«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации




Название«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации
страница1/10
Дата публикации18.05.2014
Размер1.68 Mb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Непрерывное образование педагогических кадров в рамках проекта «Новой школе – новый учитель». Сборник материалов городской педагогической конференции.

В сборник вошли доклады участников городской педагогической конференции «Непрерывное образование педагогических кадров в рамках проекта «Новой школе – новый учитель». (30 октября 2012 года).

Тематика материалов посвящена модернизации системы образования, процессам освоения педагогами новых подходов к содержанию образования, участию педагогов в различных научно-методических событиях, методической поддержке педагога, повышению квалификации педагогов по актуальным проблемам образования.

  • МБОУ ДПО УМЦ г. Юбилейный

  • «Гимназия № 3» г.Юбилейный

Пленарное заседание

«Сопровождение профессионального роста учителя»
СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИИ

Шевченко Н.И., к.п.н., доцент МГПУ



В условиях современной социально-экономической модели развития мира интерес к образованию со стороны всех социальных институтов общества постоянно возрастает. Именно образование способно обеспечить обществу генерацию продуктивного поколения людей, способных к оригинальному мышлению, исследовательскому поиску новых идей и инновационных способов их воплощения. Образование рассматривается стратегическим ресурсом конкурентоспособности нации, государств.

В последней четверти XIX века Отто фон Бисмарк сказал, что отношение государства к учителю - это государственная политика, которая свидетельствует либо о силе государства, либо о его слабости.

Без преувеличения, констатируем, что от отношения к учителю в настоящее время зависит будущее наших детей, внуков, России.

Переход к инновационной экономике предопределил появление новых требований к системе образования. Это еще раз доказывает, что цели, функции, состав широкого понятия «образование» не являются исторически неизменными: оно всегда стремится к релевантности, реагируя на появление новых социальных институтов, экономических изменений. На современном этапе мирового экономического и общественного развития наиболее важной глобальной проблемой следует считать непрерывность образования. Особенностью современного образования является направленность на развитие конкурентной образовательной среды с разнообразными образовательными услугами; создание системы непрерывного образования с учетом сложившихся особенностей и традиций в российском образовании; на внедрение в непрерывное образование современных технологий и новых финансовых механизмов.

По оценке европейских экспертов, в начале XX в. обновление знаний происходило каждые 20-30 лет и общество, в лице одного поколения, не так остро чувствовало недостаток современных знаний, сохраняя консервативную систему образования. Сегодня знания обновляются на 15% ежегодно, т.е. каждые шесть лет. Очевидно, что существующие в большинстве стран традиционные структуры базового образования в силу своей инерционности не успевают за происходящими в мире изменениями.

В 80-е годы XX века в документах международных организаций ЮНЕСКО, Римский клуб и других, исследовавших состояние и перспективы развития национальных систем образования, общемировые тенденции, оформилась Концепция непрерывного образования.

Концепция непрерывного профессионального развития нашла отражение в документах ООН, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО и Совета Европы. Центральная идея документов - создание эффективных условий для обеспечения образовательных и обучающих возможностей для всех людей на протяжении всей жизни.

Рекомендация N 195 МОТ 2004 г. «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» (г.Женева) ввела в международную практику следующие важные понятия:

- «непрерывное обучение» (учебная деятельность, предпринимаемая в течение всей жизни для развития компетентности и квалификации);

- «компетентность» (знания, навыки и практический, в т.ч., производственный опыт, применяемые и совершенствуемые в конкретных условиях благодаря специфике личностных качеств);

- «квалификация» (официальное выражение технических или профессиональных характеристик работника, которые признаются на международном, национальном или отраслевом уровне);

- «потенциал к трудоустройству» (уровень универсальных компетентности и квалификации, которые усиливают потенциал человека в использовании предоставляемых образованием и подготовкой кадров возможностей для получения достойной работы и закрепления на ней, достижения прогресса на предприятии и на различных рабочих местах, а также для преодоления проблем, вызванных изменениями в технологии и условиях на рынке труда).

Непрерывное профессиональное развитие в контексте международных документов представляется как всесторонне направленная образовательная деятельность, осуществляемая на постоянной основе с целью повышения уровня знаний, навыков и профессиональной компетенции на протяжении всей жизни человека.

В течение последних двух десятилетий понятие «образование в течение жизни» (англ. lifelong learning) все более представляется одним из путей социально-экономического развития, инструментом формирования информационного общества, общества, основанного на информации и знаниях, способах их трансформации. Саммит Европейского совета, проходивший в Лиссабоне (2000г., март), подтвердил, что Европа безоговорочно вступила в эпоху информационного общества и отметил: успешный переход к экономике и обществу, базирующимся на знаниях, должен сопровождаться переходом к Концепции образования в течение всей жизни.

Во многих западных странах, где осознали, что без образования на протяжении всей жизни (Lifelong learning) непрерывного системного обновления знаний и компетенций работников невозможно строить инновационную экономику, уже давно создают условия для массового участия взрослого населения в программах обучения. В Австрии в них задействовано 89% жителей, в Дании - почти 80, Финляндии - 77, Швеции - 71, Швейцарии - 68, в России занято 22,4 %.

В России также предпринимаются попытки создать систему непрерывного образования. Первую концепцию его развития Комитет по образованию СССР опубликовал ещё в 1989 году. Однако кризис помешал это осуществить. В 2004 году принцип непрерывного обучения был объявлен одним из пяти приоритетов развития российского образования. Однако на сегодняшний день это лишь декларативный принцип.

В Академии народного хозяйства исследовали, что в сфере общего образования затраты на дополнительную подготовку учителя составляют 30- 60 тыс. рублей. В системе государственной службы эта сумма составляет 150- 200 тыс. рублей. В сфере массового малого бизнеса (заправки, автомастерские и тому подобное) эта сумма колеблется от 50 до 300 тысяч рублей. В элитном малом бизнесе (рестораны, салоны красоты и т.д.) — от одного до полутора миллиона рублей. Больше всего затрачивается на подготовку работника в среднем бизнесе — от 2,5 до трёх миллионов рублей. Без пристрастного анализа, очевидно, что причина обостряющейся проблемы некачественного общего образования состоит в незаинтересованности государства и общественных организаций, работодателей в качественном образовании для соотечественников. Противоречивость разговоров о том, что надо, что делается и что происходит в реальности формирует в профессиональной среде, обществе в целом устойчивое разочарование в этой идее, безразличие к тем мерам, которые, вроде бы, направлены, на внедрение в практику идеи непрерывного образования в России.

Исходя из этого, анализ различных тенденций развития системы образования свидетельствует о следующем:

1. Непрерывное образование – приоритетная проблема, вызванная к жизни современным этапом научно-технического развития и теми политическими, социально-экономическими и культурологическими изменениями, которые происходят во всем мире. Она находится в стадии глубокого осмысления философами, социологами, педагогами, экономистами и представителями других наук.

2. Наметилось диаметрально противоположное отношение к непрерывному образованию – от полного его неприятия до определения непрерывного образования главной, а возможно, и единственной продуктивной педагогической идеей современного этапа мирового развития.

3. Определились три главные особенности непрерывного образования:

- традиционный подход, когда в непрерывном образовании видят профессиональное образование взрослых, потребность в котором вызвана необходимой компенсацией знаний и умений, недополученных в ходе учебы, как своеобразный ответ на технологический прогресс, на состояние функциональной безграмотности. Это, по сути, компенсаторное (дополнительное) образование, как часть «конечного» образования (то есть, образования на всю жизнь);

- сторонники второго подхода рассматривают образование как пожизненный процесс («учиться всю жизнь») и отдают предпочтение педагогически организованным формальным структурам (кружки, курсы, ФПК, СМИ и т. п.);

- третий подход – наиболее продуктивный, идею «пожизненного» образования «пропускает» через потребности личности, стремление которой к постоянному познанию себя и окружающего мира становится ее ценностью («образование через всю жизнь»). Целью непрерывного образования в этом случае становится всестороннее развитие (включая саморазвитие) человека, как необходимое условие сохранения и развития культуры общества.

В третьем подходе выделяется деятельностный аспект, при котором непрерывное образование рассматривается как новый способ образовательной деятельности, обеспечивающий опережающее развитие человека, формирование у него прогностических качеств, опирающихся на социальные и культурно-исторические традиции.

Становление системы непрерывного образования в России основывается на двух взаимосвязанных тенденциях:

1) внедрении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот,

2) проникновении обучения в производственный процесс.

При этом происходит стирание граней между различными стадиями образовательного процесса из-за отсутствия научно обоснованных критериев разных уровней образования. Особенно трудно определить границу между базовой подготовкой и повышением квалификации.

Как отмечалось, в Российской Федерации развитие непрерывного образования было декларировано в 2004 г. в качестве одного из пяти приоритетов развития образования, но, несмотря на это, явных результатов нет. Это, прежде всего, связано с отсутствием масштабной государственной политики развития непрерывного образования в России и недостаточной законодательной базой, регламентирующей непрерывное образование, слабым финансированием. Таким образом, непрерывное образование, призванное мобильно и эффективно реагировать на актуальные потребности бизнеса, на рост запросов населения на повышение общего культурного уровня, квалификации и профессиональную переподготовку, не имеет современной нормативной базы и адекватного ресурсного обеспечения. Данный факт сдерживает экономическое, социальное и культурное развитие нации, о чем свидетельствует регулярные исследования социологов. Такая ситуация категорически противоречит интересам нации. В настоящее время квалификация рассматривается не только как способность изо дня в день выполнять одну и ту же работу, но также обязательно как способность работника перепрофилироваться, время от времени переходить к исполнению видоизмененных и более сложных обязанностей. Самостоятельно выработать в себе такие качества работники в массе своей не способны. В этих целях в стране должна функционировать национальная, в масштабах всего государства, система непрерывного, фактически в течение всей их трудовой жизни, профессионального развития трудящихся.

Высшие учебные заведения в последнее время движутся в направлении создания непрерывного образования в какой-либо производственной или потребительской сфере. Отчасти это вызвано демографическим спадом. Вузы создают на основе средних и начальных профессиональных учебных заведений структуры в виде филиалов, где, кроме непосредственной функции филиала, предусмотрены подготовка специалистов с высшим образованием, реализация смежных и сопряженных программ. Выпускники средних профессиональных учебных заведений, освоившие эти программы, после поступления в вуз и соответствующей процедуры аттестации могут осваивать основные образовательные программы высшего профессионального образования в сокращенные сроки.

Широкое распространение получила практика присоединения к вузу образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. Все чаще вузы лицензируют программы среднего и начального профессионального образования, профессиональную переподготовку.

В рамках профориентационной работы вузы организуют в общеобразовательных учебных заведениях так называемые университетские (профессорские) курсы и школы, предлагают широкий спектр элективных курсов для старшеклассников в рамках их будущей профилизации.

Одна из форм реализации непрерывности в образовании – это создание на базе ведущих университетов образовательных кластеров. Кластер, как правило, создается в определенной области с целью подготовки высококвалифицированных кадров для конкретной сферы. Однако такая модель еще не может рассматриваться как самостоятельная модель непрерывного образования, в том числе и для педагогов. Система гораздо более емкая и структурно разнонаправленная организация, чем модель, как таковая.

На наш взгляд, назрела необходимость нормативного закрепления идеи непрерывного образования. В законодательных актах должна быть предусмотрена возможность создания образовательных кластеров и иных форм непрерывного образования, разработаны методические рекомендации по унификации систем оценки полученных знаний в образовательных учреждениях разного уровня, подготовлено соответствующее методическое обеспечение.

Дополнительное профессиональное образование (далее – ДПО) – одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает переподготовку педагогов, повышение квалификации, профессиональную переподготовку , стажировку и самообразование. ДПО начинается с профессионального «старта» и продолжается до завершения трудовой деятельности.

Особенности ДПО проявляются в следующем:

  • направленности на удовлетворение социальных потребностей в непрерывном развитии и поддержке карьеры;

  • взаимосвязи (курсового обучения и самообразования, обучения с жизненным и профессиональным опытом обучающихся);

  • междисциплинарном характере содержания образования;

  • обязательном учете профессиональных уровня и потребностей, познавательных интересов, служебного статуса (совокупности прав и обязанностей) и профессионально значимых качеств личности.

Основа государственной политики в сфере ДПО закреплена в Законе «Об образовании» (редакция N 68 от 10.07.2012, последняя редакция, действующая редакция) (далее – Закон об образовании) и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Согласно ст. 26 Закона «Об образовании» дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является «непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов». Для учителя, формирующего новое поколение с новыми ценностями и новым взглядом на жизнь, очень важно системная поддержка и сопровождение развития его компетенций, карьеры. В каждой стране политики учитывают, что от качества инвестиций в подготовку, развитие профессионализма учителя зависит конкурентоспособность нации, страны.

Академия народного хозяйства (АНХ) при Правительстве РФ совместно с экспертами Высшей школы экономики, представителями Минобрнауки и работодателями разработали Концепцию непрерывного образования в России.

Цель Концепции НО - определение путей и способов поддержки государством и обществом развития качественного непрерывного образования в Российской Федерации, которое призвано обеспечить высокий уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики, реализацию актуальных потребностей личности в образовании на протяжении всей жизни.

К непрерывному образованию разработчики документа относят все виды обучения, которые находятся за рамками базовых программ профессионального образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Эксперты АНХ сознательно отказались от употребления привычного для России понятия «учреждения дополнительного профобразования», а ввели термин «организации непрерывного образования», за счёт чего расширили сферу допобразования новыми типами организаций — такими, например, как корпоративный университет, а также новыми формами обучения — отнеся к ним, в частности, тренинги.

Миссия системы непрерывного образования – стать основой социального единства и занятости россиян.

Компоненты: основные образовательные программы, дополнительные

образовательные программы.

Системность: создание единой системы, объединяющей все виды и формы образовательной деятельности в России.

Цель: создание условий для образования и обучения в течение всей жизни.

В концепции непрерывного образования определены четыре основных направления:

1) развитие конкурентной образовательной среды;

2) создание инфраструктуры непрерывного образования;

3) внедрение современных образовательных технологий;

4) внедрение новых финансовых механизмов.

Для определения социально-экономической эффективности реализации концепции непрерывного образования авторы определили четыре целевых показателя.

Во-первых, увеличение доли занятого населения в возрасте старше 25 лет, прошедшего в течение последнего года программы повышения квалификации и/или переподготовки — с 22% в 2008 году до 40% в 2012г.

Во-вторых, доля обученных за счёт средств предприятий и организаций от общего числа обучавшихся должна возрасти с 40 процентов до 56.

В-третьих, создание во всех федеральных округах центров сертификации квалификаций. Напомним, согласно концепции, их должно быть не менее 60.

В-чётвёртых, повышение доли мигрантов трудоспособного возраста, прошедших сертификацию профессиональных квалификаций, должно возрасти с нуля до 60 процентов. Как объясняют разработчики документа, поскольку реформы образования идут небыстро, к тому моменту, когда концепция будет реализована, в стране опять будет ситуация экономического подъёма, и потребуются мигранты, обученные по новым программам.

Таким образом, в целом российское образование идет единым путем с мировым профессиональным педагогическим сообществом. Сохраняются при этом риски противоречивости между идеей непрерывного образования для педагогов и механизмов его реализации на всех уровнях общественного устройства.




МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ

Климова И.Ю., директор МБОУ

ДПО «Учебно-методический центр»




Известно, что ключевой фигурой в образовательном процессе является учитель. Он должен обладать не только знаниями и опытом в определенной области, но и необходимым набором профессиональных компетенций. В связи с этим возникает необходимость создания действенной и эффективной структуры методической помощи учителю.

Профессиональный рост учителя - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья школьников. (М.М.Поташник, д.п.н., действительный член РАО).

На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с этим, деятельность педагога и администрации образовательного учреждения в межаттестационный период может выглядеть следующим образом:





Почему я говорю о методической работе внутри учреждения? Потому что, в первую очередь, именно методическая работа в школе имеет огромное значение.

Методическая работа в школе (если она грамотно организована) – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управ-ленческом опыте целостная система взаимос-вязанных мер, нацеленная на обеспечение про-фессионального роста учителя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня обра-зованности, воспитанности, развитости, социа-лизации и сохранение здоровья учащихся. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Мето-дическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010

Что же такое профессиональный рост учителя и от чего /кого он зависит?

Это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение учителя себя самого как профессионала из внутренних качеств (генетически заданных педагогических задатков, природной телесности, темперамента, этнической принадлежности, характера, интересов, убеждений, мировоззрения, исповедуемых ценностей) и внешних источников путем выбора из предлагаемого или навязываемого руководством школы, завучами, методистами научных знаний, педагогического опыта, достояний культуры и др. (М.В.Левит, к.п.н.)

Что подразумевается под методическим сопровождением?

Методическое сопровождение:

  • взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана

Методическое обеспечение:

  • необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности

  • это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива); апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров


Важную роль здесь играет принцип "зоны ближайшего развития" (обоснован Л.С. Выготским для обучения детей). В качестве "зоны ближайшего профессионального развития" - зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом для каждого педагога "зона ближайшего профессионального развития" сугубо индивидуальна.

Индивидуально ориентированный подход в организации методической работы подразумевает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога;

  • актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);

  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;

  • составление программы профессионального роста педагога;

  • систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку;

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;

  • оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;

  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;

  • разработку положений о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов;

  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием;

  • обеспечение целостности, систематичности методической деятельности в ОУ;

  • координацию, согласованность деятельности всех субъектов образовательного процесса;

  • сохранение традиций ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;

  • учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,

  • выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога

и что очень важно:

• изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;

• определение востребованной тематики и соответственно различных групповых форм методической работы;

• предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;

• возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.



«МОДЕЛЬ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЕЙ

МОУ «ГИМНАЗИЯ №3». ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МОУ «ГИМНАЗИЯ №3

Зубкова О.П., заместитель директора по УМР

МОУ «Гимназия №3» г.Юбилейного МО



Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» определено развитие потенциала учительских кадров, которым и предстоит преобразовать изнутри современную школу за счет инноваций. В связи с этими изменениями актуализируется потребность в разработке новых моделей повышения квалификации учителей. Роль учителя, его подготовка и профессионализм, готовность к овладению новыми компетенциями в настоящее время определяют успех всех происходящих преобразований в экономике, социальной сфере, политике и, несомненно, в образовании. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ориентирует на возможность конструирования, апробации и внедрения новых, ранее не существующих способов повышения квалификации. В условиях динамично развивающегося общества, развития и гибкости социальных отношений, меняется социальный запрос в отношении образования, что актуализирует необходимость целенаправленной работы по созданию системы непрерывного профессионального образования на базе отдельного общеобразовательного учреждения, реализующего инновационную программу.

На протяжении пяти лет в гимназии проходила свое становление и формирование модель повышения профессиональной квалификации педагогов, которая включает в себя как традиционные, так и инновационные формы повышения профессиональных компетенций педагогов. В системе деятельности методической службы гимназии среди традиционных форм, позволяющих реализовать профессиональный потенциал каждому учителю гимназии, представлены следующие:

  • теоретические семинары,

  • дни методической учебы,

  • педагогические советы,

  • взаимопосещение уроков,

  • наставничество над молодыми педагогами.

Однако в современных условиях обновления содержания образования использование только традиционных форм повышения профессионального мастерства педагогов является недостаточным, поэтому усиливается приоритет инновационных форм, таких как:

  • практико-ориентированные семинары («Современные образовательные технологии – осознанный выбор учителя», «Личностно-ориентированный подход в обучении младших школьников» и др.),

  • презентации педагогического опыта,

  • мастер-классы;

  • публикации в журналах, сборниках научно-практических конференций различного уровня

Все это позволяет каждому педагогу стать активным участником, субъектом образовательного процесса, с мнением которого считаются, который может вносить конструктивные изменения в образовательный процесс. Кроме того, приобретаются навыки публичного выступления, которые для многих наших педагогов сыграли очень важную роль в их профессиональном росте.

Организуя такую работу как инновационную, мы ориентировались на следующие принципы её построения и реализации:

  • Приоритет самостоятельного обучения.

Учитель выбирает ту степень углубления и проблему использования методик, технологий, для которой он готов в данный момент. Практические семинары, мастер-классы дают большинству лишь первые установки, базовые знания, развивать которые в дальнейшем предстоит самостоятельно.

  • Принцип совместной деятельности. Одна из форм организации – творческая группа, создается на добровольной основе из числа учителей, проявляющих интерес к решению определенных педагогических и методических задач, что способствуют повышению качества образования и создает условия для самореализации и самоактуализации учителя. Это наиболее продуктивный способ, так как вместе собираются только те люди, которые заинтересованы в сотрудничестве.



  • Принцип индивидуализации.

Реализация возможности построения индивидуальной траектории методического сопровождения (с учётом образовательных потребностей педагогов, их интересов, творческих возможностей) для решения задач, поставленных самим учителем.

  • Принцип направленности на проблемные вопросы практики.

С одной стороны, знания, которые осваивает взрослый человек, оцениваются им, прежде всего, как средство решения проблем и задач, возникающих в ходе его практической деятельности. С другой стороны, удовлетворяются системные потребности гимназии.


  • Принцип управленческой поддержки. Несмотря на то, что предлагаемая модель является направленной на потребности учреждения, тем неменее она не предполагает «насильственного» вовлечения педагогов в процесс обучения.


Все категории педагогов вовлекаются в непрерывный образовательный процесс. Этот процесс можно представить с помощью следующей схемы:



Менеджмент инновационного потенциала

Учителя-мастера

Молодые учителя

Опытные учителя

Тьюторы

Выход на региональный уровень

Выступления на ГМО

Наставничество

Работа в педагогической мастерской

Участники постояннодействую-щего семинара

Педагогический совет (Педсовет – диспут Педсовет – защита инноваций. Педсовет – деловая игра. Педсовет -творческий отчёт)

Лекции, семинары, консультации (проводятся приглашенными специалистами)

Творческие группы учителей (группа преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной образовательной области или нескольким, имеющим высокий уровень квалификации)

Диссеминация инновационного опыта учителей (Через интернет сообщества, через открытые заседания кафедр, через педагогические журналы, мастер-классы)




Структура данной модели определяется тремя основными категориями учителей, работающих в общеобразовательной школе, выделенными, прежде всего, на основе таких параметров, как педагогический опыт и уровень профессионализма.

Наиболее многочисленную категорию, составляющую основу кадрового состава гимназии, образуют учителя с опытом работы, которые обладают всеми необходимыми для преподавательской деятельности компетенциями и обеспечивают качественное образование учащихся.

Другая группа – опытные учителя-мастера, обладающие большим опытом работы в образовательном учреждении и достигшие значительных успехов в преподавании. Критериями мастерства педагога являются качество образования, успешное выступление учеников на конкурсах и олимпиадах, собственные достижения учителя, выражающиеся в научно-методических публикациях, мастер-классах.

Третья категория – это молодые учителя с опытом работы от 0 до 3 лет. Опыт этих педагогов мал, практическая подготовка к преподаванию не вполне завершена, но это молодые, энергичные и креативные сотрудники, обладающие большим потенциалом профессионального роста и современным мышлением, столь необходимым педагогу в наши дни.

Каждой категории учителей отводятся по две методические формы работы. Молодые учителя принимают участие в работе школьных постоянно действующих семинаров по актуальным методическим темам под руководством опытных учителей гимназии, принимают участие в педагогических мастерских. Опытные педагоги являются наставниками молодых учителей, активно работают в городских методических объединениях. Учителя-мастера оказывают методическую поддержку для педагогов, ведущих свою исследовательскую деятельность, педагогический эксперимент. Распространяют инновационный опыт работы гимназии.

Продуктивной формой работы, которая рассчитана на участие всего педагогического коллектива, являются семинары и лекции приглашенных специалистов по актуальным вопросам и проблемам, которые определяются по результатам анализа работы школы, внутришкольного контроля, а также по запросу учителей.

Активной формой развития профессиональных компетенций учителей становятся педагогические мастерские, которые проводятся 4 раза в год. Учитель-мастер раскрывает теоретические основы вопроса по теме педагогической мастерской. Опытный учитель проводит мастер-класс для своих коллег, а затем происходит коллективное обсуждение с самоанализом учителя. Все оценивается с позиции системного подхода. Именно благодаря такой организации проведения педагогических мастерских, их совместному обсуждению учителя приобретают навыки самоанализа, постановки целей и задач урока, подбора форм и методов обучения. Такие методические дни являются школой мастерства и обмена опытом учителей гимназии.

Творческие группы педагогов создаются в режиме временного творческого коллектива (под тему), которую выбрала группа и которая представляет профессиональный интерес, или под проблему, которая оказалась важной для участников группы. Задача группы - через «мозговой штурм» проработать, понять особенность проблемы, рассмотреть те приемы, которые эффективно используются в обучении.

Педагогические практикумы – эффективная методическая форма работы по изучению, освоению инновационных практик. Проводят практикумы наиболее опытные педагоги, имеющие склонность к научно-исследовательской работе и проявившие интерес к конкретной проблеме, не исключается участие и молодых, творчески настроенных педагогов. Оптимальным подходом представляется подход, сочетающий работу изолированных групп, с работой "конкурирующих" групп над одними и теми же проблемами и направлениями, подготовленные проекты затем защищаются и оцениваются этими группами в рамках единых мероприятий.

Формой непрерывного образования педагогов, которая охватывают весь педагогический коллектив, все его категории является система педагогических советов. Педагогические советы дают возможность принять управленческое решение, на основе коллегиального. В то же время они несут в себе и методическую функцию, направлены на решение актуальных задач не только развития школы в целом, но и каждого учителя. Поэтому все они логически взаимосвязаны, подчинены решению единой цели, являясь частями единого целостного содержания. При подготовке и проведении педсовета применяется следующий алгоритм:

  • Работа творческих групп учителей при подготовке педсовета.

  • Работа творческих групп учителей в рамках педсовета для решения поставленных задач и обоснования сделанных выводов.

  • Анализ и самоанализ деятельности педагогического коллектива.

  • Диагностирование деятельности учителей.

В подготовке педсоветов участвует большое количество педагогов школы, первоначально досконально прорабатывается теоретическая основа всем педагогическим коллективом, происходит согласование в понимании терминов, формулировок.

Системность в работе по повышению профессионального мастерства учителей дает совершенно другой, качественный результат.

Распространение опыта работы гимназии происходит через интернет сообщества, мастер-классы, конференции, педагогические журналы.

Необходимыми организационно-педагогическими условиями развития системы непрерывного образования учителей являются:

  • активное вовлечение педагогов в решение задач развития школы;

  • оказание всесторонней методической помощи, организация внутришкольного тьюторского сопровождения;

  • обеспечение условий профессионального роста с учётом профессиональной компетентности и интересов и потребностей самого педагога;

  • обеспечение разноплановой объективной экспертизы профессиональной деятельности педагога;

  • повышение мотивации учителей к использованию методик и технологий обучения на основе деятельностного подхода;

  • обеспечение возможностей для публичного представления педагогами своих достижений с целью независимой оценки успешности его деятельности;

  • создание информационно-мето-дической базы для повышения творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов (виртуальный методический кабинет).

  • Интегрирующим этапом повышения квалификации учителя предлагается рассматривать процесс работы учителя с новой образовательной технологией. Это обусловлено тем, что потребность в освоении новой технологии появляется у учителя на основе анализа конкретных проблем обучения и воспитания детей, с которыми он сталкивается в школе, на осознании собственной недостаточной компетентности для немедленного решения этих проблем, и проектирования развития своих возможностей, которые будут способствовать их разрешению.

  • Информационно-ориентировочная деятельность педагогов гимназии акцентирует внимание на информирование, разъяснение, объяснение. Это может быть осуществлено с помощью лекций, бесед, семинаров, которые проводят приглашенные специалисты. Такие занятия проводятся 1 раз в месяц.

  • Практическая деятельность педагогов гимназии – нацелена на освоение профессиональных умений. Профессиональные умения развиваются через практические занятия, имитационные игры, открытые уроки.

  • Профессионально-рефлексивная деятельность педагогов гимназии направлена на педагогические взгляды учителя, на его установки, стремления, интересы. Продуктивными формами работы являются развивающие деловые игры, индивидуальные консультации, разработка и защита проектов.

Система организации работы учителя с образовательной технологией предполагает четыре стадии:

  • Достижение первоначального концептуального понимания предмета своей деятельности в процессе посещения лекций, семинаров, уроков, основанных на принципах личностно-ориентированного обучения, моделирование собственного представления об их проведении.

  • Попытка воплотить свое понимание в ряде методов и приемов путем включения в деятельность под руководством кого-либо, за которой следует независимая деятельность и вариативность в использовании этой технологии;

  • Объединение опыта всех учителей, приобретенного в работе с этой технологией.

  • «Смена роли», т.е. поиск коллеги, которому можно передать свой опыт.

Первая стадия проходит параллельно с обучением учителей методам самоанализа и самонаблюдения, ознакомление их с возможными способами регистрации изменений, происходящих в собственном педагогическом мировоззрении и собственной деятельности.

Вторая – базовая стадия, приводит учителя к полному осмыслению необходимости знания методических норм и умений их применять в процессе разрешения проблемных ситуаций, в том числе навыков проектирования образовательного процесса.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconО методической работе в школе
Методическая работа в школе -это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации icon«Квалиметрический подход в системе непрерывного образования». Комплекс...
Разработка научно-информационной и практико-ориентированной программы проведения повышения квалификации для педагогических работников...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconФормирование информационно-коммуникационной компетенции специалиста...
Остоянии преобразований, обусловленных изменениями экономических и социо-культурных условий развития страны. Новые условия требуют...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconБольшая часть педагогического состава это опытные учителя первой...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconВзаимодействие крупных и малых предприятий как фактор конкурентоспособности...
Взаимодействие крупных и малых предприятий как фактор конкурентоспособности северных регионов (на примере Архангельской области и...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconУчебно-методический комплекс по дисциплине « В. 2»
«В. 2» «Организационно-методические основы профессионального роста специалиста образовательной сферы»

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconЕгоркина Лада Витальевна мбоудод дхш г. Североморск «Методическая...
Моудод дхш, дмш, дши зато г. Североморск было создано в 2006 году с целью совершенствования педагогического мастерства и повышения...

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Пропедевтическая система работы по предупреждению речевых нарушений у детей раннего возраста

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconРабочая программа дисциплины «система интернет»
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

«Сопровождение профессионального роста учителя» система непрерывного педагогического образования как стратегический ресурс конкурентоспособности нации iconПособие содержит теоретическое обоснование природы имиджа учителя,...
Издание предназначено учителям школ, преподавателям и студентам вузов – будущим педагогам

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции