Эстетика самоубийства




НазваниеЭстетика самоубийства
страница1/17
Дата публикации01.10.2014
Размер3.43 Mb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Философия > Реферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17




Л.З.Трегубов, Ю.Р.Вагин

ЭСТЕТИКА САМОУБИЙСТВА

Пермь КАПИК 1993

Содержание:

Введение

ЧАСТЬ I

Глава 1. Мифология самоубийства

Глава 2. Проблема самоубийства в медицине, праве, социологии, философии и религии

Глава 3. Эстетический аспект самоубийства

Глава 4. Самоубийство как гармоничное завершение жизни

Глава 5. Эстетика способа самоубийства

Глава 6. Эстетическая аура самоубийства

ЧАСТЬ II

Глава 7. Эстетика индивидуального самоубийства

Глава 8. Эстетика ритуального самоубийства

    Сати

    Харакири

Заключение

Искусство всегда, не переставая,
занято двумя вещами.
Оно неотступно размышляет
о смерти и неотступно
творит этим жизнь.

Б. Пастернак. "Доктор Живаго"

*

Однообразие, повторение -
вот обязательная почва науки.
То, что в смерти неповторимо,
искали не врачи, а поэты.

В. Шалимов. "Шерри-бренди"

*

Не спасешься от доли кровавой,
Что земным предназначила
твердь.
Но молчи: несравненное право-
Самому выбирать свою смерть.

Н. Гумилев

*

И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений -
Самоубийство и Любовь!

Ф. Тютчев
ВВЕДЕНИЕ

Предисловия обычно не пользуются большой популярностью, особенно длинные. Многословные введения подозрительны: то ли авторы не доверяют читателю и считают, что без "предварительной подготовки" дальнейший материал будет непонятен, то ли сами чувствуют себя не очень уверенно и без разминки не решаются приступить к делу.

Поэтому, чтобы не возбуждать подобных подозрений, оговоримся, что введение в нашем случае необходимо лишь для того, чтобы объясниться по поводу необычного названия книги, в нестандартности которого авторы отдают себе полный отчет.

Понятно, что любое название должно наиболее полно и кратко передавать основную посылку и суть рассматриваемой проблемы. Нам кажется, что название книги "Эстетика самоубийства" полностью удовлетворяет этим критериям и не является простым желанием шокировать читателей.

Самоубийство - одна из вечных проблем человечества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство - явление сугубо антропологическое и является привилегией одного лишь человека. Нет ни одного живого существа на Земле, которое, подобно человеку, могло бы сознательно прервать свою жизнь. Все случаи, приводимые в опровержение этой точки зрения, являются либо поэтическим вы-мыслом, либо неправильными выводами из поверхностных наблюдений над жизнью животных. Например, еще у Аристотеля мы можем встретить легенду о молодом жеребце, которого тайно свели с его матерью и который, узнав об этом, вырвался на волю, взбежал на высокую скалу и бросился с нее в пропасть. Широко известна легенда о верности лебедей своим брачным партнерам. Если один из них погибает, второй, согласно этой легенде, поднимается высоко в небо и поет знаменитую последнюю "лебединую песню". После этого он будто бы складывает крылья и камнем стремительно падает вниз. Подобные описания "самоубийств" различных животных часто встречаются в литературе. То, что эти легенды и красивы и поэтичны, не вызывает сомнения. Однако они не служат доказательством существования подобных фактов в жизни (как известно, лошади никогда не противятся кровосмешению). Если же просто отмахнуться от этих легенд, то можно пройти при этом мимо весьма важного обстоятельства. Зададимся для себя вопросом: почему возникли и существуют легенды о самоубийствах животных, причем легенды возвышенные и прекрасные?

Если мы задумаемся над этим, то станет очевидным, что поскольку эти легенды входят в художественные произведения, сказки, стихи, танцы и так далее, значит, они, несомненно, несут на себе ту или иную эстетическую нагрузку и оказывают воздействие на эстетические чувства. В этих случаях . самоубийства служат художественным образом чистоты, верности, самопожертвования, которые человек аллегорически переносит на то или иное животное.

Приводят и другие примеры "самоубийств" животных. Например, скорпионов, волков, тигров, львов, которые в неволе отказываются от еды и погибают. Однако ни скорпион, вонзающий себе свое ядовитое жало в спину, если его окружить горящими углями, ни те животные, которые отказываются от пищи в неволе и погибают, не действуют сознательно, и это - главное отличие их поведения от поведения человека.

Сознательное самоубийство, составляющее достояние одного лишь человека, очевидно, не может считаться продуктом новейшей цивилизации. Известно, что в доисторические времена, когда только-только начинали образовываться крупные общинно-родовые союзы, самоубийство носило чисто прагматическую социальную функцию и помогало выживанию рода и племени в целом. Одно из самых первых известных в истории человечества самоубийств - самоубийства детей и стариков у первобытных племен в голодные годы.

На протяжении последующей истории человечества менялись и усложнялись мотивы и способы самоубийства, периоды относительного спокойствия в том или ином регионе сменялись годами подлинных эпидемий самовольного ухода из жизни. В России последняя такая эпидемия была отмечена в 1905-1908 годах. Рост числа самоубийств мы, к сожалению, видим и в настоящее время.

Величие и загадочность самоубийства общепризнанны. Величайшие умы человечества размышляли над этой проблемой. Сотни философов, социологов, психологов, врачей изучали проблему самоубийства в самых различных аспектах.

Мы предлагаем читателям рассмотреть эстетический аспект самоубийства.

Эстетика самоубийства - возможна ли она?

В многочисленных научных трудах, посвященных проблеме самоубийства, подобный вопрос прямо не ставился и; следовательно, не решался. Тем труднее наша задача, поскольку мы должны не только рассмотреть эстетический аспект самоубийства, но и доказать принципиальную пра-вомерность подобного подхода.
Часть первая

Глава 1

МИФОЛОГИЯ САМОУБИЙСТВА

Мифотворчество характерно для всех известных нам древних народов, и именно через мифы мы имеем возможность получить самую богатую информацию о жизнедеятельности, культуре и искусстве древних людей. Истоки мифов лежат намного глубже самых первых письменных источников, которые лишь зафиксировали столетиями складывающиеся представления людей об окружающем их мире.

Творческая фантазия древних китайцев, японцев, египтян, индусов, греков до сих пор поражает наше воображение, и даже спустя тысячелетия мы зачитываемся бессмертными мифами, которые сложили эти народы.

Самые древние сведения о самоубийстве мы можем почерпнуть именно из мифов - одного из первых способов творческого, художественного отражения мира человеком.

Герой-богатырь Ночжа (персонаж древнекитайской мифологии), третий сын Ли Цзюна, однажды забросил в море полоску красного шелка - хуньтянлин - и стал баламутить море. Обеспокоенный владыка моря Лун-ван послал к нему гонцов с просьбой успокоить его. Когда же они не смогли выполнить поручение господина, Лун-ван сам явился к отцу Ночжи и потребовал его смерти. Чтобы искупить свою вину перед Лун-ваном и отцом, Ночжа, как известно, покончил с собой. Следует заметить, что образ Ночжи - один из самых популярных в китайской драме, сказания о нем бытовали не только у китайцев, но и, например, у восточных монголов.

В китайской же мифологии мы встречаем божество реки Ло - Ло-шень. Это божество считали духом Фу-фей - дочери мифического первопредка Фуси, которая утопилась в рене Ло.

Самоубийством покончил У Цзысюй - бог приливов в Древнем Китае.

Многочисленны примеры самоубийств в индийском эпосе.

Один из самых любимых мифических героев древних греков Геракл тоже покончил с собой.

Из древнегреческих мифов мы узнаем про калидонскую девушку Каллирою? которая отвергла любовь Кореса, жреца бога Диониса. По просьбе оскорбленного жреца, Дионис поразил всех жителей страны безумием. Последние, обратясь за помощью к оракулу, получили приказ принести Каллирою в жертву. Когда Корее увидел прекрасную Каллирою, обреченную на гибель, любовь снова вспыхнула в его сердце, и он заколол себя вместо любимой. Каллироя после этого тоже покончила с собой возле источника, который стал носить ее имя.

В представлении древних славян Дунай - мифологический образ великой реки. Для славян Дунай был символом родины, память о которой сохранялась очень долго.

Но с Дунаем же у славян нередко связывался образ смерти. Молодец совершает самоубийство, топясь в Дунае: река отзывается выходом из своих берегов. В белорусской песне в результате неудачного брака молодец бросается в Дунай: "Разженюся, дунайчиком обернуся". Соблазненная девушка ищет смерти в Дунае.

Помимо этого, Дунай - это еще и образ богатыря в русских былинах. .

Когда-то, когда Дунай служил у литовского короля, у него была тайная любовь с дочерью короля Настасьей. Когда Дунай попал в беду, Настасья выкупила его у палачей и отпустила в Киев.

Спустя время Дунай с Добрыней Никитичем приехали за сестрой Настасьи Апраксой для князя Владимира, и Настасья была очень уязвлена невниманием со стороны Дуная. На обратном пути богатыри обнаруживают чей-то богатырский след. Дунай отправляется на розыски и встречает витязя, с которым вступает в бой. Победив его, он вынимает нож для окончательного удара, но вдруг узнает в витязе Настасью. Она напоминает ему о прошлом, и Дунай вновь охвачен страстью. Он зовет Настасью в Киев, чтобы пожениться. В Киеве состоится двойная свадьба: Владимира с Апраксой и Дуная с Настасьей. На пиру гости предаются похвальбе. В результате Дунай и Настасья устраивают соревнование в стрельбе из лука. Настасья оказывается меткой, а. Дунай первый раз перестреливает, второй - недостреливает, а на третий попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнает, "распластавши ей чрево", что она беременна "сияющим светом младенцем". Дунай в горе бросается на свое копье и умирает рядом с женой. Дунай превратился в реку Дунай, а Настасья - в реку Настасья.

О том, что самоубийства часто происходили на самых ранних этапах развития человечества, мы можем судить и косвенно, по многочисленным мифическим ужасным и не очень ужасным (это уже зависит от отношения общества к самоубийцам) существам, в которых превращались души несчастных самоубийц.

В армянских поверьях души самоубийц превращались в горнапштикнеров - антропоморфных и зооморфных существ, выступающих в виде кошек, собак, волков, медведей, ослов и других животных, которые чаще всего стоят у дорог (особенно около кладбищ) и пугают прохожих, прыгая им на спины, на их лошадей, на арбы. Горнапштикнеры по ночам бродят вокруг домов, а к рассвету возвращаются в свои могилы.

В древнекитайской мифологии неуспокоенная душа самоубийцы, не захороненная на родовом кладбище, превращалась в демона гуя. Согласно более поздним народным представлениям, гуй похож на человека, но он не имеет подбородка, не отбрасывает тени, внезапно становится невидимым, может принимать облик пса, лисицы, других зверей, чтобы завлекать людей и убивать их. Интересно, что при этом даже различался гуй утопленника (шуйцинь-гуй) или гуй повесившегося (дяоцзингуй).

Интересны древнекитайские мифы о Диюе - подземном судилище, напоминающем христианский ад. По древнекитайским представлениям, души умерших отправляются к желтому подземному источнику, и их дальнейшую судьбу вершат духи земли и гор.

К IX веку появились описания двадцати четырех подземных судилищ на горе Фэнду. В это время у китайских буддистов появились представления о десяти залах Диюя.

Диюй состоял из десяти судилищ, каждое из которых имеет шестнадцать залов для наказаний. В первом судилище под большим шатром на Черной дороге у Желтого источника судья Циньгуанван, начальник остальных десяти судей, допросив души умерших, безгрешных отправляет в десятое судилище, где они получают право родиться вновь, грешных -- к "зеркалу зла" на террасе, обращенной к востоку, в котором они видят отражение своих дурных дел.

Так вот, души самоубийц Цнньчуан-ван отправляет (кроме случаев, когда причиной самоубийства была верность долгу, сыновья почтительность или стремление сохранить целомудрие) обратно на землю в виде голодных демонов эгуй. После истечения срока жизни, отпущенного им небом, они попадают в "город напрасно умерших" Вансычэн, откуда уже нет пути к новому рождению. Су-ществовало поверье, что они могут вернуться на землю и возродиться вновь, если им удастся вселиться в чужую те-лесную оболочку, поэтому души умерших самоубийц пре-следуют живых.

У западных славян существовали женские мифологические персонажи - богинки. Представления о богинках характерны для южнопольского и соседнего, карпатского, ареалов и близки к поверьям о мамуне, дивожене, босорке, вештице, маре и знаменитых русалках.

Главная функция богинок - похищение и подмена людей. Богинки, в отличие от прекрасных русалок с длинными зелеными волосами, выступают в облике старых безобразных женщин с большой головой, отвисшими грудями, вздутым животом, кривыми ногами, черными клыкастыми зубами.

Богинками чаще всего становились, в соответствии с представлениями западных славян, души погибших девушек, избавившихся от плода, и женщины-самоубийцы.

Места обитания богинок - пруды, реки, ручьи, болота. Ночью или вечером в ненастье они появляются по трое, "затанцовывают" прохожих, заманивают их в воду и топят.

Неуспокоенные души самоубийц также могут превращаться в известных славянских мифологических персонажей - упырей. В мифологии народов Европы их называли вампирами. Упырями или вампирами становились "нечистые" покойники - преступники и самоубийцы, умершие преждевременной смертью. Считалось, что их тела не разлагаются в могилах, и прекратить их дела можно было, вбив в тело вампира осиновый кол и обезглавив его.

Подобные примеры можно приводить до бесконечности, они могли бы составить многотомную антологию..

В целях нашего исследования нам важно подчеркнуть, что первые сведения о самоубийстве и самоубийцах мы можем получить из плодов творческого отражения мира человеком - мифов. Так, на протяжении тысячелетий, начиная от древнейших времен до наших дней, самоубийство как феномен включалось в самые различные произведения искусства: мифы, поэзию, литературу, живопись, театр, становясь при этом источником, вызывающим эстетические переживания.

Результат эстетического восприятия самоубийства мы даже можем непосредственно усмотреть в характеристиках и образах тех мифических персонажей, в которые превращаются души погибших самоубийц. Это с одной стороны - ужасные, безобразные богинки в образе старых женщин, а с другой стороны - прекрасные русалки в образе молодых девушек с распущенными волосами, с рыбьими хвостами, играющие, танцующие и поющие по ночам около рек. Кто не плакал в детстве над судьбой маленькой русалочки из сказки Ганса Христиана Андерсена! Именами самоубийц называются реки, горы, созвездия. Так самоубийство находит свое отражение в эстетике, а эстетика (в этом мы убедимся далее) в самоубийстве.

Описания различных типов самоубийств можно встретить практически во всех древнейших рукописных произведениях: Ригведе, Рамаяне, Библии, Коране, Калевале и т. д. В них мы встречаем не только описания различных случаев и типов самоубийств у разных народов, но и отражение мотивов, которые могли приводить к самоубийству, отношения общества к самоубийству отдельных своих членов или целых групп, способов и видов самоубийств, попыток препятствовать самоубийствам.

Таким образом, как далеко в глубь веков ни обратили бы мы свой взор, всегда и повсюду мы сталкиваемся в истории человечества с феноменом самоубийства. Неудивительно при этом, что самоубийство всегда вызывало и вызывает интерес, удивление и, как следствие этого, желание разобраться в корнях и истоках этого явления, свойственного только человеку.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Эстетика самоубийства iconЭстетика киномузыки
Книга польского музыковеда Лиссы «Эстетика киномузыки» представляет собой капитальный труд, посвященный вопросу о роли музыки в создании...

Эстетика самоубийства iconПлан Определение 1 Подготовка Причины Способы Проблема самоубийства...
Иногда несамостоятельное лишение себя жизни тоже считается самоубийством, особенно если самоубийца был физически не в состоянии сделать...

Эстетика самоубийства iconСуицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах...
Предисловия к разделам, снабженные библиографическим, а также биографическим комментарием, освещают историю изучения суицида в странах...

Эстетика самоубийства iconПланы семинарских занятия
...

Эстетика самоубийства iconЭстетика мышления
Издаваемый впервые настоящий курс лекций (или бесед, как называл их сам автор) был прочитан в 1986/1987 учебном году в Тбилисском...

Эстетика самоубийства iconРодины в поэзии А. А. Блока: эволюция, особенности идейно-художественного...
...

Эстетика самоубийства iconЭволюция асимметрии, сексуальности и культуры
Тр. Междунар. Симп.: Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Информационное мировоззрение и эстетика....

Эстетика самоубийства iconА. Никольский Формы русского церковного пения
Эстетика различает во всяком художественном произведении, к какому бы виду искусств оно ни принадлежало, внутреннее содержание, т...

Эстетика самоубийства iconЭстетика отцов церкви введение
Отцов Церкви кому-то это словосочетание может показаться неожиданным, а кому-то даже и модернизаторским

Эстетика самоубийства iconБахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных...
Недзвецкий В. А. Комментарии// Гончаров И. А. Собр соч.: В 8 т. М., 1980. Т. С. 510–521. Далее тексты Гончарова цитируются по данному...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции