" Столыпинскаяаграраяреформа "




Скачать 147.24 Kb.
Название" Столыпинскаяаграраяреформа "
Дата публикации18.05.2014
Размер147.24 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Экономика > Реферат
Реферат на тему:

" С т о л ы п и н с к а я а г р а р а я р е ф о р м а "

студента 1 курса

группы МТ 11-22

Крылова Д.И.

М О С К В А , 1 9 9 5 год.

С О Д Е Р Ж А Н И Е :

Введение ............................................ 3

Глава 1

Восхождение по ступеням власти и программа П.А.Столыпина ... 4

Глава 2

Аграрная реформа ............................................ 7

Глава 3

Крах столыпинской аграрной политики и его причины ........... 11

Приложение .......................................... 13

Список литературы ................................... 14

В В Е Д Е Н И Е.

Петр Аркадьевич Столыпин вошел в историю России как выдающийся государственный деятель, крупный реформатор.

В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем. Он продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века дава­ла почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выраже­нии. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира.

Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.

Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Доро­ги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустри­альные города и земледельческие губернии - с морскими портами.

Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономи­ческая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновре­менно устранение препядствий на пути проникновения в страну иностран­ный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов должны были изба­вить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 вв., бы­ло немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Об этом свидетельствует промышленный взлет 90-х гг. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому,что в ней пре­обладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу пра­вительства не хватало сбаллансированности между потребностями промыш­ленности и сельского хозяйства.

Несбаллансированность хозяйства стала одной из причин экономичес-

кого кризиса начала 20 столетия. Начавшееся в 1900 г. сокращение про­мышленного производства было вызвано относительно слабым развитием ры­ночных отношений в сельском хозяйстве. Аграрная реформа Столыпина ста­ла естественным продолжением правительственного курса именно этого пе­риода. Логика самой экономической политики делала неизбежной попытку ускорить капиталистическое развитие деревни. А такая попытка и соста­вила содержание столыпинской реформы.

В О С Х О Ж Д Е Н И Е П О С Т У П Е Н Я М В Л А С Т И И

П Р О Г Р А М М А П.А.С Т О Л Ы П И Н А .

П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правя­щих кругах происходил пересмотр политического курса, определяемого термином "цезаризм". Курс этот представлял собой попытку царизма укре­пить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство.

Законопроект о принудительном отчуждении части помещечьих земель был впервые предложен не Думой, а правительством, еще до созыва Думы. Его разработал по прямому заданию Витте главный управляющий землеуст­ройством и земледелием Н.Н.Кутлер, назвав " Проектом закона о мерах к расширению и улучшению крестьянского землевладения ". Судьба законоп­роекта Кутлера, как и его самого, была уже предрешена. Кутлер получил отставку.

Избранная Дума оказалась без единого правого, иначе говоря, она оказалась наполовину левой, а ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения - аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудо­вики, крестьяне, в свою очередь, отвергли свой собственный (проект 104-х), содержание которого сводилось к конфискации помещечьих земель и национализации всей земли.

В этой ситуации на политическую авансцену вышел П.А.Столыпин. Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 го-

да. Депутаты первой Думы были приняты царем на другой день - 27 апре­ля. Ему было доверено проложить политический курс в новых, совершенно непривычных для царизма исторических условиях - обеспечить сожительст-

во самодержавия с "народным представительством". Очень скоро Столыпин занял пост председателя совета министров. Роспуск первой Думы и его назначение произошли день в день - 8 июля 1906 года.

Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был совершенно ординарным, ничем не отличавшимся от карьеры других чиновников, став­ших губернаторами. Столыпин происходил из древнего дворянского рода, который впервые упоминается в 16 веке.

В 1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин окончил естественный факультет Петербургского Университета и сразу поступил на службу в Ми­нистерство внутренних дел. Через два года перешел в ведомство земледе­лия и государственных имуществ, но затем снова вернулся, и на этот раз окончательно, в министерство, где начал служебный путь. Сперва он был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899 году - губернато­ром в той же губернии. В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполняющим должность гродненского губернатора. В 1903 году Столыпин стал сара­товским губернатором. Это было, безусловно актом высокого доверия со стороны всесильного Министерства внутренних дел - пост слыл трудным, ибо губерния считалась "красной", и именно из Саратова Столыпин перее­хал в Петербург.

Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина, утверждение его авторитета в "верхах". Правящие круги, и прежде всего Николай 2, считали Столыпина тем сильным человеком, который сможет "успокоить" страну.

Дума оказалась в центре главных забот Столыпина. Было очевидно, что правительству и помещикам с ней не ужиться: аграрная программа трудовиков ставила под сомнение само существование режима. Дума была обречена и 8 июля 1906 года была распущена. Именно с этого момента на­чинается стремительный взлет Столыпина. Взятый им курс в аграрном вопросе, жестокое подавление революции подняли его престиж при дворе и во влиятельнейших дворянских кругах. Еще более выше поднялся он после покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 августа 1906 года. Хотя Столыпин не пострадал, ответная реакция власти была более чем жестокой.

В местностях,объявленных на военном положении и положении чрезвы­чайной охраны, вводились военно-полевые ("скорорешительные") суды. На­чалась вакханалия смертных приговоров и виселиц.

Вторая Государственная Дума была избрана Столыпиным как испыта­тельный полигон для будущего бонопартистского курса. Уже с первых дней

ее существования было ясно, что она обречена.

Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, уже 6 марта Столыпин выступил перед ней с правительственной программой реформ, и дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с "народным представительством". 10 марта Столыпин выступил с изложением прави­тельственной концепции разрешения аграрного вопроса.

Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существо­вание. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух правокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.

Новый этап в деятельности Столыпина был открыт манифестом 3 июня 1907 года о роспуске второй Думы.

Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905 года и основных за­конов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы.

Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50 % мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза.

В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При го­лосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 де­путата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147 депу-

татов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те

же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями.

Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить полити­ку лавирования между помещиками и крупной буржуазией.

Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Ду­ма, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).

Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был окончательно перечеркнут: Дума "крестьянская" превратилась в Думу "господскую".

16 ноября 1907 года, спустя две недели после начата работы треть­ей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не "реформы", а борь-

ба с революцией.

Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил прове­дение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося "коренной мыслью теперешнего правительства...".

Из "реформ" были обещаны реформы местного самоуправления, просве­щения, страхования рабочих и др.

А Г Р А Р Н А Я Р Е Ф О Р М А

Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период рево­люции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием.

Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ - аграрная политика.

Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйс­тва в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в го­род, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспе­чить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аг­рарный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства.

Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ ве­ры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее

- великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет про-

вал. И Столыпин это осознавал.

Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода.

После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.

Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении кресть­ян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом слу­чае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собс­твенность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесп­латно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкуп­ным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.

Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было переделов, признавались механически перешедшими к частной собственнос­ти отдельных домохозяев. Для юридического оформления права собствен­ности на свой участок крестьянам таких общин достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы на фактически находившийся в их владении, собственность домохозяина. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода из общины.

В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве крестьян, ставшие законом после утверждения Думой 29 мая 1911 года. Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона, пре­доставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять от­дельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если ко­миссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины. Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий.

В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи кресть­янам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупа­лась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства.

Правительство Столыпина привело и серию новых законов о переселе­нии крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения бы­ли заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать реше­ния об открытии свободного льготного переселения из отдельных местнос­тей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: пра­вительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким.

В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер. Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые правовые ограничения.

Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство при­нимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.

Практика реформы показала , что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим об­ществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали, что указ 9 ноября преследует цель разорить массу крестьян, чтобы нажи­лись на этом немногие.

В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными земле-

устроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения поли­цейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела.

Всеми правдами и неправдами к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правитель­ству не улалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы боль­шинство домохозяев*. Именно это и определило крах столыпинской рефор­мы.

Выделялись из общины в основном беднейшие крестьяне и кулаки. Первые продавали землю и переселялись в город или на окраины, кулаки же, как правило, выходили, чтобы закрепить излишки и "округлить" свои участки за счет бедняцких земель. Они легко находили способы скупать более 6 душевых наделов. Из 2 млн. выделившихся дворов продали свои наделы 1,2 млн., или около 60%.

Помещики стремились территориально отделить кулаков от сельского общества, и с этой целью усиленно насаждались хутора и отруба. На ссу­ды хуторянам и на агрономическую помощь единоличным хозяйствам было ассигновано более 60 млн. рублей.

Особую роль в годы столыпинской реформы сыграл Крестьянский позе­мельный банк. Банк был создан в 1882 году для посреднических операций при продаже помещичьей земли крестьянам. Кроме того, банк настаивал на развертывании и тех земель, которые уже были проданы товариществам, но не были еще полностью оплачены.

Для хуторян были введены дополнительные льготы - им ссуда выдава­лась на полную стоимость земли. На землях банка было создано в 1907-1916 гг. 280 тыс. хуторов и отрубов.

Среди выделенных хуторян зажиточных хозяйств было около 60%, а среди отрубщиков - 20%, что составляло почти 0,5 млн. дворов. Таким образом, правительству не удалось решить и проблему изоляции кулаков от общин, поскольку в общинах кулацкая прослойка составляла более 1,5 млн дворов, хотя был сделан значительный шаг в укреплении и расширении кулацкой прослойки в деревне.

Заселение окраин, развитие капитализма вширь, безусловно, имело прогрессивное значение. Но стремление выселить как можно большее число беспокойных крестьян привело к огромным недостаткам в организации пе­реезда переселенцев и отвода им земель. Не хватало поездов, недостава­ло участков, мало отпускалось денег на выдачу ссуд. Многие переселенцы

оказывались в Сибири неустроенными, часть из них шли батрачить к сто­рожилам, другие возвращались на родину.

Но правительству не удалось достигнуть поставленной ими цели - уменьшить малоземелье за счет переселения. В среднем в Сибири оседало около 300 тыс. переселенцев в год, а естественный прирост составлял в Европейской России более 2 млн. крестьян в год, т.е. малоземелье пос­тоянно увеличивалось.

К Р А Х С Т О Л Ы П И Н С К О Й А Г Р А Р Н О Й

П О Л И Т И К И И Е Г О П Р И Ч И Н Ы.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для пол­ного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокой­ными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной кра­ха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввес­ти только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках по­селялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не уда­лось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно пов­лиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, под­держиваемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным при­емником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием

А.В.Кривошеиным.

Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянс­тва, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики.

И Т О Г И А Г Р А Р Н О Й Р Е Ф О Р М Ы .

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

- из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба,

- из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,

- 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот,

- стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,

- потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пу­дов,

- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год,

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

- от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохра­нили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хо­зяйства общинников,

- вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,

- на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин,

- основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов,

- минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей,

- в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. чело­век.

* * *

Крах столыпинской реформы не означал, что она не имела серьезного значения. Она была крупным шагом по капиталистическому пути, способс­твовала в определенной мере росту применения машин, удобрений, увели­чению товарности с/х.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

* Данные о выделе общин по годам: \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

годы 2 число заявлений число домохо- число заявле- число домо-2

2 об укреплении зяев, вышед- ний о выда- хозяев, по-2

2 земли собствен- ших из общины че завери- лучивших у-2

2 ность (в тыс.) (в тыс.) тельных актов достовери-2

2 на основе за- тельные акты2

2 кона 14 июня (в тыс.) 2

2 1910 года ( в 2

2 тыс.) 2

\\\\\\2\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\2

1907 2 211.9 48.3 - - 2

2 2

1908 2 840.0 508.3 - - 2

2 2

1909 2 649.9 579.4 - - 2

2 2

1910 2 341.9 342.2 53.8 8.2 2

2 2

1911 2 242.3 145.6 252.2 167.3 2

2 2

1912 2 152.4 122.3 117.5 108.7 2

2 2

1913 2 160.3 134.6 102.2 97.8 2

2 2

1914 2 120.3 97.9 68.0 65.3 2

2 2

1915 2 36.5 29.9 24.3 22.5 2

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

ИТОГО 2 2755.6 2008.4 618.0 469.8 2

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

История СССР,1861-1917/В.Г.Тюкавкин, В.А.Корнилов и др.- М, 1989 г.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России.- М.,1991 г.

2. История Отечества/Кулешов С.В. и др.- М.,1991 г.

3. История Отечества: люди, идеи, решения.Очерки истории России 19 - начала 20 вв./сост.:С.В.Мироненко.-М.,1991 г.

4. История СССР, 1861-1917 гг./под ред. В.Г.Тюкавкина - М.,1989 г.

5. Козарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине. - М.,1991 г.

6. Островский И.В. П.А.Столыпин и его время. - Новосибирск,1992 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции