грудная клетка нет, интенсивное развитие желез внутренней секреции: щитовидной железы, нервная система, акселерация – ускорение полового созревания). Развитие личности: противоречие – обостренное чувство справедливости, жестокость. Критическое отношение к себе и ко взрослым. Главное – общение, стремление найти единомышленников, учеба становится неинтересной. Старший школьный возраст: Организм возвращаетсяк равномерному развитию, усложняется структура мозга, становятся более управляемыми. Нацеленность на определенную профессию. Развитие самосознания. Ценится интеллект, а не сила. Потребность достижений, развитие эмоциональности, проблема самоопределения. 3 Краткий экскурс в историю педагогики Древняя Греция — страна, состоявшая из ряда небольших рабовладельческих государств (полисов). Особые системы воспитания: спартанская и афинская. Рабы рассматривались лишь как «говорящие орудия». Они были лишены всех человеческих прав, в том числе права обучаться в школах. Спарта. Воспитание осуществляло государство, готовило из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Агеллы, педоном. Детей закаляли, приучали переносить холод, голод и жажду, выносить боль. Военно-гимнастические упражнения. музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер. Главная задача - воспитание презрения, безжалостности к рабам. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»). Афины. Развились естествознание, математика, история, искусство, литература, замечательная греческая архитектура и скульптура. Идеальный человек тот, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении, стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. В Афинах дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье, приучаясь к домашнему хозяйству. Первоначально дети (с 7 до 13—14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были частными и платными, учителя-дидаскалы. В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом. В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Буквослагательный метод: заучивали наизусть буквы по их названиям, потом складывали их в слоги, затем слоги в слова. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. Считать учились при помощи пальцев, камешков и счетной доски, так называемой абаки, напоминающей счеты. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»). В 13—14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. Беседы по политическим и нравственным вопросам. Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. С 18 до 20 лет переходили в эфебию, военное и политическое воспитание. Зарождение педагогической теории в Древней Греции. Сократ (469—399 гг. до н. э.). Цель воспитания - не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности, путем вопросов и ответов отыскивать «истину» самим, не давая им готовых положений, выводов. Платон (427—347 гг. до н. э.). Воспитание должно быть организовано государством и соответствовать интересам господствующих групп — философов и воинов. Стремился объединить идеям черты спартанского и афинского воспитания. 3- 6 лет - игры. 7 -12 лет - государственная школа, обучаются чтению, письму, счету, музыке и пению 12 - 16 лет — школа физического воспитания—палестру с обычными гимнастическими упражнениями. юноши до 18 лет изучают арифметику, геометрию и астрономию, преимущественно с практическими целями (для подготовки воинов). 18 - 20 лет — эфебия, военно-гимнастическая подготовка. С 20 лет юноши, не проявившие склонности к умственным занятиям, делаются воинами. Меньшая часть юношей, проявившая способности к отвлеченному мышлению, проходит до 30 лет третью, высшую ступень образования, изучая философию, а также арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки, но уже в философско-теоретическом плане. Они готовятся к государственным должностям. Немногие, проявившие исключительные дарования, продолжают философское образование еще 5 лет (до 35-летнего возраста), после чего с 35 до 50 лет становятся правителями государства. Аристотель (884—322 гг. до н. э.). Государство имеет одну конечную цель — для всех граждан нужно тождественное воспитание. Семейное и общественное воспитание должны быть взаимосвязаны. Пероды: 1) до 7 лет, 2) 7 - 14 лет (наступление половой зрелости) и 3) от наступления половой зрелости до 21 года. До 7 лет воспитание в семье. С 7 лет мальчики должны посещать государственные школы. Физическое воспитание предшествует умственному. Физическое, нравственное и умственное воспитание взаимосвязаны. Во время начального обучения, кроме гимнастики, следует, по его мнению, обучать чтению, письму, грамматике, рисованию и музыке. Юноши должны получить в школе серьезное образование: изучить литературу, историю, философию, математику, астрономию, музыку. Природные задатки, развитие навыков и разум — 3 источника нравственного воспитания. Демокрит (460—370 гг. до н. э). Вопрос о природосообразности воспитания. Огромная роль труда в воспитании, предостерегал от дурного примера и считал очень важным упражнения в нравственных поступках. Средние века и в эпоха возрождения Проблемы воспитания разрабатывались философами-богословами, педагогические идеи имели религиозную окраску и были пронизаны церковной догматикой. Дети светских феодалов получали так называемое рыцарское воспитание: овладение «семью рыцарскими добродетелями»: умением ездить верхом на лошади, плавать, метать копье, фехтовать, охотиться, играть в шашки, слагать и петь стихи в честь сюзерена и «дамы сердца», в систему подготовки рыцаря овладение грамотой не входило. На первый план в воспитании стала выступать проповедь религиозного аскетизма, умерщвления плоти и духовного порабощения личности как средства поддержания божественного благочестия. В эпоху Возрождения (XIV—XVI века) идея о всестороннем развитии личности как цели воспитания начала разрабатываться вновь. Но она трактовалась только как освобождение человека от идеологических и политических оков феодализма. Томас Мор и Томмазо Кампанелла, а также их более поздние последователи ставили вопрос о необходимости всестороннего развития личности, причем связывали его осуществление с соединением образования и воспитания с производительным трудом. Развитие буржуазного общества. Педагогические работы появлялись в рамках философии, теологии, художественной литературы. Витторино да Фельтре (1378—1446), испанский философ и педагог Хуан Вивес (1442—1540), нидерландский мыслитель Эразм Роттердамский (1469—1536), французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553), французский философ Мишель Монтень (1533—1592) и др. — критиковали средневековую схоластику и механическую зубрежку, процветавшие в обучении, выступали за гуманное отношение к детям, за освобождение личности от оков феодального угнетения и религиозного аскетизма. |
Форма Обобщение и распространение опыта работы школы по гендерному обучению и воспитанию |
План работы гимназии №35 на февраль 2011 2012 учебного года Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков) |
||
План работы гимназии №35 на февраль 2012 2013 учебного года Обобщение опыта работы учителей по теме «Как научить учащихся самостоятельно работать?». (По итогам посещенных уроков) |
Web сайт соуб, как интегратор литературно-творческих ресурсов Смоленской области Современный научно-технический прогресс создал уникальную ситуацию, когда происходит обобщение мирового опыта, а культурные ценности... |
||
Муниципальное казенное учреждение Информационно методический центр... Целью мку «имц» является формирование методического пространства на территории района по вопросам методического сопровождения модернизации... |
Министерство Образования Российской Федерации Вятский Государственный... Настоящее исследование посвящено изучению индивидуального авторского стиля современного английского писателя Т. Пратчетта и проблеме... |
||
Искусство быть собой Основное же содержание, как и прежде, – искусство владеть собой, практическая психотехника, в сплаве древнего и современного опыта,... |
Монография написана на основе обширного исторического и богословского... В монографии на основании последних исследований в области истории и археологии проведено исследование библейской книги пророка Захарии... |
||
Положение о смотре-конкурсе учебных кабинетов, классов Целью смотра-конкурса является: укрепление и развитие учебно-материальной базы (пополнение кабинетов, классов новыми наглядными пособиями,... |
Тема урока Тип урока Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |