Скачать 0.84 Mb.
|
---+МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Филологический факультет Кафедра преподавания русского языка в других языковых средах Дипломная работа Сопоставительный анализ смыслового наполнения концепта «мысль» в индивидуально-авторских картинах мира Ф.М. Достоевского и Л. Андреева Выполнила: студентка 952 гр. д/о О.А. Кулакова Научный руководитель: к.п.н., доц. Е.Р. Переслегина Нижний Новгород 2012 Содержание Введение…………………………………………………………………….3 Глава I. Теоретические основы исследования
Глава II. Языковая и речевая репрезентация концепта «мысль» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» и произведениях Л. Андреева
Заключение………………………………………………………………..75 Список литературы……………………………………………………….80 Приложение 1. Список контекстов (из романа Ф.М. Достоевского) указать страницы Приложение 2. Лексикографическое описание лексемы «мысль» (по роману Ф.М. Достоевского «Идиот») Приложение 3. Список контекстов (из прозы Л. Андреева) Приложение 4. Лексикографическое описание лексемы «мысль» (по прозе Л. Андреева) Введение В последнее время термин «концепт» стал одним из ключевых понятий современной лингвистики. Концепты становятся объектом не только культурологического, но и лингвистического исследования. Особый интерес представляет изучение концептов на текстовом материале художественных произведений, так как речь в данном случае идет об особом, эстетическом, индивидуально-авторском видении мира и способах его языковой репрезентации. Активно разрабатываемые в лингвистике концептологические исследования отражены во многих научных работах, среди которых нужно особо выделить научный сборник под названием «Антология концептов» (2005), который определен составителями как «концептуарий культурно значимых смыслов, закрепленных в языковом сознании и коммуникативном поведении человека» (отв. ред. В.И. Карасик, И.А. Стернин), а также научную серию «Концептуальные исследования», основанную в 2003 г. М.В. Пименовой. Особую сложность для исследователей представляет анализ абстрактных концептов, поскольку они имеют ярко выраженный субъективный характер, трудно поддаются определению, а носители языка владеют ими бессознательно. Среди исследователей в этой области следует назвать прежде всего А.П. Бабушкина, О.В. Ивашенко, З.Д. Попову, Л.О. Чернейко. Наиболее часто абстрактные концепты встречаются в литературных произведениях, своеобразие языка которых делают исследование концептосферы писателя особенно актуальным. В первую очередь, художественный текст – отображение индивидуально-авторской картины мира, которая является вариантом художественной картины мира. В свою очередь, художественная картина мира включает в себя общую часть – языковую картину мира, а также интерпретирующую, в которой находит отражение индивидуально-авторское восприятие действительности, личные знания автора, его опыт. В литературном произведении, особенно классическом, выявление черт национальной и индивидуально-авторской картины мира позволяет исследовать специфику мировосприятия писателя и ее соотношение с национальными особенностями концептуализации. Таким образом, актуальность исследования обусловлена пристальным вниманием современной лингвистики к проблеме концептуализации мира, а также особым интересом к проблеме выражения в языке мыслительных единиц человеческого сознания (И.В. Бурное, О.Н. Кондратьева, В.А. Маслова, М. Михеев, М.В. Пименова, Ю.Д. Тильман, Ю.С. Степанов, Е.В. Урысон, А.Д. Шмелев), традиционно трудных для лингвистического и когнитивного описания, и необходимостью разработки методики такого описания. Внимание многих исследователей, работающих в рамках новой научной парадигмы, привлекают такие феномены, как ментально-лингвальный комплекс, языковое сознание субъекта коммуникации, концептосфера, национально-культурное пространство, т.е. «те феномены, которые стоят за дискурсом и предопределяют его национально-культурную специфику» [Красных 2003, 34]. Наиболее продуктивным в данном направлении представляется исследование концептосферы классиков русской литературы, поскольку в их произведениях находят отражение ключевые черты национальной концептосферы наряду с индивидуально-авторскими особенностями мировосприятия. Творчество Ф.М. Достоевского и Л. Андреева представляет большой научный интерес в связи с самобытностью и глубиной анализа человеческого мышления указанными авторами. Лексема «мысль» является достаточной частотной в исследуемом материале, что позволяет говорить об особом месте ее в произведениях писателей. В романе Ф.М. Достоевского количество словоупотреблений 202, в произведениях Л. Андреева – 196. Объектом нашего исследования являются языковые и речевые средства выражения концепта «мысль» в творчестве Ф.М. Достоевского и Л. Андреева. Предметом изучения является концепт «мысль» в литературном наследии указанных авторов. Цель работы – анализ языкового и речевого выражения смыслового наполнения концепта «мысль», а также моделирование его содержания и структуры на материале творчества Ф.М. Достоевского и Л.Андреева. Цель исследования определила следующие конкретные задачи: 1) дать теоретическое описание понятийно-категориальной основы исследования; опираясь на работы отечественных и зарубежных лингвистов, уточнить содержание основных понятий дипломной работы; 2) провести семантико-когнитивный анализ лексической единицы «мысль»; 3) определить содержание и смоделировать структуру исследуемого концепта; 4) провести сопоставительный анализ и сделать выводы о наличии общего и индивидуально-авторского в языковой и речевой экспликации смыслового содержания данного концепта в творчестве Ф.М. Достоевского и Л. Андреева. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: общенаучные методы исследования (анализ, обобщение, синтез, систематизация, классификация, сравнение) и методы эмпирического исследования (метод сплошной выборки материала, компонентный анализ, количественный и качественный анализ результатов, описательный метод, семантико-когнитивный анализ, метод сопоставительного анализа). Материал исследования: текст романа Ф.М. Достоевского «Идиот», тексты произведений Л. Андреева из сборника «Избранное автором. Рассказы и повести (1899 - 1907)» (21 текст), а также словарные статьи лексемы «мысль» в следующих словарях:
|
Хронотопная тетрада поэтики достоевского в контексте большого времени Достоевского, но также в иных авторских мирах и культурных контекстах, а затем выстроить синхронные и диахронные ряды и выйти на... |
Исследовательская работа по теме “ Сопоставительный анализ татарских,... Введение стр |
||
Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» иТютчева «Как хорошо ты, о море ночное » Тема урока: Сопоставительный анализ стихотворений Пушкина «К морю» и Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное» |
Общие требования к структуре выпускной квалификационной работы выпускная квалификационная работа Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа, дипломный проект, дипломная работа) состоит из |
||
Курсовая работа Лексические средства выражения концепта «природа» Введение с. 3-5 |
Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина... Тема урока: Сопоставительный анализ литературной сказки А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с русской народной сказкой Царевич... |
||
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса Андреева Г. М. Социальная психология: учеб для студентов вузов, обуч-ся по напр и спец.«Психология»: Рек. М-вом образования рф/ Г.... |
Расписание индивидуально-групповых занятий составляется учителем,... ... |
||
Дипломная работа Степень удовлетворенности пользователей в документах по музыкальному искусству 25 |
Список литературы Население мира. Демографический справочник. Составитель В. А. Борисов. Изд-во "Мысль". М., 1989 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |