социальная адаптация молодежи на рынке труда россии
|
Быданова Е.Н., аспирантка Института экономических и социальных проблем в образовании Бургундского университета, Франция (2006 г.)
Программа патриотического воспитания молодежи в России должна строиться с учетом изменений в характере современной российской молодежи. Важно знать, каковы ценностные ориентации молодых людей, и в каких условиях происходит идейное становление и воспитание молодой личности на сегодняшний день.
Исследование, проведенное среди студентов крупных вузов Екатеринбурга с 1993 по 1996 гг. показало, что основным качеством молодежи является способность адаптироваться к новым условиям.
Следует отметить, что молодежь самостоятельно адаптируется к сложной экономической ситуации в стране. Ряд факторов влияет на то, что отношение молодежи к происходящим в обществе процессам меняется. Слабая поддержка государства, отсутствие соответствующих институциональных механизмов, неудовлетворительная работа служб занятости, с одной стороны, и финансовая и моральная неспособность родителей (которые, зачастую плохо разбираются и адаптируются к происходящим экономическим и социальным изменениям) оказать необходимую помощь, с другой, вынуждают молодых людей к самостоятельному принятию решений во всех сферах жизни. Как следствие, формируется новый характер молодежи, основанный на таких качествах как предприимчивость и инициативность.
В то же время в жизненных установках молодежи зачастую наблюдаются явные противоречия. Дух предприимчивости, характерный для рыночной экономики, уживается с бюрократическим «рынком связей» , определяющим пути и средства получения материальных, статусных, профессиональных благ и ценностей.
Можно отметить значительное размежевание молодежи, деление на многочисленные группы и классы. В первую очередь, это деление молодежи на социальные классы, в зависимости от материального состояния и рода деятельности родителей. Следующий тип дифференциации - по уровню образования. Молодые люди, которым удается получить высшее образование (доступ к которому становиться все более и более неравноправным для различных слоев населения), имеют потенциальные преимущества в карьерном, финансовом и идейном развитии: полученные в вузе знания и навыки позволяют им лучше ориентироваться и адаптироваться к современным условиям. Другая классификация молодых людей основана на мотивационной направленности. Так, например, «карьеристы» нацелены на максимальную реализацию внутреннего потенциала своей личности и своих профессиональных способностей, они мобилизуют все необходимые средства для реализации своих целей. Именно эта категория молодежи интересует кадровые отделы компаний, следовательно, представители этой группы имеют больше шансов найти работу.
Приблизительно половина молодых людей пребывают в «аморфном» состоянии. У них нет четкого представления о том, чем заниматься в жизни, насколько их знания и навыки нужны обществу в данный момент.
Третьи - это потенциально способные и перспективные специалисты, но их главная проблема - незнание способов поиска работы, технологий личностного роста, границ своих возможностей.
Важной чертой современной молодежи является «неверие». Уже в 1994 г. опрос, проведенный среди московских студентов, свидетельствует о недоверии молодых людей к государству и политическим структурам. Кризис политического доверия налицо в молодежной среде, аполитичность выступает существенной чертой, характеризующей молодой поколение. Этот фактор оказывает негативное воздействие на формирование патриотического отношения к своей стране среди молодежи. Патриотизм основывается на любви и бережном отношении к Родине, гордости за свою культуру и нацию. Любовь к Родине должна быть взаимной, нельзя ждать или требовать от российских граждан патриотизма до тех пор, пока государство не может гарантировать уважительного отношения к своим гражданам. Эта проблема является основной на сегодняшний день.
Таким образом в современных сложных экономических условиях вопросы патриотического, духовно - нравственного становления общества молодежи приобретают все более важное значение. Программа патриотического воспитания молодежи должна строиться с учетом изменяющегося характера российской молодежи.
Необходимо обращать внимание на широкую дифференциацию молодежи и адаптировать патриотическое воспитание к различным группам. Следует помнить, что современная молодежь привыкла свободно мыслить и выбирать, навязывать идеологическое воспитание и обязательные патриотические занятия в некоторых случаях может быть бесполезным занятием. Инструментальным аппаратом для патриотического воспитания могут служить лишь объективные знания, знания истории и культурного наследия страны (например, в рамках школьной программы, на внешкольных занятиях, организация встреч представителями старшего поколения, с участниками войны и т.д.).
Литература:
1.Меренков А.В. Рыночные ориентиры студенчества, Социс, 1998, с. 97 - 100
2.Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-ых - социокультурная динамика, Социс, 2000. с.56 – 63
3.Ковалева Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода,Социс,1995, № 1, с.142 - 145
|
|