Скачать 254.68 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАМосква 2010 В основу разработки программы положены Государственные образовательные стандарты по специальностям: ''Юриспруденция'', ''Бухгалтерский учет, анализ и аудит'', ''Менеджмент организации'', ''Финансы и кредит'' Программу разработал доктор философских наук, профессор А.В.Герасимов. Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин МЭПИ.
1.1. Цель преподавания дисциплины Курс “Философия” призван дать студентам знания, которые позволят им: сформировать стройную систему философских знаний; выработать умения и устойчивые навыки философского анализа явлений природы и общественной жизни. 1.2. Задачи изучения дисциплины В результате изучения дисциплины студент должен: – иметь представления о научных, философских и религиозных картинах мирозданья, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, об эстетических ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; - понимать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы, ценность научной рациональности и ее исторических типов, знать структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию; – понимать смысл взаимоотношения духовного и телесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникших в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса существования человека в природе; – знать условия формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе; – иметь представление о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности. II. ОБЪЕМ И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ2.1 Распределение часов по семестрам и видам занятий
2.2 Темы, их содержание и объем в часах лекционных занятий
Краткое содержание тем Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в жизни человека и общества Философия как специфическая форма мировоззрения. Понятие мировоззрения и его историко-культурный характер. Мироощущение и мировосприятие. Эмоционально-образный и логико-рассудочный уровни мировоззрения. Два подхода к духовному освоению мира: с позиции природы и с позиции человека. Типы мировоззрения: художественно-образное, мифологическое, религиозное, философское, научное. Мировоззрение и убеждения. Мировоззрение личности, социальной группы, эпохи. Предмет философии. Влияние обыденного опыта и теоретических установок на формирование философских взглядов. Философия как самосознание культуры. Основные аспекты философского знания. Функции философии. Философия как методология. Философия и бытие человека. Роль философии в кризисные периоды развития общества. Изменение предмета философии в ходе истории. Тема 2. Философия Древнего мира. Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Соотношение трех основных центров цивилизации Древнего мира - древнекитайского, древнеиндийского и европейского. Формирование восточного и западного стилей философствования. Особенности мифологии на Востоке и возникновение предфилософии, их взаимосвязь и взаимозависимость. Переход от пред-философии к философии. Недифференцированность философии на Востоке. Основополагающие принципы древнеиндийской философии: космизм, экологизм, альтруизм. Ее основные школы и направления - ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм). Особенности "ортодоксальной" индийской логики. Характерные черты философии Древнего Китая: натурализм, обращенность в прошлое, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет. Основные школы Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм. Тема 3. Античная философия. Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Древнем Риме. Начальный этап - философия "фюзиса" (милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты) - постановка и решение проблемы первоосновы мира. Изменение представлений о сути философии (софисты). Значение творчества Сократа для понимания сущности человека и Блага. Классический период философии античности. Открытие идеальной реальности, соотнесение ее с познавательными возможностями человека и идеальным социумом (Платон). Энциклопедическая философская система Аристотеля. Эллино-римский период античной философии (эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики, неоплатоники). Космоцентричность, всесторонность и универсальность античной философии. Её место в историко-культурном развитии человечества. Тема 4.Средневековая философия. Теоцентризм - системообразующий принцип философии Средневековья. Влияние идей Библии и Корана на становление и развитие философской культуры эпохи. Основные этапы средневековой философии: апологетика (Тертуллиан), патристика (Аврелий Августин), схоластика (Боэций, Абеляр, Альберт Великий). Классическая философия средневековья (Фома Аквинский). Философская мысль в Византии и арабская философия. Мистика (Бонавентура, Мейстер Экхарт). Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, теодицея, разум и воля, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное. Проблема доказательства бытия Бога. Понятие высшего Блага как основы средневековой этики. Спор о природе общих понятий - номинализм и реализм. Философия истории в Средние века. Тема 5. Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм, гуманизм, натурфилософия, пантеизм - отличительные особенности философского мировоззрения эпохи Возрождения. Процесс секуляризации духа. Проблемы человеческой индивидуальности. Переход от неоплатонических познавательных программ (Николай Кузанский) к гуманистическим (Ф.Петрарка), утверждение натурфилософской ориентации в знании (Л. да Винчи, Н.Коперник. Дж.Бруно, Г.Галилей). Формирование новой картины мира, согласующей проблемы космоса, человека, природы, религии и социума. Реформация как один из путей преодоления средневековой схоластики (М.Лютер. Ж.Кальвин). Реформация и контрреформация. Философские аспекты концепции "открытости" истории (Н. Макиавелли); утопии как ранние формы ненаучного прогнозирования (Т.Мор, Т.Кампанелла). Тема 6. Философия Нового времени (XVII - ХVIII вв.). Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Национальные школы в философии. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Проблема достоверности знаний: эмпиризм (Ф.Бэкон) и рационализм (Р.Декарт). Связь гносеологии и онтологии: монизм, дуализм, плюрализм. Обоснование новой картины мира и ее динамика (И. Ньютон. Г.В.Лейбниц). Взаимовлияние и взаимообусловленность методов науки (естествознания) и философии в Новое время. Пантеистический монизм Б.Спинозы во взглядах на материю, природу, познание, человека, общество. Философия эпохи Просвещения. Разработка модели нового исторического субъекта, формирование понятия "гражданское общество", развитие взглядов о господстве человека над природой, обоснование идеи об отсутствии целей в естественнонаучном познании. Наука, прогресс, цивилизация в философии Нового времени. Тема 7. Классический тип философии Нового времени. Максима философского сознания XIX века - принципиальное различие природы и культуры. Основные проблемы немецкой классической философии: целостность и структурированность бытия, его познаваемость, активность сознания, связь сознания и познания, принципы развития, сущность человека, универсальность и всеобщность форм нравственности. Принцип тождества бытия и мышления, его трансформации в немецкой классической философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственной области человеческой деятельности; развитие философии от наукоучения к философии духа. Трансцендентальный идеализм последователей Канта. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля. Кризис традиционной формы философского знания в середине XIX века. Социокультурные основания мировоззренческого плюрализма. Модернизация антропологизма (Л.Фейербах. С.Кьеркегор) и натурализма (А.Шопенгауэр, О.Конт). Формирование новых типов философствования: консервативно-традиционных (неогегельянство, шелленгиансгво). новаторско-традиционпых (марксизм), антиклассических иррационалистических и сциентистских). Тема 8. Современная западная философия. Роль философии как интегрирующего фактора культуры (конец XIX-XX вв.). Европейская культура и трансформация основных философских проблем, смена ценностей и ориентиров. Установки общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного изучения человека. Новые типы философствования: сциентистский и антропологический. Сциентизм как способ преодоления "кризиса" классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм: проблема метода в "первом" позитивизме (O. Koнт, Г. Спепсер) и источника познания в эмпириокритицизме (Э.Мах, Р.Авенариус). Позитивистские философские направления: аналитический эмпиризм, философия науки (К.Поппер), постпозитивизм (Т. Кун, И.Лакатос). Прагматизм и проблема понимания истины (Ч.Пирс, Д.Дьюи). Герменевтика и ее взгляд на познание (В.Дильтей, Г.Х. Гадамер). "Философия жизни" и ее противопоставление "наук о духе" и "наук о природе" (А. Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон). Феноменология (Э.Гуссерль). Существование, бытие, человек и его свобода, сознание в экзистенциализме (К.Ясперс, Ж.-П. Сартр). Психоанализ (З.Фрейд, К.Г Юнг, Э. Фромм). Сближение позиций религиозной философии и философии науки (П.Тейяр де Шарден, П. Тиллих, В.Гейзенберг, А.Швейцер). Философские дискуссии современности и их влияние на развитие западной цивилизации. Философские концепции постмодернизма. Эпистемология М. Фуко. "Проблема человека" в современной западной философии. Тема 9. Русская философия. Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии. Формирование и основные периоды развития русской философской мысли. Религиозные и светские традиции в отечественной философии. Возникновение русской философии (XVIII - первая половина XIX в.). Просветительская мысль в России и попытки философского осознания ее пути (русская идея, западники и славянофилы, почвенники, евразийцы). Русская религиозная философия и ее основные направления (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков). Русская философия после 1917 года; официальная философия, творчество советских философов, философия русского зарубежья. Проблема Запада-Востока-России в науке и философии. Преемственность и самобытность. Проблема духовности. Диалог культур. Русская философия в контексте мировой философской мысли. Тема 10. Философское учение о бытии (онтология). Бытие, небытие, нечто, ничто. Основные виды бытия. Реальность объективная и субъективная. Монистические и плюралистические концепции бытия. Бытие вещей, процессов и состояний. Бытие, субстанция, материя, природа. Материальное и идеальное. Человеческое бытие. Общественное бытие. Основные атрибуты материи: пространство, время, движение, энергия, развитие и др. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной. Картины мира: обыденная, религиозная, философская, научная. Природа мифов о сотворении мира. Религиозная и геологическая концепции происхождения и сущности мира. Космогония. Креационизм, его особенности в различных религиозных системах. Формирование представлений о Космосе и Вселенной. Виталистические теории. Идея многоступенчатости мироздания. Модернизация в ходе истории мифологических и религиозных взглядов на проблему бытия. Идея единства мира. Становление и развитие научной картины мира: коперниковский переворот и его последствия. Философские и физические основания космологии. Формирование идеи саморазвивающейся Вселенной. Динамика картин мира в XX столетии. Тема 11. Философия человека. Проблема человека в историко-философском контексте. Многокачественность, многоуровневость, многомерность человека, его бытия, жизнедеятельности. Человек как родовое существо. Объективистские (природно-объективная, идеально-заданная, социологическая) и субъективистские концепции человека (психоаналитическая, экзистенциальная и др.). Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Проблема антропосоциогенеза. Специфика человеческой деятельности. Социальная и биологическая продолжительность жизни человека. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения и судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время. Человек в системе социальных связей. Человек и человечество. Основные характеристики человеческого существования - неповторимость, способность к творчеству, свобода. Экзистенциалы человека. Творчество и его разновидности. Понятие свободы и его эволюция. Свобода "внешняя" и "внутренняя", свобода "от" и свобода "для". Свобода и произвол: свобода и анархия; свобода и необходимость: свобода и ответственность; свобода выбора. Человек, индивид, личность. Личность и массы. Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Генезис личностного начала в истории. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире. Тема 12. Учение об обществе (социальная философия). Эволюция философского понимания общественной жизни людей и ее истории. Проблема построения теоретической модели общества. Структура общества и его система. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество и государство. Культура и цивилизация: критерии их эволюции. Проблемы кризиса, распада, взлета и упадка, становления и уровня развития культур и цивилизаций. Логика истории и ее смысл. Вариативность конкретных исторических процессов (регресс, прогресс, цикл, зa6eгaниe, отставание, отклонение, тупиковые варианты). Специфика необходимости в историческом процессе. Проблема типологии исторического процесса (О.Шпенглер, К.Маркс. А.Тойнби, М. Вебер). Философия истории о динамике общественного развития (Н. Бердяев, Н.Данилевский) и социальном прогрессе (Дж. Вико, Ж. Кондорсе, Ж.-Ж. Руссо). Человек в историческом процессе. Насилие и ненасилие. Космопланетарные факторы социального развития. Проблема поиска внеземных цивилизаций. Тема 13. Философское учение о сознании и познании (гносеология) Сознание как субъективная духовная реальность и как условие воспроизводства человеческой культуры. Идеальное и материальное. Попытки определения сознания в истории философии. Генезис сознания с позиции естествознания, психологии, теологии, космологии. Мозг, психика, интеллект, сознание. Сознание, подсознательное, бессознательное. Интуиция и воображение. Мышление, память, воля, эмоции. Язык и мышление. Знак и значение, информация и сигнал. Проблема "искусственного интеллекта". Взаимосвязь психического, интеллектуального, духовного и культурного в сознании. Активность сознания и особенность ее проявления. Самосознание и личность. Структура самосознания (убеждения, самооценка, самоконтроль). Духовная жизнь общества. Общественное и массовое сознание. Многообразие форм духовно-практического освоения мира: язык, труд, игра, познание, мораль, искусство, религия, философия. Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Агностицизм. Знание и вера. Доверие, уверенность, вера. Вера и мнение, вера и предрассудок. Субъект и объект познания. Познавательные способности человека. Познание и творчество. Понимание и объяснение. Чувственный и рациональный этапы познания и их формы. Роль абстракций в процессе познания. Современные разновидности эмпиризма, рационализма, априоризма и интуитивизма. Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Истина и заблуждение. Критерии истины: рациональная интуиция, соответствие чувствам или логическим законам, практика, верификация, когеренция. корреспонденция, фальсификация и др. Истина, оценка, ценность. Логика как наука о принципах правильного мышления. Этапы ее развития и современное состояние. Вненаучные формы познания: обыденное, мифологическое, религиозное, паранаучное, художественное. Тема 14. Будущее человечества (философские аспекты). Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации. Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ним. Особенности разрешения глобальных проблем. Взаимодействие цивилизации и сценарии будущего. Человечество перед историческим выбором. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума. 2.3 Самостоятельная работа студентов
2.4 Формы контроля При изучении дисциплины «Философия» преподаватель на семинарах ведет опрос студентов по пройденным темам курса, организует теоретические дискуссии по подготовленным студентами рефератам, проводит контрольные работы и т.д. При осуществлении контроля целесообразно пользоваться ТСО. 2.5. Темы семинарских занятий, их содержание и объем в часах
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Исторические типы и направления философии.
Тема 2. Основные течения современной западной философии
Тема 3. Русская философия как культурный феномен
Тема 4. Философское учение о бытии
Тема 5. Природа человека и смысл его существования
Тема 6. Философия общества и культуры
Тема 7. Сознание и познание
Темы рефератов
Ш. ЛИТЕРАТУРА 3.1. Основная литература
3.2. Дополнительная литература
|
Рабочая учебная программа по дисциплине «философия» Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом... |
Рабочая учебная программа Литература 5 9, 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
||
Рабочая учебная программа Литература 5 9 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего... |
Рабочая учебная программа Литература (базовый уровень) 10 11 классы Пояснительная записка Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)... |
||
Рабочая учебная программа по музыке для 3 класса 1 час в неделю (всего 34 часа) Рабочая учебная программа по музыке для 3-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.... |
Учебная программа (Специальность 030501. 65 «Юриспруденция») Москва 2010 История отечественного государства и права: Учебная программа (Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»)/ Сост.: Чингузов О. М. –... |
||
Контрольные вопросы по самостоятельной работе и задания к теме. "Философия,... Философское знание, мировоззрение, структура мировоззрения, философское мировоззрение, философия, предмет философии, структура философии,... |
Типовая учебная программа по предмету «Биология» для 6-9 классов... Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного... |
||
Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» Рабочая учебная программа по предмету «Основы конструирования мебели» предназначена для подготовки квалифицированных рабочих в профессиональном... |
Обобщающий факультативный курс по всемирной истории новейшего времени... Предлагаемая учебная программа факультативных занятий разработана на основе программы вступительных испытаний в полном соответствии... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |