Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор»




Скачать 6.76 Mb.
Название Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор»
страница 1/66
Дата публикации 26.09.2014
Размер 6.76 Mb.
Тип Учебное пособие
literature-edu.ru > Философия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66
Сканирование: Янко Слава (библиотека Fort/Da) slavaaa@online.ru || yanko_slava@yahoo.com  || http://yanko.lib.ru || зеркало: http://members.fortunecity.com/slavaaa/ya.html
||
http://yankos.chat.ru/ya.html | Icq# 75088656

update 16.09.14

Московский государственный институт стали и сплавов (Технологический университет)

История философии

Учебное пособие для вузов

под ред. В.М. Мапельман и Е.М. Пенькова

Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия

«Издательство ПРИОР» МОСКВА 1997

Коллектив авторов: канд. филос. наук, доц. Волкова А.Н. (гл. 3); канд. филос. наук, доц. Горнев В.С (гл. 9); канд. филос. наук, доц. Данильченко Р.Н. (гл. 2, приложение 1); канд. филос. наук, доц. Карулина Т.Б. (приложение II); проф., канд. филос. наук Мапельман В.М. (гл. 6,7); канд. филос. наук, доц. Мехед Т.Г. (гл. I); канд. филос. наук, доц. Полесушкин В.А. (гл. 5); канд. филос. наук, доц. Тархова МА. (гл. 8, 10); ст. преподаватель Тяпкина М.И. (гл. 4).

История философии: Учеб. пособие для вузов/ А.Н. Волкова, B.C. Горнев, Р.Н. Данильченко и др.; Под ред. В.М. Мапелъман и Е.М. Пенькова. - М.: «Издательство ПРИОР», 1997. - 464 с.

ISBN 5-7990-0028-5

В пособии рассматриваются важнейшие этапы развития философ­ского знания. Читатель узнает о наиболее значительных представителях ми­ровой философской мысли, ее основных направлениях и школах. Материал подготовлен преподавателями кафедры философии Московского госу­дарственного института стали и сплавов (технологического университета).

Учебное пособие предназначено для студентов вузов и всех интере­сующихся философской проблематикой.

ISBN 5-7990-0028-5

Редактор - А. В. Земцов Корректор - А Г. Буланова Компьютерная верстка - Н. А. Веткина

"Издательство ПРИОР'

109044, Москва, Воронцовский пер., 5/7

Телефон: 248-44-20

Издательская лицензия ЛР № 065184 от 20 05.1997 г.

Подписано в печать 15.12.97. Заказ 894 . Тираж 10 000 экз.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат»,

150049, Ярославль, ул. Свободы, 97.

ISBN 5-7990-0028-5

О Коллектив авторов, 1997

О «Издательство ПРИОР», 1997


Содержание 5

Предисловие 9

Глава I. Философская культура Древнего Востока 9

1. Что такое «Древний Восток»? 9

2. Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии 10

3. Философия Древней Индии 11

Этапы и источники древнеиндийской философии 11

Рита 12

Пракрити, Пуруша,Майя 12

Атман, Манас 13

4. Жизнь Будды - ответ на вопрос «Как жить нравственно?» 15

5. Философия Древнего Китая 17

Характерные черты китайского мировосприятия 17

Образ-понятие человека2 18

Становление китайской философской традиции 21

Рис. 2. Развитие соотношений Инь и Ян от Великого Предела (Тай цзи) до уровня восьми триграмм (гуа) 23

Периодизация китайской философии 26

Даосизм 27

Дао и Дэ 28

Возможно ли познание Дао? 30

Конфуцианство 31

Срединный путь 33

Проблема человека 33

Гносеология 34

Легизм 34

Литература 35

Глава II. Выдающиеся философы античности 35

1. Мудрейший из эллинов 35

Самый первый 35

«Все из воды» 36

2. Эфесский мудрец (Гераклит) 37

Этот космос не создал никто из богов... 37

«Борьба - отец всего и всему царь» 38

Власть - умным аристократам 39

Нравственные поучения 39

3. «Я знаю, что ничего не знаю» 40

Философия Сократа 40

«Ирония» Сократа 40

Государство сильно тем, как граждане исполняют законы 41

4. Гениальный ученик Сократа 41

От бога Аполлона? 41

Мир идей Платона 42

Космос 43

Нравственный идеал 44

О государстве 44

5. «Проживи незаметно». Певец «наслаждений» 46

Учение о природе 47

Роль души 47

О богах 48

Эпикуреец -развратник? Сластолюбец? Жуир? 48

Не всякое удовольствие есть благо 49

Высшая форма блаженства - состояние душевного покоя 50

Воздержание от излишеств 50

О кротости и благодушии 50

Сумей уйти в тень! 51

Отношение к смерти 51

О страданиях 52

Как относиться к злу? 52

О государстве 53

Литература 53

Глава III. Философия Средневековья 53

1. Западноевропейская средневековая философия 54

Что значит «средние века»? 54

Каков смысл понятия «средневековая философия»? 54

Характерные черты средневековой философии 55

Проблемы онтологии: бытие и благо обратимы 56

Проблемы гносеологии: знание или вера? 57

Доказательства бытия Бога 58

Антропология: человек - образ и подобие Бога? 59

Философия истории 60

Оппозиционные философские направления 61

Наследие и преемственность 61

2. Философская мысль в Византии 63

3. Арабская философия Средневековья 64

Литература 66

Глава IV. Философия эпохи Возрождения 66

1. Исторические особенности эпохи Возрождения 67

2. Специфика философской культуры Возрождения 68

3. Философия итальянского гуманизма2 69

4. Развитие идей неоплатонизма 71

Таким образом, в период Возрождения: 73

5. Натурфилософия Возрождения 73

Особенности натурфилософской мысли Ренессанса проявились: 75

6. Реформация и гуманизм 75

7. Социальная философия Ренессанса 77

Заключение 79

Литература 81

Глава V. Философия Нового времени: XVII век 81

1. Социально-исторические и научные предпосылки философии XVII века 81

2. Английская философия XVII века 82

Фрэнсис Бэкон: жизненный путь и начало творчества 82

«Новый Органон» и его основные идеи 83

Учение об «идолах» или призраках познания 84

Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя 85

Гносеология: методы и знаки 86

Социально-политические взгляды Гоббса 87

Этико-философские взгляды 87

3. Французская философия XVII века 88

Декарт: жизнь и деятельность 88

Учение о бытии: субстанции, атрибуты и модусы 88

Познание: цели и метод достижения истины 89

Пьер Гассенди: логика жизни и логика воззрений 90

4. XVII век в умах философов Германии и Нидерландов 91

Эпоха и жизнь Спинозы 91

Учение о субстанции 91

Атрибуты и модусы субстанции 92

Концепция познания 92

Этика Спинозы 93

Жизнь и деятельность Лейбница 94

Учение о монадах 95

Познание: методы и принципы 95

Заключение 97

Литература 98

Глава VI. Классический (немецкий) период в философии Нового времени 98

1. Европейский мир на исходе Нового времени 98

2. Философская атмосфера в Германии в конце XVIII века 100

3. Кант - родоначальник немецкой классической философии 103

Докритический этап 104

Критика чистого разума 104

Критика практического разума 105

Критика способности суждения 106

Социальная философия 107

4. Философия Фихте 108

5. Философия Шеллинга 110

6. Апогей немецкого идеализма. Гегель 111

Бытие и мышление 112

Идея развития 113

Философия природы 114

Философия Духа 115

Философия истории 116

7. Ученики, последователи, оппоненты 117

Гегельянство 117

Натурализм 120

Неокантианство 124

Иррационализм 126

Заключение 126

Приложение 1 к главе VI 127

Приложение 2 к главе VI 129

Хронология жизни немецких философов (классический период) 129

Приложение 3 к главе VI 130

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ФИЛОСОФСКИХ НАУК (по Гегелю) 130

Приложение 4 к главе VI 131

РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ВО II-й пол. XIX ВЕКА 131

Литература 131

Глава VII. История русской философской мысли 131

Введение 131

I. Зарождение теоретической мысли на Руси (IX-XIII вв.) 132

Влияние языческих традиций 133

Античные взгляды и византийское православие Руси 133

Философские идеи Киевской Руси 134

2. Древнерусская мудрость (XIV-ХVII вв.) 135

Формирование идей национального и личного самосознания 135

Еретические движения в духовной жизни Руси 136

Начало светской мысли как предшественницы русской философии 137

3. Возникновение русской философии (XVIII - первая четв. XIX в.) 138

Первые материалистические традиции в русской философии. Проблема бытия 139

Утверждение философии как теоретической науки 139

Социальная философия декабризма 140

4. Русская религиозная философия (вторая пол. XIX - нач. XX в.) 141

Ортодоксальное направление 141

Демократическое направление 142

Либеральное направление 143

5. Социальные проблемы в русской философии (XIX - нач. XX вв.) 144

Спор об уникальности и универсальности русской культуры 145

Демократические теории революционного процесса 145

Марксизм и анархизм на русской почве 146

6. «Философия естествознания» в России 147

Последователи Ломоносова 147

Русский космизм 148

7. XX век в русской философии 148

Философия русского «зарубежья» 149

Советский этап в русской философии 150

Заключение. Основные черты русской философии 151

Литература 152

Глава VIII. Позитивизм XX века и его разновидности 152

1. Идейные предшественники 152

2. Возникновение неопозитивизма, причины и этапы его развития 152

3. Отношение к философии, понимание ее предмета 154

4. Логический позитивизм 155

5. Семантический позитивизм 157

6. Лингвистический анализ 158

7. Падение престижа неопозитивизма 159

8. Постпозитивизм 160

9. Прагматизм 161

Социальные взгляды прагматистов 165

Дальнейшая судьба прагматизма 166

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗИТИВИЗМА 168

Литература 168

Глава IX. Проблема человека в западноевропейской философии конца XIX - начала XX века 168

1. «Философия жизни» 168

Различия в философских воззрения Шопенгауэра и Ницше 172

2. Психоанализ 3. Фрейда 173

3. Неофрейдизм 175

Концептуальные различия психоанализа и неофрейдизма 179

4. Философия экзистенциализма 179

Экзистенциалы человеческого бытия 182

Литература 182

Глава X. Основные проблемы философии экзистенциализма 183

Причины возникновения экзистенциализма, его разновидности и представители 183

Что такое экзистенция? Бытие и «сущее». Главные категории 185

Отношение к познанию и науке. Понимание философии 189

Социальные взгляды экзистенциалистов 191

Попытки реформировать экзистенциализм 194

Литература 195

Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии 196

1. Философские идеи Библии 197

Библия о мироздании 197

Оценка учеными библейской картины мира 197

Как современные религиозные философы объясняют возникновение человека 198

Библия о личности 200

Почему человек страдает? 201

Свобода воли и предопределение 202

Библия о смысле жизни 203

2. Нравственные идеи Библии 205

Моисей 205

Божественное повеление. Выведение израильского народа из египетского плена 205

Десять Заповедей. 207

Нравственное учение Иисуса Христа 210

Литература 214

Приложение II. Философия О. Шпенглера и ее эволюция 215

1. Освальд Шпенглер и «Закат Европы» -проснуться знаменитым 215

Социально-политическая и экономическая ситуация в Герма­нии (1900 - 1914) 215

От школьного учителя до духовного пророка Германии 216

Открытие принципиально новой философии истории 216

Эволюция политических взглядов Шпенглера 217

Работа «Прусская идея и социализм» 217

2. От «морфологии» культуры к проблемам переустройства мира 218

«Прусская идея и социализм» -первое «неморфо­логическое» произведение Шпенглера 219

Конкретизация Шпенглером своей политической доктрины 220

Единство философской и политической концепции О. Шпенглера 222

3. Шпенглер и национал-социализм 224

Конгениальность идей Шпенглера идеологии НСДАП и причины расхождения с национал-социализмом 224

4. Последний период творчества: «Человек и техника», «Годы решений» (Германия в опасности) 226

Литература 228



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   66

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Учебное пособие допущено Министерством образования Российской Федерации...
Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с. ІзхШ 5-7567-0159-1
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Учебник нового века
Допущено учебно-методическим объединением вузов России по педагогическому образованию Министерства общего и профессионального образования...
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Учебное пособие для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся...
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon 1. Программа реабилитации
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon В. В. Барабанов, И. М. Николаев, Б. Г. Рожков История России с древнейших...
Допущено Учебно методическим объединением по направлениям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации...
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга: Учеб пособие
Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов...
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Между психотерапевтом и клиентом новые взаимоотношения
Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Современный психоанализ введение в психологию бессознательных процессов
Рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации
Учебное пособие для вузов под ред. В. М. Мапельман и Е. М. Пенькова Рекомендовано Научно-методическим Советом по философии Министерства образования Российской Федерации к изданию в качестве учебного пособия «Издательство приор» icon Итоги XX столетия рекомендовано Министерством, образования Российской...
Рекомендовано Министерством, образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов, а также...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции