Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве




Скачать 0.91 Mb.
Название Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве
страница 1/6
Дата публикации 25.09.2014
Размер 0.91 Mb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6
1. В трилогии даны картины барского усадебного быта крепостной поры, обрисованы нравственные отношения взрослых между собой, родителей и детей, господ и слуг в богатой дворянской семье. Толстой не ставил перед собой обличительных целей, напротив, его больше привлекают светлые стороны жизни, но правда крепостнических нравов выявляется в повседневных отношениях обитателей усадьбы, в той ясно ощутимой социальной розни, которая существовала даже между добрыми господами и преданными крепостными людьми. Выведены колоритные типы дворовых слуг — барской доверенной Натальи Савишны, няни Агафьи Михайловны, горничной Маши и других. Возникает и образ крепостной деревни. Прекрасны картины природы в разные времена года, особенно поражает яркое описание летней грозы. Но главное в трилогии — это развитие души и сердца человека в его детские и юношеские годы. Детство, по Толстому, есть своего рода норма и образец человеческого поведения по той причине, что в детском возрасте человек непосредственно, чувствами усваивает положительные, истинно человеческие стороны в отношениях близких ему людей и поэтому сам наиболее человечен. Если тема «Детства» — первые радости, которые дает человеку мир, и первые разочарования в мире, то тема «Отрочества» — неминуемый и тяжелый разлад духовно выросшего человека с миром, разлад, от которого он порою испытывает какое-то непонятное наслаждение и с которым вместе с тем он решительно не хочет мириться. Герой «Детства» лишь к концу повести задумывается над самим собой, начинает понимать, что и он не свободен от тщеславия порока, которым страдают все люди его круга. Тема одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве всей жизни людей. Понимание того и другого доставляет ему тяжкие душевные страдания, однако он считает, что такое состояние является временным. Недаром отрочество сравнивается им с пустыней, через которую он хотел бы поскорее пройти. В «Отрочестве» герой значительно более сосредоточен на самом себе, чем в «Детстве». Он постоянно оказывается в противоречии с близкими людьми, чувство одиночества непрерывно нарастает в нем, он наконец понимает, что может полагаться лишь на самого себя, а потому все время словно испытывает свои собственные силы, меру своих возможностей.. По своему тону «Юность» — произведение критическое. Критика эта повернута прежде всего против самого героя. Он чувствует на каждом шагу шаткость своей позиции и все время ловит себя либо на том, что мысль и чувства его отклоняются в сторону обычного, тривиального пути, либо на том, что дела расходятся со словами. т. е. поступки не соответствуют принятым на себя обязательствам. Между тем аналитическая способность его ума действует неизменно, не зная устали и не идя ни на какие уступки. Таким образом, между детством и юностью Толстой и его герой находят много общего: и в том и в другом возрасте человек, по их мнению, воодушевлен верой в то, что люди и вообще мир могут быть прекрасными, и если они сейчас и не совсем такие, то такое состояние временно. Толстой считал, что произведение автобиографического жанра позволяет писателю с наибольшей силой указать на человеческие слабости, носителем которых он является сам, и тем содействовать всем людям в борьбе с их собственными слабостями. Толстой придавал особое значение литературе именно как средству самовоспитания человека.
16. В романе воплотилась «старинная и любимая» мысль Достоевского «изобразить положительно прекрасного человека. Многими своими чертами образ князя Мышкина восходит к тому идеалу личности, который явил собой Христос. В подготовительных материалах к роману писатель прямо называет героя «Князем Христом». Нравственные побуждения, влечения души, поступки князя имеют чувственный источник, и нет ничего ошибочнее, чем приписывать Мышкину некий бледный бесплотный альтруизм. Князь, может быть, самый чувственный герой в романе. Дух князя возбужден ощущением красоты и неудержимо влечется к ней во всем. Красота волнует, потрясает, гипнотизирует его; так действует на князя портрет Настасьи Филипповны, таково впечатление, произведенное Аглаей, так воспринимает князь ребенка, произведение искусства, проявления благородства, любви, сострадания в человеке. За красотой физической князь ищет красоту душевную, за ней предугадывает и пророчит иные, высшие ступени красоты. Красота переживается князем как мера сущего, из нее он исходит, подчас бессознательно, в своих поступках, в отношениях и суждениях о человеке, во взглядах на жизнь. Но в красоте, по самой природе ее, есть эротическое содержание, и оно, хотя и скрыто, животворит возвышенный идеализм князя. Тема красоты - одна из главенствующих в романе. Она раскрывается и во внешних чертах героев, и во внутреннем мире, противостоя безобразному в человеке и в жизни. Князь верит, что «мир спасет красота». Князю дано познать красоту высшую, на земле почти невозможную. Это происходит в последние мгновения перед эпилептическими припадками, когда «ощущение жизни, самосознания почти удесятерялось» и князю открывалась бесконечная гармония и красота, возникало «неслыханное и негаданное дотоле чувство полноты, меры, примирения и восторженного молитвенного слития с самым высшим синтезом жизни». Сострадая, князь обнимает собою всю безмерность человеческой природы, вносит в нее цельность и гармонию. Но всеобъемлющая духовная личность Мышкина не вмещается в обыденные формы человеческих отношений, и князь то и дело вступает в противоречия с ними, внося дисгармонию в житейскую сферу, В этом противоречии отразился глубокий разлад между идеальными устремлениями человека и общественной реальностью. Всеобщий и вечный смысл «положительно прекрасного» начала, которое несет в себе личность князя, подчеркнут символической фигурой «рыцаря бедного», являющегося двойником Мышкина в дальнем плане романа. В этой фигуре скрещивается несколько литературных параллелей, возникающих вокруг героя. Одна из них развернута в сцене, где Аглая читает стихотворение «Жил на свете рыцарь бедный...». Она так прочитывает и объясняет строки Пушкина, что намек становится слишком прозрачен: князь и есть современный «рыцарь бедный». Смысл баллады углубляет образ Мышкина, связывая его с темой возвышенной любви-религии средневековья, рыцарского подвижничества и с тем, как эти темы преломились в сознании русского поэта. С мотивом рыцарского служения красоте соотносится и другая важнейшая в романе параллель. Она возникает, еще когда Аглая случайно вкладывает полученную от князя записку в книгу о Дон Кихоте и сама смеется этому многозначительному совпадению. Перед чтением стихотворения «рыцарь бедный» Мышкин прямо назван Дон Кихотом, «только серьезным, а не комическим». Параллель эта тем важнее, что Достоевский в «великой» и «грустной» книге Сервантеса видел глубочайшую истину из всех когда-либо высказанных о человеке. Резкий контраст с личностью князя составляет мир зла, насилия, нравственного и чувственного безобразия. В картине жизни, развертывающейся в романе, явно проступают черты близящегося грозного хаоса, возникает ощущение «последних дней» перед неотвратимой катастрофой. И венчается эта картина потрясающей финальной сценой, ради которой, по признанию Достоевского, создавалось произведение. Все напряжение романа, неуклонно возраставшее, разрешается в ней трагическим аккордом. Происходящее вокруг Мышкина и с ним самим оправдывает древние пророчества о конце мира. С толкованием этих пророчеств из Апокалипсиса в романе является Лебедев, низкий шут и одновременно — глубокий мыслитель, чьими устами осуждается современная цивилизация, замутившая «источники жизни». С образом Рогожина в этот мир вторгается необузданная стихия человеческих чувств в их безудержной мощи и природной нерасчлененности. Рогожин любит Настасью Филипповну со всем неистовством своей натуры, но любовь в нем, говорит Мышкин, «от злости не отличишь». Широтою натуры и силой чувства Рогожин — коренной русский тип, но в нем, как и в его сумрачном доме, потемнено и омрачено духовное начало. Образ его в романе окружен и пронизан мотивами тьмы, отсутствия света — физического и идеального. Рогожин утратил просветленный взгляд на жизнь, он «пошатнулся» в тех верованиях, которыми живет народ, и мучительно ищет себе нравственных опор. Последняя катастрофа открывает перед ним возможность возрождения. Суровая и сосредоточ.его «задумчивость» на суде, возможно, симптом того, что он когда-нибудь отыщет в своей душе то человечески-прекрасное, к чему взывал в нем князь Мышкин. За разительными контрастами нравст-х позиций, псих-х состояний, идей и хар-ров в романе стоит эпоха 60-х годов — эпоха непримиримых противоречий, разобщения, неверия, отрицания — и тем более напряж-х дух-х исканий. Мир не приемлет его: безмерность сострадания, идея спасти и возродить человека любовью нарушают принятый порядок вещей — князь оказывается в глазах окружающих смешным, нелепым, юродивым, идиотом. И вместе с тем трагич. финал не означает, что приход князя к людям лишен смысла и нравст-х последствий. С образом князя прочно связан важный сквозной мотив романа — мотив детской души и облика ребенка.


3. Приезд в Отрадное, встреча с Наташей, вторая встреча с дубом, понимание, что жить нужно для других, надежды на возможность преобразований в армии, аудиенция у Аракчеева, возвращение в Петербург, общественная деятельность, работа в комиссии Сперанско го с целью изменения правовых основ положения крес тьян, разочарование в Сперанском, любовь к Наташе, надежда на счастье, путешествие за границу, разрыв с Наташей.

4. Возвращение в армию, но теперь он стремится быть ближе к солдатам; командование полком (солдаты называют его «наш князь»), патриотизм, уверенность в победе, размышления о Кутузове.

5. Ранение, всепрощение, любовь к окружающим и Наташе. Смерть. Князь Андрей умер не только от раны. Его смерть связана с особенностями его характера и его положения в мире. Духовные ценности, разбуженные 1812 годом, поманили его к себе, но он не смог полностью принять их. Земля, к которой князь Андрей потянулся в роковую минуту, так и не далась ему в руки. Восторжествовало величественное небо, свободное от мирских тревог.3. Этапы поисков смысла жизни Пьера Безухова1. Жизнь «золотой молодежи», смерть отца, попытка служить, вынужденная женитьба на Элен, светская жизнь, попытки построить счастливую семейную жизнь, дуэль, разочарование в семейной жизни, разрыв с женой, отъезд в Петербург.

2. Встреча с масоном Баздеевым, вступление в «масонство», стремление верить и подчиняться «Уставу».3. Поездка в южные имения с целью творить «добрые дела», «реформы» в имениях, пожертвования на храмы, дома бедных, примирение с женой, постепенное разочарование в масонстве, особенно после принятия туда Бориса Друбецкого.4. Чтение, размышления, внутренняя умственная работа, которая внешне никак не проявляется, — барин, добряк.5. Война 1812 года, ощущение общности-с судьбой России, изменение взглядов на жизнь и поведение (безволие и мягкотелость сменяются деятельностью, волевыми поступками); решение служить в ополчении, уверенность в своем предназначении убить Наполеона, поездка в армию, размышления о роли народа в войне, спасение ребенка и женщины в горящей Москве.6. Плен, встреча с Платоном Каратаевым, размышления о цене жизни под влиянием страшных событий, свидетелем которых он стал, духовное возрождение.7. Решение служить Родине, женитьба на Наташе, счастье, семья, участие в организации тайного общества, критическое отношение к существующему устройству, общества. Этапы поисков смысла жизни Андрея Болконского 1. Участие в светской жизни, женитьба, разочарование в свете и семейной жизни, уход в армию, размышления о славе, презрительное отношение к простым солдатам («Это толпа мерзавцев, а не войско»), личная смелость, героическое поведение при Шенгра-бене, знакомство с Тушиным, боль за русских солдат, стремление к славе перед Аустерлицем («почитал свой собственный интерес в ходе общего дела»), ранение («высокое небо Аустерлица»), разочарование в Наполеоне. 2. Уход в себя после ранения, смерти жены, рождения сына, занятия хозяйством; отставка, желание жить для себя и своего сына; на крестьянский вопрос князь Андрей взирает с высоты своего сословия; изменение этих взглядов, выразившееся в реформах в имении в 1808 году (300 душ — в вольные хлебопашцы, остальных — на оброк, организация медицинской помощи, школа для крестьянских детей); разговор с Пьером на пароме, утверждение, что жизнь — «частица в общем мироздании»; первая встреча с дубом.
4. Наташа Ростова. Непосредственность и искренность Наташи Ростовой обновляют душу любого человека. В ней царствует гармония духовного и телесного, естественного и нравственного. У нее есть высший дар женской интуиции — нерассудочное ощущение правды. Жизнь Наташи свободна и раскованна, а все поступки согреты теплотой нравственности, воспитанной русской атмосферой дома Ростовых. Народное в Наташе очень естественно. Вспомним русскую пляску в имении дядюшки. «...Дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка...» Пьер не может понять, как Наташа могла променять Болконского на «дурака» Анатоля. В Анатоле Курагине притягивала его свобода и независимость. Именно поэтому под его обаяние попала и княжна Марья. И княжна Марья и Наташа хотят жить свободно, без принятых условностей. Ана-толь безгранично свободен в своем эгоизме, Наташа подчиняется именно этому чувству полной душевной раскованности. Но для Наташи ее «все можно» — стремление к простым и прямым отношениям между людьми, желание мирной семейной жизни. Ошибка Наташи спровоцирована не только Анатолем, но и князем Андреем. В нем оказалось слишком много духовности и обязательности, чтобы понять непосредственную силу чувств. История с Анатолем приводит Наташу к душевному кризису и одиночеству, которое для нее непереносимо. На молитве в церкви Разумовских Наташа ищет выход из духовного одиночества. Общенациональная беда заставляет Наташу забыть о своей личной трагедии. Ее русское начало проявляется и в патриотическом порыве при отъезде из Москвы. Она полностью забывает о своем «я» и подчиняет жизнь служению другим. Любовь Наташи сильна своей бескорыстностью, чем и отличается от расчетливого самопожертвования Сони, Превращение Наташи в любящую мать и жену совершенно естественно для нее. И в зрелом возрасте она верна себе. Все богатство натуры Наташи растворяется в материнстве и семье, она иначе жить не может. Когда выздоравливает ребенок и приезжает Пьер, «прежний огонь» зажигается «в ее развившемся, красивом теле», «яркий, радостный свет» льется «потоками из ее преобразившегося лица». Она чутко улавливает душой все хорошее, что есть в Пьере: «...отражение это произошло не путем логической мысли, а другим — таинственным, непосредственным отражением». В Наташе Ростовой Толстой воплотил свое идеальное представление о женщине. Марья Волконская строгость отца вынуждает княжну Марью искать прибежище в религии. Как и Наташа, Марья живет жизнью сердца и способна на самопожертвование (история с мадемуазель Бурьен). Чуткое сердце подсказывает ей после сообщения о гибели брата, что тот жив. Тонкое понимание другого человека помогает княжне понять, что нельзя сообщать Лизе о смерти князя Андрея. Как и все герои Толстого, княжна Марья проверяется испытаниями 1812 года. Она гневно отвергает предложение мадемуазель Бурьен остаться на милость французов. Патриотизм ее так же искренен, как и наивное поведение во время бунта богучаровских крестьян. Толстой все время подчеркивает ее душевную красоту и стремление делать людям добро. Именно духовность привлекает Николая к ней. Она делается привлекательной. Брак княжны Марьи и Николая Ростова оказывается счастливым, потому что они обогащают друг друга. Элен Безухова противопоставляется княжне Марье. Духовность княжны Марьи делает ее прекрасной, несмотря на внешнюю некрасивость. Эгоизм и беспринципность Элен вызывают «гадкое чувство», несмотря на ее прекрасную внешность. Она цинично следует законам светского общества и поэтому пользуется его уважением. Война проверяет Элен, как и остальных героев. Во время патриотического подъема всего общества она занята только собой и пытается выйти замуж при живом муже, приняв веру врага. Элен была мертва уже задолго до ее физической смерти. Это один из самых отталкивающих образов в романе.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Системные свойства организма в методе Р. Фолля
Цель этого единства выжить, а способ достижения – структурно-функциональная гармония, представлен здесь как Принцип Адаптационной...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon П. С. Гуревич философия человека
Какова природа человека? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования?...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon П. С. Гуревич философия человека
Какова природа человека? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования?...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Гармония в теле
Думали о том, как заработать больше денег и чтобы сегодня съесть. И самое главное мы не думаем о себе, все уходит на задний план....
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Психология управления
Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в 20 веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции:...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Агни-йога
Урусвати знает качества соучастников в познавании Надземного Мира. Они твердо понимают реальность этого мира, Они знают, что должны...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Литература Петровской эпохи. «Гистория о российском матросе Василии...
Характеристика Петровского периода развития русской литературы: основные процессы, темы, жанры этого периода. Идея внесословной ценности...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Изложение того, что должно быть представлено в этих докладах, мне...
И я прошу, если возможно завтра, если нет, послезавтра, к этому часу передать мне записки с вашими пожеланиями. Тогда, полагаю, мы...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon SSihir yapmanın ve kâhinlikte bulunmanın hükmü Предостережение праведников …
Поистине, никто не введет в заблуждение того, кого Аллах наставит на прямой путь, и никто не наставит на прямой путь того, кого собьет...
Одиночества человека возникает на первых страницах повести и, нарастая, проходит почти сквозь все произведение. Причина этого рост сознания героя, открывшего несовершенство человеческих отношений. Гармония его духовного мира вследствие этого была нарушена. Он видит, что гармонии нет и в устройстве icon Термин «звук» обычно применяется двояко. Строго говоря, он означает...
Поскольку смысл этого термина всегда понятен из контекста, нам нет на­добности отказываться от его традиционного, пусть даже нелогичного,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции