Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов




Скачать 78.92 Kb.
Название Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов
Дата публикации 31.05.2014
Размер 78.92 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Экономика > Документы
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов
А.Л. Замула, директор колледжа СНГ Российского нового университета.

Вступление Российского государства на путь демократических преобразований привело к стремительному пробуждению национального самосознания населяющих его народов. Это выдвинуло на первый план социальные потребности личности, стремление обратиться к национальным истокам своего народа, открыть для себя богатства его традиций, языка и культуры. Вместе с тем распад единого геополитического пространства, устранение идеологических догм, формировавших национальную политику, напряженная социально – экономическая ситуация, обусловленная переходом к рыночному хозяйству, остро обозначили в стране проблему межнациональных отношений, породили настораживающую тенденцию к национальной нетерпимости и разобщённости. В сложившейся ситуации именно образование стало рассматриваться в качестве одного из естественных механизмов поддержания гражданского мира в обществе, гармонизации межэтнических отношений. Воспитание подрастающего поколения в духе осознания нашей общей исторической судьбы со всеми народами, населяющими Россию, и нашими ближайшими соседями, является одной из самых важных задач российского образования. С другой стороны, как показывает мировой опыт, привлечение трудоспособного населения и молодёжи из других стран – единственный путь стабилизации демографической ситуации.

Москва как крупный экономический и культурный центр и столица государства традиционно привлекала большие потоки мигрантов. По экспертным оценкам, численность мигрантов, находящихся на территории Москвы, составляет в настоящее время от 1,5 до 3 млн. человек (до 1 млн. человек – из регионов России и до 2 млн. человек из стран ближнего и дальнего зарубежья). Значительную долю составляют трудовые мигранты, в основном, из Украины, Молдовы, Армении, Грузии, Китая, Вьетнама, Туркменистана, Таджикистана, Узбекистана. И хотя по официальным данным доля иностранных работников в общем объёме занятых в экономике столицы невелика (менее 2%), реальная роль мигрантов в хозяйстве города гораздо выше, и их доля достигла к 2005 году почти 20% общего числа занятых.

Именно миграция вносит существенные изменения в этнический состав населения Москвы. Прежде всего, снижается доля русских, которая с 1989 года по 2004 год сократилась с 90,5 до 82,3%. Недостаточная включенность этнических мигрантов в повседневный культурный контекст города как принимающей стороны, отсутствие у них потребности придерживаться общепринятых традиций жителей Москвы или незнание этих норм (часто принимаемое коренными жителями за нежелание) стало ведущим фактором формирования в городе нетолерантного отношения к приезжим, а в некоторых случаях – и мигрантофобии.

Отсутствие целенаправленной политики адаптации и интеграции зарубежных мигрантов, в том числе средствами образования, может привести к необратимым последствиям. Складывающаяся в настоящее время ситуация вокруг миграционной проблематики и развернувшаяся в обществе дискуссия по данному вопросу требуют комплексного подхода к организации работы с семьями зарубежных мигрантов – как с детьми так и взрослыми, к созданию атмосферы толерантности в столице, для чего необходимо подключение системы упреждающей социально-культурной адаптации мигрантов.

В настоящее время в образовательных учреждениях Москвы выросло число учащихся – мигрантов из Молдовы, Латвии, Литвы (более чем в полтора раза по данным на 2004-2005 учебный год в сравнении с предыдущим учебным годом), Казахстана и Туркменистана (в два раза), Узбекистана (в три раза), Кыргызстана и Вьетнама (в пять раз). Для большинства мигрантов новых мигрантов характерно слабое знание русского языка, а многие из вновь прибывающих детей не владеют им вообще. У прибывающих «образовательных» мигрантов отсутствуют также достаточные для социализации знания об основах российского законодательства, культуры и истории, традиций и норм поведения в быту, то есть, они не интегрированы в российское и московское общество.

Отечественный и мировой опыт современных мегаполисов показывает, что при неизбежности значительных миграционных потоков только сфера образования и воспитания способна обеспечить социокультурную и, прежде всего, языковую адаптацию детей мигрантов и тем самым в значительной мере предотвратить маргинализацию.

Целью обучения и воспитания является включение детей мигрантов в социальное и культурное пространство города, воспитание установок законопослушания и уважения к российским и столичным традициям, создания возможности реального участия их в жизни Москвы и других субъектов РФ. Одной из основных целей социокультурной интеграции является воспитание культуры межнационального общения и толерантного поведения в поликультурном мегаполисе, что поможет избежать формирования изолированных мигрантских сообществ и субкультур.

В этой связи и в соответствии с концепцией модернизации системы образования Российской Федерации, необходимостью формирования единого межнационального образовательного пространства стран СНГ, формирования толерантности к людям другой культуры и укрепления межнациональных отношений, возрастанием значимости среднего профессионального образования, качественного обновления его содержания и в связи с изменением профессионально – квалификационной структуры рынка труда, принято решение об открытии в составе Российского нового университета образовательного комплекса «Колледж СНГ», реализующего модель поликультурного образования.

Образовательный комплекс «Колледж СНГ» - это:

- формирование в условиях новой парадигмы образования гармоничного человека единого мира;

- формирование единого толерантного межнационального образовательного пространства СНГ;

- возможность получить в Москве необходимый уровень образования студентам любой национальности;

- возрождение национальных культур и промыслов;

- подготовка современных специалистов и рабочих кадров, необходимых рынку труда;

- развитие системы профессиональной ориентации представителей различных национальностей;

- развитие сетевой системы подготовки специалистов различных специальностей на договорной основе колледжа с другими образовательными учреждениями;

- реализация программ среднего профессионального образования с применением дистанционных образовательных технологий;

- развитие дистанционной системы социально-культурной адаптации мигрантов;

- содействие занятости национальных преподавательских кадров;

- развитие целевой контрактной подготовки специалистов и рабочих кадров на основе договоров (контрактов) с работодателями различных форм собственности;

- возможность проведения встреч, дней национальных культур, презентаций и других мероприятий;

- проведение олимпиад, конкурсов, ярмарок-выставок, спартакиад и других мероприятий.

Колледж СНГ - это инновационная, многонациональная, многофункциональная структура, созданная как результат взаимодействия заинтересованных организаций различных форм собственности и различных стран.

В образовательном комплексе «Колледж СНГ» реализуется программы начального и среднего профессионального образования по различным формам обучения с предоставлением в последующем возможности получения высшего образования в Российском новом университете и других ВУЗах России в сокращенные сроки. В учебном процессе широко применяются инфокоммникационные образовательные технологии, и в первую очередь технологии дистанционного обучения. Центр дистанционного обучения в колледже был создан в 2006 году. Была определена главная цель данного образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда и содействие социально-культурной адаптации граждан стран бывшего постсоветского пространства, готовящихся к миграции в Российскую Федерацию. В Центре дистанционного обучения колледжа СНГ РосНОУ обучаются студенты и слушатели из России, стран дальнего и ближнего зарубежья - Азербайджана, Армении, Белоруссии, Узбекистана, Молдавии, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Украины, Иордании и др.

Обучение студентов с применением дистанционных технологий проводится по заочной форме в сочетании с экстернатом, а обучение слушателей, по программе довузовской подготовки «школа – колледж». Именно система «Школа – колледж» служит социально-культурной адаптации будущих мигрантов. Обучаясь в учреждениях общего образования своих стран, слушатели колледжа СНГ одновременно (параллельно) осваивают предметы профессиональной и дополнительной подготовки. В образовательных стандартах общей школы стран СНГ, к сожалению, появились существенные различия, поэтому на начальной ступени обучения создано Подготовительное отделение коррекции, где обучающиеся дистанционно совершенствуют знание русского языка и других предметов. Особое место занимают программы изучения системы правовых отношений РФ, истории России, культуры народов РФ. Это в значительной мере помогает избежать «культурного шока» при переезде в Россию.

При обучении используются автоматизированные системы серверов Российского нового университета, в том числе автоматизированная система собственной разработки «Space», предназначенная для сетевого варианта дистанционного обучения. Занимаясь дистанционно, обучаемые осваивают учебный материал, используя Интернет – ресурс и электронные учебно – методические комплекты. Промежуточная аттестация (текущие экзамены и зачёты) проходит так же через автоматизированные системы обучения.

Учебный процесс обеспечивают высококвалифицированные преподаватели, доктора и кандидаты наук, специалисты в области межнациональных отношений, психологи.

В настоящее время проходят апробацию дистанционные обучающие курсы «Межкультурная деловая коммуникация» и «Кросскультурный менеджмент» с методикой психологических тренингов делового общения. В 2008 году колледж приступает к реализации проекта «Виртуальный центр социальной адаптации мигрантов».

Цели проекта:

- содействие развитию толерантной среды средствами электронной информации;

- обеспечение правопорядка в сфере межнациональных отношений и соответствия принятым международным нормам в области политики толерантности;

- воспитание культуры толерантности через систему образования;

- организация взаимодействия органов государственной власти и этнических объединений.

Перед педагогическим коллективом колледжа стоят сложные задачи – реализация российского стандарта среднего профессионального образования, формирование общероссийского национального самосознания, российской гражданской идентичности и одновременно – этнической, культурной самобытности образовательных мигрантов. При этом воспитание уважения и сопричастности к гражданским обществам соответствующих иностранных государств и национальным общинам российских этносов не противоречит этой цели. Решение этих задач возможно только в развитии сотрудничества со всеми заинтересованными лицами, организациями, государственными и межгосударственными координационными структурами.
Литература:

  1. Горячёв Ю.А. Школа интеграции в контексте миграционных процессов. // Этнодиалоги. – М.2006. №1. 56 с.

  2. Замула А.Л. Развитие образовательных комплексов в системе среднего профессионального образования.- Волгоград.2005.// 82 c.

  3. Швецова Л.И. Приоритетные цели и задачи миграционной политики в Москве//Этносфера. М.2005 №8. 79 с.

  4. Формирование культуры межнациональных отношений учащихся образовательных учреждений Москвы в современных условиях - М.: Московский институт экономики, политики и права, 2006. – 160 с.

  5. Тенденции и проблемы развития учреждений национального образования Москвы.-М.: «Центр развития инноваций педагогике», 1997.- 144 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Организация учебного процесса в дистанционной форме: проблемы информационной безопасности
Совсем недавно в литературе практически не разделяли понятий заочное обучение и дистанционное, дистанционное обучение и образование,...
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Проект развития образования компонент «высшее образование»
Нфпк «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» и «Поддержка академических инициатив в области социально-экономических...
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Проект развития образования компонент «высшее образование»
Нфпк «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» и «Поддержка академических инициатив в области социально-экономических...
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Уникальность корпоративного предложения откройте секрет настоящей выгоды
Бесплатное дистанционное консультирование по всем вопросам обучения, развития, мотивации, адаптации и оценки персонала – всегда!
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Экономика и управление социально-культурной сферой» высших учебных...
К 12 Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб пособие. — 2-е изд. — Мн.: Новое знание, 2001. — 216с. — (Экономическое образование)
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Урок-панорама на тему «Глоток свободы. Диссидентство как явление...
Диссидентство как явление общественной и культурной жизни 60-х – 70-х годов двадцатого века
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Программа курса по социальной работе отечественный и зарубежный опыт
А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б5»
Фгос впо (федеральный или региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного выпускника...
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon 1. Общие положения
«Программа адаптации новых сотрудников» предназначена для введения единой формы процедуры адаптации во всех структурных подразделениях...
Дистанционное образование как компонент социально-культурной адаптации мигрантов icon Пояснительная записка рабочая программа по «Занимательной математике»...
Рабочая программа по «Занимательной математике» в 4 классе разработана как компонент образовательного учреждения. Содержание рабочей...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции