В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно




НазваниеВ современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно
страница1/9
Дата публикации29.09.2014
Размер0.96 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1.

Философия и Богословие
В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно воспринять в себя философские понятия. "Оправдать веру наших отцов, возвести ее на новую ступень разумного сознания...": так определяет Вл. Соловьев свою задачу в начале одного из своих сочинений ("История и будущность теократии"). В такой формулировке этой задачи нет ничего предосудительного, но нужно опасаться смешения двух областей — догматической науки и философии. Смешение это готово привести к путанице и к затемнению их назначения, содержания и их методов.
В первые века христианства Отцы Церкви и церковные писатели широко откликались на философские идеи своего времени и сами пользовались выработанными философией понятиями. Христианство выступало, как мировоззрение, которое должно заменить философские взгляды древнего мира, как стоящее выше их. Ставши с IV века официально государственной религией, оно призывалось заменить собой все прежде существовавшие системы мировоззрений. Этим можно объяснить, что на первом вселенском соборе происходил, в присутствии императора, диспут христианских учителей веры с "философом". Но нужна была не просто замена. Христианская апологетика взяла на себя задачу овладеть языческой философской мыслью и направить ее понятие в русло христианства. Идеи Платона являлись как бы подготовительным этапом от язычества к Божественному откровению. Кроме того, силой вещей, православию приходилось бороться с арианством не столько на почве Священного Писания, сколько философским путем. Причина этому та, что арианство восприняло свои основные заблуждения от греческой философии, именно, учение о Логосе, как начале, посредствующем между Богом и миром, стоящем ниже Самого Божества. Но при всем этом общее направление всей святоотеческой мысли было таково, чтобы обосновывать все истины христианской веры на фундаменте Божественного откровения, а не на рациональных отвлеченных умозаключениях. Св. Василий Великий в трактате "Какую пользу можно извлекать из языческих сочинений" дает примеры того, как пользоваться содержащимся в них назидательным материалом. С всеобщим распространением христианских понятий постепенно угасает в святоотеческих писаниях интерес к греческой философии.
Это и понятно. Богословие и философия различаются прежде всего по своему содержанию. Проповедь Спасителя на земле возвещала людям не отвлеченные идеи, а новую жизнь для Царства Божия; проповедь апостолов была проповедью спасения во Христе. Поэтому христианское догматическое богословие имеет самым главным предметом всестороннее рассмотрение учения о спасении, о его необходимости и о путях к нему. По своему основному содержанию оно сотериологично (от греч. слова — спасение). Вопросы сущности бытия — о Боге в Самом Себе, о сущности мира и природе человека — догматическое Богословие трактует в очень ограниченном виде. Это происходит не только потому, что в таком ограниченном виде (а о Боге — в прикрытой форме) они нам даны в Св. Писании, но и по психологическим основаниям. Умолчание относительно внутренней жизни в Боге есть выражение живого чувства всеприсутствия Божия, благоговения перед Ним, страха Божия. В Ветхом Завете это чувство приводило к страху называть Само имя Божие. Только в подъеме благоговейного чувства, мысль Отцов Церкви поднимается в отдельные моменты к созерцанию внутрибожественной жизни. Главная область их умозрения это открытая в Новом Завете истина Святой Троицы. По этой линии идет и христианское православное богословие в целом.
Философия направляется по другой линии. Ее главным образом интересуют именно вопросы онтологии: о сущности бытия, о единстве бытия, об отношении между абсолютным началом и миром в его конкретных явлениях и пр. Философия, по своей природе, исходит от скепсиса, от сомнения в том, что говорят нам наши восприятия и, даже приходя к вере в Бога (в своем идеалистическом направлении), рассуждает о Боге объективно, как о предмете холодного знания, предмете, подлежащем рассудочному рассмотрению, выяснению его сущности, отношения его, как абсолютного бытия, к миру явлений.
Эти две области — догматическое богословие и философия — различаются также по своим методам и по источникам.
Источником богословствования служит Божественное откровение, заключающееся в Св. Писании и Св. Предании. Их основоположительный характер покоится на нашей вере в их истинности. Богословие изучает и собирает материал этих источников, систематизирует его, распределяет, пользуясь в этой работе теми же приемами, что и опытные науки.
Философия — рассудочна, отвлеченна. Она исходит не из веры, как богословие, а базируется или на основных положениях разума, выводя из них дальнейшие заключения, или на данных науки или общечеловеческого знания.
Едва ли поэтому можно сказать, что философия способна возвести религию отцов на степень знания.
Однако, указанными различиями не отрицается в корне сотрудничество данных двух областей. Сама философия приходит к выводу, что есть границы, которые не в состоянии перешагнуть человеческая мысль по самой своей природе. Уже тот факт, что история философии почти на всем своем протяжении имеет два течения — идеалистическое и материалистическое, показывает, что ее построение зависит от личной установки ума и сердца, иначе говоря, упираются в основания, лежащие за границей доказуемости. То, что лежит за границей доказуемости, есть область веры, веры отрицательной, безрелигиозной, или же положительной, религиозной. Для религиозной мысли это "лежащее выше" есть сфера Божественного откровения.
В этом пункте является возможность соединения двух областей ведения: богословия и философии. Так создается религиозная философия; в христианстве — христианская философия.
Но у христианской религиозной философии трудный путь: совместить свободу мысли, как принцип философии, с верностью догматам и всему учению Церкви. Долг мыслителя ему говорит: "Иди свободной дорогой, куда влечет тебя свободный ум". Долг же христианина внушает ему: "Будь верен Божественной истине". Поэтому всегда можно ожидать, что в практическом осуществлении, составители систем христианской философии будут принуждены жертвовать принципами одной области в пользу другой. Церковное сознание приветствует искренние опыты создания гармоничного философско-христианского мировоззрения. Но Церковь смотрит на них, как на частные, личные построения и не санкционирует их своим авторитетом. Во всяком случае, необходимо четкое размежевание между догматическим богословием и христианской философией, и всякие попытки превратить догматику в христианскую философию должны быть отвергаемы.

1.

Богословие, как практика богообщения.

Понят.богословия вкл.в себя богообщения.( вера, молитвенное устремл.к Богу, жизнь по вере, по заповеди). – практич.усвоение чел-ом систематизиров.изложения вечных богооткрровен.истин.

В греч.мысли- теология – учение о Богах.

Икономия( с греч.домостроительство) – это учение о действиях божьих в отношении к миру и чел-ку (творение мира, промысел божий, спасение чел-ого рода).

Святоотеческая лит – ра – лит – ра от св.ученых.

Такое понимание богослов., было не формой сужден.но опытом душевн.жизни. Учение о св.троице было главным и есть. Служило укрепление веры. Традиция иррацион.осмысления веры сущ-ет давно.

Из миссионерск.задач возникла рацион.традиц.

Катехизическ.задача богословие краткое и ясное излож.основы христ.учения.

2 предпосылки богоучения.

1) Христологическая. Учение об И.Христе. Выдел.неск.проблем: бог-слово – лицо пресвят.троицы; И.Христос соед.божественное и чел-ое,что неслитно неразд.неразлучн.; слово божественное становится сл.чел-им; при этом в нем обит.вся полната божеств. В нем откр.путь к богу; таинство воплощ.дает возможным быть Христианск.символизму и иконопочетанию. Возмож.смыслов. и словесн. Описания Бога- возм.церк.служба, как символическ.действо . Богословие – словесная икона И. Христа.

2) Экклезиологическая предпосылка. Экклезеология ( с греч.- народн.собрание, учение о церкви). 2 положения: всякое предменное богословие может быть только в церкви Христианск.; Православн.богослов., может быть апостольское, святоотеческ. Говорит об обязат.неукоснит.придерж.слова Христова, толков.этого слова св.отцов.

Богословие как таинство.

Богословие – таинство, соед.чел-ка с Богом во христе. Таинство- исполн.Божьего завета. Таинство совершается в церкви. Церковь явл.знамением и предвкушение царства божьего. Церковь- это среда в которой соед.чел-к с богом.

Богословие явл.в высшем смысле церковное богослужение, тайна действ.Божествен.евхостии.

Евхорестия – благодарств.жертва. Божествен.евхористия – литургия (с греч.общественное служение)- служба, где свершается таинство, причащение. Богословие неразрывн.связ.с молитвой. Молитва – восхождение к Богу. На этой высоте ум начинает созерцать тайны. Потому что Дух св.открывание небесное.

Богословие, Богословские методы.

Богословие – опыт духовного богопознания и единение с Богом.

2 аспекта богословия:

Мистический;

Рациональный, словесный, коммуникативн.

Апостолы – свят.отцы. Они свидет.об опыте благодат.жизни и богообщен. Они избрали идею чел-кого разума. Провели четкую грань м\у христ.: мыслью и философией. Высш.задача чел-ого сущ-ия это постижен.Бога. Роль философии- вспомогательная.

Методы богословия: апофатический (отрицающее). Рассужд.о Боге, мы должны отрицать любые всевозм.сопостовит.аналогии м\у Богом и тварью.

Они несоизмеримо сравн.тварь . (безразличный, бесконечный, бессмертный).Бог не может быть предметом интеллект.анализа. Важнейшие христ.категории: слышание чел-ка в Бога; послушание; исполнение его благой воли.

Катафоническая т.е.утверждающее богословие. – это совокупность теологич.принципов позволяющ.познать Бога, через понимание того чем он явл.(бог – есть любовь, бог- есть свет).

Непостижимость Бога для чел- кА неознач.сокрытие Бога. Бог проявляет себя в мире. Бог непостижим сущности, но постижим в энергии мира.

Язык богословия.

Формула эта оправдана если учесть проблемы богословия.

Чел-к был созд.по образу и подобию божьему. Чел- к созд.как сущ-во общающийся с богом. Чел-к сущ-во логосное( разумное и словесное одновременно).

Чел-ая душа наделена разумомом. Чел-к облад.познав.способн. взросление поэты- это тв-во от Бога.

Некот.богословы сист.есть сокупн.логосов, т.е.слов божьих. Весь космос может предстать сист.символов, ч\з кот.в тварных творениях проявл.нетварное творение в Бога.

Богословие и предание.

Богословие- явл.литургией. Всеобщ.вера церковных чар. Богослов.как обретение единства с Богом явл.литургией.

В этих людях церковь признает свои уста и сист.что для них снивзошл. С одной стороны общен.с Богом, с др.стороны ед-во приемственность церк.жизни.

Богословск.придание есть выялв.сути самой церкви. Церковное богословие, церковь, придание- все это сверхисторично по содерж.но и одноврем.историч.по форме передачи.

Трудами апостолов свое правозвестие перевела на греч.яз., на яз.греч.любомудрия. Тем самым церк.задала направл.богословия. Это приняли и др.народы. Сегодня церк.говорит и на яз. Науки, культуры. Яз.это только ср-во, кот., передает вечное истины.

Богословие в истории церкви.

Церк.остро осознав.свою универсальность. Он простирался на все народы. Церк.призыв.мир войти в благор.царство, освещ.в церковном бытии. В сознан.чел-ка мысли чел-ка, мысли чел-ка должны быть одухотворены.

В рождестве христ.воссиял свет разума. Христос- свет разума.

Со 2-3 в.в.церковь заявл.о том что христианство это не один из иррацион.культов, но христ-во увенчивает все лучшее интеллект.усилия чел-ка. Из этого след., что церк.и богословие вступ. На долговеков.борьбы за увековение и очищение людей. Путь борьбы с ересями.

Церковь вступ.на долгий путь борьбы с ересями. В Борьбе с ересями закаляется церк.мысль. «сл.о законе и благодати иллариона». 11в.Закон- ветхий завет.

Просвятит. Иосиф Володский против жидорствующих. Володский защищ.доклад о ед-ве, божественность христа. Догмат.логос в кот.не сметно, не раздельно.

Ереси:

Апполлинарианство, Несторианство, монофизицство, иконоборничество. 4в.подвиг христ.свидет.взяли на себе Афан.Великий, Кирилл Иересалимский , Федор Студит и др. Выступали против ересей: они давали совместн.труды системат.изложения веры церкви. На Руси в сред.аека утвержд.направл.исехазм – богословие молчания. Направление задал препод.Сергий Радонежский.

Богословск.дисциплины.

1) Изуч.и интерпритац.свящ.писания Библистика, гирменептика- истолкование текстов.

2) Изложение церковного вера и нравоучения. Апологетика, догмат.богословие, паталогия.

3) Исслед.истории церкви и различн.аспектов ее жизни.

4) Исслед.внутри аспектов церкви.(литурдика- изуч.литургии)

5) Канонич.право.

6) Аскетика: пасторское богослужение.

2.

Философия Древней Руси, её своеобразие.
На формирование и развитие русской философии оказали огромное влияние такие факторы, как правостлавная религия, острота социального вопроса в стране, особенности расположения страны в мире. В ее содержании имеют место три идейных потока: 1. Историософский, 2. Религиозный, 3. Нравственный.

Русская философская мысль традиционно ориентировалась на осмысление прошлого, преображение настоящего и в ней же присутствует тема будущего, искания справедливого общественного устройства. В этой философии неизменным является так же осмысление вопроса о месте и роли России в потоке мировой философии, ее космическом призвании.

Русская философия несет в себе огромный потенциал духовности и гуманизма.

Русская философия зародилась в эпоху расцвета Киевской Руси на волне христианизации страны. Первый период ее развития – 11-17 века. Тогда щел процесс формирования русской философии и обретение ею национального характера. Вопросы философского характера раскрывались в летописях. Так, в «Повести Временных Лет» Нестором был поставлен вопрос о происхождении Русской земли, о едином христианском боге, о необходимости бороться со злом и творить добро. Здесь осмысливались социальные отношения, формировались нравственные нормы общественной жизни. Первым древнерусским фиолософом принято считать Киевского митрополита Иллариона. В его «Слове о законе и благодати» центральной темой стала христианская история и места в не России. В «Молитве» Илларион рассматривает природу человека, подчеркивает его нестойкость и греховность. Для спасения человека требуется его обращение к богу. Свободная воля пораждает не только добро, но и зло, поэтому всякий человек нуждается в постоянных наставлениях со стороны религии и церкви.

В Древней Руси Владимир Мономах сформулировал систему этических правил, обращенных к человеку. Человек должен обходиться «тремя делами добрыми» – покаянием, слезами, милостыней. Нужно соблюдать заповеди, спасение души является важнейшей задачей бытия.

В период Московского царства 11-14 века появились натурфилософские учения. В 14 века распространился «исихазм» – безмолвствие, как практика созерцательного отношения к окружающему миру, породившая монашество.

Человек – по образу и подобию бога. Он – микрокосм и органично соединяет в себе плоть и душу (Нил Сорский). К числу наибольших грехов он относил гнев, алчность, блуд, печаль, уныние и т.д. Был крупнейшим представителем нестяжательства.

Нестяжателям противостояли иосифляне – последователи Иосифа Волоцкого. Он настаивал на участии церкви в социальной жизни.

Еретики критиковали отдельные христианские догмы и обряды, осуждали церковников за стремление к обогащению и нравственную распущенность. В ересях выдвигалась идея равенства всех людей перед богом и светской властью.

В 14-17 веках выделилось Московское княжество как центр единого государства. Этот процесс нашел отражение в учении монаха Филофея о Москве как от «Третьем Риме». Он учил, что в основе человеческой истории лежит божественное проведение, поэтому старый Рим пал всилу внутренних кризисных процессов. Новый Рим (Константинополь) тоже подвергся упадку под ударами турецких завоевателей. Третьему Риму (Москве) стоять вечно, а Четвертому не бывать. Он отразил проблему существования великих держав.

Пересветов: самой приемлемой формой правления для Руси является самодержавие.

18 век (Русское просвящение) – идейное обоснование реформ Петра 1 сделали Татищев, Прокопович, Кантемир.

Ломоносов заложил традиции естественно-научного реализма. В вопросах осмысления окружающего мира он придерживался принципов атомизма. Сформулировал закон сохранения вещества и движения. Движение – внутренняя активность вещества, оно вечно.

Радищев: в 1790 году вышла его книга «Путешествие из Петербурга в Москву» где критиковал крепостное право и самодержавие. Отстаивал идею народной революции. Лучшая форма правления – республика.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconТребования к оформлению тезисов
Все поля по 2 см, переплёт – 0 см. Шрифт Times New Roman, кегль 14, межстрочный интервал одинарный. Каждый абзац начинается с красной...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconРаймон Солано Остеопатия для малышей Зачем? Когда? Как? 60 вопросов и ответов
Здесь совсем неуместна поговорка «учиться на своих ошибках». Ошибок должно быть как можно меньше. Поведение матери должно быть осознанным...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconМиллард Эриксон Христианское богословие
Количество страниц: 936 наст ел формата, что равняется 1400 стандартных (250 слов), 10 данных страниц = 16 стандартных

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconДмитрий Борисович эльконин
Можно утверждать, что всякое представление о движущих силах психического развития должно быть прежде всего проверено на «основе»...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconНо в чем, мой Сократ, должно заключаться мое стремление к прилежанию?
Есть мир языка и человеческой культуры, частью которого является она сама Поэтому интерес философии к общению двойной: исследуя его,...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconИстория русской литературы в системе координат Работу
Данное обстоятельство не должно кого-то удивить, потому что история и литература «сплетены» между собой невероятно прочными нитями...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconЧто должно быть в курсовой работе по «Организации деятельности коммерческого банка»
«Функции подразделений банка при осуществлении … операций и соответствующие документы» (3 колонки: подразделение банка, перечень...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconПроизведения для заучивания наизусть 5-9 классы
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно 10-12 стихотворений или отрывков из прозаических произведений

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconТемы: Линейные операторы. Матрица Линейного преобразования. Собственные...
Основная часть делится на разделы или главы. Их должно быть 2—3, одна глава — около 2—3 страниц. Что касается оформления — неплохо,...

В современную богословскую мысль проникает взгляд, что христианское догматическое богословие должно быть восполнено, освещено философским обоснованием и должно iconФайла должно быть подписано в соответствии с фамилией и инициалами...
Дошкольная, школьная педагогика и психология (принимаются как теоретические статьи, так и методические разработки)

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции