Скачать 147.24 Kb.
|
Реферат на тему: " С т о л ы п и н с к а я а г р а р а я р е ф о р м а " студента 1 курса группы МТ 11-22 Крылова Д.И. М О С К В А , 1 9 9 5 год. С О Д Е Р Ж А Н И Е : Введение ............................................ 3 Глава 1 Восхождение по ступеням власти и программа П.А.Столыпина ... 4 Глава 2 Аграрная реформа ............................................ 7 Глава 3 Крах столыпинской аграрной политики и его причины ........... 11 Приложение .......................................... 13 Список литературы ................................... 14 В В Е Д Е Н И Е. Петр Аркадьевич Столыпин вошел в историю России как выдающийся государственный деятель, крупный реформатор. В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем. Он продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет. Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Дороги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустриальные города и земледельческие губернии - с морскими портами. Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономическая политика правительства, одной из составных частей которой стало установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препядствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 вв., было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Об этом свидетельствует промышленный взлет 90-х гг. Однако, эта политика оставалась внутренне противоречивой. И не только потому,что в ней преобладали административные меры и недооценивалось значение частного предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу правительства не хватало сбаллансированности между потребностями промышленности и сельского хозяйства. Несбаллансированность хозяйства стала одной из причин экономичес- кого кризиса начала 20 столетия. Начавшееся в 1900 г. сокращение промышленного производства было вызвано относительно слабым развитием рыночных отношений в сельском хозяйстве. Аграрная реформа Столыпина стала естественным продолжением правительственного курса именно этого периода. Логика самой экономической политики делала неизбежной попытку ускорить капиталистическое развитие деревни. А такая попытка и составила содержание столыпинской реформы. В О С Х О Ж Д Е Н И Е П О С Т У П Е Н Я М В Л А С Т И И П Р О Г Р А М М А П.А.С Т О Л Ы П И Н А . П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правящих кругах происходил пересмотр политического курса, определяемого термином "цезаризм". Курс этот представлял собой попытку царизма укрепить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на крестьянство. Законопроект о принудительном отчуждении части помещечьих земель был впервые предложен не Думой, а правительством, еще до созыва Думы. Его разработал по прямому заданию Витте главный управляющий землеустройством и земледелием Н.Н.Кутлер, назвав " Проектом закона о мерах к расширению и улучшению крестьянского землевладения ". Судьба законопроекта Кутлера, как и его самого, была уже предрешена. Кутлер получил отставку. Избранная Дума оказалась без единого правого, иначе говоря, она оказалась наполовину левой, а ее центром стали кадеты с программой принудительного отчуждения - аграрного курса, отвергнутого царем. Это было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудовики, крестьяне, в свою очередь, отвергли свой собственный (проект 104-х), содержание которого сводилось к конфискации помещечьих земель и национализации всей земли. В этой ситуации на политическую авансцену вышел П.А.Столыпин. Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 го- да. Депутаты первой Думы были приняты царем на другой день - 27 апреля. Ему было доверено проложить политический курс в новых, совершенно непривычных для царизма исторических условиях - обеспечить сожительст- во самодержавия с "народным представительством". Очень скоро Столыпин занял пост председателя совета министров. Роспуск первой Думы и его назначение произошли день в день - 8 июля 1906 года. Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был совершенно ординарным, ничем не отличавшимся от карьеры других чиновников, ставших губернаторами. Столыпин происходил из древнего дворянского рода, который впервые упоминается в 16 веке. В 1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин окончил естественный факультет Петербургского Университета и сразу поступил на службу в Министерство внутренних дел. Через два года перешел в ведомство земледелия и государственных имуществ, но затем снова вернулся, и на этот раз окончательно, в министерство, где начал служебный путь. Сперва он был назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899 году - губернатором в той же губернии. В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполняющим должность гродненского губернатора. В 1903 году Столыпин стал саратовским губернатором. Это было, безусловно актом высокого доверия со стороны всесильного Министерства внутренних дел - пост слыл трудным, ибо губерния считалась "красной", и именно из Саратова Столыпин переехал в Петербург. Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина, утверждение его авторитета в "верхах". Правящие круги, и прежде всего Николай 2, считали Столыпина тем сильным человеком, который сможет "успокоить" страну. Дума оказалась в центре главных забот Столыпина. Было очевидно, что правительству и помещикам с ней не ужиться: аграрная программа трудовиков ставила под сомнение само существование режима. Дума была обречена и 8 июля 1906 года была распущена. Именно с этого момента начинается стремительный взлет Столыпина. Взятый им курс в аграрном вопросе, жестокое подавление революции подняли его престиж при дворе и во влиятельнейших дворянских кругах. Еще более выше поднялся он после покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 августа 1906 года. Хотя Столыпин не пострадал, ответная реакция власти была более чем жестокой. В местностях,объявленных на военном положении и положении чрезвычайной охраны, вводились военно-полевые ("скорорешительные") суды. Началась вакханалия смертных приговоров и виселиц. Вторая Государственная Дума была избрана Столыпиным как испытательный полигон для будущего бонопартистского курса. Уже с первых дней ее существования было ясно, что она обречена. Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, уже 6 марта Столыпин выступил перед ней с правительственной программой реформ, и дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с "народным представительством". 10 марта Столыпин выступил с изложением правительственной концепции разрешения аграрного вопроса. Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существование. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью двух правокаторов было состряпано обвинение социал-демократической фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора. Новый этап в деятельности Столыпина был открыт манифестом 3 июня 1907 года о роспуске второй Думы. Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом, он был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905 года и основных законов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без санкции Государственной Думы. Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года, делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50 % мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на основе имущественного ценза. В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При голосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 депутата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147 депу- татов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями. Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить политику лавирования между помещиками и крупной буржуазией. Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года). Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был окончательно перечеркнут: Дума "крестьянская" превратилась в Думу "господскую". 16 ноября 1907 года, спустя две недели после начата работы третьей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией. Первой и основной задачей правительства являются не "реформы", а борь- ба с революцией. Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил проведение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося "коренной мыслью теперешнего правительства...". Из "реформ" были обещаны реформы местного самоуправления, просвещения, страхования рабочих и др. А Г Р А Р Н А Я Р Е Ф О Р М А Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства, знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период революции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не был отвлеченным понятием. Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и продвижение по пути промышленного, а следовательно, капиталистического развития. Ядро реформ - аграрная политика. Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне; социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйства в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в город, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспечить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав. Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аграрный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет крестьянства. Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906 года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ веры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее - великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет про- вал. И Столыпин это осознавал. Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября 1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В общей сложности обсуждение его шло более полугода. После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14 июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный. Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собственность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам. Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было переделов, признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев. Для юридического оформления права собственности на свой участок крестьянам таких общин достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы на фактически находившийся в их владении, собственность домохозяина. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением процедуры выхода из общины. В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве крестьян, ставшие законом после утверждения Думой 29 мая 1911 года. Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона, предоставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять отдельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если комиссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины. Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий. В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупалась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные возможности для расширения хозяйства. Правительство Столыпина привело и серию новых законов о переселении крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения были заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу переселения без льгот, а правительству давалось право принимать решения об открытии свободного льготного переселения из отдельных местностей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным". Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: правительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний, где крестьянское движение было особенно широким. В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер. Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые правовые ограничения. Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство принимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь. Практика реформы показала , что крестьянство в своей массе было настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим обществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали, что указ 9 ноября преследует цель разорить массу крестьян, чтобы нажились на этом немногие. В сложившейся обстановке для правительства единственным путем проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой. Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными земле- устроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения полицейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников выдела. Всеми правдами и неправдами к 1916 году из общин было выделено 2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от 3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правительству не улалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы большинство домохозяев*. Именно это и определило крах столыпинской реформы. Выделялись из общины в основном беднейшие крестьяне и кулаки. Первые продавали землю и переселялись в город или на окраины, кулаки же, как правило, выходили, чтобы закрепить излишки и "округлить" свои участки за счет бедняцких земель. Они легко находили способы скупать более 6 душевых наделов. Из 2 млн. выделившихся дворов продали свои наделы 1,2 млн., или около 60%. Помещики стремились территориально отделить кулаков от сельского общества, и с этой целью усиленно насаждались хутора и отруба. На ссуды хуторянам и на агрономическую помощь единоличным хозяйствам было ассигновано более 60 млн. рублей. Особую роль в годы столыпинской реформы сыграл Крестьянский поземельный банк. Банк был создан в 1882 году для посреднических операций при продаже помещичьей земли крестьянам. Кроме того, банк настаивал на развертывании и тех земель, которые уже были проданы товариществам, но не были еще полностью оплачены. Для хуторян были введены дополнительные льготы - им ссуда выдавалась на полную стоимость земли. На землях банка было создано в 1907-1916 гг. 280 тыс. хуторов и отрубов. Среди выделенных хуторян зажиточных хозяйств было около 60%, а среди отрубщиков - 20%, что составляло почти 0,5 млн. дворов. Таким образом, правительству не удалось решить и проблему изоляции кулаков от общин, поскольку в общинах кулацкая прослойка составляла более 1,5 млн дворов, хотя был сделан значительный шаг в укреплении и расширении кулацкой прослойки в деревне. Заселение окраин, развитие капитализма вширь, безусловно, имело прогрессивное значение. Но стремление выселить как можно большее число беспокойных крестьян привело к огромным недостаткам в организации переезда переселенцев и отвода им земель. Не хватало поездов, недоставало участков, мало отпускалось денег на выдачу ссуд. Многие переселенцы оказывались в Сибири неустроенными, часть из них шли батрачить к сторожилам, другие возвращались на родину. Но правительству не удалось достигнуть поставленной ими цели - уменьшить малоземелье за счет переселения. В среднем в Сибири оседало около 300 тыс. переселенцев в год, а естественный прирост составлял в Европейской России более 2 млн. крестьян в год, т.е. малоземелье постоянно увеличивалось. К Р А Х С Т О Л Ы П И Н С К О Й А Г Р А Р Н О Й П О Л И Т И К И И Е Г О П Р И Ч И Н Ы. Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для полного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокойными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной краха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввести только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках поселялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не удалось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно повлиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, поддерживаемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным приемником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием А.В.Кривошеиным. Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянства, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение, плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства проведению новой аграрной политики. И Т О Г И А Г Р А Р Н О Й Р Е Ф О Р М Ы . ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ: - из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба, - из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств, - 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот, - стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор, - потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пудов, - за 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22 до 33 руб. в год, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ: - от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников, - вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев, - на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8 десятин, - основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели плугов, - минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей, - в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. человек. * * * Крах столыпинской реформы не означал, что она не имела серьезного значения. Она была крупным шагом по капиталистическому пути, способствовала в определенной мере росту применения машин, удобрений, увеличению товарности с/х. П Р И Л О Ж Е Н И Е * Данные о выделе общин по годам: \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ годы 2 число заявлений число домохо- число заявле- число домо-2 2 об укреплении зяев, вышед- ний о выда- хозяев, по-2 2 земли собствен- ших из общины че завери- лучивших у-2 2 ность (в тыс.) (в тыс.) тельных актов достовери-2 2 на основе за- тельные акты2 2 кона 14 июня (в тыс.) 2 2 1910 года ( в 2 2 тыс.) 2 \\\\\\2\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\2 1907 2 211.9 48.3 - - 2 2 2 1908 2 840.0 508.3 - - 2 2 2 1909 2 649.9 579.4 - - 2 2 2 1910 2 341.9 342.2 53.8 8.2 2 2 2 1911 2 242.3 145.6 252.2 167.3 2 2 2 1912 2 152.4 122.3 117.5 108.7 2 2 2 1913 2 160.3 134.6 102.2 97.8 2 2 2 1914 2 120.3 97.9 68.0 65.3 2 2 2 1915 2 36.5 29.9 24.3 22.5 2 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ ИТОГО 2 2755.6 2008.4 618.0 469.8 2 \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ История СССР,1861-1917/В.Г.Тюкавкин, В.А.Корнилов и др.- М, 1989 г. С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы 1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России.- М.,1991 г. 2. История Отечества/Кулешов С.В. и др.- М.,1991 г. 3. История Отечества: люди, идеи, решения.Очерки истории России 19 - начала 20 вв./сост.:С.В.Мироненко.-М.,1991 г. 4. История СССР, 1861-1917 гг./под ред. В.Г.Тюкавкина - М.,1989 г. 5. Козарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине. - М.,1991 г. 6. Островский И.В. П.А.Столыпин и его время. - Новосибирск,1992 г. |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |