Урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"




Скачать 419.98 Kb.
Название Урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"
страница 1/3
Дата публикации 21.09.2014
Размер 419.98 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Философия > Урок
  1   2   3
Открытый урок литературы в 8-м классе на тему "В чём загадка Мцыри?"

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока:

  • Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся.

  • Закрепить навыки рассуждения на литературную тему

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

– Основным художественным принципом романтизма, которому следовал Лермонтов, является романтический индивидуализм. Не всякая личность может быть избранной. Неслучайно у Байрона – это бунтарь, высоко «возносящийся над толпой», у Гофмана –это изгой, чудак, одинокий мечтатель. Позиция романтической личности – сосредоточение на собственном «я», поэтому ей трудно жить в окружающем мире. Таким образом, возникает антитеза «личность – мир», в которой реализуется идея романтического двоемирия. Мир постоянно выталкивает личность, а личность отчуждается от мира. В результате, не найдя контактов с миром, романтическая личность отправляется на поиски своей духовной родины. (Приложение 1)

II. Беседа по тексту

В чём особенность лермонтовского Мцыри? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей?

В 1839 году опубликованную поэму «Мцыри» Лермонтов сопроводил пояснением заглавия: «Мцыри на грузинском языке значит « неслужащий монах», нечто вроде послуш-ника». Это нерусское слово имеет двойной смысл – пришелец, чужеземец и одинокий человек. 
Обращаем внимание на необычный эпиграф «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю». Первоначально Лермонтов хотел выбрать другой эпиграф «У каждого есть только одна родина», но впоследствии от него отказался. (Приложение 2)

Как помогает нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока, эпиграф к поэме?

Обращаясь к библейской теме, автор акцентирует внимание на нарушение запретов. Лермонтову важен обобщающий смысл фразы. По Библии нарушивший запрет умрёт. Здесь же поэта интересует другое: умираю, но смею нарушить запрет. Этот эпиграф претворяет судьбу Мцыри и задаёт философский уровень исповеди, где главный герой говорит о смысле жизни человека, вкусившего мёда свободы.

Чем необычна личность семнадцатилетнего юноши?

Состояние одиночества главного героя, отчуждение в стенах монастыря обусловлено обстоятельствами в жизни Мцыри. Судьба героя – данность, которая дана читателю. Другими словами, личность Мцыри самоценна.
Психология молодого человека противоречива: у него слабое тело и могучий дух. В нём убита жизненная сила, причиной чего стало пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря. Но с другой стороны, у юноши не сломлен дух. Он остаётся самим собой, естественным человеком, который тянется к природе, к естеству.
Какую роль сыграли монахи в жизни Мцыри? Почему он задыхался в стенах монастыря?
Монастырское воспитание не коснулось Мцыри. Сколько он ни жил с монахами, в его сознании живёт память о земле предков. Заметим, что состояние героя не объясняется, а подаётся как данность.

В чём смысл жизни

у монахов

у Мцыри

Идеал – покой, самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья

Испытывать радость встречи с бурей, грозой, ему нужны препятствия.
Не покой, а тревоги и битвы, блаженство вольности – смысл жизни. Живая жизнь с её напряжением, бурями, опасностями – достойная жизнь человека

Каково отношение Лермонтова к переживаниям своего героя?

Лермонтов не уходил от современности. Он писал о том, что волновало и мучило лучших людей его поколения; их думы и чувства, их стремления он воплощал в героях своих произведениях. Действие поэмы происходит в современном времени, и герой тоже является современником, которому тяжело и трудно, так же как и Лермонтову.

Почему, по-вашему, повествование передано герою?

В центре поэмы – образ юноши, поставленного в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог – исповедь, позволяющая проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя. Здесь молодой человек больше говорит об увиденном, а о пережитом можно только догадываться («душу можно ль рассказать?).
Слово «исповедь» имеет следующее значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем–нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов.

В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

Исповедь дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает то, что не было известно монахам. Внешне покорный, «душой – дитя, судьбой – монах», он был одержим пламенной страстью к свободе, юношеской жаждой жизни со всеми ее радостями и печалями. За этими мечтами и стремлениями угадываются те обстоятельства и причины, которые вызвали его к жизни. Возникает образ мрачного монастыря с душными кельями, бесчеловечными законами и атмосферой, где подавляются все естественные стремления.
Главная часть поэмы – это спор, в котором принимает участие, в основном, только Мцыри. Здесь показано столкновение противоречивых взглядов на жизнь.

Столкновение мировоззрений

с одной стороны

с другой стороны

Смирение
Пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сила духа романтического героя в его способности пережить одиночество у монахов. Но одиночество Мцыри достигает апогея, и он бежит из монастыря.

Докажите, что бегство раскрывает внутренний мир Мцыри? Найдите признаки романтической поэмы?(Приложение 3)

Кульминацией поэмы является бегство. Для романтического героя характерно рвать связи с миром и бежать в чужую среде. Мцыри тоже покидает чуждый для себя мир и хочет вернуться на родину, таким образом в поэме ситуация бегства становится мотивом возвращения. Происходит перевёртыш. Герой не теряет свою стихию, а приобретает. Юноше нет нужды налаживать отношения с новым миром, куда он бежит, он ему близок. Зов природы призывает Мцыри вернуться туда, где он родился и жил до плена. Неслучайно в поэме много ветра и птиц. Он подобно птице, улетевшей в чужие края, инстинктивно возвращается в родовое гнездо. Но в этом мире он чувствует себя чужим. Здесь всё гармонично даже в образах: две реки, две сакли, две скалы, два куста белой акации, деревья как братья, стаи птиц летают. Только Мцыри один, лишён родства с самого детства, нет у него никого. Естественно, что образы родства и единения вызывают естественное стремление молодого человека восстановить природные связи.

Какую функцию несёт естественная среда?

В сознании Мцыри живёт образ далёкой и желанной родины, где «чудный край тревог и битв», где люди вольные как птицы. Здесь не говорится о жестокости о жестокости законов, кровавых забавах, насилии над пленными горцами. Лермонтов увидел Кавказ только с положительной стороны, так как для Мцыри здесь всё родное, близкое. Этот край у поэта очеловечен. Бежавшему герою природа даёт новый прилив сил, она дарит отдых, утоляет жажду, позволяет соприкоснуться со счастьем любви.

Какие чувства испытывает Мцыри при встрече с девушкой?

Встреча с грузинкой стала преодолением соблазна. Монахи считали, что женская красота греховна, как греховна сама мысль о любви. Мы не знаем, что чувствовал Мцыри, но наши переживания на его стороне. В его душе идёт борьба чувств. Как бы не был притягателен зов счастья и покоя. Мцыри отвергает личное ради достижения своей цели. Неслучайно Мцыри с горечью бросает своему собеседнику:

Воспоминанья тех минут
Во мне, со мной пускай умрут.

Но вскоре юноша устаёт от природы. Ему, жителю монастыря, свобода оказалась непосильным бременем, словно он перенасытился кислородом. Мцыри за три дня пережил столько событий, сколько не было за время нахождения в обители. И он устал от переживаний, так как Мцыри – жертва цивилизации.

Как противостоит мир природы миру монастырских стен?

В поэме Лермонтов повествует о взаимоотношениях монахов и мальчика. Мотив зла снят целиком, монахи не били ребёнка, не подвергали насилию, не обижали. Жители монастыря испытывали «жалость», в «хранительных стенах обучали врачеванию. Зло монахов в том, что они насилуют волю Мцыри. Монахи окружили его удушающей заботой, заключив тем самым в тюрьму.

Слова автора (гл.2)

Монолог Мцыри

«Хранительные стены» монастыря

«Сумрачные стены» (гл. 4)
«Стены глухие» (гл. 24)
«Кельи душные» (гл. 3)
«Плиты сырые» (гл. 21)
Монастырь – тюрьма (гл. 20, 21)
Плен (гл. 3)

«…после к плену он привык,
Стал понимать чужой язык, 
Был окрещён святым отцом
И, с шумным светом незнаком,
Уже хотел во цвете лет
Изречь монашеский обет…»

«Я знал одной лишь думы власть,
Одну – но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской…» (гл.3)

«Из жалости один монах
Больного призрел…»

«И всё зачем? Чтоб в цвете лет…
Унесть в могилу за собой
Тоску по родине святой,
Надежд обманутых укор
И вашей жалости позор!..» (гл. 20)

Мцыри сжигает страсть к воле, и поэтому добро монахов для него оборачивается злом. Замкнутое пространство монастыря для героя грозит несвободой. Лермонтов утверждает высшую ценность не покоя, а ценность борьбы, личного мужества.

Здесь надо обратить внимание на сцену с барсом. Для чего вводит Лермонтов этот эпизод, как характеризует он Мцыри? Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.) Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары.
В этом бою показано подлинное человеческое общество, то есть Лермонтов моделирует то общество, какое должно быть. Только в таком обществе мужеству должно противостоять мужество. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову. Барс же ведёт себя как человек.

Как вы думаете, возвращение в монастырь – это случайность или обречённость для Мцыри?

Природа подарила Мцыри мир подлинной жизни, но не открыла ему своих дверей. И послушнику не удалось уйти далеко от «сумрачных стен».
Мцыри дано было пережить несколько мгновений подлинной жизни. Эти три дня перечеркнули жизнь в монастыре. Жизнь на свободе – это пример героического поведения, жажды иной жизни, несовместимой с прошлым. Лермонтов рассказывал о трагических метаниях по кругу к обретению недостижимой цели, об обречённости героя, но, тем не менее, он с уважением относился к своему герою, к его стремлению изменить свою жизнь.
В поэме «Мцыри» поставлены серьёзные моральные и философские вопросы о смысле жизни, о любви и смерти, о человеке и обществе. Это поэма не только о Мцыри, но и о самом Лермонтове, потому что их судьбы очень похожи. Если Мцыри было тяжело в монастыре, то Лермонтову – в светском обществе. Лермонтов стремился уйти из это окружения люде, глубоко чуждых ему. Может быть, он воплотил в образе своего героя свои черты и те черты, которые, по его мнению, были лучшими в людях.
Когда Мцыри задал вопрос:

… прекрасна ли земля.
… для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы?

Лермонтов отвечал: да, земля прекрасна, человек рождается для воли, но трагедия в том, что он принужден жить в неволе. И поэт прославлял борьбу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову.

Почему поэма имеет открытый финал?

Мцыри умирает непокорённым. Автор не завершает поэму сценой физической смерти героя, а даёт возможность звучать в сознании читателя словам живого, не сломленного никакими страданиями героя.
У каждого читателя свой ответ на поставленный вопрос, у каждого своё мнение. Надо достойно прожить, чтобы можно было без стыда ответить:

«Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил…»

III. Домашнее задание: написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

Презентация

Урок по поэме М.Ю.Лермонтова "Мцыри"



Образ Мцыри в поэме

 

Ход урока

…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

1. Реализация домашнего задания

Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника

Комментарий учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь прежде всего означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, выражающееся прежде всего в постах и моливах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества, возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь- символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре для него означало отказаться навсегда от свободы и родины, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь, он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения- и личность пленника вырисовывается отчетливо. Он вынослив (Без жалоб он томился- даже слабый стон из детских губ не вылетел), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление- Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

-Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы

 

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой

Хоть незнакомой, но родной

 

Я мало жил и жил в плену

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы если мог

 

Я цель одну-

Пройти в родимую страну-

Имел в душе.

Вывод: представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным значит для него вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»

 

2 Работа над образом Мцыри (Беседа по тексту поэмы)

Поэма Лермонтова- романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху

Я знал одной лишь думы власть,

Одну- но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила

Изгрызла душу и сожгла

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв.

Главная страсть героя- стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой Родине.

Работа с текстом

-Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

(Ответ в 6, 9-11 гл)

Вывод:

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

Роль пейзажа в поэме

Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри

-Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Со слов “Кругом меня цвел божий сад» до слов «Я в нем глазами и душой тонул»)

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для него первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны неба и земли. Синеву и чистоту небес герой воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полета. Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смерью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

- В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах Перечитайте отрывок 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов? (От слов “Я видел груды темных скал» до слов «седой незыблемый Кавказ») Этот пейзаж конечно можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична- «горные хребты причудливы, как мечты» курятся на заре, по берегам горного потока- «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Анализ художественных приемов

Главные художественные приемы в поэме- олицетворение и сравнение. Интересно, что в основе развернутой метафоры- олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка (два братца в воду глядятся- никогда не сойдутся)

Сравнения: вершины гор курилися «как алтари», снега «горят как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество, отчаяние. Заключительная- облака, направляющиеся на восток, к Кавказу- непреодолимое стремление на Родину.

-Нашел ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. «Да, мир прекрасен!»- таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог- гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы- вот вывод.

 

3. Групповая работа

Анализ эпизодов, где действует Мцыри.

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить

А) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край

Б) Встреча с грузинкой

В) Бой с барсом

Бегство из монастыря во времы грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение с природой принесло радость (было весело вдохнуть ночную свежесть тех лесов), в битве с барсом он познал радость борьбы и восторг победы, встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом- жизнь. «Что делал я на воле: Жил»

- Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное- испытывать блаженство «вольности святой» В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

В начале урока уже говорилось о Мцыри- пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью»- любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что и тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе,так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает что он собой представляет.

-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к Родине, которая слилась для юноши воедино со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти, и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри- любовь к родине делает его целеустремленным и твердым, он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пройти через лес ради цели «пройти в родную сторону». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым, отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

-Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы: О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил

Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской…

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам как зверь был чужд людей

И полз и прятался как змей

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна

 

Задание: Найдите в статье Белинского «Стихотворения Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языка поэмы, о размере, которым написана поэма.

«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров- что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Это четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями- звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой и трагическим положением героя поэмы»

Вывод:

Мцыри-могучая и пламенная натура. Главное в нем- страстность и стремление к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен и по-юношески чист в своих устремлениях.

-Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму, как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в тех условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав «цветком темничным» и обусловили гибель героя. Его последнее желание- быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.

 

4 Значение поэмы

Слово учителя.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.

Поэму многие заучивали наизусть, сильно увлекался поэмой Белинский.

Сообщение ученика «Наши современники о произведении Лермонтова»- материал в учебнике на с. 158

 

Домашнее задание- подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы, подготовиться к тесту по поэме.

«Мцыри». История создания поэмы. Композиция.

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Словарная работа.

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема — изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея — главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция — построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Ход урока

I. Слово учителя.

- В 1837 году Лермонтов задумался написать «записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. Идеала...» От этой записи до появления «Мцыри» прошло восемь лет. За это время Лермонтов несколько раз возвращался к задуманному сюжету. Сперва он пишет поэму «Исповедь», действие которой происходит в Испании в середине века. Герой «Исповеди» - монах, нарушивший обет, полюбивший монахиню и осужденный за это на смерть. В 1835 - 1836 годах появляется поэма «Боярин Орша», герой которой, Арсений, бесправный раб могущественного боярина, воспитанный в монастыре, влюбляется в барышню и также предан суду монахов, но ему удается бежать. В этих двух произведениях, где большое место занимает монологи — исповеди, есть строки, которые позже вошли в поэму «Мцыри», написанную в 1839. Именно в ней замысел Лермонтова нашел наиболее совершенное воплощение.

Действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П.А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских и царей Ираклия II и Георгия XII. Там, по свидетельству родственников Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

II. Выразительное чтение поэмы учителем.

III. Беседа по прочитанной поэме.

-Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

-Каким вы представляете себе главного героя?

- Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

- Каким вы назовете главное настроение поэмы? (Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

IV. Определение темы и идеи произведения.

- Перечитаем эпиграф к поэме. Он взят из библейской легенды об израильском царе Сауле и его сыне Ионафане, юноше «негодном и непокорном», как в пылу гнева назвал его отец. Однажды Саул дал клятву: кто из его воинов вкусит хлеба до вечера, пока он не отомстит своим врагам, тот будет проклят и погибнет. Ионафан нарушил клятву. Самовольно напав на врагов и разгромив их, он, смертельно усталый, в лесу ткнул палку в сот медовый «и обратил рукою к устам своим, и просветлели глаза его». Саул, узнав об этом, решил умертвить сына. Ионафан сказал: «Я отведал концом палки, которая в руке моей, немного меду и вот я должен умереть». Но народу сказал Саулу: «Ионафану ли умереть, который доставил столь великое спасение Израилю? Да не будет этого. И освободил народ Ионафана, и не умер он».

- Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

- Первоначально эпиграфом к поэме «Мцыри» Лермонтов хотел избрать французское изречение «Родина бывает только одна». Почему, по—вашему, поэт отказался от такого эпиграфа и обратился к Библии («Вкушая, вкусил мало меда, се аз умираю»)?

- Как эпиграф связан с темой и идее произведения?

Тема «Мцыри» - изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решивший ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это о всего опасней.

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

V. Сюжет и композиция поэмы.

- Что видел Мцыри на свободе?

- Что делал он, вырвавшись из монастыря?

- Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

- Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

- Каков сюжет поэмы?

(Он прост: история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Жизнь Мцыри бедна внешними событиями; мы узнаем лишь, что герой никогда не испытал счастья, с детства попал в плен, перенес тяжелую болезнь и оказался одиноким в чужом краю и среди чужих ему людей, монахов. Юноша делает попытку узнать, зачем живет человек, для чего он создан. Бегство из монастыря и трехдневное скитание знакомят Мцыри с жизнью, убеждают его в бессмысленности монастырского скитания, приносят ощущения радости жизни, но не приводят к желанной цели — вернуть родину и свободу. Не найдя пути в родную страну, Мцыри снова попадет в монастырь. Смерть его неизбежна; в предсмертной исповеди он рассказывает монаху обо всем, чти успел увидеть и пережить за «три блаженных дня».)

- В поэме такая последовательность в изложении сюжета не вы держана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

- Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисующего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе - строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы.(их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

- Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

(В центре поэмы — образ юноши, поставленного жизнью в необычные условия. Монастырское существование бедно внешними событиями, он не приносит человеку радости, но и не может уничтожить его стремлений и порывов. Автор обращает основное внимание на эти стремления, на внутренний мир героя, а внешние обстоятельства его жизни лишь помогают раскрытию характера. Монолог — исповедь позволяет проникнуть в сокровенные мысли и чувства героя)

- Слово «исповедь» имеет следующие значение: покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чем-нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов. В каком значении, по-вашему, употреблено это слово в поэме?

VI. Выводы

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VI. Домашнее задание.

1. Подготовить пересказ «Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника».

2. Ответить на вопрос: Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

Конспект урока литературы в 8 классе по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок по русской литературе на тему «Встреча с поэмой «Мцыри» продолжается...
Наглядность: презентации с портретами М. Ю. Лермонтова, с иллюстрациями к поэме «Мцыри»
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Цели: 1 познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, икт
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок русского языка в 4-м классе на тему "Наречие: урок-турнир, обобщение знаний"

Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок по литературе в 9 классе на тему: «Татьяны милый идеал…»
Ковалева Н. Р., учитель русского языка и литературы мбоу «сош №2» с. Александрия Благодарненского района Ставропольского края
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Тема: Лирическая поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Особенности сюжета и композиции
Цели: последовательно преодолеть литературоведческие уровни; проанализировать поэму «Мцыри»
Урок литературы в 8-м классе на тему \"В чём загадка Мцыри?\" icon Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся...
Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции