Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг




Скачать 391.62 Kb.
Название Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг
страница 1/4
Дата публикации 15.06.2014
Размер 391.62 Kb.
Тип Автореферат
literature-edu.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3   4

На правах рукописи



МАГОМЕДОВ Арсен Магомедович


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЫНКА КОНСАЛТИНГОВЫХ УСЛУГ

Специальность 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ


диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Махачкала 2010 г.

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Дагестанский государственный технический университет»

Научный руководитель

доктор экономических наук, профессор Колыванов Виктор Юрьевич

Официальные оппоненты:

доктор экономических наук, профессор Цапиева Ольга Константиновна

кандидат экономических наук, доцент Эсетова Аида Махмудовна

Ведущая организация

ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»


Защита состоится «____» _______________ 2010 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д 212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», 367015, Республика Дагестан, г. Махачкала, пр. Имама Шамиля, 70, ауд. 202.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»


Автореферат разослан «____» _______________ 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Способность предприятий быстро меняться в обстановке стремительно развивающегося рынка - одно из главных условий успешного развития бизнеса. Для сохранения своей жизнеспособности предприятия вынуждены постоянно эволюционировать, перестраиваться, внедрять новые технологии, что требует немалых усилий, знаний и умений, которые в наше время являются основным источником конкурентного преимущества. Усложнение экономических процессов на современном этапе модернизации России вызвало необходимость передачи в товарной форме знаний, опыта и методов управленческого труда в самостоятельную сферу экономических отношений, что, в свою очередь, способствовало образованию национальных и международных рынков консалтинговых услуг.

Сфера услуг является быстро развивающимся сектором современной экономики. В практике многих стран консалтинговые услуги представляют собой важный фактор эффективного функционирования и развития субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений. Развивающийся рынок потребовал сначала создания, а потом и расширения сферы профессиональных услуг. Наиболее существенные изменения на рынке услуг связаны с трансформацией спроса на консалтинговые услуги, потребность в которых становится все более осознаваемой.

В настоящее время увеличился спрос на услуги по разработке интегрированных систем управления, внедрению новых финансовых технологий, оценке бизнеса, маркетинговые исследования. При этом клиент заинтересован в комплексном решении проблем организации и ведения бизнеса, в эффективной реализации проектов.

Взаимодействие хозяйственных механизмов, соответствующих современному развитию рынка услуг, со всей остротой требует совершенствования теоретической и методической базы формирования и развития рынка консалтинговых услуг. С одной стороны, признаки рынка налицо, существует целая сеть отечественных консалтинговых фирм, многие из которых имеют более или менее постоянных клиентов. В то же время спрос на их услуги пока недостаточно развит и слабо структурирован. Кроме того, зачастую этот спрос формируется под воздействием государства, органы государственного управления всех уровней также нередко выступают в роли заказчиков консалтинговых услуг, и их доля на отечественном рынке довольно значительна.

Рост спроса на консалтинговые услуги обусловливает превращение аудиторских, юридических и оценочных фирм в объединения компаний, оказывающих комплексный спектр услуг.

Вопросы, связанные с формированием и функционированием рынка консалтинговых услуг, являются весьма актуальными, в том числе и в аспекте совершенствования институциональных инструментов взаимодействия государства и науки, направленного на повышение профессиональной активности предприятий. Это и определило выбор темы и актуальность диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Проблемы формирования и развития рынка консалтинговых услуг в последнее годы получили широкое отражение в научной литературе. Методологические аспекты функционирования рынка консалтинговых услуг отражены в работах Ганеева Р.Р., Гончарова М.И., Гориславцева К.М., Демарцевой Л.Ф., Елмашева О.К., Ефремова В.С., Зеленина М.А., Курбатовой О.В., Лемзикова Г.А., Лузина А.Е., Посадского А.П., Уткина Э.А. и др.

Практическую сторону развития рынка как условия повышения эффективности консалтинговых услуг исследовали зарубежные ученые: Бейч Э., Бисвас С., Майстер Д., Макхэм К., Твитчелл Д., Туретт-Туржи К., Хайниш С., Холмс Э., и др.

Несмотря на активное развитие рынка консалтинга в России, в научных работах уделяется достаточно мало внимания анализу общей ситуации на рынке, тенденциям его развития, технологии продаж, особенностям продажи консалтинговых услуг, а также вопросам кадровой политики в консалтинговых компаниях. В теории и практике консалтинга накопилось много нерешенных проблем, в числе которых недостаточный уровень компетентности внешних консультантов и их ответственности за долгосрочные последствия своих рекомендаций. Слабо находит свое отражение наметившаяся тенденция к объединению различных консалтинговых компаний в консалтинговые группы и бизнес-интеграторы. Эти обстоятельства и предопределили выбор темы и направления диссертационного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном изучении закономерностей и особенностей развития рынка консалтинговых услуг как одного из условий формирования новых общественно-экономических отношений, при которых обмен и эффективное использование управленческих и информационных технологий в предпринимательской деятельности становятся основой стабильного экономического роста отечественных предприятий и организаций.

Для реализации поставленной цели в работе решались следующие задачи:

  • исследование сущности и особенностей консалтинговых услуг с целью выделения характерных сегментов и участников рынка консалтинговых услуг;

  • выявление проблем, особенностей и условий формирования рынка консалтинговых услуг на современном этапе развития рыночной экономики;

  • систематизация факторов, влияющих на конъюнктуру рынка консалтинговых услуг;

  • исследование организационно-экономического механизма формирования и функционирования рынка консалтинговых услуг;

  • оценка взаимодействия всех элементов рынка консалтинговых услуг;

  • выявление наиболее перспективных направлений развития рынка консалтинговых услуг, удовлетворяющих потребительский спрос и предложение в целом на рынке услуг;

  • разработка практических рекомендаций по формированию и развитию национального рынка консалтинговых услуг.

Объект исследования: рынок консалтинговых услуг в современных условиях хозяйствования и его роль в процессе формирования общественно-экономических отношений, при которых управленческие и информационные технологии становятся основой стабильного экономического роста страны.

Предметом исследования является формы, методы и инструменты формирования российского рынка консалтинговых услуг, решение которых будет способствовать экономическому росту отечественных предприятий и организаций.

Методологической основой исследования послужили базовые методы научного познания экономики, такие как диалектическая логика, синтез, анализ, метод статистического анализа, методы математического моделирования и экспертных оценок. Теоретическую основу исследования составили научные труды российских и зарубежных авторов в области экономической теории, международных экономических отношений, работы, посвященные проблемам регулирования отношений в сфере консалтинговых услуг.

Информационная база исследования. В качестве источников использовались также официальные материалы, характеризующие федеральный интегрированный рейтинг консалтинговых компаний России.

Теоретической основой исследования служат достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученных в области экономики, управления, планирования и развития рынка консалтинговых услуг.

В процессе проведения исследования были использованы методы, анализа и синтеза, логического, системного, экономико-статистического анализа, а также другие общенаучные методы.

Информационное обеспечение диссертации составили законодательные и нормативные акты органов власти РФ и РД, статистические сборники, рабочие материалы министерств и ведомств РФ и РД. В работе использовались материалы по проблематике исследования в монографиях и периодической печати.

Научная новизна диссертации заключается в совершенствовании теоретических и методических положений формирования и развития рынка консалтинговых услуг, а также в разработке комплекса практических мер, направленных на повышение результативности его функционирования.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

  • уточнено и дополнено содержание консалтинга как услуги, осуществляемой специализированными компаниями (группами), включающей в себя решение широкого круга вопросов экономики, финансов, права, внешнеэкономических связей на основе рационального выбора методов исследование рынка, маркетинговых программ, оценки условий совершаемых сделок и операций, удовлетворяющих потребительский спрос;

  • обобщены и классифицированы свойства консалтинговых услуг, определяющих специфическую природу коммуникационных процессов на рынке консалтинговых услуг;

  • проанализированы проблемы и выявлены особенности формирования рынка консалтинговых услуг, а также показатели и факторы, влияющие на его конъюнктуру и, соответственно, на изменение модели поведения потребителей консалтинговых услуг;

  • предложен методический подход к выбору целевого сегмента на рынке консалтинговых услуг, критериями которого являются емкость рынка, уровень цен, стабильность спроса, уро­вень конкуренции, обслуживания и рекламы;

  • разработан комплекс мероприятий, способствующих совершенствованию организации управленческого консалтинга на долгосрочную перспективу по одному из предложенных сценариев;

  • разработаны требования к компетенции консультанта как условия повышения эффективности консалтинговых услуг и основного ресурса консалтинговых компаний, позволяющего снизить нео­пределенность, возникающую у клиентов при потреблении результата их взаимодействия;

  • предложен методический подход к формированию нового участника рынка консалтинговых услуг– бизнес-интегратора, предоставляющего комплексный набор услуг по совершенствованию бизнес-процессов заказчиков с помощью информационных технологий в соответствии с тенденцией к слиянию классического управленческого и IT-консалтинга;

  • сформулированы рекомендации по основным направлениям развития рынка консалтинговых услуг в России.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты учитывают практический опыт зарубежных стран по развитию рыночных отношений и могут быть использованы для повышения эффективности экономики России на основе решения проблем формирования и развития российского рынка консалтинговых услуг. Выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы законодательными и исполнительными органами Российской Федерации при разработке нормативных актов регулирования отношений в сфере услуг.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на научно-практических конференциях проводимых в ДГТУ в 2007-2009 годах и нашли практическое применение в учебном процессе ДГТУ.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, приложения. Объем работы – 125 страниц машинописного текста, содержит 6 таблиц, 3 рисунка, список литературы включает 111 наименований.

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, определены его предмет, объект, цель и задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость выполненного исследования.

В первой главе диссертации «Теоретические основы формирования и развития рынка консалтинговых услуг» исследованы сущность и особенности консалтинговых услуг, выявлены проблемы и определены тенденции формирования рынка консалтинговых услуг на современном этапе развития; обоснованы факторы, влияющие на конъюнктуру рынка консалтинговых услуг.

Во второй главе диссертации «Организационно-экономический механизм функционирования рынка консалтинговых услуг» проанализировано современное состояние рынка консалтинговых услуг; раскрыт механизм взаимодействия участников рынка консалтинговых услуг; выявлены особенности функционирования консалтинговой группы на рынке услуг.

В третьей главе диссертации «Основные направления развития рынка консалтинговых услуг в России» определены тенденции развития управленческого консалтинга; разработаны требования к компетенции консультанта как условия повышения эффективности консалтинговых услуг; обоснованы наиболее эффективные направления развития рынка консалтинговых услуг в России.

В заключении обобщены результаты исследования, имеющие теоретическое и практическое значение.

В приложении размещен Федеральный интегрированный рейтинг консалтинговых компаний России.

Публикации. Основное содержание диссертационной работы отражено в 7 печатных работах, включая 1 работу в журнале из перечня ВАК. Общий объем научных публикаций по исследуемой проблематике составляет 2,14 п.л., в том числе авторских 1,69 п.л.
2. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Консалтинг представляет собой процесс оказания консультационных услуг, которые могут быть востребованы в любой сфере деятельности. Исходя из определения консалтинговой услуги, фирмы, предоставляющие их, больше контактируют с потребителями, нежели производственные фирмы. Предоставле­ние консалтинговых услуг производится непосредственно на ме­сте потребления. Это позволяет в значительной мере расширить возможности выбора методов рабо­ты, назначения на должности, составления гра­фика работы и осуществления контроля над все­ми операциями.

В тоже время, фирмы, предоставляющие консалтинговые услуги, из-за контак­та их с потребителями могут быть ограничены в выборе методов работы. Более того, организации, ориентированные на производство материальной продукции, могут со­здавать запасы выпущенных товаров, что позво­ляет им компенсировать некоторые потрясения рынка, вызванные изменениями спроса. Фирмы, предоставляющие консалтинговые услуги, не могут создавать запасы времени и являются более чувствительны­ми к изменениям спроса. Затраты на функционирование фирмы, предоставляющей консалтинговые услуги, намного разнообразнее затрат на функционирование производственной фирмы. Каж­дый раз при консалтинге возникают специфические отличия в расходах и, прежде чем их разрешить, необхо­димо установить причину их возникновения. Как показывает проведенный анализ, большинство исследователей данной проблемы определяют консалтинговую услугу, выделяя характеристики поставщика услуг: услуга, поставляемая квалифицированным персоналом, который является консультативным и сфо­кусированным на решении проблем клиента; она должна иметь идентификацию и профессио­нальную марку; она является заданием, данным покупателем про­давцу. На основании этого, ключевые характе­ристики фирм консалтинговых слуг состоят в следующем: основная доля издержек заключена в зарплате; служащие имеют различный опыт; комиссионные/оплата производятся в зависимос­ти от затраченного времени по отношению к раз­меру работы; служащие, как правило, обслуживают несколь­ких клиентов сразу; высший менеджмент стремится распределить свои усилия по разным клиентам, чтобы воздей­ствовать на экспертизу; профессиональный прогресс растет со сроком пребывания в должности, возрастом и опытом. Резюмируя, в работе дано следующее определение консалтинговой услуги: «независимая консультатив­ная, услуга, предлагаемая опытным персоналом в ответ на запросы организации или отдельных клиентов». В данном определении можно выделить следующие важные моменты:

  1. основным содержанием консалтинговых являются кон­сультации;

  2. консультации предоставляются независимыми от заказчиков лицами;

  3. поставщики услуг являются опытными, хотя и необязательно профессионально квалифициро­ванными, так как в целом ряде случаев более эффективны консультации менеджеров-практиков;

  4. потребители услуг есть предприятия и отдельные клиенты, требующие различные услуги, которы­ми надо управлять;

  5. услуга предоставляется в ответ на запрос заказчика.

В соответствии с международной практикой в зависимости от характера взаимодействия с клиентом в работе выделено три вида консалтинговых услуг: процессные (проектные), экспертные и обучающие (табл.1).

В зависимости от конкретных задач, на различных стадиях могут применяться комбинации этих трех методов. В России наибольшей популярностью пользуется именно обучающее, или экспертно-обучающее консультирование, тогда как в западных странах на первые позиции выходит процессное и процессно-экспертное

Что касается видов консалтинговых услуг в зависимости от решаемых задач клиента, в данной ситуации унифицированного (стандартного) списка не существует. Более того, разные консалтинговые компании по-разному классифицируют основные виды или направления консультационных услуг, руководствуясь собственным опытом.

Таблица 1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon План введение 2 раздел 1 анализ рынка услуг по доставке грузов 4...
Для этого, потребуется не один час кропотливой работы по изучению рынка, особенностей функционирования схожих предприятий, закрепление...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Основные направления маркетингового исследования рынка образовательных услуг высшего образования
Проведение исследования рынка образовательных услуг высшего образования необходимо для разработки маркетинговой стратегии вуза. В...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Управление развитием рынка оптических услуг: социальный аспект удк...
Келарев В. В. Управление развитием рынка оптических услуг: социальный аспект. Монография. Ростов на Дону, 2006
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Люби русский язык. Говори правильно и красиво
Цель: Развитие познавательного интереса к языку и речи; формирование навыков лингвистической и коммуникативной компетенции; развитие...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Развитие коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка посредством метода проектов
В настоящее время целью обучения иностранным языкам является формирование коммуникативной компетенции учащихся. Обучение школьников...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Формирование системы управления качеством услуг на предприятиях общественного питания

Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Т 46 Организационные начала публичного регулирования рынка медицинских услуг
Настоящая монография – третья под авторством Алексея Владимировича Тихомирова, известного специализацией в сфере охраны здоровья...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Журнал Современная экономика №11 (11) 2010
Влияние развития конкуренции на рынке образовательных услуг на формирование конкурентных преимуществ дополнительного профессионального...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Программа «Радуга»
России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование...
Формирование и развитие рынка консалтинговых услуг icon Мбдоу дскв №62 г. Нижневартовска Горбатенко Ирина Валерьевна Воспитатель...
Сенсорное развитие (от латинского sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции